Краткое содержание сказки
Однажды заяц торопился к своей невесте-зайчихе, но, на свою беду, пробежал мимо волчьего логова. Волк крикнул ему остановиться, но тот не послушал, а только быстрее побежал. Тогда волк догнал его и поймал. За то, что зайчишка посмел его ослушаться, он приговорил его к съедению. Но поскольку в данный момент и волк, и его жена-волчица, и их дети были сыты, а запаса еды у них хватало ещё на пять дней, он велел зайцу сидеть под кустом и ждать своей очереди. А потом, может быть, волк его и помилует.
Заяц покорно остался сидеть под кустом и ждать неминуемой смерти. Волки наблюдали за ним из своего логова, посмеивались. У зайчишки же были простые мысли и мечты: никогда он так не любил жизнь, как теперь, и больше всего думал о своей невесте. Может быть, она уже нашла другого, а то и вовсе попалась в лапы хищнику…
Но вскоре прибежал к нему другой заяц — невестин брат. Он рассказал, что невеста помирает, узнав, что жених её попал в неволю. Он начал уговаривать узника сбежать, но тот только смотрел на волчье логово и отвечал: «Не могу, волк не велел». В это время хищник вышел из логова и поймал их обоих. И жениху, и брату бедной зайчихи надлежало умереть.
Но волчица, узнав, как сильно заяц хочет увидеть свою невесту, сжалилась над ними. Она сказала, что, если заяц зайчиху любит, значит, у них будет много зайчат, а следовательно, больше корма для волчьей братии. Поэтому волки решили отпустить его попрощаться с невестой, но только чтобы через двое суток к шести часам утра он прибежал обратно. Невестиного брата же оставили у волков в качестве аманата.
Что есть духу побежал заяц к невесте: он должен был успеть и преодолеть большое расстояние, и подготовиться, и жениться, и обратно к волку прибежать. Он собирался во что бы то ни стало сдержать данное волку слово и вернуться, пусть даже ценой своей жизни. Наконец, он прибежал. Его невеста была так рада, что мигом выздоровела. Сыграли свадьбу, но заяц рассказал всё своей заячьей родне, и все решили, что ему действительно нужно возвращаться, ведь зайцы никогда не пускают слов на ветер.
https://youtube.com/watch?v=5nn18A1eH9U
https://youtube.com/watch?v=1hgzqAfvyxs
Социальная и политическая сатира в сказке
Социальная и политическая сатира являются неотъемлемой частью сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк». Автор использует сказочные образы и ситуации, чтобы высмеять нравы и общественные явления своего времени. В сказке присутствуют яркие образы бедного волка и богатых зайцев, которые символизируют бедных и богатых людей соответственно. Сатирический подтекст проявляется в том, что зайцы живут в роскоши и избегают любых трудностей, в то время как волк вынужден бороться за выживание и страдает от голода. Таким образом, автор высмеивает богатых, которые не заботятся о бедных и не желают делиться своим богатством. Кроме того, в сказке присутствует политическая сатира, которая проявляется в образе короля-зайца, который несправедливо правит своим народом и не заботится о его благополучии. В целом, социальная и политическая сатира в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк» являются важными элементами, которые помогают автору выразить свою критику общественных явлений своего времени.
Тема произведения
Действие в произведении разворачивается вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает свою жизненную позицию с точки зрения волка. Люди и животные воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и не боятся, потому что он убивает.
Но не все так однозначно, как кажется. Недаром рассказ называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь хотел бы есть траву, но не может. Его природа так устроена, что хищнику для поддержания жизни необходимо мясо. В этом рассказе автор представляет волка, почти лирического героя, он:
- честный;
- бесстрашный;
- умный.
Основная мысль и идея
Как показывает краткое содержание, зайцев волки считают кем-то вроде своих рабов или подчинённых, ни во что их не ставя. Разумеется, те тоже привыкли к такой жизни, поэтому раболепствуют перед хищниками, обращаются к ним «Ваше благородие» и очень их боятся. В образе зайца автор, используя приёмы иронии и юмора, описывает психологический портрет простого русского народа и высмеивает присущие ему качества: трусость, покорность, иллюзорные надежды на помилование, неспособность к сопротивлению, приспособленчество к насильственному режиму. Всё это годами укоренялось в душах людей, угнетённых классовым неравенством.
О том, что в сказке затронуты столь важные общественно-политические мотивы, можно судить и по тому, как заяц отказывается от мысли побега, говоря: «Волк не велел», и по его мимолётному сну, который приснился ему, пока он находился в томительном ожидании под кустом: «Снится ему, будто волк его при себе чиновником особых поручений сделал, а сам, покуда он по ревизиям бегает, к его зайчихе в гости ходит». Именно такие мелкие чиновники как раз и не смеют перечить вышестоящим чинам, угодливо трясутся перед ними и проявляют слепую покорность к проявлениям несправедливости и угнетения.
Основная мысль произведения — необходимо всегда помнить о чувстве собственного достоинства и о том, что человек должен оставаться свободным и независимым. Прогибаясь под желания вышестоящих лиц, можно потерять собственное лицо, предать свои личные интересы и нажить проблемы.
Другая идея сказки — нужно всегда держать своё слово. Если бы зайчик остался вместе с семьёй и не вернулся к волчьему логову, он поступил бы подло и нечестно по отношению к своему куму, оставленному в качестве аманата. Но он показал высокие качества своей души, сдержав обещание и даже восхитив этим волка. Сам же хищник, в отличие от него, и не думает сдерживать слово: он лишь забавляется и даёт ложные надежды на помилование.
Материалы для изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»
вывод: “Не может волк, не лишая живота, на свете прожить – вот в чем его беда!”. Таким образом, вероятно, автором подчеркивается, что название сказки выбрано им не случайно, что в нем заложено авторское понимание единства и борьбы Добра и Зла в жизни людей, понимание невозможности их существования друг без друга. В конечном итоге Салтыков-Щедрин рассматривает Волка как неотъемлемую часть мироздания. Именно с этой точки зрения существование Волка оказывается столь же необходимым, как и существование всех остальных живых существ: “И лошадь, и корова, и овца, и волк – все “живут”, каждый по-своему”.
“Ничего сам собой зверь не может: ни порядка жизни изменить, ни умереть. Живет он, словно во сне, и умрет – словно во сне же”. Волк невольно оказывается заложником собственной природы, собственной невозможности жить по-другому. И то, что этот Волк, как отмечает автор, “. был одним из немногих хищников, который почти никогда не голодал”, только углубляет поистине трагическое противоречие, определяемое невозможностью не убивать живые существа, лежащее в основе волчьей природы.
Примечателен в этом плане спор-диалог Волка и поймавшего хищника Медведя, в ходе которого Волк убежденно отстаивает свое право жить так, как он живет, мотивируя это именно невозможностью жить по-другому: “Никто своей жизни не враг, и я в том числе. Так в чем же тут моя вина?” Моральная позиция Волка в этом споре намного предпочтительнее, он более убедителен. Потому что Волк, говоря словами Медведя, “правду-матку ему режет”, тогда как последний вынужден в чем-то лицемерить – прекрасно понимая правоту Волка, он все же требует, чтобы тот хотя бы раскаялся. “Не в чем мне, ваше степенство, каяться”, – говорит Волк, и единственное, что может сказать Медведь, – это призвать его к лицемерному раскаянию: “Да ты хоть пообещай!”
деле ничего не желая менять в своем поведении. Прекрасно понимая, что измениться он не сможет, Волк до конца отстаивает свое право быть самим собой. Может показаться, что весьма обоснованная жизненная позиция Волка не может быть изменена никогда.
Во всяком случае, внешние факторы не могут поколебать убежденность Волка в собственной правоте – даже перед лицом смерти, когда Медведь может его казнить, он продолжает настаивать на своем. Но сатирик показывает и внутренний конфликт, который, в конечном счете оказывает решающее влияние на мировосприятие Волка, на оценку им и самого себя, и итогов собственной жизни. Вероятно, поворотным моментом в жизни постаревшего и утратившего былую сноровку Волка можно назвать эпизод, когда он отпускает ягненка-несмышленыша.
“А вот и малыш – а поди как плачет: хочется ему жить! Ах, видно, и всем эта распостылая жизнь сладка! Вот и он, волк, – стар-стар, а все бы еще годков с сотенку пожил!” Вспомнив слова Медведя, утверждавшего, что Волк должен был бы предпочесть смерть своей безнравственной жизни, герой отпускает ягненка. Любопытно, что и подобного рода интерпретация аллегорической сюжетной линии “Сила-слабость” встречается также и в хорошо известной в мировой литературе притче Леонардо да Винчи “Волк и Ягненок”.
В этом произведении рассказывается о том, что голодный Лев не посмел растерзать брошенного к нему в клетку Ягненка, принявшего хищника за мать и доверчиво потянувшегося к нему. Царь зверей, можно так сказать, оказался на высоте положения, он был достоин своего титула, потому что не ответил злом на добро. Однако с помощью образа Волка традиционно изображается Сила, лишенная Благородства, поэтому поступок героя Салтыкова-Щедрина может восприниматься как еще одно доказательство нетрадиционного, индивидуально-авторского толкования сатириком известного в фольклоре и литературе аллегорического образа.
Волк, ранее не обращавший внимания на проклятия, которые со всех сторон неслись в его адрес, воспринимает их теперь совсем по-другому. Так происходит потому, что он сам признал право тех, кто его проклинает, относиться к нему именно так. Волк сам ощутил себя “проклятым”. От этого страшного ощущения никто и ничто не может его избавить: “Что ж в том, что он за собой вольной вины не знает? Ведь проклятий-то все-таки не заглушить!” Даже никуда не исчезнувшее понимание того, что он не может жить по-другому, которое раньше помогало ему жить, сейчас помочь не может. Потому что это понимание остается только доводом разума, который не способен повлиять на чувства: “Положим, несправедливо его проклинают, нерезонно: не своей волей он разбойничает, – но как не проклинать!
Сюжет
Начинается сказка с того, что главный герой, заяц, пробегает мимо дома волка. Волк окрикивает зайца, зовёт его к себе, однако тот не останавливается, а ещё больше прибавляет ходу. Тогда волк его догоняет и обвиняет в том, что заяц не послушался с первого раза. Лесной хищник оставляет его возле куста и говорит, что съест через 5 дней.
А заяц-то бежал к своей невесте. Вот сидит он, считает время до смерти и видит — спешит к нему брат невесты. Брат рассказывает, как невесте плохо, и этот разговор слышат волк с волчицей. Они выходят на улицу и сообщают, что отпустят зайца к наречённой проститься. Но с условием, что тот вернётся на съедение через день. А будущий родственник пока останется у них и, в случае невозвращения, будет съеден. Если же заяц вернётся, то, возможно, их обоих помилуют.
Бежит заяц к невесте и прибегает достаточно быстро. Рассказывает он ей и всей родне свою историю. Возвращаться-то не хочется, но слово дано, а заяц слова никогда не нарушает. Поэтому, простившись с невестой, бежит заяц обратно.
Бежит, а на пути у него разные преграды встречаются, и чувствует он, что не успевает в срок. От этой мысли отбивается всеми силами и только прибавляет ходу. Он ведь дал слово. В конце концов заяц еле-еле успевает и спасает брата невесты. А волк им и говорит, что пока не будет их есть, пусть ещё посидят под кустом. Может, когда и помилует.
Анализ
Для того чтобы дать полноценное представление о произведении, нужно провести анализ сказки «Самоотверженный заяц» по плану:
- Характеристика эпохи.
- Особенности творчества автора.
- Персонажи.
- Символизм и образность.
Структура не является универсальной, но она позволяет выстроить необходимую логику. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» которого необходимо провести, часто писал произведения на злободневные темы. Итак, в XIX веке была очень актуальна тема недовольства царской властью и гнёта со стороны правительства. Это нужно учитывать, проводя анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц».
Разные прослойки общества реагировали на власть по-разному. Кто-то поддерживал и пытался присоединиться, кто-то, наоборот, всеми силами старался изменить сложившуюся ситуацию. Однако большинство людей окутывал слепой страх, и они ничего не могли делать, кроме как повиноваться. Это и хотел донести Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен начинаться с того, чтобы показать — заяц символизирует именно последний тип людей.
Люди бывают разными: умными, глупыми, смелыми, трусливыми
Однако всё это неважно, если в них нет силы для того, чтобы дать отпор угнетателю. В образе зайца волк высмеивает благородную интеллигенцию, которая проявляет свою честность и преданность по отношению к тому, кто их угнетает
Говоря об образе зайца, которого описал Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен объяснять мотивацию главного героя. Слово зайца — честное слово. Он не мог его нарушить. Однако это и приводит к тому, что жизнь зайца рушится, ведь он проявляет свои лучшие качества по отношению к волку, который изначально поступил с ним жестоко.
Заяц ни в чём не виновен. Он просто бежал к невесте, а волк самовольно решил оставить его под кустом. Тем не менее заяц переступает через себя, чтобы сдержать данное слово. Приводит это к тому, что вся семья зайцев остаётся несчастной: брат не сумел проявить смелость и сбежать от волка, заяц не мог не вернуться, чтобы не нарушить своё слово, а невеста остаётся одна.
Бедный волк Салтыков-Щедрин: анализ сказки
История создания
Сказка «Бедный волк» была написана Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Она продолжила серию аллегорических произведений писателя, в которых поднимались острые общественные проблемы.
В этой сказке Салтыков-Щедрин затрагивает тему несправедливого деления людей в обществе на «плохих» и «хороших» в пику распространенного явления, когда власть могла навесить ярлык «врага» или «злодея» на любого человека, не разобравшись в обстоятельствах его жизни и поступков. Мнение властей было единственно верным, и объявленного «злодеем» фактически лишали всех прав.
Именно это черно-белое восприятие действительности Салтыков-Щедрин и решил показать на примере волка — хищника, которого все считают воплощением зла в лесу. Но на самом деле за внешней свирепостью волка скрывается сложная внутренняя жизнь, и он вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Жанр, тема и композиция
Жанр произведения — сатирическая сказка-притча.
Тема — природа добра и зла, неоднозначность человеческой (в данном случае — звериной) натуры.
Композиция сказки традиционная для фольклора: есть зачин, развитие событий, кульминация, развязка. Повествование идет от третьего лица.
В тексте присутствуют следующие композиционные элементы:
️ Вставные эпизоды-диалоги: разговор волка с медведем, разговор волка с ягненком. Они придают динамику повествованию, помогают глубже раскрыть внутренний мир героя.
️ Описания природы (лес, поляна, логово волка). Эти пейзажные зарисовки создают атмосферу, рисуют мир, в котором обитают главные герои.
️ Портрет волка. Это также способствует более глубокому раскрытию образа главного героя.
Краткий анализ главных героев
а) Образы-символы
Главный герой Волк выступает как символ хищника и «злодея» в лесном мире. Он безжалостно убивает других животных ради пропитания.
Медведь Топтыгин — символ мудрого старца, наставника, пробуждающего в волке совесть.
Ягненок — олицетворение слабого существа, которому нужна защита. Его жалобный голос заставляет волка задуматься о своих поступках.
б) Своеобразие животных
Хотя герои и являются животными, но они наделены ярко выраженными человеческими чертами. Волк способен на сложные философские размышления и моральные терзания. То же самое можно сказать и про остальных зверей.
Таким образом автор добивается того, что эта сказка о животных на самом деле раскрывает природу человеческих характеров и взаимоотношений.
в) Близость к народным сказкам
Произведение Салтыкова-Щедрина перекликается с народным творчеством в таких аспектах:
️ Использование условного зачина («жил-был»);
️ Погружение в мир леса, где звери живут по человеческим законам;
️ Наличие волшебных элементов (говорящие животные);
️ Поучительный смысл.
Но в отличие от народной сказки, здесь мы видим более сложные характеры героев и философское осмысление острых социальных вопросов.
Сатирические приемы, использованные автором
Один из основных сатирических приемов, который использует Салтыков-Щедрин — это соединение фольклорных, фантастических и реалистических элементов.
Фольклорное начало проявляется в традиционных для народных сказок зачине, системе образов (положительный герой Топтыгин и отрицательный Волк), поучительном пафосе.
Фантастика — в том, что животные наделены человеческим разумом и речью.
Но при этом все герои и ситуации очень реалистичны и узнаваемы. Мы словно видим перед собой знакомые человеческие типажи, а не сказочных персонажей. И в этом сочетании как раз и проявляется авторская сатирическая позиция. Под маской старой доброй сказки Салтыков-Щедрин показывает вполне конкретные общественные пороки своего времени.
Главная мысль и смысл сказки
Главная мысль произведения заключается в следующем:
1. Нельзя однозначно делить людей (или других живых существ) на «плохих» и «хороших», не разобравшись в мотивах их поступков. Даже самый лютый «злодей» может иметь веские основания для своих действий.
2. Любой человек (в данном случае — Волк) способен пересмотреть свои взгляды и кардинально измениться под влиянием внешних обстоятельств или внутренних убеждений.
3. Истинное раскаяние и желание загладить свою вину достойны уважения, даже если речь идет о существе с сомнительной репутацией (хищнике-убийце).
Таким образом, основной смысл сказки — призыв к терпимости, состраданию и стремлению понять внутренние мотивы поступков другого, пусть даже не самого «правильного», человека или зверя. С этой точки зрения «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина звучит вполне современно и поучительно.
БЕДНЫЙ ВОЛК(Стр. 39)
Впервые — ОД, 1883, сентябрь, № 55, стр. 6—9, в качестве третьего номера (подробнее см. выше, стр. 450). В России впервые — ОЗ, 1884, № 1, стр. 270—275, под номером вторым.
Сохранилась черновая рукопись ранней редакции (ИРЛИ).
Сказка написана в январе 1883 года (см. стр. 451), набрана для февральского номера ОЗ, но по цензурным соображениям из него изъята.
При подготовке сказки для публикации в ОЗ Салтыков провел стилистическую правку и исключил из текста фразу «Не то, чтобы он виноват, а сама его жизнь — ад кромешный», заключавшую абзац «И вот нашелся…» (см. стр. 40).
452
Сказка «Бедный волк» продолжает сказку «Самоотверженный заяц». Это подтверждается как указанием писателя на то, что между названными сказками «есть связь», так и первой фразой сказки о «бедном волке».
В «Бедном волке» Салтыков воплотил одну из своих постоянных идей о социально-исторической детерминированности поведения человека. Эту идею писатель затрагивал в «Губернских очерках» (см. в наст. изд. т. 2, стр. 302), в последней главе «Господ Головлевых», в «Круглом годе» (т. 13, стр. 505), в «Приключении с Крамольниковым» и во многих других произведениях, а в сказке дал ей наиболее глубокую философскую разработку. «Xищник» не может изменить своей природы. Отсюда своеобразная модификация главного образа сказки под пером Салтыкова. В фольклорной традиции многих народов «волк» — это символ зла. Салтыков придает «волку» эпитет «бедный» и заставляет «бедного волка» с облегчением воскликнуть в момент, когда его убивают: «Вот она… смерть избавительница!» Зоологическая, «волчья» параллель к эксплуататорам с исключительной рельефностью обрисовывала могущество власти общего «порядка вещей» над душами и поступками людей. Некоторые критики усмотрели в сказке пессимистическую «философию фатальности взаимного пожирания». Между тем Салтыков не был сторонником абсолютного детерминизма, в решении социальных проблем он придавал большое, а порой и преувеличенное значение моральному фактору, он предпочитал и считал возможным путь «бескровного» движения к «социальной гармонии». Чуждаясь насильственных методов борьбы, Салтыков постоянно сомневался в возможности обойтись без них. Трагические раздумья писателя о выборе путей борьбы с социальным злом выразились в «Бедном волке» как и в «Карасе-идеалисте» особенно сильно. Окончательного выбора в позитивной форме Салтыков не сделал. Но всем смыслом объективной картины, показывающей, что «ничего сам собой зверь не может: ни порядка жизни изменить, ни умереть», «Бедный волк» разоблачал несостоятельность наивных надежд на милосердие и великодушие эксплуататоров, на их мирное и добровольное социально-нравственное перерождение.
Баскаков В.Н. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Бедный волк // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 452—453.
Электронная публикация РВБ, 20082024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.
Анализ произведения
Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.
Основная мысль
Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.
В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».
Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.
Жанр и направление
Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.
«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.
Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.
Особенности сюжета
Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.
В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.
Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.
В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:
- ирония;
- гротеск;
- аллегория;
- сравнение;
- алогизм;
- гипербола.
Проблематика
Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?
Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».
Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.
Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина
Система изображений. Сатирическая фантазия в последней книге Щедрина основана на народных сказках о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает присущее им сатирическое содержание.
Образы из «Сказок Писателя» созданы на основе известных фольклорных образов, снабженных народной мудростью с устойчивыми чертами характера: жадный волк, хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и злой медведь. Они были знакомы читателю и по басням Крылова. Этот традиционный элемент в образах приключений Щедрина освобождал сатирика от необходимости подробной мотивировки и характеристики.
Сатира по самой своей природе избегает подробностей, изображает жизнь в ее самых резких проявлениях, преувеличениях и преувеличениях. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой сути сатирической типизации.
Но Щедрин ввел в мир народных сказок актуальные политические темы, и поэтому содержание традиционных образов у него существенно меняется. Заяц оказывается «нормальным», волк — «бедным», овца — «не помнит», орел — «благотворителем». Наряду с ними появляются и изображения сушеной плотвы, мудрого гольяна, идеалистического карася и др., не связанные традицией.
Как в басне, под видом зверей, рыб, птиц Щедрин изображает вполне конкретные социальные типы. В то же время прием аллегории позволяет сатирику не только скрыть их истинный смысл, но и раскрыть самое главное, самое характерное из персонажей его сказок.
Например, в сказке «Медведь в воеводстве» занудный, то злой, то добродушный неуклюжий медведь приобретает черты правителя-мракобеса, угнетающего народ и уничтожающего образование. Топтыгины в авторской сказке совершают и мелкие злодеяния, и большое кровопролитие в подвластном им лесу, но всех их ждет славный конец. В этом выражается идейная позиция автора, мечтавшего о свержении деспотизма.
В сказке «Мудрый гольян» автор создает оригинальный образ, характеризующий перепуганного обывателя. Он «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем не приносит хлеба и соли, а только бережет свою ненавистную жизнь». В то же время эта история поднимает и философский вопрос о смысле человеческой жизни.
Но образы Щедрина не всегда скрыты за звериными масками. Их нет, например, в знаменитой «Повести о том, как один человек прокормил двух генералов». Но и в таких сказках художественные образы становятся гротескными, балансируя на границе между реальным и фантастическим.
Так в сказке «Дикий помещик» представлена история о глупом помещике, который ненавидел крестьян, но когда все они исчезли, совсем одичал. И тут Щедрин с невероятным мастерством показывает воплощение этой метафоры: дворянин, который должен быть представителем культурного сословия, превращается в дикого зверя, обросшего шерстью, рвущего когтями свою добычу. И только когда «мужской рой» вернули на место, оруженосец вновь обрел свой человеческий облик.
Горькие мысли автора о народной покорности и долготерпении выражены в гротескном образе, сравнивающем людей с глупыми тварями, живущими кишащей жизнью.
- Год написания — 1883.
- Автор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
- Тема — смысл жизни лесной подстилки.
- Основная мысль в том, что не все так просто, как кажется сразу.
- Герои — волк и медведь.
- Мораль и вывод — у каждой медали всегда есть две стороны.
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.
- Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)
Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать?
В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует? - Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века (описание)
Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.
- Басня собственного сочинения с моралью
Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями. Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых
- Сочинение Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева 6 класс
Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему после продажи ягоды на вырученные средства купить пряник
Выводы и мораль
В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.
Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:
- бездушие;
- недальновидность;
- жестокость.
Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.
В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.
Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.
В заключение
Итак, это был анализ сказки «Самоотверженный заяц» (Салтыков-Щедрин), по плану, который можно использовать и для анализа других произведений. Как видно, простая на первый взгляд сказка оказалась яркой карикатурой на людей того времени, и смысл её лежит глубоко внутри. Для того чтобы понимать творчество автора, нужно помнить, что он никогда ничего не пишет просто так. Каждая деталь в сюжете нужна для того, чтобы читатель понял тот глубокий смысл, который заложен в произведении. Этим и интересны сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Волков никто не любит, называют и душегубом, и убийцей, всячески проклинают. С одной стороны, это действительно так, ведь волки на самом деле убивают и диких зверей, и домашних животных, даже нападают на людей. Но в данном произведении автор показывает жизнь лесного хищника и действительно сочувствует этому зверю, без всякой иронии называя его бедным.
А вся его беда и вина лишь в том, что волк – хищник, питаться может только мясом.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Он вынужден убивать, потому что по-другому существовать не сможет, но в глазах своих жертв он выглядит как разбойник и злодей.
А волк просто живет, он не злодей, чтобы специально убивать ради убийства или ради наживы. Он не маньяк, чтобы получать от этого удовольствие, он не хочет приносить вред. И приходится ему очень нелегко. Зверь часто голодает, поэтому и пронзительно воет, кругом еда, а волку боязно бывает на охоту идти, и жизнью он часто рискует: на него устраивают облавы, ставят капканы, да и более крупный зверь может погубить. А ведь еще волчат прокормить надо.
Однажды один такой матерый хищник попался медведю в лапы, который тоже симпатии к волкам не питал. И решил медведь отпустить зверя, если тот покается и пообещает больше не разбойничать и никого не убивать.
А волк возразил, что тогда ему нечем будет кормить семью. Ведь кроме мясного волки ничего не едят. Волк и рад не убивать, но как иначе мяса добыть? А в чем хищнику каяться? Чем он виноват, что так устроен? А что он может пообещать? Перестать питаться? Медведь, например, может и малину есть, и мед, а зимой вообще ему пища не требуется, так как он в спячку впадает. И медведь понял, что перед ним очень несчастный зверь. И сказал он волку, что лучше уж умереть, чем так жить.
И вот этот волк состарился, стал задумываться о своей жизни. И пришел он к выводу, что проклинают его нерезонно, ведь не по своей воле он убийца и злодей. И стал волк мучиться от этих мыслей. И стало ему так тошно, что жить надоело. Никто ему не сочувствовал, никто не понимал, некому было пожаловаться, как ему тяжело. Он устал от ненависти к себе, устал от самого себя, и стал призывать смерть. И вскоре представился случай, когда мужики устроили охоту. Волк даже не пытался бежать, а шел на смерть, опустив голову. И принял ее как избавление.
В этой сказе волк противопоставлен обществу как «не такой, как все». В каждом обществе, наверняка, есть человек, над которым смеются, обижают. А почему? Потому что он «очкарик», «жирный», «дылда», не ту музыку слушает, одевается не так и т.п.
Мы не всегда знаем (да и не хотим знать), почему кто-либо живет или поступает неправильно, по нашему мнению. Проще сразу слепо навесить ярлык, даже не пытаясь понять другого, тем более ему помочь или посочувствовать. Ощущать себя не таким, как все, очень тяжело. Легко осудить человека и сделать из него изгоя. А всеобщее осуждение и неприятие может даже довести человека до самоубийства.
Автор не защищает убийц и разбойников (тем более он объяснил, что волк таковым не является), он призывает понимать и сострадать друг другу. А на месте этого волка, «не такого, как все» может оказаться любой, поэтому общество не должно быть жестоким. А общество – это каждый из нас.
Обновлено: 2018-02-15
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Спасибо за внимание.