Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» подробно
I. Знакомство с Васюткой
Васютке 13 лет. Он живёт со своими родителями недалеко от Енисея, в таёжной местности. Его отец рыбак.
Лето пролетело незаметно, погода портится, но носу школьные занятия. Взрослые рыболовы заняты починкой снастей, Васютка снабжает их собранными в лесу кедровыми орехами.
II. Васютка идёт в лес за орехами
В очередной раз, пока взрослые были заняты своими делами, Васютка отправился в лес за кедровыми шишками. Мальчишка взял с собой ружьё и, по настоянию матери, хлеб да спички. Васютка шёл по зарубкам на деревьях, чтобы не сбиться с дороги. Набрав достаточное количество шишек, он уже хотел повернуть к деревне, но заметил крупного глухаря. Птицу герой лишь ранил и бросился догонять. Поймав глухаря, он свернул ему шею и понял, что заблудился.
Воспитанный в условиях тайги, мальчик быстро справился с паникой и вспомнил науку взрослых. Заготовил дрова для ночлега, ощипал и приготовил ужин из подстреленной птицы. С рассветом стал искать дорогу домой. Вечером Васютка вышел на озеро, подстрелил уток, обнаружил, что вода богата на рыбу. Мальчик заметил, что в озеро впадает речушка. Он решил подняться по ней, в надежде выйти к реке Енисей. К несчастью, совсем испортилась погода, и Васютке пришлось искать убежище от дождя.
III. Спасение
Утром мальчик развёл огонь, чтобы просохнуть и обогреться. Вдали послышался звук парохода. Васютка отправился к источнику звука. Ему удалось выйти на берег. Вскоре показался теплоход. Дождавшись его приближения, Васютка стал размахивать руками и звать на помощь. Его старания были вознаграждены — его подобрал рыбосборочный катер. Совсем один Васютка провёл в лесу пять дней.
IV. Возвращение домой
Рыбаки накормили мальчика и отвезли к дому. Родные были счастливы его возвращению, ведь его могло уже не быть в живых. Васютка рассказал о своих приключениях и о прекрасном озере отцу. Бригада рыбаков нашла то самое озеро и ему дали название «Васюткино озеро». Рыбы в новом водохранилище и вправду оказалось немерено, и теперь его можно даже обнаружить на карте.
Васютка отправляется за орехами
Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено «спокон веку», а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать «таежные законы». Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.
Краткий пересказ
Мальчик по имени Васютка жил в рыбацком поселке и помогал отцу и деду ловить рыбу. Во время одного из походов за кедровыми орехами он заблудился в тайге, но сумел продержаться четыре дня, охотясь, собирая еду и разводя костер. В конце концов он наткнулся на озеро, полное рыбы, и вернулся домой. Он рассказал об этом озере своему отцу, и они построили там избушку, после чего на карте появилось голубое пятно с названием «Озеро Васютки». Эта история учит мужеству и настойчивости.
Оцените произведение:
- 3.92
Голосов: 895
Читать краткое содержание Васюткино озеро. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
- Ангел хранитель
- Бабушка с малиной
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гори, гори ясно
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Земляника
- Злодейка
- Капалуха
- Капля
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Легенда о стеклянной кринке
- Людочка
- Макаронина
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Осенние грусти и радости
- Пастух и пастушка
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Пролётный гусь
- Родные березы
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Васютка отправляется за орехами
Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено «спокон веку», а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать «таежные законы». Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.
Характеристика и образ Васютки из рассказа Васюткино озеро
Васютка тринадцатилетний мальчик из Сибири. Все лето вместе с бригадой отца Григория Шадрина, матерью и дедом Афанасием он живет на берегу Енисея на рыболовецком стане.
Васютке очень хорошо в тайге, в бригаде отца. Васютка трудолюбив, не может сидеть без дела когда рядом работают взрослые. Он выполняет посильную работу, собирает кедровые орехи.
Васютка обладает очень пытливым умом. Он внимательно слушает взрослых, запоминает всё, что они говорят. «Тайга хлипких не любит, «- учат его родные. По вечерам, когда рыбаки щелкают принесенные им орехи, Васютка слушает их истории и решает, а как бы он поступил в той или иной ситуации. Бывая в тайге, он всегда думает о людях, делает зарубки на деревьях потому, что понимает, не одному ему они пригодятся.
Васютка любит природу, свою тайгу. Для него тайга как семья. Васютка разговаривает с кедровкой и белкой, попусту не стреляет, но и с голоду себе пропасть не дает. Первый раз он удачно стреляет глухаря. Из-за него то и начались все его беды. В свои тринадцать лет Васютка знает правила поведения в тайге. Эти знания спасут ему жизнь. Когда Васютка поймет, что он заблудился, растеряется и заплачет. Но он быстро возьмет себя в руки и начнет искать путь домой. Он сможет проявить характер и не только выжить, но и найти дорогу домой. Васютка умело разжигает костер даже в дождливую погоду, знает как приготовить пищу
Когда опускается ночь и одному становиться страшно, он вспоминает свою школу, друзей, учительницу. Он почти еще нигде не бывал, кроме Игарки, но верит, что придет время и он увидит большой и интересный мир. Выйдя к озеру Васютка понимает, что спасен, ведь озеро проточное, а значит впадает в Енисей. Он продирается сквозь бурелом, спешит к отцу и матери, но при этом думает какое отличное озеро он нашел, сколько там рыбы и как хорошо рыбакам будет ловить рыбу.
Совершенно заслуженно озеро назвали его именем «Васюткино озеро». И пусть на карте это всего лишь маленькая точка, в судьбе мальчика и всей рыболовецкой бригады это большое открытие.
Васютка героический мальчик, он помогает поверить, что из любой ситуации можно найти выход. Ему мало лет, но он настоящий мужчина, сибиряк.
Поделиться
Похожие материалы:
- Краткое содержание «Васюткино озеро» Астафьева Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего … …
- Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро» I вариант. 1. В каком жанре написано произведение В. П. Астафьева «Васюткино озеро»:а) рассказ;+б) повесть;в) сказка-быль. 2. Что лежит в … …
- Тест по литературе Васюткино озеро 5 класс Тест по литературе Васюткино озеро (В.П. Астафьев) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 … …
- Тест с ответами: В.П.Астафьев “Васюткино озеро” 1. Для чего Васютка пошел в лес?а) чтобы насобирать орехов;+б) чтобы подстрелить глухаря;в) чтобы погулять;г) чтобы подышать воздухом. 2. Каким … …
- Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» (В. Астафьев) Многомудрый Литрекон предлагает краткий пересказ произведения В. Астафьева «Васюткино озеро», который поможет Вам вспомнить историю открытого мальчиком озера, её главного … …
- План к рассказу «Васюткино озеро» 1.Жизнь рыбаков. 2.Маленькие уловы. 3.Остановка рыбаков в избушке. 4.Ожидание осенней путины. 5.Походы Васютки за кедровыми орехами….
- Сочинение Васюткино озеро Виктор Петрович Астафьев – великий российский писатель — прозаик, написавший множество известных повестей таких как: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража» и … …
- Сочинение Как Васютка выжил в тайге по рассказу Васюткино озеро В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на … …
- Цитатный план произведения «Васюткино озеро» План: 1.Это озеро не отыщешь на карте. 2.Совсем скучное житье началось у Васютки. 3.Васютка поздно проснулся….
- Образ Ваютки из рассказа Васюткино озеро Я просто восхищаюсь Васюткой. Он смог выжить в лесу – в тайге! Его поджидало столько опасностей, столько всего… А он … …
Погоня за птицей
Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.
Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.
Мальчик Васютка из рассказа «Васюткино озеро»
Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.
Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев («Васюткино озеро»)? Главные герои — это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.
I.
В. П. Астафьев: детство писателя
дальше…
Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка». Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «…Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«…думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле»
(В. П. Астафьев)
.
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.
II.
Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике
.
Запишем на доске и в тетрадях слово
биография
.
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим
био-
— жизнь и
-графо-
— пишу.
— Как вы понимаете значение слова
биография
?
— Кто такой
автор
произведения? Что означает слово
автобиография
?
Автобиография
— описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение
— произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение
— произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем
автобиографичным
.
Комментированное чтение
Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.
Домашнее задание
Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
12-е задание
выполнить письменно.
Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Главные герои
В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.
- Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
- Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
- Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
- Дедушка Афанасий.
- Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.
Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.
Характеристика героев
В рассказе «Васюткино озеро» Астафьев описывает историю мальчика Василия Шадрина, которого он и сделал центральным персонажем в повествовании. Это смышлёный, храбрый школьник тринадцати лет, похожий на широкоплечего мужичка в сапогах, телогрейке и кепке. Одежда героя как будто бы соответствовала погодным условиям.
Васютка обучался в деревенской школе и не отличался от своих сверстников примерным поведением. Иногда покуривал, а иногда хулиганил. Уроки его не привлекали. Он любил гулять по лесу и размышлять о своем поведении на занятиях. В лесу ему нравилось изучать птиц, зверей, рыб. А летом пареньку приходилось собирать кедровые орехи для рыбаков.
Ребенок прожил рядом с лесом всю жизнь. Поэтому когда он потерялся в тайге, то смог самостоятельно себе добыть пищу и определить стороны света. Главное место в повествовании отведено формированию характера Васютки, как за короткий промежуток времени паренек превратился в храброго мужчину, преодолел испуг и повел себя как зрелый человек.
К другим персонажам, фигурирующим в тексте, относятся:
- Григорий — отец.
- Анна — мать.
- Дед Афанасий.
- Дядя Коляда — капитан судна.
Это были люди, закаленные в суровых таежных условиях. Отца звали Григорием, он был бригадиром рыбаков и занимался ловлей рыбы на Енисее. Вместе с ним работали дед Афанасий и мать Анна
Папа был необщительным человеком, но сыну внимание уделял. Дедушка рассказывал внуку много историй о том, как надо выживать в тайге
Мать мальчика хоть его и любила, но старалась этого не показывать.
Описание рассказа
Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.
Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Кратчайший пересказ для читательского дневника
Если нужен вариант ещё более краткий, то представляю здесь буквально в двух словах.
Мальчик Васютка, гуляя и охотясь по тайге, заблудился. Плутая по лесу, он находит богатой белой рыбой озеро.
Несколько дней плутая и наконец выйдя к реке, мальчик пытается подать сигналы проходящим по реке суднам, чтобы его заметили.
На одном из суден, пассажиры которого заметили мальчика, Васютка возвращается домой и рассказывает о найденном в тайге озере.
Местные рыбаки отправляются на поиски озера. Там начинается богатейший улов и разворачивается целый промысел. Озеро называют в честь мальчика Васюткино озеро.
Сочинение по произведению Астафьева Васюткино озеро
Произведение «Васюткино озеро» описывает детство автора. Свое детство писатель провел в Красноярском крае. Рассказ был написан в 1952 году. Рассказчик повествует о буднях рыбаков, живших в Сибири. Главный герой 13-летний мальчик Васютка был сыном бригадира. Мальчик занимается сбором кедровых орехов и всегда помогает отцу. Однажды мальчик решил собрать богатый урожай и отправился в лес с ружьем. Бродя по лесу, Васютка понял, что заблудился. Васютка понял, что он может рассчитывать только на себя. Мальчик не терял рассудительности. Герой родился в суровой Сибири и всегда прислушивался к наставлениям старших. Старики объясняли мальчику, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Васютка применил советы охотников и смог выжить в лесу, поборов свой страх. Мальчик смог найти затерянный водоем и выйти к берегу Енисея. Мальчишка шел в пути 5 дней. Герой прошел 60 км пешком. После прибытия Васютка рассказал рыбакам о затерянном озере и о находках. Затерянный водоем был изображен на карте и получил имя мальчика.
Главный герой Василий Шадрин был веселым и озорным мальчиком, который любил повеселиться. Характер мальчика сформировался благодаря воспитанию отца и деревенских стариков. Кроме того на мальчика повлияли традиции и обычаи Сибири. Личность Васютки раскрывается постепенно. Потерявшись в лесу, герой не потерял рассудительности, смекалку и мужество
Парнишка отважно преодолел все последствия и не потерял чувство юмора. Потерянное озеро было настоящей находкой для героя и его отца, также для всех рыбаков сибирского края. Рыбаки деревни в тот момент испытывали нехватку ловли
Близкие и родные были в ужасе и не знали о Васютке ничего. Они обрадовались, когда мальчика привезли в деревню
Рыбаки деревни в тот момент испытывали нехватку ловли. Близкие и родные были в ужасе и не знали о Васютке ничего. Они обрадовались, когда мальчика привезли в деревню.
В своем рассказе автор показал роль мальчика в открытии озера и влияние на жизнь деревенских жителей. В начальных строках мальчик проявляет убежденность и любовь к своим родным краям. Кульминационным моментом является спасение Васютки. Автор использует традиционный способ повествования. В рассказ автор включил всего несколько героев. Подробное изложение действий дает возможность читателю представить себя на месте Васютки. История в произведении учит искать пути из любой ситуации.
Главный герой
Василий Шадрин — обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора
Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах
Основная идея рассказа
Кроме интересной истории, автор с первых строчек рассказывает об необычной красоте и силе сибирской природы. У него получается передать свое восхищение и вдохновение читателям.
Это не единственное произведение, в котором прослеживается идея уважения и любви к Родине, семье
Подчеркивается важность открытия маленького героя. Отражается в подробностях красота и значимость находки
В кратком содержании пейзажи передать сложнее, но в самом рассказе они описаны подробно и живописно. Перед глазами возникает картинка тайги с ее уникальными красотами.
Произведение «Васюткино озеро» учит своих читателей ценить маленькие победы, так как они практически всегда приводят к большим достижениям в будущем. Автор также старается убедить читателя в том, что, если преодолевать все трудности, искать решение в безвыходных ситуациях, при желании можно разрешить любые проблемы.
Краткое содержание рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» способно передать только общую цель и познакомить с главными персонажами истории. Оценить красоту произведения и его идею получится только, если читать оригинал в книге. Краткий пересказ используют чаще всего для заполнения читательского дневника.
Анализ рассказа
Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.
Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа — это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.
Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.
Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.
Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности — вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.
«Васюткино озеро» главная мысль и чему учит рассказ Астафьева Вы узнаете в этой статье.
О чем рассказ «Васюткино озеро»?
Сибирь. Поздняя осень. 13-летний мальчик Васютка отправился в тайгу за кедровыми орехами и заблудился. Тайга не шутка, конечно, взрослому и то страшно, а тут ребенок.
Не растерявшись, Васютка стал вспоминать всё, что хоть когда-то слышал от рыбаков о том, какие приметы могут помочь ему выйти из глухой тайги, он проявил недюжинную мудрость и мужество, он продержался в тайге долгих пять дней, добывая себе пищу, охотясь, не падал духом.
На пятый день он вышел к неизвестному озеру, где было очень много рыбы, и по его течению вышел к Енисею, где его и нашли друзья отца. Озеро, которое нашел мальчик, назвали в его честь – Васюткиным озером.
В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал духом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти верный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой рыбой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой
В 1952 году написал Астафьев «Васюткино озеро». Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.
Урок II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций
I.
Проверка домашнего задания. Словарная работа
Проверяем выполнение 12-го задания.Холодная изморось
— холодный, очень мелкий дождь.Осетр
— крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.Стерлядь
— рыба из семейства осетровых с ценным мясом.Были
— рассказы о действительных происшествиях.Небылицы
— рассказы о том, чего не было в действительности.Хилые березки
— слабые, тонкие, невысокие березки.Затеси
— зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.Белая рыба
— рыба из семейства осетровых.Шлюпка
— лодка с прочным широким корпусом.Бот
— небольшое парусное гребное или моторное судно.Пацан
— мальчишка (слово просторечное).Хлопец
— парень (из украинского языка.)Варнак
— разбойник.Рыбная тара
— ящики и мешки под рыбу.
— В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?
Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара
.
— Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
— Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.Эпитеты
— художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба
— определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара
— определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).
Урок IV В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Урок внеклассного чтения
I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.
II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев
— Какой темой объединены эти рассказы? — Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы? — Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?
Домашняя работа
Описание тайги в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева передает всю красоту и опасность этого места.
Главная мысль
Автор «Васюткиного озера» заставляет читателя задуматься о многих вещах. Но главной мыслью является то, что даже в самой тяжелой жизненной ситуации не стоит впадать в панику, а нужно суметь трезво оценить сложившиеся обстоятельства
Само собой, не каждому человеку это под силу, поэтому очень важно смолоду вырабатывать в себе силу воли и твердый характер
На примере центрального персонажа Васютки в рассказе «Васюткино озеро», Виктор Петрович хотел донести до читателя, как зарождается сильный характер с раннего возраста. Еще вчера простой мальчишка жил беззаботной жизнью, но судьба ему подкинула нелегкую ситуацию, с которой не каждому дано совладать. Только главный герой сумел разумно оценить свои силы и преодолеть все преграды на своем пути.
Потерявшись в глухой тайге, парень не стал ждать, когда его разыщут, а принялся действовать самостоятельно. Для начала он привел мысли в порядок, успокоился, тем самым сумел побороть дикий страх и стал выбирать правильный маршрут до Енисея.
Так как лето подходило к концу и в безлюдную тайгу пробиралась осень, дни становились все прохладнее. Но школьник и с этой проблемой справился. Он вспомнил все рассказы рыбаков из отцовской бригады про способы выживания в бескрайней тайге. В конце концов, ему удалось разжечь костер из веток и согреться, приготовить покушать и отдохнуть.
Астафьев достаточно последовательно и подробно описывает происходящее, чтобы юный читатель смог оказаться на месте главного персонажа.
В рассказе используется красочное описание русской природы, ее красоты. Особенно автор в привычной для себя манере подчеркивает прелести побережья Енисея. Природа как будто воскресает перед глазами юного читателя и очаровывает своей естественной красотой. Отсюда появляется еще одна из тем повести — любовь к родной земле и ее красотам.
Данное произведение основано на реальных событиях, которые произвели на окружающих сильное впечатление. И в дальнейшем эту историю о потерявшемся в лесу парне Вите, решили напечатать в школьной газете.
Погоня за птицей
Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.
Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.
Основная идея произведения
Вспоминая и рассматривая своё детство уже глазами взрослого, умудрённого опытом человека, писатель так хотел рассказать об озере, чтобы души читательские пришли в трепет, чтобы могли ярко и живо представить себе его и чудную поляну в лесу. Как художник точными, гениальными мазками творит картину, так и Астафьев Васюткино озеро описывает мастерски подобранными словами. Свою писательскую задачу видел он в следующем: дать понять читателям, что вокруг них «есть мир прекрасный» и сами они тоже «в этом мире есть». Ведь все мы приходим во взрослую жизнь из детства. И Виктор Петрович считает: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» — путеводные звёзды, помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины. В этом заключается идейный смысл рассказа.
История создания
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
Васютка обнаруживает озеро
Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.
Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.
Мальчик Васютка из рассказа «Васюткино озеро»
Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.
Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев («Васюткино озеро»)? Главные герои — это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.