Краткое содержание
В стихотворении автор смог словами нарисовать пейзаж, отображающий картинки природы в момент перехода осеннего сезона в зимний. Эти перемены отмечает лирический герой, который наблюдает за происходящим «за кулисами». Первоначально он описывает осеннюю погоду с дождем и ветром. Осень догадывается, что скоро ей придется покинуть осыпанный золотыми листьями привольный край. Ей приходится плакать об этом, роняя на пол из желтых листьев слезы дождя. Вместе с ней грустит и опустевший, засыпающий лес.
Ночью дождь сменяется крупным пушистым снегом, который покрыл землю ровным ковром. На рассвете нового дня лирический герой восторгается изменениями в природе. Несколько строк посвящено лесу, образ которого динамичный. Накануне перемен он грустный, а с приходом зимы — веселый.
Особенное внимание автор уделяет символу России — березам. Стройные белокурые красавицы сняли сережки и примерили новое украшение — капли-алмазы, подаренные зимой
Деревья приветствуют зимушку и позволяют ей разгуляться от души: петь песни севера, расстилать ковры, разгуливать по вольным просторам. Лирический герой вторит им — он покорен изменениями, которые принесла с собой снежная стихия.
Какие эпитеты и сравнения в стихотворении Н. Никитина «Встреча зимы»?
Никитин Встреча зимы
Яркое описание начала зимы (переход от дождливой слякотной осени) в первой части стихотворения «Встреча Зимы» дает нам Иван Саввич Никитин. Буквально все описание начала зимы состоит из сплошных сравнений, метафор, олицетворений.
В стихотворении «Встреча зимы» Никитин дает точное описание картин природы, при смене сезонов. После черной дождливой осени, снег, укрывший все вокруг белым покрывалом, словно обновляет мир.
В описании наступления зимы Никитин использует определенные средства выразительности:
Эпитеты – «сумрачный лес, воздух легок и чист»;
Метафора – «снег лежит полотном»;
Сравнение – «капли, как алмазы, снежок что белый пушок»;
Олицетворение – «дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, гостья зима»
Начало стихотворения «Лебедушка» Сергея Есенина никак не предвещало трагической концовки. Автор описывает наступающий восход солнца, где-то в лесу на берегу озера.
Мы читаем как небо, лес, берега в этот ранний час становятся золотыми, а само озеро серебряным. По берегам озера растут могучие старые сосны и автор описывает как их хвоя окутывается златотканым покрывалом. Столь яркое описание позволяет читателю представить картину восхода солнца из-за стволов деревьев.
И вот уже выплывает на простор водной глади лебедушка.
Какие же эпитеты использует автор для передачи красок раннего утра?
Это прилагательные Красна, Златотканые, Могучие, Темные, Алые, Серебряные, Белоснежные.
Сравнения: рассыпалась радугой, огоньки-лучи, роса жемчужная, загореться пламенем, покрывала златотканые.
В этом задании нам следует отыскать в тексте сказки «Серая шейка» эпитеты и сравнения, которые использовал автор, Мамин-Сибиряк, для описания реки, неба, леса, а также для описания поведения птиц.
- Для описания леса писатель использует эпитеты: темный и молчаливый. Птицы улетели, петь в лесу стало некому. При этом березки пожелтели, а осины покраснели. Зимой автор сравнивает снег на елях с шубами, а иней на лиственных деревьях с пухом.
- Для описания неба использовались эпитеты: тяжелый, такими были осенние облака. Холодный, таким был осенний ветер.
- Для описания реки использовались эпитеты: веселая, потому что это была горная речка. Когда река стала замерзать автор использует метафору Засыпать и эпитет Сонная. Автор сравнивает реку с красавицей и называет Гордой и непокорной.
- Для описания птиц и их поведения использовались эпитеты: Бедные, когда птицам пора было улетать. Озабоченные, Серьезные птицы торопливо собирались в путь. Только мама-утка беспокоилась о своей дочери и для описания ее поведения, ее горя, автор использует эпитет Материнское.
Эпитеты встречаются в форме определения и являются прилагательными. В поэме «Мороз красный нос» Некрасов Н.А. использует следующий эпитеты. В самом названии слова красный — это эпитет.
Сравнения — с сравнительным союзом.
Очень смешные воспоминания. Я терпеть не мог писать сочинения (хотя выпускное написал на 5). Возможно, причина была в том, что требовались «казенные» слова и формулировки, самостоятельность категорически не приветствовалась. И вот, кажется, в 9-м классе, нам сказали, что на следующий день будет классное (в прямом смысле этого слова) сочинение по роману Горького «Мать», и что нужно будет принести чистую тетрадь. И тогда я решил схитрить: взял дома книжку из собрания сочинений Горького, в которой кроме самого романа была статья о нем. Пользуясь этой статьей, я и «написал» сочинение в этой тетрадке — но карандашом, почти не нажимая на него. С расстояния одного метра уже ничего не было видно, а с расстояния 20 см еще можно было разобрать. И в классе я аккуратно обвел свои же слова шариковой ручкой (тогда нам уже разрешили такой писать). На всякий случай я принес в класс ластик и аккуратно прошелся по строчкам, на всякий случай стирая оставшиеся следы. Мне кажется, что учитель заметила мои манипуляции с резинкой, но вряд ли поняла, что я могу там стирать. Удивительно, что до сих пор мне совершенно не стыдно за незаслуженную пятерку!
Источник
Стихотворение «Встреча зимы» И. Никитин стр. 71
Да, такое утверждение допустимо. Иван Саввич изображает динамику природы, её изменения на протяжении суток.
Утро – поэт наблюдает дождливую погоду и порывы холода; полдень – падение белоснежного пушка; ночь – пришла и ушла; период рассвета – холодная пора года раскинула свои объятья, и всё вокруг покрылось снегом.
Автор показывает, как может измениться окружающий мир за такой короткий промежуток времени.
Об этом очень интересно читать.
Зимней.
Все счастливы такому событию, потому что оно похоже на волшебство.
Автор пишет, что русская кровь любит мороз – она на нём даже горит.
Люди не боятся холода, метелей и снега по колено.
Они только рады мчать зимой на санках, запряжённых лошадьми.
А детям вьюга под окнами поёт песни.
Так из сыновей вырастают богатыри и с детства им ничего не страшно.
Поэтому они готовы даже смерть встречать с улыбкой.
В произведении видна любовь поэта не только к зиме, но и к своему народу.
Он прославляет его и отмечает, что русская зима очень важна для становления русского духа и характера.
3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
Да, такое утверждение правильное.
Ведь поэт обращается в зиме, как к знакомому человеку.
Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо.
К тому же, при описании этой поры, автор часто использует глаголы, которые указывают на действия, что присущи людям.
Иван Саввич любил и восхищался этой порой.
В словах поэта прослеживается благодарность зиме, за то, что она укрепляет русский народ, воспитывает в нём дух бесстрашия.
Ведь она влияет на людей ещё с детства – поёт песни под окном, после которых даже смерть не страшна.
Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью.
Автор говорит о людях, как о ком-то невероятно закалённом, стойком и целеустремлённом.
Потому что искренне влюблён в русскую душу, мощь которой наблюдал из детства.
В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идёт».
В произведении Ивана Саввича, помимо описания прихода зимы, присутствует восхищение русским народом.
Он показывает отношение людей к лютым морозам, что не страшат, а только укрепляют здоровье и дух.
6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?
Начало лучше читать с повествовательной интонацией.
Здесь автор рассказывает об изменениях в природе.
С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение в поднесённом тоне, с радостью, с восхищением и гордостью за народ, Русь.
7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».
1. Выход ведущих на сцену.
2. Ведущая приветствует всех гостей, ведущий поздравляет с первым снегом.
3. Ведущие уходят.
4. Девочка снежинка выбегает на сцену и под спокойную мелодию рассказывает стихотворение о первом снеге. Затем к ней присоединяется вторая девочка и продолжает стихотворение, затем третья и также продолжает тот же стих.
5. Три девочки — снежинки остаются на сцене. К ним выбегают ещё другие девочки — снежинки, включается музыка, и они танцуют.
6. В конце танца на сцену выходит девочка — зима, девочка — метель и мальчики — ветра.
Они рассказывают стихи о зиме, холоде, метели, ветрах.
7. Дети разыгрывают сценку «Играем в снежки» (при этом задействованы декорации, что изображают заснеженный двор, а также бумага либо вата – это снег).
8. Все дети поют о зиме.
9. Девочка — зима рассказывает о своих планах и обещает быть хорошей.
10. Ведущие выходят на сцену, ещё раз поздравляют всех с первым снегом и объявляют об окончании праздника.
11. Играет весёлая мелодия.
Композиция произведения
Текст стихотворения содержит 8 строф. В каждой из них содержится по четыре строки
Отличительные черты произведения — своеобычное звучание, неповторимые образы и естественный слог, используемый автором для передачи важной мысли
Понять, кто является главным персонажем стихотворения, непросто. Но внимательно прочитав, можно узнать, что это мужчина, восхищающийся красотой зимы и изменениями в природе, которые она принесла. Он не понаслышке знаком с жизнью и обязанностями деревенских жителей. Из этого заключения можно понять, что образ лирического персонажа отдан Ивану Сурикову. В стихе он представлен отстраненным наблюдателем, эмоции которого никоим образом не проявляются.
В начале произведения говорится о снегопаде. При знакомстве со стихотворением читатель представляет образ кружащихся снежных хлопьев, укрывающих землю белой пеленой. Хоть в зимний период преобладает именно этот цвет, Сурикову удалось очень ярко выразить красоту окружающего мира.
Дополняя текст метафорами о зиме, автор преподносит читателю ее спокойствие и умиротворение. Перенести свои эмоции в текст он смог с помощью эпитетов о зиме. Даже в простых строках, где нет ничего необычного, таится философский смысл. Поэт находит радость в том, что солнце светит гораздо меньше, дни стали короче, наступило время сильных морозов.
На первый взгляд строфы произведения могут показаться простыми. Но при внимательном разборе стихотворения можно отметить, что строки содержат усложненные однородные члены предложения с союзной и бессоюзной связью. Например: «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели». Подобное строение текста не мешает ученикам средней школы изучать его на уроках литературы.
Главная тема стихотворения
На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.
С другой стороны, «Встреча зимы» — произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.
Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее. К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «…растет богатырь, что под бурями дуб». Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.
Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след. Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».
Главная тема
Вначале складывается впечатление, что основная тема произведения – времена года. Поэт радуется первому чистому снегу, символизирующему окончание грязной, дождливой, сумрачной осени.
Однако на самом деле стихотворение гораздо сложнее и глубже. Ведь Иван Никитин говорит не только о природе, он не забывает и о русских людях. В необычной форме автор выражает восхищение русскому народу, весело встречающему зиму, которому нипочём ни холод, ни метель.
Зима – на пороге, а жизнь продолжается. Вопреки всем сложностям, которые препятствуют людям в дороге сквозь заснеженные леса и поля, гостья-зима становится настоящим праздником для них. Даже дети, которым вьюга поёт свои песни, и те привыкли к суровому времени года. А немилосердная природа, несмотря на то, что может быть жёсткой, защищает Русь от врагов.
Как раз этому поэт посвящает заключительную часть произведения. Автор советует зиме устроить хмельной пир «на сторонке чужой» непрошеному гостю, спеть ему, застелить постель из белого пуха и засыпать его метелью.
Анализ стихотворения Сурикова «Зима»
В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова. имя которого в наши дни незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.
Среди них стоит отметить стихотворение «Зима». написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий – быть поэтом.
Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и первые его строчки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее. От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права. Ее приход поэт описывает весьма просто и лаконично – «вот пришли морозцы — и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.
Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них по-прежнему достаточно забот. Нужно запрягать сани и ехать за дровами, без которых пережить стужу невозможно. При этом к зиме сельский житель готовится весьма основательно и заблаговременно, он давно уже укрыл снаружи избу соломой, чтобы защитить свое жилище от холода. Зато детворе в снежную зиму оно раздолье, и практически в каждой деревне «горы снеговые строят ребятишки».
Простой сельский быт описывается в этом произведении сдержанно и непритязательно. Главное для крестьян – позаботиться о своем доме, запастись дровами и продуктами питания, сеном для домашнего скота и теплыми вещами
Эта пора года для сельских жителей является довольно спокойной, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи. Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики. И Иван Суриков
который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух
И Иван Суриков. который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.
Жанр и литературное направление
Своеобычный никитинский жанр, найденный воронежским мещанином в стихотворении «Русь», а именно – бесконечно длинная песня (29 строф), стилизованная под народную, нечто среднее между большим стихотворением и маленькой поэмой – сознательно повторён во «Встрече зимы» (21 строфа). Не дотягивая всё же до лиро-эпоса (нет повествования о конкретных персонажах), «Встреча зимы» являет собой типичный образчик лирики эпохи реализма с её установкой на народность и попыткой всё понять и объяснить, основываясь на «естественных» причинно-следственных связях. Отсюда и убедительность перехода от точных, конкретных реалистических пейзажей к картинкам из крестьянского быта и рассуждениям о силе русского духа. Первая часть стихотворения – фрагмент пейзажной лирики, последняя (третья) – типичный образчик лирики военно-патриотической (и даже с элементами агитационной), а переходная вторая часть (с 10-й по 12-ю строфу) удачно сочетает в себе обе эти жанровые линии.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1И. Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»Урок литературного чтения в
Слайд 2Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики
за парту сели,
На меня все посмотрели.
Слайд 5Вёз на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А
Слайд 6Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар
по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От
зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Слайд 7Иван Саввич Никитин Родился в Воронеже,
отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но
не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку
Слайд 8И. Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Слайд 9 Безлесное и обычно безводное пространство с ровной
поверхностью, покрытое травянистой растительностью. Степь
Слайд 19И. Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
с. 66 — 67
трубку и похожих на проволоку.
Слайд 23 — Как называет автор траву?К кому обращается поэт?-
Согласны ли вы, что поэт изображает степь, как живую? Докажите.-
Как бы вы озаглавили стихотворение?
Беседа по прочитанному
— Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении? Опишите их.
Слайд 26 Домашнее заданиес. 66
Иван Саввич Никитин «Встреча зимы» читать
Дождь вчера утром
Я в оконные стекла постучала,
Туман над землей
Я поднялся, как облака.
Холодно дул мне в лицо
С мрачных небес
И черт знает что
Плакал мрачный лес.
В полдень дождь прекратился
И этот белый пух
По осенней грязи
Пошел снег.
Ночь закончилась. Он поднимался.
Нигде нет облаков.
Воздух легкий и чистый
И река замерзла.
Во дворах и домах
Снег лежит как холст
И это светит от солнца
С разноцветным огнем.
В безлюдном пространстве
Белые поля
Забавно смотрится в лесу
Из-под черных локонов
Как бы он был чем-то доволен, —
И на ветках берез
Как горят бриллианты
Сдерживаемые слезы.
Здравствуйте, зимний гость!
Добро пожаловать к нам
Северные песни петь
Через леса и степи.
У нас раздолье, —
Гуляйте везде;
Строить мосты через реки
И ковры раскатать.
Не привыкнем, —
Поп свой мороз:
Наша русская кровь
Гори на морозе!
Это было с незапамятных времен
Православные:
Летом, кажется, жара —
В дубленке идет;
Пахло пылающим холодом —
Для него все равно:
По колено в снегу
Он говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И повороты, и грязь, —
Наш степной земледелец
Едет на санях, стонет:
«Ну, ястребы, ну!
Снимите, друзья!»
Сидит и поет сам:
«Снежки не белые!..»
И мы иногда
Смерть не шутка
Если для штормов у нас есть
Ребенок к этому привыкает?
Когда мама в кроватке
Ставит на ночь сына,
Под окном для него
Поет песни метель.
И безудержная непогода
С ранних лет любил
И герой подрастает
Что под бурей стоит дуб.
Выкладывай, зима,
Пока весна не станет золотой
Серебро на полях
Святая Русь!
И это случится с нами
Придет незваный гость
И для нашего же блага
С нами начнется диспут —
Возьми это
На стороне незнакомца
Подготовьте пьяный банкет
Спой гостю песню;
В постели ему
Сохраните белый пух
И заснуть в вьюгу
Его след в России!
Анализ для читательского дневника
Произведение написано для детей. Его картины представлены очень точно, ведь ребятам сложно понять скрытый смысл. При анализе произведения в младших и средних классах школы можно использовать тематические иллюстрации и придерживаться такого плана:
С раннего детства ребятам важно читать и изучать произведения великих русских писателей и поэтов: Фета, Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Это расширяет кругозор, словарный запас и помогает во взрослой жизни
Начинать изучение рекомендуется с прекрасных и простых для понимания строк Ивана Никитина. Живое, настоящее произведение вызывает душевный отклик у младшего и старшего поколения, остается в памяти на долгие годы.
https://youtube.com/watch?v=FdaIkyCujN8