Тест по рассказу
После прочтения краткого содержания попробуйте ответить на вопросы этого небольшого теста.
Краткий план рассказа
1) Начало рассказа Ивана Васильевича. 2) Танцы с Варенькой. 3) Конец бала. 4) Встреча колонны. 5) Описание шествия. 6) Выводы и конец рассказа.
Подробный план
1) Разговор о том, что влияет на человека. 2) Иван Васильевич о воле случая. 3) Описание Вареньки. 4) Танцы героя с Варей. 5) Танец полковника с дочерью. 6) Конец бала 7) Чудовищная сцена. Изменение планов на жизнь.
Цитатный план
1. Разговор о том, что влияет на человека.
2. Иван Васильевич о воле случая.
3. Описание Вареньки.
4. Танцы героя с Варей.
5. Танец полковника с дочерью.
6. Конец бала.
7. Чудовищная сцена.
8. Изменение планов на жизнь.
В начале произведения Иван Васильевич, в прошлом бойкий малый, рассуждает с собеседниками о том, как события, происходящие с человеком, могут повлиять на его дальнейшую судьбу. Иван Васильевич, выступающий в качестве рассказчика, повествует об истории своей самой большой любви, и о том, как сильно повлияли на его жизнь события тех давних лет.
Когда-то наш герой был молод и богат, влюблен в восемнадцатилетнюю Вареньку и весело проводил время на балах. Однажды Иван Васильевич был приглашен на бал, который давал губернский предводитель. Там была и Варенька. Весь вечер молодой человек танцевал со своей возлюбленной, веселился и был счастлив. Присутствовал на балу и отец девушки Петр Владиславович – красивый статный полковник преклонного возраста. Хозяйка дома уговорила полковника пройтись с дочерью один тур мазурки. Весь зал был заворожен этой парой, а Иван Васильевич проникся искренней симпатией к отцу Вареньки, к его нежной родительской заботе и любви. На прощанье девушка подарила Ивану Васильевичу свою печатку, и от этого он стал еще счастливее.
После возвращения домой наш герой, окрыленный любовью, не смог уснуть. У него в руках была перчатка Вареньки, его переполняли чувства и эмоции. Иван Васильевич вспоминал, как Варенька с отцом кружились в танце, и на душе от этого становилось тепло и радостно. Он решил выйти на воздух, и ноги сами понесли его к дому возлюбленной. Все вокруг казалось особенным и необыкновенным.
Вдруг все изменилось. Краски жизни померкли. Иван Васильевич увидел, как солдаты под руководством отца Вареньки жестоко наказывали палками татарина-дезертира. Картина была жестокая и страшная. Татарин просил пощады, но наказание продолжалось. А Петр Владиславович при этом не забывал следить за тем, чтобы никто из солдат не отлынивал от ударов и бил больнее. Полковник заметил Ивана Васильевича, но сделал вид, будто не узнал его и отвернулся. Молодой человек поспешил домой, а перед его глазами стояло злобное лицо полковника, жаждущего наказания.
Впечатление от увиденного было настолько глубоко и велико, что после этого случая Иван Васильевич, строивший планы о военной службе, навсегда передумал быть военным. Молодой человек стал все реже видеться с Варенькой, а потом и вовсе стал ее избегать. Каждый раз при виде девушки Иван Васильевич вспоминал ее отца и его поступок. И любовь постепенно прошла…
Толкование непонятных слов
Губернский предводитель (дворянства) — выборное лицо, представитель дворянского самоуправления в губернии.
Дагерротипный портрет — предшественник фотографии, изображение, полученное на серебряной пластинке.
Кадриль — танец из пяти—шести фигур, с чётным количеством пар, расположенных одна против другой.
Ломовые — извозчики, перевозившие тяжёлые грузы.
Штрипки — полоски ткани или тесьмы, пришитые к низу панталон.
Эполеты — наплечные знаки различия в военных мундирах.
Фероньерка — подвеска, кулон из драгоценного камня в оправе.
Иноходец — лошадь, которая выбрасывает сначала передние и задние ноги с одной стороны, потом — с другой.
Лайковый — из тонкой кожи ягнят или козлят.
Масленица — сырная (мясопустная) неделя перед Великом постом, за 7 недель до Пасхи.
Сюжет
Как-то раз друзья, люди умные и умудрённые жизненным опытом, принялись дискутировать о том, способна ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из присутствующих, Иван Васильевич, заметил, что все в жизни зависит от случая, и в качестве доказательства привёл пример из собственной жизни.
В молодости Иван Васильевич был страстно влюблён в Вареньку – очаровательную дочь полковника Петра Владиславича. В те годы герой учился в университете и свободное время беззаботно проводил на балах и вечерах. На одном из таких балов, устроенном губернским предводителем, Иван Васильевич танцевал только с Варенькой, и от любви к ней у него кругом шла голова. На балу присутствовал и Петр Владиславич, которого хозяйка уговорила пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Гости были в восторге от этой пары, и Иван Васильевич не стал исключением. Он искренне считал, что отец Вареньки – редкий образчик благородного, тонкого, деликатного человека.
В ту ночь влюблённому герою не спалось и он отправился бродить по улицам. Услышав странные звуки, он отправился на площадь, где стал свидетелем отвратительной сцены. Пойманного дезертира прогоняли через строй солдат, которые били его палками по спине. За жестоким наказанием внимательно следил Петр Владиславич. Он даже лично ударил малорослого солдата, посчитав, что тот с недостаточной силой опустил палку на окровавленную спину провинившегося. Встретившись глазами с Иваном Васильевичем, полковник сделал вид, что они незнакомы.
Столь чудовищное, радикальное перевоплощение из галантного кавалера и заботливого отца в жестокого, равнодушного мучителя настолько потрясло героя, что его чувства к Вареньке в один момент остыли. После этого инцидента Иван Васильевич уже не мог поступить ни на военную, ни на какую-либо другую службу.
Главные герои
Иван Васильевич – молодой дворянин, пылкий, восторженный, влюблённый, совестливый, которому пришлось во многом изменить свои взгляды на взаимоотношения между людьми.
Варенька – милая, наивная, обворожительная девушка восемнадцати лет.
Петр Владиславич – полковник, отец Вареньки, прекрасно воспитанный, галантный собеседник, заботливый отец, но вместе с тем жестокий, хладнокровный истязатель.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «После бала»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «После бала»
для самых компанейских —
Главные герои «После бала»
для самых любопытных —
Анализ «После бала» Толстой
для самых крутых —
Читать «После бала» полностью
Краткий обзор фактов биографии Толстого, связанных с историей написания рассказа «После бала»
Рассказ «После бала» одно из поздних произведений Льва Николаевича Толстого. Оно написано в 1903 г., напечатано в 1911 г. спустя год после кончины писателя.
Родился Лев Толстой в имении Ясная поляна Тульской губернии в 1828 г. По происхождению граф Толстой принадлежал к высшему аристократическому обществу. Но с юности его волновали проблемы несправедливого социального устройства. Рано осиротевший юный Лев Толстой после смерти родителей жил с братьями и сестрой в семье своей тетки в Казани, где учился в университете. Основой сюжета рассказа «После бала» стало реальное событие, случившееся с братом Толстого – Сергеем Николаевичем, увлекшегося в юности светской красавицей Варварой Андреевной Корейш, отец которой служил военачальником в Казани. Сергей Николаевич охладел к барышне, когда наутро после бала, на котором он за ней ухаживал, он увидел ее отца, руководившего наказанием солдата. Лев Николаевич был знаком с Варварой и ее отцом. Спустя пятьдесят лет писатель этот случай опишет в рассказе «После бала».
Существует также версия, что Толстой мог использовать при написании рассказа факты биографии своего отца, участника Отечественной войны 1812 г., вышедшего после войны в отставку по собственным убеждениям, предпочитая службе личную свободу.
С затронутыми в рассказе «После бала» социально-нравственными проблемами писатель лично сталкивался в своей жизни. После отчисления из Казанского университета Лев Толстой служил в действующей армии на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Он был свидетелем экзекуций солдат и не мог мириться с их бесправием. В 1855 г. Толстой принимал участие в разработке проекта реформирования армии, в котором затрагивал вопрос о варварстве телесных наказаний.
Порка шпицрутенами появилась в России еще при Петре I, заимствована идея проводить виновного сквозь строй солдат в шведской армии. Так сослуживцы становились невольно экзекуторами своего товарища. Считалось, что это укрепляло воинскую дисциплину. Наказывали солдат за дезертирство, воровство, пьянство и иные провинности. Количество ударов назначалось в зависимости от тяжести злодеяния: от 100 до 6000. Эта мера считалась гуманнее иных наказаний, но при большом количестве ударов являлась по сути смертным приговором. Если человек и выживал, то оставался изувеченным калекой. Официально телесные наказания шпицрутенами были отменены в 1863 г., а фактически рукоприкладство в армии стало пресекаться только в начале XX в.
В 1864 г. неподалеку от имения Толстого Ясная Поляна состоялся суд над солдатом, который ударил офицера, издевавшегося над ним. Лев Николаевич на суде безуспешно пытался защитить обвиняемого, которого по приговору провели сквозь строй. Этот суд и приговор оставили тяжелое впечатление в душе писателя.
В 1888 г. Толстым была закончена статья «Николай Палкин», которую попытались опубликовать в журнале «Всемирная история» в 1906 г. и отдельными брошюрами. Но все эти издания были изъяты цензурой и уничтожены. В этой статье отставной 95-летний солдат, служивший при Александре I и Николае II, вспоминал, что почти каждую неделю «забивали насмерть» одного или двух солдат из полка. За такую «палочную» дисциплину императору Николаю Павловичу далипрозвище «Николай Палкин».
Благодаря реальной основе рассказа «После бала» Толстой возвращает читателя в середину 40-х годов XIXв., времени так называемой «Николаевской эпохи».
Композиция
Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).
Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.
Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.
Популярные сочинения
- Сочинение Интересный случай в моей жизни Моя жизнь настолько удивительная и полная сюрпризов, что размышляя над темой сочинения, мне пришло в голову сразу несколько смешных ситуаций. Я, вообще, человек
- Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс Лирика Тютчева особенна и необычна. Вся ее необычность состоит в почти абсолютной выразительности и точности всех образов, так или иначе появлявшихся в его стихах.
- Сочинение Описание картины Портрет мальчика Челищева Кипренского (8 класс) Орест Кипренский – один из величайших художников всех времён за свою жизнь сумел написать множество достойных внимания картин, которые по сей день хранятся в лучших коллекциях и музеях мира.
Шаг 2: Определение темы
В данном шаге мы определяем основную тему или идею рассказа «После бала».
Тема — это основная мысль или идея, которую автор хочет донести до читателя. Она может быть выражена явно или скрыто присутствовать в тексте. В рассказе «После бала» тема может быть выражена как моральный дилемма, рассуждение о прощении и обращении к глубоким чувствам.
Ключевые элементы и события в рассказе помогут нам определить его тему:
1. Разрешение — главная героиня найдет в себе силы простить своего партнера по балу, несмотря на его предательство и обман.
2. Описание — автор создает образы героев и место действия, чтобы передать эмоциональную атмосферу рассказа.
3. Конфликт — основной конфликт заключается во внутренних размышлениях главной героини и ее решении простить или не простить партнера.
4. Кульминация — важный момент в рассказе, когда главная героиня принимает решение простить
Здесь автор подчеркивает важность любви и внутреннего мира человека
5. Развитие — автор постепенно раскрывает характеры героев, создавая более глубокое и понятное понимание их действий и мотивов.
6. Герои — главная героиня и ее партнер по балу являются ключевыми персонажами, они отражают многие аспекты человеческой природы.
7. Сюжет — последовательность событий и действий героев помогают донести тему рассказа.
8. Мораль — рассказ «После бала» может вызывать размышления о значении прощения, о любви и самопознании.
Выбор главной идеи
Рассказ «После бала» представляет собой увлекательное произведение, повествующее о кульминации танцевального вечера в честь окончания учебного года
Основная идея рассказа заключается в том, что события и переживания героев указывают на важность принятия решений и осознания последствий своих действий
Автор использует развитие событий и описание, чтобы постепенно создать напряжение, которое достигает своего разрешения в конфликте, происходящем после окончания бала.
Герои рассказа, в основном, представляют собой студентов, которые сталкиваются с различными жизненными ситуациями. Их решения и переживания являются основой для развития сюжета и рассмотрения главной идеи рассказа.
В результате событий и конфликта, герои понимают, что их действия имеют последствия, которые могут повлиять на их жизнь и будущее. Мораль рассказа заключается в том, что необходимо обдумывать свои поступки и быть готовыми к ответственности за них.
Таким образом, главная идея рассказа «После бала» связана с выбором и осознанием последствий своих действий, что является важным моментом в жизни каждого человека.
Определение подтем
В рассказе «После бала» присутствуют несколько подтем, которые помогают узнать суть и основные моменты событий, их развитие и кульминацию.
Одной из подтем рассказа является описание бала и его последствий. Автор детально передает обстановку, атмосферу и характерные детали события, позволяя читателю вжиться в события и почувствовать себя присутствующим на балу.
Другой важной подтемой является развитие конфликта. Через диалоги героев их внутренние мотивы и мысли, мы узнаем о том, как и почему возникает конфликт и как он развивается, что добавляет интригу и напряжение в сюжет
Моральная подтема в рассказе является основной и отражает главный смысл событий. Автор задает читателю вопрос о нравственности действий героев и их последствиях, показывая, что даже самые незначительные поступки могут иметь серьезные последствия.
Важным элементом рассказа является описание героев и их внутреннего мира. Автор позволяет читателю понять, что движет каждым героем, и что на самом деле лежит за их внешней маской, что дополняет сюжет и делает его более интересным.
Все указанные подтемы тесно связаны между собой и помогают понять главную идею рассказа «После бала». Автор создает сложный и многогранный сюжет, раскрывая детали и тонкости событий, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него размышления о нравственности, жизненных ценностях и последствиях своих поступков.
Сюжет
Рассказчик сильно влюблен в девушку и отправляется на бал в самом радужном настроении, в предвкушении встречи и, может быть, объяснения. На балу он знакомится с отцом Вареньки — старым полковником, румяным и веселым трепетно относившимся к дочери. После бала юноша не может уснуть, настолько он возбужден и счастлив, и он отправляется бродить по городу
Вскоре его внимание привлекает какой-то странный и пугающий шум. Он подходит поближе и видит толпу людей, которые с ужасом смотрят на происходящую расправу над истощенным жалким солдатом. Его прогоняют сквозь строй — бьют березовыми палками по спине в наказание за побег из армии
Этой экзекуцией управляет старый полковник, неожиданно он останавливается и сильно, и резко бьет по лицу молодого солдатика, который, по его мнению, слабо ударил по кровоточащей спине дезертира. Этот случай произвел такое сильное впечатление на молодого человека, что и любовь его прошла, и на военную службу он не пошел, и не смог найти себе достойного места в мире
Его прогоняют сквозь строй — бьют березовыми палками по спине в наказание за побег из армии. Этой экзекуцией управляет старый полковник, неожиданно он останавливается и сильно, и резко бьет по лицу молодого солдатика, который, по его мнению, слабо ударил по кровоточащей спине дезертира. Этот случай произвел такое сильное впечатление на молодого человека, что и любовь его прошла, и на военную службу он не пошел, и не смог найти себе достойного места в мире.
Вариант 5 🔥
В истории рассказчика из произведения «После бала» мы видим несчастную юношескую любовь. Иван Васильевич в молодости был влюблен в девушку, дочь полковника, но их отношения так и не сложились. Юноша ухаживал за Варенькой и однажды даже посетил губернаторский бал, где присутствовала Варенька и ее отец. Там он увидел, как трогательно полковник заботится о своей дочери – ухаживает за ней, одевает в лучшие наряды, танцует с ней мазурку. Но оказалась, что эта забота простирается далеко за пределы совместных выходов в свет.
Наутро Иван Васильевич застает отца Вареньки на службе, где он наказывает сбежавшего преступника. Именно тогда он понимает, что полковник – жесткий и авторитарный человек, и главный герой совсем на него не похож. Иван Васильевич решает оставить мечты о военной карьере, и это рушит его отношения с Варенькой. Полковник не проникается уважением к юноше и запрещает Варе встречаться с ним. Не обладая настойчивостью и большой силой духа, Иван Васильевич отказывается от попыток вернуть девушку. Их любовь пропадает, так как юноша отказывается от своего личного счастья, понимая, что у него не хватит сил быть рядом с Варенькой и ее властным отцом.
Мне нравится227Не нравится124
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Справочник по русской литературе XII-XX веков
Толстой Лев Николаевич 1828–1910
После бала
Сюжет рассказа Л. И. Толстого «После бала» не отличается особой сложностью: молодой человек охладевает к любимой девушке сразу после того как увидел ее отца, полковника, руководящего процедурой наказания солдата. Композиционно рассказ выстроен как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и наказание солдата.
Повествование ведется от лица пожилого человека, Ивана Васильевича, вспоминающего прошлое.
Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих меняет тему разговора и высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».
Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. О себе рассказчик говорит, что в то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями. Об одном из балов, собственно, и идет речь.
Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье была особенно прекрасна. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.
Появляется отец Вареньки, полковник, «очень красивый, статный, высокий и свежий старик». У него такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью
Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучаются
О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич знает, что любим. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо
После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучаются. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич знает, что любим. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.
Иван Васильевич возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек услышал звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание татарина за побег. Его «прогоняли через строй».
Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следит за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бьет по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т. е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делая вид, что незнаком с ним.
После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.
План произведения
1. Иван Васильевич начинает рассказывать случай из своей жизни.
2. Кем был в то время рассказчик и в кого был влюблен.
3. Иван Васильевич видит предмет своего обожания на балу. Варенька танцует с отцом, остаток вечера влюбленные проводят вместе.
4. Рассказчик не может уснуть от избытка чувств. Он становится свидетелем исполнения жестокого наказания. Экзекуцией командует отец Вареньки.
5. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Почему рассказ называется «После бала»?
Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что вариантов названий для рассказа у автора было несколько. В начале этого произведения Л.Н. Толстой поднимает вопрос, что нужно человеку для его совершенствования? Влияет ли окружающая среда на этот процесс? Через историю, которой поделился главный герой, Иван Васильевич, писатель пытается ответить на эти вопросы. Почему же рассказ называется «После бала»?
Историю можно разделить на две части: бал и то, что случилось утром. Писатель при построении сюжетной линии использует контраст. На балу – добродушные симпатичные хозяева, зал прекрасный, буфет великолепный и море шампанского. Главный герой, Иван Васильевич переполнен самыми радужными мечтами. Его волнует самая большая любовь в жизни – красавица Варенька. Девушка восхищает его, Ивану Васильевичу дорого даже перышко от веера любимой. Варя затмила всех женщин на балу. Мир кажется прекрасным, и молодого человека переполняют чувства. Ко всем окружающим искренний Иван Васильевич испытывал «восторженно-нежное» чувство.
Танец Вари с отцом играет большую роль в сюжете и служит кульминацией. Иван Васильевич восхищается стройным, крепким стариком и его грациозной дочерью. Толстой подчеркивает детали: у отца Вари старомодные сапоги. Вероятно, он экономит средства, чтобы иметь возможность наряжать и вывозить в свет дочь. Старик показался молодому человеку очаровательным. Юноша возвращается домой, он счастлив. Его «душа пела». Любовь не дает уснуть, и Иван Васильевич отправляется на прогулку.
Противопоставляя бал сцене наказания арестанта, писатель использует яркие художественные детали и эпитеты. Так, мелодия – «неприятная, визгливая», а музыка – «жесткая, нехорошая». Неузнаваем и отец Вари, который командует солдатами. У него «оттопыренная губа», злобный взгляд. Старик бьет по лицу слабосильного солдата. Спина арестанта, которого проводят сквозь строй и бьют, превращается в кровавое месиво. Бедный осужденный татарин корчится, вздрагивает, страдает.
Молодой человек, которому еще пару часов назад мир казался трогательным и прекрасным, потрясен
Писатель огромное внимание уделяет внутреннему миру героя. Теперь уже ужас не дает ему заснуть
Рассказ называется «После бала» потому, что именно события утра имели решающее значение в судьбе молодого человека, поменяли его планы. Каждый раз, когда молодой человек смотрел на девушку – он представлял себе ее отца на площади. Иван Васильевич не стал заниматься военным делом и не женился на Варе. Тем самым, писатель возлагает ответственность за свою судьбу на самого человека и отвечает на вопрос, поставленный в начале произведения. После бала произошло знакомство молодого человека со страшной действительностью, крушение юношеских надежд. Вместе со своим героем Л.Н. Толстой не понимает, что заставляет человека проявлять жестокость по отношению к другим людям.