Дума (стихотворение)

«дума» (м

Образы и символы

В образе лирического героя воплощает в себе образ целого поколения, общества с перспективами и позициями, которые он категорически отказывается принимать. Его опасения и разговоры о будущем усиливаются, и его преследует перспектива не оставить после себя ничего, кроме простой надгробной плиты, в то время как его сверстники, похоже, смирились с такой участью. Ему скорбно от того, что он не может ничего изменить, что он стал заложником общества.

В образе толпы заключён образ людей, лишённых цели и сути существования, бездумно проживающих каждый день, не задумываясь о том, что ждёт впереди. Лирический герой настолько подавлен преобладающей атмосферой жизни, что невольно приобщает себя к окружающим.

Текст стихотворения

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

‎Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

‎Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Тема, жанр, композиция

Основная тема — поколение, лишённое способности ценить искусство, сопереживать другим и признавать существование Бога. Жить без понимания своей цели и желания оставить значимое наследие для будущих поколений в конечном счёте бесполезно. Лермонтов изображает жизнь «потерянного поколения» более ужасной, чем сама смерть, изображая людей, чьи умы и сердца стали чёрствыми, что делает их неспособными ценить жизнь и стремиться к хорошим переменам. Среди этих размышлений лирический герой пытается распознать в себе недуги. Призывая читателей отказаться от самодовольного существования, построенного на ошибках предыдущих поколений, автор призывает их взять под контроль своё духовное наследие.

Композицию произведения составляют четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведётся от второго лица и является печальным размышлением лирического героя. Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого. Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвёртая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Структура стихотворения

Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».

Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.

В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.

Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только любовной лирикой и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и острых вопросах. Одним из таких произведений Многомудрый Литрекон считает «Думу» и предлагает вам обратиться к ее анализу.

Стихотворение «Дума» было создано в 1838 году. Оно относится к зрелой лирике поэта (на тот момент ему было 24 года). В этот период он все чаще рассуждает в своих шедеврах над темой поколения, осуждает своё настоящее и презирает будущее.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Средства художественной выразительности

Поэзия Лермонтова богата средствами художественной выразительности, которые помогают придать мелодичность строкам, увидеть равнодушные глаза лирического героя, полные презрения и тоски.

Метафоры — неотъемлемый троп многих произведений. В каждой строфе можно увидеть скрытое сравнение, необычный оборот речи.

Так, в первом восьмистишии лирический герой во фразе «Богаты мы, едва из колыбели/ Ошибками отцов…» выражает преемственность молодого поколения и пагубное воздействия на него опыта предков. Далее он сравнивает жизнь с пиром «на празднике чужом». В этой фразе выражается равнодушие к жизни, отсутствие стремления ко всякой деятельности.

Также важную роль играют эпитеты. Они выражают презрение героя к прошлому и настоящему: «презренные рабы», «бесполезный клад», «ребяческий разврат», «толпой угрюмою».

тихотворение «Дума» М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и судьбе поколения, к которому принадлежал и сам поэт.

Неторопливый темп и печальное настроение «Думы» приближают ее к элегии, но сатирический тон и необычная форма делают ее весьма нетрадиционной. Написанное шестистопным ямбом стихотворение читается очень размеренно и как бы приглашает прислушаться к невеселым рассуждениям лирического героя, которым, очевидно, является сам автор.

Свое поколение Лермонтов видит крайне потерянным и обмельчавшим. Представители его с колыбели влачат на себе «ошибки отцов», «вянут без борьбы» и шагают навстречу своему мрачному будущему смиренно, не пытаясь ничего изменить или оставить след. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», — говорит лирический герой, подчеркивая, что не только дела, но и чувства его современников лишены смысла. Не только будущее страны – даже собственные жизни не волнуют этих людей, и это — самое страшное.

Важно понимать, что речь идет о молодежи 30-х годов девятнадцатого века. То есть поколение прошлое – смелые и деятельные декабристы, сражавшиеся за свои идеалы

Будущее же поколение хоть и лишено в тексте Лермонтова ясных черт, автор как бы заранее чувствует его превосходство и осуждение. В настоящем же нет ничего: и жизнь пуста, и люди исчерпали себя раньше, чем успели сделать хоть что-то.

Надо заметить, что автор никак не выделяет себя из этого равнодушного строя. Неустанно повторяя «мы», он смотрит на самого себя как на часть пропащего поколения, но именно его критический и печальный взгляд говорит читателю о том, что он – не то же, что эти безразличные люди, на душе у него беспокойно и горько. Это сочетание объективности и участия — одна из причин, по которой «Дума» является сильнейшим стихотворением в гражданской лирике М.Ю. Лермонтова.

Образы и символы

  • В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости. Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».
  • Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников. Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.
  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
  • Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.
  • В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.

План

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

Темы и настроение

Тематика произведения М. Лермонтова довольно-таки богата, хоть стихотворение и не отличается большим объемом.

  1. Основная тема стихотворения — сущность современного человека. Лирический герой скептически относится к своему поколению, он не видит его будущего. По его мнению, современное общество ведёт бессмысленное существование, ведь оно равнодушно и к добру, и к злу, у него нет принципов и целей, ради которых стоит жить.
  2. Также затронута тема преемственности поколений. «Ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Их опыт привёл к бездействию «детей», отсутствию стремления к знаниям, к прогрессу. Лирический герой переживает за духовное наследие, которое оставит их век.
  3. Лермонтов дал исчерпывающую характеристику своему времени, затронув тему власти и выразил свое презрение к ней. Современников он назвал презренными рабами и не случайно, ведь после декабристского восстания дворяне больше не участвовали в жизни страны, закрылись в ограниченном мирке удовольствий и радостей своего положения, чтобы не замечать общественных проблем.
  4. В стихотворении преобладает настроение тоски, сожаления, ощущение безысходности. Лирический герой язвительно обличает пороки своего времени, причисляя и себя к тем, кого он обвиняет.

История создания

Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».

Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: