Адреса
Адреса в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на доме Е. Ф. Муравьёвой — наб. реки Фонтанки, 25; открыта 29 мая 2001 года. Скульптор В. Э. Горевой.
- Лето 1812 года — доходный дом Балабина (Большая Садовая ул., 18);
- весна 1813 года — дом Баташова (Владимирская ул., 4);
- май — июль 1813 года — дом Сиверса (Почтамтская ул., 10);
- конец 1814 — февраль 1815 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
- 1818 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
- весна 1822 года — гостиница «Демут» (наб. реки Мойки, 40);
- май — июнь 1823 года — дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
- ноябрь 1823 — май 1824 года — доходный дом Имзена (наб. Екатерининского канала, 15).
Адреса в Вологде
- 1833—1844 — Советский пр., 20 — Дом Соковикова;
- ул. Батюшкова, 2 — Дом (построен в 1810 году) Г. А. Гревенса, племянника и опекуна К. Н. Батюшкова. Здесь Батюшков прожил в угловой комнате на верхнем (втором) этаже последние 22 года жизни.
- Усадьба Батюшковых
Жанр, направление и размер
Как уже было сказано, сам Батюшков определил жанр своего лирического произведения, как элегия – стихотворение грустного содержания. Константин Николаевич предопределил настроение стихотворения жанром.
Говоря о направлении, в котором трудился поэт, стоит отдельно отметить, что Батюшков в некотором роде первооткрыватель романтизма в России. Конечно, манифест романтизма принадлежит не ему, но именно его труды стали неким стандартом романтических жанров.
Стихотворение написано ямбом, стихотворным размером, который спустя время Бахтин провозгласит самым патриотичным для русского стихосложения. Элегия динамична и сильна, в ней мало лирических отступлений и снижений темпа, поэтому использование именно ямба весьма аргументировано и мотивировано.
Война 1812 года в стихотворениях Жуковского «Певец во стане русских воинов» и Батюшкова «К Дашкову»
Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну.
И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.
Жуковский пишет:
Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку! Запьем вином кровавый бой И с падшими разлуку. Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О, вемогущее вино, Веселие героя!
Батюшков:
Мой друг! я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары.
И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, Родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.
Но, несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:
За гибель — гибель, брань — за брань, И казнь тебе, губитель! Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть! Вселенная: спасенье!
Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.
Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.
Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:
Я видел сонмы богачей, Бегущих в рубищах издранных, Я видел бледных матерей, Из милой родины изгнанных!.. Лишь угли, прах и камней горы, Лишь груды тел кругом реки, Лишь нищих бледные полки Везде мои встречали взоры!..
Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому “послужной список”. Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.
Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.
Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.
На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося. Война для поэта — безусловное зло.
Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война — это горе. Поэт знал это не понаслышке
Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять
Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга
Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.
- Назад
- Вперед
Образы и символы
Исходя из самого названия элегии, становится ясно, что главным образом лирического стихотворения является образ друга. Другом в данном стихотворении выступает не кто иной, как сам Вяземский.
Кроме того, стихотворение «К другу» изобилует лексикой, которую нельзя назвать типичной или широко узнаваемой. Рисуя картину античного мира, автор использует много имен собственных и названий, которые знают далеко не все. Так, во второй строфе мы встречаем слово «Фалерн». Автор намеренно использует данное слово, отсылая нас в античную Грецию, ведь именно так древние греки называли красное вино
Возможно, неискушенный читатель и не поймет отсылки, но Батюшков интригует человека, заставляет его обратить особое внимание на отдельные символы. Также стоит упомянуть не совсем понятное для многих слово «Веспер» — древнее название ярчайшей звезды небосвода – Венеры
Автор мастерски играет словом, он не говорит прямо о том, что обращается к античной истории, а элегантно намекает читателю. Таким же словом-намеком можно считать «храмины», на пепле которых слагается венок веселья. Храмины – древнее название сооружения с высокими сводами. Использование историзмов – слов, создающих оттенок эпохи, только подогревает интерес читателя лучше разобраться в лирическом произведении. В стихотворении мы встречаем два имени: Лила и Харита. Это два божественных имени неслучайно следует рассмотреть в паре. Автор, желая рассказать о мирской идиллии, называет Лиру – символ свободы и свободной воли и Хариту – символ мирской красоты и радости.
Лирический герой – проекция сознания автора. Это восторженный и романтичный человек, умный и начитанный собеседник. В его послании к другу угадывается феноменальная эрудиция Батюшкова. Конечно, такому интеллектуально развитому поэту трудно найти достойных друзей, и тем ценнее для него такой близкий товарищ, как Вяземский.
Также стоит отметить важный символ — символ веры. Вера – все, что осталось у автора на момент написания стихотворения. У него до сих пор перед глазами страшные и кровавые картины войны, сотни трупов, изуродованные тела тех, кто вопреки всему остался жить, плач и крики женщин и детей. Все, что остается Батюшкову – надеяться на то, что все будет хорошо
Лирический герой акцентирует внимание на том, что до войны все было прекрасно и радостно
Основная мысль стихотворения весьма логична и проста – совет искать мир и спокойствие в вере, в религии. Отказавшись от сует и мирских страданий, можно найти утешение и спокойствие души. Французы принесли только кровь и разруху в Россию. Батюшков не находит поначалу в себе силы писать об этом, ибо душа опустела от вида трупов и пепелища там, где еще «мгновение» назад красовалось царство и величие природы.
Смысл рецепта, который поэт выписывает другу, заключается в том, что автор на собственном примере показывает, что, отрекаясь от мирских проблем, закрывая свою душу от подобной черноты, открывая ее вере, человек может полностью насладиться всей радостью мира и утешиться.
Анализ стихотворения «К Дашкову» Батюшкова (2 вариант)
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
Молодой поэт, участник нескольких военных кампаний, Константин Николаевич Батюшков весной 1813 года пережил кризис мировоззрения. Итогом потрясения от увиденного в Москве после оставления города армией Наполеона стало стихотворение «К Дашкову».
p, blockquote 18,0,0,1,0 —>
Стихотворение написано в марте 1813 года. Его адресатом является Дмитрий Васильевич Дашков, приятель поэта по литературному кружку «Арзамас». К. Батюшкову в эту пору 26 лет, Д. Дашкову — 24 года. Первый добровольцем, вопреки воле отца, отправился участвовать в военных походах того времени, второй избрал иную долю: способный и даровитый, Д. Дашков быстро поднимался по карьерной лестнице в министерстве юстиции. К. Батюшков воевал и в Отечественную войну 1812 года, видел разоренную Москву после нашествия французов и великого пожара. Получив дружеское легкомысленное письмо, поэт пылко отвечает, что сердце его ранено окружающими бедствиями, ему не до веселья и любви.
Ещё по теме: Константин Батюшков ~ Есть наслаждение и в дикости лесов…(+ Анализ)
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
Утонченный, любивший все европейское, ценивший французскую доблесть и философию, поэт испытывает страшное разочарование. Чужбина больше не кажется ему просвещенной. Он любит свое Отечество и разделяет с русским народом тяготы войны.
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
По жанру — гражданская, патриотическая лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам автор. По композиции условно делится на 2 части: в первой — описание своих впечатлений от народных бедствий в сожженной Москве, во второй — полемика с другом о темах для творчества, уместных в это тяжелое время.
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
Лексика возвышенная, местами церковнославянская (перси, чада, на первый взгляд, неправильное ударение в рифмах «издранных-изгнанных»). Стихотворение изобилует восклицаниями и обращениями.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
Много повторов: я видел, и там, лишь, нет. Трижды поэт проезжал в тот период через Москву (отсюда выражение «трикраты»). В заключительных строках тоже трижды он готов встать в первые ряды сражающихся храбрецов. Античная тема здесь подается с досадой: поэт отрекается от «харит и муз» (божеств увеселений и искусств), девушек, привычно называемых Армидами (героиня книги) и цирцеями (хоть это и имя злой волшебницы, но К. Батюшков нарочно пишет его со строчной буквы), не в силах воспевать он «среди могил друзей». «Москва, отчизны край златой», «пред златоглавою Москвой» — в этих эпитетах он подчеркивает былую славу и мощь города.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Описывая другу ужасы, постигшие Москву в 1812 году, поэт-воин К. Батюшков, живописует перед современниками и будущими поколениями картину, представшую перед его глазами. Стихотворение «К Дашкову» — плод не отвлеченного вдохновения, а рассказ свидетеля, до сих пор трогающий сердца читателей.
p, blockquote 24,0,0,0,0 —> p, blockquote 25,0,0,0,1 —>
Война и психическая травма
В 1808 г. Батюшков принимает решение отправиться добровольцем на войну со Швецией. Этот патриотический порыв сильно повлияет на последующую судьбу поэта.
Потеряв на поле брани многих боевых товарищей и увидев, что собой представляет подлинное лицо смерти, он взял отпуск и уехал в гости к сестрам в деревню Хантаново.
В этот период биографии Батюшков стал совершенно другим человеком. Он был чрезвычайно эмоциональным и впечатлительным. Порой с ним случались галлюцинации.
Интересен факт, что во время переписки с Гнедичем, Батюшков однажды признался, что если проживет еще лет 10, то, наверное, сойдет с ума.
Однако на помощь юноше, получившему психологическую травму на полях сражений, всегда приходили друзья и родственники, делавшие все возможное, чтобы как-то успокоить и ободрить его.
В 1809 г. Константину Николаевичу удалось познакомиться с Карамзиным и Жуковским (см. интересные факты о Жуковском), которые произвели на него потрясающее впечатление.
В скором времени ему помогли устроиться в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Интересен факт, что одним из его сослуживцев был известный баснописец Иван Крылов.
Итальянский период
После нескольких лет метаний, лечения, творчества Батюшкову в конце концов удалось устроиться в Италию на дипломатическую службу. Случилось это в 1819 году. Но исполнение заветной мечты о жизни в Италии произошло слишком поздно: здоровье Константина не улучшилось, он не ладил с начальником и был одинок, так как не многие русские жили тогда в Неаполе. Там начались заметные проявления психического заболевания.
Через два года он подал в отставку.
Его последнее «здравое» стихотворение написано между 1821 и 1822 годами. Творческая биография Батюшкова закончилась.
Начались «немые» последние десятилетия жизни поэта. Он провел их в Вологде, в доме племянника, назначенного опекуном. Константин прогуливался по городу, посещал театр, улыбался детям. Он ушел из жизни 19 июля 1855 года.
Батюшков мой гений — анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков — 3 ответа
Автор Ѝдик Лакисов задал вопрос в разделе Домашние задания
анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila SharukhiaСтихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта. В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность.
И уже на уровне жанра можно оценить новаторство и самобытность Батюшкова, его отличие от многих предшественников и современников.Элегия «Мой гений» написана в ином эмоциональном ключе.связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман.
Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной.О память сердца! ты сильнейРассудка памяти печальной,И часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальной.
В стихотворении используется традиционная для любовной темы поэтическая лексика и фразеология. Однако при удивительной прозрачности и ясности стихотворение Батюшкова завораживает каким-то ускользающим смыслом, в нем ощущается нечто, что выводит его содержание за рамки только любовной темы.
В мифологических словарях указывается, что Гений первоначально понимался как «олицетворение внутренних сил и способностей» .
В словаре стихотворения преобладают лексемы и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического субъекта и выражающие его состояние или его оценки и восприятие: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.
Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой) . Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста.
Можно сказать, что «Мой гений» в высшей степени соответствует требованию, предъявляемому Батюшковым к поэтическому тексту: текст должен быть ясен, а его композиция стройной.Стихотворение не разбито на строфы, но тематически (и ритмико-синтаксически) отчетливо делится на три части: 4 + (4 + 4) + 4.
Первая часть посвящена «памяти сердца» , вторая — портрету «пастушки» , третья — «хранителю гению» .Первые две строки, задающие противопоставление «сердце — рассудок» , строятся по принципу параллелизма, однако это неполный параллелизм, и грамматические различия оказываются значимыми: асимметричность приводит к появлению добавочных смыслов.Центральная часть элегии — портрет «пастушки» — занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание) . «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость» , это почти бесплотное видение.Концовка стихотворения возвращает к его началу («память сердца пленяет сладостью» — «хранитель гений усладит печальный сон» ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается.
Если учесть сильные позиции текста, то выстраивается ряд: мой гений (заглавие) — память сердца (начало текста) — моя пастушка (начало третьего четверостишия) — хранитель гений (начало последнего четверостишия) — любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) — печальный сон (конец текста) . Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами, относящимися к одному денотату. Мой гений, таким образом, предстает синкретичным образом, многозначным и многоплановым.
Ответ от Евгений ПустыльникрррркОтвет от Елена ШипероваОтсюда:
ссылка
ссылкассылкаОтвет от 3 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. БатюшковОтвет от 3 ответа Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Война 1812 года в стихотворениях В. Жуковского “Певец во стане русских воинов” и К. Батюшкова “К Дашкову”
Перечитаем
два стихотворения, посвященных войне 1812 года. Одно написано накануне сражения
при Тарутине, второе — уже после того, как неприятель был изгнан за пределы
России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях
отражены два совершенно различных взгляда на войну.
И
Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война
— удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.
Жуковский пишет:
Наполним
кубок круговой!
Дружнее!
руку в руку!
Запьем
вином кровавый бой
И
с падшими разлуку.
Кто
любит видеть в чашах дно,
Тот
бодро ищет боя…
О,
вемогущее вино,
Веселие
героя!
Батюшков:
Мой
друг! я видел море зла
И
неба мстительного кары:
Врагов
неистовых дела,
Войну
и гибельны пожары.
И
в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого
начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси,
Родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее
бессмысленности.
Но,
несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли.
Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся
призывы:
За
гибель — гибель, брань — за брань, .
И
казнь тебе, губитель!
Вожди
славян, хвала и честь!
Свершайте
истребленье,
Отчизна
к вам взывает: месть!
Вселенная:
спасенье!
Читая
эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы
поэта.
Батюшков
же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не
отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.
Вообще
Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит
оборотную, непарадную сторону войны:
Я
видел сонму богачей,
Бегущих
в рубищах издранных,
Я
видел бледных матерей,
Из
милой родины изгнанных!..
Лишь
угли, прах и камней горы,
Лишь
груды тел кругом реки,
Лишь
нищих бледные полки
Везде
мои встречали взоры!..
Жуковский
перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому свой “послужной
список”. Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников,
помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству
современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его
переписывали, читали, учили наизусть.
Стихотворение
Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное,
что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В
остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.
Надо
заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся
агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например,
во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя,
оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты
задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и
бессмысленности.
На
мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической
воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское
осмысление случившегося, война для него.— безусловное зло.
Лично
мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война есть
горе. Поэт знал это не понаслышке
Но нельзя и не признавать важной роли
стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов,
внушило им волю к победе
Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два
стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят
между собой, а дополняют друг друга.
Темы и настроение
Создавая яркую картину послевоенной разрухи, акцентируя внимание на некоторой незащищенности мира и мирного времени, Батюшков наполняет свое стихотворение не обычной грустью, а философской. Одним из важных вопросов, поставленных в произведении, становится вопрос о хрупкости мироздания и о скоротечности жизни – вечные философские вопросы для творцов.
Но основная тема стихотворения – война. Автор создает целую панораму образов того, что изменилось в худшую сторону
Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила»
Автор создает целую панораму образов того, что изменилось в худшую сторону. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила».
Тема веры играет большую роль в произведении. Спасение лирический герой находит в религии. В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, «возлетая духом в мир лучший». Стоит повториться, что преимущественно настроение стихотворения грустное. Грусть представлена где-то с ностальгическими нотками, где-то с оттенками надежды и веры.
Тема дружбы также присутствует в стихотворении. Автор пишет другу, чтобы поддержать его в смутные времена для России. Он спешит поделиться с ним своим рецептом избавления от тоски.
Болезнь Батюшкова
Вскоре в биографии Батюшкова начались тяжелые дни. У него появилась мания преследования. Поэту казалось, что его везде преследуют тайные враги.
Интересен факт, что подобная болезнь была и у одной из его сестер – Александры.
Когда Батюшкову исполнилось 30 лет, из жизни ушел его отец. Это привело к тому, что он начал подолгу думать о смысле жизни и размышлять над религиозными вопросами.
В период биографии 1819-1821 гг. Батюшков был членом дипломатической миссии в Неаполе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление, однако он постоянно тосковал по России.
В это время с ним случается нервный срыв, после чего у поэта начинают проявляться ярко выраженные признаки шизофрении. В это время им было написано стихотворение «Завещание Мельхиседека».
С каждым месяцем Константину Батюшкову становилось все хуже. Мнимые преследования сделали жизнь писателя и окружавших его людей невыносимой. В итоге его положили в психиатрическую больницу.
После 4 лет лечения его отправили в Москву.
Однажды к Батюшкову в гости приехал Александр Пушкин, который был потрясен ужасным видом поэта. Спустя некоторое время Пушкин напишет знаменитое стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».