Характеристика основных героев
В романе Паустовского «Тёплый хлеб» главные герои изложены довольно образно. Их характеристика и описание помогут читателю лучше представить общую картину сюжета, а также понять мысли и действия героев.
Мальчик Филька
На первый взгляд, этот герой «Тёплого хлеба» скорее отрицательный, чем положительный. В деревне его не любят за:
- жадность;
- грубость;
- мрак.
Но такое поведение служило для Фильки скорее защитой, а не врожденной чертой характера. Ведь мальчик был добрым, даже если боялся признаться в этом даже самому себе. Смелость тоже присуща этому персонажу. Он не боялся пойти к мельнику в метель и поговорить о своем вине.
Мальчик был умен, иначе он не смог бы придумать такой грандиозный план по освобождению мельничного колеса из ледяного плена. Удалось уговорить и организовать селян для общего дела. Было бы неправильно называть этого персонажа отрицательным, у него больше положительных качеств, даже если они изначально скрыты.
Мельник Панкрат
Этот умный старик — изюминка «Теплого хлеба». Он понимает, что мальчик не виноват в острой простуде, но не говорит ему. Филька рассказал ему историю о лошади и хлебе, брошенных в снег, и это неправильный поступок, за который он должен нести ответственность.
Но даже мельник не отругал мальчика. Это дало ему возможность исправить ситуацию самостоятельно. Это говорит о доброте и справедливости. Панкрат, так сказать, побуждает бывшего антиобщества к общению с сельчанами. Он понимает, что совместная работа, организованная Филькой, пойдет ребенку только на пользу.
Раненый конь
Назвать этого героя полноценным персонажем было бы не совсем правильно. Это образ справедливости, воплощенный автором в коне. Писатель даже наделяет его магическими качествами: якобы из-за обиды на Фильку он послал в деревню лютый мороз.
Однако взрослый читатель понимает, что это не волшебство, а просто капризы природы. На все есть свое объяснение. В конце рассказа лошади приписываются человеческие чувства. Он не простил мальчику, когда тот принес ему свежий хлеб. Только когда мальчик заплакал, животное соизволило принять его хлеб и простить, положив голову ему на плечо.
Можно смело сказать, что все главные герои сказки, независимо от того, какие действия они совершают, по-прежнему позитивны. Даже мальчик Филька, который сначала казался грубым и злым, проявил в этой истории свои лучшие качества.
Сила слова
К.Г. Паустовский был истинным христианином. Рассказы писателя проникнуты добротой и любовью к людям
В «Теплом хлебе» он показал, насколько важно следить не только за своими действиями, но и за своими словами. Жестокая фраза Фильки, прозвучавшая в воздухе, заставила все вокруг замерзнуть, потому что мальчик, сам того не осознавая, совершил страшное зло
Ведь именно из-за человеческой нечувствительности и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые можно было бы предотвратить при другом подходе. Филька не нуждался в словах, чтобы извиниться перед обиженным конем, он фактически показал, что сожалеет о своем поступке. И искренние слезы мальчика наконец искупили его вину — теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс
Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.
Каждый задумывается о выборе будущей своей профессии. Невозможно перечислить все имеющиеся профессии на земле. Есть лишь одна, без которой не может обойтись общество — это учитель.
Сочинение Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)
Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим.
Митя в поэме Бедность не порок Островского сочинение
Сочинение Что дети делают в библиотеке 4 класс
Детям нравится посещать библиотеку. Здесь они могут прочитать много разнообразных книг: исторических, научных, художественных произведений. Когда ученики приходят в неё, то их всегда встречает библиотекарь.
Путь к покаянию
«Путь Фильки был нелегким», — пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика «бессмысленным гражданином» и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.
Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
class=»entry-content clearfix»>
Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.
Паустовский Теплый хлеб
Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.
Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.
Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.
Главные герои
Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.
Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.
Главная мысль
В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей
А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.
Сюжет
Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его и делились, кто чем мог.
Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошёл к калитке и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его и бросил кусок хлеба прямо в снег.
У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушёл, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошёл до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть: лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.
Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завёлся такой же злой человек.
Ночью Филька отправился к Панкрату и во всём признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашёл способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лёд у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспечённого хлеба. Утром Филька пришёл к коню с большой краюхой и помирился с ним.
Избавление от стужи
Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.
Фигуры второго плана
Филькина бабушка
Бабушка воспитывает внука, но женщина недовольна, что из мальчика растет неотесанный грубиян и задира. В бурю старушка поведала внуку, что его действия привели к критической ситуации, ведь метель означает, что село останется без пропитания. В природе связано все, и бабочка, пролетевшая над Атлантическим океаном, способна вызвать ураган на другом конце планеты. Бабушке свойственная мудрость и доброта: женщина демонстрирует собственным примером, что правильные поступки исправляют ситуацию и уничтожают мороз.
Птица
Сорока в рассказе Паустовского воплощает негативные качества характера человека. Это символический, сказочный герой произведения. Сорока представляет отрицательный пример, учит тому, какие поступки не стоит совершать.
Односельчане
Жители Бережков по просьбе Фильки приходят мальчику на помощь. Добрые люди прощают задиру, который сам отказывался помогать сотоварищам. Старики и юноши, которые живут в деревне, выхаживают общими усилиями коня, давая животному немного еды.
4.9
5
(
9
голосов
)
Вариант 2
Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки
Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.
В результате отвратительного поступка остановилась мельница. Вокруг замёрзла вода. Снова вернулся зимний мороз. Не обдуманная злость и недоброжелательность могла погубить деревенский народ. У которого закончились мучные запасы.
Важно понять, что если один человек постарается уговорить людей, чтобы они сделали определённую вещь для блага всех, то можно победить лютый холод и побороть любые невзгоды. Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:
Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:
Стукнул ее по губам. Поэтому обиженное животное нагнало кару. Решение проблему пришлось выполнять всем деревенским жителям.
С самого начала произведения мы понимаем, что наш главный герой — личность с грубым поведением и вредным характером. Даже родную бабушку он не уважает!
До этого момента он без наказанного совершал плохие поступки.
На жестокий поступок природа исполнила наказание. Вся деревня могла погибнуть от голода.
Пережив шок, мальчик принимает решение просить помощи у всех. Так как он один не справится с толстым льдом. Подключили всех к выполнению трудной задачи. Чем глубже они проникали в глыбы льда, тем теплее становилось. И всем вместе удалось побороть холод. Вернулась весенняя капель.
Запах хлеба разнёсся на всю округу. Довольный и раскаявшийся паренёк понёс кусок хлеба обиженному, раненному коню. Конь сначала с недоверием отнёсся к нашему герою, но затем взял. И все радовались перемене характера парня.
Рассказ учит добру, милосердию, отзывчивости. А также, что если делать всё вместе, то можно победить даже лютый мороз.
Надо бережно относиться к хлебу. В нём заложен огромный труд ни одного человека. Пшеницу надо вырастить, затем убрать с поля. Свезти на мельницу. Смолоть муку. Испечь вкусный каравай. А без хлеба может погибнуть весь народ!
Жить надо с добрыми делами, чтобы потом стыдно не было. Обдумывать каждый шаг. Слушаться старших. Любить природу. Не обижать братьев наших меньших.
Начало произведения
Паустовский начинает свой рассказ с краткого вступления. «Горячий хлеб» рассказывает, что однажды во время войны через село Бережки прошел отряд военной конницы. В этот момент на окраине разорвалась пуля и ранила вороного коня в ногу. Дальше животное идти не могло, и старый мельник Панкрат принес ему. Он всегда был мрачен, но работал очень быстро. Местные дети тайно считали его колдуном. Старик вылечил лошадь и стал таскать на ней все необходимое для оборудования мельницы.
Кроме того, в повести Паустовского «Тёплый хлеб» рассказывается о том, что описываемое в произведении время было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало еды, поэтому Панкрат не мог кормить лошадь в одиночку. Затем животное начало бродить по дворам и просить еды. Они принесли ему черствый хлеб, ботву свеклы, даже морковь, потому что считали лошадь «общественной» и страдали за правое дело.
Что в сказке «Теплый хлеб» реально
Прежде всего, это страна – Советский Союз и исторический фон – вначале война, из-за которой в Бережках и оказался конь, а потом – мирное время, когда жители деревни строят новый мир. Реальна и одно из главных мест в деревне – мельница, которая всех кормит.
Немало в истории и других реальных событий и персонажей, к которым принадлежат:
- Филькина бабушка.
- Решение мальчика попросить помощи у жителей деревни.
- Солдат-инвалид просящий подаяние.
- Помощь хозяина мельницы и прочих селян – когда общим трудом они помогают теплу вернуться.
- Чуткость и готовность коня помириться с обидчиком. Радость человека, обретшего прощение.
Роль природы в произведении
В рассказе «Тёплый хлеб» (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, важную роль играют могучие силы природы. В начале работ говорят, что зима в деревне была теплой, снег растаял, не доходя до земли, а река возле мельницы не замерзала. В Бережках оставалась теплая погода, пока не накормили и не пожалели раненую лошадь. Однако резкие слова и плохое поведение Фильки вызвали в природе большой гнев. Сразу же наступили сильные холода, которые окружили реку и лишили людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось сначала преодолеть холод в своей душе, а затем холод снаружи, чтобы искупить свою вину. И только когда все люди вышли на лед, чтобы спасти деревню, подул прохладный летний ветерок, символ духовного возрождения Фильки.
Развязка сказки Паустовского
Мельник Панкрат посоветовал Фильке изобрести спасение от лютой стужи, загладив вину перед конем. Филька долго думал и, наконец, придумал – он перед жителями деревни и попросил у них помощи в раскалывании заледеневшей реки. Закипела работа, в результате приложенных усилий людям удалось добраться до воды и повернуть мельничное колесо. Панкрат смог начать молоть муку, и деревня была спасена от жестокого голода. Однако Фильку все еще терзала вина перед незаслуженно обиженным конем.
Вечером все жители деревни на радостях пекли сладкий пахучий румяный хлеб, который Филька понес коню. Разломив буханку, он протянул его животному, однако тот попятился от обидчика. Мальчик испугался, что прощения ему не получить и горько заплакал, однако мельник Панкрат успокоил коня и объяснил ему, что Филька не злой и многое понял. Конь принял хлеб из рук обидчика, а мальчик из черствого человека превратился в человека с добрым сердцем.
В сказке «Теплый хлеб» переплелись взаимоотношения людей, которые должны уметь нести ответственность за свои поступки, исправляя причиненное ими зло. Все в нашем мире , поэтому чтобы потом не пришлось развязывать туго закрученные узлы, нужно обладать мужеством потянуть за ниточку в самом начале и распустит, пока еще небольшой клубок обид.
Художественное своеобразие
Ключевой метафорический эпитет вынесен в заглавие. Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в небольшом по объёму тексте 9 раз. По большей части они сконцентрированы в описании работы ребят и стариков и её результатов, но при этом борьба оттепели и лютого мороза – метафорический «скелет» всей сказки.
Вначале всё хорошо: враг изгнан, зима тёплая и жить хоть и трудно, но можно. Но вот в один из таких тёплых серых дней («серая зона» хоть ещё и не зло, но добро уже под вопросом) раненый конь постучался к Фильке. Мерзкий Филькин поступок заморозил и колодцы, и реку: нет воды, нет и силы, способной перемолоть муку в хлеб. Но у людей возникает горячее желание покончить с морозом, они ради этого работали с самого рассвета, «и никто сгоряча не заметил, как после полудня небо затянулось низкими облаками и задул… тёплый ветер». И вот уже тёплая вода запустила старое мельничное колесо, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука, и в домах было вдоволь тёплого хлеба.
-
«Старый повар», анализ рассказа Паустовского
-
«Золотая роза», анализ повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
-
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
-
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
-
«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
-
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
-
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
-
«Телеграмма», анализ произведения Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Сила слова
Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям
В произведении «Теплый хлеб» он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло
Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину — теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.
Вариант 2
Филька
Основным персонаже является мальчик по имени Филька, он больше отрицательный герой. Из-за него даже совершается беда в селе. Филька злой, скупой, вечно чем-то недоволен и никому не доверяет. Он грубый, может резко ответить ребятам или даже своей бабушке, которая его растит.
Однажды противный мальчик обидел коня, которого любил весь поселок. Тогда бабушка объяснила внуку, что нужно исправлять это, так как началась вьюга. Мальчик же тут же решил попросить прощения у коня.
Старый конь
Еще одним персонажем в произведении является конь. Лошадь была фронтовой и когда ее раняли, каждый житель деревни ее подкармливал. Эта лошадь ответила на Филькину злость, в деревне поднялась буря, замерзла речка, мельница перестала работать. Но чуть позже конь миловал и простил мальчика.
Панкрат
Этот старый мужчина приютил у себя раненную лошадь. Он умен и мудр, все знает. Он полюбил коня и ухаживал за ним. Как-то раз к нем пришел мальчик Филя и просил у мельника совета. Но тот решил не советовать ему ничего, а захотел, чтобы тот сам осознал свою вину. Со временем Филька все понял и смог принять правильное решение. Он вместе с другими мальчика стал долбить лед.
Бабушка
Бабушка Фильки очень мудрая и добродушная женщина, она пытается воспитать правильно своего внука. Ей очень не нравится, что тот растет невоспитанный и грубый. Постоянно ругает его за плохое поведение. Бабушка, после того как совершилась буря, объяснила мальчику, что это произошло от того, что появился злой и черствый человек. Который равнодушен к чужой беде.
Сорока
Сорока в данном произведении-сказочный герой. Она олицетворяет пороки человека.
Также в произведении участвовали и такие персонажи, как жители деревни в лице стариков и мальчишек, которые просили мальчика и решили ему помочь. Они показали Фильке, что нужно помогать и не быть равнодушным к чужому горю. Все они растапливали лед, кто-то жег костер, кто-то просто долбил его. И после этого погода поменялась, потеплело, вода начала поступать на мельницу и та заработала.
Старый мельник наделал муку и все жители начали печь хлеб. Филька же дал лошади свежий хлеб. И остальные ребята попросили коня, чтобы тот простил филькину некрасивую выходку.
Этот рассказ учит читателя сострадать и тому, что каждый человек должен думать о своих поступках, к чему они могут привести. А если уж и поступил неправильно, то исправиться, осознать свою ошибку.
Сюжет и композиция
Действие происходит в том самом году, когда сказка написана. Советская армия, быстро наступая, оставляет убитых и раненых. В нашем случае – «всего лишь» раненого в ногу вороного коня. Крестьяне коня вылечили. В послевоенную разруху они сами голодают, но конь считается «общественным, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага». Такова экспозиция сказки.
Конь стучался в калитки, и никто не отказывал ему в скудной еде, пока не постучался он к Фильке, жестоко его обидевшему. Такова завязка: обиженный конь «заржал жалобно, протяжно, махнул хвостом» – и всё утонуло в метели, а после метели наступил небывалый мороз.
Развитие действия состоит в том, чтобы установить причину вселенского зла в деревенском масштабе и, согласно жанровым законам сказки, победить его. Для этого нужно соблюсти ряд условий:
- Знать историю и быть готовым учиться на чужих исторических ошибках.
- Не дать заморозить своё сердце – сохранить сердечную способность к покаянию.
- Признав ошибку, сразу начать действовать, делать всё возможное для исправления ошибки.
- И только после этого искренне просить у обиженных прощения.
Соблюдя все эти условия, Филька заслужил свой катарсис, свои слёзы примирения, прощения и счастья – кульминацию, счастливо совпавшую с развязкой.
Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Обсуждение вопроса:
От названия сказки Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» веет теплом, добротой, нежностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».
Главный герой сказки — Филька — предстаёт перед нами «молчаливым, недоверчивым». А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конём: «„Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили холод и голод.
Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзительный ветер, вздул снег…». История, рассказанная Фильке бабушкой, тоже похожа на сказку. Кроме того, в произведении появляется сорока, которая трещала о том, что разбудила тёплый ветер и тем самым помогла людям.
Но ведь на самом деле не только сорока вернула тепло. Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конём. С особым теплом Паустовский описывает упорство, труд людей и то, как в деревне пекли долгожданный хлеб.
В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину.
В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души.
Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.
Поступок Фильки, его влияние
Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб».
Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», — мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей деревни.
Конь был ранен на войне, много работал, и его все подкармливали, чем могли. Однако Филька и с конем обошелся грубо и неласково, ударив бедное животное по губам, когда конь потянулся за филькиным хлебом. Волшебные силы наказали злого мальчишку, а разом с ним и всю деревню: посреди начавшейся было теплой весны налетел лютый мороз. Замерзла река, невозможно стало запустить мельницу, а для деревни это грозит настоящим голодом, потому что запасы муки у жителей подошли к концу.
Природа ответила людям на злобу и черствость! Люди недоумевают, за что их постигла такая кара, один только Филька знает, что он виноват, он обидел ни в чем не повинное животное. Как исправить ошибку, как вернуть тепло в деревню? Мальчишка понимает, что он мал и слаб, чтоб воевать против лютой стихии, однако и выбора у него нет. Филька решает, что должен расколотить лед и дойти до воды, чтобы запустить мельницу.
На помощь мальчику приходят соседские ребята, а там и старики, и женщины. Природа сжалилась над жителями деревни: чем ближе подбираются они к воде, тем теплее становится воздух. Наконец, заработала мельница, намололи муки, а в деревне так вкусно запахло теплым хлебом.
Полный раскаяния Филька идет просить прощения у коня. По сути, и лед он колол, и тепла ждал только ради того, чтобы попросить прощения, чтобы угостить коня хлебом. Конь, напуганный прошлым поведением мальчика, сначала боится, но потом все же принимает угощение, и Филька счастлив. Таким образом происходит трансформация характера главного героя: Филька одерживает победу над собственным эгоизмом, жадность уступает место щедрости и открытости.
Наверняка главный герой рассказа вынес для себя важный урок из этой истории. Скорее всего, впредь он будет добрее к окружающим. Филька понимает теперь, что все в мире взаимосвязано, и один плохой поступок может привести к тяжелым последствиям для многих, равно как и один добрый поступок может многое спасти.
Осознание ошибки и ее решение
Однако ни одна сорока поспособствовала возвращению тепла. Автор подчеркивает, что главный герой осознал все случившееся, свой неправильный поступок. Он захотел исправить ситуацию. Когда на улице был большой мороз, он пошел к мельнику Панкрату, чтобы тот ему помог. Филька проявляет в данной ситуации собственную смекалку и волю. Он нашел в себе силы и сумел найти выход. В помощь Фильке восстала вся деревня, они помогали ему помириться с конем. Паустовский писал о людях, которые выпекали хлеб. Они это делали с особым упорством. А хлеб тот был долгожданным. Автор упоминает об этом моменте с особым теплом.
Когда сказка подходит к концу, Панкрат говорит, что Филька не является злым человеком. Эти слова предназначались коню, который в итоге все же простил мальчика. Паустовский изобразил момент раскаяния главного героя в своем поступке. Последний сумел искупить собственную вину, изменить ситуацию.
Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского
Литературное направление и жанр
Реалистическая сказка-притча несколько напоминает опыты в этом же роде позднего Л.Н. Толстого. Свойственный обычной сказке элемент фантастики сведён до минимума, и даже этот минимум можно истолковать как воображаемый персонажами. Так сорока воображает и хвастается (что, впрочем, фантастично уже само по себе), что это она договорилась с тёплым южным ветром, в то время как все считают, что тепло вернулось благодаря Филькиному покаянию. Однако же по зрелом размышлении читатель (но, конечно, не «Мурзилки») должен сообразить, что в резком похолодании и затем столь же резком потеплении нет ничего ни необычного, ни тем более фантастичного для русской зимы. А Филькиному покаянию может быть такая же цена, как Филькиной грамоте. Впрочем, отцом данного фразеологизма был, опять-таки, кровавый диктатор – Иван Грозный…
Искупление вины
Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.
Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.
/ / / Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»
Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.
В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.
Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.
В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.
Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер
Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи.
Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.
В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.
«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.
Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал «Мурзилка» опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения «Теплый хлеб» также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.