Анализ стихотворения «стихи о петербурге» а. ахматовой

«снег» анализ стихотворения анненского по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Короткий анализ произведения

Чтобы понять глубокий смысл стиха, нужно не просто прочитать его или прослушать аудиовариант, а проанализировать каждую строчку, опираясь на историю создания произведения и биографические сведения из жизни автора. Можно выделить несколько важных идей, послуживших мотивом для написания этого шедевра русской поэзии XX столетия. Анализ стихотворения Анненского «Снег» по плану:

  • История. Стих был написан автором в преддверии его кончины. Примечательно, что создано произведение было в 1909 году, а опубликовано посмертно, в 1910, в Петербурге.
  • Тематика произведения. Несмотря на то что поэт любил зиму, для него в последний год жизни холодная пора отождествлялась со смертью, избавляющей от иллюзий, поэтому счастье от ее пришествия он не испытывал.
  • Композиционные основы. Условно весь стих можно разделить на две части. В первой о зимней поре говорится, как о времени года, которое становится для него обузой. Во второй о зиме повествуется, как о предвестнице весны.
  • Жанр. Произведение написано в стиле пейзажной и философской лирики.
  • Стихотворный размер — анапест с перекрестным рифмованием.
  • Использование эпитетов, метафор и сравнений.

Анализ стихотворения Анненского «Среди миров» 1 вариант

В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

Ещё по теме: Иннокентий Анненский ~ Сентябрь (Раззолочённые, но чахлые сады…) + Анализ

Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.

«Я люблю» И.Анненский

Я люблю замирание эха После бешеной тройки в лесу, За сверканьем задорного смеха Я истомы люблю полосу.

Зимним утром люблю надо мною Я лиловый разлив полутьмы, И, где солнце горело весною,

Только розовый отблеск зимы.

Я люблю на бледнеющей шири В переливах растаявший цвет… Я люблю все, чему в этом мире Ни созвучья, ни отзвука нет.

Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»

Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ощущение музыкальности души.

«Я люблю» входит в «Трилистник замирания». Впервые произведение было опубликовано в сборнике «Северная речь» (1906). Один из автографов сопровождается посвящением на французском языке: «A mon juge impeccable» (в переводе – «Моему непогрешимому судье»). В стихотворении главная роль отведена теме предназначения поэта и поэзии. В первых строках говорится о «замирании эха». Далее следует развертывание образа. Акцент Анненский делает не на «эхе», а на «замирании», что соотносится с названием цикла, в который входит «Я люблю». Иннокентий Федорович представляет вниманию читателей различные облики замирания. Среди них – «разлив полутьмы», «бледнеющая ширь», «розовый отблеск зимы». Каждый принадлежит миру природы. В финале произведения оказывается, что там им «ни созвучья, ни отзвука нет». Зато отклик находится в душе поэта.

Стихотворец сравнивается с эхом, что отсылает к творчеству Пушкина. Конкретнее – к его «Эху» (1831). Анненский с этой миниатюрой не просто был знаком, он внимательно ее изучал. Упоминания о ней встречаются в «Речи о Достоевском». Иннокентий Федорович называет стихотворение прелестным и отмечает его ключевое сравнение – поэт сопоставляется с отголоском разных природных звуков. Точку зрения Пушкина Анненский разделяет не в полной мере. По мнению Иннокентия Федоровича, стихотворец не пассивен в отличие от эха. Перенося на бумагу объекты реальной действительности, он вкладывает свои мысли, душу, взгляды на мир, убеждения и так далее. Анненский считал, что поэт посредством творчества отражает идеал, делая его доступным для созерцания обыкновенным людям.

Что бы ни говорили об Иннокентии Федоровиче современники, переоценить его влияние на русскую литературу двадцатого века очень сложно. Речь идет не только об отдельных авторах – Пастернаке, Ахматове и других, но и целых направлениях – акмеизме и футуризме.

Иннокентий Анненский — Что счастье? Чад безумной речи ( Что счастье? )

Chto schastye?

Chto schastye? Chad bezumnoy rechi? Odna minuta na puti, Gde s potseluyem zhadnoy vstrechi Slilos neslyshnoye prosti?

Ili ono v dozhde osennem? V vozvrate dnya? V smykanyi vezhd? V blagakh, kotorykh my ne tsenim Za nepriglyadnost ikh odezhd?

Ty govorish. Vot schastya byetsya K tsvetku prilnuvsheye krylo, No mig — i vvys ono vzovyetsya Nevozvratimo i svetlo.

A serdtsu, mozhet byt, miley Vysokomeriye soznanya, Mileye muka, yesli v ney Yest tonky yad vospominanya.

Xnj cxfcnmt?

Xnj cxfcnmt? Xfl ,tpevyjq htxb? Jlyf vbyenf yf genb, Ult c gjwtketv ;flyjq dcnhtxb Ckbkjcm ytcksiyjt ghjcnb?

Bkb jyj d lj;lt jctyytv? D djpdhfnt lyz? D cvsrfymb dt;l? D ,kfuf[, rjnjhs[ vs yt wtybv Pf ytghbukzlyjcnm b[ jlt;l?

Ns ujdjhbim/// Djn cxfcnmz ,mtncz R wdtnre ghbkmyeditt rhskj, Yj vbu — b ddscm jyj dpjdmtncz Ytdjpdhfnbvj b cdtnkj/

F cthlwe, vj;tn ,snm, vbktq Dscjrjvthbt cjpyfymz, Vbktt verf, tckb d ytq Tcnm njyrbq zl djcgjvbyfymz/

Рифмовка и размер

При этом «ты кроткий, ты тихий» зарифмовано с «палач с палачихой». Семантический вес рифмы, у Анненского вообще огромный, в данном стихотворении велик как мало в каких русских стихах. Так, «тихий» сопоставлен с «палачихой», семантически ему противопоставленной. Однако после того, как мы слышим эту рифму, нам уже не нужно доказательств на первый взгляд парадоксальной вине аполитичного художника, которая на самом деле, в своей неявности, превосходит явную вину отпетых палачей.

Стихотворение состоит из двенадцати строф, все зарифмованы обычной у Анненского перекрёстной рифмой. Размер – раздумчивый трёхстопный анапест: стопа трёхсложная, с ударением на третьем слоге.

  • «Среди миров», анализ произведения Анненского
  • «Снег», анализ стихотворения Анненского
  • «Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского
  • Анненский Иннокентий, биография и краткий анализ творчества
  • «Мучительный сонет», анализ стихотворения Анненского
  • «Старая шарманка», анализ стихотворения Анненского
  • «Стальная цикада», анализ стихотворения Анненского

По писателю: Анненский Иннокентий Фёдорович

Средства выразительности

Для того чтобы показать глубину своих чувств и переживаний, Ахматова использует художественные приемы. Чаще всего в произведении встречаются эпитеты («ветер душный и суровый», «томительные свидания») – они помогают ярче нарисовать перед глазами читателя городские образы. Постоянно обращается поэтесса и к метафорам («под аркой нашей души навсегда», «стынет конь») – они позволяют уже не только увидеть, но и прочувствовать ту атмосферу Петербурга, в которую так влюблена Ахматова.

Для Анны Ахматовой Санкт-Петербург стал городом мечты и городом разрушенных надежд одновременно. Он будто бы был самым любимом местом для нее, но в то же время являлся и ее личным адом. Об этом она и говорит в своих стихотворениях, понимая, что все достопримечательности мучают ее, но все же вызывают «утоленную любовь», от которой никуда не получится сбежать.

Еще примеры анализа стихотворений:

Саша — Н. Некрасов

Тема стиха

Русские поэты XIX и XX века часто использовали свое творчество для того, чтобы признаться кому-то в чувствах. Этот же прием использовала и Анна Ахматова, только в своем стихотворении она говорила о любви не к мужчине, а к городу. Петербург занял в ее сердце такое же прочное место, какое мог бы занять любимый человек.

При этом нельзя сказать, что анализируемые стихотворения полны именно светлых чувств. Лирическая героиня, которой является сама поэтесса, грустит, так как понимает, что ее любимый город безвозвратно меняется. Она будто бы чувствует, как уходят традиционные для него ценности, и Петербург из торжественной столицы превращается в опальный памятник уходящей эпохи. На самом деле так оно и было, ведь всего через четыре года после написания анализируемого произведения в России прогремит Революция, навсегда изменившая жизнь людей и городов, ими созданных.

Иннокентий Анненский

В русской культуре сложились два представления о Петербурге, два мифа. Согласно первому, Северная столица — город благословенный, а Петр I, его основатель, — истинный Демиург, сумевший покорить капризную природу. Вторая традиция восприятия — своеобразный антимиф. Петербург рисуется детищем Антихриста, навсегда проклятым местом, где властвуют темные силы. Соединить оба представления впервые удалось Пушкину, причем в одном произведении — знаменитой поэме «Медный всадник». После Александра Сергеевича мифы вновь расходятся. Их повторное слияние происходит в литературе двадцатого столетия — в творчестве Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Блока. Стихотворение «Петербург» написано Анненским под впечатлением от страшных событий 1905-1907 годов — так называемой Первой русской революции, начавшейся как раз в Северной столице. Первый раз произведение было опубликовано уже после смерти автора — в 1910-ом, в журнале «Аполлон». В нем поэт обращается к антимифу, изображая город на Неве с обратной, непарадной стороны.

Цветовая символика стихотворения (три раза упомянут желтый) отсылает читателей к самому петербургскому роману — «Преступлению и наказанию» Достоевского. У Федора Михайловича цвет этот обозначал главным образом болезненность. Действительно, что еще может породить город, построенный на болотах и постоянно продуваемый холодным ветром с Финского залива? Важную роль в стихотворении играют мифологемы. Анненский говорит об основании Петербурга, Петре I, Неве, белых ночах, Медном всаднике. Интересно, что процесс создания города, которому посвящена вторая строфа, безличен. Получается, будто даже великий император к нему имеет опосредованное отношение. Больше того — по Анненскому, у Северной столицы и прошлого-то толком нет. Романтического флера лишает поэт знаменитые белые ночи. Это время для него — не пора мечтаний и фантазий. Для них придумана достаточно жесткая характеристика. Белые ночи в понимании Анненского — «отрава бесплодных хотений». Зыбкость и бессмысленность царит в Петербурге. Неопределенность — едва ли не главное ощущение.

Петр Великий предстает в стихотворении в двух ипостасях. Первая — злой чародей, сумевший дать жителям Северной столицы только камни, Неву буро-желтого цвета, пустыни немых площадей, где казнили людей. Вторая — Медный всадник. В этом образе император неожиданно приобретает человеческие черты. Сила здесь сочетается со слабостью. Грозный и смелый царь не может раздавить змею, оставаясь в зависимости от потустороннего зла.

Есть место в стихотворении и прогнозам, касающимся дальнейшей судьбы Российской Империи. Как настоящий поэт, Анненский оказался провидцем. В четвертой строфе — ключевой для всего произведения — он говорит о том, что двуглавый орел в скором времени станет забавой для детей. Речь идет о падении старого строя через уничтожение одного из основных его символов. В данном случае Иннокентий Федорович наглядно демонстрирует, что произойдет немногим позже — в 1917 году, когда к власти придут большевики, впоследствии постаравшиеся максимум сил приложить для уничтожения следов царизма. Описывая падение многовекового режима, Анненский использует оксюморон — гиганта на скале свергают дети, словно Гулливер оказывается игрушкой в руках лилипутов.

Иннокентий Федорович скоропостижно скончался в конце ноября 1909 года на ступенях петербургского Царскосельский вокзала. Он не успел вырваться из зловещей Северной столицы в столь дорогое его сердцу Царское село, которое поэт считал миром чудес и гармонии.

Петербург

Жёлтый пар петербургской зимы,

Жёлтый снег, облипающий плиты…

Я не знаю, где вы и где мы,

Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?

Потопить ли нас шведы забыли?

Вместо сказки в прошедшем у нас

Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,

Да Неву буро-жёлтого цвета,

Да пустыни немых площадей,

Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,

Чем вознёсся орёл наш двуглавый,

В тёмных лаврах гигант на скале, –

Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел,

Да скакун его бешеный выдал,

Царь змеи раздавить не сумел,

И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,

Ни миражей, ни слёз, ни улыбки…

Только камни из мёрзлых пустынь

Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты

Белой ночи над волнами тени,

Там не чары весенней мечты,

Там отрава бесплодных хотений.

LiveInternetLiveInternet

Иннокентий Фёдорович Анненский

Узорные ткани так зыбки, Горячая пыль так бела,- Не надо ни слов, ни улыбки: Останься такой, как была;

Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой, На сетчатом фоне теней…

Минута — и ветер, метнувшись, В узорах развеет листы, Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…

Побудь же без слов, без улыбки, Побудь точно призрак, пока Узорные тени так зыбки И белая пыль так чутка…

Обычному читателю творчество Иннокентия Фёдоровича Анненского (1855 – 1909) не слишком знакомо. В школьной программе больше внимания уделяется акмеистам и футуристам, например, лирике Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и других поэтов. Хотя на них оказали значительное влияние именно работы Иннокентия Фёдоровича. В них раскрывается тонкая чувствующая натура и великолепное мастерство владения словом, способным заставить самого читателя откликнуться на образы произведения.

Хорошим примером такой лирики может стать стихотворение «Минута». С первых мгновений чтения оно погружает читателя в особую атмосферу. С помощью высокохудожественных эпитетов («узорные тени», «горячая пыль», «на сетчатом фоне теней») поэт рисует странную картину, где очертания нечетки и расплывчаты, а краски приглушены. Интересно, что автор ни разу не произносит слово «мираж», но из текста произведения, из его настроения, читатель догадывается, что имеется в виду это явление. Для создания такого эффекта поэт прибегает к различным словам, имеющим схожий смысл и наталкивающим на осознание: «призрак», «зыбки», «неясной».

Особенность этого произведения также в том, что при сравнительно небольшом объеме оно способно окутать своей необыкновенной атмосферой и оставить читателя еще долго размышлять над ним. Всего четыре простых четверостишия с понятной композицией. В первой строфе автор знакомит читателя с пейзажем и действующими лицами, одно из которых – он сам. Вторая строфа добавляет деталей:

Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой…

Читатель уже может представить себе, как выглядит загадочная женщина, к которой обращается лирический герой; увидеть окружающую персонажей природу. Но вот происходит кульминация. В третьем четверостишии порыв ветра открывает глаза герою на то, что он принимал желаемое за действительное:

Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…

Словно стук сердца звучит дважды произнесенное слово «минута». Этот рефрен усиливает ощущение, что время останавливается. К этому приему автор прибегает еще раз, повторяя начальные строчки, но в перестроенном порядке. Это символизирует изменившееся отношение героя, который, тем не менее, пока не готов принимать правду. Он просит мираж, как и в первой строфе, побыть «без слов, без улыбки», чтобы не развеять это призрачное волшебство.

pishi-stihi.ru

Жанр и композиция

В анализе «Стихи о Петербурге» Ахматовой стоит отметить, что произведение четко разделено на два стихотворения, которые различаются между собой и имеют разную жанровую принадлежность. В первом стихотворении поэтесса описывается роскошь парадных улиц города и его достопримечательности, наполненные торжеством, что относит произведение к жанру пейзажной лирики.

Уже любовная лирика прослеживается по втором стихотворении, так как в нем автор обращается к описанию окраин города и воспринимает его не как фон для событий, а как его участника (переживания самой Ахматовой и образ Петербурга сливаются, будто бы сам город – тот, кто пробудил в ней самые нежные чувства, подобно мужчине).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: