Содержание
Книга Мандельштама «Камень» является, по сути своей, уникальным сборником, представляющим читателю все грани личности автора и различные стороны его поэтического мировоззрения. В сборник входят лирические произведения поэта, прозаические миниатюры и путевые наброски в стихотворной форме, сделанные Мандельштамом во время его путешествий по Европе.
Также поэт одним из первых в русской литературе начинает активно использовать монологическую форму изложения мысли, пользуясь формой изложения от первого лица. Это придает его работам оттенок искренности, делая произведения Мандельштама невероятно притягательными для читателя.
Пейзажная лирика занимает довольно большое место в сборнике, так как именно через описание величия природы поэт обычно показывает человеческую натуру, пытаясь понять предназначение человека, смысл его существования.
Анализ сборника «Камень» Мандельштама показывает, что для поэта не было запретных тем, свое вдохновение он находил в абсолютно любых темах. В сборнике присутствуют стихотворения о любви, войне, музыке, литературе и даже спорте.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Ленинград» — изменения, произошедшие в городе после революции. Лирический герой стихотворения, подобно самому поэту, возвращается в свой родной любимый город, но, несмотря на то, что это «город, знакомый до слез», теперь для героя становится страшно находиться в нем, он не испытывает прежнего чувства счастья и спокойствия. Изменилось не только название (большевики переименовали Санкт-Петербург в Ленинград), но и дух этого места: повсюду чувствуется опасность, повсюду нас преследуют основные мотивы казни, неволи и смерти: «В висок ударяет мне вырванный с мясом звонок»; «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».
Основная проблема в стихотворении «Ленинград» — страх. Зловещий деготь страха залил некогда любимый и знакомый город. Люди теперь не чувствуют себя в безопасности в этом месте. Всюду они находят мертвые и опасные воспоминания, всюду их преследуют мрачные символы принуждения и неволи. Сам герой пребывает в вечном страхе, ожидая ареста даже в своей постели.
Стихотворение «Ленинград» передает ощущение тревожности, предчувствия еще больших бед, в нем уже нет надежды на лучшее будущее, свойственное ранним стихотворениям поэта.
Особенности лирики О.Э. Мандельштама
Департамент образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
РЕФЕРАТ
По предмету литература
Тема: Особенности лирики О.Э. Мандельштама.
Проект допущен к защите
с предварительной отметкой
__________________________
Руководитель-консультант
Москва 2008 год
Стр.
1. Введение. ……………………………………………………….……..…3
2. Биография…………………………………………………………………4-7
3. Особенности лирики
· Сборники: «Камень» и «Tristia»……………………………8-9
· Особенности поэтического
языка О. Мандельштама…………..9-12
·
Тематика поэзии О.
Мандельштама……………………………12-19
4. Заключение…………………………………………………………….19-20
5. Словарь
терминов………………………………………………………21
6. Список используемой литературы…………………………………….22
Введение.
Прежде чем говорить о
творчестве Мандельштама, необходимо сказать о времени, в которое жил и творил
поэт. Это время – рубеж веков, знаменательное, тяжелое, яркое, насыщенное время:
буквально за 25 лет произошли события, которые коренным образом изменили уклад
жизни человека и его сознание. В это время жить было непросто, а уж творить и
подавно. Но, как часто бывает, в самое тяжелое время рождается прекрасное и неповторимое.
Именно таким был Осип
Мандельштам: неповторимым, самобытным, образованным — замечательным человеком и
талантливым поэтом. Вот как о нем писала в своих дневниках Анна Ахматова: «Мандельштам
был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самого себя и отвечал не самому
себе, как сейчас делают почти все. В беседе был учтив, находчив и бесконечно
разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторялся или пускал заигранные
пластинки. С необычайной легкостью Осип Эмильевич выучивал языки.
«Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски.
Незадолго до смерти просил Надю выучить его английскому языку, которого он
совсем не знал. О стихах говорил ослепительно, пристрастно и иногда бывал
чудовищно несправедлив (например, к Блоку). О Пастернаке говорил: «Я так
много думал о нем, что даже устал» и «Я уверен, что он не прочел ни
одной моей строчки». О Марине: «Я антицветаевец»».
Осип Мандельштам —
один из самых моих любимых поэтов. Первое стихотворение, которое я прочитала
было:
В лицо морозу я гляжу один, —
Он — никуда, я — ниоткуда,
И все утюжится, плоится без морщин
Равнины дышащее чудо.
А солнце щурится в крахмальной нищете,
Его прищур спокоен и утешен,
Десятизначные леса — почти что те…
А снег хрустит в глазах, как чистый хлеб безгрешен.
Это стихотворение не
оставило меня без эмоций, оно «заразило» меня лирикой Мандельштама и она меня
не разочаровала.
Сердце робкое бьется
тревожно,
Жаждет счастье и дать, и хранить!
От людей утаиться возможно,
Но от звезд ничего не сокрыть.
Ранние годы
В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.
В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.
Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.
В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.
Анализ
Даже при поверхностном анализе сборника «Камень» Мандельштама в глаза бросается его уникальность и литературное своеобразие. Поэт, будучи представителем движения акмеизма, умело сочетает в своих произведениях как традиционные положения акмеизма, так и элементы символизма, футуризма и даже реализма.
Основной идеологией «Камня» Осипа Мандельштама являются ключевые слова, на основании которых литератор создает текстовый материал. Эти ключевые слова сам поэт называл «сигналами» и отмечал, что именно они и являются импульсом вдохновения, посещающим творческую личность и побуждающим ее к написанию какого-либо произведения.
В связи с этим в «Камне» Мандельштам исследует темы космоса и вдохновения в совокупности с теорией реализма и рационального мышления.
Немаловажным для поэта остается и религиозный аспект творчества: несколько стихотворений сборника посвящены христианскому отношению к смерти и вечной жизни.
Философская концепция Мандельштама признана уникальной из-за невероятно органичного сочетания в ней различных литературных стилей и направлений, а также благодаря совокупности материалистических и теологических воззрений автора, сосуществующих в гармонии.
Свобода в семерках поэта
Произведение очень завуалировано показывает отношение Осипа Эмильевича к переменам 1917 года, но при любом чтении полно грозного предчувствия и трагизма.
Если судить по первым строкам:
То перед нами 1918 год и это утренние сумерки свободы, за которыми будет полное поражение цепей рабства. Но так ли это, не является ли судьба самого Мандельштама опровержением этой версии, не есть ли послереволюционные годы ступенькой к закату России?
Эти строки показывают ещё одну возможную картину сути стихотворения – народный вождь берет власть, но при этом на его глазах слезы, так как он совершает неизбежное, он сам становится ступенькой в небытие, но не может избежать этого шага.
Это стихотворение ещё одно описание очередной страницы бытия России, которая иногда восходит светлым солнышком над безбрежными лесами и полями, но после все равно начинают появляться плахи, трибуналы и расстрельные тройки. Не может Россия жить добром, ей всегда нужен царь-деспот, который насилует свой народ, а по выходным уничтожает соседние страны по ему одной ведомой причине (Здравствуй, оккупант Путин).
В финальной строфе мы видим Россию в виде огромного неуклюжего корабля, который со скрипом уключин плывет вдоль земли и ищет не ниву для нового урожая, а поле для битвы. Извечное желание расширяться и жажда крови, неумение ценить свои и чужие жизни – вот отличительная черта Руси, изменить которую в сторону добра по силам только каждому из нас, сделав свой шаг к настоящему, а не сумеречному солнцу свободы.
The Collection — Individual Titles
Volume | Title | Status |
---|---|---|
Vol. 1 | The Art of War by Sun Tzu |
published |
Vol. 2 | The Analects by Confucius |
published |
Vol. 3 | The Arthashastra by Chanakya (Kautilya) |
published |
Vol. 4 | The Meditations by Marcus Aurelius |
published |
Vol. 5 | The Prince by Niccolo Machiavelli |
April 2019 |
Vol. 6 | The Book of Five Rings by Miyamoto Musashi |
April 2019 |
Vol. 7 | The Hagakure by Yamamoto Tsunetomo |
April 2019 |
This is an international collection, with two books from China, one from India, two from Europe, and two from Japan. The books also span over 2,000 years of history. Some of these books are focused on war and military science (Art of War, Book of Five Rings, Hagakure), others are more self-reflective and develop an ethical philosophy (Analects, Meditations), and others still are focused more on politics and ruling (Arthashastra, The Prince).
Each of these works provides a unique and historical perspective regarding these topics, and they complement each other in tracing deep insight into the nature of leadership, war, and politics.
История создания
Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.
Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.
Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).
Часть вторая
Вторая часть стихов Мандельштама в «Камне» получилась более серьезной и философски ориентированной, нежели первая. Именно здесь поэт твердо показывает свою зрелость как творческой личности, свое видение мира.
Современники поэта полагали, что вторая часть «Камня», несмотря на более классическую структуру стихосложения, более драматична и сурова. Именно здесь поэт впервые приходит к осмыслению перемен в своей жизни, пытаясь адаптироваться к новым обстоятельствам своего существования.
Анализ сборника Мандельштама «Камень» показывает, что для второй его части характерны интеллектуальные настроения и творческий цинизм. Поэт предстает уже не восторженным подростком, а серьезным мужчиной, многое пережившим в своей короткой, но тяжелой жизни.
The Collection — Seven Classics
The is a new edition of seven classic works of political and military science
. Each of the included classical works are available individually as well as together in the collection.
All of these classics are already available in English editions, but nearly always a format that is difficult to read and understand. Most of these are in English translations that are very old, or miss out on the fundamental insights. Many include a lot of excess commentary which is mostly unnecessary and unhelpful.
Our editing process reduces the repetition and unnecessary commentary and cruft, and clarify what is essential and insightful in the works using modern English prose. This process is an abridgement:
The goal of this project is to produce a collection of works with clear and modern English that showcases the timeless insights which these classics have within them. We also want to provide several different formats for these works, including:
- Ebook
- Paperback
- Audiobook
Отражение истории в лирике Мандельштама
Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Он творил и жил в непростую для страны эпоху сталинского тоталитаризма. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы, в них ощущаются полная гармония, единение поэта со всем миром, то позже происходит значительная переоценка красоты, а на смену романтическому, светлому восприятию жизни приходят реализм и трезвый взгляд на горькую действительность. Маленькие царства и чудеса сменяет «омут злого и вязкого». Столкнувшись с суровой реальностью, жестокой политикой тоталитарного государства, несправедливой и глухой к нуждам простых людей, Мандельштам считает своим гражданским долгом писать об этом и отражать ход и ужасные последствия исторических событий в своих стихотворениях: Отравлен хлеб и воздух выпит, Как трудно раны врачевать! Иосиф, проданный в Египет, Не мог сильнее тосковать! Вольнолюбивый дух поэта, боль за страну и народные беды одерживают верх над страхом, и он с уверенностью в голосе пишет обо всем и обо всех, кто вершил в ту пору историю, кто взял в сfвои руки власть и распоряжался жизнью страны и судьбой каждой отдельной личности, кто взял на себя право казнить и миловать ни за что. Из-под пера поэта выходят гневные антисталинские строки: Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Но один он бабачит и тычет. Как подковы кует за указом указ — Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, Кому в глаз. 13 мая 1934 г. поэт был арестован, его ждали жестокие пытки и физическое истощение, а потом — воронежская тюрьма, за время пребывания в которой поэт заканчивает работу над своей «Воронежской тетрадкой», ставшей лебединой песней творчества Мандельштама. Поэт не терпел лжи и за правду вынужден был избрать тяжелую жизненную дорогу: Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь, Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож. Сердце Мандельштама давно предчувствовало свою судьбу. За несколько лет до гибели им было написано пророческое стихотворение, в котором, словно в зеркале, отразилась надвигающаяся беда: Колют ресницы, в груди прикипела слеза. Чую без страху, что будет и будет гроза. Кто-то чудной меня что-то торопит забыть. Душно — и все-таки до смерти хочется жить. Поэт предчувствовал свою судьбу. Но его, как истинного борца, не пугали угрозы, не пугала смерть. Он, как и многие другие, противостоящие уродству власти и насилию, шел навстречу судьбе со словами: «Немногие для вечности живут». Стихи Мандельштама пережили своего создателя и дошли до нас. Они живые свидетели той страшной эпохи, в которой безнаказанно творились злодеяния, погибали миллионы ни в чем не повинных людей. В своих замечательных стихотворениях Осип Мандельштам донес до нашего слуха звуки истории: За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей, Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей.
Образы и символы
Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.
С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.
Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.
Стихотворения разных лет
«Среди лесов, унылых и заброшенных…» | 260 |
«Тянется лесом дороженька пыльная…» | 261 |
«В непринужденности творящего обмена…» | 262 |
631
«О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала…» | 262 |
«Мой тихий сон, мой сон ежеминутный…» | 262 |
«Из полутемной залы, вдруг… | 263 |
«Довольно лукавить: я знаю…» | 263 |
«Здесь отвратительные жабы…» | 263 |
«Сквозь восковую занавесь…» | 264 |
Пилигрим | 264 |
«В морозном воздухе растаял легкий дым…» | 265 |
«В безветрии моих садов…» | 265 |
«Истончается тонкий тлен…» | 265 |
«Ты улыбаешься кому…» | 266 |
«В просторах сумеречной залы…» | 266 |
«В холодных переливах лир…» | 267 |
«Озарены луной ночевья…» | 267 |
«Твоя веселая нежность…» | 268 |
«Не говорите мне о вечности…» | 268 |
«На влажный камень возведенный…» | 269 |
«Бесшумное веретено…» | 269 |
«Если утро зимнее темно…» | 269 |
«Пустует место. Вечер длится…» | 270 |
«В смиренномудрых высотах…» | 270 |
«Дыханье вещее в стихах моих…» | 271 |
«Нету иного пути…» | 271 |
«Что музыка нежных…» | 272 |
«На темном небе, как узор…» | 272 |
«Где вырывается из плена…» | 272 |
«Когда мозаик никнут травы…» | 273 |
«Под грозовыми облаками…» | 273 |
«Единственной отрадой…» | 274 |
«Над алтарем дымящихся зыбей…» | 274 |
«Когда укор колоколов…» | 275 |
«Мне стало страшно жизнь отжить…» | 275 |
«Я вижу каменное небо…» | 276 |
«Вечер нежный. Сумрак важный | 276 |
«Листьев сочувственный шорох…» | 277 |
«Убиты медью вечерней…» | 277 |
«Как облаком сердце одето…» | 278 |
«…Я помню берег вековой…» | 278 |
«Неумолимые слова…» | 279 |
«В самом себе, как змей, таясь…» | 279 |
Змей | 280 |
«В изголовьи Черное Распятье…» | 281 |
«Темных уз земного заточенья… | 281 |
«Медленно урна пустая…» | 282 |
«Когда подымаю…» | 282 |
«Душу от внешних условий…» | 283 |
«Я знаю, что обман в видении немыслим…» | 283 |
«Ты прошла сквозь облако тумана…» | 284 |
632
«Не спрашивай: ты знаешь…» | 284 | |
Кузнец….. | 285 | |
«Стрекозы быстрыми кругами…» | 286 | |
«Тысячеструйный поток…» | 286 | |
«Когда показывают восемь…» | 286 | |
Шарманка | 287 | |
«Как Черный ангел на снегу…» | 288 | |
«Черты лица искажены…» | 288 | |
«От легкой жизни мы сошли с ума…» | 288 | |
Мадригал («Нет, не поднять волшебного фрегата…») | 289 | |
«Веселая скороговорка…» | 289 | |
Песенка | 290 | |
Летние стансы | 290 | |
Американ бар | 291 | |
Египтянин (Надпись на камне 18 — 19 династии) («…Я избежал суровой пени…») | 292 | |
Египтянин («Я выстроил себе благополучья дом…») | 293 | |
«Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты…» | 293 | |
Спорт | 294 | |
Футбол | 294 | 429 |
Второй футбол | 295 | 429 |
Автопортрет | 295 | |
«Как овцы жалкою толпой…» | 296 | |
«Развеселился наконец…» | 296 | |
«Когда держался Рим в союзе с естеством…» | 296 | |
Перед войной | 297 | |
«Немецкая каска — священный трофей…» | 297 | |
Polaci! | 298 | |
Реймс и Кельн | 298 | 429 |
«В белом раю лежит богатырь…» | 298 | |
Аббат | 299 | |
«У моря ропот старческой кифары…». | 300 | |
«Вот дароносица, как солнце золотое…» | 300 | |
« — Я потеряла нежную камею…» | 301 | |
Мадригал («Дочь Андроника Комнена…») | 301 | |
«О, этот воздух, смутой пьяный…» | 302 | 430 |
«Когда октябрьский нам готовил временщик…» | 302 | |
«Кто знает? Может быть, не хватит мне свечи…» | 303 | |
«Все чуждо нам в столице непотребной…» | 303 | |
Телефон | 303 | |
«Где ночь бросает якоря…» | 304 | |
Актер и рабочий | 305 | |
А небо будущим беременно | 306 | 431 |
Христиан Клейст | 307 | |
«Мне кажется, мы говорить должны | 308 | |
«Мир начинался страшен и велик…» | 308 | |
«Да, я лежу в земле, губами шевеля…» | 308 | 433 |
Железо | 309 |
633
«Ты должен мной повелевать…» | 309 | |
«Тянули жилы, жили-были…» | 309 | |
«Мир должно в черном теле брать…» | 310 | |
«Я в сердце века — путь неясен…» | 310 | |
«А мастер пушечного цеха…» | 310 | |
«Как женственное серебро горит…» | 310 | |
<�Ода> | 311 | 433 |
Чарли Чаплин | 313 | |
«С примесью ворона — голуби…» | 314 | |
«Пароходик с петухами…» | 315 | |
Стансы («Необходимо сердцу биться…») | 316 | |
«На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» | 318 |
Стихотворения (1908 — 1925)
Камень | |
«Звук осторожный и глухой…» | 66 |
«Сусальным золотом горят…» | 66 |
«Только детские книги читать…» | 66 |
«Нежнее нежного…» | 67 |
«На бледно-голубой эмали…» | 67 |
«Есть целомудренные чары…» | 68 |
«Дано мне тело — что мне делать с ним…» | 68 |
«Невыразимая печаль…» | 69 |
«Ни о чем не нужно говорить…» | 69 |
«Когда удар с ударами встречается…» | 70 |
«Медлительнее снежный улей…» | 70 |
Silentium | 70 |
«Слух чуткий парус напрягает…» | 71 |
«Как тень внезапных облаков…» | 71 |
«Из омута злого и вязкого…» | 72 |
«В огромном омуте прозрачно и темно…» | 72 |
«Душный сумрак кроет ложе…» | 73 |
«Как кони медленно ступают…» | 73 |
«Скудный луч, холодной мерою…» | 73 |
«Воздух пасмурный влажен и гулок…» | 74 |
«Сегодня дурной день…» | 75 |
«Смутно-дышащими листьями…» | 75 |
«Отчего душа так певуча…» | 76 |
Раковина | 76 |
«На перламутровый челнок…» | 77 |
624
«О, небо, небо, ты мне будешь сниться!..» | 77 | 365* |
«Я вздрагиваю от холода…» | 77 | |
«Я ненавижу свет…» | 78 | |
«Образ твой, мучительный и зыбкий…» | 78 | |
«Нет, не луна, а светлый циферблат…» | 79 | |
Пешеход | 79 | |
Казино | 79 | |
«Паденье — неизменный спутник страха…» | 80 | |
Золотой | 80 | |
Царское Село | 81 | |
Лютеранин | 82 | |
Айя-София | 83 | |
Notre Dame | 83 | |
Старик | 84 | |
Петербургские строфы | 84 | |
«Здесь я стою — я не могу иначе» | 85 | |
«…Дев полуночных отвага…» | 85 | |
Бах | 86 | |
«В спокойных пригородах снег…» | 87 | |
«Мы напряженного молчанья не выносим…» | 87 | |
«Заснула чернь! Зияет площадь аркой…» | 87 | |
Адмиралтейство | 88 | |
«В таверне воровская шайка…» | 88 | |
Кинематограф | 89 | |
Теннис | 90 | 366 |
Американка | 91 | |
«Отравлен хлеб, и воздух выпит…» | 91 | |
Домби и сын | 92 | |
Валкирии | 93 | |
«…На луне не растет…» | 93 | 367 |
Ахматова | 93 | |
«Поговорим о Риме — дивный град!..» | 94 | |
«О временах простых и грубых… | 94 | |
«На площадь выбежав, свободен…» | 94 | |
Равноденствие | 95 | |
«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит…» | 95 | |
«Есть ценностей незыблемая скала…» | 96 | |
«Природа — тот же Рим и отразилась в нем…» | 96 | |
«Пусть имена цветущих городов…» | 96 | |
«Я не слыхал рассказов Оссиана…» | 98 | |
Европа | 98 | |
Encyclyca | 99 | |
Посох | 99 | 369 |
Ода Бетховену | 100 | |
«Уничтожает пламень… | 101 | 369 |
«И поныне на Афоне…» | 102 |
* Цифра второго столбца обозначает страницу приложений.
625
Аббат («О, спутник вечного романа…») | 102 | |
«От вторника и до субботы…» | 103 | |
Дворцовая площадь | 103 | |
«О свободе небывалой…» | 104 | |
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 104 | |
«Обиженно уходят на холмы…» | 105 | 370 |
«С веселым ржанием пасутся табуны…» | 105 | |
«Я не увижу знаменитой «Федры»..,» | 106 | |
Tristia | ||
«Как этих покрывал и этого убора…» | 107 | 371 |
Зверинец | 108 | |
«В разноголосице девического хора…» | 109 | |
«На розвальнях, уложенных соломой…» | 110 | |
Соломинка | ||
1. «Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне…» | 110 | 373 |
2. «Я научился вам, блаженные слова…» | 111 | |
3. «Мне холодно. Прозрачная весна…» | 111 | 373 |
4. «В Петрополе прозрачном мы умрем…» | 112 | |
«Не веря воскресенья чуду…» | 112 | |
«Эта ночь непоправима…» | 114 | |
«Собирались эллины войною…» | 114 | 374 |
Декабрист | 115 | |
«Золотистого меда струя из бутылки текла…» | 116 | |
Меганом | 116 | |
«Среди священников левитом молодым…» | 117 | |
«Когда на площадях и в тишине келейной…» | 118 | |
Кассандре | 118 | 375 |
«В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» | 119 | |
«Твое чудесное произношенье…» | 120 | |
«Что поют часы-кузнечик…» | 120 | |
«На страшной высоте блуждающий огонь!..» | 121 | |
«Когда в теплой ночи замирает…» | 121 | |
Сумерки свободы | 122 | |
Tristia | 124 | |
Черепаха | 125 | |
«В хрустальном омуте какая крутизна!..» | 125 | 376 |
«Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…» | 126 | |
«Вернись в смесительное лоно…» | 126 | |
Феодосия | 127 | 376 |
«Мне Тифлис горбатый снится…» | 128 | |
Веницейская жизнь | 129 | |
«Когда Психея-жизнь спускается к теням…» | 130 | |
Ласточка | 130 | 377 |
«Возьми на радость из моих ладоней…» | 131 | |
«Чуть мерцает призрачная сцена…» | 132 | 378 |
626
«В Петербурге мы сойдемся снова…» | 132 | 379 |
«За то, что я руки твои не сумел удержать…» | 133 | 381 |
«Когда городская выходит на стогны луна…» | 134 | |
«Мне жалко, что теперь зима…» | 135 | |
«Я наравне с другими…» | 136 | |
«Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» | 136 | |
«Люблю под сводами седыя тишины…» | 137 | |
Стихи 1921 — 1925 годов | ||
Концерт на вокзале | 139 | |
«Умывался ночью на дворе…» | 140 | |
«Кому зима — арак и пунш голубоглазый…» | 140 | |
«С розовой пеной усталости у мягких губ…» | 141 | |
«Холодок щекочет темя…» | 141 | |
«Как растет хлебов опара…» | 142 | |
«Я не знаю, с каких пор…» | 142 | |
«Я по лесенке приставной…» | 143 | |
«Ветер нам утешенье принес…» | 144 | |
Московский дождик | 144 | 381 |
Век | 145 | |
Нашедший подкову (Пиндарический отрывок) | 146 | |
Грифельная ода | 149 | 382 |
Париж | 151 | |
«Как тельце маленькое крылышком…» | 151 | |
1 января 1924 | 152 | |
«Нет, никогда, ничей я не был современник…» | 154 | |
«Вы, с квадратными окошками…» | 155 | |
«Сегодня ночью, не солгу…» | 156 | |
«Жизнь упала, как зарница…» | 156 | |
«Из табора улицы темной…» | 158 |