«Щелкунчик и мышиный король» краткое содержание для читательского дневника
- Мари с Фрицем получили на Рождество много подарков. Среди них был Щелкунчик, который мальчику показался уродливым, а вот сестра полюбила игрушку всем сердцем.
- Ночные баталии Мышиного короля с деревянными солдатиками во главе со Щелкунчиком.
- Храбрая Мари бросается помогать своему кукольному другу.
- Героиня заболела, и к ней пришел крестный, который рассказал историю о заколдованном принце.
- Победа Щелкунчика над врагом и прогулка по Кукольному королевству.
- Знакомство с племянником крестного и чудесное разоблачение.
Краткий пересказ
Одна злая колдунья превратила прекрасного принца в некрасивую игрушку для колки орехов. Итак, скоро наступит Рождество, и дети Мари с Фрицем гадают, что же найдут под елкой. Особенно они ждали подарка от своего крестного, который отлично разбирался с разными механизмами и умел чинить часы.Наступил праздник. Детей пустили в большую залу с красиво наряженной елкой. На ней было много конфет и игрушек, среди которых Щелкунчик. Мальчик схватил игрушку и быстро сломал ей два зуба, пытаясь расколоть орехи. Она не понравилась Фрицу, и он выбросил Щелкунчика в сторону, занявшись деревянными солдатиками.
А вот Мари пожалела Щелкунчика – игрушка пришлась по душе девочке. Она бережно перевязала ему челюсть платком и стала заботиться о кукле. С приходом ночи в доме стали происходить настоящие чудеса: игрушки вдруг ожили. Мышиный король со своей мышиной армией хотел отомстить храброму Щелкунчику, который командовал солдатиками брата. Мари хоть и стало страшно, но она бросилась помогать любимой игрушке – девочка бросила в Мышиного короля свою туфельку и потеряла сознание. При падении она сильно порезала себе руку осколками шкафа.
Мари заболела, и к ней в гости пришел крестный. Выслушав удивительный рассказ крестницы, он поведывал ей легенду о твердом орехе, капризной принцессе и принце, которого превратили в Щелкунчика. Девочка поверила ему.
Каждую ночь Мышиный король шантажирует героиню, и она все рассказывает любимому Щелкунчику. Он расправился с врагом и провел Мари в кукольное царство в старом шкафу, где они вместе готовили сладости.
Роль Мышиного короля в сюжете
Мышиный король является одним из ключевых персонажей сказки Гофмана «Щелкунчик». Он представляет собой воплощение зла и тьмы, которые противостоят свету и добру. Роль Мышиного короля в сюжете заключается в том, чтобы создать препятствия на пути главных героев и преподнести им испытания, которые помогут им стать сильнее и мудрее. Без Мышиного короля сказка была бы лишена главного конфликта и не имела бы такой глубокой символической значимости. Вместе с тем, Мышиный король является не только символом зла, но и представляет собой некую тайну, которую нужно раскрыть, чтобы понять смысл всей сказки.
Влияние и адаптации
Несмотря на то что критиков сперва оттолкнула некоторая мрачность и психологизм оригинальной сказки, со временем это произведение стало очень популярно. Начало этому положил Александр Дюма, который в 1844 адаптировал историю, изменив некоторые особенности и придав ей более светлые тона. В версии французского писателя (которая, впрочем, была написана на английском языке) действующей героиней стала девочка Клара, чьи родители относились к ней куда более благосклонно, чем к Мари.
Некоторые другие детали также были изменены:
- Фамилия семьи «Штальбаум» («стальное дерево») сменилась на «Сильберхаус» («серебряный дом»).
- Отец Мари работал медицинским советником, но отец Клары — судья.
- Из сюжета полностью убрана Луиза.
- История происходит в Нюрнберге (Гофман не указывал место действия).
- Дюма указал, что Фрицу восемь лет, хотя в оригинале не говорилось о его возрасте.
Именно этот вариант лёг в основу русского балета 1892 года, музыку к которому написал Пётр Ильич Чайковский. При анализе сказки «Щелкунчик и Мышиный Король» многие критики считают, что в постановке сильно пострадала характеристика Щелкунчика — был вырезан сюжет о проклятии Мышильды. Тем не менее многие, хотя и не все, последующие адаптации этой истории были основаны скорее на балете, чем на оригинальном романе Гофмана. Среди них множество экранизаций, в том числе анимационные и короткометражные фильмы, повести и пьесы.
Презентация на тему: » Анализ сказки Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»» — Транскрипт:
1
Анализ сказки Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
2
«Щелкунчик и Мышиный король» представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история — история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы. Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» является самой по себе загадочной — то ли история с Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле. В истории Щелкунчика соприкасаются и взаимодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря…». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика.
3
Главные герои произведения Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце
Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца, совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса
Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство,а внутренний мир и его душа.
4
Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика». В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер (вовлеченный в историю, занимающий далее позицию отца и, в свою очередь, вовлекающий в историю своего племянника, молодого Дроссельмейера из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.
5
Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.
6
Гофман, как и его персонаж Дроссельмейер, явно наслаждался разговором о красоте мнимой и настоящей, о том, как сущая ерунда (как, например, брошенная в мышей туфелька) может иметь большие последствия, и о том, как совсем рядом сосуществуют и взаимо-пересекаются миры и времена. Соответственно этому в гофмановском тексте переплелись романтика и пародия, создавая историю, предназначенную для тех, у кого «есть глаза», и кто в состоянии увидеть «…всякие чудеса и диковинки». Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.
Сказка
Рассказывает историю о маленькой девочке произведение «Щелкунчик» (краткое содержание представлено в этой статье).
Итак, Мари приходит в сознание в своей постели. Рядом с ней находится доктор Вендельштерн. Появляется мама, которая ругает девочку за своеволие. Мари узнает, что ее нашли в крови посреди разбросанных игрушек, а в руке она сжимала Щелкунчика. Взрослые, услышав рассказ девочки о произошедшем ночью, подумали, что ей все привиделось.
Мари проводит несколько дней в постели. К девочке приходит крестный и приносит «вылеченного» Щелкунчика. Он просит Мари забыть про мышей и рассказать сказку.
«Щелкунчик и Мышиный король» имеет интересное строение. По сути, это сказка в сказке. Подобный прием свойственен только для литературного произведения и невозможен в народном творчестве.
Начинается история маленькой принцессы Пирлипат. В королевстве готовился праздник, но мыши залезли в кладовые и съели сало для колбас. Придворный часовщик Дроссельмейер поставил мышеловки, в которых погибло множество грызунов. Тогда Мышильда, мышиная королева, превратила принцессу в уродину. Тогда придворный звездочет высчитал, что вернуть красоту Пирлипат может только орех Кракатук, который сможет расколоть только один-единственный юноша.
Дроссельмейер вместе со звездочетом вскоре нашли орех. Но разгрызть его так и не удалось ни одному принцу. Тогда за дело взялся племянник Дроссельмейера. Юноша помог принцессе вернуть красоту, но окончанию обряда помешала Мышильда. Старая мышь умерла, но превратила юношу в Щелкунчика. Звездочет предсказал, что проклятие юноши окончится в тот момент, когда его полюбит красивая девушка, и он победит Мышиного короля.
Анализ 2
Автор сказки Амадей Гофман был юристом по образованию, жил в Германии на рубеже 18-19 веков. Из-под его пера вышло немало литературных произведений, в том числе и сказок.
Сказочный мир Гофмана по-настоящему удивителен, сюжеты замысловаты, положительных героев всегда отличает благородство, доброе сердце, хорошее воспитание. В своем произведении автор искусно переплетает реальность и сновидения, вымысел и быль. Эта сказка, подобно большому роману или повести, делится на главы.
В канун Рождества дети Мари и Франс ожидают подарков от своих родителей и крестного Дроссельмейера
Из всего разнообразия игрушек внимание девочки привлекает необычная вещь – Щелкунчик для раскалывания орехов. В первую же ночь прямо в детской происходит сражение кукольной армии во главе со Щелкунчиком против армии семиглавого мышиного короля
Девочка становится очевидцем происходящего. Множество солдатиков и кукол были сломлены коварными мышами. Ночью родители обнаруживают дочь в крови. Мари рассказывает маме и папе о сражении кукол и мышей, но те отказываются в это верить.
Действительно, можно ли поверить словам девочки, которая говорит о войне Щелкунчика и Мышиного короля? По ходу сказки история обрастает все новыми подробностями. Крестный рассказывает удивительную сказку, из которой мы узнаем, почему именно против Щелкунчика ополчилось мышиное войско и каким образом можно его победить. Так, читатель, следуя авторскому замыслу, попадает из одной сказки в другую. Он узнает о принцессе Пирлипат и орехе Кракатук, а, главное, что Щелкунчик – это заколдованный племянник Дроссельмейера.
В этой сказке Мари и Щелкунчик – это, безусловно, положительные главные герои. Они испытывают явную симпатию друг к другу. Еще в первом сражении кукольной армии с войском мышиного короля брошенная туфелька девочки спасает жизнь Щелкунчику, позднее мы узнаем, что ради него она не пожалела драже и сахарных человечков. По отношению к мадмуазель Штильбаум наш герой ведет себя благородно.
Однако личность крестного Дроссельмейера скорее можно назвать загадочной. В семье крестников его считали странноватым. Мастер на все руки и чудодей, он оказывается еще и героем сказки о принцессе Пирлипат и, одновременно, дядей заколдованного Щелкунчика.
В финале, конечно, добро побеждает зло, Мари и расколдованный племянник Дроссельмейера счастливы. Но кто из читателей может с уверенностью сказать, где тут граница между сном и явью, фантазией и реальностью?
Развязка
Подходит к концу сказка «Щелкунчик». Главный герой в обличии куклы ведет Мари к платяному шкафу, откуда они попадают в волшебную страну. Щелкунчик приводит девочку к Розовому озеру и знакомит со своими прекрасными сестрами, которым она помогает толочь золотые орехи в ступке.
Мари просыпается, родители смеются над ее причудливыми снами. Как-то раз, разговаривая с крестным, девочка признается, что никогда бы не бросила Щелкунчика из-за уродства. После этих слов раздается треск. В испуге девочка падает со своего стула. Проклятие разрушается. Перед Мари появляется прекрасный юноша, который делает ей предложение, а через год они уезжают в Кукольное королевство.
Анализ 2
Автор сказки Амадей Гофман был юристом по образованию, жил в Германии на рубеже 18-19 веков. Из-под его пера вышло немало литературных произведений, в том числе и сказок.
Сказочный мир Гофмана по-настоящему удивителен, сюжеты замысловаты, положительных героев всегда отличает благородство, доброе сердце, хорошее воспитание. В своем произведении автор искусно переплетает реальность и сновидения, вымысел и быль. Эта сказка, подобно большому роману или повести, делится на главы.
В канун Рождества дети Мари и Франс ожидают подарков от своих родителей и крестного Дроссельмейера
Из всего разнообразия игрушек внимание девочки привлекает необычная вещь – Щелкунчик для раскалывания орехов. В первую же ночь прямо в детской происходит сражение кукольной армии во главе со Щелкунчиком против армии семиглавого мышиного короля
Девочка становится очевидцем происходящего. Множество солдатиков и кукол были сломлены коварными мышами. Ночью родители обнаруживают дочь в крови. Мари рассказывает маме и папе о сражении кукол и мышей, но те отказываются в это верить.
Действительно, можно ли поверить словам девочки, которая говорит о войне Щелкунчика и Мышиного короля? По ходу сказки история обрастает все новыми подробностями. Крестный рассказывает удивительную сказку, из которой мы узнаем, почему именно против Щелкунчика ополчилось мышиное войско и каким образом можно его победить. Так, читатель, следуя авторскому замыслу, попадает из одной сказки в другую. Он узнает о принцессе Пирлипат и орехе Кракатук, а, главное, что Щелкунчик – это заколдованный племянник Дроссельмейера.
В этой сказке Мари и Щелкунчик – это, безусловно, положительные главные герои. Они испытывают явную симпатию друг к другу. Еще в первом сражении кукольной армии с войском мышиного короля брошенная туфелька девочки спасает жизнь Щелкунчику, позднее мы узнаем, что ради него она не пожалела драже и сахарных человечков. По отношению к мадмуазель Штильбаум наш герой ведет себя благородно.
Однако личность крестного Дроссельмейера скорее можно назвать загадочной. В семье крестников его считали странноватым. Мастер на все руки и чудодей, он оказывается еще и героем сказки о принцессе Пирлипат и, одновременно, дядей заколдованного Щелкунчика.
В финале, конечно, добро побеждает зло, Мари и расколдованный племянник Дроссельмейера счастливы. Но кто из читателей может с уверенностью сказать, где тут граница между сном и явью, фантазией и реальностью?
Социальная значимость сказки
Сказки имеют огромную социальную значимость, ведь они не только развлекают и увлекают детей, но и воспитывают их, формируют мировоззрение и помогают развивать воображение. Кроме того, сказки являются важным инструментом воспитания морали и этики, ведь они часто содержат в себе уроки добра и зла, справедливости и несправедливости. Сказки также помогают детям понимать сложные социальные процессы и отношения между людьми, а также формируют у них уважение к традициям и культуре своей страны. В сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» также присутствуют эти важные социальные аспекты, которые помогают детям понимать мир вокруг себя и формировать свою личность.
История создания
История Щелкунчика началась в небольшом городке на границе Германии и Чехии, где располагались рудные горы. Здесь трудились рудокопы, по вечерам в кругу семьи вырезавшие различные деревянные игрушки. В городке Зайфен жил жадный барон, которого все недолюбливали, и вот у одного из жителей возникла идея вырезать из дерева не весёлую игрушку, а игрушку-карикатуру на жадного, гребущего деньги богача в виде куклы с огромным ртом, которым можно колоть орехи. Так появилась деревянная игрушка, ставшая в городке очень популярной. В 1699 году крестьянин Иоганн Химан на ярмарке в Лейпциге продавал деревянные игрушки, особый успех имела кукла для колки орехов с огромным ртом. С тех пор стало популярным изготовление таких «зубастиков». Эрнст Теодор Гофман однажды увидел на ярмарке большеротую игрушку, которая произвела на него большое впечатление. Воодушевленный игрушкой и общением с детьми своего приятеля, Гофман сочиняет замечательную сказку «Щелкунчик и мышиный король».
Сказочник очень часто захаживал в гости к своему другу, а впоследствии и биографу, Юлиусу Гитцигу, он играл с детьми, дарил им игрушки, рассказывал разные фантастические истории. Гофман настолько был привязан к детям, что и героям сказки дал их имена: Мари и Фриц, а вот в крёстном Дроссельмейере угадывается сам сказочник. Написал и опубликовал «Щелкунчика» писатель незадолго до своей смерти — в 1816 году. Сказка вошла в сборник, который считается первым собранием романтических сказок в Германии. читатели с восторгом восприняли новую историю писателя, восхищались сказочным сюжетом, философским смыслом, батальными сценами.
Произведение неоднократно переводилось на русский язык, впервые это произошло в 1835 году и название в переводе звучало как «Кукла господин Щелкушка» (фантастическая сказка из кукольного мира). Текст сказки адаптирован, немного изменён для того, чтобы быть понятным детям. До конца XIX века вышло ещё 8 переводов, В 1873 году появляется перевод А. Соколовского «Щелкун и мышиный царь», выполненный специально для полного собрания сочинений Гофмана. В 1881 году в журнале «Детское чтение» был опубликован перевод педагога и журналиста С. Флерова «Сказка про Щелкунчика и Мышиного царя», здесь переводчик не преследует цель точного перевода с немецкого языка, его задача — адаптировать текст для лёгкого восприятия детьми. Особую сложность для перевода представляло имя героя, так как оно не имело аналога в русском языке и переводчикам приходилось заниматься словотворчеством. Само немецкое слово состоит из двух основ: die Nuss (орех) и der Knacker (щипцы ). Долгое врем героя называли Щелкун, Щелкушка, человек Щелкун, грызун орехов. Впервые привычное для русского языка имя персонаж получил в 1894 году в переводе З. Журавской, но существует версия, что заслуга в этом принадлежит композитору П. И. Чайковскому, поставившему 6 декабря 1892 года балет «Щелкунчик». С тех пор это слово закрепилось за деревянной игрушкой, раскалывающей орехи.
Герои произведения
В сказке Гофмана присутствовали как главные, так и второстепенные герои. Каждый из них вносит
свой вклад в развитие сюжета. Главные герои:
- Щелкунчик — молодой племянник Дроссельмейера, который был превращён в деревянную игрушку.
- Мари Штальбаум — юная героиня с добрым сердцем.
- Мышиный король — злой и беспощадный правитель.
Второстепенные герои в этом произведении играли немалую роль. Каждый из них делал историю наиболее интересной. Список других персонажей кратко:
- Фриц Штальбаум — смелый и напористый брат Мари.
- Дроссельмейер — главный советник труда и хороший мастер. Крёстный отец Мари и Фрица.
Популярные сегодня темы
- Сочинение Описание Левши из рассказа Левша Лескова (6 класс)
Можно сказать, что главный герой – символ простого народа. Он почитает власть (хоть, возможно, и не разделяет некоторых ее доктрин). Но ослушаться Левша не смеет. Он подчиняется любым решениям
- Образ Михея Тарантьева в романе Обломов Гончарова сочинение
Михей Тарантьев, по отчеству Андреевич, является именно тем героем в романе Обломов, которого можно назвать отрицательным. Причем в произведении он представлен довольно-таки ярко.
- Анализ рассказа Чехова Шуточка
Антон Павлович Чехов — величайший русский писатель. Его произведения известны по всему миру. Особенным успехом пользуются его творения в юмористическом жанре. Кроме того, они небольшие по объёму и рассказывают
- Тема и идея поэмы «Мцыри» Лермонтова сочинение
«Мцыри» — поэма, написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Для Лермонтова, тема свободы, была одной из главных во многих его произведениях. Эта поэма не исключение. Я предлагаю разобрать более
- Характер главного героя рассказа Уроки французского
Главный герой произведения – это мальчик одиннадцати лет, чьё имя не указано на страницах книги. Мальчик начинает самостоятельную жизнь очень рано.
Система персонажей
Главными героями сказки являются Мари и Щелкунчик.
Мари – добрая, храбрая девочка. В ней всякая несправедливость вызывает не только искреннее сочувствие, но и желание исправить ситуацию. Поэтому Мари вступилась за Щелкунчика. Девочка не привыкла судить людей по внешности, гораздо важнее для нее то, что скрывается в душе.
Щелкунчик соответствует положительной героине. Он воплотил в себя все черты прекрасного сказочного принца. Щелкунчик храбр, добр, благороден, и даже уродливая внешность не может скрыть эти качества. Как истинный рыцарь, Щелкунчик ценит положительные качества окружающих.
Второстепенные персонажи:
Дроссельмейер
Именно он заставил Мари обратить внимание на игрушку. Именно он рассказал девочке сказочную историю
Каждое слово и действие заставляет задуматься, так ли он прост, как кажется. Дроссельмейер производит впечатление доброго волшебника, помогающего героям найти свой путь.
Мышиный король. Он вобрал в себя все отрицательные черты и представляет универсального злодея. Этот персонаж мстителен, жаден и жесток, но зло всегда бывает наказано.
Загадочный старец. Он всегда готов помочь советом, подтолкнуть к каким-либо действиям. Если бы не он, не было бы этой удивительной истории.
Анализ персонажей
Главная героиня сказки — добрая и смелая девочка Мари, семилетняя дочь медицинского советника Штальбаума и его жены. У Мари есть младший брат Фриц и старшая сестра Луиза. Последняя играет незначительную роль в этой истории, но Фриц предоставляет «мальчишескую» точку зрения на рассказанные события. В некотором смысле он более приземлённый, что контрастирует с полным погружением Мари в свои мысли.
Родители девочки представляют собой «царство разума». Мать отвергает рассказ Мари о битве между солдатами Щелкунчика и мышами и ругает её за то, что она беспокоит родителей. Отец обвиняет девочку во лжи и говорит ей прекратить свои фантазии, иначе он выбросит из окна все её игрушки. Союзником медицинского советника и его жены является хирург Вендельштерн, который разбирается с последствиями ночной травмы Мари.
Самая важная роль взрослого в рассказе, ключевая фигура всей работы — это крёстный отец детей. Он выступает своего рода режиссёром событий, которые происходят в мире фантазий. Мари проецирует на таинственного и немного зловещего Дроссельмейера все свои тревоги и стремления.
Персонаж Щелкунчика, как и Дроссельмейер, окутан тайной. Он — последний из рождественских игрушек, которые обнаруживают дети, и нигде не указано, кто именно был автором подарка. Его обнаружила Мари, и после того, как она внимательно посмотрела на него, девочка спросила не откуда он взялся, а кому принадлежит.
Мари сравнивает его с крёстным из-за их странно выглядящих пальто и приходит к выводу, что даже если бы Дроссельмейер вёл себя так же изящно, как этот маленький человечек, он все равно не был таким красивым. Описание Щелкунчика включает в себя огромную голову, широкий улыбающийся рот, бороду и добрые глаза.
Основное внимание сказки сосредоточено на военных действиях между игрушками и мышами, в которых лидерами являются Щелкунчик и Мышиный Король. Хотя Мари заявляет, что не испытывает отвращения к мышам, её первоначальная реакция на них быстро превращается в чувство страха.. Антагонист, вырывающийся из-под досок, сложно движим некой подземной силой
Своими семью головами и сверкающими коронами он напоминает о драконе, которого в итоге одолевает рыцарь, чтобы спасти принцессу.
Антагонист, вырывающийся из-под досок, сложно движим некой подземной силой. Своими семью головами и сверкающими коронами он напоминает о драконе, которого в итоге одолевает рыцарь, чтобы спасти принцессу.
Самое известное и распространённое произведение Гофмана было не очень хорошо воспринято современниками. Сам автор посчитал это провалом и значительно переработал сюжет для другого истории. Результатом явился коротенький рассказ «Неизвестное дитя» — ещё одна рождественская сказка о детях, которые дружат с изгнанным сверхъестественным существом, преследуемым своим врагом (мухой).
С темой о физическом уродстве замаскированного принца и женщины, которая способна полюбить его безоговорочно, «Щелкунчик» основывается на наследии европейской народной классики:
- «Красавица и чудовище».
- «Шесть лебедей».
- «Король лягушонок».
Суть этих историй, как правило, заключается в том, что общество может быть предвзятым по отношению к хорошим людям по очень поверхностным причинам, но мудрые и проницательные сердца предпочтут защищать, ценить и любить этих изгоев, несмотря на их внешность.
Для Гофмана, который считал свой внешний вид смехотворным, эта детская способность смотреть за пределы общественных норм и ценить человека за его характер, была очень важна, и в своих рассказах он часто наделял ею молодых девушек.
Хотя в сказке, несомненно, есть элементы, которые направлены на взрослых, история наполнена игривостью и явно предназначена для детей, что можно понять из аннотации книги.
Сказка
Рассказывает историю о маленькой девочке произведение «Щелкунчик» (краткое содержание представлено в этой статье).
Итак, Мари приходит в сознание в своей постели. Рядом с ней находится доктор Вендельштерн. Появляется мама, которая ругает девочку за своеволие. Мари узнает, что ее нашли в крови посреди разбросанных игрушек, а в руке она сжимала Щелкунчика. Взрослые, услышав рассказ девочки о произошедшем ночью, подумали, что ей все привиделось.
Мари проводит несколько дней в постели. К девочке приходит крестный и приносит «вылеченного» Щелкунчика. Он просит Мари забыть про мышей и рассказать сказку.
«Щелкунчик и Мышиный король» имеет интересное строение. По сути, это сказка в сказке. Подобный прием свойственен только для литературного произведения и невозможен в народном творчестве.
Начинается история маленькой принцессы Пирлипат. В королевстве готовился праздник, но мыши залезли в кладовые и съели сало для колбас. Придворный часовщик Дроссельмейер поставил мышеловки, в которых погибло множество грызунов. Тогда Мышильда, мышиная королева, превратила принцессу в уродину. Тогда придворный звездочет высчитал, что вернуть красоту Пирлипат может только орех Кракатук, который сможет расколоть только один-единственный юноша.
Дроссельмейер вместе со звездочетом вскоре нашли орех. Но разгрызть его так и не удалось ни одному принцу. Тогда за дело взялся племянник Дроссельмейера. Юноша помог принцессе вернуть красоту, но окончанию обряда помешала Мышильда. Старая мышь умерла, но превратила юношу в Щелкунчика. Звездочет предсказал, что проклятие юноши окончится в тот момент, когда его полюбит красивая девушка, и он победит Мышиного короля.
Отзыв о сказке «Щелкунчик и мышиный король»
Это история показалась мне очень необычной и интересной. Она не только создает неповторимую рождественскую атмосферу, но и многому учит читателя. Например, тому, что верить в сказки никогда не поздно.
Из всех персонажей больше всего мне запомнился крёстный Дроссельмейер. Он очень необычный и оригинальный герой. Именно Крестный рассказывает детям о волшебном орехе, он с самого начала знает историю Щелкунчика и старается помогать Мари.
Зло в этой сказке представлено в облике мышей. Жестокая Мышильда и мышиный король оказываются наказанными по заслугам, и это делает историю счастливой и по-настоящему сказочной.
В произведении много интересных эпизодов, но больше всего мне запомнился момент описания волшебного королевства Щелкунчика. Это чудесный мир сладостей и игрушек, в котором живут невероятные существа со всего света. Так и хочется там оказаться и увидеть все это своими глазами!
И, конечно, нельзя забыть о счастливом финале. Мари находит своего настоящего Щелкунчика и обретает счастье. Книга заканчивается на светлой ноте, она праздничная и радостная, поэтому я буду рекомендовать ее всем своим друзьям.
Сочинение 2
В данном замечательном произведении, написанном Гофманом, содержится повествование о рождественском вечере, в который все дети должны получать различные подарки и сладости. Одним из центральных его персонажей является существо по имени Щелкунчик, который разгрызает орешки. Когда-то этот герой был представлен в образе прекрасного и красивого молодого человека, однако со временем, из-за заклятья мышиной королевы, он превратился в уродливое создание со злым выражением лица. Стоит отметить, что автор использовал имена некоторых героев, которые он взял из своей настоящей жизни, из примеров своего общения с товарищами детства. Также, хочется сказать и о том, что данная работа обрела всемирную известность и популярность, она активно используется в качестве постановок в театрах и балете.
Образ Щелкунчика
Данный герой был изображен уродливой игрушкой, у которого были непропорциональные части тела. Он выполнял особую задачу – колол орехи. Его подарили маленькому ребенку. Будучи одетым в нелепое одеяние – маленькую шапку при своей большой голове, а также маленьких ножках. Когда-то давно он был обычным человеком, но из-за того, что он был заколдован королевой, обрел текущую внешность. Для того, чтобы вернуть себе былое обличие, он должен был победить короля мышей. Сделать он это может только в том случае, если Мари поможет ему. Тогда он решает попросить девочку о помощи, и она соглашается. При помощи своего меча, он одолевает врагов, и возвращает былое обличие.
Мари
Девочка показана маленькой, смелой и доброй. Ей всего семь лет, однако это не мешает ей идти в отчаянные приключения для того, чтобы восстановить справедливость, и помочь своему другу в нелегком деле. У нее есть много забавных игрушек, однако особую привязанность она испытывает только к Щелкунчику. Стоит отметить, что когда она обрезалась стеклом, то успокоить боль помогла сказка крестного о таком персонаже, как Щелкунчик, и ей снился замечательный сон.
Образ Мышиного Короля
Данный персонаж показан как отрицательный герой, который являлся главой мышей, и у него было целых семь голов. Он постоянно просит у Мари всяческие сладости и прочие вещи. Причем делает он это весьма неправильным путем, так как шантажирует девочку. Тогда она рассказывает об этом Щелкунчику, который просит ее добыть меч, которым он будет готов сразиться с Королем мышей. После этого, он вызвал этого героя на бой, где и сумел расправиться с ним.
Образ Дроссельмейера
Будучи крестным девочки, он рассказал ей сказку про Щелкунчика. Он представлен в образе доброго и хорошего волшебника, который мог делать замечательные и красивые игрушки.