Анализ стихотворения Пушкина «Для берегов отчизны дальной…»
Стихотворение «Для берегов отчизны дальной…» не было напечатано при жизни Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что поэт закончил его 27 ноября 1830 года. Впервые оно было опубликовано в альманахе «Утренняя звезда» в 1841 году.
Часто лирические произведения Пушкина обращены к каким-либо реально существовавшим персонам, например, барышням, которыми поэт увлекался в пору своей бурной молодости. Это, несомненно, любовное стихотворение не обращено к кому-то конкретному. Представляется, что сюжет является плодом творческого воображения автора. О чём же в нём идет речь?
Как и в ряде других стихотворений, здесь поэт говорит от первого лица. Он повествует о тяжёлом прощании с возлюбленной. Из текста произведения читатель может извлечь информацию о том, что героиня по неизвестной причине была выслана из своей родины. Об этом сообщает эпитет «из края мрачного изгнанья». Отсюда же, а также из выражения «ты покидала край чужой», мы можем понять, что приютившая девушку страна так и не стала для неё домом, поэтому теперь, когда появилась возможность, она с радостью возвращается назад.
Вторая строфа дополняет образ патриотичной героини. Стоит обратить на строки, которые поэт оформил в виде прямой речи:
… «В день свиданья
Под небом вечно голубым,
В тени олив, любви лобзанья
Мы вновь, мой друг, соединим».
Благодаря красочному описанию мы понимаем, что в сердце девушки живёт горячая любовь к своей родине, и она настолько сильна, что та готова оставить обретённого на чужбине возлюбленного ради возвращения. Интересен образ «тень олив». В этом фрагменте он сулит покой, но чуть дальше обретает иной оттенок.
Отъезду любимой не рад лирический герой стихотворения. С помощью следующих мрачных эпитетов поэт рисует его настроение: «горького лобзанья», «томленье страшное разлуки». Важный момент – рефрен «в час незабвенный, в час печальный», который усиливает тревожное предчувствие автора. Снова встречается выражение «тень олив», которая ложится на волны и омрачает их блеск. Теперь этот образ становится предвестником несчастья.
И действительно, стихотворение завершается на трагической ноте. Поэт сообщает, что жизнь оставила героиню, когда та вернулась домой. Поэт противопоставляет яркость пейзажа родной земли девушки, выраженную во фразе «неба своды сияют в блеске голубом», и траур, отражённый в эпитетах «последним сном», «в урне гробовой». Снова использован приём повтора («твоя краса, твои страданья»), усугубляющий атмосферу удручённости.
Заметим, что тревожное чувство, сформировавшееся в начале стихотворения, не рассеивается. Поэт словно не желает мириться со смертью девушки, поэтому завершает произведение страшными строками:
…поцелуй свиданья…
Но жду его; он за тобой…
Складывается впечатление, что герой спешит навстречу гибели, лишь бы скорее соединиться с возлюбленной.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑
Воплощение чувств автора в поэзии
Тема любви в лирике Пушкина непосредственно связана с его личными переживаниями. Первым сильным и осознанным чувством Александра Сергеевича была любовь к Екатерине Павловне Бакуниной, сестре его лицейского товарища. О своей симпатии он кратко пишет в романе «Евгений Онегин» и прямо говорит в стихотворении «К живописцу»:
Екатерина Павловна оставила чувства молодого влюбленного без ответа. Она была дамой строгих правил, к тому же старше, мудрее. Девушка понимала, что такая влюбленность продлится у Пушкина недолго. И она была права. Летом 1817 года его пассией становится княгиня Голицына — статная взрослая женщина. В период увлеченности Евдокией Ивановной Пушкин пишет 2 стихотворения: «Краев чужих неопытный любитель» и «Кн. Голицыной. Посылая ей оду „Вольность“». Страсть прошла довольно быстро.
В начале 1820-х годов, находясь в ссылке на юге, Пушкин знакомится с юной красавицей Марией Раевской, которая значит для него очень много. Позже их недолгие, но нежные отношения он кратко опишет в романе «Евгений Онегин». Именно Раевская напишет, что Пушкин был влюблен во всех прекрасных дам, но истинной его любовью была только поэтическая Муза. Писатель отдавался жизни без остатка и так же отчаянно испытывал все чувства.
Роман с Амалией Ризнич стал одним из самых ярких, но противоречивых периодов в жизни Пушкина. Она была невероятно красива, ее глаза очаровали поэта. Расставание с возлюбленной было для Александра Сергеевича тяжелым событием, он не мог поверить, что между ними все кончено. Тогда Пушкин пишет стих «Для берегов отчизны дальней»:
Не менее сильные чувства Александр Сергеевич испытывал к Анне Алексеевне Олениной. Он даже хотел взять ее в жены, но обстоятельства развели влюбленных. Поэт был беден, и отец Анны посчитал его недостойным их социальному классу. Этой женщине Александр Сергеевич посвящает искреннее произведение «Я вас любил».
В 1831 году Пушкин венчается с Натальей Николаевной Гончаровой. Их союз был честным, прочным, но без безумств и юношеского максимализма. Он был известным поэтом, она — первой московской красавицей на выданье. Александр нашел в Наталье своего друга, которому бесконечно доверял, боготворил во всех смыслах. С ней он прожил до конца своих дней, она косвенно стала причиной его безвременной гибели. Гончаровой он посвятил несколько лирических произведений, в том числе стихотворение «Мадонна»:
Увлечений в жизни поэта было много. Он нравился женщинам, и в большинстве случаев они отвечали ему взаимностью. Анализ истории его влюбленностей можно сделать по некоторым произведениям:
- «Признание». Стихотворение стало сообщением Александре Ивановне Осиповой (Беклешовой). Их роман был мимолетным, но пылким.
- «Ек. Н. Ушаковой». Девушка была долгое время влюблена в Пушкина и ждала от него предложения. Но поэт быстро увлекался новыми пассиями.
- «Талисман» к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Пушкин никогда открыто не рассказывал об их интимных отношениях. Но многие исследователи считают, что стихотворение «Младенцу» посвящено их общему незаконнорожденному сыну.
- «Гречанке» и, возможно, «Иностранке» к Калипсо Полихрони. Их романтическая связь была короткой, но нашла отражение в душе и творчестве поэта.
Кроме частых увлечений и романов Пушкин не забывал в творчестве про родных и близких. Он посвятил стихотворения своей любимой няне, друзьям, матери, с которой сблизился перед смертью, отчизне. Даже в последний период жизни, когда проза вышла на первый план его творчества, а юношеская влюбленность казалось чем-то далеким, Пушкин помнит о романтизме. В «Дубровском» главный герой представлен человеком преданным, любящим своего отца и готовым пойти на все ради него.
Основные мотивы
Практически в любом творческом сочинении Пушкина заметно, что он наслаждается любовью. Автор умел видеть прекрасное и передавал это читателю. В его понимании любовь великолепна во всех проявлениях. Даже если текст казался пропитанным грустью, ревностью, тоской, Александр Сергеевич всегда показывал эти чувства в романтическом и светлом тоне. В арсенале поэта много любовной лирики:
- «Я помню чудное мгновенье»;
- «Я вас любил, любовь еще, быть может»;
- «Письмо Татьяны к Онегину»;
- «Сожженное письмо»;
- «На холмах Грузии лежит ночная мгла»;
- «Элегия»;
- «Признание»;
- «Слово милой»;
- «Наслажденье»;
- «Желание»;
- «К Ушаковой» и т. д.
Стихотворений о любви у автора более сотни, если учитывать его раннее творчество (лицейские годы). Пушкин верил в любовь, для него она была вечной, пронизывала его жизнь и стихотворения. При этом поэт не ставит ограничений на безоговорочной верности и пожизненной привязанности к одному человеку. Он показывает, что после одной нежной и настоящей любви может прийти вторая, третья. И каждый раз она открывается с новой стороны. Даже безответная любовь в его своеобразии и интерпретации — это путь к осознанию себя, своих ошибок.
При разборе лирических произведений Пушкина видно, как легко он находит эпитеты, сравнения, определения этим ощущениям, насколько ярко описывает происходящее. Благодаря этому читателям несложно проникнуться переживаниями, поставить себя на место лирических героев
Это критически важно для чувственной и открытой поэзии Пушкина
Ветреность или истинные отношения
Исследователи темы любви в творчестве Пушкина и его поклонники видят, насколько много романов было у Александра Сергеевича. Но был ли он ветреным и неверным? Поэт умел любить, хотел испытывать это чувство. Его душа требовала постоянного насыщения этими страданиями, радостями, ревностью, переживаниями и признаниями.
Любил он так же широко и многогранно, как и творил. Современники отмечают, что каждые его отношения, даже небольшие интрижки или легкие флирты, выглядели как начало чего-то великого, постоянного, яркого. Он горел в любви, но больше сгорал без нее. Пушкин был поэтом и со свойственным своей натуре романтизмом видел в отношениях всю полноту и разнообразие чувств.
Произведения Александра Сергеевича и сейчас признаются литераторами и читателями образцом мировой любовной лирики
К его творчеству невозможно относиться безразлично, в нем отражено все, что было важно для самого автора