«ленинград» — анализ стихотворения осипа эмильевича мандельштама

Осип мандельштам — адмиралтейство - shkola-aistenok.ru

Слайд 26 Первые стихотворения сборника написаны в 1909 году, когда Мандельштам находился под

сильным влиянием философии символизма, и его стихотворения этого времени насыщены многозначными и трагичными символистскими образами. В этих стихотворениях лирический герой пытается утвердиться в мистической, холодной и чуждой человеку вечности с помощью творчества.

Остальные стихотворения (с 1912 года), в том числе и «Адмиралтейство», написаны в то время, когда поэт называл себя акмеистом.И в них лирический герой вновь приходит к идее творчества, которое оставляет память о человеке, но уже не в холодной мистической вечности, а в веках.

Сборник «Камень» обобщил ранний период творчества (стихи, написанные в 1908 – 1915 годах)Всего вышло три издания этого сборника (1913, 1916, 1923)

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Слайд 38Летний сад уже не был столь обширен и богато украшен,как при

Петре I, но всё же оставался самым красивымсадом столицы. «Но самым замечательным украшением садабыла его изгородь, выходящая на Неву, – писал художникП.Соколов*. – Высокая железная решётка на гранитном цоколе с большими гранитными же столбами, наверху которых поставлены вместо капителей вазы… Тогда эта решётка почти вся была покрыта настоящим золотом, какзолотили во времена Екатерины II. Эта золочёная изгородьтак ослепительно горела на солнце и так прославиласьсвоим великолепием, что многие иностранцы приезжалиспециально полюбоваться на неё, а один чудак-англичанин,конечно, очень богатый лорд, выехал из Лондона насобственной яхте, прибыл на Неву и, остановившись противЛетнего сада, налюбовавшись великолепной решёткой, несходя на берег, повернул назад и уехал обратно в Англию».

*Соколов Пётр Фёдорович (1791 – 1848) – выдающийся русский художник

Образ петербурга в творчестве мандельштама

Петербург… загадочный и мистический город

Он всегда привлекал внимание творцов. Многие пытались проникнуть в сокровенную тайну Северной столицы

Но и по сей день она остается нераскрытой и остается только гадать, в чем тайна заключена. В том, что возведение города стало победой человеческого разума над стихией? Или в том, что восторжествовала воля и расчет человека? Народная молва утверждала, что городу с иностранным именем не быть, но он выстоял сначала в борьбе со стихией, затем пережил войну.… Был дорог Санкт-Петербург и Осипу Мандельштаму. Здесь поэт прожил детские и юношеские годы. Стихов, посвященных городу на Неве, в его творчестве немного, но поэт с постоянством обращается к образу Петербурга, даже не называя его, а лишь упоминая узнаваемые места: Медный всадник, Дворцовая площадь, набережная Невы…

Многие критики утверждают, что в стихотворениях Мандельштама Петербург изображен лишь с внешней, архитектурной стороны. Возможно, это и так. Есть в творчестве поэта стихи, где как на бумаге выстраиваются знакомые памятники архитектуры. Самое первое упоминание о Петербурге встречается в стихотворении о Казанском соборе, напоминающем автору римские сооружения. Это объяснимо, у Мандельштама немало стихов, посвященных Италии и Риму. Примечательно, что это произведение стало предвестником целого цикла стихов о Петербурге.

По соседству с беспокойными, тревожащими строками А.Блока (стихотворение «Ночь. Улица.Фонарь.Аптека») рождаются плавные, неторопливые, безпафосные «Петербургские строфы» Мандельштама:

Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садится в сани, Широким жестом, запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна – как броненосец в доке – Россия отдыхает тяжело.

Спокойный темп творения как бы продолжает архитектуру классицизма. Тягучие строки рисуют просторную дельту Невы, стройные колонны парадных ансамблей. Стихотворение как будто списано с натуры. Но реальность пейзажа (Сенатская площадь, Дворцовая набережная) связана с историей, прошлым и настоящим и предвещает конец эпохи. Здесь и отголоски восстания, и моторы (веяние нового времени, и проблема маленького человека.… Для Мандельштама Петербург олицетворяет здесь всю страну.

Стихотворение «В Петербурге мы сойдемся снова…» четко прослушиваются тревога, пустота, холод и звучит мотив смерти. Автор представляет, что с похоронами солнца, город тоже погрузится в бархатную черноту. В безлюдном ночном городе слышны разные звуки, но они – эхо сложной переломной эпохи: «Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит, Только злой мотор во мгле промчится, И кукушкой прокричит».

В стихотворении «Адмиралтейство», очень характерном для Мандельштама, звучат мотивы акмеистов применительно к красоте. «…Красота – не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра». Чем-то сродни эти строки поэзии Маяковского. Воспевая умение строителей, поэт сумел всего в четырех строфах нарисовать реальный облик знаменитого Адмиралтейства и его воздушность. А в последних строчках ощутим морской запах: «Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря – И вот разорваны трех измерений узы, И открываются всемирные моря!».

В стихах, написанных позже, Петербург превращается в Петрополь. Но для Мандельштама он остается тем же. По-прежнему бьются о гранит невские волны, величаво высятся здания. Но поэт говорит о Неве иначе: «Но, как Медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает». Мандельштам размышляет по поводу перемен в государстве, преемственности культурного наследия. Он убежден, что прежний Петербург умирает:

История создания

Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.

Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.

Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).

Слайд 11На страшной высоте блуждающий огонь!Но разве так звезда мерцает?Прозрачная звезда, блуждающий

огонь – Твой брат, Петрополь, умирает!На страшной высоте земные сны горят,Зелёная звезда летает.О, если ты звезда, — воды и неба брат,Твой брат, Петрополь, умирает!Чудовищный корабль на страшной высотеНесётся, крылья расправляет…Зелёная звезда, в прекрасной нищетеТвой брат, Петрополь, умирает!Прозрачная весна над чёрною НевойСломалась, воск бессмертья тает…О, если ты звезда, — Петрополь, город твой,Твой брат, Петрополь, умирает! (1918 г)

В более позднем творчествеПетербург, классический и имперский,превращается в Петрополь —тонущий и погибающий.Поэт видит недостаточность,неспасительностьклассической культуры перед лицомнадвигающегося хаоса

мотив смерти в Петрополе сплетаетсяс мотивом гибели самого Петрополя

изменчивость и непрочность,стихия побеждает

Часть вторая

Вторая часть стихов Мандельштама в «Камне» получилась более серьезной и философски ориентированной, нежели первая. Именно здесь поэт твердо показывает свою зрелость как творческой личности, свое видение мира.

Современники поэта полагали, что вторая часть «Камня», несмотря на более классическую структуру стихосложения, более драматична и сурова. Именно здесь поэт впервые приходит к осмыслению перемен в своей жизни, пытаясь адаптироваться к новым обстоятельствам своего существования.

Анализ сборника Мандельштама «Камень» показывает, что для второй его части характерны интеллектуальные настроения и творческий цинизм. Поэт предстает уже не восторженным подростком, а серьезным мужчиной, многое пережившим в своей короткой, но тяжелой жизни.

Анализ стихотворения «Адмиралтейство» Мандельштама

Произведение в классическом духе «Адмиралтейство» Осипа Эмильевича Мандельштама вошло в состав сборника «Камень».

Стихотворение было написано весной 1913 года. Поэт в эту пору молод, много путешествует по Европе, учится, в литературном плане примыкает к цеховому братству акмеистов. Жанр – гражданская лирика, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Лирический герой — лишь восторженный созерцатель. Тема урбанистическая, однако, как это часто бывает у О. Мандельштама, она рядится в старинный, почти одический, слог. Стихи начинаются с узнаваемого перифраза: столице северной. Конечно, имеется в виду Петербург, который в ту эпоху был столицей империи. Следует сказать также, что город не раз становился героем произведений поэта. Пейзаж вполне реалистичен: пыльный тополь, циферблат среди листвы. Да и сам предмет любования поэта на первый взгляд прозаичен – это здание морского министерства, построенное в XIX веке. Однако именно оно порождает в стихотворении образы высокопарные, величественные. Собственно, сама тематика, корабельная романтика несколько старомодны даже для начала XX века. Инверсии идут уже с 1 строфы: томится тополь, запутался циферблат. «Воде и небу брат»: красивая идиома и метафора. Само здание словно овеяно невидимыми токами путешествий, приключений, сражений, торговли. Причастное морской стихии, оно рождает у городского жителя массу ассоциаций, сравнений, эпитетов и метафор. А главное – жажду к перемене мест, желание оглянуться назад, в славное прошлое России

В стихах есть лишь один риторический вопрос, обращает на себя внимание также пунктуационный знак «тире», усиливающий ритм и эмоциональную нагрузку. Вторую строфу открывает инверсия: ладья воздушная

Затем следует авторско-индивидуальное двойное слово «мачта-недотрога». Поэт не обходится без упоминания как самого Петра Первого, так и его преемников. Для него очевидна преемственность мировоззрения и целей, родство с поколениями мастеров и мореплавателей. «Не прихоть полубога»: привычный античный образ отвергается, на замену приходит «глазомер простого столяра». Он «хищный», то есть, азартный, увлеченный, жизнеутверждающий. Природные стихии покорны человеку, в том числе, русскому («нам»). Пятая стихия здесь – творчество. Под шпилем здания размещены скульптуры, аллегорически изображающие стихии, времена года, ветра, античных персонажей. «Как плуги»: бороздящие волны. «Медузы» расположились на фасаде. Необозримость пространства больше не подавляет, перед героем открываются «всемирные моря».

«Адмиралтейство» О. Мандельштама – посвящение и ода любимому городу, его архитектуре и символам.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Слайд 18«Стихи о Петербурге»Вновь Исакий в облаченье Оттого, что стали рядом

Из литого серебра. Мы в блаженный миг чудес,Стынет в грозном нетерпенье В миг, когда над Летним садомКонь великого Петра. Месяц розовый воскрес, — Ветер душный и суровый Мне не надо ожиданийС чёрных труб сметает гарь… У постылого окнаАх! Своей столицей новой И томительных свиданий,Недоволен государь. Вся любовь утолена. 2 Ты свободен, я свободна,Сердце бьётся ровно, мерно, Завтра лучше, чем вчера, -Что мне долгие года! Над Невою темноводной,Ведь под аркой на Галерной Под улыбкою холоднойНаши тени навсегда. Императора Петра. (1913)Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной,И в руке твоей навекиНераскрытый веер мой.

Первая часть – пейзаж, родственный мандельштамовскому:Петербург – имперский городИсаакиевский соборМедный всадникхолод и величие

Вторая часть – декорациястановится более человечной:биение живого сердца,город смягчает боль героини,растворяет в себе

1Вновь Исакий в облаченье Оттого, что стали рядомИз литого серебра. Мы в блаженный миг чудес,Стынет в грозном нетерпенье В миг, когда над Летним садомКонь великого Петра. Месяц розовый воскрес, — Ветер душный и суровый Мне не надо ожиданийС чёрных труб сметает гарь… У постылого окнаАх! своей столицей новой И томительных свиданий.Недоволен государь. Вся любовь утолена. 2 Ты свободен, я свободна,Сердце бьётся ровно, мерно. Завтра лучше, чем вчера, — Что мне долгие года! Над Невою темноводной,Ведь под аркой на Галерной Под улыбкою холоднойНаши тени навсегда. Императора Петра. (1913)Сквозь опущенные векиВижу, вижу, ты со мной,И в руке твоей навеки Нераскрытый веер мой.

Анализ стихотворения «Адмиралтейство»

Стихотворение Осипа Мандельштама «Адмиралтейство» является весьма символичным и загадочным произведением. Оно содержит множество образов и метафор, которые придают тексту глубокий смысл.

  1. Столица северная — это Петербург, который известен своими белыми ночами и летними пыльными днями. Этот образ создает атмосферу жаркого летнего дня.
  2. Прозрачный циферблат — здесь Мандельштам использует часы как символ времени, которое течет медленно и неясно, как летний день в Петербурге.
  3. Фрегат или акрополь — это два разных образа, которые могут интерпретироваться по-разному. Фрегат может символизировать мощь и величие, в то время как акрополь — древний греческий город на вершине холма. Эти образы представляют собой антитезу, что может указывать на противоречие внутри самого стихотворения.
  4. Служа линейкою — Мандельштам обращается к истории России, утверждая, что красота не должна быть привилегией только полубогов, а доступна каждому, как урок геометрии.
  5. Пять стихий — это образ пятой стихии, созданной свободным человеком, что олицетворяет человеческую свободу и способность человека воздействовать на мир.
  6. Капризные Медузы — Медузы были существами из греческой мифологии, и в данном контексте они могут символизировать неопределенность и хаос.
  7. Разорваны трех измерений узы — это образ открытия новых горизонтов, новых миров, новых понятий, что связано с разрушением традиционных рамок и ограничений.

Стихотворение Мандельштама «Адмиралтейство» отличается сложной символикой и аллегориями, что делает его открытым для различных интерпретаций. Оно обращается к вопросам времени, искусства, человеческой свободы и созидания, создавая богатую метафорическую картину.

Часть первая

Анализ «Камня» Мандельштама показывает, что сборник содержит стихотворения в порядке их написания. В первую часть своей книги поэт включил ранние, лицейские и университетские работы. В то время Мандельштам разделял литературные взгляды сообщества символистов, поэтому его ранее творчество почти целиком состояло из образов-символов. Творческая вселенная поэта представлена уникальным видением обычных вещей, которым даются необычные определения. Поэт разделяет «мир земной» и «мир небесный», отдавая предпочтение второму.

Мандельштам очень серьезно размышляет о своей поэтической природе и возможной уникальности, относясь к литературному дару скептически.

Анализ стихотворения Мандельштама «Петербургские строфы»

Впервые стихотворение «Петербургские строфы» было опубликовано в 1913 году в февральском номере ежемесячного литературного сборника поэтов-акмеистов «Гиперборей». Впоследствии оно вошло в первое издание дебютной книги Мандельштама «Камень». Произведение посвящено Гумилеву – близкому другу Осипа Эмильевича. В 1928 году Мандельштам в письме Ахматовой признался, что способен вести воображаемый диалог только с двумя людьми – с ней и Николаем Степановичем. Причем общение с Гумилевым никогда не прерывалось и не прервется, несмотря на его трагическую смерть в 1921-ом.

В стихотворении прошлое пересекается с настоящим. Использование мотива бесконечной повторяемости бытия сближает стихотворение с творчеством Блока: Умрёшь – начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь…

Только у Мандельштама эта тема лишена негативной окраски. Время историческое и литературное он воспринимает как цикличное. Пока все повторяется, продолжается течение жизни. В стихотворении перед читателями предстает Северная столица разных эпох. За «мутной метелью» виднеется солнце, сквозь запах бензина проступает пушкинский Петербург. Упоминаются сразу два героя произведений Александра Сергеевича: Онегин и Евгений из «Медного всадника».

Примечательна «желтизна правительственных зданий». Желтый цвет будет не раз присутствовать в стихотворениях Мандельштама, посвященных Петербургу. Например, можно вспомнить «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Нынче день какой-то желторотый…». Естественно, дело здесь не только в любви Николая I к окрашиванию правительственных строений в желтый цвет. Скорее, работает совершенно другой ассоциативный ряд – из романов Достоевского. Достаточно вспомнить хотя бы «Преступление и наказание», где практически повсеместный желтый цвет стал в первую очередь символом болезненности. Кстати, Мандельштам мог опираться не столько на прозу Федора Михайловича, сколько на стихотворение Анненского «Петербург», опубликованное в 1910 году. В книге литературоведа Лекманова, посвященной Осипу Эмильевичу, сказано, что поэт вырвал листок с этим произведением из журнала «Аполлон» и не расставался с ним на протяжении всей жизни.

Образ броненосца в доке, с которым сравнивается Россия, возникает как предчувствие приближающейся войны. В данном случае Мандельштам, как и любой другой по-настоящему великий поэт, оказался провидцем. Около года прошло с момента написания стихотворения, Российская империя вступила в Первую мировую войну, обернувшуюся для страны настоящей трагедией и ставшую одной из ключевых причин Великой Октябрьской революции. Интересно, что образ броненосца – взгляд не только в будущее, но и в прошлое. Он отсылает читателей к роману Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)». В частности, имеется в виду описание Адмиралтейства глазами государя-императора (голые ребра недостроенного корабля сравниваются с остовом чудовища).

  • Поздравления с днем пчеловода в стихах

      

  • Синяя птица стихи ахматовой

      

  • Мигель анхель астуриас стихи

      

  • Грустя и плача и смеясь звенят ручьи моих стихов средство выразительности

      

  • Семен липкин стихи еще дыханье суеты

Изобразительно-выразительные средства

Автором активно используются приёмы звукописи: аллитерация звуков «р», «з», «д», благодаря чему отдельные строки напоминают удар хлыста или выстрел.

Автор воссоздает атмосферу мрачного, чужого пространства через различные тропы:

  • эпитеты («чёрная лестница» — не просто прилагательное, а художественный приём: лестница неосновная, но при этом и приносящая горе, «дорогие гости» — эпитет с перифразой, «зловещий деготь»).
  • метафоры («рыбий жир фонарей», «вырванный с мясом звонок», «кандалы цепочек»).
  • оксюморон («голоса мертвецов»).

Изменившийся Петербург напоминает Мандельштаму дёготь и рыбий жир: нечто терпкое, неприятное, даже резкое. В финальных строфах появляются и звуки: голоса мертвецов, удары вырванного звонка, шевеление дверных цепочек.

Анализ стихотворения Мандельштама «Адмиралтейство»

В стихотворении, написанном в 1913 году, поэт выражает восхищение красотой и величием любимого города, подчеркивает его непреходящее значение для российской государственности. Символом морского владычества, имперской мощи в произведении выступает адмиралтейство – один из главных ее институтов, высший орган военно-морского управления. Недаром поэт именует адмиралтейство ковчегом – хранилищем русской морской славы и доблести.

Тема апологии города оформлена старинным, одическим слогом. Небольшое по объему произведение содержит такие выразительные средства:

инверсию – «запутался циферблат», «ладья воздушная», «нам четырех стихий … господство», «создал человек», «пространство превосходство», «плуги брошены (брошенные)», «ржавеют якоря», «разорваны узы», «открываются моря» – формирующую рифму и придающую тексту сходство с гекзаметром;
перифраз – «северная столица», позволяющий избежать ожидаемого «Петербург», придающий стиху торжественность и патетику;
олицетворения – «тополь томится», «циферблат запутался» «фрегат сияет», «мачта-недотрога» – гармонично и оригинально вплетающие городской антураж в ткань поэтического произведения;
эпитеты – «прозрачный циферблат», «воздушная ладья», «хищный глазомер», «капризные Медузы (скульптурные изображения мифических чудовищ)» – наделяющие предметы необычными свойствами, заставляющие взглянуть на них под иным углом;
метафоры – «воде и небу брат», «служа линейкою», «узы измерений» – делают текст емким и образным;
катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «целомудренно построенный», «сердито лепятся» – которая подчеркивает строгость линий монументальной постройки;
риторический вопрос – «Не отрицает ли … превосходство?…» – является завуалированным утверждением того, что русский флот способен отрицать (то есть преодолевать) пространства;
сравнение – «якоря, как плуги, брошены» – которое уравнивает важность, значение моряцкого и крестьянского труда.

Вид здания вызывает у автора воспоминания о славном прошлом страны, построенной руками простых людей – поэт славит простого столяра, мозолистыми руками которого создан флот великой России. Определение «хищный» в приложении к глазомеру в данном контексте не имеет отрицательной коннотации. Поэт имеет ввиду мастерство, цепкость, хваткость взгляда русского умельца. А оборот «разорваны узы измерений» символизирует открытость для русского моряка планеты в целом, его способность прорваться к новым неизведанным землям.

Осип МандельштамРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Слайд 34 Летний садЯ к

розам хочу, в тот единственный сад,Где лучшая в мире стоит из оград,Где статуи помнят меня молодой,А я их под невскою помню водой.В душистой тиши между царственных липМне мачт корабельных мерещится скрип.И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,Любуясь красой своего двойника.И замертво спят сотни тысяч шаговВрагов и друзей, друзей и врагов.И шествию теней не видно конца От вазы гранитной до двери дворца.Там шепчутся белые ночи моиО чьей-то высокой и тайной любви.И всё перламутром и яшмой горит,Но света источник таинственно скрыт.

двустишие оказывается самой точной рамой диалога прошлого и настоящего и поэтической многозначности чувств и слов Летний саднежный приют царственный чертог величия трепетный мужественный пространствоукрытости души морского простора

сад предстаёт как хранитель жизни, прошлой и настоящейизображение всё время двоится

наводнения не стирают памяти,испытания не уничтожают способности откликаться здесь возможно не только эхо прошлого, но и разговор

Решётка Фельтена, «лучшая в мире…из оград», не только самая прекрасная,но и самая надёжная ограда:она охраняет «сотни тысяч шагов…»

Ахматова меняет местами словав этой строке: люди не так надёжны,как эта верная себе и векам красота:враги становятся друзьями,друзья превращаются во врагов

лишь лебедю и поэту дано постоянство вечности «двойник» здесь многозначен: это и отражение в воде, и сходство во времени

Слайд 20В более поздних стихах Ахматовой образ Петербурга меняется. В первой части

«Поэмы без героя», по-пушкински названной в подзаголовке «петербургской повестью», возникает несколько другойПетербург – карнавальный и «достоевский»… С расстояния пройденных лет Ахматова увидит тот страшный перелом времени,который, может быть, не могла почувствовать, находясь внутри времени. В середине века станет ясно, что её Петербург ушёл вместе с серебряным веком.

На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.Оттого, что по всем дорогам, Оттого, что ко всем порогам Приближалась медленно тень,Ветер рвал со стены афиши, Дым плясал вприсядку на крыше, И кладбищем пахла сирень.И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый, Город в свой уходил туман.И выглядывал вновь из мрака Старый питерщик и гуляка, Как пред казнью бил барабан…Но тогда он был слышен глуше, Он почти не тревожил души И в сугробах невских тонул…

Формальное построение текста

Выполняя анализ стихотворения Мандельштама, важно обратить внимание на формальные особенности. Произведение состоит из семи строф-двустиший, соединённых смежной рифмовкой: тип aa-bb (например, слёз-желёз, скорей-фонарей)

Автором используются закрытые мужские рифмы, позволяющие создать эффект ритмической «оборванной» фразы, читающейся на одном выдохе и завершающейся логическим ударением на конце слова. Весь монолог героя напоминает тихую речь, в финале перешедшую в шёпот. Этому также способствует использование четырёхстопного анапеста в качестве размера, поскольку анапест из всех существующих наиболее приближен к разговорной речи.

Таким образом, в «Ленинграде» Мандельштама воплощены главные страхи и трагедии времени, которым суждено будет сбыться: спустя 3 года после написания стихов Осип Мандельштам впервые будет арестован и осужден. «Ленинград» — это поэтическая попытка зацепиться за ускользающее прошлое, отгородиться от неизбежного страшного будущего. Попытка, обречённая на провал.

Идейно-композиционная основа

Произведение по форме представляет собой монолог лирического героя, обращённый к Петербургу. Несмотря на то что в стихи написаны то от первого, то от второго лица, это именно монолог, а не диалог с городом. Город безмолвен. В стихотворении чередуются строки, имеющие разных адресатов.

  • обращённые к читателю;
  • внутренние монологи, направленные к самому лирическому герою;
  • обращения к страшному городу, попытка достучаться до его знакомой сущности.

«Быть может, я тебе не нужен, Ночь», — напишет Мандельштам в 1911 году в стихотворении «Раковина». Здесь это лишь страх оказаться отрезанным от природы, от мироздания, опустошённым творчески. Ночь для Мандельштама ещё является чем-то светлым, таинственным и дарующим силу. В 1920 году он пишет стихотворение «Ласточка», где ночь уже наравне с тишиной является символом потустороннего, тёмного мира, который противостоит светлому поэтическому слову.

В «Ленинграде» же ночь — время проявления худших человеческих сторон: именно в ночные часы случается большая часть арестов. Стихотворение пронизано атмосферой мрачности и безысходности. Всё, что остаётся герою — ждать неминуемого ареста, мучаясь бессонницей, ожидая, когда стихнут шаги на чёрной лестнице.

Критика

Критическому анализу поэзия Мандельштама подверглась в годы правления Советской власти. Тогда некоторые произведения поэта были признаны «антисоветскими», а сам автор попал в список запрещенных к печати и любому виду издания литераторов. В работах Осипа Мандельштама советские критики видели излишнюю чувственность и совершенно ненужную советскому человеку мечтательность, отвлекающую пролетариат от трудовых будней и светлого будущего.

В советское время «Камень» Мандельштама практически не издавался, и особую популярность среди широких читательских масс работы поэта получили лишь в конце восьмидесятых годов, когда наряду с известными произведениями других запрещенных авторов были переизданы и работы Осипа Мандельштама.

Тянется лесом дороженька пыльная

Тянется лесом дороженька пыльная, Тихо и пусто вокруг, Родина, выплакав слезы обильные, Спит, и во сне, как рабыня бессильная, Ждет неизведанных мук.

Вот задрожали березы плакучие И встрепенулися вдруг, Тени легли на дорогу сыпучую: Что-то ползет, надвигается тучею, Что-то наводит испуг…

С гордой осанкою, с лицами сытыми… Ноги торчат в стременах. Серую пыль поднимают копытами И колеи оставляют изрытыми… Все на холеных конях.

Нет им конца. Заостренными пиками В солнечном свете пестрят. Воздух наполнили песней и криками, И огоньками звериными, дикими Черные очи горят…

Прочь! Не тревожьте поддельным веселием Мертвого, рабского сна. Скоро порадуют вас новоселием, Хлебом и солью, крестьянским изделием… Крепче нажать стремена!

Скоро столкнется с звериными силами Дело великой любви! Скоро покроется поле могилами, Синие пики обнимутся с вилами И обагрятся в крови!

1906 год

Образ города

В ходе анализа «Ленинграда» Мандельштама необходимо прежде всего обратиться к заглавию текста. Название символично и во многом выражает его основную идею. В первой строфе стихотворения местность не называется по имени, именуясь «городом, знакомым до слёз». Но внимательный читатель понимает, что городом детства для Осипа Мандельштама является именно Петербург.

Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама. Это город, омываемый Невой, украшенный гранитными мостовыми, вдохновляющий творцов и сам являющийся произведением искусства. С Петербургом связаны творческие фантазии автора, воспоминания о светлых днях детства и ученичества. В стихотворении «Адмиралтейство» 1911 года Мандельштам провозглашает Петербург центром всемирных вечных морей, пространством красоты и творческой энергии.

Только к любимому городу готов обращаться лирический герой Мандельштама, поэтому в дальнейшем в стихах город упоминается именно как Петербург, хотя в действительности это уже Ленинград. Это же название вынесено в заглавие стихотворения.

В Ленинграде лирическому герою попросту нет места. Символическое и сюжетное пространство наполняют чужие и страшные вещи.

  • предательски жёлтый свет ленинградских фонарей;
  • адреса мёртвых друзей;
  • постоянная слежка;
  • страх и одиночество.

Ленинград предрекает герою гибель и страдание. В городе не осталось ничего, что было дорого сердцу лирического героя, ничего, за что мог бы зацепиться взгляд. Ещё хранятся почему-то адреса и телефоны знакомых, но всё бессмысленно, ведь некогда знакомые люди уже ушли в небытие. Герой не узнаёт в страшном и полном несчастий месте «свой» город, в который мечтал вернуться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: