Каждый стих мой душу зверя лечит метафора

Что значит обманывать себя не стану

Картинка к сочинению анализ стихотворения Лисица

Многоуважаемый и горячо любимый народом во все времена поэт Сергей Александрович очень любил животных. Можно даже сказать, что он любил животных больше чем некоторых личностей своего времени.

Стихотворение о лисице, как и все произведения великого поэта пропитано смыслом. Каждая строчка данного стихотворения заставляет читателя не просто чувствовать сострадание, жалость и переживания к раненному зверю, но и задуматься над тем какими жестокими бывают люди.

Тонкой прошвой кровь отмежевала – Прошва это узкая полоска ткани или кожи вшитая или стоящая между, чем либо, а слово отмежевала, имеет обозначение отделиться, разграничить. То есть тонкой полоской кровь её покидала, — На снегу дремучее лицо —, а она лежала у норы своей кольцом с дремучим лицом. Одинокая и озлобленная на людей, что принесли ей только боль.

Лежала и ей всё мерещился тот самый выстрел в колючем дыме. Голова её всё приподымалась и язык на ране застывал. Она уже почти ослабла, намекает нам поэт.

Некоторые думают, что Есенин не описал в строках гибель лисицы, но последнее четверостишье говорит как раз о её кончине. Первые две строчки в последнем четверостишье описывают последние мгновение лисицы, а последние две добычу, принесённую в дом с мороза.

Сложно понять смысл стихотворения сразу. До революционное стихотворение написанное выражениями и словами употребляемыми в речи того времени не просто для понимания и тем более для осознания полного смысла передаваемого великим поэтом.

Точно сказать никто не сможет, когда это стихотворение было написано, но большинство литературоведов утверждает, что Сергей Александрович написал его в двадцать один год еще в далёком 1916 году. Есенин всегда мог передать внутренние чувства на бумагу так, что каждый кто читал его произведения мог прикоснуться к тем нравственным чувствам, что пытался передать поэт и время не в силах отнять ту ценность, что осталась после убийства поэта по приказу Троцкого.

Система образов

Образы стихотворения выстроены вокруг главного героя.

Сначала речь идёт о действительно дурных людях: разбойниках, убийцах. Затем поэт примеряет прозвище «шарлатан» на себя и признаётся, что не повинен в столь страшных грехах.

Тогда кто же он? Поэт называет себя «уличным повесой», «озорным гулякой» и признаётся, что «не имеет дружбы» среди людей, отдавая свою душевную привязанность животным.

Мир города слишком чужд для него, а мир природы понятен, привычен, полон смысла. В забавных образах дружбы со «зверьём» чувствуется есенинская склонность к игре, ребячеству как проявлениям жизненной силы и душевной теплоты.

Вспомнив о тех, кого он действительно любит, герой успокаивается, словно объясняя себе и читателю, что его хулиганская повадка – всего лишь шутка, способ вырваться из бессмысленности жизни.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный… для 9 класса

    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано в 1936 году Александром Сергеевичем Пушкиным и представляет собой некое продолжение плодов труда

  • Анализ стихотворения Маяковского Разговор с фининспектором о поэзии

    Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой

    Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою околдован лес стоит 3, 5 класс
  • Анализ стихотворения Пастернака Иней

    Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том,

Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», — писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается «несобственно-прямыми» формами высказывания — словно бы словами автора говорит сам персонаж: «Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал» — переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

— эпитеты
: «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

— олицетворения:
лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

— метафора:
«желтый хвост упал в метель пожаром»

— сравнения:
как прелая морковь; мгла прячется как «желна» — дятел черного цвета – предвестник смерти;

Сергей Есенин

Я обманывать себя не стану…

Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам. Я всего лишь уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам.

Я московский, озорной гуляка. По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою лёгкую походку.

Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу. Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин. В глупой страсти сердце жить не в силе. В нём удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею. Я иному покорился царству. Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом.

Сборник «Москва кабацкая», цикл «Москва кабацкая», 1922-1923 г.

Кто-нибудь может подсказать анализ стихотворения Есенина «Лисица»

Александра Евтушенко
Знаток (417), закрыт 6 лет назад

Геннадий Донской
Гений (51912) 6 лет назад

ЕСЕНИН И ЛИСИЦА Есенин от рождения был наделен великим даром, невероятной силы талантом — сочинять стихи, однако к тридцати годам успел исписаться и спиться. Все эти «плюйся ветер охапками листьев, я такой же как ты хулиган» и Анны Снегины — не более чем агония промотанного дара. Но было ему дано, было. Хочу процитировать полностью его стихотворение «Лисица». написанное, когда автору шел 21-й год! Поглядите, на что способен истинный поэт, посмотрите, какие великолепные образы он находит и с легкостью нанизывает один на другой! Вероятно, в Петербурге в те времена была мода не только на имажинизм, но и на «нестеровскую» народность, диалектность литературного языка – отсюда и свернулася-колыхалася, отсюда «бластился». «желна». «ощур» (соответственно мерещился, черный дятел, оскал). но они не мешают. Итак, стихотворение, а потом еще несколько слов о довольно тонких поэтических материях.

ЛИСИЦА На раздробленной ноге приковыляла, У норы свернулася в кольцо. Тонкой прошвой кровь отмежевала На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел, Колыхалася в глазах лесная топь. Из кустов косматый ветер взбыстрил И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась, Мокрый вечер липок был и ал. Голова тревожно подымалась, И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь. Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь. 1916

Каково. В двадцать лет!

И все-таки было в стихотворении место, которое мне казалось… недоработанным, неубедительным, недостойным остальных великолепных строк. Я не понимал, что такое запах глиняного угара возле норы: лисы огонь не разводят, а подстрелили ее где-то далеко, стало быть, почва не могла пахнуть ружейным выстрелом. Кроме того, в одном коротком четверостишии таилась тавтология, излишество строк, описывающих окровавленную пасть: «на губах – как прелая морковь». «а в ощур сочилась тихо кровь». Я — туда-сюда — побегал по литературоведческим описаниям, но ничего, кроме бездумных восхищенных камланий не нашел, ну ничегошеньки! Запах инея и глиняного угара всюду подавались как предсмертные лисицины (!) впечатления. И вдруг сам додумался! Это я был недалек разумом, а у поэта все в порядке – и с глиной, и с тавтологиями: начальные две строки этого четверостишия описывают последние мгновения несчастной лисицы глазами охотника, а третья и четвертая – добычу, в дом принесенную с мороза.

Поистине поэту был понятен «земли глагол». как и открыта «душа» животных. Если прочитать стихи Есенина «Песня о собаке». «Корову». «Лисицу». «Табун». и вы еще и еще раз убедитесь в редчайшей способности Есенина чувствовать «психологию» «братьев наших меньших». Как надо слиться с живой природой, чтобы сказать о корове простые и трагические слова: «Не дали матери сына, первая радость не впрок». Сына! Хочется вспомнить еще одно стихотворение -«Лисица». Как в «Песне о собаке». «Корове». Есенин и здесь — мастер выразительной детали. Поэт Сергей Марков, знаток живой природы, рассказывает о первом чтении есенинской «Лисицы». «Я явственно видел «дремучее лицо», — отмежеванное красной прошвой на снегу. А сочетание запахов инея и глиняного угара. Только подлинный поэт мог так передать предсмертные ощущения». К этому можно добавить: чтобы написать такие стихи, надо быть подлинным другом «всякого зверья». как говорил Есенин.

В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь. Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь.

Тема 260. Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина

Многие поэты Серебряного века находились под
прямым или косвенным влиянием Александра Блока.
Одним из таких поэтов является выдающийся
русский лирик Сергей Есенин, вольно или невольно
построивший свою жизнь и творчество по образцу
блоковской трилогии “вочеловеченья”. Как и
Блок, Есенин прошёл три этапа. На первом этапе
позиция Есенина в чём-то соответствует
мистическим мечтаниям Блока; есенинский
лирический герой предстаёт “иноком”,
“богомольцем”, а сразу после революции
возвышается до образа деревенского пророка
(“Так говорит по Библии пророк Есенин Сергей”), а
то и богоборца. Гиперболизированный, как в стихах
футуристов, поэт трясёт небо и перепахивает
Вселенную.

Но, по логике блоковской “трилогии
вочеловеченья”, за взлётом должно последовать
падение. В 20-е годы разочарованный поэт является
в новом обличии — падшего человека, пьяницы,
хулигана. В этот период стихотворения Есенина
принимают форму лирического дневника. Интересно,
что ещё о Блоке замечательный филолог Тынянов
сказал, что блоковские стихотворения
воспринимаются читателями как открытки,
полученные по почте от самого поэта, и что за
строками стихотворений читатели всё время
пытаются разглядеть портрет поэта. Перед
читателем как будто проходит хроника из жизни
Есенина: с предельной откровенностью он
признаётся в своих грехах, оплакивает прошлое; то
это как будто разговор во хмелю, то трезвая и
грустная беседа. “Гибельный восторг” (“только
мне как псаломщику петь над родимой страной
аллилуйю”) сменяется тихим лирическим
размышлением (“я обманывать себя не стану,
залегла забота в сердце мглистом”).
Самовосхваление (“самый лучший поэт”) сменяется
покаянными речами (“я душой стал как жёлтый
скелет”). Но всегда это доверительный задушевный
разговор с читателем (как с лучшим другом).

Невольно следуя за Блоком, Есенин должен был
объявить для себя третий период — период приятия
жизни, смирения перед ней. Особенность поздней
лирики Есенина, однако, заключается в том, что
“принять жизнь” для него значило принять
советскую власть и смириться с советской
деревней. Все последние стихи Есенина можно
воспринимать как непрекращающийся спор с самим
собой: то он провозглашает себя советским поэтом,
то вновь бунтует и оплакивает погибшую деревню.
Весьма характерными для позднего Есенина
являются два стихотворения 1924 года, в журнальной
публикации объединённые общим название
«Листки». В первом из них («Метель») поэт ставит
страшный диагноз самому себе: лишний человек в
своей стране, чужой самому себе. Кажется, что в
своём падении поэт достиг самого дна, но уже в
следующем стихотворении («Весна») он бодро
восклицает: “припадок кончен!” В этом
стихотворении он пытается найти компромисс с
советской властью, примирить свою любовь к
деревне с требованиями нового строя.

И всё же поздние стихи Есенина, даже самые
светлые из них, отмечены знаком безнадёжности.
Утешая мать в знаменитом стихотворении «Письмо к
матери», он как будто пытается убедить самого
себя: “Я по-прежнему такой же нежный…” Но в его
увещеваниях: “К старому возврата больше нет” —
звучит такая тоска по минувшему, такая боль, что
становится ясно — вместе со старой деревней
должен уйти и её певец.

1.История создания

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» написано Есениным в 1922 году и впоследствии включено в сборник «Москва кабацкая», вышедший в 1924 году.

В нём поэт впервые задаётся вопросом о том, кто такие «шарлатан» и «скандалист».

Эти прозвища стали частью есенинского образа в 20-е годы, и поэт во многом сам спровоцировал их появление. Ему нравилось эпатировать публику, нарушать границы светских приличий. Маска «хулигана» помогала ему вести себя в стихах свободно, раскованно.

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» — это попытка понять, насколько эта маска срослась с его настоящим лицом, поиск себя-подлинного.

Вариант 2

В современную эпоху навряд ли возможно удивить и даже вызвать сострадание у простого человека картинами нерпы раздираемой крюками браконьера. Тем не менее, достойный человек всегда сохраняет бережное отношение к природе и стихотворение Есенина Лисица и сейчас может отыскать отклик в некоторых душах.

Есенин описывает агонию дикого животного, которое оказывается раненным охотничьей дробью, но убегает и доходит до собственной норы.

Помимо умелой передачи психологии зверя, грамотного подбора эпитетов, которые позволяют ощутить одиночество и независимость гордого дикого животного, поэт также использует множество интересных и неординарных слов. Впрочем, такая манера вполне свойственна Есенину, который бродил по русскому языку в поисках самых редких «камней» и «растений», уникальных экспонатов из которых вышли бы интересные словестные конструкции яркие и диковинные.

В этом стихотворении много подобных слов, которые даже немного трудны для понимания: бластился, желна, ощур. Тем не менее, он вполне легко понятны по контексту, да и в целом не являются иностранными, а вполне типичными русскими словами. Они не просто используются для красоты, но и для того чтобы лучше передать смыслы.

К примеру, как выразительно звучит фраза о тонкой прошве, которая отмежевывает лицо на снегу. Легко увидеть эти контуры, полоски. Как красиво становится видно как именно бластится выстрел в пространстве колючего дыма, который понятное дело колюч и из-за холода и из-за ощущения самой лисицы.

Помимо этого использования существенного количество таких довольно непривычных слов позволяют читателю перейти немного в другую действительность. Ведь каким образом, например, передать ощущение лисицы, да и о чем может думать такой зверь? Понять довольно трудно и на самом деле люди навряд ли могут выразить подобное словами.

Тем не менее, если мы используем такие языковые практики как Есенин, немного меняем привычную канву речи, то получаем возможность смотреть немного другим образом. Отсюда и возникает своеобразное проникновение в суть восприятия лисицы, ощущение ситуации объективным образом, как бы со стороны самой природы, стороннего наблюдателя.

Анализ стихотворения Лисица по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: