Астафьев, «Конь с розовой гривой»: краткое содержание
Бабушка отправляет рассказчика с соседскими детьми за земляникой на увал. Если герой наберет полый туесок, то она купит ему награду — «пряник конем». Этот пряник, сделанный в виде коня с хвостом, гривой и копытами в розовой глазури, был заветной мечтой всех деревенских мальчишек и сулил им почет и уважение.
Рассказчик отправляется за земляникой вместе с детьми Левонтия, их соседа, который работал лесозаготовителем. Изображает разных по уровню жизни и достатку деревенских обитателей Астафьев («Конь с розовой гривой»). Главные герои и его семья сильно отличаются от левонтьевской. Так, каждые 15 дней, когда Левонтий получал зарплату, в их семье, где обычно ничего не было, начинался настоящий пир. А Васена, жена Левонтия, бегала раздавала долги. В такое время рассказчик пытался во что бы то ни стало пробраться в соседский дом. Там его жалели как сироту и угощали вкусностями. Но бабушка не пускала внука, она не хочет, чтобы он общался с левонтьевскими. Однако деньги быстро заканчивались, и уже через пару дней Васена вновь бегала по деревне, уже одалживая.
Левонтьевская семья жила бедно, даже бани у них своей не было. А тын, выстраиваемый каждой весной, осенью разбирался на растопку.
Тем временем отправились по ягоду главные герои. Астафьев («Конь с розовой гривой» в этом отношении — очень показательное произведение) изображает не только социальные различия между семьями, но и нравственные. Когда рассказчик уже набрал почти полную корзинку земляники, левонтьевские затеяли ссору из-за того, что младшие дети ели ягоду вместо ее сбора. Началась драка, и всю землянику высыпали из посуды, а потом и съели. После этого ребята отправились к Фокинской речке. И тут выяснилось, что у нашего героя ягода осталась вся целая. Тогда Санька, старший левонтьевский мальчик, подбил рассказчика съесть ее, взяв «на слабо».
Только вечером рассказчик вспомнил, что туесок его пуст. Он испугался возвращаться домой с пустыми руками. Тогда Санька «подсказал», как быть — положить в посуду травы и присыпать ее ягодой.
План рассказа конь с розовой гривой 6 класс астафьев
Ответы
Товарищи с удивлением замечают, чтособак уводит большая и умная волчица, отлично знающая повадки собак. Они справедливо предполагают, что эта волчица раньше жила с людьми и собаками. Волки постепенно съедают всех собак и начинают охоту на оставшегося в живых путника (второго они тоже съели). В критический момент ему приходят на помощь люди, и волки до него не добираются.
Несчастные путники были правы: волчица, причинившая им столько бед, была наполовину собакой, наполовину волком, и долгое время она жила с индейцами и их собаками. После описываемой сцены с нападением на оставшегося в живых путника стая волков распадается, и волчица вместе со старым волком уходят на поиски пищи. Вскоре у них появляется потомство, из которого остается только один волчонок – главный герой романа Джека Лондона “Белый Клык”. Отца Белого Клыка убивает рысь, и Белый Клык остается с матерью. Он рано познает суровую жизнь, быстро понимает право сильного, который убивает слабого. Будучи волчонком, он попадает в руки индейцев: оказывается, его мать волчица Кичи принадлежала им. Кичи и Белый Клык живут у индейцев, пока однажды хозяин не продает Кичи; они разлучаются. Так Белый Клык узнает единственную силу, которую над собой признавал – силу человека.
Белый Клык растет сильным, проворным, суровым волком, который не знает ничего, кроме жестокости. Из всех обитателей деревни он признает только своего хозяина-индейца, который относится к Белому Клыку только как к весьма ценной вещи. Другие собаки не любят Белого Клыка, тем же он воздает им. Такая атмосфера жестокости закаляет характер Белого Клыка и белает его непобедимым бойцом, которого бояться и собаки, и дети, и взрослые. Белого Клыка учат работать в упряжке, он отлично осваивает это ремесло. Однажды его хозяин поехал в форт, где жили золотодобытчики, чтобы продать им меха. Там Белого Клыка замечает Красавчик Смит, он пытается выкупить его у индейца, но получает отказ. Тогда он прибегает к хитрости: зная, что индейцы не умеют пить алкоголь, он спаивает хозяина Белого Клыка, и тот отдает Белого Клыка Красавчику Смиту в обмен на алкоголь. Два раза Белый Клык сбегает от Красавчика Смита, но его прежний хозяин возвращает его обратно, а Красавчик Смит, его новый хозяин, подвергает его сильным побоям. Белый Клык подчиняется новому хозяину, хотя яростно ненавидит его. Красавчик Смит выставляет Белого Клыка на собачьи бои, где он неизменно побеждает, пока однажды не столкнулся с бульдогом, который бы его непременно загрыз, если бы не вмешался инженер Уидон Скотт, который помог разжать зубы бульдога и выкупил Белого Клыка у Красавчика Смита. Так Белый Клык обрел своего третьего хозяина.
Жизнь у нового хозяина коренным образом отличалась от того, что видел белый Клык раньше. Мало-помалу Уидон Скотт приручил Белого Клыка, и тот полюбил своего хозяина так сильно, что у Белого Клыка продадал интерес к жизни, если его хозяин надолго исчезал из дома. Когда настало время возвращаться домой, Уидон Скотт хотел оставить Белого Клыка на севере, но Белый Клык вырвался из дома и пробрался на корабль. Скотт взял его с собой и привез на юг Америки, где все было ново и незнакомо для собаки. Ему снова пришлось привыкать к новым условиям, обстоятельствам и правилам: он защищал имущество хозяина, учился не трогать домашних животных и домочадцев. Однажды он спас жизни домочадцев, кинувшись на сбежавшего из тюрьмы вооруженного бандита, жаждавшего отомстить отцу Уидона Скотта за то, что тот упек его в тюрьму. В схватке Белый Клык загрыз бандита насмерть, но получил тяжелейшие ранения. Сильная натура Белого Клыка позволила ему вылечиться на радость домочадцам, которые пропитались уважением к волку. Любовь, наконец, прочно вошла в суровое сердце сильного волка.
Обман раскрылся
Итак, теперь мы можем ответить на вопрос о том, какие главные герои рассказа. В. П
Астафьев, как не сложно заметить, акцентирует внимание не только на рассказчике. Поэтому мы можем причислить к главным героям также Саньку и бабушку
Но вернемся к повествованию. Бабушка похвалила внука за богатую добычу и решила не пересыпать землянику — так и везти продавать. На улице рассказчика поджидал Санька, который потребовал плату за свое молчание — калачи. Рассказчику пришлось их воровать из кладовки, пока соседский мальчик не наелся. Ночью совесть не давала герою спать, и он решил утром рассказать все бабушке.
Но бабушка уехала до того, как проснулся главный герой рассказа «Конь с розовой гривой». Витя отправился на рыбалку вместе с Санькой. Там они с берега увидели лодку, на которой плыла бабушка, погрозившая внуку кулаком.
Домой рассказчик вернулся поздним вечером и спать отправился в кладовку. Наутро возвратился с заимки дед, который велел попросить прощения у бабушки. Пожурив героя, Катерина Петровна усадила того завтракать. И пряник она ему привезла, тот самый — «конем», память о котором осталась с героем на долгие годы.
Образ бабушки
Итак, еще какие главные герои рассказа? В. П. Астафьев, разумеется, уделяет большое значение образу Катерины Петровны, бабушки Вити. Она представитель прошлого поколения, очень общительна и разговорчива, обстоятельна и рассудительна, бережлива. Когда Васена пытается отдать больше денег, чем занимала, то бабушка выговаривает ей, говорит, что так с деньгами обращаться нельзя.
Катерина Петровна очень любит своего внука, однако воспитывает в строгости, часто бывает требовательной, ругает Витю. Но все это оттого, что она переживает и беспокоится о его судьбе.
Бабушка главная в доме, она всегда всем командует, поэтому ее реплики обычно звучат как приказы. Однако Катерина Петровна может быть и деликатной, что проявляется в ее разговоре с покупателем земляники.
Астафьев, Анализ произведения Конь с розовой гривой, План
Анализ произведения
В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина русской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они — члены одной большой семьи. Окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика, а значит, очень непосредственно и просто. Ему все вокруг кажется интересным и занимательным. Вместе с ним мы увлекаемся рыбной ловлей, пугаем птиц, нас захватывает ощущение ужаса, когда забегаешь в пещеру с нечистой силой. На самом деле все повествование — это воспоминание уже взрослого человека о своей задорной мальчишеской жизни. Именно поэтому в рассказе его сквозит чуть заметная ирония и умиление: насколько важным казались маленьким людям их дела. Ну разве может быть что-то важнее, чем ловля мерзкого на вид водного обитателя, живущего под камнями? А как заманчиво бывает потихоньку пробраться в дом Левонтия и послушать песни! Детское восприятие настолько эмоционально и живо, что читатель невольно чувствует себя сообщником во всех мальчишеских делах, активным участником.
Тем не менее этот рассказ не просто поэтичное воспроизведение мира детства, но изображение воспитания человеческой души.
Мальчик отправляется за ягодой. Но, потеряв ее, он под влиянием своих приятелей решается обмануть бабушку. Он кладет траву на дно кузовка, а сверху засыпает ее горстками земляники. Этот обман не раскрывается сразу. Но совесть мучает мальчика почти все время. От стыда и от страха он убегает от бабушки и боится возвращаться домой. Мальчик прекрасно понимает, что заслужил наказание. И утром, обрадованный появлением дедушки, растроганный, он просит прощения и покорно выслушивает укоры бабушки. Но тут случается неожиданное: несмотря на такое вероломство внука, бабушка покупает ему обещанный пряник — коня с розовой гривой. Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Здесь рождается вера человека в добро. Для него это лучший урок великодушия и душевной щедрости. Он клянется сам себе, что никогда не пойдет больше на подлость и коварство. Ведь обманывать, мошенничать всегда гораздо проще, чем что-то создавать, чем трудиться над своей душой, чем просить прощения и раскаиваться. На вероломство не нужно много ума и выдержки, «дурное дело не хитрое», — говорят в народе. А вот сколько душевной храбрости, мужества надо, чтобы признаться в содеянном, чтобы простить, уступить, да и просто любить! В своем произведении Астафьев показывает нам добро в концентрированном виде, простое, незатейливое, мудрое.
Астафьев помещает своих героев в очень живописное окружение, мастерски передает обычаи и быт русской глубинки. И кажется, будто таких героев найдешь в любой деревне, куда ни загляни. Это и мудрая, хозяйственная бабушка мальчика — Екатерина Петровна, и легкомысленная тетка Васеня, и ее муж — прожига Левонтий, и типичная деревенская детвора. Самым, пожалуй, значимым способом создания образов у Астафьева является язык.
«Нечего куски выглядывать, — гремела она. — Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане», — говаривала бабушка своему внуку, собравшемуся было улизнуть на пир к Левонтию. А уж язык детворы: «Зато мне бабушка пряник конем купит! — Может, кобылой? — усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный! — Я? — Ты! — Жадный? — Жадный! — А хочешь, все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду…»
Астафьев как будто понимал, что прогресс науки и техники вовсе не означает прогресс человечества, его внутреннего мира. Поэтому он возвращается к истокам — в русскую глубинку, где, по его мнению, сосредоточены все духовные силы нации.
План
1. Бабушка посылает мальчика за земляникой.
2. Мальчик собирает ягоду вместе с соседскими ребятами. Поддавшись их провокациям, он отдает им все собранное на
съедение. Застилает кузовок травой, а сверху насыпает немного ягоды.
3. Бабушка увозит на продажу землянику. Мальчика мучает совесть.
4. Бабушка возвращается. Наказание неминуемо, оно было бы страшнее, если бы не было дедушки.
5. Мальчик получает пряник — коня с розовой гривой — несмотря на свой проступок.
Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой»
Основной герой произведения — Витя. Этот мальчик потерял мать и теперь живет в сибирской деревне у бабушки с дедушкой. Несмотря на трудные для семьи времена, он всегда был обут, одет, сыт и ухожен, потому что и бабушка, и дедушка о нем заботились. Витя дружил с левонтьевскими ребятишками, что не нравилось Катерине Петровне, так как последние были плохо воспитаны и хулиганили.
Очень выразительными получились все главные герои. Астафьев («Конь с розовой гривой») изобразил их со своими неповторимыми чертами. Поэтому читатель сразу видит, насколько Витя отличается от левонтьевских детей. В отличие от них, он думает не только о себе, он знает, что такое ответственность и совесть. Витя прекрасно осознает, что поступает плохо, и это его мучает. В то время как Санька просто пользуется ситуацией, чтобы набить себе живот.
Поэтому случай с пряником настолько потряс мальчика, что он запомнился ему на всю жизнь.
план рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”
план рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”
- Лайк на аву)
1. Левонтьевское семейство.
2. За земляникой (пряник конем) .
6. Шалости на реке.
7. Санька советует обмануть бабушку.
9. Бабушка уезжает на рынок.
11.Переживания мальчика в ожидании бабушки.
12. Обман раскрыт.
13. Бабушка простила.
14. Дивный конь с розовой гривой.
15. Урок на всю жизнь.
1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой (пряник конем — мечта всех деревенских малышей) . 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. Кража калача.8. Бабушка уезжает на рынок. 9. Рыбалка. 10.Переживания мальчика.11. Обман раскрыт. Бабушка простила. 12. Дивный конь с розовой гривой. 13. Урок на всю жизнь.
1. Бабушка посылает мальчика за земляникой. 2. Мальчик собирает ягоду вместе с соседскими ребятами. Поддавшись их провокациям, он отдает им все собранное на съедение. Застилает кузовок травой, а сверху насыпает немного ягоды. 3. Бабушка увозит на продажу землянику. Мальчика мучает совесть.4. Бабушка возвращается. Наказание неминуемо, оно было бы страшнее, если бы не было дедушки.5. Мальчик получает пряник коня с розовой гривой несмотря на свой проступок.
1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой (пряник конем) . 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь
1.Мечта Витьки2.Доверчивость Витьки и коварство Саньки3.Обман и муки мальчика4.Дивный конь с розовой гривой
1.в лес по ягоды2.поссорились3. бедные ягоды4.игры у реки4.совет обмануть бабушку5. кража калача6. бабушка поехала на рынок7.на рыбалке8.мальчики переживают9.раскрытый обман10. прощение бабушки11.конь с розовой гривой12. жизненный урок
1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой (пряник конем) . 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь
НЕ ЧИТАЙ ЭТО!! Жил очень мудрый старый ж.. и был у него сын… маленький жик… как то пошл маленький жик в лес и пропал.. родители завели нового сына… Я ЖЕ ГОВОРИЛ НЕ ЧИТАЙ ЭТО!! теперь ты должен разослать это в10 обсуждениях иначе к тебе придт девушка которую убил е парень.. сначала тебе покажется что кто то следит за тобой.. потом ты оберншся и увидишь е.. потом она утащит тебя собой!! Но это можно избежать!! Ты избежишь этого если разошлшь это в 10 обсуждениях! Поторопись! Она уж близко! Она придт через 3 часа! Поспеши! У тебя есть время ИЗВИНИТЕ НЕ ЧИТАЙ ЭТО
1)Пряник*конем*-мечта всех деревенских малышей. 2)Жизнь семьи дяди Левонтия и тети Васени. 3)Дети идут собирать землянику. 4)Драка братьев Левонтьевых. 5)Мальчик и ребятишки Левонтьевых сьедают землянику. 6)Игры на Малой речке. 7)Обман. Кража калачей. 8)Ватага ребят идет ловить рыбу. 9)Муки совести. 10_Возвращение бабушки. 11)Мальчик, не желая возвращаться домой, идет к двоюродному брату. 12)Тетя Феня отводит героя домой и разговаривает с бабушкой. 13)Ночь в кладовке. 14)Возвращение деда. Бабушка прощает внука и дарит ему заветный пряник.
1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой (пряник конем) . 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь
1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой (пряник конем) . 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь
Методическая разработка по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Содержимое разработки
Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: В.П.Астафьев Конь с розовой гривой».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока. Формирование чувства гордости у учащихся, что В.П. Астафьев признан выдающимся писателе и является нашим земляком.
– познакомить учащихся с важными вехами жизни писателя;
– выявить автобиографические моменты Астафьева в произведении «Конь с розовой гривой»;
– расширить и обогатить словарный запас школьников;
– совершенствовать навыки работы со словарем, с текстом;
– воспитывать внимательного читателя, патриота;
– выявить мастерство писателя через его любовь ко всему окружающему и сумевшему выразить это чувство живым разговорным языком.
– развить коммуникативные навыки;
– создать условия на уроке для мотивации к достижению цели;
– формировать способность оценивать свои действия;
– сравнивать свои впечатления с впечатлениями других о содержании урока на каждом этапе.
– закреплять умение вести диалог;
– уметь сопоставлять жизненные факты с эпизодами рассказа;
– развивать монологическую речь.
– учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
-учащиеся должны свободно ориентироваться в тексте, знать героев и давать им характеристику; понимать автобиографичность этого рассказа.
Перечень оборудования к уроку, включая мультимедийное: портрет В.П. Астафьева, выставка книг его произведений, видеофильм «Край без окраин: Овсянка. На родине В.П.Астафьева», презентация к уроку.
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:
Шадрина, С. Б. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебникуВ. П. Полухиной. – Волгоград: Учитель, 2006. – 282с.
Ресурсы е – КМ-ШКОЛЫ
Деятельность учителя (методы и приемы работы)
Организационный момент (1 мин.)
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; создает атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.
Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
К – умение слушать и вступать в диалог;
Р – осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
Л–готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового
Введение в тему (2-3 мин)
Учитель вводит в тему ребят.
Сегодня мы продолжим знакомство с уже известным нам писателем, с творчеством которого мы познакомились в прошлом году. Я прочитаю отрывок из его произведения, а вы назовите мне название и автора: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички».
Учащиеся вспоминают, о каком произведении идет речь и кто автор.
(В. П. Астафьев «Васюткино озеро»)
К – уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Знакомство с биографией В. П. Астафьева
Учитель сообщает учащимся, чему они должны научиться и рассказывает биографию В. П. Астафьева.
Старинное село Овсянка, которое расположилось недалеко от Красноярска, прямо на берегу Енисея, может быть, так и осталась бы мало кому известно, если бы там 1 мая 1924 в крестьянской семье Астафьевых не родился мальчик, которого назвали Виктор. Переводится это имя с латинского языка на русский победитель.
И действительно, он оправдал свое имя: он вышел победителем из всех тех ужасов жизни, которые приготовила ему судьба.
Когда Астафьеву было семь лет, он осиротел: отец был посажен в тюрьму с формулировкой «вредительство», а мама утонула. Жил он у бабушки, которую в селе называли генерал, и дедушки по маминой линии. После смерти бабушки – бродяжничество, детский дом, Великая Отечественная война, куда он ушел добровольцем в 1942 году.
Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьева очень рано. Он вспоминал:
Запишите в тетради слова дебют и реликвия и объясните их значение.
Запись темы в тетради и фиксация основных моментов жизни писателя.