Сюжет — краткое содержание
Маленькая девочка Надя сильно больная и ни один доктор не может понять, что с ней и как ее вылечить.
Надя просит настоящего живого слона, и ее отец решает выполнить просьбу дочери, которая может быть является последней в ее жизни.
Отец Нади идет в зверинец и уговаривает немца, хозяина слона, привести слона в гости к девочке, обещая договорится с полицией и расширить двери.
Слона ведут по городу среди толпы зевак, заводят в дом и уговаривают подняться на второй этаж.
Утром Наде сообщают, что у них в гостях слон, девочка знакомится с Томми, обедает с ним и играет.
На следующий день, Надя просыпается почти здоровой, она бодра и хочет кушать.
IV
Папа идет в зверинец на представление. На сцене выступают разные дрессированные животные, в конце представления выводят трех слонов, одного большого и двух поменьше. На вид эти неуклюжие и громадные животные выполняют трюки, которые не по силам и ловкому человеку. После завершения выступления зрители расходятся, а папа отправляется к хозяину зверинца – толстому немцу.
Он просит немца, чтобы тот позволил слону прийти домой к Наде. Немец удивляется, но узнав причину он соглашается, так как у самого есть дочь ровесница Нади. Владелец требует от папы возместить все расходы. Папа даёт согласие и вместе с немцем они идут осматривать дом, куда предстоит вести слона.
V
Ночью слона по кличке Томми ведут в дом к больной девочке. Перед лестницей на второй этаж Томми останавливается, но немцу с помощью фисташкового торта удаётся заманить его наверх. Таким образом слон попадает в столовую, откуда была убрана вся мебель, а пол услан соломой.
Немец остается с Томми, удобно устроившись на диване. Все укладываются спать, потушив огни.
VI
Проснувшись утром, Надя первым делом спрашивает:
— Пришел слон или нет?
— Пришел, говорит мама, но перед встречей нужно позавтракать.
После завтрака девочку сажают в коляску и везут к Томми. Девочка знакомится со слоном и его хозяином. Она кормит Томми булками и показывает ему свои куклы. После игры они вместе обедают.
Вечером Надю отправляют спать, но она не хочет уходить от нового друга, так и засыпает рядом с ним. Её сонную относят в кровать, а Томми отводят в зверинец. Утром девочка просыпается бодрой и веселой, как и до болезни. Надя спрашивает, где Томми, а когда узнаёт, что он ушел домой и ждет её в гости, Надя просит передать ему, что уже совсем выздоровела.
Анализ произведения «Слон» (А. И. Куприн)
Произведение Куприна «Слон» написано в форме детской сказки, которая, тем не менее, скрывает в себе проблематику взрослой жизни и мудрые мысли опытного автора, который сам был отцом нескольких дочерей.
История создания
Рассказ был написан в 1907 году, в период между двумя революциями, когда Куприн опубликовал цикл очерков, рассказы и повести. Начиная с 1907 года, проза писателя стала более выделяющейся в русской литературе, он добился признания среди коллег и внимания публики. «Слон» вошёл в собрание сочинений в 6 т. Том 4.
Примечательно, что в те революционные дни люди были настроены специфически. Эту историю они восприняли как иносказание. Девочка – символ русского народа, уставшего от тревог и безрадостного течения жизни. Слон – воплощение его мечты о достойных условиях, высоком социальном положении, справедливости и свободе. И, по мнению автора, для счастья людям нужно совсем не много: хоть на один день прикоснуться к мечте, найдя утерянную надежду и веру в ее исполнение. Конечно, такая трактовка – слишком вольная интерпретация, зато она очень хорошо показывает, как тогда были настроены читатели, а, возможно, и сам автор.
Жанр, направление
Куприн работал во времена, когда реализм перетекал из крупной прозаической формы романа или эпопеи в малообъемные жанры: рассказы, новеллы, повести. Он успешно опробовал все эти формы, вложив в них мудрые мысли, но, не растягивая содержание на тома и главы. Публика сполна оценила это, ведь уже устала к тому времени от объемного и грузного чтения.
Главные герои и их характеристика
Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.
Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели
Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания
Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
Темы и проблемы
Через весь рассказ тянется основная тема взаимоотношений между родителями и детьми. Автор показывает, как полезно прислушиваться к своим детям, уметь сказать правильные слова в поддержку. Но нельзя переусердствовать с заботой, иначе ребёнок вырастет слишком избалованным. Эту грань между равнодушием и чрезмерной опекой нужно уметь найти, как сделал это отец девочки. Примечательно, что в этом ему помогли не деньги, а умение договориться с людьми
На этом примере он и сам многому научился, ведь ребенку нужны не столько игрушки, сколько внимание
Смысл
Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл
Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве
В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.
Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.
Чему учит?
Рассказ «Слон» учит тому, что в семье необходимо проявлять понимание и чуткость. Всегда необходимо иметь рядом близких людей, которые всегда помогут вернуться на истинный путь, если ты с него сбился. Нужно уметь ценить тех, кто находится рядом с нами и постоянно оказывает поддержку.
Каждый человек и сам должен быть готов исполнить любую прихоть, лишь бы увидеть вновь улыбку на лице близких людей.
Смысл
Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл
Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве
В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.
Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.
Сочинение по произведению Куприна Слон
Александр Иванович любил животный мир, он часто включал в свои произведения моменты и случаи с животными, будь какая-то интересная выдумка или рассказ, основанный на реальных событиях.
Рассказ «Слон» насыщен положительными эмоциями. Основная мысль рассказа укладывается в проблеме человека, который перестаёт ценить то, что имеет, в частности природный мир, который существует с рождения.
Одна из проблем, воспитание детей, проявляется в этом рассказе во время общения родителей с девочкой. Девочка была окружена различными игрушками самых разных видов и форм, однако они все были бездушные, неживые
Отсутствие внимание родителей для ребенка стало одним из ключевых моментов, из-за этого у девочки начала развиваться апатия и равнодушие к жизни. Куприн раскрывает данную проблему, описывая все эмоции и чувства родителей по отношению к Наде
Их волнения, опасения и прочие чувства показывают родителей, как заботливых и добрых людей.
Главным героем является девочка Надя, у которой нет никаких желаний у неё полная апатия ко всему происходящему, её родители пытаются найти решение данной проблемы и находят его в связи с природой. Надя попросила слона, который смог бы спасти её от апатии. Конечно же, родители могли исполнить любое желание любого ребенка, но достать слона было достаточно трудновато. Однако папа собрался с мыслями и приступил к решению проблемы. В этом месте рассказа раскрывается тема связи ребенка и родителя.
Отец девочки сначала принёс игрушку в виде слона, которая была подвижной. Однако ни одна игрушка не способна заменить настоящее живое существо, которое излучает тепло и заботу.
На этом моменте раскрывается название данного рассказа, родители приводят уже настоящего серого слона к Наде. Слон являлся неким целителем для спасения Нади. После появления удивительного животного в доме, Надя начала проявлять интерес к жизни, и апатия начала отступать. Девочка всячески общалась со своим новым другом, рассказывала про свои сны и игрушки, поддерживала некий контакт. Слон был достаточно спокойным и послушным, он с удовольствием проводил время с Надей, ему это нравилось.
Главные герои рассказа “Слон”
Надя
Девочка Надя, вокруг которой и разворачиваются события рассказа «Слон» Куприна
Шестилетняя девочка, центральный персонаж сказки. Несмотря на свой совсем ещё детский возраст, Надя страдает от какой-то болезни – она чахнет на глазах, и ей не помогают никакие лекарства. Заботливые родители пытаются лечить её, приглашают доктора, но у читателя складывается впечатление, что девочка Надя страдает скорее от нежелания жить, а не от какого-то конкретного заболевания. Доктор, кстати, выносит тот же диагноз, заявляя, что его пациентка страдает от “равнодушия к жизни”. При этом образ Нади играет в рассказе роль декорации, несмотря на то, что она является главным героем “Слона”. Просто Надя не предпринимает никаких активных действий, и рассказ “Слон” рассказывает скорее не о ней, а о том, как и каким способом родителям удалось её вылечить. При этом девочку нельзя назвать капризной, нет – напротив, её действительно практически ничего не интересует, и именно поэтому её так трудно вылечить. К счастью, к конце концов неустанные попытки родителей вылечить её всё-таки приносят свои плоды.
Родители Нади
Родители Нади, главные герои сказки
Любящая семья, которая переживает за дочь. Мама и папа готовы на всё, лишь бы их дочка поправилась, и они неукоснительно следуют рекомендации доктора – исполнять все её прихоти и желания, чтобы вернуть Наде интерес к жизни. Когда Надя попросила живого слона, именно её отец сумел договориться с владельцем зверинца, чтобы исполнить её желание, и с этого момента девочка пошла на поправку. Таким образом, родители Нади являются главными героями рассказа “Слон” даже в большей степени, чем она сама, а их характеристика строго положительна. Когда Надя попросила у родителей слона, они подарили ей огромную плюшевую игрушку, но это не помогло – подарок оставил девочку совершенно равнодушной. Тогда её отец, увидевший настоящих живых слонов в зверинце, отчаялся и решил договориться с его владельцем о том, чтобы одного из его слонов на время доставили к его дочери. Благодаря доброте последнего переговоры увенчались успехом, и
Слон Томми
Умный дрессированный слон, которого научили разным трюкам. Отличается покладистым и дружелюбным характером. Именно слона Томми отец Нади привёл к своей дочери, чтобы исполнить её заветное желание. Вместе они провели целый день, после чего девочка пошла на поправку.
Второстепенные герои рассказа “Слон”
Михаил Петрович, доктор
Доктор Михаил Петрович обследует Надю
Высокий седой мужчина с очками в золотой оправе. Михаил Петрович – врач, навещавший Надю и пытавшийся её вылечить. Именно он в конце концов поставил ей диагноз “равнодушие к жизни”, и посоветовал родителям выполнять все её желания, чтобы хоть чем-то её заинтересовать.
Владелец слона
Характеристику этого героя рассказа “Слон” можно назвать исключительно положительной. Именно к этому полному добродушному немцу отец Нади обратился с необычной просьбой – привести слона к ней домой. На эту необычную идею он согласился не сразу, но, вспомнив собственную дочь, немец смягчился. Он сам сопроводил слона к Наде и остался, чтобы помочь девочке общаться с ним.
Поля
Незначительный персонаж, няня Нади. Увидев живого слона, Поля дико перепугалась и начала визжать. Впрочем, ей простительно, всё-таки ей всего 16 лет.
Лиза
Дочь владельца слона Томми, ровесница Нади – ей 6 лет. Именно вспомнив о ней, хозяин зверинца подобрел и согласился выполнить нестандартную просьбу о доставке слона на дом.
Городовой
Городовой сопровождает слона Томми к дому Нади
Не играет в сюжете значительной роли. Впрочем, он хотя бы не стал запрещать прогулку слона по улице, вместо этого сопровождая его до дома Нади и попутно следя за порядком.
Главные герои и их характеристика
Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.
Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели
Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания
Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
Слон Томми – большое доброжелательное животное, которое смогло помочь главной героине в выздоровлении. Слон очень спокойный, послушный и, подобно всем зверькам, очень любит поесть. Он сразу же находит с Надей общий язык: его маленькие глаза сужаются, словно смеются, он нежно пожимает её руку своим сильным пальцем, кивает в знак благодарности.
Отец девочки – второстепенный персонаж. Это добрый и отзывчивый мужчина, который, судя по достатку, немало работает. Может, состояние девочки вызвано именно тем, что его нет рядом. Пытаясь создать малышке все условия, он, скорее всего, забывает о главном – о том, что детям в ее возрасте нужно много общения, а вот куча подарков может навредить им, сделав их характеры капризными.
Сон
Так можно назвать один из пунктов, из которых состоит план рассказа «Слон» Куприна. Однажды Надя видит во сне слона. Девочка впервые за долгое время заговорила. Надя хочет увидеть слона, но не того, который изображен на картинке, а самого что ни на есть настоящего. Отец, услышав о желании дочери, надевает шляпу и уезжает. Возвращается он с дорогой и очень красивой игрушкой. Слона заводят с помощью маленького ключика, и он начинает медленно передвигаться по комнате. Однако это не то, о чем мечтала Надя. Девочка хотела настоящего слона. И тогда отец отправляется в зверинец.
Далее речь идет о встрече Надиного отца с дрессировщиком. «В зверинце» — так можно назвать следующий пункт плана. Отец Нади знакомится с дрессировщиком и просит отвести слона всего на один день к нему домой. Странная просьба приводит хозяина зверинца в недоумение. Но когда мужчина рассказывает о болезни своей маленькой дочки, дрессировщик соглашается помочь. Конечно, при условии, что отец Нади возместит убыток от столь странного мероприятия.
Затем в произведении рассказывается о шествии слона по улицам города. Главной частью рассказа является глава, в которой идет речь о знакомстве девочки со слоном.
Александр Куприн — Слон (в сокращении)
Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Слон (в сокращении)» читать бесплатно онлайн.
- Александр Иванович Куприн
- Слон
- (В сокращении)
Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давным-давно…
Прощаясь, главный доктор говорит громко:
– Главное – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.
- – Ах, доктор, но она ничего не хочет!
- – Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…
- – Милая Надя, милая моя девочка, – говорит мама, – не хочется ли тебе чего-нибудь?
- – Нет, мама, ничего не хочется.
– Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.
– Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…
– Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик…
Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.
– Тебе что-нибудь нужно? – спрашивает мама.
Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:
– Мама… а можно мне слона?.. Только не того, который нарисован на картинке… Можно?
– Конечно, моя девочка, конечно, можно.
Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой… Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:
– Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.
– Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.
Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчать отца, она шепчет кротко:
– Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез…
– Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах… И потом, где я его достану?
Вывод (моё мнение)
В трудную минуту важно помогать друг другу, незнакомым. Владелец зверинца согласился с просьбой отца Нади, сопереживая ему
Все мы люди, и доброта и помощь делают нас человечными. Иногда у нас болит не тело, а душа, а чтобы ее исцелить, нужно светлые чувства, теплые и добрые, волшебные впечатления.
Увлекательные и затейливые истории, которые автор воссоздает в своих произведениях, всегда очень красноречиво отражают суть и неповторимость каждого персонажа, особенно в поэтическом свете Куприн изображает мир животных.
Оптимистичные взгляды на жизнь у Куприна складывается особенно рельефно по отношению к природе, как к единому живому. Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Проблематика произведения создана очень убедительно и довольно проста: необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже.
Сюжетная линия рассказа довольно динамична. Завязка начинается с первого же абзаца. Нам становится известно, что девочка заболела. Ежедневно ее посещали доктора, которые проводили тщательный осмотр и недоумевали в чем же дело.
Основная часть приходится на разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.
Кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты – момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть.
Развязка у этого рассказа счастливая. Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.
Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.
Образ Нади — это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.
Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом
Неважно, что они подумали, но самое главное – не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак
И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.
Рассказ Куприна получился добрым, светлым, наполненным безграничной любовью к детям.
«Слон» — одно из лучших детских произведений Александра Куприна. Незатейливую и добрую историю о девочке, которую спасло от недуга огромное животное, помнит и каждый взрослый. В этой статье — приблизительный план рассказа «Слон» Куприна.