Златая русь есенина: мир как миф

Люблю когда на деревах огонь зеленый шевелится. сергей александрович есенин. «душа грустит о небесах…. анализ стихотворения есенина «душа грустит о небесах…»

Грусть есенинской души

Основной массив стихотворений на религиозную тему относится к периоду раннего творчества Есенина, 1919 год к нему не отнесешь, но мы видим и в «Душа грустит…» обращение к истокам, к Богу.

Не забываем, что большую часть воспитания Сережи взяла на себя его бабушка Наталья Евтихиевна (1847-1911), которая была глубоко верующим человеком. Отголоски этого чувствуются и через 8 лет после её смерти, плюс не забываем, что Сергей учился в церковно-приходской школе, что также наложило свой отпечаток.

Главным герой стиха, его душа, грустит о далеких небесах, находясь на грешной земле, в сердце обычного человека.

Есенин пытается связать душу верующего человека с природой, сравнивая душевные порывы и природные красоты и явления. Поэт равняет золотые стволы деревьев со свечками, а слова молитвы с листвой.

Сергей Александрович понимает своей душой, что земная мука – это то, что надо перетерпеть и перейти. Человек в земном бытии похож на воду пруда, а небесное лишь мелькнет в ней хвостом пролетающей в выси кометы.

В последних строках четвертой строфе герой завидует листьям, которые уходят корнями в глубину земли, к истине, к пониманию, чего не дано ему грешному.

Стихотворение показывает томление души, которая тянется к небу, но вынуждена до поры находиться на земле, в грешном теле человека. Также автор строк показывает единство мира, где все живое связано единой нитью – человек, природа и Бог, или земля, вода, небо и огонь.

Метафора в творчестве Есенина

Метод ранней лирики Есенина К. В. Мочульский называет «зоологическим претворением мира». Филолог точно объясняет его своеобразие и истоки и отмечает, что метафора – излюбленный, а возможно, единственный прием, которым пользуется Есенин. Поэт словно специализируется на нем. Есенин отличается богатым словесным воображением, он любит эффекты, неожиданные трюки и сопоставления. В мифологии первобытного народа должен отображаться его быт.

Замечание 2

«Скотовод воспринимает мироздание сквозь свое стадо. У Есенина это проведено систематически» — пишет К. В. Мочульский.

Не всегда метафора Есенина наглядна, однако она всегда имеет эмоциональное обоснование. В этом смысле она органична. Например, поэт с чем только не сравнивает, каким только метафорическим образом не преображает свой любимый образ луны. Для этого слова у Есенина существует множество метафор:

  • «Рыжий месяц жеребенком / Запрягался в наши сани»
  • «Месяц, всадник унылый, / Уронил повода» и т.д.

Поэт сравнивает его и с кудрявым ягненком, и с желтым медведем, и с утопленным щенком, и с золотой лягушкой, и с золотым бугром, и с маятником, и с кувшином, которым можно зачерпнуть «молоко берез».

Основанием для сравнения месяца, бегущего по небу, с жеребенком или же его отражения на воде с лягушкой понятны – это простая метафора. Однако эта метафора, однажды появившись в художественном мире Есенина, продолжает развиваться уже по своим законам, она многократно преобразуется, изменяется, теряет свою непосредственную наглядность, но при это сохраняет смысловую связь с первоначальным сравнением.

У Есенина много подобных зоологических сравнений. Например, осень поэт сравнивает с рыжей кобылой, которая чешет гриву; ветер он сравнивает с ласковым осленком, а тучи напоминают ему сто кобыл. «Небо словно вымя, / Звезды как сосцы».

Вселенная Сергея Есенина – это разросшийся до огромных, практически космических масштабов, крестьянский двор. Он изображает свою Вселенную в резких, ярких тонах, которые напоминают о русской иконописи (синий, голубой, золотой).

Однако поэт с небес постоянно возвращается к подробностям земной, крестьянской жизни – от щенка-месяца он возвращается к щенкам обыкновенным, а из мира-храма поэт возвращается в обыкновенный деревенский дом.

При этом Сергей Есенин всегда помнит, что в своих стихотворениях он живописует именно русский мир. В его произведениях слово «Русь» повторяется так же часто, как и слово «месяц». Уже в стихотворениях раннего периода творчества образ есенинской России весьма противоречив. Поэт говорит о том, что она прекрасна, но бедна, что она разбойна и при этом богомольна, кротко-печальна и одновременно разгульно-весела. Однако отношение Есенина к Родине остается неизменной. Свою любовь к родине поэт выражает простыми словами:

Поэт всегда подчеркивал, что основное в его творчестве – это чувство Родины, она для него все что он видит, что чувствует и что его окружает, и потому часто бывает сложно отделить эту тему от других. Поэт не представляет себя без родины. Всем известно о том, что Есенин путешествовал по Европе и Америке. И даже в такое время, когда в России была разруха и положение страны было далеко не лучшим, поэт всей душой стремился обратно. Он каждый день писал домой и находил в этом отдушину. «…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…» — в этих словах все отношение поэта к своей родной стране, к своей «Златой Руси».

Образ в стихах Есенина

Сергей Есенин в предисловии к своему собранию сочинений в 1924 году говорит о том, что все его творчество – это плод его индивидуальных умонастроений и чувств

В стихах читатель в первую очередь должен обращать внимание на лирическое чувствование, на образность, которая стала указателем пути многим молодым беллетристам и поэтам, отмечает Есенин. Образ, по его мнению, не был выдуман им, он существовал всегда и был основой русского «духа и глаза»

Но Есенин подчеркивает, что именно он первым развил образ и положил его в основу своих произведений. «Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства».

Статья: Златая Русь Есенина: мир как миф

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Следует заметить, что Есенин говорит не о разных образах, а о целостном, едином образе, являющемся основой русского духа и оказывающемся «основным камнем» в стихах. Здесь поэт в одном ряду перечисляет духовное и материальное. Филолог К. В. Мочульский заметил, что все стихи Есенина – это песни одной большой поэмы, а отдельные сборники являются ее главами.

Сборники стихов Сергея Есенина:

  • «Радуница»
  • «Преображение»
  • «Голубень»
  • «Трехрядница»
  • «Инония».

Мочульский пишет: «замысел могучий, план простой, тема – едина». Причем общего построения, как заметил филолог, не изменяют даже годы, разделяющие циклы стихотворений.

Стихотворение, написанное Сергеем Есениным в 1919 году, является лирическим изложением похожих идей:

Первые два стиха этого произведения звучат, можно сказать, по-блоковски. Поэт здесь намекает на иной мир, куда стремится душа (небеса, нездешние нивы). Однако дальнейшая композиция стихотворения строится уже на изображении этого мира, но в совершенно отличном от акмеистской предметности духе. То есть Есенин вещи не называет, как, например, Гумилев, Ахматова или Мандельштам, он их метафорически преобразует, словно раскрашивает, тем самым создает яркую, живописную, праздничную картину, даже если о другом говорят отдельно взятые эпитеты.

Поэт в этом стихотворении листья сравнивает с зеленым огнем, сучья он окрашивает в золотой цвет, и они напоминают ему свечи. Луна и комета отражаются в воде, а слова поэт сравнивает со звездами. Глаза, прорастающие в глубину, видят одновременно и настоящее, и прошлое, огромный мир и мельчайшие детали. В стихотворении Есенина образные детали не просто складываются в непротиворечивый пейзаж, картину, они объединяются особым, волшебным зрением лирического героя, его чувством.

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…»

Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты много времени проводили вместе. Кусиков посвятил Сергею Александровичу стихотворение «Кудри день. – Это ты в гранях города гость…». Вместе они в 1921 году издали сборник «Звездный бык». Зимой 1922 года Александр Борисович отправился в Ревель, оттуда отбыл в Берлин. В немецкой столице поэты встречались во время заграничного путешествия Есенина. В первой публикации цикл «Москва кабацкая» был снабжен посвящением Кусикову. В ранней редакции произведения «Пой, Сандро! Навевай мне снова…» встречается его имя. Общение друзей прекратилось после возвращения Сергея Александровича в Советский Союз.

Уже в ранних текстах Есенина появляются в большом количестве религиозные образы и мотивы. Связано это и с воспитанием поэта (бабушка была верующей, ходила в паломничества), и с образованием (обучался в церковно-приходской школе). Отношение к религии у него периодически менялось. То он читал Евангелие, находя много для себя нового. То говорил, что ко всем Миколам, Иисусам и Божьим Матерям, встречающимся в его произведениях, стоит относиться как к «сказочному в поэзии». «Душа грустит о небесах…» — удивительное по красоте стихотворение, проникнутое искренними религиозными чувствами. Лирический герой стремится к духовному прозрению, обретению Господа. Важнейшую роль в этом процессе играет единение с природой. В произведении встречается описание деталей окружающего пейзажа. Для этого подбираются красивейшие средства художественной выразительности – точные, яркие, оригинальные. Например, листва, колышущаяся от ветра, сравнивается с огнем зеленым, шевелящимся на деревьях. Герой стихотворения не замыкается в рамках земной природы, он не мыслит себя и вне вечных вселенских процессов, поэтому в произведении упоминаются звезды и кометы. Получается, в тексте нашли отражение все четыре стихии – земля (деревья, нивы, «земли глагол»), вода («отразивший в водах дол»), воздух (небесные тела) и огонь (сучья золотых стволов теплятся словно свечи). Как это часто бывает в лирике Есенина, мир представляет собой единое целое, неотъемлемая часть которого – человек.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.

1919

Примечания

Душа грустит о небесах, Она нездешних нив жилица. Люблю, когда на деревах Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов, Как свечи, теплятся пред тайной, И расцветают звезды слов На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту, Как отразивший в водах дол Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами В хребты их пьющую луну. О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.). С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари. ”, “Дымом половодье. ”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима — аукает. ”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится. ” и др.) Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.) Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

16 декабря 2015 г. исполняется 100 лет великому русскому композитору и мыслителю Г.В. Свиридову

Памяти Георгия Васильевича Свиридова

Незримы и невыразимы, Лишённые телесных пут, Рождественские серафимы Теперь Свиридову поют. О тесноте земной юдоли, Где каждый звук его зачат, В морозном небе, в чистом поле Распевы горние звучат. И хора сладкое согласье, Мерцающее в звёздной мгле, Так внятно говорит о счастье, Ещё возможном на земле. И как пророк в сухой пустыне, С надеждой глядя в небеса, Почти оглохшая Россия Внимает эти голоса. Молись и верь, Земля родная. Проглянет солнце из-за туч… А, может быть, и двери рая Скрипичный отворяет ключ.

Вадим Костров

  • Этика деятельности руководителя кратко

  • Что такое вирт в пошлости кратко

  • Анализ как функция управления доу

  • План по познавательному развитию в доу

  • Паспорт педагогического проекта в школе образец
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: