Анализ стихотворения Смычок и струны
Стихотворение «Смычок и струны» принадлежит перу Анненского – одного из поэтов «Серебряного века». Он особенно любил это своё творение. В жизни поэт был сдержанным человеком и обычно скрывал свои чувства, но при чтении «Смычка и струн» не мог оставаться спокойным. Очевидно, это произведение затрагивало его самые глубокие и трепетные чувства.
Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.
2 стр., 812 слов
Сочинение осколок снаряда порвал струны на скрипке
… (1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта … 20 — ____________________________________________________. Предложение №27 — ____________________________________________________. 5. Продолжи сочинение и проиллюстрируй 2 функции многоточия. Первая, всем известная функция …
Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:
Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!
При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:
Кому ж нас надо? Кто зажёг Два жёлтых лика, два унылых. И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.
Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:
«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала д а , Но сердцу скрипки было больно.
Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:
Смычок всё понял, он затих, А в скрипке это всё держалось. И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.
Здесь трагический разрыв между внешним благополучием и скрытым страданием оттеняется игрой слов, ведь «музыка», лишенная сердцевины (среднего слога), становится «мукой». Это созвучие противоположностей создаёт впечатление траура, которое подчёркивается эпитетом «чёрный» в заключительной части стиха:
Но человек не погасил До утра свеч. И струны пели. Лишь солнце их нашло без сил На чёрном бархате постели.
На протяжении всего стихотворения сохраняется грустное, печальное настроение. В двух местах автор использует восклицательные знаки для того, чтобы показать не восторг, а всю горечь происходящего. Вопросы, остающиеся без ответа, усиливают мучительные переживания героев. Эпитеты «тяжёлый», «тёмный», «унылых» и слова «бред», «тьму», «расстанемся», «больно» подавляют редкие проявления света «мутно-лунны», «жёлтых», «зажёг». Но в конце картина изменяется: наступает утро, восходит солнце, а слово «постель» наводит на мысль об отдыхе. Здесь проступают христианские мотивы: тех, кто не останавливается в своём стремлении к высшему счастью, Бог доведёт до светлой обители, где они обретут успокоение от всех прошлых страданий.
Стихотворение «Смычок и струны» написано очень выразительным образным языком и производит неизгладимое впечатление на душу читателя. Не случайно оно стало самым известным произведением Анненского, которого вполне заслуженно считают поэтом большой психологической силы и тонкости.
Размер и рифмовка
Четырёхстопный ямб (с излюбленной Анненским перекрёстной рифмовкой) — традиционный «повествовательный» размер русской лирики.
Банальность большей части рифм (вплоть до глагольных: держалось – казалось) представляется не небрежностью автора стихотворения, а тщательно продуманным фоном, на котором особенно ярко выступает свежая и сюжетно значимая рифма, связанная не только с развитием эротической сцены, но и задающая главный вопрос:
- «Среди миров», анализ произведения Анненского
- «Снег», анализ стихотворения Анненского
- «Старые эстонки», анализ стихотворения Анненского
- «Мучительный сонет», анализ стихотворения Анненского
- Анненский Иннокентий, биография и краткий анализ творчества
- «Старая шарманка», анализ стихотворения Анненского
- «Стальная цикада», анализ стихотворения Анненского
По писателю: Анненский Иннокентий Фёдорович
Метафора «смычок и струны» в контексте стихотворения
Метафора «смычок и струны» в стихотворении Анненского является одной из ключевых. Она символизирует взаимодействие музыкальных инструментов и создание гармонии в музыке. В стихотворении метафора используется для описания отношений между людьми, которые также должны взаимодействовать, чтобы создать гармонию в жизни. Смычок и струны также могут быть интерпретированы как мужское и женское начала, которые должны соединиться, чтобы создать новую жизнь. В целом, метафора «смычок и струны» в стихотворении Анненского является мощным символом единства и гармонии, который помогает читателю лучше понять глубинный смысл произведения.
Анализ стихотворения «Смычок и струны»
Строфа стихотворения «Смычок и струны» Анненского начинается с метафоры, которая является основной в данном произведении. Автор сравнивает человеческую душу с музыкальным инструментом, где «смычок» — это разум, а «струны» — это чувства. Таким образом, поэт говорит о том, что разум и чувства должны гармонично сочетаться в человеке, как струны и смычок в музыкальном инструменте.
Далее, Анненский использует метафору «звук» для описания того, каким должен быть человек, чтобы его душа звучала гармонично. Он говорит о том, что «звук» должен быть «чист и глубок», что символизирует чистоту и глубину человеческой души.
Также стоит отметить, что в стихотворении присутствует метафора «музыкальный инструмент», которая является образом для описания человека. Автор говорит о том, что «инструмент» должен быть «высоко настроен», что символизирует высокую духовность и моральность человека.
В целом, стихотворение «Смычок и струны» Анненского является ярким примером использования музыкальных метафор в литературе. Автор с помощью этих образов передает свою философскую мысль о том, каким должен быть человек, чтобы его душа звучала гармонично и красиво.
Тема, жанр и литературное направление
Тема соблазна, связанная с названием «Трилистника», в который входит данное стихотворение, трактуется в нём широко и в самых разных аспектах.
В жанровом отношении перед нами образчик интимной лирики, в разновидности метафорической истории любви, популярной в европейской лирике XIX века (классический пример – «Ein Fichtenbaum steht einsam…» («Одинокий кедр…») Генриха Гейне).
Смычок и скрипка – отнюдь не абстрактные символы мужского и женского начала, а полноценные персонажи, участвующие в любовном сюжете (впрочем, достаточно условном, чтоб не ломать лирическую структуру ради перерастания в лиро-эпическую миниатюру – балладу), даже с элементами эротизма, усиленным двумя завершающими сточками.
Казалось бы, в основе стихотворения лежит олицетворение: смычок и скрипка переживают всё то. что чувствуют влюблённые: желание, восторг и боль, которые приносит единение, изнеможение после соития.
Но, как всегда в поэзии Анненского, создаваемые им конкретные образы, объединённые в стройную художественную систему, не дают основания для расширительного толкования своего иносказательного, а именно метафорического, значения ни в сторону символа, ни в сторону олицетворения. Основной художественный приём Анненского – ассоциация, о чём точно писал Вячеслав Иванов ещё в 1910 году: «И.Ф. Анненский-лирик является … символистом того направления, которое можно было бы назвать символизмом ассоциативным. Поэт-символист этого типа берёт исходною точкой в процессе своего творчества нечто физически или психологически конкретное и, не определяя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций, имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне и ярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием, и иногда впервые назвать его — прежде обычным и пустым, ныне же столь многозначительным его именем». Так в данном стихотворении тема эротического соблазна, сливаясь с темой «высокой» любви, всё равно затем раздваивается на «многозначительные» (и созвучные!) имена муки и музыки:
Тропы и образы
Образ лирического героя стихотворения сливается с образом скрипача, «одушевившего» музыкальный инструмент. При этом не вполне ясно, для кого он играет. Исходя из последнего стиха предпоследней строфы («…Что людям музыкой казалось»), у него всё же есть слушатели («люди»). С другой стороны, вряд ли они слушали бы его всю ночь:
Если он играет для себя, то в предпоследней строфе («И было мукою для них, Что людям музыкой казалось») содержится просто рождённый автором афоризм, а вовсе не описание конкретной ситуации. Наконец, возможен и третий вариант «внешнего» сюжета: скрипач играл для своих гостей, но гости разошлись, а он, вовлечённый во «внутренний» сюжет, разворачивающийся между смычком и скрипкой, не может остановится до утра.
Таким образом, в центре лирического повествования, его «внутреннего» сюжета, всё же смычок и скрипка – не люди, а одушевлённые предметы.
«Там, где у Анненского вещь является не аксессуаром, а лирическим центром, — писала литературовед Лидия Гинзбург, — она не только не декоративна, но и вообще не статична, она вовлечена в движение. Вещи — скрипка, шарманка, будильник, испорченные часы, горящий фитиль, выдыхающийся детский шар — действуют, следовательно, меняются их соотношения с миром внешним и с тем внутренним, психологическим миром, которому они соответствуют. Через сюжетное движение вещей совершается лирическое исследование душевного процесса, детализация и конкретизация отдельных психологических состояний, которые в суммарной своей форме дали бы только отвлечённо-общие поэтические формулы — тоски, страха, разочарования или творческой радости».
Почему в итоговом сборнике поэт отказался от первоначального названия «Скрипка»? Почему скрипка вообще исчезла из названия и заменена струнами? Видимо потому, что «женское начало» должно обнаруживаться постепенно, по мере развития сюжета «слияния». При этом первые четыре строфы «рассказаны» как бы с точки зрения смычка и лишь последние две – с некой объективной, «человеческой» точки зрения.
Любовный экстаз – любовная мука, физически переживаемая скрипкой и смычком, – и она же музыка любви, эстетически переживаемая людьми – скрипачом и его слушателями, – оказывается вызванной некой внешней силой – внешней по отношению к любовникам, лишённым собственной воли. «Тяжёлый, тёмный бред» – вот что такое любовная страсть в первоначальном ощущении смычка (в первой строке стихотворения). И чем дальше образы-персонажи вовлекаются в любовный сюжет, тем больше хочется преодолеть этот «бред», навек сохранить достигнутый миг «слияния», и тем больше обнаруживается невозможность вечной гармонии и независимость любви от воли любящих (ведь «кто-то взял и кто-то слил их»):
Похожие работы:
Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия АнненскогоСтановление Виктора АстафьеваСудьба российской деревни 20-х — 30-х годов в романе М. Алексеева «Драчуны»Психология предательства в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот»Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача»Федот Кадушкин — трагическая фигура своего времени (по роману И. Акулова «Касьян Остудный»)М. А. Булгаков и театрМотив дороги в произведениях Аксёнова«Кончились всякие знамения, и наступили события…» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама «Заблудился я в небе — что делать?…»
«Смычок и струны» И.Анненский
«Смычок и струны» Иннокентий Анненский
Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.
Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»
Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто бы были написаны только вчера. Заслуга в этом не только самого Анненского, но и французских поэтов, которые автор с удовольствием переводил на русский язык, впитывая в себя хрупкость их слога и черпая вдохновение в витиеватых фразах. Что же касается творчества Анненского, то одним из христоматийных произведений, опубликованных при жизни поэта, стало стихотворение «Смычок и скрипка», созданное в 1908 году.
Не секрет, что музыка является одним из способов выражения человеческих чувств. Однако Анненский воспринимал ее как источник вдохновения и один из символов жизни. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Смычок и скрипка» автор провел параллель между людьми и неодушевленными предметами, наделив последних умением ощущать боль и радость, любовь и безразличие.
Героями этого произведения являются скрипка и смычок, которые людьми всегда воспринимаются, как единое целое. Однако это не так, потому что они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Точнее, по воле исполнителя музыка может возникнуть тогда, когда смычок нежно касается струн скрипки. В этом Анненский увидел высший символ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые, встретившись после разлуки, словно скрипка и смычок, не смогли поначалу даже узнать друг друга. Но некто невидимый вновь толкнул их в объятия и «вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их».
Для всех, кто был очевидцем того, что происходило, не было в увиденном ничего удивительного. Ведь скрипка и смычок рождены для того, чтобы звучала музыка. Но Анненский увидел в этом не просто набор нот и музыкальных фраз, а диалог двух живых душ, которые встретились для того, чтобы вновь расстаться. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось», — отмечает поэт. Он видит гораздо больше, чем другие, поэтому может понять, что на самом деле означает союз скрипки и смычка. Проводя параллель с миром людей, автор делает одно удивительное открытие, убеждаясь, что и в союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует чья-то воля. Когда влюбленные встречаются или же расстаются, мы привыкли считать это судьбой. Но мало кто задумывается о том, что изменить ее не под силу даже тем, кто готов горы свернуть ради своей «половинки». В итоге чувство любви нередко сопровождается ощущением собственного бессилия, ведь нам не дано знать, что произойдет в следующий момент. Смычку и скрипке в этом отношении повезло, так как «человек не погасил до утра свеч… И струны пели». Земная же любовь не может похвастаться таким постоянством и жертвенностью. Ведь каждый человек, в первую очередь, ощущает собственную боль, а уж потом пытается представить, что чувствует в этот момент тот, кого он любит. Плюс ко всему, у скрипки и смычка есть еще одно преимущество: они всегда будут рядом, сложенные в одном футляре. Люди же, расставаясь, уходят друга от друга навсегда, и никакая музыка в мире не может заставить их вновь воссоединиться, забыв взаимные обиды. В этом, по мнению поэта, состоит отличие между одушевленными и неодушевленными предметами. Но при этом любой союз, даже речь идет о скрипке и смычке, является весьма символичным и в нем не может быть ничего случайного.
Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Смычок и струны»
17 декабря 2015
Исследователь русского языка Иннокентий Анненский известен как представитель символистского направления в поэзии. Кому посчастливилось знакомиться с его немногочисленными стихотворениями, отмечают их утонченность и высокую образность. «Смычок и струны», по свидетельствам близких поэта, – одно из любимейших его творений собственного сочинения.
5 стр., 2413 слов
Сравнительный анализ стихотворений Блока «Россия» и Белого «Родина»
… в декаденстве и упаднических настроениях, что, впрочем, было свойственно многим автора рубежа столетий – переломной эпохи для жизни нашей страны. Взгляды автора Анализ стихотворения Белого «Родине» … дом…», анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение «Белая береза», анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина …
Поэзия стиха сложная, витиеватая. Анненскому довелось в работе переводчиком прочесть довольно много трудов французских мастеров пера. Обогатившись новыми изысканными оборотами речи, метафорами и литературными приемами, он создал в итоге шедевр изумительного стиля.
Символизм произведения – в теме главного сходства и противопоставления. Мир предметной природы описан в соотнесении с человеческой жизнью. Скрипка со струнами и смычок рисуются в стихотворении как образы женщины и мужчины, сперва связанные судьбой, а после – разорванные.
Трагизм и надрыв читается в строках, будто слышится отрывистая игра скрипача. Как для встречи струн со смычкой решающим является желание музыканта, так, по мнению автора, судьбой двух влюбленных сердец волен управлять только Бог, или случай, но никак не они сами. Если человек вправе сжалиться над дуэтом музыкального инструмента и играть хоть до самого утра при свете свеч. То любовью людей высшие силы часто пренебрегают, заставляя расставаться связанные сильными чувствами души.
Поэт прекрасно передал эмоции человека методом одушевления вещественного. Символы подобраны с поразительной уместностью. Центром композиции сам Анненский выделял строки предпоследней из шести строф. «…было мукою для них…» – с болью в душе, дрожащим до слез голосом декламировал поэт.
Размер стихотворения определяется как четырехстопный ямб. Рифмовка избрана традиционная – перекрестная. С применением ассоциативного метода и звуковых повторов автор строит каркас произведения. Сочетания слов звучат плавно и мелодично. Утверждение и противопоставление создает смысловое напряжение в четвертой строфе.
Неизбежность расставания после случайности встречи и тонкая мелодия бьющихся в унисон сердец в отведенное Богом время – вот зарисовка стиха, прекрасная, но трагическая.