Второстепенные персонажи
Лиза
Служанка Софьи, молодая девушка.
Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, смешливая, весёлая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает ночные похождения своей госпожи Софьи.
Подробная характеристика Лизы.
Репетилов
Старинный приятель Чацкого, молодой человек.
Яркий представитель фамусовского общества, который является пародийным отображением Чацкого. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.
Подробная характеристика Репетилова.
Загорецкий
Молодой светский человек, картёжник и шулер.
Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.
Хлестова
Свояченица Фамусова, пожилая женщина.
Зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и армию приживалок.
Платон Михайлович Горич
Дворянин, офицер в отставке, товарищ Чацкого.
Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.
Супруга Горича, молодая женщина.
Назойливая и властная жена Горича, большая любительница балов.
Князь Тугоуховский
Столичный аристократ, пожилой болезненный мужчина.
Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить шесть своих дочерей.
Княгиня Тугоуховская
Супруга князя, мать шести дочерей.
Поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.
Графини Хрюмины
Столичные аристократки, старая бабушка и внучка.
Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать её замуж.
Максим Петрович
Покойный дядя Фамусова, чиновник.
Внесценический персонаж. Богатый придворный вельможа во времена императрицы Екатерины II. Дядя Фамусова, поступки которого приводятся как пример для подражания молодёжи.
Петрушка
Слуга в доме Фамусова, молодой парень.
Знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.
В комедии «Горе от ума» показан конфликт поколений и взглядов — прогрессивных и устаревших. В пьесе много действующих лиц и внесценических персонажей — представителей московского общества. Главные герои пьесы «Горе от ума», в основном не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, поможет в изложении краткого содержания пьесы, а также при написании письменной работы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Горе от ума»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Горе от ума»
для самых компанейских —
Главные герои «Горе от ума»
для самых занятых —
Читательский дневник «Горе от ума»
для самых любопытных —
Анализ «Горе от ума» Грибоедов
для самых крутых —
Читать «Горе от ума» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы апреля для 9 класса:
Сочинение-рассуждение «Нравственный выбор»
Портрет и внешность Собакевича
Смысл повести «Собачье сердце»
Отношение Чичикова к Манилову
Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
Характеристика Борменталя
Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
«Собачье сердце» очень краткое содержание
Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»
Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого
Грибоедов и Чацкий
Александр Чацкий не является прототипом самого автора, но, безусловно, Грибоедов относится к своему герою с симпатией и любовью, озвучивает его словами многие свои мысли. Образ главного героя он создавал как образец высокодуховного, неравнодушного к проблемам общества молодого человека того времени. какие-то свои черты он несомненно перекладывает на героя. Чацкий Грибоедову очень близок. Они – люди одного поколения, оба симпатизируют декабристам. Они оба отрицательно относились к крепостному праву, были патриотами своей страны и гордились всем русским. И Чацкий и Грибоедов исповедуют истинный гуманизм, неравнодушны к судьбам соотечественником, имеют страстное желание помочь им.
Как дело декабристов было обречено на провал, так и противостояние Чацкого «фамусовскому обществу» не принесло никаких положительных результатов. Однако их бунт нельзя назвать бесполезным, эти люди борются за свои идеалы, готовы отстаивать свои интересы перед любой опасностью.
Создавая образ Чацкого, Грибоедов стремился объединить в нем все положительные черты, присущие современному человеку 19 века. Он показывал и недостатки главного героя, но главными в его образе стали – ум, порядочность, верность своим принципам. Этими качествами обладал и сам Грибоедов, который всей душой любил свою Родину и надеялся на развитие России.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Грибоедов и Чацкий». Здесь описывается характер главного героя комедии «Горе от ума», его особенности и отличие от других героев произведения. Также проводится сравнение автора и главного героя, Грибоедова и Чацкого, их сходства и различия. В статье дается разъяснение, что Чацкий не является двойником Грибоедова, а лишь выражает его некоторые взгляды на происходящее в стране и обществе.
Патриотизм Чацкого
Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.
Александр Андреевич, как и вся передовая часть общества, любит русских, ценит народ таким, какой есть:
«…умный, бодрый наш народ».
Но всех людей герой делит на части: толпа, фамусовское окружение и новые люди. Последние живут по законам полезных связей. Они посещают вечера, гуляют по мероприятиям в течение недели, чтобы ублажать тех, от кого может зависеть их положение в обществе. Они готовы на унижения:
«упал вдругоряд, уж нарочно».
Чацкий призывает изменить образ жизни, уйти от консерватизма и старого уклада. Но его мысли воспринимаются как сумасшествие.
Свободолюбие героя
Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:
- воинская служба;
- работа чиновником.
Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:
«В науки вперил ум…». «В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».
Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.
Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.
Противоречивость характера
Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.
Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1527 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 992 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2380 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 880 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1457 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Чацкий требует «службы делу, а не лицам», не смешивать «веселье
ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию «Горе от ума», А. А. Блок назвал «гениальнейшей русской драмой». Пьеса «Горе от ума» сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В «Горе от ума» существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: «…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку {не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)», и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…»
Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… «Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку», — пишет Гончаров в статье «Мильон терзаний». Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения^ действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: «Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна». Молчалин же: «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Веселостей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но «чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю». И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает «особенностей бездна», может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.
О том, что Чацкий — «век новый», а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует «службы делу, а не лицам», не смешивать «веселье или дурачество с делом», он тяготится среди толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Заповеди Молчалина: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Его талант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с «веком минувшим».
Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий «бросается», как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни. В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти.
Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с «веком минувшим» — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.
И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — тугоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные чацкие
Ответы на вопрос
Отвечает Кванин Иван.
06.10.2023 в 02:24
Синквейн — это особый вид стихотворной формы, состоящей из пяти строк. В тексте заданы примеры синквейнов для различных персонажей комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова. Давайте разберемся, как эти синквейны сформированы и представлены:
1. Синквейн «Горе от ума»:
— В первой строке дано основное название комедии.
— Во второй строке перечислены ключевые действующие лица (персонажи) пьесы.
— Третья строка содержит указание на автора (Грибоедов).
— Четвертая строка посвящена краткому описанию сюжета и основных идей пьесы.
— Пятая строка заключает общее впечатление об этой комедии.
2. Синквейн «Чацкий»:
— Название персонажа «Чацкий».
— Описание роли этого персонажа в пьесе.
— Уточнение авторства «Грибоедов».
— Описание ключевых черт характера Чацкого.
— Общее впечатление о Чацком.
3. Синквейн «Софья»:
— Название персонажа «Софья».
— Описание роли этого персонажа в пьесе.
— Уточнение авторства «Грибоедов».
— Описание ключевых черт характера Софьи.
— Общее впечатление о Софье.
4. Синквейн «Фамусова»:
— Название персонажа «Фамусова».
— Описание роли этого персонажа в пьесе.
— Уточнение авторства «Грибоедов».
— Описание ключевых черт характера Фамусовой.
— Общее впечатление о Фамусовой.
5. Синквейн «Молчалина»:
— Название персонажа «Молчалина».
— Описание роли этого персонажа в пьесе.
— Уточнение авторства «Грибоедов».
— Описание ключевых черт характера Молчалина.
— Общее впечатление о Молчалине.
6. Синквейн «Скалозуб»:
— Название персонажа «Скалозуб».
— Описание роли этого персонажа в пьесе.
— Уточнение авторства «Грибоедов».
— Описание ключевых черт характера Скалозуба.
— Общее впечатление о Скалозубе.
Таким образом, составляя свои примеры синквейнов по этой схеме, вы можете использовать названия разных персонажей комедии «Горе от ума», описывая их роли, характеры и общие впечатления от них.
Главные герои
Чацкий
Молодой дворянин, сирота, влюблён в Софью Фамусову.
Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблён в Софью, узнав о её любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе. Покидает Москву.
Подробная характеристика Чацкого.
Фамусов
Столичный аристократ, богатый помещик, вдовец, отец Софьи.
Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера — раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о жизненных принципах. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.
Подробная характеристика Фамусова.
Софья
Единственная дочь Фамусова, 17 лет.
Умная и самостоятельная девушка, получившая воспитание и образование в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские романы. Софья — это образ решительной девушки, у неё сильный характер, способна манипулировать своим отцом.
Подробная характеристика Софьи.
Молчалин
Личный секретарь Фамусова, молодой человек из бедной семьи.
Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчётливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Волочится за служанкой Лизой. Боготворит Татьяну Юрьевну, законодательницу мнений.
Подробная характеристика Молчалина.
Скалозуб
Богатый дворянин, полковник, молодой мужчина.
Не очень умный человек, состоятельный холостяк, ещё не старый. Служит полковником, обычный «солдафон», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь – в армии. Известен в московских кругах.
Подробная характеристика Скалозуба.
Слабости Чацкого
Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:
Резкость суждений. Злится – интонация меняется:
«грозный взгляд, и резкий тон».
Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:
«…все вы гордецы!».
Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:
«Раз в жизни притворюсь».
Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.