Содержание повести «Выстрел» Пушкина
Здравствуйте, уважаемый читатель! Сегодня я хотел бы рассказать вам о замечательной повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел». Эта история проникнута таинственностью, интригой и непредсказуемостью. Она рассказывает о герое, который оказывается в трудной и опасной ситуации, и о его внутренней силе и решимости.
Главным героем повести является молодой офицер, который становится свидетелем странного и необъяснимого происшествия. В один прекрасный день, когда герой находится в парке, он слышит выстрел и обнаруживает, что пуля пролетела совсем рядом с ним. Однако никто из окружающих не замечает этого инцидента, и офицер понимает, что он должен разгадать эту загадку самостоятельно.
Герой начинает активное расследование, пытаясь выяснить, кто и почему стрелял в него. Он обращается к своим знакомым и друзьям, и путем коварного плана удается выяснить, что стрелок – это его старый знакомый, который в прошлом имел к нему обиду. Но почему он решил убить офицера – вопрос остается открытым.
События развиваются быстро, и герой оказывается в опасной ситуации. В конце повести происходит заключительный поединок между офицером и его недругом. Они встречаются ночью на кладбище, и начинается схватка на жизнь и смерть. Главный герой проявляет мужество и храбрость, и в итоге удается победить своего противника. Но вот приходит неожиданная развязка – оказывается, что пуля, которую стрелял противник, была изоморфной, то есть не могла причинить реального вреда.
Таким образом, «Выстрел» Пушкина – это повесть, в которой автор рассказывает о силе воли и решимости человека. Он показывает, что даже в самых трудных ситуациях можно найти выход и преодолеть все преграды. Герой повести сталкивается с опасностью, но благодаря своей храбрости и умению разобраться в ситуации, он одерживает победу и находит истинную силу внутри себя.
Пожалуй, главное, что можно извлечь из повести «Выстрел» Пушкина, – это то, что нельзя опускать руки и сдаваться перед трудностями. Всегда есть выход из любой ситуации, и самое главное – верить в себя и свои возможности. Именно такие истории вдохновляют нас на подвиги и помогают преодолевать трудности на пути к успеху.
Итак, уважаемый читатель, я надеюсь, что мой рассказ о содержании повести «Выстрел» Пушкина был интересным и полезным для вас. Желаю вам всегда оставаться сильными и решительными во всех жизненных ситуациях. Помните, что вы способны преодолеть любые трудности и добиться успеха!
Краткое содержание повестей «Выстрел» подробно по главам
По структуре литературное произведение состоит из двух глав, одна из которых раскрывает зачин истории, другая — подводит к развязке спустя несколько лет. Две части произведения схожи тем, что рассказ идёт от лица одного автора, и отличаются тем, что рассказчик опирается на разные источники в своём повествовании.
Глава 1. История провальной дуэли между Сильвио и графом Б***
Рассказчик, российский офицер, делится историей своего знакомства с гусаром Сильвио. Все вокруг считали этого знакомого странным, угрюмым и загадочным человеком. Он никогда не был болтлив, но однажды под действием обстоятельств срочного отъезда поведал рассказчику историю своей дуэли, поединка шестилетней давности, развязка которого должна будет произойти со дня на день.
Сильвио случилось стреляться на дуэли с одним юным графом, баловнем судьбы и повесой. Граф стрелял первым и промахнулся, подписав себе «смертный приговор», ведь его противник был отличным стрелком. Обозлённый тем, что пуля противника повредила ему военный головной убор, гусар поднял своё оружие. Но, когда Сильвио прицелился, он увидел, что легкомысленный юноша совершенно равнодушен к происходящему — ест черешню и не испытывает ни капли страха. Такое поведение возмутило гусара, и он отказался выстрелить. Граф оставил противнику право на выстрел. Сильвио много времени продумывал план мести, сразу после дуэли он оставил службу и уехал. Решение пришло само собой, спустя шесть лет граф женится, и оскорблённый им когда-то гусар решает взять право своего выстрела в этот радостный момент жизни обидчика.
Глава 2. Реванш Сильвио со слов графа Б***
Спустя несколько лет после беседы с Сильвио рассказчик знакомится с графом Б***. И из его уст он узнаёт чем закончилась история той самой дуэли. Граф и его молодая жена после венчания переехали в деревню, туда же прибыл решительно настроенный Сильвио. Гусар в отставке настоял на новой дуэли, заявляя, что имеет право выстрелить, но не станет этого делать, если граф останется безоружным. Граф вынужден был согласиться и вновь стрелял первым. Он промахнулся, попав в одну из картин в своём доме. Всё происходило в присутствии молодой супруги графа Маши. Торжествующий Сильвио прицелился в ответ, но заметив долгожданный испуг в глазах противника и слёзы в глазах его жены, он выстрелил в туже картину намеренно. Он был отомщён, и убивать графа, тем более на глазах молодой жены, больше не было необходимости. Сильвио погиб несколько позже во времена греческих восстаний в серьёзной битве под Скулянами.
Гробовщик
Повесть закончена 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино, где увидели свет и остальные повести из цикла «Белкина», через неделю после приезда Пушкина в город. Это была первая повесть из пяти написанных. Образ гробовщика взят с реального человека: на Большой Никитской, напротив дома невесты Пушкина действительно существовала лавка гробовщика Адриана. Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы.
Вторая часть – сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен.
Во втором же сне к гробовщику приходят все похороненные им (и обманутые) мертвецы. От смерти его спасает только пробуждение. В конце всё заканчивается тем же, чем и начиналось – семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.
Вместо заключения
Так ли важно, какая была в произведении классика главная мысль? «Выстрел» Пушкина, пожалуй, таковой не имеет. Зато в нем есть другое: экспрессия, интрига и..
классическая композиция. Именно поэтому Лев Толстой призывал начинающих прозаиков научиться писать у Пушкина. Посудите сами:
Завязка сюжета (неотплаченное дуэлью оскорбление Сильвио от пьяного поручика).
Первая кульминация (первая дуэль).
Вторая кульминация (вторая дуэль).
Развязка (удовлетворение Сильвио лишь моральной победой, известие о его глупой и случайной гибели).
Данная разработка направлена на глубокое проникновение в ткань произведения. Групповая работа позволит учащимся глубоко и полно понять основные проблемы повести. Урок способствует развитию самоанализа художественного произведения.
Мотивированная попытка избежать конфликта нового
Впрочем, однажды это уважение поколебалось… И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.
(Обратим внимание на деталь: почему именно в него? Ведь автор упоминает лишь «игру в карты». Во времена Пушкина преферанс еще не пришел в Россию, и именно в банк играют литературные герои — современники великого поэта.). Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера — он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки
Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки. Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом)
Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера — он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки. Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки. Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом).
Ситуация накалилась до уровня дуэли… Не только о том, что Сильвио удалось уклониться, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этой сцены свидетельствует о негусарском поведении 35-летнего мужчины. Очевидно, что он нарушил неписанный «кодекс чести», не вызвав нахала на поединок (а, судя по умениям Сильвио, шансов остаться в живых у офицерчика было совсем даже немного). Присутствующие заподозрили в подмочившим свое реноме кумире непозволительный для военных аристократов грех — трусость. В тот вечер все гусары разочарованно разошлись по домам…
Анализ произведения
«Выстрел» А. С. Пушкин написал во время своего наиболее плодотворного периода — Болдинской осени 1830 года. Тогда же были созданы «Маленькие трагедии» и «Сказка о попе и работнике его балде». Все эти произведения изучают на уроках литературы в 6 классе .
Повесть «Выстрел» написана в зарождающемся в то время жанре «реализм». По сведениям литературоведов, основанием для ее создания стал случай, произошедший с самим поэтом. Пушкина вызвал на дуэль его знакомый офицер Зубов, которого он уличил в нечестной игре. Во время поединка поэт ел черешни, не обращая внимания на противника. Зубов стрелял и промахнулся, а Пушкин отказался от своего выстрела.
Произведение состоит из двух глав. В первой происходит завязка сюжета, во второй — его окончание. От имени автора выступает один и тот же человек, но действие происходит в разных местах. В книге «Выстрел» есть главные герои:
- Сильвио — гусарский офицер в отставке;
- Рассказчик — молодой армеец, от имени которого ведется повествование.
Также там имеются второстепенные персонажи. Автор дает им следующие характеристики:
- Граф Б *** — мужчина в возрасте около 30 лет, привлекательный наружности, владелец большого имения. В молодости он был гусарский офицером, стрелялся с Сильвио на дуэли;
- Графиня Б *** — жена графа, красивая женщина.
Краткое описание сюжета повести «Выстрел»
Повесть «Выстрел» Александра Пушкина рассказывает о событиях, происходящих в маленьком провинциальном городке. Однажды ночью, во время карточной игры, главный герой Иван Иваныч, слышит выстрел. Он выходит на улицу и обнаруживает бездыханное тело своего соседа и друга Владимира Петровича. На первый взгляд, все указывает на то, что это самоубийство.
Иван Иваныч, не в силах поверить в смерть друга, начинает расследование. Он обращается к своему знакомому, местному следователю, и просит его помощи. Вместе они начинают исследовать обстоятельства смерти Владимира Петровича. Они задаются вопросами: почему бы он совершил самоубийство? Может ли это быть убийство, скрытое под видом самоубийства?
В ходе расследования Иван Иваныч и следователь обнаруживают множество странных и загадочных фактов, которые указывают на то, что смерть Владимира Петровича может быть убийством. Они выясняют, что некий Небольсин, муж женщины, в которую был влюблен Владимир Петрович, мог быть причастен к этому преступлению.
Иван Иваныч и следователь решают вызвать Небольсина на дуэль. При подготовке к дуэли, Иван Иваныч осознает, что такой путь решения проблемы может привести только к дальнейшей разрухе и смерти. Он понимает, что сама дуэль не решит проблему и что нужно стремиться к мирному разрешению конфликта.
Таким образом, сюжет повести «Выстрел» Пушкина описывает поиск истины вместе с главным героем, его стремление разрешить конфликт мирным путем и понимание того, что нельзя прибегать к насилию и мести. Это история о дружбе и мужестве, о поиске истины и стремлении к миру и справедливости.
Глава 2. Месть Сильвио
Через несколько лет семейные обстоятельства заставили рассказчика поселиться в бедной деревеньке и заняться хозяйством. Жил он уединённо, скучно, с соседями, горькими пьяницами, почти не общался. Недалеко от деревеньки рассказчика находилось богатое поместье, где жил только управляющий.
Однажды прошёл слух, что в поместье приедут хозяева: графиня с мужем. «Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей», поэтому рассказчик с нетерпением ждал их приезда и сразу же явился к ним с визитом.
Дом был настолько роскошен, что рассказчик сначала оробел, но граф и графиня оказались красивыми, умными и очень милыми. Рассказчик быстро освоился, начал рассматривать картины, заметил, что одна из них «была прострелена двумя пулями, всаженными одна на другую», похвалил меткий выстрел и рассказал о Сильвио, который совершенствовал свою меткость, стреляя по мухам.
Услышав имя Сильвио, граф разволновался. Оказалось, что это он когда-то отвесил Сильвио пощёчину, а простреленная картина — память о последней встрече с ним. Пять лет назад, когда граф только женился и проводил в поместье медовый месяц, к нему явился Сильвио и пожелал продолжить дуэль с того места, на котором они когда-то остановились.
Перед выстрелом Сильвио медлил, попросил принести свечи, долго целился, затем предложил графу снова бросить жребий.
Графу снова выпало стрелять первым. Он был испуган, голова его шла кругом. Граф выстрелил, попал в картину и был рад, что промахнулся. Когда Сильвио прицелился в графа, в комнату вбежала перепуганная графиня и с визгом бросилась мужу на шею.
Граф попытался успокоить жену, но Сильвио навёл на него пистолет прямо при графине. Та бросилась к его ногам. Граф пришёл в бешенство и потребовал стрелять, но Сильвио отказался: «Я видел твоё смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
С этими словами Сильвио вышел. В дверях он оглянулся, выстрелил в картину почти не целясь и попал точно в пулю графа. Графиня упала в обморок, а Сильвио уехал прежде, чем граф успел опомниться.
Рассказчик больше не встречался с Сильвио. Позже он узнал, что Сильвио погиб в Греции во время войны за независимость.
Тест с ответами: “Выстрел” А.С.Пушкин
1. Произведение «Выстрел» было написано в: а) 1830 + б) 1820 в) 1825
2. В какой цикл вошло произведение «Выстрел»: а) «Маленькие трагедии» б) «Повести Белкина» + в) «Офицерские истории»
3. Укажите жанр произведения: а) Рассказ б) Роман в) Повесть +
4. К какому литературному направлению относится произведение: а) Реализм + б) Модернизм в) Классицизм
5. Повествование в произведении «Выстрел» от лица: а) Графа Б*** б) Сильвио в) Рассказчика +
6. Наибольшей страстью Сильвио было: а) Игра в карты б) Стрельба из пистолета + в) Прекрасные дамы
7. Этот случай пошатнул репутацию Сильвио среди военных: а) Сильвио проиграл крупную сумму денег и не захотел отдавать долг б) Сильвио вызвал ради шутки на дуэль слабого противника в) Сильвио не отомстил офицеру, бросившему в него подсвечник +
8. Сильвио завершил первый поединок с соперником, не выстрелив в ответ потому, что: а) Сильвио взбесило равнодушие противника + б) Сильвио узнал в нем родного брата в) Сильвио испугался, что может убить человека
9. Сильвио получил письмо с таким содержанием: а) Соперник Сильвио погиб на дуэли б) Отец Сильвио был при смерти в) Соперник Сильвио собирается жениться +
10. Этот предмет являлся памятником последней встречи Сильвио и графа: а) Забытый Сильвио пистолет б) Простреленная картина + в) Простреленная фуражка
11. Он всегда шутит, графиня, однажды дал он мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах; теперь и мне пришла охота пошутить…», речь идет о: а) Графе + б) Сильвио в) Молодом офицере
12. Сильвио не выстрелил в графа во время второй их встречи потому, что: а) Не хотел пугать жену графа б) Было довольно увиденных смятения и робости графа + в) Пистолет Сильвио оказался неисправным
13. Слова: «Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» принадлежат: а) Сильвио + б) Рассказчику в) Графу
14. Какую ведущую тему поднимает автор в повести «Выстрел»: а) Тему войны и чести б) Тему родной природы в) Тему роли судьбы и случая +
15. Офицеры армейского полка познакомились с: а) Сильвио + б) Фёдором в) Адрианом
16. Таинственный человек ранее служил: а) В армейском полку б) В гусарском полку + в) В военно-морском флоте
17. Гостеприимный хозяин угощал офицеров: а) Вином б) Водкой в) Шампанским +
18. Чем владел Сильвио на высшем уровне: а) Рукопашным боем б) Стрельбой из пистолета + в) Борьбой
19. Что думают офицеры о Сильвио: а) Что он бедняга б) Что его выгнали за злой нрав в) Что он кого-то застрелил +
20. Офицеры в гостях играли: а) В нарды б) В карты + в) В шахматы
21. Молодой офицер, подозревая Сильвио в ошибке в подсчёта банка: а) Запустил в голову шандалом + б) Оскорбил в) Ударил его
22. На выпад офицера Сильвио отреагировал так: а) Ударил б) Попросил уйти + в) Вызвал на дуэль
23. Сильвио, когда получил пакет, находился: а) За столом б) На балу в) В полковой канцелярии +
24. Получив пакет, Сильвио сказал: а) Что будет драться б) Что он уезжает + в) Об очередном ужине
25. Кто пришел в полк, когда Сильвио служил там: а) Двоюродный брат Сильвио б) Сын офицера в) Богатый и знатный парень +
26. Новичок обидел Сильвио таким образом: а) Сделал подножку б) Дал пощёчину + в) Оскорбил словесно
27. На рассвете после происшествия состоялась: а) Дуэль + б) Драка в) Борьба
28. Куда противник Сильвио попал при выстреле: а) Он промахнулся б) В товарища Сильвио в) В фуражку +
29. Сильвио возмутило: а) Равнодушие противника + б) Злорадство противника в) Смелость противника
30. Куда попал граф, стреляя в Сильвио: а) В руку б) В корзину + в) В фуражку
Станционный смотритель
Пожалуй, самой печальной из всех историй А.С. Пушкина в этом цикле можно назвать повесть «Станционный смотритель». История бедной девушки, соблазненной дворянином – традиционный сюжет прежде всего в западноевропейской прозе, но хорошо знакомый и русскому читателю. В повести «Станционный смотритель» рассказывается о судьбе мелкого чиновника — станционного смотрителя Самсона Вырина. С первых же строк своего повествования Пушкин выступает как писатель-гуманист, возмущающийся бесправным положением низшего сословия. Все персонажи повести сложны, среди них нет ни безупречных, незаслуженно гонимых жертв, ни корыстных и черствых гонителей. Драма разлуки отца и дочери — не следствие злого умысла, а результат общественного уклада, сословной иерархии. При этом, один из основных мотивов «Станционного смотрителя» — разобщенность близких людей.
Решение Сильвио — морально победить соперника позже
Он уверен в том, что время расставит все по своим местам.
Вернемся к современной терминологии, пусть даже циничной, но отражающей суть вещей. Сильвио — природный лидер. Направленность его личности — постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.
О резонном замысле Сильвио повествует произведение «Выстрел» Пушкина. Интерес к жизни в его пока что непобедимом визави вскоре возобладает над беспечным отношением к смерти. Богатство и устроенность наверняка со временем превратят его соперника из отчаянного гусара в самого обычного помещика и обывателя. А что может заставить мужчину более полюбить жизнь, чем любовь, свадьба и желание создать семью? На это и рассчитывал Сильвио… Он уволился с военной службы и уехал на время, обязав друзей сообщить, когда его противник по дуэли соберется жениться. Прошли годы… Тридцать пять лет — это время, чтоб обзавестись домом, семьей… Но не таков Сильвио. Он внутренне остается все тем же офицером, жаждущим получения первенства в давнем споре. Для него это более чем принципиально.
Конфликт Сильвио и нового офицера
Сильвио, беседуя с Белкиным, достал фуражку с околышем, пробитым на вершок от головы. Ловкий Пушкин нашел прием, чтобы сразу заинтриговать читателя. Полился рассказ главного героя о своих гусарских временах, когда гусары в нем «души не чаяли», а начальство, смирившись, воспринимало как «неизбежное зло». Лихим он был и воином, и дуэлянтом. Его считали первым буяном в армии.
Но не менее ярким гусаром оказался и тот, другой, который и произвел намеренно насмешливый выстрел в головной убор Сильвио.
Каким был тот, имя и титул которого Сильвио намеренно не назвал? «Блистательный счастливец», «отпрыск знатной фамилии»… Громкое имя, беспечная храбрость, острый ум, красота, бешеная веселость и бесконечные деньги, щедро бросаемые на ветер… Первенство Сильвио пошатнулось, но он знал, что нужно делать. О его намерении убить счастливого соперника на дуэли рассказывает дальнейший сюжет.
«Выстрел» Пушкина с помощью художественных средств достоверно знакомит нас с той ситуацией, которую современные психологи называют конкуренцией альфа-самцов. Старый кумир гусарского общества приревновал к новому неформальному лидеру.
Сюжет
Повествование ведётся от лица молодого офицера, которому во время службы довелось познакомиться и близко сойтись с отставным военным по имени Сильвио. Будучи весьма таинственной личностью и обладая крутым нравом и острым языком, Сильвио, словно магнит, притягивал к себе молодых офицеров, которые с большим удовольствием проводили время в его обществе.
Однажды Сильвио сообщил рассказчику, что намеревается покинуть это место и перед отъездом хотел бы поведать свою тайну. Выяснилось, что шесть лет назад он получил пощёчину от одного московского графа. Горячий юноша не стерпел подобного оскорбления и вызвал обидчика на дуэль. Однако во время поединка, дождавшись выстрела столичного франта, Сильвио так и не нажал на курок своего пистолета. Будучи отменным стрелком, он решил пока не отнимать у молодого повесы жизнь, которой он совсем не дорожил. Противник согласился с решением Сильвио и подтвердил, что всегда готов к его услугам.
Последующие шесть лет герой бережно вынашивал мысли о мести. Ежедневно упражняясь в стрельбе, он ещё более улучшил своё мастерство. Когда же он узнал, что его обидчик намеревается жениться, то понял, что его час настал, и отправился в Москву.
Спустя несколько лет рассказчик вышел в отставку и волею случая оказался в имении богатого помещика
Он обратил внимание на картину со следами от двух пуль. Каково же было его удивление, когда он услышал продолжение старой истории
Выяснилось, что Сильвио удалось встретиться со своим обидчиком. Они бросили жребий, и право стрелять первым вновь выпало московскому дворянину. Он выстрелил и промахнулся. На шум прибежала его молодая жена Маша. Увидев робость и смятение на лице своего обидчика, Сильвио не стал разрушать его семейное счастье и выстрелил в то место на картине, куда угодила пуля хозяина. Затем Сильвио молча покинул поместье, и больше его никто не видел. Лишь случайно рассказчик узнал, что тот погиб в одном из сражений.
Дуэль — первая кульминация повести
Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей. Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней — вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио… Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.
Когда главные сюжетообразующие герои повести «Выстрел» Пушкина сошлись между собой на своей первой дуэли, то психологическое доминирование оказалось не на стороне Сильвио. Отдадим должное его сопернику. Тот был более ярок и смел до сумасбродства. Он настолько убедительно бравировал своим безразличным отношением к своей жизни и смерти, что смутил главного героя.
О таких людях говорят: «Нервы — как канаты!» Согласитесь, не каждый сможет, ожидая выстрела визави, в то же время безразлично вынимать из своей наполненной черешнями фуражки ягоды и плевать ими в сторону соперника.
Поскольку целью Сильвио было абсолютное первенство, то чисто физическая победа на дуэли, не поколебавшая дух противника, была ему не нужна. «Что толку-то лишать жизни соперника, если не дорожит он ею!» — подумал он. О том, что первая дуэль не реализовала замысел Сильвио, пишет Пушкин («Выстрел»). Главные герои на данном уровне психологически равны, и их противостояние не разрешает вопрос доминирования. Сильвио обращается к секундантам с заявлением о прерывании дуэли, оставляя выстрел за собой.
План пересказа повести «Выстрел» Пушкина
1. Вступление
- Описание главного героя — Ивана Ивановича Ломова
- Рассказ о его свойствах и характере
- Упоминание о том, что Ломов — молодой помещик, который живёт на своей усадьбе
2. Первая встреча с Наташей
- Описание Наташи, дочери ближайшего соседа
- Рассказ о том, как Ломов и Наташа встретились на охоте
- Упоминание о взаимной симпатии между героями
3. Попытка Ломова сделать предложение
- Рассказ о том, как Ломов решил сделать предложение Наташе
- Описание его волнения и неуверенности
- Упоминание о том, что Ломов приходит к Наташе и пытается высказать свои чувства
4. Спор между Ломовым и Наташей
- Описание того, как Ломов и Наташа начинают спорить о владении землей
- Рассказ о том, как спор перерастает в серьёзную ссору
- Упоминание о том, что Ломов падает в обморок
5. Заключение
- Описание того, как Ломов приходит в себя
- Рассказ о том, как он и Наташа разрешают свои разногласия и делают помолвку
- Упоминание о счастливом конце и надежде на будущее счастливое семейное существование
Глава 1. История Сильвио
Когда подполковник И. Л. П. был простым офицером, его воинская часть стояла в маленьком и скучном городке.
- Подполковник И. Л. П.
- — рассказчик, небогатый помещик, на момент повествования молодой русский офицер, наивный и романтичный.
Местная элита офицеров не принимала, подходящих невест тоже не было, поэтому молодые люди собирались друг у друга и развлекались как могли. Только один человек, принадлежавший офицерскому обществу, не был военным. Рассказчик называл его Сильвио.
- Сильвио
- — 35 лет, угрюмый, с крутым нравом, злым языком и таинственным прошлым.
Окружавшая Сильвио таинственность привлекала внимание молодых офицеров. Несмотря на иностранное имя, Сильвио казался русским и некогда служил в гусарском полку, но какое-то жизненное обстоятельство заставило его выйти в отставку и поселиться в бедном городке
Он был намного старше офицеров — те считали его стариком и уважали за опытность.
Сильвио жил одновременно и бедно, и расточительно: ходил в изношенной одежде, но кормил офицеров обедами и поил шампанским. Никто не знал, на что он живёт, но спрашивать его об этом не осмеливались.
Единственным занятием Сильвио была стрельба из пистолетов. Он постоянно упражнялся в меткости, стены его комнаты были усеяны отверстиями от пуль, а самым дорогим в бедной хибаре Сильвио была его коллекция пистолетов. Стрелял он невероятно метко, но в поединки не вмешивался. Однако офицеры не считали его трусом, полагая, «что на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства».
Однажды во время очередного обеда у Сильвио офицеры уговорили его сыграть в карты. Поручик, недавно переведённый в полк, не знал, что у Сильвио особая манера вести счёт в игре, и начал возмущаться. Сильвио выгнал его, но, к удивлению и разочарованию офицеров, дуэли за этим не последовало.
Разочарованные офицеры посчитали это трусостью.
Постепенно влияние Сильвио на молодых людей восстановилось, но рассказчик, считавший его романтичным героем, был слишком сильно разочарован. Он считал, что честь Сильвио запятнана, и не мог с ним общаться.
Сильвио хорошо относился к рассказчику и общался с ним без своих обычных злых резкостей. Несколько раз Сильвио пытался объясниться с рассказчиком, но потом оставил эти попытки.
Однажды Сильвио получил по почте пакет, после чего собрался уезжать. Перед отъездом он устроил прощальный обед, на котором вёл себя с «судорожной весёлостью». После обеда Сильвио попросил рассказчика остаться и объяснил ему своё поведение. Он не хотел, чтобы рассказчик и дальше относился к нему несправедливо.
Сильвио не стал затевать дуэль с поручиком, потому что не хотел рисковать своей жизнью, ведь если он погибнет, то не сможет отомстить своему врагу.
В молодости, служа в гусарском полку, Сильвио стремился во всём быть первым. Это ему удавалось, пока в полку не появился молодой граф, который оказался намного лучше Сильвио.
- Граф
- — враг Сильвио, представитель древнего рода, богатый, красивый, умный, весёлый и храбрый, его имя в повести не упоминается.
Граф быстро вытеснил Сильвио с первого места. Тот возненавидел графа, отказал ему в дружбе и начал искать с ним ссоры.
Однажды на балу, видя, что дамы окружили графа вниманием, Сильвио подошёл к нему и шепнул на ухо «какую-то плоскую грубость». Оскорблённый граф отвесил Сильвио пощёчину
Дуэль состоялась на рассвете. Граф явился с фуражкой, полной черешни. Бросили жребий, право на первый выстрел досталось графу, и он прострелил Сильвио фуражку. Сильвио, в свою очередь, прицелился в графа, но тот спокойно стоял под дулом пистолета и ел черешню.
Сильвио взбесило равнодушие графа, он отказался стрелять, оставив выстрел за собой. Затем Сильвио вышел в отставку и начал готовиться к мести, упражняясь в стрельбе. Недавно он узнал, что его враг собирается жениться, и решил, что пора отомстить: вряд ли граф отнесётся к смерти равнодушно перед свадьбой.
Простившись с рассказчиком, Сильвио уехал в Москву.
Мастер дуэли
Во-первых, 35-летний мужчина не опустился до банального убийства (его выстрел наверняка бы оказался смертельным). Ведь более всего он хотел получить моральную сатисфакцию над противником, а значит — победу окончательную. Он торжествовал, он наслаждался местью. Почему-то вспоминаются слова, написанные гораздо позже и произносенные Доном Капоне: «Месть — блюдо особенное, наслаждаться им нужно, когда оно остыло…». Сильвио тянул время. Он запросил зажечь все свечи в зале. Затем, не обращая внимания на призывы графа «быстрее закончить дело», целую минуту держал его на прицеле. Эта минута оказалась самой страшной в жизни его оппонента. И лишь потом Сильвио пошутил, что поскольку его пистолет не заряжен черешневыми косточками, то он желает начать поединок «с чистого листа», т. е. на стандартных условиях, начиная с розыгрыша права первого выстрела. Теперь психологическое преимущество всецело принадлежало ему…
Заключение и выводы по произведению
Произведение входит цикл прозаических повествований «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и, особенно, в повести «Выстрел» он поднимает значение влияния судьбы на человеческие жизни, поступки и решения. Великий литератор размышляет о многом, делясь своими предположениями и выводами со своим читателем. Можно ли распоряжаться чьей-либо жизнью ради удовлетворения чего-то личностного? Стоит ли ради своих амбиций отнимать у другого человека право на счастье или, тем более, жизнь? Имеет ли право человеческое существо решать чью-то судьбу в угоду себе? Главный герой повествования вовремя одумался и увидел в своём противнике обычного человека, а не какую-то «недостигнутую цель». Он поступил мудро и простил врагу обиду. Он смог оставить на совести графа принесённое ему когда-то оскорбление и уйти из дома молодой пары не убийцей, а человеком.
Выводы из произведения
Прочитав краткое содержание повести «Выстрел», можно понять, в чем смысл этого произведения и почему оно так называется
В нем говорится о том, что для Сильвио было важно не убить своего противника, а сделать выстрел, чтобы тот почувствовал страх перед смертью. Он доказал графу, что нельзя легкомысленно относиться к своей жизни
Пушкин поднимает вопрос о том, как судьба влияет на жизнь героев, их решения и поступки. Он делится своими размышлениями с читателем и делает следующие выводы:
- нельзя распоряжаться чужой жизнью лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции;
- мелочные обиды и ущемленное честолюбие не стоят того, чтобы ради них убивать своего ближнего;
- нельзя решать судьбу другого человека в угоду себе, какой бы сильной ни была обида.
Вывод
Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками. Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.