Краткое содержание
Пятилетний Никита жил с мамой, которая работала в поле, а «отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда
». Каждый раз, оставляя Никиту одного на хозяйстве, мать наказывала ему не баловаться, собирать куриные яйца и гонять со двора чужого петуха.
Поначалу Никита боялся оставаться один в доме, но затем осмелел и принялся изучать «воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе
». Когда же это занятие надоело мальчику, он принялся фантазировать. Заметив в сарае пустую бочку, он решил, что там живёт маленький человек с длинной бородой, которая ему постоянно мешает. Никита вспомнил, что недавно у матери пропали ножницы, и решил, что это сделал незнакомец из бочки — «это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду
». Никита принялся ругать бородача, но сам испугался и выбежал на улицу.
На небе Никита увидел «доброе солнце
», которое было очень похоже на его умершего дедушку: он также был всегда добр и ласков к маленькому внуку. Мальчик решил, что дедушка живёт на солнце.
Непоседливый Никита побежал за огород, к старому колодцу, из которого уже давно не брали воду. В его глубине поблёскивала вода, в которой отражалось синее небо. Гладя на воду в колодце, Никита решил, что там живут маленькие водяные люди — «ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные
». Он хотел было поругать их, но вспомнил, что тут может жить великан с детьми, и что есть силы побежал в свой двор, к «дедушке»-солнцу.
У сарая Никита заметил две земляные норы и решил, что тут живут змеи, которые непременно приползут к ним ночью в дом и ужалят. Чтобы этого не произошло, мальчик положил у каждой норы по кусочку хлеба.
На какой бы предмет ни глянул Никита, везде ему мерещились живые существа. И даже в старой баньке он увидел умершую бабушку — «вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!».
Неожиданно Никита понял, что «везде есть люди, только кажутся они не людьми
». Глядя на предметы во дворе, он видел «незнакомые, злобные лица
».
От страха мальчик стал звать мать, а потом побежал к ней в поле. Устав, он присел под дерево, но полуденный зной разморил его, и он уснул. Проснулся Никита под вечер. Он побежал домой и увидел мать, которая «смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко
». Незнакомец, от которого так хорошо пахло хлебом и добротой, взял оробевшего Никиту на руки. Это был его отец, возвратившийся с фронта. Он пообещал мальчику, что теперь уже никогда с ним не расстанется.
Радостный Никита поспешил сообщить радостную новость всем злым «головам» во дворе. Но те молчали: «всем стало боязно отца-солдата
». Когда Никита, помогая отцу по хозяйству, стал выпрямлять молотком гвозди, он заметил, что гвоздь похож не на злого, а на доброго человечка. Отец объяснил, что гвоздь-человечек оттого добрым получился, что Никитка сделал его своим руками.
И что в итоге?
Никита — сообщает злым «головам во дворе», что его отец вернулся, помогает отцу по хозяйству.
Отец Никиты — возвращается с фронта.
Заключение
Детство Никиты пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы, когда взрослые были вынуждены либо воевать, либо много работать. Предоставленный самому себе, мальчик научился развлекать себя, одушевляя окружавшие его предметы. Лишь с приходом отца мальчик смог обрести душевную гармонию.
После ознакомления с кратким пересказом «Никита» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Читательский дневник по рассказу «Никита» Платонова
Сюжет
Отец 5-летнего Никиты еще не вернулся с войны, мать трудится в колхозе. День он один в избе. Чудятся ему повсюду враждебные существа и люди. В колодце, бане, норах, плетне, лопухах. Только солнце доброе, ласковое. Там – умерший дедушка. Наконец, отец приходит с войны. У Никиты больше нет страха. От отца он узнает, что только доброе сердце видит все вокруг живым, чувствующим. Мальчик выпрямляет для отца гвоздь – и видит в нем доброго человечка. Ведь все, что своим трудом сделано – доброе, долговечное.
Отзыв
Мир глазами ребенка. Для мальчика всюду жизнь, даже умершие живы. Часто недобрые, кроме дедушки, а все люди. Он пытается с ними общаться, договариваться. Мир такой большой и непонятный. Солнце – символ добра, света, помощи. Все, что сделано своими руками – доброе, вечное. Тема семьи, беззащитности детства, войны, тяжелого труда, одиночества. Рассказ учит беречь семью, быть сплоченными, бесстрашными, трудолюбивыми. Учит не сдаваться, помогать людям, жить по совести.
Пересказ
Пятилетний Никита с малых лет подолгу был без присмотра. Его мать рано утром уходила трудиться в поле. А отца он не помнил, потому что тот давно ушёл воевать. Отправляясь на работу, мать наказывала сыну собирать куриные яйца, прогонять чужого петуха, обедать хлебом с молоком, не баловаться и ничего не бояться. Мальчик просил маму вернуться домой поскорее, поскольку боялся.
Оставшись в избе один, Никитка обошёл все комнаты и внимательно их осмотрел. Затем отправился во двор. Зашёл в тёмный сарай, в котором стояла пустая бочка. Мальчик, обладающий богатой фантазией, думал, что в ней живёт какой-то бородатый человечек. Одушевлял он и другие вещи, окружающие его. Ласковое солнце, например, напоминало ему умершего дедушку, а старая банька – покойную бабушку. На дне колодца, по его мнению, должны были жить небольшие водяные люди, а в норах – обитать жители или змеи. Чтобы задобрить их, Никита принёс два ломтя хлеба.
В огороде внимание парнишки привлёк ветхий пень. Ему показалось, что это голова с глазами, носом и ртом
Стол походил на безрукого человека на четырёх ногах, да и в чужом петухе тоже виделся тайный человек. В жёлтом цветочке он сумел разглядеть круглое личико. Везде ему мерещились чужие глаза и голоса.
Испуганный Никита побежал к маме в поле. Дорога была неблизкой. Устав, он сел отдохнуть и уснул. Проснулся вечером, когда пастух гнал стадо назад. Пастух посоветовал мальчику возвращаться домой. Тот так и сделал.
Дома Никитка застал мать и старого солдата. Оказалось, что это его отец пришёл с войны. Он взял мальчика на руки и пообещал больше никогда не покидать их с матерью.
Утром Никита сообщил всем «жителям» двора о возвращении отца. Отец как раз находился в сарае. Услышав слова сына, он позвал его к себе. Потом они вместе обошли двор. С папой было совершенно не страшно и мальчик уже нигде не видел «злой жизни».
Осмотрев всё хозяйским глазом, отец взял топор и расколол пень. Днём он готовил в сарае доски, чтобы перестелить пол в избе. Для Никитки тоже нашлась работёнка. Парнишка выпрямлял при помощи молотка кривые гвозди. В одном из гвоздиков он увидел улыбающегося доброго человечка. Отец объяснил, что Никитка сделал его своим трудом, потому-то он и добрый. Мальчик задумался. А отец знал, что это сын у него родился добрым и навсегда таким останется.
Напишите цитатный план рассказа “никита” а. п. платонова
Ответы на вопрос
с.есенин “русь советская”
а. сахарову тот ураган прошел. нас мало уцелело. на перекличке дружбы многих нет. я вновь вернулся в край осиротелый, в котором не был восемь лет. кого позвать мне? с кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? здесь даже мельница – бревенчатая птица с крылом единственным – стоит, глаза смежив. я никому здесь не знаком, а те, что помнили, давно забыли. и там, где был когда-то отчий дом, теперь лежит зола да слой дорожной пыли. а жизнь кипит. вокруг меня снуют и старые и молодые лица. но некому мне шляпой поклониться, ни в чьих глазах не нахожу приют. и в голове моей проходят роем думы: что родина? ужели это сны? ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый бог весть с какой далекой стороны. и это я! я, гражданин села, которое лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита. но голос мысли сердцу говорит: “опомнись! чем же ты обижен? ведь это только новый свет горит другого поколения у хижин. уже ты стал немного отцветать, другие юноши поют другие песни. они, , будут интересней – уж не село, а вся земля им мать”. ах, родина! какой я стал смешной. на щеки впалые летит сухой румянец. язык сограждан стал мне как чужой, в своей стране я словно иностранец. вот вижу я: воскресные сельчане у волости, как в церковь, собрались. корявыми, немытыми речами они свою обсуживают “жись”. уж вечер. жидкой позолотой закат обрызгал серые поля. и ноги босые, как телки под ворота, уткнули по канавам тополя
хромой красноармеец с ликом сонным, в воспоминаниях морщиня лоб, рассказывает важно о буденном, о том, как красные отбили перекоп. “уж мы его – и этак и раз-этак,- буржуя в ” и клены морщатся ушами длинных веток, и бабы охают в немую полутьму
с горы идет крестьянский комсомол, и под гармонику, наяривая рьяно, поют агитки бедного демьяна, веселым криком оглашая дол. вот так страна! какого ж я рожна орал в стихах, что я с народом дружен? моя поэзия здесь больше не нужна, да и, , сам я тоже здесь не нужен. ну что ж! прости, родной приют. чем сослужил тебе, и тем уж я доволен. пускай меня сегодня не поют – я пел тогда, когда был край мой болен. приемлю все. как есть все принимаю. готов идти по выбитым . всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не . я не ее в чужие руки, ни матери, ни другу, ни жене. лишь только мне она свои вверяла звуки и песни нежные лишь только пела мне. цветите, юные! и здоровейте телом! у вас иная жизнь, у вас другой напев. а я пойду один к неведомым пределам, душой бунтующей навеки присмирев. но и тогда, когда во всей планете пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть,- я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “русь”.
в рассказе мы видим восхитительное описание природы . июльский день с раннего утра и до позднего вечера протекает перед нашими глазами. летнийетний день, расцвечен яркими красками июльского неба.
и.с.тургенев восхищается красотой природы
его внимание сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков
в тексте много определений, цветовую гамму: “тускло-багровое”, “светлое и лучезарное”, “блеск кованого серебра”, “бледно-лилиовый”, “золотисто-серый”, “голубоватый”, “алый” и т.д..
множество сравнений нам возможность представить себе описываемый пейзаж: “блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра”, “облака – подобны островам”, “небо – бесконечно разлившаяся река”, “вечерняя звезда – бережно несомая свечка”, “приближающаяся ночь – грозовая туча”, “облака…,как “.
писателю удивительно точно удается передать атмосферу летнего дня: тепло и тишину, легкие ароматы полевых растений, красоту неба.
Подробный план
- Введение
- Описание жизни Никиты, мальчика, который ещё не достиг семилетнего возраста.
- Упоминание об отсутствии общения с людьми из-за занятости матери и отсутствия отца.
Отношение Никиты к окружающему миру
- Всё вокруг для Никиты живое, он общается с предметами и животными.
- Примеры оживления предметов: пень с лицом, цветок с глазами и ртом, бочка с бородатым человечком.
- Представления Никиты о продолжении жизни людей в других формах после смерти.
Воображаемые друзья и существа
- Образ бабушки в бане и пастуха в петухе.
- Приключения с воображаемыми персонажами: лодырь из бочки и великан с детьми в колодце.
- Страхи Никиты, порождённые его фантазиями.
Возвращение отца
- Конец одиночества и начало новой жизни Никиты с возвращением отца с фронта.
- Смена фокуса в жизни Никиты с воображаемых друзей на реальные задачи и помощь отцу.
Работа с отцом и новые увлечения
- Задача распрямления гвоздей как символ вклада в реальный, материальный мир.
- Размышления о разнице между продуктами фантазии и результатами труда.
Вывод
- Рефлексия о значении реального труда и вклада в материальный мир по сравнению с миром фантазий.
- Обозначение позитивного влияния реальной деятельности и совместной работы на развитие личности Никиты.
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.
Тема: «А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.»
Цель: 1. Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита».2. Развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное.3. Воспитывать нравственные качества.
Ход урока. Организационный момент.Повторение изученного материала.Фронтальный опрос.
-В каком году родился Платонов?-Какая настоящая фамилия писателя?-В какой семье родился писатель?-Расскажите об учительнице, которую очень любил Платонов?-Сколько лет было писателю, когда он начал писать стихи?-Как называется первая книга стихов?
Выразительное чтение рассказа учителем.
1.-Какие чувства у вас вызвал рассказ?-Оставались ли вы сами дома?-Почему рассказ называется «Никита»?-Кто является главным героем рассказа?-Сколько лет было Никите?
2. Запишите значения слов и словосочетаний?Буду век вековать- жить всю жизньОщериться- проявлять раздражение, злостьПросо- хлебный злак, из которого получают пшеноТрудодень- единица учёта труда колхозниковСени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах) Передник- одежда, защищающая перед платья от загрязненияГорница- чистая половина крестьянской избы
Давайте составим цитатный план рассказа «Никита»1Мама уходит на работу.-Какие чувства здесь испытывает Никита?2.Никита »живёт один»План 2-й части.1)Кто живёт в бочке?2) «Доброе солнце».3) Колодезные жители.4) «Тайные жители» двора: змеи. пень, старая баня.5) Жёлтый цветок.-Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (Богатое воображение).-Почему мир стал агрессивным? (Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой).-Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью? (Страх, к матери).-О чём говорят слова Никиты: «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их».( Он понимает, что трудодень- это спасение для них, ведь нет отца, но он согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми.)3. Возвращение отца.1) Встреча Никиты с отцом.2) Разговор Никиты с отцом.3) Работа с отцом.– Почему Никита с отцом не испытывает чувство страха? ( С папой он ничего не боится).
Исследовательская работа с текстом. Заполните правую часть таблицы с описанием предметов, которые «оживляет» Никита.
Две земляные норы
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми»
Колья из плетня
Вопросы для работы по частям текста:Почему Никита оставался один?Чему научила мальчика мама?Почему мальчик пошёл во двор?Как мальчик воспринимал старую бочку?Почему он представлял себе существо, живущее в бочке злым?Как вспоминал Никита о дедушке?Почему его напугал колодец?Что ещё придумал Никита, общаясь с внешним миром?Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?Почему все силы вокруг него представлялись Никите враждебными?Почему Никита решил идти к маме? Какие слова произнёс отец при встрече с сыном? Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса? Как изменилось отношение Никиты к миру? Понял ли отец фантазии маличика?
7 Подведение итогов. Рефлексия. Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?-Что нового Вы узнали на уроке?1. Для человека очень важна семья. 2. Самое страшное для человека-одиночество.3. Никита-победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита. Есть вера в светлое будущее.4. Ребёнок много фантазирует, потому что многое он ещё не знает в жизни. А всё неизведанное является странным, загадочным и даже страшным,
Домашнее задание.Нарисовать рисунок- иллюстрацию понравившегося эпизода и уметь объяснить устно или письменно свой выбор.
1085958-1-a.a.platonov_rasskaz_nikita.mir_glazami_rebyonka._obraz_nikityРазмер файла: 44 kB Загрузок: 0
Подробный пересказ
Никита, маленький мальчик, который еще не достиг семилетнего возраста, исследует мир вокруг себя. В его представлениях, всё, что его окружает, обладает живой сущностью, и с ним можно общаться. Это частично объясняется тем, что он проводит много времени в одиночестве из-за занятости его матери и отсутствия отца, который находится на войне. Никита также потерял дедушку, и теперь фантазирует, что тот живет на Солнце.
В своем одиночестве Никита создает мир, где предметы и животные обладают человеческими чертами. Он видит лица на пнях, общается с цветами, представляя, что у них есть глаза и рот. Мальчик также воображает, что ушедшие из жизни люди продолжают существовать в виде животных или предметов. Например, он представляет, что петух — это реинкарнация умершего пастуха.
Никита придумывает различные истории, в которых предметы становятся живыми существами. Однажды он вообразил, что в бочке живет ленивый человечек, которого он уговаривает идти на работу, используя слова, вероятно, услышанные от матери. В другой раз, заглянув в колодец, мальчик представил там великана с детьми, что так напугало его, что он в ужасе бежал к матери на работу, где в итоге заснул от усталости.
Ситуация кардинально меняется с возвращением отца с фронта. Начинается новый этап в жизни Никиты, насыщенный реальными делами и задачами. Помогая отцу распрямлять гвозди, мальчик начинает понимать ценность труда и то, как важна реальная деятельность по сравнению с его фантазиями. Теперь каждый распрямленный гвоздь в его представлении — это не просто предмет, а результат усилий и заботы, символ доброты и полезности.
Таким образом, жизнь Никиты преобразуется с появлением отца, и мальчик начинает ценить не только мир своего воображения, но и реальный мир, где каждый объект и действие имеют свое значение и важность. 5 класс
Литература
5 класс. Литература.