↑ Требования к комментарию:
1) 2 примера-иллюстрации , важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
2) Смысловая связь . Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
3) Пояснение к примерам-иллюстрациям
Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам-иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую
При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
4) Цитирование : НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний.
3) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
4) Фактическая точность . Если при написании комментария допускается хотя бы одна ошибка, связанная с ПОНИМАНИЕМ текста, то за комментарий автоматически выставляется 0 баллов.
Таким образом, написание комментария — это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т. д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.
РУСТЬЮТОРС
Русский язык и литература » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2022 » Комментарий ЕГЭ 2022: как писать комментарий к проблеме в сочинении ЕГЭ по русскому языку 2022?
Подготовим к ЕГЭ и ОГЭ 2022 за 9 занятий с любого уровня на необходимый балл от 3500 за 4 предмета
Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
16.09.2019 2:41:02
2019-09-16 02:41:02
Тропы и образы
Стихотворение в прозе строится на иронии или даже сарказме. Все эпитеты в последнем абзаце нужно понимать в противоположном смысле: добрый, милый и многообещающий
человек
Способность верить в собственную клевету говорит, с одной стороны, о том, что молодой человек недалёкий, с другой – о том, что он способен плести интриги, что немаловажно для карьерного роста. Так что молодой человек действительно многообещающий, то есть далеко пойдёт, продвинется по службе и многого добьётся
Лирический герой осуждает довольного человека, внушает и читателю презрение к нему. Начинается стихотворение в прозе с портрета молодого человека. Он весь – счастливый порыв: не идёт, а «мчится вприпрыжку», его движения весёлые и бойкие. Портрет описан с помощью глаголов: сияют глаза, приятно алеет лицо. Единственное слово, которое выбивается из лексического ряда «довольства и радости» – ухмыляются
(губы). Такая улыбка бывает, когда человек злорадствует. Так Тургенев готовит читателя к дальнейшему восприятию молодого человека.
Среди возможных причин радости Тургенев называет меркантильные: получение наследства, повышение в чине, чувство здоровья и сытости, награждение орденом св. Станислава (с этой награды начиналась карьера молодого чиновника). В этот же ряд Тургенев ставит любовное свидание, на которое может спешить молодой человек, превращая его из выражения чувства в приятное времяпрепровождение. Все версии лирический герой перебирает в виде риторических вопросов.
Следующая часть начинается с одного короткого слова «нет», которым лирический герой прерывает перечисление причин довольства молодого человека. Он прямо и без прикрас, совершенно хладнокровно рассказывает, что человек распространил клевету на знакомого и сам же ей поверил
Эту фразу Тургенев выделяет курсивом, чтобы читатель остановился на ней взглядом, обратил на неё внимание. Именно вера в собственную клевету (не правду, не факты) и явилась причиной довольства
Поэтому настолько ядовита похвала молодого человека в финале, полная сарказма.
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь — довольство и радость.
Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав!
Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил.
О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!
Февраль, 1878
Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
Стихотворение в прозе «Довольный человек» записано на полях рядом со стихотворением «Услышишь суд глупца» и на одном листе со стихотворением «Враг и друг». А. Луканина сообщает, что Тургеневу приходилось быть «мишенью гнуснейших сплетен», и она удивлялась «грязной изобретательности лиц, пускавших их в ход».
Реальный повод создания данного стихотворения неизвестен, неясным остается также лицо, которое он имел в виду, создавая эту сатирическую характеристику.
В том и заключается гениальность Тургенева — мыслителя, Тургенева — художника, который в… нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.
— Как вы думаете, актуально ли это произведение для нашего времени? IX. Рефлексия.
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— Помог он вам что-то понять?
— Интересно ли вам было на уроке?
Пусть ваш жизненный путь освещает солнышко только с красными лучами, указывая правильную дорогу, и пусть на ней встречаются только добрые люди, готовые прийти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, вселить веру.
Рабочая зона
Рабочая зона кухни может представлять для человека опасность, поэтому ее планировке необходимо уделить внимание:
Рабочая поверхность не должна быть из легко воспламеняющихся, токсичных и вредных для здоровья материалов.
Она не должна быть скользкой или липкой
Важно следить за ее состоянием, иначе вам может вылезти это боком.
Еще по возможности следует выбирать столешницы с закругленными краями, во избежание неприятных ситуаций. Можно купить специальные силиконовые накладки для мебели на острые углы.
Рабочие инструменты должны располагаться в интуитивно понятных местах
Вы не должны теряться и тратить время на поиски предметов. Если вы меняете расположение предметов в рабочей зоне, следует быть особо осторожными, чтобы по ошибке не взять опасные предметы и не нанести себе вред.
Тема, основная мысль и композиция
Две трети миниатюры составляет описание внешности довольного молодого человека и рассуждение лирического героя о том, почему человек может быть довольным. Читатель за это время должен проникнуться симпатией к такому милому, довольному и радостному человеку. В третьем абзаце, состоящем из короткого слова «нет» и только одного предложения, объясняется истинная причина радости. Последнее предложение-абзац — формальное восхищение этим человеком, которое контрастирует с отношением к нему читателя, узнавшего правду.
Тема стихотворения в прозе – клевета на знакомого как причина радости.
Основная мысль: ничто так не радует человека мелочного и подлого, как неприятности, случившиеся с ближним, особенно если сам желал ему зла.
Тропы и образы
Стихотворение в прозе строится на иронии или даже сарказме. Все эпитеты в последнем абзаце нужно понимать в противоположном смысле: добрый, милый и многообещающий
человек
Способность верить в собственную клевету говорит, с одной стороны, о том, что молодой человек недалёкий, с другой – о том, что он способен плести интриги, что немаловажно для карьерного роста. Так что молодой человек действительно многообещающий, то есть далеко пойдёт, продвинется по службе и многого добьётся
Лирический герой осуждает довольного человека, внушает и читателю презрение к нему. Начинается стихотворение в прозе с портрета молодого человека. Он весь – счастливый порыв: не идёт, а «мчится вприпрыжку», его движения весёлые и бойкие. Портрет описан с помощью глаголов: сияют глаза, приятно алеет лицо. Единственное слово, которое выбивается из лексического ряда «довольства и радости» – ухмыляются
(губы). Такая улыбка бывает, когда человек злорадствует. Так Тургенев готовит читателя к дальнейшему восприятию молодого человека.
Среди возможных причин радости Тургенев называет меркантильные: получение наследства, повышение в чине, чувство здоровья и сытости, награждение орденом св. Станислава (с этой награды начиналась карьера молодого чиновника). В этот же ряд Тургенев ставит любовное свидание, на которое может спешить молодой человек, превращая его из выражения чувства в приятное времяпрепровождение. Все версии лирический герой перебирает в виде риторических вопросов.
Следующая часть начинается с одного короткого слова «нет», которым лирический герой прерывает перечисление причин довольства молодого человека. Он прямо и без прикрас, совершенно хладнокровно рассказывает, что человек распространил клевету на знакомого и сам же ей поверил
Эту фразу Тургенев выделяет курсивом, чтобы читатель остановился на ней взглядом, обратил на неё внимание. Именно вера в собственную клевету (не правду, не факты) и явилась причиной довольства
Поэтому настолько ядовита похвала молодого человека в финале, полная сарказма.
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь — довольство и радость.
Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав!
Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил.
О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!
Февраль, 1878
Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
Анализ стихотворения Ивана Тургенева «Порог»
23 февраля 2016
Лирика Тургенева очень разнообразна. Он всегда поднимал в своих произведениях проблемы, которые волнуют людей и по сей день. Он писал о любви, предательстве, чувствах, родине и долге перед ней.
Родине он уделял особое внимание, потому что считал ее главной составляющей жизни любого человека. Он не мог себе приставить, что можно жить в дали от своей отчизны и даже не вспоминать о ней, не поддаваться мукам и терзаниям
Одно из самых необычных и уникальных стихотворений в его большой «литературной полке» можно назвать «Порог». Главной его особенность является то, что стихотворение написано в виде диалога, между мужчиной и молодой девушкой. Такой необычный подход, позволяет читателям взглянуть на мир с ругой стороны, со стороны главного героя, в этом случае ей является молодая девушка.
Своим стихотворением Тургенев хотел заставить читателя думать, размышлять о правильности своей жизни. Ведь мы, как и все остальные люди постоянно находимся перед выбором, который может изменить всю нашу жизнь. Главная героиня стихотворения так же находиться на пороге, один шаг и отделяет ее от правильного пути, но выбирать его она не торопиться.
Мужчина спрашивает ее о том, готова ли она отдать свою жизнь на растерзание, тем самым спасти свой народ. Он предупреждает ее о пытках, которые возможно выпадут на ее волю, о тюрьме, которая будет ждать ее в будущем и смерти, которая придет за ней очень рано.
Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.
Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильны. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.
Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Он призывает людей еще раз подумать, ведь после того, как они перейдут эту чету, этот порог, назад пути не будет. Они не должны слепо верить во все, что говорят им другие.
И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва скорее всего окажется лишней, ничего не значащей.
Анализ стихотворения Тургенева «Довольный человек»
Дети на кухне: правила безопасности
С детьми отдельная история, так как для них правила не писаны
Важно постараться и предвидеть возможную опасность для ребенка:
Нужно ограничить доступ малыша к кухонным принадлежностям, по возможности убирать электроприборы.
Не забудьте убирать скатерть после приема пищи, малыш обязательно воспользуется случаем стянуть скатерть со стола, а вместе с ней и все, что сверху.
Для розеток продаются специальные колпачки, которыми она затыкается.
Для ребенка особую опасность представляют острые углы, и, как уже упоминалось, это можно решить, купив мягкие накладки.
Важно также запереть все шкафчики, чтобы малыш не доставал оттуда вещи.
Не следует оставлять ребенка долго без присмотра на кухне, ведь даже если вы все уберете, он может просто залезть на стул, затем на стол и упасть на пол.
Если у вас электроплита, то нужно следить, чтобы малыш не касался ее нагревательной поверхности даже если она выключена. Малыш не сможет определить включена она или нет и по привычке сунет туда руку, зная, что там не опасно, и получит серьезный ожог.
Пожарная безопасность на кухне
Именно на кухне размещается множество предметов бытовой техники, которые при нарушении правил их эксплуатации являются источниками опасности для ее посетителей, а именно:
- газовая или электрическая плита;
- духовка;
- и множество других кухонных приборов и оборудования.
Кухня – это место, где техника безопасности должна выполняться неукоснительно.
Источниками опасности на кухне может стать пол, если он скользкий, слишком острые кухонные приборы (ножи и вилки), бьющаяся столовая посуда, наличие кухонной мебели с острыми углами, а также неисправность деталей мебели, например, в виде сломанных табуретов или стульев. Про газовый котел на кухне можно узнать .
Осторожно – руки
Пожалуй, главная опасность на кухне – это режущие предметы. Как ни странно, но ножи должны быть острыми, так как если они тупые, вы прикладываете больше усилий и вероятность ножа соскользнуть возрастает.
Чтобы хотя бы увидеть свои руки, нужно хорошее освещение. Хороший свет – залог безопасности. Согласитесь, что шансов порезаться меньше, если вы видите, что режете.
Ни в коем случае не проталкивайте руками мясо в мясорубке. Это можно сделать чем угодно, только не руками, иначе вы рискуете покалечить их или вовсе остаться без них. Не нужно активно упорствовать при работе с теркой, особенно когда натираете уже мелкие кусочки пищи.
Особенности стихотворений в прозе Тургенева
Восемьдесят три стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это горькие слёзы и высокие мысли мудрого человека. Он думал и писал о своём, но для тех, кто был, есть и ещё будет. Основные особенности стихотворений в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Русский язык» следующие:
- использование элементов разных жанров (раздумье, ода, личное воспоминание, философский этюд, беседа);
- прозаическая речь;
- разнообразие ритмов, их связь со смыслом стихотворений;
- антитеза — как способ выражения идеи;
- наличие прозаических строф;
- символичность;
- обобщение мыслей, образов;
- воссоздание мира чувств и мыслей лирического героя;
- тема гражданского подвига русских женщин;
- утверждение русского языка как национального символа.
Сборник «Стихотворения в прозе»
Цикл «Стихотворения в прозе» вышел в свет в 1882 году и при первом издании включал в себя 51 стихотворение. Выбранное в результате писателем название подошло сборнику как нельзя лучше. Стихотворения, сами по себе обычно несут весьма глубокий смысл, в них рассматривается ценность человеческого бытия, осмысливается жизнь в различных ее вариациях и формах. Проза же не сильно отличается от стихотворений в этом смысле, а подобное соитие двух жанров в итоге дает усиленный эффект. Тургенев, казалось бы, оперирует обычными, ничем не примечательными для простого человека словами, но он их мастерски объединяет между собой. В каждом произведении цикла писателем осмысливается проза жизни. Несмотря на отсутствие рифмы, наличие которой, казалось бы, подразумевается из названия, все миниатюры выглядят довольно поэтично.
Для того чтобы понять смысл описанного, читателю нужно в первую очередь взглянуть на мир широким взглядом, возможно, отстраниться от всего мирского, того, чем сегодня дорожат люди, запутавшиеся в круговороте жизни и с трудом отличающие главное от второстепенного. Каждая миниатюра несет в себе какой-то действительно интересный подтекст, который заставляет поразмышлять на тему бытия.
Анализ стихотворения «Порог» Тургенева
Полагают, что произведение навеяно реальной личностью — революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.
Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия — всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.
Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе, и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.
Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир — в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.
Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской» Тургенева
Это произведение — отклик на гибель удивительной, редкой женщины. Ю. Вревская – баронесса, она была вдовой генерала, который погиб на кавказской войне. И. Тургенев познакомился с ней в 1873 г., несколько раз встречался, переписывался.
Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» написано от лица безмерно скорбящего человека. Возможно, он был в числе тех, которые «тайно и глубоко любили её». Наверное, это и вызвало незабываемую печаль, пронизывающую стихотворение.
Произведение разделено на короткие прозаические строфы. В каждой из них — эпизод внешней или внутренней жизни Вревской, переживаемый лирическим героем. Вместе они создают образ незаурядной женщины. Вот они — эти строфы-тезисы её жизни:
- «умирала она от тифа»;
- «ни один врач даже не взглянул на неё»;
- «она была молода, красива»;
- «отдалась на служение ближним»;
- «заветные клады… в душе»;
- «жертва принесена…»;
- «никто не сказал спасибо»;
- поздний цветок признательности «на её могилу».
Строки к финалу становятся короче, они иссякают, как и прошла жизнь Юлии Вревской. Незаурядность её личности и судьбы подчеркивается антитезами. С одной стороны — «грязь», «заражённые логовища», а с другой — «свет», «жизнь ей улыбалась». И в дополнение ещё одна антитеза, углубляющая драму жизни Ю. П. Вревской: «служение ближним» и «никто не сказал спасибо даже её труду».
Итог этой благородной жизни — поздний цветок старого друга. «Поздний цветок» здесь как символ памяти.
Стихотворение посвящено конкретному человеку — Юлии Вревской, но в нём присутствует и элемент обобщения. По сути это реквием русской женщине — самоотверженной и героической.
https://youtube.com/watch?v=GEvHGXfA4Ds
Техника безопасности (ТБ) при работе с газовой и электрической плитой
Как выбрать безопасную технику для кухни в нашем видео:
Самым главным источником опасности на кухне при нарушении техники безопасности является плита: как газовая, так и электрическая.
Газовая
В настоящее время во многих жилых домах для приготовления еды используются газовые плиты. Наверное, каждый знает, сколько опасности в себе таит использование в домашних условиях бытового газа, который при нарушении правил безопасности имеет свойство взрываться, разрушая целые дома и унося десятки человеческих жизней.
При приобретении газовой плиты необходимо учесть, что во избежание утечки газа ее установка и подключение должна осуществляться профессионалами, поскольку от этого зависит ее безопасная эксплуатация, ведь даже небольшая утечка газа и его накопление в помещении может привести к необратимым последствиям в виде удушья людей или возгорания. Про комбинированную плиту с электрической духовкой можно прочитать .
Также нужно постоянно уделять внимание поддержанию нормального технического состояния газовой плиты, которое заключается в чистке конфорок плиты и наблюдении за состоянием газовых труб. Однако небольшую утечку газа можно и не заметить
В таких случаях очень важно, чтобы в домах с газоснабжением была обустроена хорошая вентиляционная система, которая при превышении концентрации газа смогла бы вывести накопившиеся пары газа на улицу
Однако небольшую утечку газа можно и не заметить
В таких случаях очень важно, чтобы в домах с газоснабжением была обустроена хорошая вентиляционная система, которая при превышении концентрации газа смогла бы вывести накопившиеся пары газа на улицу
Во время эксплуатации газовой плиты необходимо быть очень осторожным и не оставлять ее без присмотра. Если вы закончили пользоваться плитой, газовые конфорки необходимо выключить, а помещение кухни хорошо проветрить. Ведь постоянно горящие конфорки являются источником повышенной угрозы, а именно:
- при включенной газовой конфорке в воздух выделяются вещества, являющиеся результатом горения, которые при долгом воздействии приносят вред здоровью человека;
- открытый огонь, оставленный без присмотра, может стать причиной пожара;
- в случае возникновения сквозняка газовые конфорки могут потухнуть, и бытовой газ начнет поступать в помещение.
Про встраиваемую варочную панель можно прочитать перейдя по .
Электрическая
Электрическая плита на кухне является одним из самых мощных, а также опасных приборов кухонной техники. Ведь ее неправильная установка, подключение или эксплуатация может привести к поражению человека электрическим током, а также возгоранию.
Для установки мощной электроплиты к электрическим сетям бытовые разъемы общего назначения не подходят, при ее подключении применяются специальные разъемы для электроплит.
Также обязательными условиями для установки электроплиты является наличие мощных подводящих электропроводов и заземления. Естественно, выполнение работ по установке и подключению такой плиты лучше доверить профессионалам. Про дизайн кухни в хрущевке с газовой колонкой можно прочитать в .
Как и любой другой электроприбор, категорически запрещается оставлять работающую электроплиту без присмотра.
Электричество и электроприборы
Неправильная установка и эксплуатация техники может привести к травмам и даже пожару, и вообще с электричеством на кухне шутки плохи. Следует быть особенно осторожными с розетками, и следить чтобы ваши руки не были мокрыми.
- Не ставьте емкости с жидкостями в близи с розетками. Наблюдайте за состоянием вилок электроприборов – они не должны быть мокрыми или поврежденными.
- Если у вас электроплита, то обязательно наличие заземления и подводящих электропроводов.
- Не следует оставлять электроприборы надолго включенными без присмотра, в том числе и электроплиту.
- При обнаружении неполадок с техникой, следует немедленно обратиться к специалистам – если вы проигнорируете поломку, в последствии, это может привести еще к большим затратам.
История написания
Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».
Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:
События разворачиваются в Алексеевке
Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать
Именно она и напомнила автору живые мощи.
Характеристика героев
Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.
Судьба Лукерьи
Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.
Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:
людей, у которых нет родного дома;
потерявших зрение;
неспособных говорить;
утративших слух;
не умеющих распознавать запахи.
Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.
Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.
Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.
Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.
Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.
Образ Барина
О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.
При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.
И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.
Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.
Проклятие
Проклятие
Я читал байроновского «Манфреда»…
Когда я дошел до того места, где дух женщины, погубленной Манфредом, произносит над ним свое таинственное заклинание, — я ощутил некоторый трепет.
Помните: «Да будут без сна твои ночи, да вечно ощущает твоя злая душа мое незримое неотвязное присутствие, да станет она своим собственным адом»…
Но тут мне вспомнилось иное… Однажды, в России, я был свидетелем ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
— Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! — закричала жена старика.
— Изволь, Петровна, — отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: — Пускай же и он дождется сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его седую бороду!
Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон.
Это проклятие показалось мне ужаснее манфредовского.
Февраль, 1878
Примечания
Первоначальное заглавие «Проклятие» в черновом автографе Тургенев в беловой рукописи изменил на «Манфред», но потом зачеркнул его и восстановил прежнее. Слова: «Да будут без сна — собственным адом» — должны восприниматься как вольный перевод четырех стихов из того «заклинания» (incantation), которое в драматической поэме Байрона таинственный Голос
произносит над Манфредом, лишившимся чувств (акт I, сц. 4). В оригинале «Заклинание» имеет 7 строф (по 10 стихов каждая); Тургенев пересказывает лишь начальные стихи второй строфы:
Though the slumber may be deep,
Yet the spirit shall not sleep,
и заключительные стихи строфы шестой:
I call upon thee! and compel
Thyself to be the proper Hell!
Перевод приведенных стихов не сразу дался Тургеневу; в черновике он ближе к подлиннику: «Да будут ночи твои без сна, да вечно чувствует твоя душа мое незримое присутствие, будь собственным своим адом». В беловом автографе к слову «чувствует» были варианты: а
«знает»,б «осознает». А последняя строка звучала так: «да будет она собственным своим адом».
В юности, по свидетельству самого Тургенева (письмо к А. В. Никитенко от 26 марта (7 апреля) 1837 г.), он перевел «Манфреда» полностью, но перевод этот не сохранился. Собственный ранний опыт Тургенева — драматическая поэма «Сте́но» (1834) имеет эпиграф из «Манфреда», и в ней многое навеяно этим произведением Байрона. Автобиографическое значение имеют слова, вложенные Тургеневым в уста Лежневу («Рудин», гл. VI): «Вы, может, думаете, я стихов не писал? Писал-с, и даже целую драму сочинил в подражание „Манфреду“. В числе действующих лиц был призрак с кровью на груди, и не с своей кровью, заметьте, а с кровью человечества вообще». Еще более критически Тургенев отзывался о байроновском Манфреде в старости, когда он писал, например, Л. Фридлендеру (письмо от 14 (26) декабря 1878 г.) об этом герое: «…мне лично мало симпатичный чудак…» В этом письме Тургенев приводит цитату из «Манфреда» в английском подлиннике, поэтому можно предположить, что он перечитывал его в том же году, когда было написано «Проклятие». «Манфреда» Тургенев вспоминает также в стихотворении «У-а… У-а!» (с. 187–189).