Кратко об известном творении «Февраль!..»
В кратком анализе стихотворения «Достать чернил и плакать» Пастернака следует отметить, что главная его тема – это наступление весны, пробуждение поэзии и вдохновения. Черный цвет в этом произведении – это не цвет печали, а наоборот, признак весны, пробуждения земли после зимы.
Для поэтов весна является новым источником для вдохновения. К ним приходят новые силы для того, чтобы создавать прекрасные произведения. Таким образом автор показал единство природы и творчества.
В проведенном анализе стихотворений Пастернака показано, как он тонко чувствовал окружающий мир и стремился познать его. Его произведения не только наполнены философским смыслом, но и очень метафоричны. Именно эти особенности выделяют поэзию Бориса Пастернака среди других поэтов ХХ века. А его произведения являются достоянием русской поэзии и литературы.
Тема и настроение
Ключевой темой стихотворения является творчество – один из трех компонентов пастернаковской тематики: любви, творчества, природы. В «Феврале» создатель показал небывалую способность природы вдохновлять, человеческую подвластность ей. Эта связь, по сути, и стала проблемой, поднятой в произведении.
Можно смело утверждать, что в начале работы над творением Борис Леонидович подготовился к усердному труду, к напряжению. Но в конце произведения он пишет, что слова льются сами «слагаются навзрыд». Именно природа помогла автору, вдохновила его на творение.
Настроение «Февраля» вдохновляющее, успокаивающее. После расшифровки использованных автором символов, его можно именовать мгновенным откровением. Появляется внезапный порыв вдохновения, мигом, неожиданно. Через пейзажи и природные явления Пастернак смог показать это «непостижимое».
Композиция
Стихотворение «Июль» состоит из 7 ёмких строф. Произведение «Июль» можно разделить на 3 смысловые части.
- 1-я часть – это первая строфа. Она состоит из четырёх строк, обособленных на конце точками. Данное четверостишие немного запугивает читателя, погружает его в атмосферу мистики, загадки. Автор данной строфой вгоняет читателя в ступор, дабы была возможность дальнейшее воспринимать с трепетом, более глубоко, с замиранием сердца.
- 2-я часть – это последующие 2 катрена. Предположив в конце первой строфы, что все загадочные звуки издаёт домовой, автор описывает происходящее в доме, оправдывая всё тем же домовым. «Везде болтается некстати, мешается во все дела…»; «Вбегает в вихре сквозняка и с занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка.»
- 3-я часть – заключительные 4-е четверостишия. В них выясняется кто этот самый баловник, шалящий в доме.
Анализ стихотворения «Август» Пастернака 2 вариант
h2 2,0,0,0,0 —>
Ещё по теме: Борис Пастернак ~ Нобелевская премия (+ Анализ)
Последние годы жизни Пастернака были очень непростыми. Еще до публикации на Западе романа «Доктор Живаго» поэт и писатель почувствовал усиливающееся на него со стороны власти давление. Переживания и боязнь за собственную судьбу привели к тому, что в 1952 г. Пастернак пережил инфаркт. Почувствовав близкое дыхание смерти, он начал легче относиться к своей жизни. В 1953 г. Пастернак написал стихотворение «Август», в котором открыто говорит о своей вероятной скорой кончине.
p, blockquote 1,0,1,0,0 —>
Стихотворение начинается с описания обычного раннего утра. Лирический герой просыпается в своей постели и внезапно обнаруживает, что его подушка мокрая. Ища причину, он вспоминает свой необыкновенно яркий сон. Автору снилась собственная смерть и похоронные проводы. Он ясно видел множество друзей, участвующих в процессии.
p, blockquote 2,1,0,0,0 —>
Происходит ключевой момент стихотворения и сна лирического героя: один из провожающих его в последний путь с опозданием вспоминает, что в этот день отмечается православный праздник — Преображение Господне («шестое августа по старому»). В народе этот праздник пользовался большой популярностью и назывался «Яблочный Спас». Он считался днем подведения определенных годовых итогов, началом осени и времени сбора урожая. В этот праздник «свет без пламени… с Фавора» (гора в Израиле, на которой три апостола стали свидетелями Преображения Иисуса Христа) разливается над всей землей.
p, blockquote 3,0,0,1,0 —>
Пастернак перед лицом близкой смерти уже не боится возможных преследований, поэтому смело вводит в произведение религиозную тематику. Он видит «казенную землемершу» — смерть, которая уже давно ждет его на кладбище. Финальная часть стихотворения — «провидческий голос» поэта, прощающийся с земной жизнью. Лирическому герою не жалко расставаться с материальными ценностями. Он уже осознал их бесполезность. Поэт прощается с «лазурью преображенской», «годами безвременщины», а самое главное, — с «творчеством и чудотворством». Он прожил долгую жизнь, насыщенную как радостями, так и «бездной унижений». Покидая этот мир, он жалеет лишь о том, что теряет свой бесценный божественный дар — возможность творить.
Ещё по теме: Борис Пастернак ~ Ветер (Я кончился, а ты жива) (+ Анализ)
p, blockquote 4,0,0,0,0 —> p, blockquote 5,0,0,0,1 —>
Пророческий сон Пастернака сбылся не сразу. Поэт прожил еще семь лет. Но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни. Смертельно больного человека ждали ожесточенная травля за публикацию «Доктора Живаго», вынужденный отказ от Нобелевской премии, предательство бывших друзей и знакомых. В каком-то смысле смерть Пастернака в 1960 г. стала для него долгожданным избавлением от страданий.
Темы и настроение
Основная и вечно любимая тема поэта – неразрывная связь человека и природы, их единство. «Июль» является прекрасным примером пейзажной лирики. Автор не прекращает восхищаться своеобразием и великолепием одного из самых, по его мнению, приятных месяцев года, и ему удаётся разделить своё восхищение с читателем.
В этом стихотворении природа пытается расположить читателя к тому, чтобы он отложил, пусть даже только на время, все свои дела и посодействовал проказнику-июлю в его весёлых забавах. Еще одна важная тема творчества Пастернака – это его настроение: радость самой жизни и чувство благодарности к ней.
Темы, проблемы, настроение
Данное стихотворение выше мы уже охарактеризовали как пейзажная лирика. Но хочется уточнить, что, как таковой, чистой пейзажной лирики у Пастернака не встречается. Хотя у Бориса Леонидовича множество стихов с названиями, которые сразу предупреждают читателя о предмете повествования, о природе: «Февраль», «Весна», «Зимняя ночь», «Июльская гроза», «Август», «В лесу»…
Природа для поэта – это не отдельное, а часть от чего-то целого, большого, которое нельзя разделить, но можно рассмотреть с разных ракурсов. Любовь, природа, творчество – вот это «целое», вот три неразлучные темы, которые пронизывают все произведения автора. Рассматривая творчество Бориса Леонидовича с данной точки зрения, можно сказать, что стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы.
Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето не как «антураж», не как окружающий интерьер, а как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.
Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины.
Композиция
В стихотворении три строфы. В первой части, начиная с первой строфы, таинственная атмосфера, полная загадок и мистики.
Вторая часть состоит из последующих двух четверостиший, которые достойно представляют самобытного домового. Описывая события, разворачивающиеся внутри дома, Пастернак снова проводит домового, как громкую оправдательную линию. Он бесполезно путается в постоянном хаосе и внезапно взмывает к потолку.
Заключительная, третья часть, состоит из четырёх последних четверостиший, в которых раскрывается истинный источник шалостей и проказ, совершаемых внутри дома.
Последний период творчества поэта
Стих о летнем месяце июле, который вошел в программу по литературе седьмого класса средней школы, был написан в 1956 году за несколько лет до смерти поэта и вошел в замечательный цикл «Когда разгуляется». Отдельные произведения из этой книги стихов печатались в 50-х годах в советских литературных журналах, а полностью она была опубликована в посмертном сборнике «Избранное» (1961).
Этот период жизни можно считать относительно спокойным и плодотворным для великого советского писателя: с ним жена Зинаида и редактор Ольга Ивинская, позади остались годы лишений, голод, революция, войны, серьёзная болезнь (инфаркт). И хотя трагическая и нелепая история с общественным осуждением романа «Доктор Живаго» продолжается, Борис Леонидович остаётся членом Союза писателей и Литфонда. Последний выделил ему для проживания государственную дачу в Переделкино.
Роль этого события в судьбе поэта сложно переоценить. Жизнь за городом позволяла более тесно общаться с природой, растениями и птицами, наблюдать за сменой времён года, за настроениями и состояниями погоды, а также работать, творить, передавать свои ощущения и размышления в новых стихотворениях. Большая часть произведений позднего периода творчества Пастернака — лирические зарисовки предметов простой дачной жизни, талантливо выполненные рукой мастера поэтического слова, который многие годы работал над совершенствованием собственного стиля.
Пастернак не зря увлекался в молодые годы музыкой и живописью — его поэзия зрелых лет представляет собой интересный синтез этих искусств, они невероятно красочны и мелодичны.
Идея
Основная мысль стихотворения – счастье его автора. Смысл произведения становится ясен, когда во время прочтения возникает чувство, что ничто не может помешать ему творить. Он совершенно свободен, только лёгкий ветерок, дождь, гроза и пух одуванчиков немного отвлекают его от творчества. Но это небольшое отвлечение приятно и совсем не раздражает. Писатель по молчаливому согласию и доброй воле «сдал» весь дом настырному летнему месяцу и с удовольствием наблюдает за тем, как текут прекрасные июльские деньки.
Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.
Композиция
В первой части стихотворения, состоящей из 4 катренов, автор пытается заинтриговать читателя с помощью неоднозначных и загадочных строк. Читатель ещё не понимает, о ком идёт речь в произведении. Кто-то или что-то, возможно привидение, или домовой крадётся по дому без разрешения хозяев и занимается мелкими шалостями. Как уже говорилось выше, поэт прибегает к использованию загадки. Но затем, во второй части, ближе к середине стихотворения (точнее, ровно в середине, можно посчитать по строчкам) читатель видит, что речь идёт об июле.
Кроме того, автор поясняет, что июль — не просто «случайный прохожий», забредший в уже занятый дом. Он показан в роли арендатора уже занятой дачи, которому хозяева сдают свой дом во временное пользование. Заканчивается произведение более подробным описанием главного героя, без использования путающих читателя загадок.
Образы и символы
Повествование ведётся от лица жильца дома, в котором происходят мистические действа. Этот жилец – лирический герой стихотворения «Июль», в котором можно разглядеть автора. Герой внимательно, с трепетом, «вслушивается» в атмосферу дома, его воображение рождает таинственные образы.
Прочитав стихотворение «Июль», подсознание рисует очень объёмный, яркий образ таинственного поселенца. Первыми строками поэт интригует читателя: «приведенье», «шаги над головой», «тени», «домовой».
Далее образ становится более чётким, но недостаточно точным. Он, поселенец дома, «болтается», «мешается», «крадётся», «срывает», «вбегает», «взвивает». Этими разнообразными глаголами автор указал на противоречивость «жильца», на его взбалмошный характер. Именно это описание придало читателю уверенность, что «гость» не такой уж и опасный, как казалось вначале стихотворения.
Далее образ становится абсолютно ясным, и «серые» догадки читателя превращаются в «светлое», вполне конкретное лицо. Это «летний дачник-отпускник»!
Поэт описывает «странного гражданина», который таскает в одежде пух одуванчиков, лопуха, который входит в дом через окно, громко разговаривает… Отношение к данному образу кардинально меняется, оно становится доверительным, немного восторженным, образ вызывает улыбку.
В стихотворении «Июль» не встречается ни единого символа! Но обволакивающий образ лета, созданный поэтом, настолько таинственный, чудесный, что его вполне можно принять за символ, который можно расшифровать как чудо, поселившееся в доме, в жизни человека.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Июль» не только украшают произведение, но и ясно передают авторские подтексты:
- Эпитеты: «баловник-невежа», «жилец приезжий», «недолгий роздых», «степной нечесаный растрепа», «целый дом», «воздух луговой».
- Метафора: «летний дачник-отпускник».
- Сравнение: «и с занавеской, как с танцоршей».
- Главным средством выразительности, на котором строиться всё произведение, можно назвать олицетворение. Автор пишет о лете как о живом существе: «июль… снял комнаты у нас внаём», «июль, таскающий в одежде…», «июль, домой сквозь окна вхожий. Всё громко говорящий вслух».
- В стихотворении использована инверсия.
Композиция и настроение
Стихотворение представляет собой лирическую зарисовку летнего дня на даче. Его не получается определённым образом отнести ни к жанру пейзажной лирики, хотя оно о природе, ни к философской лирике, хотя в нём угадывается состояние души человека. Его тема — это изображение счастливых минут отдыха в залитом солнцем загородном доме, фиксация прекрасного настроения лёгкости и любви, когда июнь прошёл, но большая часть лета ещё впереди.
Композиционная схема стиха выстроена так, что читающий постепенно создаёт в воображении образ обжитого дачного домика в жаркий ветреный июльский день, чувствует, что распахнуты окна, видит, как гуляют сквозняки. Образ отчасти звуковой («весь день шаги над головой»), отчасти зрительный («на чердаке мелькают тени»), щедро дополненный ароматными запахами («пропахший липой и травой»). Весь текст произведения разделяется на три смысловые части:
- Первые три строфы рисуют в шутливой форме некое непонятное существо, привидение, домового, который шастает по дому, заполняя его странными звуками и движениями.
- Центральное четверостишие задаёт риторический вопрос: «Кто же это на самом деле?». И автор, словно предлагая продолжить игру в загадки, выдвигает новую версию — это наш квартирант.
- В заключительной части стихотворения раскрывается истинное имя загадочного героя — июль. Этот милый сердцу гость описывается уже по-другому — искренне, с любовью и нежностью.
Это особенно ценится, если вспомнить, что Пастернак не так уж часто дарит своим почитателям чистый восторг, как в произведении «Март». Сравнивая, например, стихотворения «Июль» и «Август», легко заметить, что второе из них гораздо более грустное и мрачное, хотя в нём также много света: «Как обещало, не обманывая, проникло солнце утром рано косою полосой шафрановою от занавеси до дивана».
Стихотворение-пробуждение
Исполненные боли и трагизма события Пастернак помещает в совершенно конкретный (даже указывает дату!) и очень необычный день — праздник Преображения Господня.
В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос, поднявшись на гору Фавор в Галилее на берегу Геннисаретского озера, явил своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну свет Своей Божественной Славы, исходящий от Его лица и одежды: Спаситель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1-9). Митрополит Сурожский Антоний так говорил об этом евангельском эпизоде: «В этот момент пробился Божественный свет, охватил всё Его естество, и ответновоссияла и Его человеческая природа, отдавшаяся до конца Живому Богу на смерть».
В преображении человеческой природы Спасителя христиане видят прообраз обретения людьми нового благодатного состояния после второго пришествия Христа и всеобщего воскресения. Слава Преображения — это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Праздник Преображения — это праздник надежды. Надежды на то, что после земного существования мы окажемся там, где нет боли, нет чувства разлуки и обреченности, там, где мы обретем абсолютную полноту жизни.
Герой стихотворения уже получает в своем сне некий опыт ощущения продолжения жизни — через свое творчество, которое остается в земном мире после его смерти.
Заметим также, что хоть стихотворение и заканчивается прощанием, но мы, читатели, уже знаем, что после этих слов герой… проснулся живым на увлажненной слезами подушке. И после пробуждения увидел, что в его комнату проник — свет августовского солнца.
Образы и символы
Герой повествования — летний месяц. Автор использует развёрнутые олицетворения для описания главного героя повествования, чтобы «очеловечить» его, в этом состоит своеобразие и особенность поэтических образов в стихотворении.
Летний месяц показан в виде «дачника-отпускника», распоряжающегося домом по личному усмотрению. Он чересчур легкомыслен, немного небрежен, не может удержаться от того, чтобы не подшутить над другими жителями. Кроме того, в произведении непрестанно присутствует образ владельца дачи, где безобразничает июль. Однако хозяин не переживает из-за своего необычного соседа. Наоборот, он рад ему и с пониманием, лёгкой иронией и, возможно, даже нежностью относится к новому, пусть и временному, жильцу.
«Август»
Как обещало, не обманывая,Проникло солнце утром раноКосою полосой шафрановоюОт занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охроюСоседний лес, дома поселка,Мою постель, подушку мокрую,И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводуСлегка увлажнена подушка.Мне снилось, что ко мне на проводыШли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,Вдруг кто-то вспомнил, что сегодняШестое августа по старому,Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламениИсходит в этот день с Фавора,И осень, ясная, как знаменье,К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,Нагой, трепещущий ольшаникВ имбирно-красный лес кладбищенский,Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинамиСоседствовало небо важно,И голосами петушинымиПерекликалась даль протяжно. В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста,Смотря в лицо мое умершее,Чтоб вырыть яму мне по росту
В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста,Смотря в лицо мое умершее,Чтоб вырыть яму мне по росту.
«Прощай, лазурь преображенскаяИ золото второго СпасаСмягчи последней лаской женскоюМне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,Простимся, бездне униженийБросающая вызов женщина!Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,Полета вольное упорство,И образ мира, в слове явленный,И творчество, и чудотворство».
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно. В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Стихотворение-сон
Лирический герой просыпается от тяжелого сна, на его подушке — слезы. Он только что как наяву видел собственную смерть и похороны. Но поразительно — во сне его хоронят, однако он одновременно и мертв, и жив!
Вот все близкие у могилы слышат «нетронутый распадом» голос души. И это не фигура речи — они физически ощущают этот голос. Видение о, казалось бы, абсолютном конце человека превращается в видение о… продолжении жизни. Но почему же это продолжение не приносит облегчения? Откуда слезы на подушке?
Собравшиеся на похоронах слышат стихи умершего. Его творчество, его слово осталось после него в земной жизни, оно продолжает звучать в человеческом бренном мире, служить людям и обращать их души к Красоте. Но обретает ли благодаря этому автор полноту бессмертия? Ощущает ли он радость совершенно иного бытия?..
Да, он наблюдает за собственными похоронами. Да, он видит, что слово его живо для людей. Но все это словно бы издалека, из-за непреодолимой прозрачной стены — пусть стихи его слышат, но сам он уже не может вернуться в покинутый мир. Это момент бессильного отчаяния, страха, покинутости: он не умер, но прежняя земная жизнь навсегда закрыта для него. Небу, деревьям, даже пережившим его собственным стихам, «творчеству и чудостворству», он может сказать лишь одно: прощай. И повторять в слезах это слово снова и снова.
Однако если нет возврата к прежнему, то значит ли это, что нет и надежды? «Прощай» — только ли это слово расставания, или это еще и слово отправляющегося к новой Встрече?
Жанр, направление, размер
В течение всей жизни Бориса Леонидовича вдохновляла природная красота. Пейзажи в его произведениях описаны с трепетной любовью. Однако «Февраль» не соответствует пейзажной лирике, скорее – философской. Здесь через природные панорамы поэт отражает свои мысли, заполненные творческими исканиями, поиском вдохновения.
В произведениях Пастернака из раннего творчества символизм гармонично сочетается с футуризмом. «Февраль» имеет символистскую направленность. В нем множество объемных образов с символическим значением.
Размер произведения – четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку с переплетением мужского и женского. Неточность рифм, создающих эффект «простой» речи, он использует крайне тонко.
«Август», анализ стихотворения Пастернака
Отношения с религией складывались у Бориса Пастернака сложно. Крещеный выходец из еврейской семьи не был принят в православной русской среде. Но, став известным литератором, Пастернак неожиданно обратился к религиозной теме и создал цикл произведений, где затронул тему православия.
Стихотворение «Август» датировано 1953 годом, когда начался новый этап гонений на православную веру. В то время нужно было обладать немалым мужеством, чтобы написать произведение о Преображении Господнем и опубликовать его.
Для Пастернака, недавно перенесшего инфаркт, время заигрывания с властью закончилось. Поэтому в стихотворении «Август» поэт откровенно поведал о своих переживаниях и с горечью намекнул, что дни его сочтены. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, Борис Пастернак начал пренебрежительно относиться к материальным благам. Его куда больше волновали ценности духовные.
«Август» состоит из двенадцати строф, многие из которых со временем стали популярными и широко цитируемыми. Размер стихотворения – четырехстопный ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге.
Рифмовка перекрестная – АВАВ. Главный мотив произведения – сон, в котором лирический герой видит собственные похороны.
Разбуженный лучами солнца, лирический герой заметил мокрую от слез подушку. Он вспомнил, что православие отмечает в этот день великий праздник Преображения Господня. Когда Иисус Христос молился на горе Фавор в Галилее, его лик внезапно озарился светом Божественного величия. И все ученики это увидели.
Обыкновенно свет без пламениИсходит в этот день с Фавора…
Приснившийся накануне праздника сон герой воспринял как пророчество – ему придется в ближайшее время покинуть этот мир. Во сне он прощается с друзьями и с тем, чем дорожил в этой жизни.
Летнее солнце яркими лучами разрушило сон героя, в котором тот видел свою смерть. Таким образом, солнце как бы воскресило его. Символ света играет важную роль в стихотворении.
Солнечные лучи озаряют все вокруг светом божественной любви и добра.
Если в первой части стихотворения осень только зарождается «ясная, как знаменье», то в последующих строфах она уже господствует вовсю: имбирно-красный лес, облетевшая листва, притихшие вершины.
Это время года символизирует переход в новое состояние, начало чего-то необычного, мостик к иной жизни.
Далее герой видит смерть в облике «казенной землемерши», которая оценивает его рост.
В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста,Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
В заключительных строфах стихотворения звучит «не тронутый распадом» «провидческий» голос, который прощается с миром. Герой воспринимает свою смерть как избавление от мук и страданий души, переход в светлую реальность.
Слова здесь пронизаны особой силой и эмоциями: «поле твоего сраженья», «бездна унижений», «упорство», «вызов», «размах крыла», «горечь рокового часа», «полет». В строках слышен сильный, волнующий голос души героя, наполненный жизнью, которую дает ему творчество.
В Иисусе Христе соединились две сущности — человеческая и божественная. В каждом из нас также есть два начала, считает Пастернак. Под божественным он подразумевает желание творить. Смерть и прощание с лирическим героем в день Преображения создает образ просветления, духовного прозрения.
Примечательно, что эпоху социализма Пастернак называет в стихотворении годами, наполненными унижением, прервавшими полет его вольной мысли. Но поэт не жалеет, ведь он познал «и творчество, и чудотворство», испытал настоящее счастье, постиг гармонию мира.
-
«Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
-
«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака
-
«Июль», анализ стихотворения Пастернака
-
«Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
-
«Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
-
«Февраль», анализ стихотворения Пастернака
-
«Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
-
«Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
-
Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
-
«Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
-
«Март», анализ стихотворения Пастернака
-
«Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
-
«Сон», анализ стихотворения Пастернака
-
«Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
-
«Иней», анализ стихотворения Пастернака
- По произведению: «Август»
- По писателю: Пастернак Борис