«Порог» И.С. Тургенева
Данное произведение было написано в 1883 году. Причиной тому стал смелый поступок Веры Засулич, которая была участницей революции. Девушка трижды выстрелила в Трепова, который занимал пост градоначальника, что привело к тяжелому ранению. Автор смог умело рассказать об этой истории, оставив её узнаваемой. Главным в стихотворении является его смысл – проблема, когда человек находится перед выбором, показывается внутренний конфликт.
Автор не дает свою оценку данному поступку, а оставляет его для человеческого суда. Он показал внутреннюю борьбу девушки, которая стояла перед выбором. Он не затрагивает тему революции, а показывает тот выбор, перед которым рано или поздно оказывается каждый из нас. Такое решение никогда не дается легко, потому что от него зависит вся последующая жизнь.
У каждого свой порог и касаться он может совершенно разных ситуаций. Это может быть любовь, дружба, верность, долг. Так же и касаться он может и простого человека, и политического деятеля, который стоит перед выбором: что для него дороже – собственная выгода или судьба государства. Иногда это бывает очень непростой выбор, особенно, когда на кону стоит жизнь. Данный порог может быть в любой ситуации, когда человеку необходимо выбирать между собой и другими.
Чаще всего все же человек выбирает себя и собственные интересы. Поэтому те поступки, когда человек смог переступить через себя и обречь себя на страдания, в основном и меняют мир. Они дают человечеству новый шанс и открывают новые дороги.
Краткий анализ стихотворения в прозе Тургенева «Истина и правда»
Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я.
— Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
— В обладании Истиной?
— Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою… И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?» — «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь — прямая линия!» — «Неужели! о, какое блаженство!» — кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь… В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да еще находить в этом блаженство?
Целый год Тургенев не писал стихотворений в прозе. В июне 1882 г. он записал в свою беловую тетрадь под № 76 «Истину и Правду». Этому стихотворению в беловой рукописи предшествует стихотворение «Молитва», в котором ставятся вопросы того же плана — о религии, боге, человеческом разуме, истине. Рукопись «Истины и Правды» испещрена многочисленными поправками. Судя по почерку, Тургенев не раз возвращался к этой рукописи, правя ее то чернилами, то карандашом, но так и не довел своих поправок до конца. Характер исправлений дает возможность заметить, что вопросы, первоначально поставленные Тургеневым, он пытался из абстрактно-философских сделать социально-философскими, не забывая, однако, о необходимости считаться с цензурными условиями. Очевидно, Тургенев не оставлял мысли напечатать это стихотворение; поэтому искал лучших возможностей сделать доступными дли печати заключительные строки стихотворения, но оно осталось не отделанным до конца.
Приводим варианты заключительных строк стихотворения. После слов: «Правда и Справедливость!» зачеркнуто: «А Истина пребывает там, на небе, в вечности… Она пребывает в царстве законов … Там, где человеческого нет ничего». После слов: «и умереть согласен» — зачеркнуто: «А за Истину?» Вместо конца: «На знании Истины — в этом блаженство?» было: «На знании Истины вся жизнь построена, но жить можно только для Правды и умереть за нее! а как это „обладать Истиной? “ — Так вы не верите в бессмертие души?»
«Голуби» И.С. Тургенева
В данном произведении отражаются чувства поэта и его переживания. В самом начале произведения Иван Сергеевич описывает природу, которая находится в преддверии грозы. Далее он переходит к самому описанию ненастья. Каждое из данных описаний передают тревожные чувства поэта, его грусть и печать.
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги. Все вокруг навевает тяжесть, давит. Описание самого природного явления очень сумбурно, тревожно. Буря совершенно не успокаивает поэта, поскольку лишена гармонии и умиротворения.
Тревогу, которую передает автор, можно объяснить тем, что он был очень одинок, находясь вдали от Родины: “… я один… один, как всегда”.
Но когда автор переходит к описанию двух голубей, которых увидел вдалеке, его настроение резко меняется. Появляется долгожданная гармония и умиротворение. Он начинает успокаивать сам себя тем, что мир полон прекрасных вещей, таких как дружба, теплота, спокойствие. Именно в названии данного произведения автор и выразил главные для себя вещи.
Проблема правды и лжи
Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького «На дне».
Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. В произведении М. Горького «На дне» поднимается проблема лжи и правды. Автор задается характерным для русской литературы
вопросом о двух видах истины, которые можно трактовать по-разному.
Правда Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая «ложь во спасение». Истина же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Странник осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Старик владеет мастерством проповедника и утешителя.
Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными, и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом
шагу опровергает позиции Луки. Он не в силах что-либо изменить в реальности.
Сатин отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого жалость направлена: «Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью, уважать надо!». Позиция М. Горького такова: сострадание к людям, доведенное до утешительной лжи отрицательно влияет на общество. . Когда «утешительный обман» Луки раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера — и он повесился, Настя впала в отчаяние. Не могу не согласиться с позицией автора, так как горькая правда лучше, чем сладкая ложь. Александр Куприн в одноименном рассказе очень точно охарактеризовал утешающий обман: «Святая ложь — это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения».
Д. С. Лихачев в «Письма о добром и прекрасном» повествует о правде: «…Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, она всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже — вы смешны».
Пьеса «На дне» доказала, что спасительная ложь никого не спасет, что вечно жить в иллюзиях нельзя, а выход из них в реальность всегда тяжел или даже трагичен, а главное — что человек живущий в мечтах смиряется со своей беспросветной жизнью и ничего не может поделать.
Значение слова «правда»
Для того, чтобы прояснить значение слова правда, обратимся к простому примеру. У ученика контрольная работа по математики. Весь урок он решает примеры и задачи. Можно этот процесс назвать писком истины? Безусловно. Урок закончился. Ученик успел решить и проверить все задания и сдал тетрадь на проверку учителю. Вечером он гордо объявил родителям: «Завтра за контрольную работу получу пять!». Родители порадовались за своего ненаглядного и такого умного ребёнка.
А на завтра выяснилось, что один пример он решил неправильно и получил за контрольную работу четвёрку. Получается, что он солгал. Кстати, лож – это зло, прочитанное наоборот. ЗЛ = ЛЖ(З). Буквы З и Ж взаимозаменяемые.
А если бы он не допустил это досадной ошибки, то сказал бы правду? Ученик старался проникнуть в будущее и предсказать эту правду. Последнее вполне возможно для грамотных аналитиков. Но только будущее может показать, правдивы ли были их слова. То есть, правда – это будущее. И никто не может владеть монополией на правду. Разве что только провидение или Бог, это как вам удобнее воспринимать.
Итак, почему люди врут?
Согласно принципам нейролингвистического программирования (НЛП), то, как мы представляем реальность, является подобием карты мира в наших головах, который мы считаем реальным миром (который, на самом деле, всего лишь НАША реальность, или давайте назовём это нашей желаемой реальностью). Мы удаляем, искажаем и обобщаем события и эпизоды таким образом, чтобы эти два мира совпали (реальный и желаемый). То есть мы лжём не только другим, мы лжём и сами себе.
Существует множество причин, которые мотивируют людей врать. Отсутствие храбрости, отсутствие навыков решения проблем и отсутствие способности должным образом управляться с неожиданными событиями заставляют нас избегать этих событий вместо того, чтобы смело встречать их.
Если человек ценит честность или соблюдает религиозные догматы, он может постараться избежать обмана в такой ситуации, но если ложь является вариантом решения проблемы, то несомненно многие предпочтут её в качестве простого выхода. Таким образом, ложь является комбинацией неспособности столкнуться с результатами правдивого решения и отсутствием должных ценностей (терпимость ко лжи).
Пытаясь привлечь внимание, люди тоже прибегают к обману. Некоторые выбирают ложь, так как у них отсутствует самоуверенность и у них недостаток внимания сверстников
Они сочиняют истории, чтобы восполнить часть утерянного внимания. Люди также врут, чтобы добиться дополнительного поощрения или выгоды, например, при составлении резюме или на собеседованиях. Даже если их намерения были хорошими, ложь в таких случаях является результатом неспособности допустить последствий того, что они признают отсутствия у них требуемых навыков.
Психолог Роберт Фелдман утверждает, что самооценка является одной из основных причин наших обманов: «Мы видим, что, как только человек чувствует, что его самооценка под угрозой, он немедленно начинает врать на самом высшем уровне». Многие лгут просто с целью поддержания социальных контактов, избегая оскорблений или разногласий. Незначительная ложь, направленная на уклонение от конфликтов, является, наверное, наиболее распространённым типом лжи, а уклонение от конфликтов является основным движущим мотивом обманов. Например, кто-то лжёт, что его задержали пробки, вместо того, чтобы признаться, что он проспал, или «ты выглядишь великолепно в этом платье», — обе ситуации достигают эффекта уклонения от социального конфликта. Это тип лжи «сделай жизнь проще».
А почему люди обманывают самих себя? Обманывают ли они себя сознательно? Нет. Они лгут себе намеренно в начале, затем начинают повторять эту ложь всем подряд, пока в конце концов сами в неё не поверят! Так как мозг можно запрограммировать посредством повторений, люди доходят до того, что начинают верить своей же лжи после многочисленных повторов истории.
Теории детекции лжи и их основные недостатки
Основные проблемы при детекции
- системные ошибки при детекции лжи;
- частные ошибки и злоупотребление, допущенные отдельными полиграфологами.
Злоупотребление служебным положением любым специалистом, в т.ч. полиграфологом, согласно закону, предусматривает личную ответственность специалиста и никоим образом не говорит о ненадлежащем качестве полиграфа и методического обеспечения полиграфных проверок. Частные ошибки полиграфолога могут обусловливаться ситуативным понижением работоспособности (из-за переутомления или болезни). Необходимость их профилактики учитывается в нормативных документах, регламентирующих деятельность полиграфологов. Речь идёт о пробелах в профессиональной компетентности конкретного специалиста из-за пропущенных им занятий в процессе обучения или недостаточности у него практического опыта. Для профилактики и устранения этих недостатков необходимо вводить аттестацию полиграфологов по тому же принципу, что и других экспертов. Ошибки, обусловленные недостаточной профессиональной компетентностью, в целом ряде случаев имеют системный характер. Такие ошибки связаны с отсутствием стандарта относительно принадлежности профессионального полиграфолога к конкретной области знания: психологии, юриспруденции, медицине, физиологии, биологии. Отсутствие чёткой ориентации на базовую науку закономерно обусловливает пробелы в соответствующих базовых знаниях и терминологические разночтения в заключениях полиграфологов. Вместе с тем главную опасность для нынешнего положения и развития детекции лжи представляют собой системные ошибки теории и практики детекции лжи как таковой. Ю.А. Цагарелли указывает, что «наличие ошибок обычно объясняют тем, что получаемые показатели физиологических реакций иногда не «укладываются» в общефизиологические стандарты. Вопреки логике, они выходят за рамки установившихся критериев и обуславливают возможность ошибочного заключения. Это объяснение, однако, не раскрывает основных причин ошибок в детекции лжи. Каждый человек индивидуально неповторим даже по отпечаткам пальцев, а уж тем более по «отпечаткам психики». Поэтому общефизиологические и общепсихологические стандарты не носят абсолютного характера. Анализ наиболее значительных теорий детекции лжи показал, что основной причиной недостатков этих теорий является неиспользование системного подхода. По этой причине страдает и основанная на этих теориях практика детекции лжи.
История создания произведений
К концу 1870-х годов автор перестает скитаться по миру, а прочно оседает во Франции вместе с семьей Виардо. Летом он жил за городом, а на зиму возвращался в Париж. Но каждой весной поэт встречается со своей Родиной Россией.
Иван Сергеевич полностью себя реализовал как романист, поэтому решает испробовать нечто новое, сложнее и непривычнее. Он держит в секрете свой эксперимент создания нового направления в литературе, к которому не прибегал ещё ни один писатель и поэт.
Он активно опровергал домыслы о том, что работает над новым большим произведением. Чтобы полностью развеять сомнения на этот счет, он продемонстрировал огромное количество разного рода набросков и записей. Он объяснял свои труды тем, что трудится подобно художнику, который рисует эскизы. Но Иван Сергеевич был категорично настроен, чтобы данные записки дошли до читателя при его жизни. Лишь в 1883 году часть данных записей была опубликована в «Вестниках Европы».
Спустя много лет, в 1920-х годах, уже наследники Виардо разрешили просмотреть записи писателя. Записи начал разбирать французский литературовед по имени Андре Мазон. Он то и обнаружил еще 30 неизвестных стихотворений. Видимо Иван Сергеевич считал их через чур личными, интимными, поэтому держал их лично у себя. И лишь в 1931 году был издан в России полный вариант сочинений Тургенева под названием «Стихотворения в прозе».
Анализ стихотворения Тургенева «Разговор»
Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле.
В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение «Воробей» оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме.
Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет «огромное чудовище», собаку, отступить.
Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Разговор» — одно из первых его произведений в этом жанре — можно отнести к философским творениям писателя.
Главная идея произведения — вечность природы и смертность человечества. Тургенев представляет нам происходящие события как диалог двух неприступных гор-великанов — Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но они очень отличаются от людей. Для гор одна минута — тысяча человеческих лет. И что же происходит? Между Юнгфрау и Финстерааргоном ведется незамысловатый диалог о том, что творится под ними. Таким образом Тургенев описывает эволюцию человечества.
Первоначально его не было и вовсе, но прошла минута-тысячелетие — и среди чернеющих лесов, камней и морей появились люди. Через «некоторое» время мы видим уже не такую радужную картину: «сузились воды; «поредели леса». Да и «козявок» — людей стало меньше. И вот последние реплики диалога. Что же осталось? По словам Финстерааргона, «опрятно стало везде, бело совсем. «. А человечество исчезло так же неожиданно, как и появилось, будто и не было его вовсе. Только горы стоят, как и тысячи лет назад.
Вот в такой образной, метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную мысль произведения, заключающуюся в том, что все, даже человечество, может исчезнуть в любой момент, что его существование, как и жизнь одного человека, совсем не вечно и рано или поздно оно закончится.
Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение «Нищий», в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы», «шершавые лохмотья», «нечистые раны». Глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал» дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика «безобразно обглодала бедность».
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его «брат».
«Стихотворения в прозе» или «Старческое»
Данная отрасли творчества Тургенева считается заключительной в жизни автора. Он написал порядка 83 произведений, которые не планировал отдавать в печать. Спустя некоторое время поэта уговорили напечатать часть произведений, которые увидели свет в 1883 году. Это была лишь часть стихотворений, а в полном объеме они были напечатаны уже после смерти автора в 1931 году.
Свои произведения автор называл «Старческое», а так же «Стихотворения в прозе». Сам автор объяснял такое название «последними вздохами старика». Он даже не мог предположить, что его стихотворения настолько понравятся читателям, что на много лет переживут своего автора.
Что же касается «Стихотворений в прозе» — то это очень личные записи автора. В них он изливал все то самое сокровенное, что накопилось у него за много лет жизни. Именно этой искренностью он и сумел покорить своих читателей. Данные произведения – это не что иное, как размышления автора над своей прожитой жизнью. В подтверждение этому ниже приводятся некоторые из его произведений.
«Русский язык» И.С. Тургенева
Иван Сергеевич обладал интересным качеством – он умел всего несколькими строчками раскрыть основную жизненную мудрость. Независимо от его происхождения, он сумел быть очень близким к простым людям. Ему была небезразлична тяжелая участь крепостных, а так же он смело выражал свое негодование относительно помещиков. Это дало свои результаты, и Тургенев был отправлен в ссылку. Позже автор и вовсе уехал из страны. Но, даже находясь далеко от Родины, автор не переставал любить Россию и великий русский язык. Он считал язык духовной силой и достоянием народа.
В анализируемом произведении «Русский язык», Иван Сергеевич размышляет о предназначении русского языка. Это стихотворение появилось тогда, когда русский народ переживал не самые простые времена. Поэт всем сердцем переживает за людей и свою страну. И главной опорой и поддержкой для Тургенева в тот момент является именно родной язык, который он считал правдивым и свободным. Язык предков придает ему силы и уверенность, поддерживает в трудную минуту, вселяет надежду.
Проклятие
Проклятие
Я читал байроновского «Манфреда»…
Когда я дошел до того места, где дух женщины, погубленной Манфредом, произносит над ним свое таинственное заклинание, — я ощутил некоторый трепет.
Помните: «Да будут без сна твои ночи, да вечно ощущает твоя злая душа мое незримое неотвязное присутствие, да станет она своим собственным адом»…
Но тут мне вспомнилось иное… Однажды, в России, я был свидетелем ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
— Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! — закричала жена старика.
— Изволь, Петровна, — отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: — Пускай же и он дождется сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его седую бороду!
Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон.
Февраль, 1878
Примечания
Первоначальное заглавие «Проклятие» в черновом автографе Тургенев в беловой рукописи изменил на «Манфред», но потом зачеркнул его и восстановил прежнее. Слова: «Да будут без сна — собственным адом» — должны восприниматься как вольный перевод четырех стихов из того «заклинания» (incantation), которое в драматической поэме Байрона таинственный Голос
произносит над Манфредом, лишившимся чувств (акт I, сц. 4). В оригинале «Заклинание» имеет 7 строф (по 10 стихов каждая); Тургенев пересказывает лишь начальные стихи второй строфы:
Yet the spirit shall not sleep,
и заключительные стихи строфы шестой:
I call upon thee! and compel
Thyself to be the proper Hell!
«Да будут ночи твои без сна, да вечно чувствует твоя душа мое незримое присутствие, будь собственным своим адом». В беловом автографе к слову «чувствует» были варианты: а
«знает»,б «осознает». А последняя строка звучала так: «да будет она собственным своим адом».
В юности, по свидетельству самого Тургенева (письмо к А. В. Никитенко от 26 марта (7 апреля) 1837 г.), он перевел «Манфреда» полностью, но перевод этот не сохранился. Собственный ранний опыт Тургенева — драматическая поэма «Сте́но» (1834) имеет эпиграф из «Манфреда», и в ней многое навеяно этим произведением Байрона. Автобиографическое значение имеют слова, вложенные Тургеневым в уста Лежневу («Рудин», гл. VI): «Вы, может, думаете, я стихов не писал? Писал-с, и даже целую драму сочинил в подражание „Манфреду“. В числе действующих лиц был призрак с кровью на груди, и не с своей кровью, заметьте, а с кровью человечества вообще». Еще более критически Тургенев отзывался о байроновском Манфреде в старости, когда он писал, например, Л. Фридлендеру (письмо от 14 (26) декабря 1878 г.) об этом герое: «…мне лично мало симпатичный чудак…» В этом письме Тургенев приводит цитату из «Манфреда» в английском подлиннике, поэтому можно предположить, что он перечитывал его в том же году, когда было написано «Проклятие». «Манфреда» Тургенев вспоминает также в стихотворении «У-а… У-а!» (с. 187–189).
Разделы сайта:
- Главная страница → Проза → Senilia. Стихотворения в прозе
- Главная страница → Поэзия → Senilia. Стихотворения в прозе