Краткое содержание платонов никита для читательского дневника

Анализ произведения платонова никита, сочинение

Читать краткое содержание Платонов Никита

В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе. Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.

Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки. Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает. Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.

Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его. Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.

Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе. Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.

Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот — добрый. И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.

Оцените произведение:

4.29

Голосов: 378 Читать краткое содержание Никита. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пересказ сюжета

Рассказ начинается с того, что мать уходит в поле и наказывает Никите охранять избу и не баловаться.

Она объясняет, что отца сейчас нет, поэтому мальчику придётся оставаться за хозяина.

Никита повторяет материнские наставления и добавляет, что ему страшно оставаться одному. Мать объясняет, что бояться нечего, а потом уходит.

Обитатели дома и сарая

Ребёнок остаётся один и сначала обходит избу. Из горницы он идёт в другую комнату, а затем отправляется в сени. Обитатели дома и двора, уже знакомые герою:

Мальчик уже видел их раньше, поэтому ему становится скучно. Он идёт к сараю, где стоит бочка. Никита думает, что внутри живёт маленький человек с бородой. Днём он спит, а ночью вылезает, ест и пьёт. Проходя по сараю, человечек сметает длинной бородой солому и оставляет «стежки».

Мальчик стучит по бочке и говорит таинственному жителю, что нужно идти на работу, а то зимой будет нечего есть. Но «лодырь» не отвечает. Вдруг слышится скрип — это звук рассохшихся досок.

Разговор с солнцем и пнём

На небе светит тёплое и доброе солнце. Мальчику кажется, что это его дедушка, который всегда был ласковым. Теперь старик живёт на солнце и приветливо глядит оттуда. Никита рассказывает ему о жителе бочки, а потом отправляется исследовать двор. За огородом есть колодец, из которого раньше брали воду для колхозных нужд. Сейчас он зарос, потому что давно выкопали новый.

Никите кажется, что в воде живут маленькие люди. Он наклоняется через сруб и смотрит в глубину. Внизу что-то чавкает, мальчику становится страшно. Никита хочет крикнуть, но голоса нет. Тогда он в испуге глядит на солнце, чтобы убедиться, что дедушка там, и бежит к дому. Оказавшись у сарая, герой останавливается и видит норы, уходящие под стену. Никита думает, что там кто-то живёт, возможно, змеи. Он бежит в избу, берёт два куска хлеба и кладёт у каждой норы, чтобы таинственные жители ели и не приходили по ночам в дом.

Ребёнок оглядывается и видит старый пень. Тот стоит в огороде и молча улыбается. У него есть глаза, рот и нос, как у человека. Никита предлагает существу вылезти и пахать землю. Ему кажется, что лицо пня стало сердитым. Мальчик пугается и идёт в сени. В избе уже жарко.

Баня и цветок

За огородом, там, где колодец, стоит замшелая баня. Раньше в ней любил купаться дедушка. Никите снова становится страшно, потому что он представляет баню умершей бабушкой. Ребёнок думает, что старушка не умерла, а превратилась в избушку. Труба — это голова, а вместо рта у неё щербатое отверстие. В это время во двор заходит чужой петух, о котором мать говорила, что за ним нужно следить, чтобы не обижал своих.

Созерцание вместо воспитания

С одной стороны, ребенок растет, как стебелек в поле, практически без воспитания, но с другой, в мальчике уже заложено главное в жизни. Он любит свою маму, чувствует ответственность за «наше хозяйство», помнит своего покойного дедушку, трогательно, по-детски ассоциируя его с ласковым солнышком.

Никита вспоминает, как ранее он довольствовался созерцанием мух, воробьев, пауков

Поскольку некому из взрослых уделить ему внимание, то ребенок изучает предмет, одушевляя его. При этом он переносит на него все, что он знает о мире взрослых

Например, бочку, стоящую в сарае, он считает местом, где днем скрывался мужичок маленького роста, причем непременно с бородой. Не иначе, чтобы бороду эту подстричь, он намедни стянул у матушки мальчика ножницы. Вообще говоря, он недалекий. Спит днем, в то время как следует полоть просо. Ведь иначе колхозный счетовод не зачтет ему трудодень, и хлебушка, соответственно, у мужичка не будет. Явно вписал намек на колхозный уклад жизни села в рассказ «Никита» Платонов. Отзывы властей на такую смелость этой творческой личности были однозначны – «кулацкий прихвостень», а Иосиф Сталин был еще лаконичней – «сволочь».

Тематика произведений Платонова Никиты

Главная мысль статей Платонова Никиты состоит в том, чтобы писать о главных героях. В его произведениях автор исследует разные аспекты человеческой жизни и показывает их через призму героев, чьи судьбы становятся центральными в повествовании.

Платонов никогда не ограничивается одной темой и изучает различные сферы человеческой жизни

В его произведениях можно найти рассказы о любви, семье, дружбе, справедливости, важности моральных ценностей и т.д. Герои его рассказов и новелл являются инструментом для передачи этих идей и мыслей

Платонов использует разнообразные стили и жанры письма, чтобы лучше донести свои мысли до читателя. Он также часто включает в свои произведения элементы фантастики, чтобы создать особую атмосферу и передать свои идеи более ярко и эффективно.

Произведение Главные герои
«Чевенгур» Алеша Бобров, Машенька Малошинская, Варя Грачёва
«Котлован» Трошанин, Наденька, Валентин Федорович Габышев
«Револьвер» Павел Логинов, Елена Логинова

Главные герои в произведениях Платонова Никиты играют ключевую роль. Через них автор показывает свое видение мира, выражает свои мысли и идеи. Они становятся посредниками между автором и читателем, проводниками его мыслей и эмоций.

Сочинение Никита по рассказу Платонова

В своем рассказе «Никита» А.Платонов повествует о пятилетнем мальчике по имени Никита. Мать Никиты почти весь день проводит за работой в поле, а отец Никиты находится на войне. Отца Никита совсем не знает.

Уходя на работу, мать оставляет все хозяйство на Никиту. Мальчик, будучи совершенно один, начинает фантазировать. Ему везде мерещатся странные существа, которые так или иначе хотят навредить Никите и его маме.

Совершенно напуганный, он бежит к своей маме в поле. Пробежав до конца всю деревенскую улицу, Никита сел ненадолго отдохнуть. Но, нечаянно опустив голову к земле, Никита заснул и проспал до вечера. Очнувшись, Никита снова собрался идти в поле к матери.

Но пастух сказал ему, что его мама уже давно ушла домой.

Я думаю, что причина всех страшных фантазий Никиты — одиночество. Оставаясь один, он проявлял интерес ко всему, что происходит во дворе.

2 стр., 792 слов

По рассказу Платонова Никита 5 класс

… что теперь Никите нечего боятся. Также отец и сын постелили новый пол, положив этим начало их новой жизни. В своем рассказе «Никита» А.Платонов повествует о пятилетнем мальчике по имени Никита. Мать Никиты почти весь день … человечком. Я думаю, что причина всех страшных фантазий Никиты — одиночество. Оставаясь один, он проявлял интерес ко всему, что происходит во дворе. Но из-за того, что рядом с ним …

Но из-за того, что рядом с ним не было близкого человека, который бы объяснил ему многие вещи, ему постоянно мерещились разные странные и страшные существа. А когда в его жизни появился отец – все изменилось.

Существа теперь вовсе не казались ему страшными. Он даже смог найти доброе существо — маленький добрый человечек, которого он увидел в гвоздике.

5 класс

Никита

  • Сочинение Книга в современном мире 7 классКомпьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга — это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.
  • Сочинение на тему Звуки летаЛюди, живущие в умеренном климатическом поясе в области умеренно континентального климата, большую часть года живут в своих жилищах и лишь летом выезжают отдыхать на природу, часто на море.
  • Сочинение на тему Человека и природы в литературеОтношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинениеЗнаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма,
  • Сочинение опишите какую-нибудь вещь, игрушку, предмет обихода 5 классУ меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,
  • Сочинение Дуэль Печорина и ГрушницкогоДействие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.

«Никита» — читательский дневник по рассказу А. Платонова

Рассказ «Никита» Андрея Платонова был написан и опубликован в 1945 году в журнале «Мурзилка».

Описание книги для читательского дневника

Андрей Платонович ПлатоновНазвание произведения: «Никита»Жанр: рассказГод написания: 1945Издательство: АСТГод издания: 2018

Главные герои и их краткая характеристика

Никита — мальчик 5 лет. Робкий, фантазер, выдумщик, добрый. Мама — заботливая, работящая, усталая. Отец — старый солдат. Вернулся с войны. Добрый, трудолюбивый, мастер на все руки.

Краткое содержание и сюжет

Героем рассказа А. Платонова «Никита» является пятилетний мальчик. Его отец ушел на войну и долго не возвращался. Мать рано утром уходила в поле на работу. Перед уходом она наказывала сыну, чтобы он собрал яйца, что снесут куры, пообедал молоком с хлебом и не сжег двор, пока ее не будет.

Никита боялся оставаться один, но делать было нечего. Мать ушла, а мальчик пошел сарай, где стояла бочка. Он думал, что в ней живет маленький человечек с длинной бородой. Днем он спит, а ночью выходит наружу. Никита постучал по бочке.

Мальчик выбежал во двор и посмотрел на солнце. Оно было похоже на дедушку, который был ласковый и улыбался ему. За огородом был колодец. В нем, по мнению Никиты, жили водяные люди ростом с воробья, безволосые, мокрые, вредные. Никита заглянул в колодец, оттуда кто-то чавкнул. Мальчик испугался, посмотрел на солнце и побежал к дому.

На огороде стоял пень. Никита представил, что это голова человека, снова испугался и побежал дальше. Старая баня ему напоминала бабушку. Она молчала и щерилась на него. Колья плетня ему показались чужими людьми. Никита позвал мать. Он глянул на небо, но солнце скрылось за тучи.

Никита побежал к матери в поле. По дороге он устал, присел отдохнуть и уснул. Проснувшись, пошел домой. Мать сидела за столом и смотрела на солдата, который ел хлеб с молоком. Это был отец.

Наутро Никита вышел во двор без страха. Он рассказал отцу о том, что во дворе много живых людей. Отец сказал, что у Никиты доброе сердце, поэтому он всех хочет сделать живыми. Они стали вместе трудиться.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мать ушла на работу и маленький Никита остался один. Он стал обходит двор и везде находил чужих, тайных людей. Они жили в бочке, колодце, бане, норах, даже пень был чужим человеком. Никите стало очень страшно и он побежал к маме. Вечером он вернулся домой и увидел отца, который пришел с войны. Утром отец объяснил мальчику, что сделанное им становится добрым.

План пересказа

  • Никита остается один.
  • Чужой в бочке
  • Чужие в колодце
  • Хлеб змеям
  • Старый пень
  • Бабушка-баня
  • Повсюду чужие люди
  • Никита пугается
  • Бегство со двора
  • Возвращение отца
  • Выпрямленный гвоздь
  • Добрый Кит

Чему учит

Рассказ учит не боятся одиночества, не выдумывать себе разные страхи, а стараться найти себе дело по душе. Учит тому, что труд всегда является отдушиной для человека. Учит фантазировать. Учит доброте и доброму отношению к окружающему миру. Учит трудолюбию.

Мне понравился этот рассказ, хотя мальчика Никиту было сильно жаль. Он так сильно накрутил себя собственными фантазиями, что чуть не умер от страху. Но он был совсем маленьким и его можно понять.

Вывод и мое мнение

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения. Важна последняя мысль Платонова — труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.

Пословицы

  • У страха глаза велики.
  • У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • За доброе дело берись смело.
  • Тот ничего не боится, кто честно трудится.

Главные герои произведений Платонова Никиты

Платонов Никита создает уникальных героев, которых отличает особая глубина и сложность

Что важно, автор подчеркивает не только внешние черты своих героев, но и их внутренний мир, мысли, чувства и стремления

Главная мысль статьи заключается в том, что герои произведений Платонова Никиты – это олицетворение различных грани человеческой природы, их взаимодействие с внешним миром и другими персонажами.

Один из примеров такого героя – Александр Мирный из романа «Чевенгур». Этот главный герой является своего рода символом идеалиста и мечтателя, который страдает от неприятия общества и ищет свое место в жизни. Отношение автора к этому герою ярко выражено и позволяет читателю лучше понять его мотивы и поведение.

Другим примером является Алексей Феодосьев из рассказа «Котлован». Этот герой представлен как простой человек, у которого есть своя философия жизни. Из-за своей наивности и доверчивости Алексей часто оказывается в сложных ситуациях, однако он не теряет веры в добро и продолжает искать смысл своего существования.

Таким образом, главные герои произведений Платонова Никиты представляют собой сложных и уникальных персонажей, которые отражают разные аспекты человеческой природы. Их внутренний мир и стремления помогают раскрыть главную мысль автора.

Общественно-политические вопросы в его книгах

Важная мысль, которую писатель пытается донести до читателя, заключается в том, что общество и политика оказывают огромное влияние на человека и его судьбу. Он показывает, что в условиях советской системы индивидуальное счастье и самореализация часто подчинены общественным и политическим процессам.

Через своих героев Платонов Никита обращает наше внимание на проблему социальной несправедливости, бюрократии, безвыходности и бесперспективности многих людей. Он показывает, что каждый человек, независимо от своего социального статуса, влияния политики и общественных условий, стремится к счастью и ищет свое место в жизни

Платонов Никита главные герои своих произведений поднимают главную мысль своих книг — важность борьбы за свои права, свободу и достоинство. Они показывают нам, что только через преодоление трудностей, неправильных государственных структур и несправедливости можно достичь своей цели и быть счастливым

Критика современного общества

Главные герои статьи отображают разнообразные аспекты критики современного общества. Они показывают, что общество сосредоточено на материальных ценностях и потребительстве и утратило важные нравственные принципы. Эти герои характеризуются отсутствием эмпатии и сострадания, что приводит к разделению и недоверию между людьми.

Основная мысль статьи заключается в том, что необходимо осознание и изменение современного общества

Герои статьи выступают в качестве примеров негативных аспектов общества, чтобы подчеркнуть важность изменений. Никита Платонов указывает, что необходимо вернуться к ценностям, основанным на доброте, справедливости и солидарности

Критика современного общества, представленная в статье, имеет целью вызвать осознание и привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются люди в современном мире. Она призывает к действию и изменениям в нашем обществе с целью создания более справедливого и гармоничного мира

Поиск ответов на важные вопросы

Главные герои, созданные Платоновым Никитой, представлены как ищущие и искренние люди, которые пытаются найти ответы на сложные вопросы о смысле жизни, о природе человека, о добре и зле. Они стремятся разобраться в сложностях мира, выявить его законы, понять себя и свое место в этом мире.

Ищущий герой Платонова — это человек, который не останавливается перед трудностями, а наоборот, усиливает свое стремление найти ответы на вопросы, сделать жизнь осмысленной и полной творчества. Он понимает, что ответы могут быть сложными, но именно в этом поиске он находит смысл и значимость своей жизни.

Главная мысль статьи заключается в том, что поиск ответов на важные вопросы — это неотъемлемая часть нашего существования. Он может быть сложным и мучительным, но именно в этом поиске мы находим себя и находим настоящий смысл жизни.

Рассказ А. Платонова Никита» в 5 классе

Урок 1. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя.

I. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя

5 стр., 2274 слов

«Юшка» анализ рассказа Платонова – тема, план, жанр, проблемы произведения

… к нравственному выводу. Главные герои В рассказе несколько главных героев: Юшка, кузнец, его жена, приемная дочь Юшки. Юшка … Платонова характерна приверженность к моральным темам, что делает его произведения актуальными в любое время для каждого человека. Одной из главных тем «Юшки» является проблема … приемной дочери, жившей в городе. Любовь Татьяны к Онегину – сочинение на тему В деревне мужчину …

Начнём урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб»:

“К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами.

Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спёкшуюся, горячую землю.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелёк тот сломался и поник.

Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Корни были осохшие, слабые

Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его”

Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?

Прочитаем текст вступительной статьи учебника-хрестоматии.

Как вы понимаете выражение “пропетая сердцем сказка про Человека”?

О Платонове может рассказать учитель. Вариант такого рассказа:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье.

Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С четырнадцати лет начал работать.

Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С девятнадцати лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвящённой его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.

II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя

Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвёл на них рассказ.

  • Какие чувства у вас вызвал рассказ?
  • Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
  • Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?

Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.

14 стр., 6982 слов

Тема семьи в рассказах А. Платонова («Третий сын», …

… годы Багрова-внука», в статье «Душа мира». Семья, по Платонову, помогает человеку крепче стоять на ногах, ограничивает в человеке … к источникам жизни — матери и отцу — в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок … газет и журналов публикуются его статьи, очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. Органичность …

Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

Составление плана рассказа

Продолжаем обучение составлению сложного плана.

Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?

Поможем детям выделить три основные части:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: