Краткое содержание
Старые знакомые помещика Алехина Буркин и Иван Иваныч завтракали у него в гостях и вели беседу. Разговор зашел о красавице Пелагее, горничной в доме Алехина, которая, оказывается, питала сердечную приязнь к повару Никанору. Этот повар был неприглядной наружности, вдобавок пил и дрался. Дурной нрав и вредная привычка удерживали Пелагею от желания выйти за него замуж, а тот был набожным, жить без брака с ней не хотел и под пьяную руку поколачивал красавицу.
В размышлениях о происхождении любви Павел Константинович Алехин пришел к выводу, выраженному библейскими словами, — «тайна сия велика есть». Он также говорит об особенностях русских порядочных людей, попавших в любовный водоворот, задаваться «роковыми вопросами»:
От общих рассуждений Алехин перешел к своей истории.
По окончании университета он прибыл в родовое имение Софьино, на котором был значительный долг, оставленный отцом. Молодой хозяин решил во что бы то ни стало выплатить долг, и стал работать наравне с крестьянами.
Алехина как человека с университетским образованием выбрали в почетные мировые судьи. Поездки в город и присутствие на заседаниях суда были для него развлечением, отдыхом от тяжкого труда. На одном заседании герой завязал знакомство с судейским чиновником Дмитрием Лугановичем, приятным человеком, «милейшей личностью».
Тот пригласил Павла Константиновича к себе домой отобедать, познакомил с женой Анной Алексеевной, совсем молодой — двадцатидвухлетней, матерью полугодовалого ребенка. Алехин был впечатлен женой Лугановича не только как молодой и прекрасной женщиной: он почувствовал в ней своего человека, как будто они давно знали друг друга.
Прошло лето в хозяйственных заботах, в конце осени Павел Константинович вновь встретился с Лугановичами и стал частенько навещать их. Хозяева ему радовались. Алехин при встрече Анной Алексеевной каждый раз переживал «впечатление чего-то нового, необыкновенного» в его жизни. Герои проводили время в беседах, порой молчали, он слушал ее игру на рояле.
При долгом отсутствии Павла Константиновича супруги Лугановичи начинали беспокоиться. Они сочувствовали его положению: образованный человек, владеющий языками, занят лишь хозяйством, крестьянской работой, вместо научного или литературного труда. Состоятельные Лугановичи делали Алехину подарки, предлагали ему денег в случае притеснения каким-нибудь заимодавцем, но он никогда не поддавался на эти уговоры.
Алехин силился понять, почему молодая и прекрасная во всех отношениях женщина вышла за такого скучного человека, который намного старше ее, родила от него детей. Приходя в дом Лугановичей, герой понимал, что любимая ждала его. Вдвоем они посещали театр, сидели рядом, прикасаясь друг к другу плечами. Павел Константинович чувствовал, что им невозможно быть порознь, но, выходя из театра, они прощались словно чужие.
В городе о них говорили уже невесть что, и ни слова из того не было правдой. Чувства героев крепли, но так и оставались невысказанными. Анна Алексеевна, наверное, боялась причинить боль мужу, детям, своей матери, любившей зятя, как сына. Алехин тоже совестился разрушить покой и счастье дома, где ему доверяли. И что он мог предложить любимой? Какую интересную жизнь?
Так прошло несколько лет. Анна Алексеевна стала часто обращаться к докторам с нервным расстройством. Испортился ее нрав: появилось недовольство жизнью, странно раздражал ее Алехин. Конец этой затянувшейся истории положило то обстоятельство, что Луганович получил назначение в одну из западных губерний.
Анну Алексеевну доктора отправляли в Крым поправить здоровье, после чего она должна была присоединиться к семье. Алехин провожал ее в числе многих. Перед самым отправлением поезда он вбежал в купе. Состоялось бурное объяснение со слезами и поцелуями.
Они простились навсегда. Состав уже тронулся, и Алехин в соседнем пустом купе ехал до первой станции и плакал.
Буркин и Ивани Иваныч сожалели о нем: добрый и умный человек, не посвятил себя науке или чему-то иному, а крутится в своем хозяйстве. Еще они представляли сцену прощания и горестное лицо молодой женщины.
Суть
Название произведения весьма красноречиво, и прямо указывает на то, что основной линией в нем является любовная тема. Главный герой рассказа – помещик, средних лет дворянин по имени Павел Константинович Алехин. Он учился в университете, но после смерти батюшки был вынужден вернуться в родительское имение и заняться делами, чтобы погасить отцовские долги. Молодому человеку, прекрасно образованному и привыкшему к культурному обществу, поначалу было тяжело привыкнуть к новому образу жизни. Его откровенно тяготила работа на земле, общение с крестьянами. Но со временем Алехин сам не заметил, как отказался от изящных привычек, которые придавали его жизни очарование и едва уловимый флер роскоши.
Спустя некоторое время Павел Константинович был произведен в мировые судьи. Во время одного из заседаний он познакомился с Дмитрием Лугановичем – приятным в общении, простодушным человеком, и тот пригласил Алехина на обед. В доме своего нового приятеля Алехин познакомился с его женой – Анной Алексеевной. Молодая, красивая женщина поразила воображение Павла Константиновича, который все чаще стал бывать у Лугановичей. Общение с тонкой, умной, образованной женщиной доставляло огромное удовольствие главному герою, который влюбился в нее со всей страстью своего сердца. Вскоре он понял, что его чувство взаимно, и это понимание одновременно и обрадовало, и смутило Алехина. Будучи глубоко порядочным человеком, он страдал от чувства вины перед открытым и доброжелательным Луановичем, который искренне считал его своим другом. Впрочем, Анна Алексеевна ничем не выдавала себя, и герои любили друг друга, не смея открыто признаться в своих чувствах.
Со временем невысказанная любовь, словно птица, запертая в клетку, стала тяготить Анну Алексеевну. Женщина стала нервной, возбудимой, и легко раздражалась от малейшего пустяка. Она даже вынуждена была лечиться от нервного расстройства.
Когда Луганович получил повышение по службе, семье предстоял переезд в другой город. Павел Константинович с ужасом осознал, что навсегда расстанется с женщиной, которую он так страстно и нежно любил все эти годы. В последний момент он влетел в купе поезда, где находилась Анна Алексеевна. Между влюбленными произошла трогательная сцена, ставшая завершающим аккордом их отношений. Глядя вслед уходящему поезду, Алехин с тоской понял, что добровольно отказался от собственного счастья…
Несколько интересных тем
-
Черты характера Хлестакова
Поэма Н.В.Гоголя была создана всего лишь за два месяца, а затронула проблемы целого поколения, раскрыла ярчайшие образы правящего класса.
-
Герои повести Бедная Лиза
Душещипательная повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» посвящена теме любви. Юная крестьянка влюбляется в состоятельного дворянина, однако их история имела трагичный конец.
-
Темы поэмы Полтава (Тематика и проблематика)
В знаменитой поэме А.С.Пушкина “Полтава” объединяется несколько важных социальных и политических тем. Первая, и одна из наиболее значимых тем “Полтавы” — судьба русского государства среди других
-
На террасе
Картины художника Бориса Кустодиева прославились своим изяществом и семейными ценностями, они всегда красочные наполненные хорошими моментами. Картина «На террасе», самая интересная для меня, в коллекции
-
Актуальность Слова о полку Игореве в наши дни
«Слово о полку Игореве» ‒ это бессмертное произведение, которое было написано еще в далеком XII веке, но интерес к нему не пропал и до нашего времени, как и не потерялась актуальность данного художественного шедевра.
Жанр, композиция и литературное направление
Писатель был настоящим мастером сокращенной литературной формы. Основной стиль автора — емкий мини-рассказ с глубокой философией мысли. Особенность жанра произведения писателя помогает раскрыть реалистический метод.
Ни для кого не секрет, что автор создавал работы в духе реализма. Важный элемент чеховских произведений — детали. С их помощью Антон Павлович гармонично сочетал глубокое реалистичное содержание с краткой повествовательной формой.
Произведение «О любви» является завершающим в сборнике «Маленькая трилогия». Примечательно, что такое название было придумано не автором, а исследователями. Главные герои его творений повествуют о своих жизненных историях
Важно отметить, что каждый из них становится центральным элементом своей части.
Отличительной композиционной чертой повествования автора считается форма «рассказ в рассказе». К такому приему нередко обращается писатель. Это одновременно позволяет ему объективно изложить суть и сэкономить языковые средства. Такая структура прослеживается во многих работах писателя:
- сначала он рассказывает о случае из жизни или какой-то определенной ситуации;
- затем происходит ассоциативный переход к сути рассказа (зачастую это монолог основного действующего лица).
Например, произведение «О любви» начинается с упоминания об отношениях повара-алкоголика Николая с красавицей Пелагеей. Последняя терпела от избранника оскорбления и избиения. Незначительная обеденная зарисовка переходит в рассуждение Алехина о сущности взаимоотношений. Этот прием помогает перевести читателя к сути, и лишь затем начинается рассказ.
Концовка обрамляет художественный центр работы. В литературную тему мастерски вплетаются маркеры настроения действующего лица — перемена погоды.
Тема
Тему писатель всегда задает в названии произведения. Название «О любви» настраивает читателя на что-то возвышенное, далекое от обыденной жизни, но получает он историю тягостных отношений мужчины и женщины — неутоленной любви. Или страсти? Люди часто не отличают одно от другого. Герои измучились, радости не было, но в обиходе это зовется любовью.
Сам Чехов не мог определить для себя, что есть любовь, она оставалась для него загадкой. Из записной книжки известно предположение писателя: это чувство — остаток чего-то огромного, исчезающего из нынешней жизни, или частица того, что со временем вырастет в нечто великое. Современная любовь, по мнению Чехова, ожиданий не оправдывала. Остаток великого не выдерживал столкновения с обыденностью.
Однажды писатель задумал роман с тем же названием — «О любви». Он месяцами мучился над черновиками с вымарыванием и вычеркиванием. Труды привели к тому, что в итоге сохранилось только одно предложение: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…».
Тема рассказа: Таинственность любви и обыденность в человеческой жизни.
Композиция
Прием «рассказ в рассказе» определяет композицию произведения. При таком построении легко перейти от обсуждения какой-то ситуации к главному повествованию. В данном рассказе от обсуждения отношений красивой Пелагеи и повара Никанора Алехин перешел к отвлеченному рассуждению о любви, от него — к своей любовной истории.
Композиция в рассказе Алехина:
- завязка — приглашение на обед в дом Лугановича и знакомство с Анной Алексеевной;
- развитие действия — работа Алехина в имении с мыслями об Анне, новые визиты к Лугановичам, дружба с ними;
- кульминация — признание героями безнадежности их положения;
- развязка — расставание героев навсегда.
«О любви», анализ рассказа Чехова
Повесть А.П
Чехова написана в 1898 году и является важной и заключительной частью «Маленькой трилогии». Опубликовано в журнале «Русская мысль»
Жанр рассказа предполагает непродолжительность представленных событий и небольшое количество персонажей. Антон Павлович Чехов не зря выбрал этот прием, чтобы представить сложные перипетии жизни своих героев и описать их настроение. В конце концов, характеристиками рассказа также являются глубина подтекста и способность к деталям. Последний нюанс очень хорошо прослеживается во всех небольших произведениях автора.
«Маленькая трилогия», созданная А.П. Чеховым, основана на трех историях, рассказанных друзьями на охоте. Это Буркин, Чимша-Гималайец и Алехин — бедный помещик, рассказавший своим друзьям несчастную историю своей любви.
случалось, что отец героя задолжал, в частности, за обучение сына. Алехин, вернувшись на родину, решил частично погасить долг. Для этого ему пришлось немало потрудиться, но его усилия не прошли даром. В первый же год его выбрали почетным мировым судьей. Алехин ожидал много встреч и знакомств, среди которых особое место в ее жизни занимало знакомство с председателем районного суда Лугановичем. В этот же день Алехин знакомится с женой Анной Алексеевной, в которую влюбляется с первого взгляда.
Алехин стал постоянным гостем семьи Лугановичей. Но, несмотря на это, при каждой новой встрече Анна Алексеевна и Алехин терялись, стеснялись друг перед другом и холодно здоровались. Герой почувствовал невероятную близость чувств, но боялся в этом признаться.
Но на этом все заканчивается. Однажды Анна Алексеевна уезжала на лечение в Крым, и герой понял, что, возможно, это их последняя встреча. Он решил признаться, но было уже поздно. Влюбленные расстались навсегда.
Как и в предыдущих рассказах трилогии, основная идея рассказа «О любви» заключается в том, что герои произведений закрылись от своих истинных чувств, вместо того, чтобы дать волю эмоциям, не боясь чего-либо. «Квадрат» каждого из них разрушил их жизнь и возможность любить счастливо и бескорыстно. Они убили любовь собственными руками, опустили ее до основных чувств и потребностей, навсегда сделав себя несчастными.
Рассказ «О любви» можно назвать вершиной эволюции человека, он представлен во всех трех произведениях трилогии. Это герой, который далеко не стар, он не умер, он просто осознал свою ошибку и идет дальше. Он не сдается, а ходит, даже если еще не знает куда, но все равно не останавливается.
Вся авторская «Маленькая трилогия» пронизана драматизмом и надеждой на то, что у героев, реальных или вымышленных, еще есть шанс спасти свои души.
Помимо анализа рассказа «О любви», прочтите другие произведения по произведениям Антона Павловича Чехова:
- Анализ повести А.П. Чехова «Ионыч»
- «Тоска», анализ произведений Чехова, композиция
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
- «Крыжовник», анализ истории Чехова, композиция
- «Дама с собакой», анализ рассказа Чехова
- «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
- «Студент», анализ рассказа Чехова
- «Злодей», анализ рассказа Чехова
- «Вишневый сад», разбор пьесы Чехова
- «Каштанка», анализ рассказа Чехова
- Как вы понимаете термин «мужское дело»?
- «Хирургия», анализ истории Чехова
- «Отделение №6», анализ рассказа Чехова
- «Ванька», разбор рассказа Чехова
От писателя: Антон Павлович Чехов
Образы-характеристики персонажей
Никанор — мужчина самой обычной внешности, немного пухловатый, среднего роста. В нем нет ничего примечательного, он работает поваром и часто выпивает, сам автор характеризует его, как «набожного пьяницу». Его религиозность выражается в желании заключить брак с Пелагеей, влюбленной в него. Иногда он доводит ситуацию до критического момента, начинает дебоширить и даже поднимать руку на возлюбленную. Это говорит о его критичности и невоспитанности. Он не хочет воспринимать свои чувства такими, какие они есть, пытаясь впихнуть их в рамке брака. Но сам Никанор не хочет меняться, чтобы его желание осуществилось. В этом герое можно увидеть все отрицательные черты, которые презирает Чехов. Он упрямый, невежественный и помешанный на чужом мнение. Последнее он пытается прикрыть своей религиозностью.
Пелагея — красивая и добрая дама, влюбленная в Никанора. Она не хочет выходить за него, потому что тот выпивает. Но при этом, она терпит его отвратительное отношение, ведь повар может даже ударить ее.
Алехин — помещик, главный персонаж этого произведения и рассказчик. В других рассказах из трилогии, можно узнать о его внешности — это крупный мужчина, примерно 40 лет, с красивым лицом.
Он умен, но им движет страх, признавшись Анне Алексеевне в любви, он уезжает. Алехина в его поступках можно понять, но одновременно, читатель видит, что он также является рабом общественного мнения и собственной нерешительности, мягкости.
Анна Алексеевна — молодая девушка, которой чуть больше двадцати лет. Красива, очень добра и образованна. Они с Алехиным быстро находят общий язык, влюбляются, но развить отношения им не позволяет семья Анны — а точнее, ее муж и дети. Заключенная в рутине, героиня вызывает жалость, такая хрупкая, нежная, но беспомощная перед обстоятельствами.
Дмитрий Луганович — сорокалетний мужчина, муж Анны. Также очень добр, но менее образован. Считает, что самое главное — это закон, и не признает ничего другого. Хорошо относится к Алехину, не замечает их чувств с Анной.
Буркин — гость в усадьбе Алехина, один из слушателей его истории.
Иван Иваныч — также, приглашенный Алехиным в усадьбу, слушатель.
Проблематика и смысл
Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.
Чехов, демонстрируя представителей общества на рубеже XIX-XX столетий, выносит приговор общественному строю, не позволяющему людям раскрыть истинные желания даже в глубоком и настоящем чувстве. Проблематика произведения отражает известную тему автора — «человека в футляре». Отображаясь с разных сторон, такая «футлярность» есть у каждого героя произведения:
- Луганович. «Футлярность» этого персонажа проявляется в безучастном отношении к обществу, ограниченности ума. Такой тип личности не отвергнут общественностью. Наоборот, Дмитрий — успешный дворянин, однако нехватка духовного развития контрастирует с умом его супруги. Это создает впечатление того, что мужчина равнодушен к семейному счастью, склонен лишь плыть по течению.
- Павел — дворянин, который вынужден переехать в имение отца. Жизнь в деревне поменяла его мышление и способности. Укоренившиеся привычки оказали влияние на характер. Герой проявляет слабость, когда нужно принять решение, способное изменить его судьбу и привести к счастью. Мужчине легче потерять любовь, чем выбраться из оков футляра.
- Анна — предпочитает радикальным изменениям ради собственного счастья «футлярную жизнь». Несмотря на сильные чувства к Алехину, женщина не готова пожертвовать репутацией, привычной жизнью и родственными связями. Перемены пугают ее.
Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.
Вариант 2
огромного таланта в написании коротких, но комичных и обличающих человеческие пороки, рассказов. В своих произведениях он сочетает грустное с смешным, заставляет читателей одновременно и смеяться, и задумываться над поведением его товарищей и главное своим. Это умение действительно можно назвать гениальностью, ведь краткость, как однажды выразился сам писатель, — сестра таланта.
У Чехова есть замечательная «маленькая трилогия», в которую входят такие произведения как «Крыжовник», «Человек в футляре» и «О любви». Третье произведение – печальный рассказ, в котором герои испытывают очень сильные эмоции, но из-за своего положения не могут им поддаться и стать счастливыми.
Чтобы проанализировать этот рассказ, необходимо узнать о истории его создания. Это автобиографичное произведение. Антон Павлович был знаком с Лидией Авиловой, мемуаристкой, женой Сергея Николаевича Худякова. Муж женщины не был увлечён литературой и не поддерживал её. Однажды он познакомил свою жену с Чеховым и между ними завязалась дружба. Писатель помогал женщине, он рецензировал её произведения, помогал их публиковать, но помимо этого они часто переписывались и даже встречались. Они оба были влюблены друг в друга, но не смогли ничего с этим сделать, потому что считали их любовь невозможной.
Исходя из вышеперечисленного, несложно догадаться, что произведение написано в направлении реализма.
В рассказе три главных герой – это Павел Константинович Алехин – дворянин, который, переехав в имение, становится отличным работником. Это чувствительный, но очень неуверенный в себе человек с высокими моральными принципами; Луганович – друг Алехина, которого сам Павел описывает сначала как доброго, а затем как скучного человека; Анна Алексеевна – возлюбленная Алехина. В отличие от мужа, она очень умна и интересна, помимо этого обладает очень красивой внешностью. Героиня подобно Павлу боится испортить свою репутацию и не даёт волю своему чувству, несмотря на его огромность.
Содержание этого рассказа довольно простое, как и композиция. Павел Константинович приезжает в Софьино и забывает свои культурные корни, зато он показывает себя отличным тружеником, за что назначается мировым судьёй. Герой знакомится с Лугановичем и его женой. Это знакомство-то и стало роковым, оно является завязкой произведения. Герой влюбляется в женщину и понимает, что та тоже к нему не ровно дышит, однако никто из них не признаётся в любви, они просто радуются встречам и ждут друг друга как ждут только влюблённые. Эти эмоции и глубокие чувства – кульминационный момент произведения. К сожалению, чете пришлось уехать из города. Алехин навсегда потерял свою любимую, из-за чего очень сильно горевал. Такой развязкой заканчивается рассказ.
Основная тема произведения – любовь, но любовь не обычная, а что-то вроде любовного треугольника, разорвать который главный герой не в силах. В этом-то и заключается проблема. Нерешительность и неуверенность мешают Анне и Павлу броситься навстречу своей любви и забыть о принципах, понять, что это возвышенное чувство способно разорвать любые цепи норм и правил. Смысл рассказа в том, что люди, не способные сделать первый шаг к своему счастью, могут навсегда потерять его.
Итак, произведение «О любви» — автобиографичный рассказ, помогающий с помощью этого возвышенного чувства обличить человеческие пороки, показать как нерешительность и точное следование моральным устоям могут погубить человеческое счастье.
8, 10 класс
Композиция и сюжет
А.П. Чехов часто обращается к композиционному приему «рассказ в рассказе». Этот прием помогает ему достичь одновременно и экономии языковых средств, и объективности изложения.
Такая структура композиции является характерной для многих произведений Чехова. Сначала он рассказывает о конкретной ситуации или каком-то случае из жизни. упоминание этого случая становится толчком к ассоциативном переходу к основному повествованию, как правило, монологу, главного героя.
Текст анализируемого рассказа начинается у поминания Павла об истории взаимоотношений повара Николая и красавицы Пелагеи, которая терпела от пьяного Павла побои и оскорбления. Постепенно небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения главного героя о вопросах любви. Этот прием позволяет автору плавно ввести читателя в ткань произведения и лишь затем начать основное повествование.
Концовка рассказа является обрамлением художественного центра произведения. Писатель в литературную кайму талантливо влетает маркеры настроения Алехина – перемена погоды за окном. Главный герой начинает свою историю, когда в окно было видно деревья и серое небо. В конце повествования дождь прекратился, выглянуло солнце, словно свидетельствуя о духовном очищении Алехина.
Сюжетная основа рассказа – история Павла Константиновича Алехина, одного из героев цикла «Маленькая трилогия». Алехин учился в университете, но после смерти отца стал заниматься имением в Софьине, чтоб рассчитаться с отцовскими долгами. Алехин привык к культурному обществу, и эта работа на земле его тяготила. Постепенно от отказывается от роскоши, и это нашло отражение и в бытовых привычках. В скором времени Алехин стал мировым судьей, и на одном из заседаний познакомился с простодушным и добрым Дмитрием Лугановичем. На обеде у Дмитрия Павел встретил супругу своего нового приятеля _ Анну Алексеевну. Женщина оставила яркое впечатление в сознании главного героя. По мере общения с ней Алехин стал понимать, что его чувства не безответны. В то же время о испытывал чувство вины перед семьей Лугановичей. Но ни Павел, ни Анна не признавались друг другу в чувствах. Однажды мужу Анны пришло повышение, и супругам предстоял переезд. В купе поезда произошло объяснение между Анной и Павлом, после чего они расстались навсегда.
Сочинение-рассуждение
А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата — практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного быта того времени. В его рассказах мизерные, на первый взгляд, проблемы главных персонажей, вызывают настоящий интерес у читателя. И все это притом, что сам Чехов во многих героев вложил качества, которые презирал — серость, пошлость и жадность.
В трилогию, которая лучше всего выражает умение автора коротко писать о самом главном, вошли три рассказа, последним из которых стал «О любви»
Именно в нем Чехов поднимает такой глобальный вопрос, как: «что же на самом деле представляет важность — внезапно возникшие чувства или устоявшаяся рутина?». Читатель, ознакомившись с рассказом, точно осознает всю ничтожность человека перед обстоятельствами и обществом
Ситуации персонажей, на первый взгляд, такие банальные, пропитаны их эмоциями, но при этом ярко выражена точка зрения самого автора.
Тема любви в этом произведении начинает раскрываться в самом начале, между пьяницей-поваром Никанором и Пелагеей. Уже потом Чехов преподносит еще одну историю, такую романтичную, но в то же время трагическую. Через своих героев, автор передает атмосферу, царившую в те времена. Как общество подавляло желания людей на психологическом уровне, если они не вписывались в определенные рамки. В этом рассказе все неоднозначно — сами персонажи, их истории и поступки.
К примеру, влюбленный в Пелагею повар, не может позволить себе раскрыть свои эмоции полностью, пока она не выйдет за него замуж. Через такую набожность, опять же, четко проявляется гнет общественности, а не религиозных убеждений, как говорит сам Никанор. Пелагея настаивает на том, чтобы «оставить все так», боясь выходить замуж за отъявленного пьяницу.
Ну и конечно, Алехин и Анна, история которых красива, но запутана. Читатель до самого конца не может понять, как же поступит Алехин и что из этого выйдет? Ведь у Анны Алексеевны уже есть семья, а нежные чувства к Алехину грозятся разрушить ее серую, но привычную жизнь.
Все поступки персонажей говорят об их скрытых страхах — и, в первую очередь, страхе перед обществом. Они боятся, что их не поймут и осудят, и именно поэтому предпочитают не замечать своих чувств, бежать от них.
Решение Алехина оставить Анну Алексеевну, с одной стороны покажется правильным — зачем разрушать чужую семью. Но с другой стороны, читателю легко заметить, что героиня несчастна. Анна томится в своей клетке, и любовь могла бы стать ключом, но никто этим не воспользовался.
В итоге, все персонажи заключены в свой «футляр», который мешает им вздохнуть полной грудью и пойти на встречу чему-то новому. Они не могут позволить себе просто любить, невзирая на обстоятельства и мнение других людей. Чехов в этом произведение, пытался показать, как со стороны выглядит рутина, и что происходит с жизнями людей, когда кто-то ее нарушает. Читатель, после прочтения рассказа, четко осознает, какое давление общество оказывало на каждого в те времена, и может быть, даже сравнивает с положением мнения социума сейчас.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «О любви»
А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия.
Серость, мелочность, мещанство, “футлярная жизнь” — все то, что так ненавидел Чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили общество конца XIX века, проникли во все стороны человеческой жизни. Именно этому посвящена трилогия, состоящая из рассказов “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.
В последнем рассказе Чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для человека — личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой бессмысленная жизнь. Выбор, сделанный героями рассказа Алехиным и Анной Алексеевной, их отказ от любви ради повседневной жизни, характеризуют взгляды всего общества того времени.
То, что Алехин и Анна Алексеевна полюбили друг друга, не вызывает удивления. Два образованных добрых человека, одинаково неудовлетворенных сложившейся жизнью, не могли не увидеть друг в друге близкого человека. Но ни у Алехина, ни у Анны Алексеевны не хватило мужества отказаться от привычного уклада, что-то изменить в себе. Алехин, человек городской, привычный к общению с образованными людьми, к умственному труду, живет в деревне, занимается сельским хозяйством работает в поле вместе с мужиками, у него не остается времени даже на чтение газет. Сначала он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца, но потом такая жизнь становится для него привычной и Алехин не хочет ее менять. Поэтому он отказывается от любви Анны Алексеевны, и в то же время оправдывает этот отказ своей рутинной жизнью: “Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную”. Но никаких попыток изменить свою “футлярную жизнь” Алехин не предпринимает.
Анна Алексеевна несчастна по-своему: нелюбимый, духовно неразвитый муж, серая будничная жизнь, которая не оставляет никаких впечатлений, угасающая, никем не признанная красота. В лице Алехина она находит духовно близкое, понимающее ее существо, но признаться ему в любви, а тем более быть с ним, она не может: ее так же не пускает “футляр”.
О ничтожности человека перед условностями общества Алехин говорит еще в начале рассказа, когда передает историю любви повара Никанора и Пелагеи.
Пелагея любит Никанора, но не хочет выходить за него замуж, потому что он пьяница и “буйного нрава”, она предпочитает “жить так”. Но Никанор, ссылаясь на “набожность” и “религиозные убеждения”, хочет жениться на Пелагее. На самом деле он боится идти против устоев общества и “набожность” его — это страх не перед Богом, а перед людским судом.
Человек загнан обществом в “футляр”. И особенно хорошо Чехов демонстрирует это на примере Алехина, который, казалось бы, хочет изменить свою однообразную жизнь, вырваться из “футляра”, но в то же время не решается расстаться со спокойствием и удобствами устоявшейся жизни.
Анна Алексеевна тоже предпочитает “футлярное” существование и не решается на перемены. Она хочет любви, но серая, привычная жизнь с мужем и детьми ближе и понятнее ей, чем новая, в которой, скорее всего, она будет отвергнута обществом, не прощающим любых попыток разрушить существующие порядки. Анна Алексеевна злиться из-за нерешительности и на себя и на Алехина. Она становится раздражительной и, наконец, вынуждена лечиться от нервной болезни. Лишь предстоящая разлука заставляет Анну Алексеевну и Алехина признаться друг другу в любви, но делают они это, понимая, что их признания уже не смогут ничего изменить.
После отъезда Анны Алексеевны Алехин продолжает жить по-прежнему, и ему остается лишь сожалеть о несостоявшемся счастье.
Герои Чехова часто вызывают у читателей двоякое чувство: негодования и жалости. В этом раскрывается умение писателя изображать человека во всех его проявлениях. Алехина и Анну Алексеевну нельзя однозначно определить как положительных или отрицательных героев. Сложность характеров свойственна почти всем чеховским персонажам.
Тема “футлярной жизни” является одной из основных в творчестве А. П. Чехова.
Рассказы А” П. Чехова до сих пор не потеряли своей остроты и актуальности. Многие из нас живут в своем “футляре” и редко пытаются что-то изменить. Произведения А. П. Чехова заставляют задуматься: правильно ли мы живем и действительно ли нам нужна такая жизнь.