Краткое содержание и анализ произведения чехова «студент»

Анализ рассказа студент вампилова - сочинить.ру

Краткое содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А.П. Чехов)

Рассказ Антона Павловича Чехова «Студент» был опубликован в «Русских ведомостях» в 1894 году. Как и многие произведения писателя, «Студент» затрагивает острые и актуальные во все времена вопросы смысла жизни и связи времён. Рассказ стал новым витком творчества писателя, что отмечали многие критики. По словам Поля Буайе, Чехов как никто другой смог выразить «русскую печаль, сотканную из тоски, гордости, фатализма и усталости». Для самого Антона Павловича «Студент» стыл любимым рассказом.

Краткий пересказ (219 слов). Студент духовной академии, Иван Великопольский, возвращается вечером с тяги домой. Дует холодный восточный ветер, и Иван замерзает, он думает, что такие холода были и при Рюрике, и при Петре. Проходя мимо вдовьих огородов, студент заглядывает на костёр к вдове Василисе и её дочери, и начинает разговор.

Иван рассказывает вдове, как в такую же холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Далее он напоминает её, как на тайной вечери Пётр клялся Иисусу в своей верности, а тот сказал, что ещё до крика петуха Пётр трижды отречётся от него. Так и случилось. А потом Пётр очнулся и долго-долго плакал в тёмном саду.

Выслушав рассказ студента, Василиса горько заплакала, а дочь её сидела неподвижно с выражением сдерживаемой сильной боли. Иван пожелал женщинам спокойной ночи и отправился дальше.

Студент шёл и думал, что, если Василиса заплакала, то её близко то, что переживал Пётр, значит, она заинтересована в том, что происходило в душе апостола. Он думал и о том, какую связь имеет то, что происходило 12 веков назад, с настоящим, какое отношение имеет это ко всем людям и к этим женщинам.

Радость вдруг охватила Ивана. Прошлое связано с настоящим неразрывной цепью. Сегодня он тронул один её конец, а другой дрогнул. Он думал о том, что красота и правда, направлявшие человека тогда, в прошлом, продолжаются непрерывно до настоящего дня, и жизнь казалась ему восхитительной.

Отзыв (77 слов). Поразительно точно передано состояние мыслей молодого студента, актуальное и для современных молодых людей. Рассказ позволяет быстро проникнуться лёгким и романтичным разочарованием от невежественной и тоскливой жизни. К концу рассказа мысли читателя вместе с мыслями героя проясняются, в них находится место надежде на счастье и обретение своего места в жизни. Чехов в лаконичном произведении затрагивает глубокие нравственные проблемы поколения, объединяя их с лирическим настроением молодого персонажа. По моему мнению, рассказ производит положительное впечатление, оставляя лёгкое послевкусие светлой грусти. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема, идея, проблематика пьесы

В «Утиной охоте» А. Вампилов показывает картину мира. Равнодушный ко всему главный герой живет в таком же равнодушном мире. Люди не стремятся изменить мир к лучшему, не замечают всю ничтожность своего существования, поэтому им непонятно поведение главного героя. Окружающий мир равнодушен к мироощущению Зилова, осознающего пустоту своей жизни.

Этому неидеальному миру в пьесе противопоставляется мир охоты. Поднимаемая Вампиловым тема охоты воплощает идею противоположности бездушной обыденности.

Конфликт пьесы неразрешим. Зилов видит свою жизнь как движение по кругу, и изменить направление он не в силах. Зилову кажется, что утиная охота все исправит. Однако читателю понятно, что это мнение ошибочно. Неслучайным является упоминание, что герой неудачлив в охоте. И попытка изменить направление своей жизни окажется такой же неудачной. Зилов хочет финала с красивой трагедией, но ему не удается и роковой шаг.

В произведении особое внимание уделяется бытописанию, которое включает огромное количество художественных деталей. Например, плюшевый кот является символом неудачных отношений Зилова и Галины

Беспорядок в доме Зилова указывает на беспорядок в его духовном мире.

Вампилов в своей пьесе подчеркивает типичность быта.

Основная функция в изображении внешнего и внутреннего конфликта произведения приходится на диалоги, которые выявляют сущность действующих лиц. Они разговаривают лаконично, используют общеупотребительную лексику и жаргонизмы. Так, циничные реплики Веры, насыщенные жаргонизмами и просторечиями, показывают уровень ее воспитанности. Речь Кушака обнажает расхождение его помыслов и слов. За лозунговыми обращениями, затверженными речами скрывается желание поддаться искушению при внешнем соблюдении приличий. Уровень культуры выявляется в небрежном обращении к официанту.

Драматургия 60-х годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда , опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 — начало 70 годов .

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

Система образов произведения

Действующие лица пьесы – представители эпохи застоя. Они живут в типовых домах, в их речи нет индивидуальных особенностей. Герои пьесы – люди с высшим образованием: учитель, инженеры. Но темы их разговоров обыденны, далеки от философских размышлений.

Главным героем пьесы является тридцатилетний инженер Виктор Зилов. Зилов – преуспевающий человек. Он работает инженером в солидном бюро, уже получил квартиру. У него есть любящая жена Галина. Но Зилов недоволен своей жизнью. Он бешено гоняется за счастьем и не достигает его. С окружающими отношения Зилова складываются напряженно. Он обманывает начальника. Бесцеремонно ведет себя с женщинами. Зилов охладел к любящей супруге. Новость о будущем ребенке оставляет Зилова равнодушным, что причиняет Галине боль

Ее очень ранят невнимание мужа и постоянное присутствие в их доме посторонних людей. Галина подозревает мужа в изменах, но старается сохранить брак

С терпением она относится и к страсти Виктора к утиной охоте.

На первый взгляд кажется, что Зилов мечтает о свободе, но его вполне устраивает и будничная жизнь. Он не стремится реализовать себя в работе, не пытается стать хорошим мужем.

Другие персонажи пьесы:

  • Ирина – студентка, любовница Зилова. Известие о беременности Галины не мешает ей разрушить его брак;
  • Вадим Андреевич Кушак, начальник Виктора. Внешне ведет себя благопристойно, произносит правильные речи, но при отъезде жены увлекается «милой женщиной»;
  • Саяпин – сослуживец и приятель Зилова. Находится под влиянием Виктора, завидует Зилову;
  • Валерия – жена Саяпина. Энергичная, бесцеремонная женщина с жестким характером;
  • Кузаков – еще один приятель Зилова. Скрывает, как ему неприятно быть в тени Виктора;
  • Вера – бывшая любовница Виктора, невоспитанная, грубоватая женщина без нравственных ограничений. Приятельствует с Зиловым, флиртует с Кушаком;
  • официант Дима – бывший одноклассник Зилова и Саяпина, незаметный персонаж. В жизни Зилова играет роль злого гения. Именно Дима преуспел в утиной охоте, и Виктор готов на все, лишь бы охотиться вместе с ним;
  • отец Зилова – внесюжетный персонаж.

Вариант 1

Рассказ “Студент” Вампилова – это история о молодом человеке, который пытается найти свое место в жизни. Главный герой, студент Алексей, живет в общежитии и мечтает о том, чтобы стать писателем. Однако его жизнь не так проста, как кажется на первый взгляд.

Алексей сталкивается с различными проблемами, которые мешают ему достичь своей цели. Он не может найти работу, чтобы заработать на жизнь, и его отец не поддерживает его желание стать писателем. Кроме того, Алексей чувствует себя одиноким и несчастным.

Однажды Алексей знакомится с девушкой по имени Лена, которая становится для него настоящей опорой. Она поддерживает его в его мечте и помогает ему найти работу. Благодаря ей, Алексей начинает писать свою первую книгу.

Однако, когда книга готова, Алексей понимает, что она не такая, как он хотел бы ее видеть. Он понимает, что ему нужно еще многое узнать и научиться, чтобы стать настоящим писателем. Таким образом, Алексей продолжает свой путь к своей мечте, несмотря на все трудности.

В целом, рассказ “Студент” Вампилова – это история о том, что нужно бороться за свои мечты и не сдаваться, даже если все кажется очень трудным. Это история о том, что нужно искать поддержку и помощь у других людей, чтобы достичь своей цели.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

История создания, жанр, направление, смысл названия произведения

Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота» создавалась с 1965 по 1967 гг. Произведение было впервые опубликовано в альманахе «Ангара» в 1970 году. Пьеса была напечатана без цензуры, и в скором времени на Вампилова написали донос за клевету. На сцене пьесу ставили всего один раз в 1975 году. В том же году произведение вышло в составе сборника А. В. Вампилова «Избранное».

Жанровая специфика пьесы очень своеобразна. В этом произведении соединились черты драмы и лирики. Признаки драмы проявились во внешней структуре произведения, его форме; лирические признаки – в передаче чувств главного героя, в конфликте произведения.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

«Утиная охота» — это пьеса, написанная в форме воспоминаний. Такая форма была очень популярной в период создания произведения. В основе пьесы лежат отрывочные воспоминания главного героя, которые создают картину его жизни и передают ключевой конфликт произведения.

Форма воспоминаний имеет тесную связь с исповедальным характером, и потому пьесу Вампилова можно назвать пьесой-исповедью. В таком случае важным в пьесе является не внешний конфликт главного героя с миром, а внутренний, который связан с его нравственными чертами.

Название пьесы связано с единственной радостью в жизни главного героя – утиной охотой. На новоселье Зилов делится со своими друзьями мечтами об острове, на котором бы он ощущал себя свободным и спокойным. Снаряжение для охоты, которое Зилов получает в подарок, становится для него таким островом. Весь год Зилов живет в ожидании охоты. На этом построена вся пьеса Вампилова.

В соответствии с жанровой спецификой произведения повествование строится в виде ремарок и реплик персонажей.

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода. Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Вариант 2

Рассказ “Студент” Вампилова – это история о молодом человеке, который пытается найти свое место в жизни. Главный герой, студент Алексей, живет в общежитии и мечтает о том, чтобы стать писателем. Однако его жизнь не так проста, как кажется на первый взгляд.

Алексей сталкивается с различными проблемами, которые мешают ему достичь своей цели. Он не может найти работу, чтобы заработать на жизнь, и его отец не поддерживает его желание стать писателем. Кроме того, Алексей чувствует себя одиноким и несчастным.

Однажды Алексей знакомится с девушкой по имени Лена, которая становится для него настоящей опорой. Она поддерживает его в его мечте и помогает ему найти работу. Благодаря ей, Алексей начинает писать свою первую книгу.

Однако, когда книга готова, Алексей понимает, что она не такая, как он хотел бы ее видеть. Он понимает, что ему нужно еще многое узнать и научиться, чтобы стать настоящим писателем. Таким образом, Алексей продолжает свой путь к своей мечте, несмотря на все трудности.

В рассказе Вампилова очень ярко и четко прослеживается тема поиска своего места в жизни. Алексей не знает, кем он хочет стать, и какую профессию выбрать. Он мечтает о том, чтобы стать писателем, но не знает, как это сделать.

Кроме того, в рассказе очень ярко прослеживается тема одиночества и несчастья. Алексей чувствует себя очень одиноким и несчастным, и ему очень трудно найти свое место в жизни. Однако, благодаря Лене, он начинает верить в себя и свои возможности.

Важной темой в рассказе является тема поддержки и помощи других людей. Без Лены Алексей не смог бы найти работу и начать писать свою книгу

Она стала для него настоящей опорой и помогла ему достичь своей цели.

В целом, рассказ “Студент” Вампилова – это история о том, что нужно бороться за свои мечты и не сдаваться, даже если все кажется очень трудным. Это история о том, что нужно искать поддержку и помощь у других людей, чтобы достичь своей цели.

Главная идея

Главная мысль произведения состоит в том, что любой человек сможет обрести прозрение, невзирая на различные жизненные проблемы. Писатель хотел, чтобы каждый, кто прочтет произведение, смог обрести собственное призвание так же, как и главный герой, — через библейскую притчу. Этот рассказ учит верить, что жизнь изменится в лучшую сторону.

Суть произведения заключается в том, что любой сможет обрести счастье, без разницы, в каком социальном статусе человек и какие у него проблемы. Даже рассказ о Петре оборвался на трагической ноте, чтобы читатель мог вспомнить лишь радостный финал. Студент обрел счастье и умиротворение, когда до этого и не ожидал это получить. А сейчас жизнь для Ивана кажется прекрасной и удивительной.

Произведение учит не сдаваться, даже если в жизни начинается кромешный ад. Все время нужно помнить, что все сложности не являются постоянными. Чехов призывает верить в спасение. Люди должны чувствовать гармонию, поняв, что их дело полезно для остальных, и в этом состоит богатство человека — не внешнее, а внутреннее. Только так это может принести умиротворение.

Писатель призывает следовать примеру Ивана — смотреть на жизнь под другим ракурсом и отыскать в себе силы продвигаться дальше.

Раскрытие социальных истоков психологии человека

Экономическая, социально-политическая система государства лучше всего характеризуется моральным и духовным состоянием общества, которое в свою очередь лучше всего просматривается в повседневном человеческом общении и поведении. Поэтому порой через банальную ситуацию, в которую попадают люди, можно проникнуть в самую глубину их души и в самую суть жизни общества, народа в целом. И Вампилов в своих произведениях предвосхитил как раз самые острые проблемы нашего социального и духовного развития, которые ныне стоят в повестке дня. А.Вампилов одним из первых серьезно заговорил о парадоксах социального развития: одни мечтают об элементарных условиях человеческой жизни, а другим этого уже мало, они от «быта рвутся в небо», хотя узнать, зачем они живут? Каково их предназначение в этой жизни? Автор не обвиняет никого, он объективно показывает людей в определенных условиях, обуславливающих их в личное и общественное бытие. И говорит о коренной ломке этих условий, чтобы ускорить ход нашего экономического и духовного развития. А оно начинается духовным вырождением человека.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом. Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.
  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами. Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование. Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Сюжет и композиция произведения

В пьесе несколько сюжетных линий:

  • любовный треугольник Зилова, его жены и любовницы;
  • карьера Зилова;
  • раздумья Зилова о том, как отнесутся окружающие к его смерти.

В критической литературе композиция пьес А. Вампилова характеризуется как кольцевая, когда действие строится по кругу, начальная и финальная сцены повторяются. «Утиная охота» начинается и заканчивается со сборов Зилова на охоту.

По мнению Е. Гушанской, композиция «Утиной охоты» центробежная. Главный герой пьесы стягивает все сюжетные линии на себя, именно с ним соотнесены все воспроизводимые ситуации и положения действующих лиц.

Пьеса состоит из трех действий, каждое действие представлено в двух картинах. Основным местом действия является квартира Зилова. Особенностью «Утиной охоты» является то, что хронотоп действия расширяется путем воображаемых главным героем воспоминаний и ситуаций. Таким образом в пьесе возникают три пласта:

  • настоящее;
  • прошлое – воспоминания Зилова;
  • промежуточный пласт – видения, предполагаемое будущее.

Настоящий студент

Старший преподаватель Лев Борисович Фениксов подозрительно относился к аудитории, перед которой выступал с курсом лекций о новом, открытом древнем языке. Ему казалось, что большинство студентов слишком молоды и несерьезны для того, чтобы заниматься этим необходимейшим предметом. Сам Фениксов – мужчина лет тридцати, сухощавый, серьезный, холостой, принадлежащий науке. Аудитория же на его лекциях принадлежала самой себе. С первой же лекции Фениксов выбрал среди физиономий, казавшихся ему безразличными и беззаботными, одно строгое, вдумчивое лицо и стал читать после этого, глядя на это лицо и обращаясь только к нему. Студент Потехин в свою очередь каждую лекцию не сводил глаз с преподавателя. Если случалось, что Потехина на занятиях не оказывалось, Фениксов беспокойным и подозрительным взглядом скользил по рядам и, сбиваясь и нервничая, всю лекцию читал, обращаясь к проходу между скамейками. Но Потехин ходил на его лекции часто, и Фениксов говорил о нем много хорошего там, где распределяются стипендии и назревают скандалы.

– Что ни говорите, на первом курсе, по-моему, разболтанный народ

Шуточки, невнимание… и, знаете, даже неуважение к предмету и преподавателю, а я, знаете, за это буду карать… Представьте себе, я вижу там одно только внимательное лицо. Сразу видно – серьезный товарищ

На него даже приятно посмотреть. Чувствуется настоящая пытливость, уважение… Уважение совершенно необходимо. Вот он – настоящий студент. Я говорю о Потехине. До сессии было еще далеко, и Фениксов долго бы оставался при этом мнении, если бы не один досадный недостаток Потехина. Студент Потехин был рассеян. Он обладал уникальной способностью, занимаясь одним делом, думать о другом. Так, покупая папиросы, он думал о том, что надо бросить курить, или, отвечая на зачете, соображал о дне и часе пересдачи того же зачета. По рассеянности он, например, всю зиму проходил в осеннем пальто и «забывал» иногда пообедать. Раз после лекции Фениксова, на которой преподаватель и студент вдоволь налюбовались друг другом, Потехин, чувствуя, что аппетит превозмогает в нем рассеянность, направился в студенческую столовую. В столовой с подносом в руках туда-сюда сновали молодые самообслуживатели. Потехин накрыл стол, безотчетно склоняясь при этом к вегетарианству и думая о том, что этот обед неизбежно повлечет за собой ужин. Минуты две он ждал у маленького окошка тарелку с хлебом, потом получил ее и в задумчивости уселся… за чужой стол. Даже наметанный глаз старого экзаменатора, принимавшего экзамены в разные времена и при разных освещениях, мог бы спутать эти два стола. Одинаковые, с ровным количеством блюд. Накрытые на одну персону и одинаково сервированные, эти столы отличались только тем, что должно быть съедено. Таким образом, студенту Потехину представилась возможность познакомиться со вкусом преподавателя Фениксова, к чему он без промедления приступил. Сам Фениксов с недоумением остановился за спиной Потехина, чуть не выпустив из рук свою тарелку с хлебом. К Потехину между тем подсел знакомый студент с другого факультета – высокий, длинноволосый пижон из тех, которые лазают через решетку в сад пить пиво. Фениксов ушел бы, если бы между приятелями вдруг не начался разговор, который до того ошеломил Фениксова, что он машинально опустился на ближний стул. Разговор был о нем, и не было на свете сил, которые могли бы помешать ему все выслушать. Чтобы это не слишком походило на подслушивание, Фениксов взял ложку и стал хлебать потехинские щи.

– …Понимаешь, с первой же лекции уставился на меня, – говорил Потехин, – и так все время. А у меня, ты знаешь, привычка смотреть в одну точку…

– У меня тоже, – признался приятель.

– Ну так я на него и глазею. Не слушаю, конечно, а так, пыль в глаза пустить… Как-никак в мою зачетку требуется его автограф… Фениксов чуть не поперхнулся. Щи, которые заказал студент, пришлись ему не по вкусу. Они отдавали очковтирательством.

– Он читает такую чепуху, – продолжал Потехин, не замечая того, что шницель немного пережарен. – «Рцы черноокая, любишь ли мя?..» Смех! Кому это надо? Вся эта наука состоит из примечаний и оговорок. Это, дескать, еще не окончательно так, еще может быть и по-другому, я, дескать, еще об этом парочку томов состряпаю. А о чем? Мелочь какая-нибудь, чепуха!.. Фениксов побагровел, но продолжал заниматься жареными макаронами. «Немыслимо! – думал он. – Какой нахал! Ест мой обед и говорит такие вещи. Подожди…»

– А вот же – надо сдавать, – вздохнул Потехин, – взял я у девчонок лекции, читаю сорок раз по одному месту – ничего не понимаю. Он сам тоже ни черта не понимает. У Фениксова потемнело в глазах, он залпом выпил стакан чая и вскочил со стула… Следующие лекции он читал, потупив взор в свои конспекты. Он целиком принадлежал науке.

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Нравственно-философский смысл их взаимоотношений

Сарафанов – одно из самых привлекательных лиц в «театре Вампилова», он один из чудаков, несущих в себе «сердцевину целого» своей эпохи. Он убежден, что «все люди – братья», и живет согласно этим законам, согласно своим убеждениям. Эти убеждения относятся и к Бусыгину. Он не только пользуется этими словами для достижения своей цели, но и руководствуется ими . Бусыгин становится не только сыном, а сыном по духу. Примитивные понятия Сильвы, Кудимова, которые выражают иные жизненные позиции, чужды Сарафанову и Бусыгину. Эти два человека показывают подлинное единство людей, не зависимо от формальных родственных связей, основанное на прочных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений.

Близость мыслей автора мыслям старшего Сарафанова

» Творческое стояние, или, как принято называть, творческое кредо А.Вампилова далеко отыскивать не надо. Он его не скрывал… В этом смысле он плоть от плоти и кровь от крови своих героев — Сарафанова, всю жизнь сочиняющего то ли кантату, то ли ораторию под названием » Все люди- братья», и Валентины, каждый час заделывающей разрушенный прохожими палисадник. Вампилов не принимал злую сущность человека и готов был стать археологом, чтобы доказать, что человек произошел от семени добра.

» Семя да емя «, — говорил крестьянин о хлебе…, о семени да емени зерна духовном, двигающем людскими поступками, хлопотал всю свою писательскую жизнь и А.Вампилов», — пишет лучший друг Вампилова В.Распутин.

По рассуждениям Б.Сушкова Вампилов относится к » младшим сынам». Из воспоминаний матери драматурга: » Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, он написал на обложке: » Дорогой маме от младшего сына»…

Саша Вампилов был младшим сыном и в буквальном, и в символическом смысле. И это предопределило особенности его характера, музы, судьбы.

Сарафанов, сохранивший в себе детскую душу, объясняет: » Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

Так и Вампилов. Он пишет, он творит, хотя многие не понимают его и его героев. Из воспоминаний родных: «…И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах, о работе… Трудно ему приходилось…»

Действительно, подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.

Полемичность пьесы по отношению к пьесам 60 –70-ых годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60 –70-ых годов проблема быта. Семьи, любви не отдалялись от круга широких общественных проблем, от вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести.

» В социальной прописке этот человек не ясен, — писал критик Л.Аннинский. – По укладу он промежуточен. Он – между городом и деревней. Вампилов «город» и «деревню» не противопоставлял – он исследовал их обоюдоострую тягу, их взаимоотражение, их тяжбу…»

Драматург не отгораживает поколения друг от друга. Главный герой его пьесы встречается с пожилым человеком, вступает с ним в конфликт и притягивается к нему, но непременно меняется от этих встреч.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: