Смысл произведения
Стихотворение «Ангел» М. Ю. Лермонтова принадлежит к эпическим романтичным произведениям. Состоит оно из четырех четверостиший и рассказывает о рождении на земле новой жизни. По небу летит ангел, поющий прекрасную песню о рае, блаженстве безгрешных духов. Он несет с собой Душу, чтобы воссоединить ее с телом в момент, как ребенок появится на свет. Чистой душе младенца ангел обещает вечный рай при условии праведной жизни и искренней веры в Бога.
К сожалению, человеку с самого детства приходится сталкиваться с печалью, обидами, болью, унижением. Земная жизнь далека от блаженства Небес, но все же в глубине души звучит прекрасная песня ангела, которая не позволяет опустить руки, разувериться в своих силах. Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» позволяет увидеть мелодичность произведения. Своей нежностью оно и правда напоминает песню. Добиться умиротворяющей атмосферы автору удалось при помощи свистящих и шипящих звуков, преобладающих в стихе. Они создают эффект парения ангела над землей и являются отличным фоном.
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Белый ангел»
У каждого человека есть свой ангел-хранитель, о чем Константин Бальмонт знал с самого рождения. Однако на рубеже 19 и 20 веков многие молодые люди считали религию предрассудком и пережитком прошлого. Бальмонт в этом отношении не являлся исключением, так как вместе с идеями символизма открыто проповедовал революционные догмы, за что и поплатился в 1901 году, приняв участие в студенческом митинге. В итоге, попав в число неблагонадежных людей, поэт был выслан из Петербурга и лишен права на пребывание в крупных российских городах сроком на 3 года.
Переосмысление событий этого периода пришло к Бальмонту несколько позже, и именно тогда, в 1903 году, было написано стихотворение «Белый ангел», в котором поэт не только признал существование высших сил, но и понял, что именно они спасли его от незавидной участи юных бунтарей. Ведь часть товарищей Бальмонта после студенческого митинга была лишена дворянства и сослана в солдаты. Многие из них уже никогда не вернулись домой, став жертвой шальных пуль на кавказских просторах. Именно поэтому поэт, вспоминая свою жизнь, признается, что с самого детства находился под защитой белого ангела, который часто приходил к нему во сне «с улыбкой сожаления в глазах», словно бы предсказывая будущее маленького мальчика. Впоследствии ему суждено будет пройти через множество жизненных испытаний, однако именно благодаря ангелу судьба будет хранить поэта от глубоких потрясений, бед, нищеты и тюрьмы. Осознавая это, в своем стихотворении Константин Бальмонт признается: «Свет храню я этих беглых встреч». В душе поэта, замусоренной модными политическими веяниями, все же есть потаенный уголок, где безраздельно властвует белый ангел – символ детской безмятежности, счастья, любви и веры.
Поэт убежден, что духовное начало должно быть в каждом человеке основой, его незримым стержнем. Только в этом случае у «холодного разума» будет достойный противовес, благодаря которому любые поступки будут совершаться с любовью в сердце, а не под воздействием прагматизма. «Я верю в Небо, синее, родное, где ясно все неясное пойму», — утверждает поэт, считая, что он не одинок в своих убеждениях. Поэтому когда он смотрит в глаза других людей, сияющие такой же искренней любовью, то видит в них своего старого знакомого – белого ангела, которого считает «таинственным и близким с давних пор», деля с ним все свои невзгоды и мимолетные радости.
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Я не люблю иронии твоей»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Свобода»
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»
- Анализ стихотворения Александра Блока «Песня Офелии»
От детских дней одна черта пленила Мои мечты, в чьих зыбях таял сон, В глаза печальный отблеск заронила, В мой ум вошла как дальний тихий звон.
Мне снился грустный ангел, белоснежный, С улыбкой сожаления в глазах, Я с ним дышал одной печалью неясной, Я видел бледный Рай в его слезах.
Он мне являлся в разные мгновенья, И свет храню я этих беглых встреч. Есть проблески, которым нет забвенья, Есть взгляд без слов, его не молкнет речь.
Любил — еще люблю я — неземное, Ум сердца — луч холодному уму, Я верю в Небо, синее, родное, Где ясно все неясное пойму.
С небесным я душой не разлучаюсь, И встретив чей-нибудь глубокий взор, Я с ним, я с Белым Ангелом встречаюсь, Таинственным и близким с давних пор.
Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока
— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)
— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.
— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?
— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство. (Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)
— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.
— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?
— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?
— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)
— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?
— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость. (Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср. – «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?
— В чем символика этого образа?
Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».
Объяснение в любви
Не откладывая дело в долгий ящик, Блок с первых строк выкладывает свои чувства к супруге:
Далее идёт перечисление причин, которые вызвали любовь. Здесь и чистота (светлость) невесты, и открытие тайны возлюбленного, и ожидание долгой счастливой жизни. В Менделеевой Блок находит образы невесты, друга, сестры и дочери, не забыв и жену. Возможно, такими и должны быть настоящие отношения между супругами.
Заметим, что Блок пишет стихотворение через три года после женитьбы, поэтому сомнения в искренности чувств нет, ибо ему уже нечего завоёвывать, он лишь благодарит Любовь за то, что она позволила ему себя завоевать.
Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока
Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».
А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…
Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.
Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.
В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.
Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.
Символизм в творчестве А.А. Блока
Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.
Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов). Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной
В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения
Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Ангел хранитель
Александр БлокАнгел-хранитель
Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.Во мгле, что со мною всегда на земле.
За то, что ты светлой невестой была,За то, что ты тайну мою отняла.
За то, что связала нас тайна и ночь,Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.
За то, что нам долгая жизнь суждена,О, даже за то, что мы — муж и жена!
За цепи мои и заклятья твои.За то, что над нами проклятье семьи.
За то, что не любишь того, что люблю.За то, что о нищих и бедных скорблю.
За то, что не можем согласно мы жить.За то, что хочу и смею убить —
Отмстить малодушным, кто жил без огня,Кто так унижал мой народ и меня!
Кто запер свободных и сильных в тюрьму,Кто долго не верил огню моему.
Кто хочет за деньги лишить меня дня,Собачью покорность купить у меня…
За то, что я слаб и смириться готов,Что предки мои — поколенье рабов,
И нежности ядом убита душа,И эта рука не поднимет ножа…
Но люблю я тебя и за слабость мою,За горькую долю и силу твою.
Что огнем сожжено и свинцом залито -Того разорвать не посмеет никто!
С тобою смотрел я на эту зарю -С тобой в эту черную бездну смотрю.
И двойственно нам приказанье судьбы:Мы вольные души! Мы злые рабы!
Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!Огонь или тьма — впереди?
Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?Вдвоем — неразрывно — навеки вдвоем!
Воскреснем? Погибнем? Умрем?
I love You, Guardian Angel in the mist.In the gloom, that with me is always on the ground.
Because you were a bright bride,Because you took away my secret.
Because the mystery and night bound us together,That you are my sister, and the bride, and the daughter.
For the fact that our long life is destined,Oh, even for the fact that we are husband and wife!
For my chains and your spells.For the curse of the family over us.
For not loving what I love.For that I mourn for the poor and the poor.
For what we can not according to we live.For what I want and dare to kill —
To revenge the faint-hearted, who lived without fire,Who so humiliated my people and me!
Who locked the free and strong in jail,Who did not believe my fire for a long time.
Who wants to deprive me of money for the day,I want to buy obedience from my dog …
Because I»m weak and ready to accept,That my ancestors are a generation of slaves,
And the tenderness of the soul killed the poison,And this hand will not raise the knife …
But I love you and for my weakness,For bitter share and strength of yours.
With fire burned and lead filled -Nobody dares to break it!
With you I looked at this dawn -With you in this black abyss I look.
And the order of destiny is dual to us:We are free souls! We are evil slaves!
Be obedient! Dare! Do not leave! Back off!Fire or darkness — ahead?
Who»s calling? Who»s crying? Where are we going?Together — inextricably — forever together!
Are we going to be resurrected? We»ll die? Dying?
August 17, 1906
Белое и чёрное
Вместе с тем, Александр понимает, что супружество – это не только кайф семьи, но и обязанность идти на компромисс. Сейчас поэт связан цепями семьи, но это его не огорчат, более радует.
У Александра и Любови разные взгляды на некоторые вещи, они не всё одинаково любят, но это лишь позволяет дополнять друг друга. На 100% жить в согласии не получается, но может ли быть такое согласие, если оба человека не жалуются на своё воспитание и образование. Жизнь каждого текла своим чередом, сейчас они вместе и имеют свои точки разногласий и соприкосновений.
Блок готов идти вместе с предметом своего обожания в огонь и тьму, ибо знает, что Любовь его не покинет и всегда будет рядом. В концовке стихотворения, обращаясь к своему ангелу-хранителю, автор подчеркивает чувства строкой:
Вдвоем — неразрывно — навеки вдвоем!
При этом не важно, что ждёт судьбу за поворотом – Блок готов перейти через смерть и воскреснуть, если рядом с ним будет дорогой сердцу человек. Пусть ангел поэта многолик, но так и должно быть, ибо любовь не приемлет рабства и полного согласия одного человека с другим
Аудио
В финале анализа предлагаем послушать это стиховотрение Блока в аудио варианте. Читает Анатолий Сяська.
ТОП русской поэзии
- Анна Ахматова
- Александр Блок
- Валерий Брюсов
- Иосиф Бродский
- Иван Бунин
- Константин Бальмонт
- Зинаида Гиппиус
- Николай Гумилёв
- Сергей Есенин
- Николай Заболоцкий
- Михаил Лермонтов
- Владимир Маяковский
- Осип Мандельштам
- Николай Некрасов
- Борис Пастернак
- Игорь Северянин
- Федор Тютчев
- Афанасий Фет
- Марина Цветаева
Анализ стихотворения «Сусальный ангел» Блока
Считается, что стихотворение «Сусальный ангел» Александра Александровича Блока навеяно рассказом Л. Андреева «Ангелочек», созданном в 1899 году.
Стихотворение написано в 1909 году. Его автору в эту пору 29 лет, он женат, известен в литературных кругах. В этот период в его семье случается несчастье: умирает ребенок. А зимой умирает его отец. Вместе с женой он едет в заграничное путешествие, чтобы сменить обстановку, прийти в себя. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, состоит из 6 строф. Поэт чередует женские и мужские, открытые и закрытые рифмы. Лирический герой – рассказчик, наблюдатель. Композиция сюжетная. Ожидание Рождества в детстве – один из самых волнующих моментов зимы. Особенно в описываемую А. Блоком дореволюционную эпоху. Красавица-елка надежно закрыта за дверями. Сусальный ангел, встречающий Рождество уже не в первый раз, «смотрит в щелку на играющих детей». Вообще, сусальный (золоченый или посеребренный) ангел мог быть и восковым, и съедобным. В стихотворении, скорее всего, имеется в виду леденцовая фигурка, раз уж у него «сахарные ножки».
Старенькая няня подбрасывает дров в печку, в доме жарко и весело. Наконец, детский праздник начался. Соскучившаяся за год по ангелу девочка, дочь хозяев дома, бежит искать его в ветвях. Не может быть, чтоб эта «сладкая лужица» — это все, что от него осталось. «Няня ворчит»: подумаешь, какая малость. Кто ж знал, что он такой ненадежный. Ну, ничего, купят другого, еще лучше этого, немецкого. Растаявший ангел сравнивается поэтом и с ребенком, и с мечтами: тают крылья крошки, головка падает назад… Почти с мстительным отчаянием поэт добавляет: ломайтесь, тайте и умрите, созданья хрупкие мечты. «Что в вас толку?»: зачем этому миру красота, талант? «О вас поплачет шалунья девочка-душа»: оплакивание детским сердцем – единственная благодарность за то, что были такие ангелы и мечты в далеком прошлом. Впрочем, и ребенок поплачет «лишь раз», быстро утешится. Эпитеты: горит светло, ярким пламенем, житейской суеты. Олицетворения: ему не больно и тепло, сломались ножки. Повторы: наглухо, оглохла. Почти злорадная ирония над собой: потом и лужица засохла. Призывы в повелительном наклонении: Так! Погибайте! Ломайтесь. Анафора: под ярким, под гул. Метафора: девочка-душа. Многоточия сменяются восклицаниями и вопросами, завершается произведение вновь бессильным многоточием.
На пороге своего тридцатилетия А. Блок переживает жизненный и творческий кризис. Его «Сусальный ангел» — одна из первых трещин в его проникнутых символизмом взглядах на мир.
Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
История создания
Шедевр мировой лирики, стихотворение «Ангел» было написано Пушкиным в 1827 году, после возвращения из Михайловской ссылки. Это стихотворение явилось символом духовного возрождения поэта, в душе которого отбушевали молодые страсти, остыла горечь разочарования.
Причиной духовного перерождения становится любовь.
Стихотворение посвящено самой постоянной и, пожалуй, сильной из всех душевных привязанностей Пушкина — графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой.
Ей же посвящены такие стихи как «Талисман», «Сожжённое письмо» и многие другие жемчужины его любовной лирики. Есть мнение, что ее же чертами поэт наделил свою любимую героиню Татьяну Ларину.
К моменту написания «Ангела» их одесский роман остался в прошлом, но воспоминания о любимой женщине по-прежнему наполняют душу поэта трепетом священного восторга.
Глубина блоковских чувств
Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.
Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.
Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»
Поэтический текст был создан летом 1906 г., в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения.
«Мгла» – так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: «светлая невеста», сестра, дочь и жена.
В первой строке декларируется любовь героя к своему Ангелу, а ниже возникают подробные объяснения причин высокого чувства. В числе последних – тайна, объединившая двоих, предчувствие «долгой жизни», неясные ощущения скованности и околдованности. Ряд родовых факторов заканчивается романтической категорией «проклятья семьи».
Отталкиваясь от разногласий в личных предпочтениях, лирический субъект переходит к социально-нравственным характеристикам: сострадание к униженным соседствует в душе героя с презрением к малодушным и жаждой возмездия, которое должно покарать тиранов.
Следующий эпизод занимает самокритика: слабость и смирение потомка «рабов» противопоставляются силе и «горькой доле» Ангела.
Тему двойственности судьбы подготавливает антитеза зари и «черной бездны». За ней следует более эмоциональный контраст между «вольными душами» и «злыми рабами». Несовместимые категории парадоксальным образом объединяются в лирическом «мы». Эффект катахрезы поддерживают четыре риторических восклицания, противоречащих между собой по содержанию.
В финале появляется череда риторических вопросов: неверные очертания будущего вызывают комплекс тревожных предположений. Лирический субъект видит лишь один надежный ориентир, островок постоянства среди зыбких ускользающих пространств. Преодолевать препятствия они будут вдвоем с Ангелом, «навеки» и «неразрывно». Завершающая строка, которая строфически выделена на фоне двустиший, возвращает читателя к неизвестным перспективам будущего.
Динамичная и экспрессивная интонация стихотворного текста сочетается с метафоричностью и характеризуется использованием лексики разных стилей – высокого и сниженного бытового. Обилие анафор – прием, напоминающий стилистические принципы лермонтовской «Молитвы» 1829 г. Два произведения объединяет стремление лирического «я» путем самоанализа определить свое жизненное и поэтическое кредо. Лермонтовский герой декларирует потребность быть свободным в жизни и творчестве, герой Блока не мыслит судьбы без своего многоликого ангела.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑