Анализ стихотворения ф.и. тютчева «певучесть есть в морских волнах»

Певучесть есть в морских волнах анализ егэ. стихотворение ф.и. тютчева «певучесть есть в морских волнах…» (восприятие, толкование, оценка). анализ стихотворения «певучесть есть в морских волнах» тютчева

Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»

Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге. Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника Тютчев вынужден был постоянно находиться при императорском дворе. Суровый климат северной российской столицы тяготил поэта, который к тому времени уже испытывал серьезные проблемы со здоровьем. Тем не менее, Тютчев не мог не восхищаться строгой красотой природы, ее величием и строгостью, пытаясь понять, почему же люди не могут жить по ее законам. Особенно поэта привлекало суровое Балтийское море, которому в 1865 году он посвятил свое стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…».

. Так, в волнах поэт увидел особую певучесть и гармонию, которые свойственны природе, но остаются вне поля рения большинства людей. Задаваясь вопросом, почему лишь единицы способны не только понимать красоту окружающего мира, но и следовать его нехитрым законам, Тютчев приходит к выводу, что мы сами в этом виноваты. «Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею признаем», — отмечает поэт, считая, что только сильное душевное смятение заставляет человека обратиться к своим истокам, ища защиты у природы. Только тогда человек осознает, что «душа не то поет, что море» и, следовательно, становится бесчувственной, очерствевшей и равнодушной к тому бесценному дару, который именуется Вселенной.

Потеря связи с окружающим миром, который однажды вдруг становится чужим и пугающим, является, по мнению Тютчева, самым страшным испытанием для любого из нас . Ведь в этот момент человек утрачивает частицу своей души и перестает жить по законам природы. В итоге «души отчаянной протест» превращается в «глас вопиющего в пустыне», на который невозможно получить отклик. Простые вопросы остаются без ответа и жизнь превращается в череду случайных обстоятельств, в которых невозможно проследить закономерность только лишь потому, что сами законы природы становятся для человека чуждыми и отвергаются, как нечто пустое и не имеющее ценности.

Любимый поэт Льва Николаевича Толстого, автор, глубоко уважаемый Пушкиным, Некрасовым и Тургеневым, занимал в литературе XIX века особое место. Являясь представителем философской поэзии, предоставляя читателю возможность размышления над тайнами мироздания, Фёдор Иванович Тютчев писал стихотворения, наполненные глубокими образами. Одним из самых ярких, по мнению современников и критиков, является произведение «Певучесть есть в морских волнах…», написанное 11 мая 1865 года. Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах.Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?
Стихотворение композиционно разбито на две части, имеющие противоположное настроение и две основные темы. Размышления лирического героя направлены на осознание гармонии, которая объединяет стихии

При этом особое внимание уделяется описанию пейзажа и его тонкостям. Герой наслаждается увиденным

Мерный гул волн, шорох камыша навевают на героя чувство умиротворенности. Даже стихию автор воспринимает лишь как возможность восстановить нарушенное равновесие в силах природы.
Далее размышления лирического героя приводят к человеческим отношениям. И вот автор развивает мысль о том, что люди живут обособленно, существуют отдельно от природы. И эта самостоятельность, которую человек воспринимает как свободу, противопоставляет его окружающему миру. Автор задает философский вопрос, почему люди не могут существовать так же гармонично, как и природные стихии? Его душа, которая должна звучать созвучно вселенной, но раздираемая внутренними противоречиями, осознает потребность существовать в гармонии с природой.
В четвертой строфе, которая не публикуется в популярных изданиях, лирический герой обращается к библейской мудрости, называет крик души «гласом вопиющего в пустыне». Ни земля, ни небо не дают ответа на вопрос, поскольку он кроется в глубинах самой человеческой сущности. Природа не может дать ощущение гармонии, она лишь подает людям пример. Поэтому Тютчев изображает человека в образе камыша, который растет на самой кромке моря, пытается роптать, однако погибает без единения с природой, лишившись ее питательной силы.

Художественные приемы, используемые автором

Учитывая, что в стихотворении «Есть мелодичность в волнах морских. » стихотворение содержит философские размышления, его можно назвать лирическим произведением, полным глубокой грусти, что характерно для творчества Тютчева. Разнообразие художественных средств, используемых автором в первой части произведения, которая отделена от второй части синтаксисом, способствует красочному описанию гармоничного состояния природы. Благодаря использованию метафор — приему, который Тютчев применяет снова и снова, — волны океана и тростник оживают, и перед читателем возникает законченная картина живой красоты природы.

Использование библейских текстов, цитат великого французского философа Блеза Паскаля и древнеримского поэта играет важную роль в создании возвышенной атмосферы, побуждающей читателя к философствованию. Предложение Авсония служит эпиграфом, дополняющим основную тему поэмы. Цитаты, органично вписанные в текст без явной ссылки на источник, дают читателю более широкое представление о главной идее через ассоциации и апелляции к глубинной человеческой памяти образованного человека. Короткое стихотворение длиной в четыре метра не может содержать ответы на вопросы мироздания, поэтому Туцев использует художественные средства, чтобы дать читателю возможность искать ответ в философском созерцании.

История написания

В силу сложившихся обстоятельств, долгое время своей жизни Федор Иванович был вынужден жить в Санкт-Петербурге. Шумный, грязный город и его особый климат угнетали писателя. Кроме того, это отрицательным образом сказывалось и на здоровье Тютчева. Поэтому он совершал длительные прогулки в пригороде. Великолепие природы, ее строгость и необъяснимая красота побуждали автора к философским размышлениям. В общей сложности, писатель провел в Санкт-Петербурге тридцать лет. Из них первые десять — только наездами. Однако и эти недолгие поездки в Северную столицу позволили найти утешение в близлежащих морских просторах, лесах и полях.

Там, где обыватели видели лишь грозную стихию, Федор Иванович находил гармонию и единение. Большинство жителей побережья Балтийского моря воспринимали бескрайние бушующие просторы исключительно как средство существования, источник пищи и прибыли. Для Тютчева же море являлось источником вдохновения.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» было написано во время одной из прогулок по побережью. Его грусть и драматизм основаны на личностных переживаниях автора. Именно 11 мая 1865 года исполнилось девять дней с даты смерти его детей. Вследствие тяжелой болезни, годовалый сын и дочь от любимой женщины скончались, что писатель очень тяжело переживал.

Первоначально, написанное в дороге стихотворение не имело названия. Его первая публикация в журнале «Русский вестник», в том же, 1865 году, была озаглавлена редактором В. Брюсовым «Подражание». Интересной особенностью этой публикации является то, что стихотворение имело все четыре строфы. В последующих редакциях автор сократил его до трех четверостиший. Последняя же строфа, как правило, печаталась в примечаниях или разделе «варианты». Многочисленные автографы, принадлежащие перу Тютчева, предлагают различное количество строф. Последний сборник сочинений, выпущенный еще при жизни Федора Ивановича, также содержал стихотворение в сокращенном варианте.

Современники связывают такие изменения с отзывом, полученным от Ивана Сергеевича Аксакова, который в письмах к дочери автора, Анне Федоровне, отзывался о стихотворении, как о прекрасных и полных смысла, но смущала публициста последняя строфа, в которой он нашел иностранные слова.

История написания

В силу обстоятельств Федор Иванович был вынужден прожить в Петербурге долгий период своей жизни. Шумный, грязный город и его своеобразный климат вызвали у писателя депрессию. Это также отрицательно сказалось на здоровье Тютчева. Поэтому он совершал долгие прогулки по пригородам. Красота природы, ее строгость и необъяснимая прелесть склоняли писателя к философским размышлениям. В общей сложности автор провел в Санкт-Петербурге тридцать лет. Первые десять из них были лишь эпизодическими визитами. Но даже во время этих коротких поездок в северную столицу он находил утешение в окружающих морях, лесах и полях.

Там, где обычные люди видели только угрожающие элементы, Федор Иванович находил гармонию и единство. Большинство жителей Балтийского побережья видели в обширных зеленых пространствах лишь средство существования, источник пищи и прибыли. Однако для Тютчева море было источником вдохновения.

Стихотворение «Есть мелодичность в волнах морских. » была написана во время одной из его прогулок по побережью. Его грусть и драматизм основаны на личных переживаниях автора. Это было 11 мая 1865 года, через девять дней после смерти его детей. Из-за тяжелой болезни у любимой женщины умерли его годовалый сын и дочь, что показалось автору очень болезненным.

Первоначально стихотворение, написанное на улице, не имело названия. Его первая публикация в журнале «Русский вестник» в том же 1865 году была озаглавлена редактором В. Брюсовым «Подражание». Интересной особенностью этой публикации является то, что поэма имела все четыре строфы. В более поздних изданиях автор сократил его до трех четверостиший. Последняя строфа обычно печаталась в сносках или в разделе «Вариации». В многочисленных автографах Тютчева количество строф варьируется. Последний сборник его произведений, изданный при жизни, также содержал поэму в сокращенном варианте.

Современники связывают эти изменения с критикой Ивана Сергеевича Аксакова, который в своих письмах к дочери автора, Анне Федоровне, назвал поэму красивой и содержательной, но журналисту не давала покоя последняя строфа, в которой он нашел иностранные слова.

Анализ четырех строф

Поэма пытается определить место человека в природе и ищет ответ на вопрос, почему он не всегда гармонично вписывается в мир Бога.

В первой строфе поэт обращается к гармонии природы, где даже струящаяся солома издает тонкий шелест, не внося в музыку природы лишнего шума.

Все в природе гармонично и естественно, только человек не всегда находит точки соприкосновения с ней, его скрипка свободы не всегда вписывается в природный оркестр.

Третья строфа пытается ответить на вопрос, откуда берется разлад человека с природой, как он возник и почему голос человеческой души искажается даже на фоне поющих морских волн.

Финал пьесы не дает нам полного ответа и заставляет каждого из нас искать его. Возможно, вопрос кроется в том, что человеческая душа часто отчаянно протестует против установленных традиций и правил, поэтому ей не хватает смирения, присущего природе? Пусть каждый ответит сам за себя.

Тропы, жанр и рифма

Стихотворение относится к категории смеси пейзажной и философской поэзии. Это элегия в двух частях, первая из которых посвящена романтике природы, а вторая — дисгармонии человеческих исканий.

Рифма в стихотворении комбинированная: первая и четвертая строки рифмуются в кольцевой рифме, а вторая и третья — в двустишии (волны — семена — шелест — камыш).

Средства художественной выразительности:

  1. Метафора (мыслящий тростник).
  2. Эпитеты (зыбкие камыши, стихийные споры, призрачная свобода, отчаянный протест).
  3. Олицетворения (шорох струится, ропщет тростник).

Также рекомендуем стихотворение из ранних стихов Туцева «Коршун поднялся с поляны» (1830), в котором поэт сравнивает свободу птицы с рабством человека, которого называют царем земли, но который также тесно связан с ней.

Анализ произведений русской литературы 10 класс

А.А. Фет «Весенний дождь» анализ стихотворения
(586)

Стихотворение «Весенний дождь» — типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ве­дущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Веду­щим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ ку­пающегося…

А.А. Фет «Ива» анализ стихотворения
(964)

В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя.
Его восторженное состояние…

А.А. Фет «Какая грусть! Конец аллеи» анализ стихотворения
(695)

Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией.
Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело».
Душе лирического героя передается печальное…

А.Н. Островский «Гроза» анализ произведения
(685)

А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и…

А.П. Чехов «Вишневый сад» анализ произведения
(466)

Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину

Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику

Выясняется, что со­стоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках….

А.П. Чехов «Ионыч» анализ произведения
(566)

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен.

В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на…

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» анализ произведения
(672)

«История одного города» — одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно…

М.Е. Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист» анализ произведения
(651)

Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естест венное состояние общественног о устройства….

М.Е. Салтыков-Щедрин «Коняга» анализ произведения
(870)

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного…

М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве» анализ произведения
(645)

Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».

Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в…

Философия в творчестве Тютчева

Исследователи условно делят творчество автора на три периода:

первый датируют 20-ми годами XIX века, произведения, написанные в этот период, отличаются поверхностностью, однако имеют скрытый философский подтекст, в них объединены такие понятия, как любовь и природа; второй период длился на протяжении 30-40-х годов, в произведениях великого поэта звучат тревожные нотки, философские мысли становятся все более глубокими, наиболее популярной темой становятся путешествия и переезды литературного героя;

третий, последний, период окрашен нотами глубокого отчаяния и безысходности. Хотя философское направление является главной темой практически всех произведений Тютчева, это нельзя считать его характерной отличительной чертой. Скорее, такое направление является модным веянием, нашедшим отражение в литературе того времени.


Жизнь в Германии, где Федор Иванович занимал дипломатическую должность, позволила ему провести сравнительный анализ отсталой России и реформистских прогрессивных идей, которые активно культивировались в Европе. Возвращение на Родину показало, что принципы новой цивилизации находят отражение в умах соотечественников. Это пугало и печалило поэта. В своих произведениях он предугадывает политические, общественные и личностные кризисы, которые могут возникнуть на основе грядущих изменений.

Особую роль в своем творчестве Тютчев уделяет размышлениям о роли славян в судьбе всего мира. Именно здесь можно увидеть первые идеи о том, что объединение славянских народов, с их исконной верой и обычаями, поможет образовать сильное и влиятельное государство. Однако Тютчев видел Византию центром этого нового православного государства, а Софию его святыней.

Еще одной темой философских размышлений писателя становится хрупкость человеческой жизни, призрачность бытия и противопоставление природной гармонии внутреннему раздору человека. При этом жизнь поэт представляет как что-то быстротечное, уходящее, после чего остается лишь слабый след, грусть и воспоминания. Одиночество является основным состоянием, присущим каждому человека. Стремление прикоснуться к мирозданию, найти для себя ценности окружающего мира являются основной целью жизни. Но главная проблема заключается в том, что его деятельность бесполезна. Человек в творчестве Тютчева лишь созерцатель природы. При этом бесконечная красота и мощь природы и мимолетность человеческой жизни являются основой для размышлений о смысле и внутренней гармонии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: