Песня (Окно мое высоко над землею…)
Окно мое высо
ко над землею,
Высо
ко над землею.
Я вижу только небо с вечернею зарею,
С вечернею зарею.
И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным…
Оно не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.
Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю,
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
Не знаю…
И это желание не знаю откуда,
Пришло откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
Чуда!
О, пусть будет то, чего не бывает,
Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
Оно обещает,
Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
100 Стихотворений. 100 Русских Поэтов.
Владимир Марков. Упражнение в отборе.
Centifolia Russica. Antologia.
Санкт-Петербург: Алетейя, 1997.
Мудрость
Сошлись чертовки на перекрестке,
На перекрестке трех дорог
Сошлись к полночи, и месяц жесткий
Висел вверху, кривя свой рог.
Ну, как добыча? Сюда, сестрицы!
Мешки тугие,- вот прорвет!
С единой бровью и с ликом птицы,-
Выходит старшая вперед.
И запищала, заговорила,
Разинув клюв и супя бровь:
«Да что ж, не плохо! Ведь я стащила
У двух любовников — любовь.
Сидят, целуясь.. А я, украдкой,
Как подкачусь, да сразу — хвать!
Небось, друг друга теперь не сладко
Им обнимать да целовать!
А вы, сестрица?» — «Я знаю меру,
Мне лишь была б полна сума
Я у пророка украла веру,-
И он тотчас сошел с ума.
Он этой верой махал, как флагом,
Кричал, кричал… Постой же, друг!
К нему подкралась я тихим шагом —
Да флаг и вышибла из рук!»
Хохочет третья: «Вот это средство!
И мой денечек не был плох:
Я у ребенка украла детство,
Он сразу сник. Потом издох».
Смеясь, к четвертой пристали: ну же,
А ты явилась с чем, скажи?
Мешки тугие, всех наших туже…
Скорей веревку развяжи!
Чертовка мнется, чертовке стыдно…
Сама худая, без лица
«Хоть я безлика, а все ж обидно:
Я обокрала — мудреца.
Жирна добыча, да в жире ль дело!
Я с мудрецом сошлась на грех.
Едва я мудрость стащить успела,-
Он тотчас стал счастливей всех!
Смеется, пляшет… Ну, словом, худо.
Назад давала — не берет.
«Спасибо, ладно! И вон отсюда!»
Пришлось уйти… Еще убьет!
Конца не вижу я испытанью!
Мешок тяжел, битком набит!
Куда деваться мне с этой дрянью?
Хотела выпустить — сидит».
Чертовки взвыли: наворожила!
Не людям быть счастливей нас!
Вот угодила, хоть и без рыла!
Тащи назад! Тащи сейчас!
«Несите сами! Я понесла бы,
Да если люди не берут!»
И разодрались четыре бабы:
Сестру безликую дерут.
Смеялся месяц… И от соблазна
Сокрыл за тучи острый рог.
Дрались… А мудрость лежала праздно
На перекрестке трех дорог.
Зинаида Гиппиус.
Стихи, воспоминания, документальная проза.
Москва: Наше наследие, 1991.
Средства выразительности и рифма
Стихотворение написано в жанре любовной лирики и состоит из пяти строф – четыре катрена и одна секстина, строки которых связаны между собой перекрестной кольцевой и смежной рифмовкой. В катренах рифма перекрестная (напрасно – высоты – прекрасно – цветы), а в секстине кольцевая и смежная (нежелания – молчания – мечты – встречи – речи – цветы).
Художественные тропы:
- Эпитеты (апельсинные цветы, легкая пустота, неисполнимые мечты).
- Метафоры (глубины некрасоты, от жизни легкой пустоты).
- Олицетворение (встреча дышит тайной).
- Инверсия (от жизни лёгкой пустоты).
Отметим также несколько восклицаний, которые позволяют поэтессе делать акцент на важных для неё фрагментах стихотворения.
Несколько созвучен по интонации с этим произведением стих «Песня», написанный в 1893 году, где также использован символизм, как инструмент передачи образов от поэтессы читателю.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Пастернака Ночь Стихотворение Пастернак написал в 1957 году. В этот период поэт жил в Переделкино, над которым нередко пролетали самолеты. Этот образ, полёта и пилота, смотрящего сверху на землю, он передал в стихотворении.
- Анализ стихотворения Русь Некрасова Произведение относится к классической лирике поэта, выраженной в форме народной песни, высказанной простым для народного понимания языком. Стихотворение является частью поэмы поэта «Кому на Руси жить хорошо»
- Анализ стихотворений Тургенева
- Анализ стихотворения Рубцова В горнице Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» — это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами
- Анализ стихотворения Какое счастие: и ночь, и мы одни! Фета В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем
Вариант 2
В этом стихотворении Зинаида Гиппиус затрагивает фундаментальные темы человеческого существования: любовь, вечность, душа, бесконечность, жизнь, смерть. Генеральной линией через все стихотворение простирается тема любви, которая концентрируется на утверждении любовь — одна, которое преподносится в разнообразных смысловых оттенках. При этом на самом деле каждый этот оттенок все равно является только частью чего-то цельного, Гиппиус как бы предлагает нам посмотреть на различные грани алмаза любви, которые держит и рассматривает на свету.
В первых двух строках мысль концентрируется на отсутствии измены как таковой и, если поразмыслить, становится понятным, о чем хочет сказать поэтесса, тем более, если посмотреть на контекст. Такие слова как душа, например, образ вскипающего пеной моря и светской суеты они создают нужный контраст и привлекают читателя в соответствующую сторону.
Гиппиус говорит о любви как чем-то вечном таком же как душа. Поэтому собственно любовь является универсальным, если возможно так выразиться, чувством, которое не делает различий. Если оно существует в душе, то и измена становится невозможной.
Все внешние склоки подобны морской пены, но они не отражают суть самого моря, они представляют собой только колебания на поверхности воды, которые вдруг становятся чем-то заметным, но в действительности представляют собой только «пшик», никчемность. Они не идут ни в какое сравнение с подлинным чувством, поэтому Гиппиус и говорит «Измены нет: любовь — Одна». В следующей строчки поэтесса вторит себе, но указывает на немного другой аспект «Душа одна — любовь одна».
Дальше поэтесса развивает тему и следующие две строфа посвящает пониманию любви через жизненный опыт. Гиппиус говорит об обыденности человеческого существования, хотя также и указывает на бесконечность, которая может быть только в неизменном. К завершению своего существования «дальше путь, и ближе вечность» человек, как правило, начинает яснее осознавать целостность любви, неизменной и вечной.
Финальная строфа как бы подводит итог всему рассуждению и также подводит итог всему человеческому существованию. В заключительной строчке мы видим мотив гибели, окончания: «любовь одна, как смерть одна». При этом также эти великие феномены мира приравниваются друг к другу, ведь смерть является великим уравнителем и мерилом, вечной и неизменной также как душа, также как любовь.
Анализ стихотворения Любовь одна по плану
Читать стихи Зинаиды Николаевны Гиппиус:
14 декабря 1917 года14 декабря 1918 года (Ужель прошло — и нет возврата?..)А. БлокуАпельсинные цветыБез оправданьяБессилье (Смотрю на море жадными очами…)Боль («Красным углем тьму черчу…)Веселье (Блевотина войны — октябрьское веселье!..)Водоскат (А. А. Блоку…)Все она (Медный грохот, дымный порох…)Гибель (Близки…)Господи, дай увидеть!..Грех (И мы простим, и Бог простит…)Два сонетаДверь (Мы, умные,- безумны…)Дьяволенок (Мне повстречался дьяволенок…)Ей в ТорранЕсли (Если гаснет свет — я ничего не вижу…)За что? (Качаются на луне…)Закат (Освещена последняя сосна…)Заклинанье (Расточитесь, духи непослушные…)Зеркала (А вы никогда не видали?..)Игра (Совсем не плох и спуск с горы…)Идущий мимо (У каждого, кто встретится случайно…)ИметьИмя (Безумные годы совьются во прах…)К пруду (Не осуждай меня, пойми…)Как онКлюч (Струись…)Крик (Изнемогаю от усталости…)Любовь (В моей душе нет места для страданья…)Любовь — одна (Единый раз вскипает пеной…)МеждуМера (Всегда чего-нибудь нет…)Мешается, сливается…Молодому веку (Тринадцать лет! Мы так недавно…)Мудрость (Сошлись чертовки на перекрестке…)Надпись на книге (Мне мило отвлеченное…)Не знаю я, где святость, где порок…НелюбовьНепоправимоНепредвиденное (По Слову Извечно-Сущего…)Нет! (Она не погибнет — знайте!..)Никогда (Предутренний месяц на небе лежит…)О вереО другом (Господь. Отец…)Овен и стрелец (Я родился в безумный месяц март…)Однообразие (В вечерний час уединенья…)Она (В своей бессовестной и жалкой низости…)Оно (Ярко цокают копыта…)Оправдание (Ни воли, ни умелости…)ОсеньюОтрада (Мой друг, меня сомненья не тревожат…)Пауки (Я в тесной келье — в этом мире…)Песня (Окно мое высоко над землею…)Петроград (Кто посягнул на детище Петрово?..)Посвящение (Небеса унылы и низки…)Последнее (Порой всему, как дети, люди рады…)Почему (О Ирландия, океанная…)ПределПыль (Моя душа во власти страха…)Свет (Стоны…)Свободный стих (Приманной легкостью играя…)Святое (Печали есть повсюду…)Сейчас (Как скользки улицы отвратные…)Сложности (К простоте возвращаться — зачем?..)Снег (Опять он падает, чудесно молчаливый…)Снежные хлопья (Глухим путем, неезженным…)СоблазнСонет (Не страшно мне…)Стекло (В стране, где все необычайно…)Стихотворный вечер в Зеленой Лампе (Перестарки и старцы и юные…)Счастье (Есть счастье у нас, поверьте…)Там (Я в лодке Харона, с гребцом безучастным…)Тема для стихотворенияТли (Припав к моему изголовью…)У. С. (Наших дедов мечта невозможная…)Цветы ночи (О, ночному часу не верьте!..)Часы стоят (Часы остановились. Движенья больше нет…)Шутка (Не слушайте меня, не стоит: бедные…)Электричество (Две нити вместе свиты…)Юный март («Allons, enfants, de la patrie…»…)
ClassicLibr.ru — онлайн библиотека русской классической литературы
Обратная связь
Ей в Торран
1
Я не безвольно, не бесцельно
Хранил лиловый мой цветок,
Принес его длинностебельный
И положил у милых ног.
А ты не хочешь… Ты не рада…
Напрасно взгляд я твой ловлю.
Но пусть! Не хочешь, и не надо:
Я все равно тебя люблю.
2
Новый цветок я найду в лесу,
В твою неответность не верю, не верю.
Новый, лиловый я принесу
В дом твой прозрачный, с узкою дверью.
Но стало мне страшно там, у ручья,
Вздымился туман из ущелья, стылый…
Только шипя проползла змея,
И я не нашел цветка для милой.
3
В желтом закате ты — как свеча.
Опять я стою пред тобой бессловно.
Падают светлые складки плаща
К ногам любимой так нежно и ровно.
Детская радость твоя кротка,
Ты и без слов сама угадаешь,
Что приношу я вместо цветка,
И ты угадала, ты принимаешь.
С.Бавин, И.Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века.
Русская государственная библиотека.
Москва: Книжная палата 1993.
Петроград
Кто посягнул на детище Петрово?
Кто совершенное деянье рук
Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,
Смел изменить хотя б единый звук?
Не мы, не мы… Растерянная челядь,
Что, властвуя, сама боится нас!
Все мечутся да чьи-то ризы делят,
И всё дрожат за свой последний час.
Изменникам измены не позорны.
Придет отмщению своя пора…
Но стыдно тем, кто, весело-покорны,
С предателями предали Петра.
Чему бездарное в вас сердце радо?
Славянщине убогой? Иль тому,
Что к «Петрограду» рифм гулящих стадо
Крикливо льнет, как будто к своему?
Но близок день — и возгремят перуны…
На помощь, Медный Вождь, скорей, скорей
Восстанет он, всё тот же, бледный, юный,
Всё тот же — в ризе девственных ночей,
Во влажном визге ветреных раздолий
И в белоперистости вешних пург,-
Созданье революционной воли —
Прекрасно-страшный Петербург!
Серебряный век. Петербургская поэзия
конца XIX-начала XX в.
Ленинград: Лениздат, 1991.
Два сонета
Л. С. Баксту
I. Спасение
Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится — силы нам великие даны.
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены,-
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.
Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь — веселие, что все — благословенно;
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно;
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.
II. Нить
Через тропинку в лес, в уютности приветной,
Весельем солнечным и тенью облита,
Нить паутинная, упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;
Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой — струною многоцветной.
Одно неясное привыкли мы ценить.
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа — проста, как эта нить.
Зинаида Гиппиус. Стихотворения.
Paris: YMCA-Press, 1984.
Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Апельсинные цветы»
Зинаида Гиппиус – одна из немногих русских поэтесс, которая в своем творчестве проповедовала идеи символизма. Впрочем, это касалось не только поэзии, но и повседневной жизни. Практически в каждом событии поэтесса видела некий знак судьбы, указание свыше, хотя и понимала, что ей не дано «расшифровать» эти послания. Однако Зинаида Гиппиус была уверена в одном – все, что должно случиться, обязательно произойдет. Ничего в этом мире не бывает случайным, даже если поначалу кажется, что все происходящее – лишь стечение обстоятельств, и придавать этому значение не стоит.
К тому моменту, когда было написано стихотворение «Апельсинные цветы» (1897 году, Зинаида Гиппиус уже 8 лет была замужем за поэтом и писателем Дмитрием Мережковским. Однако увлечение символизмом заставило ее взглянуть на этот брачный союз совершенно иными глазами. Поэтесса вдруг осознала, что ее встреча с Мережковским на курорте в Грузии была предопределена и не могла не состояться, потому что кто-то свыше решил свести воедино две судьбы, направив их по одной дороге.
С первых строчек стихотворения Зинаида Гиппиус предостерегает своих читателей от слишком легкого и бездумного отношения к жизни, в которой все упорядочено и устроено таким образом, что имеет свой смысл, пусть даже и непостижимый. Именно по этой причине мы часто видим не то, что есть на самом деле, а то, что нам хочется. Обращаясь к читателям, поэтесса призывает: «И прах земной не принимайте за апельсинные цветы», Она намекает на то, что между вечным и сиюминутным – пропасть, преодолеть которую никому не под силу. Поэтому не нужно строить иллюзий, обнадеживая себя тем, что время в какой-то момент приостановит свой неумолимый бег, позволив насладиться каждым мгновением жизни.
Этого никогда не произойдет, однако каждый человек, по мнению Зинаид Гиппиус, может сохранить в своем сердце все то самое светлое и возвышенное, что подарила ему судьба. Для нее это встреча с Дмитрием Мережковским, которая «дышит тайной, как апельсинные цветы», Этой фразой поэтесса вновь подчеркивает, что желания человека ровным счетом ничего не значат в этом мире, потому что все происходит по высшей воле. И это нужно воспринимать, как должное, не пытаясь сопротивляться тому, что уготовано судьбой. Более того, ее причуды и капризы нужно ценить, как самое дорогое в жизни, которая и состоит из мгновений, словно мозаика. Научившись этому, человек никогда не упусти своего счастья, которое может быть таким же воздушным и мимолетным, как апельсинные цветы.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
14 декабря 1918 года
Ужель прошло — и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.
Идут навстречу упованью,
К ступеням Зимнего крыльца…
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.
Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остер,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костер.
Минули годы, годы, годы…
А мы все там, где были вы.
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы!
Мы — ваши дети, ваши внуки…
У неоправданных могил,
Мы корчимся все в той же муке,
И с каждым днем все меньше сил.
И в день декабрьской годовщины
Мы тени милые зовем.
Сойдите в смертные долины,
Дыханьем вашим — оживем.
Мы, слабые, — вас не забыли,
Мы восемьдесят страшных лет
Несли, лелеяли, хранили
Ваш ослепительный завет.
И вашими пойдем стопами,
И ваше будем пить вино…
О, если б начатое вами
Свершить нам было суждено!
Анализ пяти катренов
В первой строфе автор строк советует избегать в жизни пустот и легкости, ибо они есть дорога в никуда, они есть «не́дорога». Также в этом катрене мы видим завет не принимать за апельсинные цветы земной прах – не считать тленность милотой.
Далее Гиппиус развивает тему стиха, приводя пример в неслучайности событий, например, важных для жизни встреч, завершая каждую строфу упоминанием апельсинных цветов.
В предпоследнем катрене видим совет не бояться высоты, если вы ищите счастья, а финальная строфа-секстина подводит итог произведения, где лирическая героиня Гиппиус советует любить смелость, радость и тайну встречи.
Текст
О, берегитесь, убегайтеОт жизни легкой пустоты.И прах земной не принимайтеЗа апельсинные цветы.
Под серым небом ТаорминыСреди глубин некрасотыНа миг припомнились единыйМне апельсинные цветы.
Поверьте, встречи нет случайной, —Как мало их средь суеты!И наша встреча дышит тайной,Как апельсинные цветы.
Вы счастья ищете напрасно,О, вы боитесь высоты!А счастье может быть прекрасно,Как апельсинные цветы.
Любите смелость нежеланья,Любите радости молчанья,Неисполнимые мечты,Любите тайну нашей встречи,И все несказанные речи,И апельсинные цветы.
1897 год.
Зинаида Гиппиус имела свой взгляд на мироустройство, она верила в судьбу и рок и не принимала в расчет случайности в жизни. Этот взгляд поэтесса пытается донести до читателей в стихотворении «Апельсинные цветы», который был написан в 1897 году.
Свободный стих
Приманной легкостью играя,
Зовет, влечет свободный стих.
И соблазнил он, соблазняя,
Ленивых, малых и простых.
Сулит он быстрые ответы
И достиженья без борьбы.
За мной! За мной! И вот поэты
Стиха свободного рабы.
Они следят его извивы,
Сухую ломкость, скрип углов,
Узор пятнисто-похотливый
Икающих и пьяных слов…
Немало слов с подолом грязным
Войти боялись… А теперь
Каким ручьем однообразным
Втекают в сломанную дверь!
Втекли, вшумели и врылились…
Гогочет уличная рать.
Что ж! Вы недаром покорились:
Рабы не смеют выбирать.
Без утра пробил час вечерний,
И гаснет серая заря…
Вы отданы на по
смех черни
Коварной волею царя!
. . . . . . . . . . . . . .
А мне — лукавый стих угоден.
Мы с ним веселые друзья.
Живи, свободный! Ты свободен —
Пока на то изволю я.
Пока хочу — играй, свивайся
Среди ухабов и низин.
Звени, тянись и спотыкайся,
Но помни: я твой властелин.
И чуть запросит сердце тайны,
Напевных рифм и строгих слов —
Ты в хор вольешься неслучайный
Созвучно-длинных, стройных строф.
Многоголосы, тугозвонны,
Они полетны и чисты —
Как храма белого колонны,
Как неба снежного цветы.
Пыль
Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Напрасно я бегу от праха —
Я всюду с ним, и он со мной.
Мне в очи смотрит ночь нагая,
Унылая, как темный день.
Лишь тучи, низко набегая,
Дают ей мертвенную тень.
И ветер, встав на миг единый,
Дождем дохнул — и в миг исчез.
Волокна серой паутины
Плывут и тянутся с небес.
Ползут, как дни земных событий,
Однообразны и мутны.
Но сеть из этих легких нитей
Тяжеле смертной пелены.
И в прахе душном, в дыме пыльном,
К последней гибели спеша,
Напрасно в ужасе бессильном
Оковы жизни рвет душа.
А капли тонкие по крыше
Едва стучат, как в робком сне.
Молю вас, капли, тише, тише…
О, тише плачьте обо мне!
Серебряный век русской поэзии.
Москва: Просвещение, 1993.