Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского
Стихотворение «Чудный град порой сольется» Баратынского было очень прохладно принято и критиками, и современниками поэта. Удивительно, что со временем смысл произведения раскрывается сильнее, теперешнему читателю оно понятнее, нежели человеку из 19 века.
Баратынский – личность, опередившая свое время. В ту эпоху, он был не понят до конца современниками. Поэт имел отличные от других, собственные взгляды на творчество и поэзию. Это обстоятельство сделало его произведения новаторскими и выделяющимися на фоне остальных. «Чудный град порой сольется» – одно из таких произведений. История создания – очень занимательна. Поэт всегда мечтал об уединении, и его желание сбылось после женитьбы. Из дома Баратынского исчезли многие гости и посетители (по желанию хозяина), поэт полностью отдался творчеству и поэзии. Такое затворничество пошло на пользу, были написаны многие известные произведения, в том числе, и это.
Основная его тема – размышления о творчестве, хрупкости и эфемерности поэзии. Баратынский проводит сравнение между музой, пришедшей к поэту, и «летучими облаками». Из ниоткуда возникает «чудный град», он мимолетен и исчезает также внезапно, как и появился. Малейший порыв ветра или движение мысли уничтожают этот град без следа.
Большую роль в творчестве имеет вдохновение. Оно внезапно, его нельзя создать волевым усилием. Основная задача поэта – поймать это мгновение, не упустить из рук счастливый случай творческого порыва. Образы, созданные вдохновением, словно облака – подвижны, легки и изменчивы от малейшего воздействия («дыханья посторонней суеты»). Мораль в том, что к своему дару вдохновения, необходимо относиться трепетно. Любое пренебрежение или промедление, и образ улетучится навсегда и безвозвратно.
Среди выразительных средств стихотворения, можно отметить точно подобранные эпитеты («чудный, летучих»), олицетворения («ветер… коснется»), выразительные метафоры («дыханья посторонней суеты»).
Мечта Баратынского об уединении стала верным решением, особенно, с точки зрения его поэтического дара и творчества. Заточение пошло на пользу, главные стихотворения в жизни поэта были написаны в этот промежуток времени. Несмотря на то, что «Чудный град порой сольется» был не оценен современниками, он нашел отклик позднее и не теряет актуальность уже много десятилетий подряд.
“Чудный град порой сольется” – одно из тех новаторских произведений Баратынского, о котором критики отзывались достаточно прохладно. При этом современному читателю оно понятнее, чем человеку 19 века, поскольку поэт был одним и тех, кто опередил свое время. И краткий анализ “Чудный град порой сольется” по плану покажет ученикам 6 класса, в чем именно это проявилось. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала и как дополнительное пособие.
Евгений Баратынский: стихи по алфавиту
* Произведения школьной программы помечены знаком
1
А. А. Воейковой
А. А. Фуксовой
Алкивиад (Сумерки)
Ахилл (Сумерки)
Бал (поэма)
Бдение (элегия)
Безнадёжность
Бесёнок
Благословен святое возвестивший!.. (Сумерки)
Богдановичу (послание)
Бокал (Сумерки)
Больной
Болящий дух врачует песнопенье…
Буря (Завыла буря; хлябь морская…) (элегия)
Бывало, отрок, звонким кликом…
Были бури, непогоды… (Сумерки)
В альбом (Альбом походит на кладбище…)
В альбом (Вы слишком многими любимы…)
В альбом (Когда б вы менее прекрасной…)
В альбом (Когда б избрать возможно было мне…)
В альбом (Перелетай к веселью от веселья…)
В альбом Софии (Мила, как грация, скромна…)
В дни безграничных увлечений…
В пустых расчётах, в грубом сне…
В своих листах душонкой ты кривишь…
Веселье и горе (Рука с рукой Веселье, Горе…)
Весна (Мечты волшебные, вы скрылись от очей!..) (элегия)
Весна (На звук цевницы голосистой…)
Весна, весна! как воздух чист!.. (+ анализ)
Взгляните: свежестью младой…
Водопад (элегия) (+ анализ)
Возвращение (элегия)
Войной журнальною бесчестит без причины…
Вот верный список впечатлений…
Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!.. (Сумерки)
Всегда и в пурпуре и злате… (Сумерки)
Где сладкий шёпот… (+ анализ)
Глупцы не чужды вдохновенья… (эпиграмма)
Гнедичу, который советовал сочинителю писать сатиры (Враг суетных утех…) (послание)
Д. Давыдову (послание)
Две доли (элегия)
Девушке, имя которой было Аврора
Девушке, которая на вопрос: как её зовут? отвечала: не знаю
Делии (элегия)
Дельвигу (Дай руку мне, товарищ добрый мой…) (послание)
Дельвигу (Напрасно мы, Дельвиг…)
Дельвигу (Так, любезный мой Гораций…) (послание)
Дельвигу (Я безрассуден – и не диво…)
Деревня (+ анализ)
Добрый совет (Живи смелей, товарищ мой…)
Догадка (элегия)
Дориде
Дорога жизни
Дядьке-итальянцу
Есть милая страна, есть угол на земле…
Ещё как патриарх не древен я… (Сумерки)
Запрос Муханову
Запустение
Застольная песня (Стихотворения, написанные совместно с другими поэтами)
Звезда (Взгляни на звезды: много звезд…)
Звёзды (Мою звезду я знаю, знаю…)
Здесь погребён армейский капитан…
Здравствуй, отрок сладкогласный!.. (Сумерки)
Из А. Шенье (элегия)
Из письма Н. В. Путяте
Истина (элегия)
Историческая эпиграмма
Итак, мой милый, не шутя… (послание)
К … (Как много ты в немного дней…)
К *** (Не бойся едких осуждений…)
К Алине
К Амуру
К Аннете
К Дельвигу на другой день после его женитьбы
К жестокой
К З. А. Волконской (Из царства виста и зимы…)
К Креницину
К Кюхельбекеру (послание)
К чему невольнику мечтания свободы?..
К–ву (Любви весёлый проповедник…)
К–ву. Ответ (послание)
К. А. Свербеевой (В небе нашем исчезает…)
К. А. Тимашевой (Вам всё дано с щедротою пристрастной…)
К. П. Брюллову (экспромт) (приписывается Баратынскому)
К… (Мне с упоением заметным…) (послание)
К… (Нежданное родство с тобой даруя…)
К… (Приятель строгий, ты не прав…) (послание)
Как ревностно ты сам себя дурачишь!..
Князю Петру Андреевичу Вяземскому (Как жизни общие призывы…) (Сумерки)
Когда исчезнет омраченье… (+ анализ)
Когда неопытен я был…
Когда придётся как-нибудь…
Когда, дитя и страсти и сомненья…
Кольцо. С. Энгельгардт
Коншину (Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам…) (послание)
Коншину (Пора покинуть, милый друг…) (элегия)
Коттерии (Братайтеся, к взаимной обороне…)
Куплеты на день рождения Зинаиды Волконской (Стихотворения, написанные совместно с другими поэтами)
Л. Пушкину (элегия)
Лазурные очи
1
Пафос поэзии Баратынского
Поэт пушкинской эпохи, близко знакомый не только с Пушкиным, но и с поэтами его круга, нередко обращавшийся к темам, мотивам, образам их творчества как «формам времени», Евгений Абрамович Баратынский (нередко его фамилию пишут «Боратынский»; 1800—1844) внес в свою поэзию лермонтовские настроения, остро ощутив приближение эпохи общественных сумерек. Очарованию и иллюзиям эпохи гражданской экзальтации он противопоставил разочарование и безыдеальность эпохи безвременья.
В середине своего жизненного пути и почти у истоков творческого становления он пишет два стихотворения — «Муза» и «Мой дар убог и голос мой негромок…». Это не просто программные произведения или эстетические манифесты, а своеобразные автопамятники, попытка определить себя, свое место в истории и предугадать свою судьбу.
Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут…
И далее, на протяжении всего 12-стишия, почти в каждой строке толпятся отрицательные частицы «не» и «ни», трезво фиксируя то, чего нет у Музы поэта. Но в этой череде отрицаний незаметно возникает лик героини, то, чем «поражен бывает мельком свет», — «ее лица необщим выраженьем». И в этом определении заключен весь пафос стихотворения — установка на оригинальность, не бросающуюся в глаза, но глубинно скрытую в тайниках поэтической мысли.
Пафос своей поэзии Баратынский афористически выразил в стихотворении «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!..». Уже первая строка девятистишия — два восклицания, выражающие устойчивость главного образа поэзии, почти ее мирообраза, связанного с приоритетом мыслительного начала и передающего состояние художника, ее «жреца». Сравнивая себя со скульптором, музыкантом, художником, со всеми творцами, тяготеющими к чувственным образам, к пластике форм, поэт-мыслитель боится, что не справится с воссозданием всего многообразия земной жизни:
Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная.
Поиск языка поэзии мысли, философской лирики — так можно определить направление творческих экспериментов Баратынского. Наследуя традицию русского любомудрия, открытия Веневитинова и Вяземского в области метафизического языка поэзии, именно Баратынский сумел облечь мысль в плоть чувства и поэтического слова, сделать мысль переживанием.
Жизнь Баратынского не богата внешними событиями. Большую ее часть он прожил в кругу своей семьи в подмосковном имении Мураново, проявив себя как рачительный хозяин и изобретатель в сфере архитектурно-инженерной деятельности. Но в ранней молодости было в его жизни событие, которого вполне хватило бы на сюжет романтической поэмы или даже драмы. Учась в привилегированном Пажеском корпусе, он вместе с друзьями, подражая шиллеровским «Разбойникам», совершил кражу, был исключен и разжалован рядовым. Затем последовала служба в Финляндии. Это не могло не сказаться на процессе взросления юного Баратынского: затронуто было самолюбие, пережито унижение солдатской жизни.
Самораскрытие, исповедальность, автобиографизм и даже автопсихологизм тем не менее почти отсутствуют в его поэзии финляндского периода, где он сформировался как поэт. Достаточно прочитать его довольно объемную элегию «Финляндия», чтобы почувствовать, как в ней личные эмоции, «я» певца чем дальше, тем больше погружаются в пространство раздумий о смене поколений, о бездне лет, о мгновении и вечности, о борении с судьбой. Утверждение личной свободы и независимости в потоке истории, перед «законом уничтоженья» и «обетованного забвенья» — вот сфера рефлексии лирического героя элегии.
«Не вечный для времен, я вечен для себя…», «Мгновенье мне принадлежит, // Как я принадлежу мгновенью!», «Я, невнимаемый, довольно награжден // За звуки звуками, а за мечты мечтами» — за этими философскими максимами открывается особое состояние поэта, которое можно обозначить как философскую экзальтацию и автоинтеллектуализм. Свою ссыльную жизнь он осмысляет не как превратности судьбы, а как философию судьбы, как вариант экзистенциальной философии.
Раскрытие мыслительного процесса в центре элегии «Финляндия». И сам топос, и образ ссыльного не больше чем рама для воссоздания этапов, стадий развития философской рефлексии. И если три первых строфы прочно запрятали «я» лирического героя, лишь иногда напоминая о нем притяжательными местоимениями «мой», «мне», «меня», то в заключительной, четвертой строфе «я» вырывается на просторы размышлений о времени и судьбе, провозглашая свое право на автоинтеллектуализм.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Родной язык Брюсова
Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.
- Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс
Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая.
Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая — мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет - Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс
Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства
- Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…
Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может…». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.
- Анализ стихотворения На качелях Фета
Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.
Литературные творения и стихотворные шедевры Евгения Баратынского были достаточно необычными, неординарными, новаторскими в первой половине XIX века. Именно поэтому, большинство поэтов и писателей того времени совершенно не понимали, достаточно холодно относились к творчеству данного человека. Однако, близкие друзья – Пушкин, Дельвиг, Лермонтов всегда по достоинству восхваляли стихотворные работы своего товарища. Александр Сергеевич неоднократно подмечал, что в Евгении есть талант мелодично сочинять все свои мысли и оформлять их на бумаге.
Загадочность, замкнутость работ Баратынского связана с его юношеской ошибкой, которая оставила непоправимый след на всей жизни автора. Мечта стать государственным деятелем развеялась в одну минуту, после исключения из пажеского корпуса. После таких событий, у Евгении не было иного выбора, как стать поэтом.
Уже во взрослом возрасте, у Евгения появилась небольшая возможность принять участие в государственной деятельности. В этом помогли его влиятельные родственники. Однако, такой расклад событий не утолило чувство вины автора самим перед собой. Теперь, он мечтает лишь о тихой семейной жизни.
Баратынский замыкается в себе, отказывается от своих друзей и товарищей. Именно в этот период, в 1830 году было создано стихотворение «Чудный град порой сольется».
С первых слов данной стихотворной работы, читатели окунаются в прекрасный мир авторских мечтаний. Баратынский пишет о чудесном граде, который, словно в сказке, появляется из-за облаков. Евгений мечтает найти для себя самое счастливое и самое спокойное место на земле, где он сможет откинуть все терзания совести.
Однако, вмиг, от одного дуновения ветра, чудный град исчезает. Так происходит и в реальной жизни. Только лишь обычный человек увлечется мыслями о счастье, они моментально развеиваются. На их место приходит печать и мрак.
Времена добровольного заточения Баратынского, достаточно положительно повлияли на автора. Жениться сделала его менее вспыльчивым. В некоторой степени он смог превратиться в настоящего романтика, о чем свидетельствуют его литературные работы.
Развитие
Жанр
Это произведение трудно однозначно отнести к какому-то жанру, однако в общем случае оно может считаться философской лирикой, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать ее словами.
Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот стихотворный размер создает простую мелодическую линию. Перекрестная рифма объединяет строфы не только общей мыслью, но и схематически.