Публикации
Циклы «Художник» и «Летние записки» («Путевые записки») были опубликованы ранее в журналах «Знамя» и «Новый мир» и включали расширенные редакции нескольких стихотворений, содержащих обращения к Сталину и Октябрьской революции. Эти стихотворения были даны в «На ранних поездах» в сокращённом виде, а «Я понял: всё живо…», непосредственно адресованное Сталину, убрано из сборника. Стихотворения «На ранних поездах» (март 1941) и «Бобыль» (июль 1941) впервые напечатаны в «Красной Нови» (1941, № 9-10).
Последние циклы сборника представляют новый стиль Пастернака, выработанный им начиная с 1940-х годов. Стиль, исходящий из представления о высокой ответственности художника за представляемый им народ и время, переосмысление отношений с природой и ощущение себя, как её части.
Состав сборника и посвящения
Сборник был издан впервые в 1943 году в Москве. Состоит из 4 циклов стихов:
- «Художник» (зима 1936 году)
- «Путевые записки » (лето 1936 года)
- «Переделкино» (начало 1941 года)
- «Военные месяцы» (конец 1941 года)
Все четыре цикла были сильно урезаны. Пастернак не имел возможности включить стихотворения, обращенные к репрессированным в 1937 году грузинским поэтам Тициан Табидзе и Паоло Яшвили. В компенсации этих пропусков он снял строфы о Сталине и революции в стихах цикла «Художник». Из стихотворения «Мне по душе строптивый норов…» Пастернаком были убраны семь последних строф, в котором он писал о себе и Сталине. Личная встреча Пастернака и Сталина произошла «в конце 24 или начале 25 года», когда Сталин пригласил к себе трёх поэтов: Есенина, Маяковского и Пастернака. Эта встречал произвела на поэта сильное впечатление, выраженное позднее в стихах.
Стихотворение «Безвременно умершему» было написано на смерть поэта Николая Дементьева, покончившего с собою 28 октября 1935 года.
Источником вдохновения для цикла «Летних записок» послужила поездка Пастернака в Грузию летом 1931 года. Первоначальная публикация имела посвящение «Друзьям в Тифлисе».
Начиная с 1936 года Пастернак большую часть года проводил дачном посёлке под Москвой — Переделкино. В марте — апреле 1941 года стихотворный цикл, посвящённый дачной жизни, оформился как целое и впервые был опубликован в книге «На ранних поездах» в 1943 года
Первые месяцы войны Пастернак жил в Москве и Переделкине, к этому времени относятся пять стихотворений, открывающих цикл. Стихотворения, написанные в 1943—1944 годах отразили впечатления от пребывания при эвакуации в Чистополе на Каме, куда в середине октября 1941 года был отправлен Пастернак («Зима приближается» и «Памяти Марины Цветаевой»), и от его поездки на фронт в сентябре 1943 года («Зарево», «Преследование», «Смерть сапёра» «Разведчики», «Ожившая фреска»). Пастернак пишет для газет «Правда», «Красная звезда» «Красный флот», «Труд», участвует в сборнике «В боях за Орёл». В 1956 году Пастернак писал: «Трагический тяжёлый период войны был живым периодом и в этом отношении вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми». Стихотворение «Старый парк» было написано о военном госпитале, расположенном в бывшем имении Самариных в Переделкине.
Цикл о войне включает стихотворение Памяти Марины Цветаевой, которое явилось откликом на самоубийство поэтессы 31 августа 1941 года в Елабуге. Переживания Пастернака были вызваны и тем, что перед смертью она не оставила Борису Леонидовичу, никакой записки («В молчаньи твоего ухода / Упрёк невысказанный есть»), хотя написала записку поэту Николаю Асееву, с котором её не связывала многолетняя дружба, как в случае с Пастернаком.
Стихотворение «Ожившая фреска» посвящено гибели генерала Л. Н. Гуртьева, героя Сталинграда и участника освободительных боёв за Орёл.
История создания
Стихи сборника создавались в разное время, наиболее ранний из них циклы «Путевые заметки» и «Художник», написанные в 1936 году. Однако стихотворения «Художник» дорабатывались вплоть до весны 1941 года. Один из самых любимых автором циклов был «Переделкино», в письме 5 ноября 1943 года к Ольге Фрейденберг: «Несколько здоровых страниц, написанных по-настоящему. Это образец того, как стал бы я теперь писать вообще». Новая творческая манера, обретённая в этом цикле, наполнила реальным содержанием требование простоты и естественности в искусстве, заявленное ещё во «Втором рождении», новая поэтика строилась на «не облеченной уподоблениями прямой и прозрачной речи в поэзии», на мысли, «отлежавшейся, определившей свой смысл и только совершенствующей свое выражение в неметафорическом утверждении», как писал Пастернак С. Чиковани 6 октября 1957 года.