Слайд 11Трудности применения методической разработки Чтение литературных произведений – деятельность во многом
сложная, при определенных условиях вызывает потребность анализа и дает установку
на анализ. Чтение – важнейший творческий процесс, требующий напряжения, интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающиеся на всю духовную сферу в жизни человека. В наше время проблема чтения самая актуальная. Причины эти социального, психологического и методического характера: в современных условиях всеобщей компьютеризации обучающиеся все реже общаются с книгой. Поэтому на сегодняшний день главной трудностью является – нежелание обучающихся читать литературные произведения. Привлекать к чтению и вызывать интерес обучающихся к тому или иному произведению приходится с помощью просмотра буктрейлеров, анонсов фильмов, составления «рецептов» литературных эпизодов.
Второстепенные персонажи
Владимир Ленский
Богатый дворянин, помещик, приятель Онегина, 18 лет.
Близкий друг Онегина и яркая его противоположность. Это пылкий, восторженный молодой человек, не знавший жизни и не ведавший предательства. Однолюб, поэт-романтик, он искренне верит в дружбу, любовь, справедливость. Страстно влюблён в Ольгу Ларину, которой посвящает свои стихи. Погибает от руки Онегина на дуэли.
Подробная характеристика Ленского.
Ольга Ларина
Младшая сестра Татьяны, возлюбленная Ленского.
Жизнерадостная, беззаботная, весёлая девушка, образ которой, впрочем, не отличается глубиной. Голубые глаза и льняные волосы юной кокетки пленяют сердце Ленского. Ветреное поведение Ольги становится причиной дуэли между Онегиным и Ленским. Она недолго горюет после трагической смерти возлюбленного и вскоре удачно выходит замуж за офицера.
Подробная характеристика Ольги Лариной.
Мать Татьяны и Ольги
Небогатая провинциальная дворянка, пожилая дама.
Добрая, заботливая, все свои силы направляющая на воспитание детей и ведение хозяйства. В молодости она мечтала о возвышенной любви, и её прекрасная головка была полна романтических иллюзий. Однако после замужества, переезда в деревню и рождения дочерей восторженные фантазии и мечтательность молодой женщины сошли на нет. Она смогла приспособиться к реалиям новой жизни и научилась ловко управлять супругом.
Зарецкий
Дворянин, сосед и приятель Онегина и Ленского.
Молодость героя была весьма бурной и весёлой. Несмотря на положение холостяка, у Зарецкого есть незаконнорождённые дети от крепостных крестьянок. Это неглупый, острый на язык человек, но вместе с тем холодный и безразличный. Во время дуэли выступает в роли секунданта Владимира Ленского.
Подробная характеристика Зарецкого.
Князь N
Влиятельный столичный аристократ, супруг Татьяны Лариной.
Богатый и знатный генерал, дворянин. Вся его жизнь связана со служением Отечеству. Во время войны он был серьёзно ранен, но это не стало для него поводом уйти на покой. Он трепетно относится к Татьяне и ради её счастья готов на многое. И, хотя Ларина не любит мужа, она остаётся ему верна и отвергает Онегина.
Княжна Алина
Кузина старшей Лариной, то есть двоюродная тётка Татьяны и Ольги.
Княжна Алина проживает в Москве, в одиночестве — у неё нет своих детей, она никогда не была замужем. Когда Татьяна с матерью приезжает в столицу на «ярмарку невест», они останавливаются в её доме.
Няня Татьяны Лариной
Крепостная крестьянка, пожилая женщина.
Филипьевна — добрая старушка с чутким сердцем, долгое время служившая в доме Лариных. Она часто рассказывает своей воспитаннице увлекательные истории из жизни, всячески опекает и мягко наставляет её.
В таблице характеристик героев романа «Евгений Онегин» даётся краткое описание главных и второстепенных персонажей. Данный материал будет полезен при написании сочинения, а также при детальном анализе романа в стихах на уроке.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых компанейских —
Главные герои «Евгений Онегин»
для самых занятых —
Читательский дневник «Евгений Онегин»
для самых любопытных —
Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Евгений Онегин» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы апреля для 10 класса:
Пьер Безухов
Раскольников
Особенности драматургии Чехова
Характеристика Лужина
Анатоль Курагин
Жанровое своеобразие романа «Война и мир»
Тема любви в романе «Война и мир»
Анна Павловна Шерер (Война и мир)
Женские образы в романе «Преступление и наказание»
Краткое содержание «Человек в футляре»
Слайд 7 ПроблематикаПоразительное
свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её
заново, открываешь нечто новое, находишь ответы на вопросы, которые ранее остались без внимания.
Главная трудность, с которой сталкивается современный учитель литературы,- нелюбовь детей к книге. Ученик потерял возможность, читая книгу, создавать свой прекрасный мир: жить жизнью героя, чувствовать вместе с ним. Значит, он лишён возможности брать уроки, которые преподают нам мастера литературы в своих произведениях. А где, как не в книге, мы можем найти ответы на многие «почему», которые рождаются у нас каждую минуту?
Задача учителя научить детей не только читать и анализировать художественное произведение, но и использовать полученный читательский опыт в своей жизни. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся
Важно предусмотреть весь процесс чтения : восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретацию, оценку произведения и самоанализ. На современном этапе выполнить поставленные задачи помогают информационно-коммуникационные технологии
Возможности интерактивной доски можно использовать при объявлении темы урока, плана урока, составлении кластеров, защите презентаций, тестировании, для записи урока.
Урок литературы «Онегин и Ленский» — второй урок в системе уроков по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Проведение данного урока направлено на решение одной из задач образовательного учреждения — подготовку к ЕГЭ. В основной части урока ставится задача показать, насколько актуально изучение романа для современного человека.
Доминирующей работой на основном этапе является сопоставительный анализ образов Онегина и ЛенскогоГлавным итогом этого этапа, по моему мнению, является не только вывод о каждом образе, но и правильная оценка того положения, в котором оказалась молодёжь того времени. Важен вывод о том, чем опасен тип «лишнего» человека для общества. Именно на этом этапе формируется представление о необходимости анализа своего поведения и осознания своей роли в жизни общества.
Слайд 15Фишбоун
Характеристика Евгения
Онегина.Аргумент 1: «Скука».
Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания».
Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».
Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство».
Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку».
Аргумент 5: «Лишний человек».
Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»
Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления. Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».
Слайд 14 Словарная работаДать определение слов:НЕВЕЖДА
– тёмный, необразованный или несведущий в чём-то человек. РОМАНТИК –
1. Последователь романтизма. 2. Человек, склонный к романтизму. 3. Человек, проникнутый романтикой. ПЕДАНТ – (ит.). Человек мелочной, строго придерживающийся формы, тяжелый и упорный последователь раз принятого одностороннего порядка.ФАРМАЗОН – мошенник, занимающийся сбытом фальшивых дpагоценностей. Устаревшее значение — вольнодумец, нигилист. Ещё более раннее значение — франкмасон, масон.АНАХОРЕТ – отшельник, тот кто живет в уединении, избегая людей. ДЕНДИ — социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения, изысканностью речи.
Главные герои
Онегин
Богатый столичный дворянин, молодой мужчина, которого полюбила Татьяна.
Главным героем романа «Евгений Онегин» является молодой состоятельный дворянин из Петербурга. В начале истории Евгению около 26 лет, и все свое время он привык проводить праздно: в театрах, на балах и приёмах. Несмотря на увлекательную светскую жизнь, молодой человек не чувствует себя удовлетворенным: он постоянно скучает, хандрит, его трудно чем-либо удивить или восхитить. Онегин имеет славу опытного сердцееда, обладающего внушительным списком покорённых женских сердец.
Подробная характеристика Онегина.
Татьяна Ларина
Провинциальная дворянка, молодая девушка.
Сдержанная, задумчивая, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с удовольствием проводит с интересной книгой, нежели в шумной компании. Девушка не отличается яркой внешностью, не стремится к обольщению и соблазнению мужчин. Душевное равновесие Татьяны нарушается при встрече с Онегиным, а неразделённые чувства к молодому повесе становятся для нее тяжёлым испытанием. Но, обладая внутренним стержнем, девушка открывает новую главу своей жизни и по настоянию матери выходит замуж за достойного человека.
Подробная характеристика Татьяны Лариной.
Автор-рассказчик
Товарищ Онегина, очевидно это Александр Сергеевич Пушкин.
Несмотря на то что в романе не фигурирует имя рассказчика, в ходе повествования становится понятно, что эта роль принадлежит самому Александру Сергеевичу Пушкину. Он часто напоминает о себе, вмешивается в ход событий, в лирических отступлениях делится с читателями своими взглядами на жизнь. Это добрый приятель Онегина, который не скрывает свою искреннюю симпатию к главному герою, ни в чём не упрекает его и прощает ему ошибки.
Подробная характеристика автора «Евгения Онегина».
Слайд 10 Постановка педагогической цели Литература как учебный предмет обладает значительным воспитательным потенциалом,
реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и
форм взаимодействия обучающегося и учителя. В основу данного урока положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. Поэтому вопросы, которые сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными.
Слайд 8 Актуальность Использование на
уроках литературы АМО актуально в современной школе, так как главная
цель, которая определена в нормативном документе (Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования) – «воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире».Есть книги, которые не перестают перечитывать из поколения в поколение. Это вечные книги. К таким произведениям и относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый, наверное, скажет, что читал это известное произведение. Но кто из них возьмется утверждать, что он постиг всю глубину авторского замысла? Далеко не многие.
Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому. При изучении романа, педагог решает ряд учебных задач, актуальных при подготовке к итоговому сочинению и для выполнения задания С Единого государственного экзамена по русскому языку. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях. Снижение интереса школьников к изучению литературы, понижение творческой активности учеников заставило задуматься над этой проблемой. Более глубоко была изучена методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме мотивации учения и сделан вывод о необходимости развития творческой составляющей у учащихся. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности на уроках литературы.