«повелитель мух» — краткое содержание романа уильяма голдинга

Повелитель мух описание. «повелитель мух», художественный анализ романа уильяма голдинга. смысл иносказания в романе «повелитель мух»

Краткое содержание

Действие романа происходит во время войны. Из-за потерпевшего крушения самолета группа мальчиков разного возраста оказывается на необитаемом острове.

Главные герои книги Повелитель мух:

  1. Ральф – честный, смелый, умный подросток.
  2. Джек – завистливый, тираничный, жестокий.
  3. Хрюша – добродушный, полный мальчик, технарь, умница.
  4. Саймон – скромный, добрый, бесстрашный, с тонкой душой и задатками провидца.
  5. Роджер – подручник Джека с садистскими наклонностями.
  6. Эрик и Сэм – близнецы, слабохарактерные, не способные к сопротивлению.

Первыми перед читателями предстают Ральф и Хрюша, созывающие остальных детей с помощью раковины. На общем собрании решено избрать главным Ральфа, что вызывает недовольство Джека, претендующего на роль лидера. Устанавливаются правила, обязательные для всех. Ральф предлагает обустроить быт, построить шалаши и поддерживать костер для привлечения спасателей.

Первое время все идет гладко, но потом детям надоедает питаться лишь фруктами. Джек сколачивает группу ребят-охотников для добычи мяса.

Параллельно среди мальчиков распространяется слух про Зверя. Убив свинью, охотники нанизывают свиную голову на палку, оставив ее в виде подношения Зверю. Постепенно большинству мальчиков надоедает придерживаться порядка, строить шалаши, носить воду. Костер тоже поддерживают нерегулярно, упустив шанс на спасение. Между Ральфом и Джеком возникает конфликт. Джек уводит большинство ребят за собой, пообещав им веселую жизнь.

В итоге с Ральфом остаются лишь Саймон, Хрюша и близнецы. Объявив себя вождем, Джек устраивает ритуальные танцы вокруг копья со свиной головой – повелителем мух.

Во время одной из таких вакханалий мальчики убивают Саймона, приняв его за зверя. Ральф пытается образумить ребят, призывая к объединению. Но безнаказанность берет верх, и Роджер убивает Хрюшу.

Запугав близнецов, дикари вынуждают братьев присоединиться к их клану. Оставшийся один Ральф вынужден скрываться в джунглях, чтобы спасти свою жизнь.

Дикари поджигают лес, пытаясь выманить мальчика. Ральфа, вынужденного показаться на глаза, спасает отряд моряков, причаливших к острову.

Символика острова и мухи

В романе «Повелитель мух» символика острова и мухи играют важную роль в передаче основных тем и идей автора. Остров становится аллегорией человеческого общества, а муха символизирует зло, коррупцию и разрушение.

Остров

Остров, на котором оказываются герои романа, представляет собой уединенное место, удаленное от цивилизации. Голдинг использует остров как символ естественной среды, неприрученной искусственностью. Отсутствие внешних правил и ограничений позволяет проявиться истинной природе людей и показать, как они становятся животными, когда исчезают границы и моральные нормы. Остров также представляет собой микрокосм общества, где каждый персонаж занимает свою роль и выполняет специфические функции, отражая таким образом широкий спектр человеческого поведения.

Муха

Муха в романе является символом зла и разрушения. В начале истории, муха просто представляет собой назойливое насекомое, с которым герои пытаются бороться. Однако по мере того, как их ситуация становится все хуже, муха начинает приобретать все большее значение. Она становится олицетворением темнейших и низменных инстинктов человечества, таких как жажда власти и насилие. Муха также символизирует безысходность и беспомощность героев, их бессильные попытки сохранить человеческую цивилизацию на острове. Ее постепенный распад и разрушение отражают безнадежность ситуации и невозможность избежать деградации и апокалипсиса.

Роль символики в романе «Повелитель мух»
Символ
Значение

Остров
Примитивность, истинная природа человека, общественное устройство
Муха
Зло, разрушение, безысходность, беспомощность

«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.

Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…» []

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась». []

Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.

Объяснение сюжета

  • морали;
  • взаимоотношений в обществе;
  • сущности человеческой природы;
  • вседозволенности.

Переплетаясь между собой, они раскрывают основной смысл книги Повелитель мух.

Голдинг сознательно выбрал героями не взрослых людей, а мальчишек. Группа детей представляет собой уменьшенную копию общества. На фоне детской невинности особенно видна вся жестокость человеческой природы.

Страх, сидящий внутри человека, представлен в виде Зверя. По мере развития сюжета Зверь (страх) увеличивается в размерах, становясь вездесущим, преследуя детей. У мальчиков постепенно начинают просыпаться звериные инстинкты.

Голова свиньи, насаженная на копье – материализация зла, символизирующая демона, поселившегося в человеческом сердце.

Основная мысль автора, которую он хотел донести до читателей книги, становится ясна из цитаты со скрытым, философским смыслом, принадлежащей Саймону: «Может, зверь этот и есть… Может…это мы сами». Именно ему первому открылась истина, которую мальчик пытался объяснить, но его не поняли.

На примере мальчишек автор показал, что в каждом человеке сидит «зверь» и путь от цивилизованного человека до жестокого дикаря при попадании в непривычные обстоятельства занимает очень мало времени. Мало кто может остаться верным своим ценностям в экстремальной ситуации, не потеряв человечности, достоинства, не превратившись в дикого зверя.

Робинзонада ХХ века

Во время неизвестной войны из Англии эвакуируют группу детей. Но самолет терпит крушение, в результате которого дети оказываются на необитаемом острове. Сначала благовоспитанные мальчики пытаются найти хоть кого-то из взрослых – пилота и «того дядьку с мегафоном», но очень быстро выясняется, что никого, кроме них, на острове нет. Тропическая природа острова обещает райскую жизнь и захватывающие приключения, но идиллия длится недолго.

Чтобы действовать слаженно, детям нужен лидер, на роль которого претендуют двое – Ральф и Джек. Мальчики устраивают выборы, в ходе которых побеждает Ральф. Умный толстяк Хрюша выступает в качестве верного и мудрого советника Ральфа и предлагает необходимые шаги к спасению: строить шалаши в качестве жилья и развести на самом высоком месте острова костер, который будет хорошо виден с моря, – в этом случае их смогут заметить и спасти. Однако первый же костер, который сумели развести с помощью очков Хрюши, заканчивается пожаром, после которого недосчитались одного из младших мальчиков.

Второй претендент на лидерство, Джек, отказывается подчиняться. В мирное время он был старостой церковного хора. В эвакуацию отправили хор в полном составе, и остальные хористы по-прежнему признают Джека своим предводителем. Все вместе они объявляют себя охотниками. Мальчики с энтузиазмом затачивают самодельные копья и целыми днями гоняются за дикими свиньями, которые водятся на острове. С момента убийства первой свиньи Джек окончательно отделяется – создает свое племя, переманивая к себе остальных мальчиков обещаниями захватывающей охоты и гарантированного пропитания.

Тем временем на острове происходят необъяснимые вещи, порождающие страхи. Мальчишки из племени Джека создают примитивный языческий культ поклонения Зверю. Дети пытаются вызвать его милость жертвоприношениями, устраивают первобытные пляски. В разгар одного из таких диких обрядов, войдя в экстаз и потеряв над собой контроль, «охотники» закалывают копьями одного из мальчиков, Саймона.

Так еще недавно цивилизованные маленькие англичане на глазах превращаются в племя дикарей. Ральф и Хрюша в отчаянии. Они не в силах изменить эту ситуацию. Но, собрав остатки воли и разума, продолжают поддерживать огонь на горе, мечтая о том, что их заметят и помогут вернуться к прежней жизни. Однако ночью охотники нападают на их шалаш и отнимают очки Хрюши: им нужен огонь, чтобы готовить мясо, а другого способа добыть огонь, кроме как через увеличительное стекло, они не знают. Когда друзья приходят в стаю Джека, чтобы забрать очки, дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы огромный камень.

Ральф остается в одиночестве. Для дикарей он теперь чужак, инакомыслящий, поэтому автоматически превращается в жертву – на Ральфа начинается охота… В попытках загнать свою жертву в угол охотники словно обезумели. Они совершают самоубийственный поступок – поджигают джунгли. Спасаясь от направленных на него копий, Ральф выбегает на берег. Он бежит из последних сил уже без надежды спастись. Споткнувшись и упав, он готовится к смерти. Но, подняв голову, видит военного: заметив дым, на остров высадились спасатели.

Анализ характеров главных героев

Роман «Повелитель мух» Вильяма Голдинга рассказывает о группе школьников, оказавшихся на необитаемом острове после авиакатастрофы. В процессе повествования выявляются различные характеры у главных героев, которые весьма разнообразны.

  1. Ральф: он является избранным лидером группы. Ральф обладает лидерскими качествами — он способен организовывать и управлять людьми. Он олицетворяет разум и цивилизацию, его характер характеризуется высокой моралью и деловитостью. Однако, в конце романа его душу тоже охватывает дикая неистовость.

  2. Джек: этот персонаж является противоположностью Ральфа. Он уходит от цивилизации и становится вождем группы охотников. Джек символизирует примитивность и дикость. Он становится жестоким и беспощадным, стремится получить максимальную власть и контроль над другими.

  3. Пигги: этот персонаж представляет собой интеллектуала в группе. Пигги обладает высоким интеллектом и пытается поддерживать порядок и законопослушность на острове. Он страдает из-за своего внешнего вида и физической слабости, что делает его мишенью для издевательств со стороны других детей.

  4. Саймон: он является самым загадочным и мистическим персонажем романа. Саймон обладает глубоким внутренним миром и способностью размышлять о смысле Жизни и морали. В процессе романа он становится жертвой своей собственной фантазии и кровожадности других детей.

Таким образом, главные герои романа «Повелитель мух» являются яркими представителями различных характеров. В их поведении и взаимоотношениях Голдинг отражает вечные противоречия человеческой природы и зло, которое может пробудиться в каждом из нас в условиях отсутствия цивилизации.

Описание романа «Повелитель мух»

«Повелитель мух» — это аллегорическая повесть, написанная английским писателем Уильямом Голдингом и впервые опубликованная в 1954 году. Роман рассказывает историю группы мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове после авиакатастрофы, и их попытки организовать собственную цивилизацию.

В романе «Повелитель мух» Голдинг поднимает такие темы, как природа человека и его склонность к насилию, силовому правлению и бессмысленному хаосу. Писатель исследует взаимодействие между стремлением к порядку и инстинктом самосохранения, а также между добром и злом.

Главным символом романа является «Повелитель мух» — свинья, которую мальчики убивают и оставляют на острове в качестве жертвоприношения чудовищу, которое, по их представлениям, обитает на острове. «Повелитель мух» становится олицетворением тьмы и дикости, присутствующей внутри каждого человека.

В романе Голдинг использует яркие образы и символы, чтобы обращаться к читателю и вызывать в нем размышления о границах между цивилизацией и дикостью, о тонкой нитью, разделяющей добро и зло.

Роман «Повелитель мух» оказал значительное влияние на мировую литературу и считается одним из важных произведений ХХ века. Его темы и идеи остаются актуальными и сегодня, напоминая о тонком балансе между человеческой цивилизацией и дикостью.

Раскрытие темы насилия и его последствий

В романе «Повелитель мух» В

Голдинг акцентирует внимание на теме насилия и его последствий. Автор развивает эту тему через повествование о группе мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове после авиакатастрофы

С самого начала романа автор устанавливает антагонистическую динамику между несколькими персонажами, что становится почвой для развития насилия. Руководители двух групп, Ральф и Джек, представляют две противоположные стороны человеческой природы. Ральф является гуманистом, который стремится к построению цивилизованного общества на острове, а Джек становится символом бесчеловечности и насилия.

Увлечение Джека охотой и желание получить власть над другими мальчиками приводят к постепенной трансформации группы в племя, где действуют законы дикости и насилия. Под руководством Джека племя переходит от охоты на свиней до убийства кролика и даже до собственной жертвы – Саймона. Эти действия символизируют прогрессирующую деградацию и потерю гуманности.

Поведение группы под руководством Джека описано автором с использованием жестких сцен насилия: убийство животных, физическое насилие над другими мальчиками. Это позволяет Голдингу показать безжалостность и разрушительную силу насилия, подчеркнув его негативные последствия. Насилие превращает мальчиков в зверей, но в конце романа они осознают свое безумие и желание уничтожить друг друга.

Таким образом, через тему насилия и его последствий В. Голдинг показывает, как цивилизация и гуманизм могут быть побеждены дикостью и жестокостью, а также вносит предупреждение о потенциальных опасностях насилия и его влиянии на человеческую природу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: