Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.
Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.
История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб.
Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.
Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.
Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.
Проблематика пьесы
Произведение наделено большим спектром проблем. В одном небольшом произведении Алексей Максимович затрагивает наиболее актуальные на то время вопросы, которые существуют и в наше время:
- Столкновения между жильцами лачуги, а также со своей жизнью — одна из основных проблем. Общение этих людей показывает их отношения друг с другом: вечные ссоры, несогласование во мнениях, стычки по глупым причинам. Они должны научиться предотвращать конфликты, жить в мире и согласии, это облегчило бы существование. Бедные люди объединяются в пьесе одной общей проблемой, но вместо того, чтобы общими силами её решить, порождают новые. Главная причина заключается в том, что жильцы разучились разумно воспринимать жизнь и видеть в ней хорошее.
- Отсутствие гуманизма — ещё одна серьёзная загвоздка в рассказе. На примере девушки Анны, которая находится при смерти, можно рассмотреть эту проблему: герои не замечают её, не приходят на помощь. В этом случае появляется мысль, что если человек опускается на дно, то ему больше не нужна помощь, каждый борется сам за свою жизнь. Жестокое отношение к себе и другим появляется из-за привычного образа существования — пьянок, драк, издевательств, которые только уменьшают желание жить и быть счастливым.
- Безнравственность рассматривается из-за жизни, которую ведут герои по причине своего положения в обществе. Нищета негативно сказывается на обитателях ночлежки. К примеру, Настя работает девушкой по вызову, в большом количестве употребляет спиртные напитки, занимается воровством.
Композиция
Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.
Действующие лица
Сатин — мужчина лет сорока. В прошлом жил нормальной жизнью, служил телеграфистом, но попал в тюрьму, вступившись за сестру. Теперь зарабатывает шулерством. Предпочитает горькую правду самообману.
Актёр — мужчина лет сорока. В прошлом актёр театра (псевдоним Сверчков-Заволжский). Опустившийся алкоголик. Очень дорожит воспоминаниями о прошлой жизни.
Лука — загадочный персонаж, мужчина лет шестидесяти. Философ.
Васька Пепел — молодой мужчина, вор, постоянный обитатель ночлежки.
Андрей Дмитриевич (Митрич) Клещ — безработный слесарь. Верит, что вырвется из ночлежки и станет работать, как прежде.
Анна — жена Андрея Клеща.
Настя — проститутка, молодая девушка. Мечтает о большой чистой любви.
Бубнов — ремесленник, производит картузы (головные уборы вроде кепки). Ушёл в ночлежку, когда жена нашла другого. Признаёт, что лентяй и алкоголик.
Барон — молодой мужчина, обнищавший дворянин.
Квашня — торговка пельменями, женщина средних лет.
Алёшка — молодой сапожник.
Кривой Зоб и Татарин — крючники (переносят с помощью крюка тяжёлые грузы).
Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежного дома.
Василиса Карповна — жена Михаила Костылёва, молодая женщина.
Наташа — младшая сестра Василисы Карповны.
Медведев — полицейский, дядя Василисы Карповны и Наташи.
Акт 1
Ночлежка затхлая и своим видом напоминает пещеру.Клещ сидит у стены и перебирает ключи, чтобы открыть старые замки. Посередине комнаты стоит обшарпанный стол, у которого Квашня занимается едой.
Юная Настя, поглощена чтением потрепанного романа. Актер расположился на печи и валяется. Барон поедает хлеб. Чахлой Анне становится все хуже: нестираная занавеска скрывает ее, слышится женский кашель. Бубнов забрался на нары и приступает к шитью кепки.
Квашня начинает говорить с Бароном и утверждает, что после неудачного опыта замужества, ни на что не променяет свободу. Это рассмешило Клеща: он обвиняет ее во лжи и говорит, что женщина с радостью выйдет за Медведева, сватавшегося к ней. Торговка парирует это тем, что предыдущую супругу он измучил.
Барон отбирает у Насти книгу и высмеивает ее название: «Роковая любовь».
Измученная Анна, упрашивает всех прекратить шуметь, чтобы она могла тихо уйти в мир иной.
У Сатина, Актера, Клеща и Бубнова заводится непринуждённая беседа. Сатин ударяется в воспоминания: когда-то, он был благородной персоной. Бубнов говорит о временах, когда у него было «собственное заведение».
Актер утверждает, что талант стоит выше всякого образования.
Входит Костылев, ищет супругу. У Васьки Пепла перед комнатой, есть некое подобие двери и стен – хозяин стучится к нему. Хочет поговорить с вором, но тот выдворяет его.
Костылев удаляется прочь.Все начинают с насмешкой обсуждать интрижку Васьки с Василисой, женой ушедшего мужчины.Сатин выпросил у Васьки денег, начал рассуждать о способах заработка на жизнь. Он убежден, труд должен приносить удовольствие. Работать, потому что так должно – настоящее рабство.Сатин и Актер покинули ночлежку.
Вместе с Наташей приходит новый жилец, Лука. Васька пытается пофлиртовать с ней, но женщина обрывает его заигрывания.Врывается Алешка. Он изрядно выпил и сетует на жизнь.Не может понять, чем он хуже остальных и отчего его отовсюду прогоняют.
Васька говорит Клещу, что он тратит время в пустую, пытаясь трудиться.
Клещ отвечает, что хочет заработать и вернуться к нормальной жизни, покинуть ночлежку, обитатели которой «без чести и совести». Васька утверждает, что Клещ не лучше местных жителей.Барон и Васька вышли.
Алешка выгнан пришедшей Василисой. Та начинает отчитывать народ за непорядок. Спрашивает, приходила ли Наташа к Пеплу. Уходит.
Из сеней раздаются вопли: Василиса с кулаками накинулась на сестру. Квашня, Бубнов и Медведев пошли, чтобы оттащить ее от Наташи.
Акт 1
Ночлежка затхлая и своим видом напоминает пещеру.Клещ сидит у стены и перебирает ключи, чтобы открыть старые замки. Посередине комнаты стоит обшарпанный стол, у которого Квашня занимается едой.
Юная Настя, поглощена чтением потрепанного романа. Актер расположился на печи и валяется. Барон поедает хлеб. Чахлой Анне становится все хуже: нестираная занавеска скрывает ее, слышится женский кашель. Бубнов забрался на нары и приступает к шитью кепки.
Квашня начинает говорить с Бароном и утверждает, что после неудачного опыта замужества, ни на что не променяет свободу. Это рассмешило Клеща: он обвиняет ее во лжи и говорит, что женщина с радостью выйдет за Медведева, сватавшегося к ней. Торговка парирует это тем, что предыдущую супругу он измучил.
Барон отбирает у Насти книгу и высмеивает ее название: «Роковая любовь». Измученная Анна, упрашивает всех прекратить шуметь, чтобы она могла тихо уйти в мир иной.
У Сатина, Актера, Клеща и Бубнова заводится непринуждённая беседа. Сатин ударяется в воспоминания: когда-то, он был благородной персоной. Бубнов говорит о временах, когда у него было «собственное заведение».
Актер утверждает, что талант стоит выше всякого образования. Входит Костылев, ищет супругу. У Васьки Пепла перед комнатой, есть некое подобие двери и стен – хозяин стучится к нему. Хочет поговорить с вором, но тот выдворяет его.
Костылев удаляется прочь.Все начинают с насмешкой обсуждать интрижку Васьки с Василисой, женой ушедшего мужчины.Сатин выпросил у Васьки денег, начал рассуждать о способах заработка на жизнь. Он убежден, труд должен приносить удовольствие. Работать, потому что так должно – настоящее рабство.Сатин и Актер покинули ночлежку.
Вместе с Наташей приходит новый жилец, Лука. Васька пытается пофлиртовать с ней, но женщина обрывает его заигрывания.Врывается Алешка. Он изрядно выпил и сетует на жизнь.Не может понять, чем он хуже остальных и отчего его отовсюду прогоняют. Васька говорит Клещу, что он тратит время в пустую, пытаясь трудиться.
Клещ отвечает, что хочет заработать и вернуться к нормальной жизни, покинуть ночлежку, обитатели которой «без чести и совести». Васька утверждает, что Клещ не лучше местных жителей.Барон и Васька вышли.
Алешка выгнан пришедшей Василисой. Та начинает отчитывать народ за непорядок. Спрашивает, приходила ли Наташа к Пеплу. Уходит. Из сеней раздаются вопли: Василиса с кулаками накинулась на сестру. Квашня, Бубнов и Медведев пошли, чтобы оттащить ее от Наташи.
Смысл пьесы
Своим произведением Максим Горький хотел донести до читателей простую мысль – все люди, независимо от толщины кошелька и социального статуса, одинаковы и имеют равные права на жизнь и счастье. Отличие может заключаться лишь в характере и воспитании, благодаря которым проявляются особенности личности каждого из нас. В любой момент жизнь может обернуться так, что тот, кто еще вчера чувствовал себя любимчиком Фортуны, может оказаться на самом дне. И вот здесь кроется главное коварство – потеряв все ценности, утратив смысл жизни, человек перестает держать себя в рамках, в нем просыпаются самые отвратительные черты и качества.
Главная мысль пьесы заключается в том, что жизнь – это страшная мясорубка, безжалостно перемалывающая людские судьбы. Она способна сломать даже самого сильного духом, сделав из него жалкое ничтожество, ожесточенное на весь мир и равнодушное к чужой боли. Виновным же в таком падении будет не только сам человек, но и все общество, которое вместо того, чтобы протянуть руку помощи, подло сделает подножку. Но не стоит жалеть тех, кто оказался на дне. В подавляющем большинстве случаев они сами виноваты в том, что оказались в таком положении. Их лень, равнодушие и порочность являются тем замкнутым кругом, из которого они попросту не хотят вырваться. Ведь гораздо проще обвинять во всех бедах судьбу, нежели самого себя.
Максим Горький дает очень четкую авторскую позицию. Он уверен, что жалость лишь еще больше развратит бедняка, усугубит его пороки. Ему нужно оказывать реальную помощь, а именно – предлагать работу, чтобы он мог честно трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Только так можно выйти на новый уровень, изменить жизнь к лучшему. В этом и заключается философский смысл произведения. В противостоянии истинного и ложного гуманизма победа всегда будет за тем, кто не боится открыто говорить правду, даже в ущерб себе. Независимость дается непростой ценой, а именно – с готовности преодолеть себя, свою лень и страхи.
Проблемы
Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.
- Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
- «Истина или сострадание?» — другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
- Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
- Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.
Действие I
Произведение начинается весенним утром. Торговка Квашня рассуждает о замужестве. Она утверждает, что не будет вписываться в паспорт к мужчине, отдаваться ему в крепость. Барон слушает и ест хлеб. В беседу вклинивается Клещ, он спорит с ней. По его мнению, женщина хочет обвенчаться с Абрамкой. Квашня ругается. Барон хватает книгу из рук увлеченно читающей Насти. Он со смехом читает название – «Роковая любовь». Девушка просит отдать ей книгу, начинается шум. Больная Анна просит не кричать, перестать ругаться, но ее никто не слушают. Квашня жалеет женщину и предлагает ей поесть, Анна глухо кашляет и отказывается.
Просыпается Сатин, он не помнит, что было вчера, чувствует – избит, а за что, не знает. Жильцы спорят, никто не хочет прибираться, забыли, чья очередь.
Анна предлагает мужу Клещу оставленные для нее Квашней теплые пельмени. Актер объявляет, что доктор нашел причину болезни: «организм отравлен алкоголем». Он и Сатин вспоминают сложные умные слова. Человеческая речь им надоела, хочется нового, неизвестного. Сатин был телеграфистом, поэтому встречал много новых понятий, читал книги.
В ночлежке появляется Костылев. Он прислушивается к тому, что происходит в углу у Пепла, за перегородкой. Хозяин требует от Клеща вернуть долг, 2 рубля. Между мужчинами начинается спор, слесарь уходит на улицу. Михаил Иванович тревожит сон Пепла. Сатин посмеивается, он понимает, что хозяин ищет жену. Пепел гонит их. Он увлечен другой – сестрой Василисы — Наташей. Разговор переходит на рабочих, на честь и совесть. Кому они нужны? По его мнению, только тем, кто богат или при власти.
Наталья вводит в ночлежку старика. Это Лука. Она обращается к Клещу, просит забрать Анну с кухни, куда отвела ее погреться. Девушка признается, что боится смерти. Пепел хвастается смелостью, готов принять гибель, лишь бы от «чистой» души. Пепел надсмехается над бывшим аристократом, за стопку просит полаять.
Клещ надеется, что вырвется из погреба, уйдет из ночлежного дома.
В комнате остаются двое: больная Анна и старец Лука. Анне кажется, что он похож на ее отца. Батюшка был ласковым и мягким. Лука согласен: он мягкий, его много «мяли» в жизни.
Действие завершается криками. Где-то за кулисами Василиса бьет Наталью, ей не нравится, что Васька сменил интерес к ней на ухаживание за сестрой. Постояльцы бегут разнимать женщин.
Акт третий
Постояльцы беседуют на заднем дворе ночлежки, пустыре. Настя излагает свою историю любви с французом, и сама в нее верит. Барон высмеивает ее. Наташа поддерживает Настю: она тоже мечтает о хорошем, несбыточном. Ей кажется, что всем людям живется несладко. Клещ ожесточен, ему обиднее всего, что у некоторых людей есть все, а у других – ничего. И безысходную правду о себе он знать не хочет, и надеяться не на что, и работы нет для него. Вступается за Настю и Лука. Наташа называет его добрым дедушкой. Он отвечает, что «жалеть людей надо». Как всех жалел Христос. Он добавляет, что скоро уйдет из ночлежки.
Пепел зовет с собой Наташу в новую жизнь, хотя бы и в Сибирь, жить и работать. Он боится ему поверить. Приходит Костылев и с неприязнью выспрашивает у Луки, куда собрался и зачем. Слово за слово, и Костылев гонит его из ночлежки, как какого-нибудь беглого каторжника.
Актер не пьет и по-прежнему горит идеей ехать в город, где его могут излечить от тяги к выпивке. Сатин считает это пустой затеей. Выясняется, как он попал на это «дно»: вступился за честь сестры, убил негодяя. После тюрьмы остался не у дел. Из квартиры Костылевых слышится крик Наташи: «Убивают!». Она побита, а ноги обварены кипятком. Начинается суматоха, общая драка. Вбегает Пепел, видит, в каком состоянии Наташа, и с ходу бьет Костылева. Тот умирает. Василиса указывает на Пепла как на убийцу. Наташа не доверяет уже никому, думает, что сестра с Пеплом задумали убить и Костылева, и ее. Зовут полицейских.
Акт четвертый
Герои все в том же подвале ночлежки. Только Луки среди них нет: он ушел в этой неразберихе. Настя и сама не прочь уйти, куда глаза глядят. Ей в спутники с насмешкой прочат Актера. Затевается спор о правде и лжи. И Клещ и, неожиданно, Сатин спорят с Бароном, назвавшим Луку шарлатаном. Они убеждены, что старик если и «врал», то лишь из жалости, чтобы подарить людям надежду. И потому надо уважать каждого человека, особенно ребятишек – среди них всегда найдутся те, кто родился на счастье, пользу не только себе, но и другим.
Барон вспоминает былую славу своего рода. Настя нарочно зовет его выдумщиком, совсем как он ее. Она же рассказывает всем, что Наташа из больницы ушла и больше ее никто не видел. Пепел и Василиса под следствием. Сатин утверждает, что Ваське большого срока не дадут, а Василиса и сама вывернется.
Сатин увлеченно рассуждает о том, что человек – «это звучит гордо». Барон сомневается в этом, оглядываясь на прожитые годы. Актер соскакивает с печки, отчего-то просит помолиться о нем, и выбегает из подвала. Все шутят, потом затягивают песню. В этот момент в дверях показывается Барон. Он и объявляет всем, что там, на пустыре, повесился Актер. Во внезапной тишине Сатин произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»
Тема
В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.
Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.
Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.
Акт второй
Жильцы играют в карты да шашки. Сердобольный Лука примостился возле кровати Анны, горюющей, что не было у нее в жизни радости. Да и муж то и дело поколачивал. Лука просит ее еще немного потерпеть, отдых только после смерти будет. Актер берется читать стихи, но память у него уже не та. Лука сочувствует и ему: пьянство побороть можно, стоит только захотеть. Уже и лечебницы бесплатные для таких горемык есть. Актер тронут его участием.
Мимоходом Бубнов упоминает свой путь в ночлежку: взялась жена его обманывать с работником. Хотели его со свету сжить. Вначале Бубнов решил убить изменницу, а после одумался, да и ушел. Жаль, хозяйкой мастерской значилась жена. Теперь он осваивает шитье шапок, да не сильно ладится это дело.
Приходит Пепел и интересуется состоянием Наташи. Медведев требует, чтоб он не совал нос в отношения сестер. В отместку вор угрожает сдать Костылева с женой как наводчиков и скупщиков краденого. Лука советует Пеплу оставить ночлежку и податься в Сибирь: человек он молодой, мог бы жить честным трудом. Пепел удивляется, сколь сильна в старике вера, что есть на свете хорошие места и люди, способные исправиться. Он выпытывает у Луки, есть ли Бог. Тот отвечает: «Коли веришь – есть; не веришь – нет».
В разговор вмешивается Василиса – и получает отпор от Пепла. Он порывает с ней отношения: «В женщине – душа должна быть… Мы – звери». Василиса открыто просит его освободить от постылого мужа. Взамен она даст ему и денег, и Наташу отпустит. Но Пепел знает, что за убийство окажется на каторге. А в выигрыше будет одна Василиса. К ним подкрадывается Костылев, бранит и жену, и Ваську. Утихомиривает всех Лука. Он же первый замечает, что Анна скончалась.
Обитатели ночлежки собираются вокруг покойницы. Актер поглощен надеждой вылечиться, вернуть себе имя, и начать другую жизнь. Наташа сетует, что об умершей никто слова доброго не сказал. Лука возражает, что и «живых – не жалеем». У Клеща средств на погребение нет.
Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.
Критика
Пьеса Максима Горького «На дне» стала тем знаковым произведением в творчестве писателя, которая еще больше прибавили ему популярности, закрепив славу борца за социальную справедливость.
Горький прекрасно разбирался в данной теме, поскольку ему самому довелось хлебнуть немало невзгод, преодолеть множество испытаний на своем жизненном пути. Будучи выходцем из простой семьи, сиротой, писатель отлично разбирался в насущных проблемах простонародья.
Произведения Максима Горького всегда производили сильное впечатление на публику, никого не оставляя равнодушным. Он стал популярным писателем еще при жизни: среди прогрессивно мыслящей публики было модным читать его произведения, посещать театральные выступления на основе его творений. Максим Горький работал в непростое время, когда в России зарождался и с каждым годом все более усиливался дух противостояния разных социальных слоев, недовольство действующей властью приобретало поистине огромный масштаб. Монархия уже не удовлетворяла потребности народа, и общество было готово к серьезным переменам. Именно поэтому произведения Горького, в которых он поднимал насущные проблемы, так были популярны в начале ХХ столетия. Одной из таких работ и стала пьеса «На дне», которая очень точно и метко показывала обществу те проблемы, который существовали в социуме и никак не решались. Благодаря писательскому таланту Горького все персонажи пьесы поражают воображение колоритностью образов и вместе с тем пугающей реальностью. Возможно, именно поэтому произведение не перестает быть востребованным и интересным для публики вот уже более ста лет.
История создания
Первые задумки будущей пьесы зародились у Горького ещё за год до ее написания. В разговоре с Константином Сергеевичем Станиславским автор рассказал, что хочет создать произведение о жителях ночлежки, которые опустились на дно общества. В 1900 году были сделаны наброски. В этих годах Алексей Максимович активно увлекается работами Чехова, их постановками в театрах и игрой актёров. Это сыграло важную роль в создании автором пьесы в новом жанре.
Первая половина 1902 года стала датой окончательного написания «На дне», а в декабре произведение было поставлено на сцене МХАТ, где одну из главных ролей играл Станиславский. Горький перебрал несколько названий: «На дне жизни», «Дно», «Без солнца», но последний и окончательный вариант был выбран Леонидом Андреевым.
Незадолго до написания пьесы случился тотальный кризис: безработица, закрытие фабрик и заводов, массовый голод охватили Россию. Главной задачей создания «На дне» было поднятие культурного уровня у населения. Постановка пьесы вызвала неоднозначное мнение у граждан: кто-то говорил о ней с чувством зависти, кто-то с восторгом, другие — с возмущением. И всё же она вызвала массовое обсуждение, а значит, приблизила создателя к поставленной цели.
Акт 1
Начинается с описания ночлежки. Перед нами нищенское жилище, где ободранные стены, вместо кроватей нары, а потолок давит на жителей. На постели лежит умирающая от чахотки Анна. Остальные жители ночлежки ведут спор о том, кто должен дежурить. Из диалогов героев мы понимаем, что Актер спился, он говорит, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же питает страсть к трудным словам, а их он знает немало, так как раньше работал на телеграфе и много читал. Пепел — вор, которому легко достаются деньги. Клещ — слесарь, который надеется на то, что после смерти жены Анны он сможет покинуть ночлежку. Василиса, жена хозяина ночлежки Костылева, влюблена в Пепла и преследует его. А Пепел же неровно дышит к ее сестре Наталье, которую старшая сестра страшно тиранит. Краткое содержание «На дне» не может передать всего того, что происходит в ночлежке. Люди не понимают друг друга, не поддерживают, хотя попали в одинаковое положение. Напротив, они издеваются друг над другом, подтрунивают, оскорбляют и грубят. Появляется новый житель — Лука. Он странник, пожилой, его приводит Наташа.
Темы
Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.
Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться
В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев
Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.
Вывод
Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.
Предыдущая
Краткое содержание«Мы» краткое содержание романа Замятина – читать пересказ онлайн
Следующая
Краткое содержание«На западном фронте без перемен» краткое содержание романа Ремарка – читать пересказ онлайн