Тема недели: Православие, психология и психиатрия
Статья
К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека
Статья
О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии
Статья
Актуальность богословского взгляда на современную психологию
Статья
Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического
Статья
Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики
Статья
Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя
Статья
О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению
Статья
Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу
Статья
Психология для священника: польза или вред?
Статья
Какая психология полезна пастырям?
Статья
Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком
Статья
Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах
Статья
Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система
Статья
Христианская и светская психология — точки соотнесения
Статья
К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих
Статья
Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии
Образы и символы
Образ малой родины поэта — главный в стихотворении. Детство Рубцова прошло в маленьком городке Няндома. Он описывает местный пейзаж: «Ивы, река, соловьи…». И вот спустя много лет Николай Михайлович встретился со своим родным краем. Но он сильно изменился: от деревенского кладбища его теперь отделял канал, а речка заболотилась и обмелела. Некоторые места герой не смог узнать. И все же большинство объектов вызывали положительные эмоции. Школу огораживал новый забор, туманные дали остались прежними. Под воздействием противоречивых чувств Николай Михайлович создал свое знаменитое стихотворение.
Прогуливаясь по родным улицам, поэт вспоминает прошлые годы. Здесь судьба забрала у автора самое дорогое — его мать. Он осиротел, но прах его матери покоится здесь — на малой родине. А значит, герой вовсе не одинок, у него есть родимый край. Главная его характеристика — тишина. Люди отвечают тихо, обоз едет тихо. Здесь нет городской суеты и вечной гонки.
Николай Михайлович грустит ещё потому, что место, где он обожал купаться, покрылось тиной. Несмотря на большие изменения, произошедшие в его родном городке, Рубцов узнает свой «детский мир»:
Большую роль в стихотворении играет также образ школы, в которую, к сожалению, Николай Михайлович не успел пойти. Николай Михайлович так же внимательно, как и раньше, оглядывает «зелёный простор» и ощущает связь с этим местом, с каждой его избой. И туманные реки с тоской проводят его в обратный путь. Ведь главная проблема, поставленная новокрестьянскими поэтами, состоит в неудовлетворенности судьбой деревни: они бы и рады там остаться, но в этих местам им негде применить свои таланты. Рубцов, как и Есенин, как и Шукшин, уезжает в город, хоть и не любит его.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Одно из самых лиричных, душевных произведений Н. Рубцова стихотворение «В горнице» написано в 1965 году. Поэту 29 лет. Он учится в литературном институте в г. Москва. Это не понятый современниками и еще не признанный поэт, несмотря на то, что он выпустил уже один сборник своих стихов, правда, в «самиздате».
А сегодня он многих читателей поражает своей искренностью, открытостью души. Моим современникам стихотворение «В горнице» еще известно песней. Она теперь популярна и любима многими.
Жанр: элегия, потому что воссоздает настроение грусти, светлой печали.
Раскрытие темы. Лирический герой. Композиция.
Поэт говорит о себе, о своей жизни, чувствах, надеждах. Стихотворение сразу вводит в мир крестьянского быта. Мы видим горницу — чистую, уютную комнату в избе, освещенную светом звезды, заглядывающей в окно.
Это мир детства Николая Рубцова. Время, когда еще жива матушка. Матушка! Какое красивое и ласковое слово. Это хозяюшка-хлопотунья, которая и детей приласкает. Нежность, любовь чувствуется в этом слове. Слышится в нем и боль раннего сиротства.
Поэт никогда не сможет забыть, как заботливо и любовно выращивал аленький цветочек для уже больной мамы, чтобы порадовать её подарком, а нёс его за гробом матери.
Первая строфа обрывается многоточием, как обрывается и само воспоминание о прошлом. Взгляд поэта устремляется в настоящее. Его тоже сопровождают ноты грусти и печали. Детали быта – завядшие красные цветы, догнивающая лодка — свидетельства заброшенности и неустроенности жизни поэта.
Неслучаен и образ ивы — плакучего дерева, символа печали. Хлопотливый день сулит заботы. Это спокойные и важные для поэта дела. Среди них — «думать о своей судьбе». Это так же необходимо, как «поливать цветы» и «мастерить лодку».
Это путеводная нить и в прошлое — поэтому звезда появляется в первой строфе, и в будущее — есть она и в последней строфе. Это символ надежды на поддержку в выборе своего пути, поддержку каждого шага по жизни.
Все стихотворение проникнуто легкой грустью, за которой чувствуется неустроенная судьба поэта — человека, к тридцати годам много пережившего, одинокого. В стихотворении много прекрасного и поэтичного. Плавность повествования позволило переложить стихи на песню.
Художественные средства выразительности
Стихотворение отличает лексика, рисующая деревенский быт: горница, матушка и даже ведро, как символ сельского мира, как балалайка у Есенина. Эпитеты и метафора служат для эмоционального восприятия изображаемого: «хлопотливый день», «дремлет кружевная тень».
Инверсия — «дремлет тень» — придаёт плавность и напевность строке. Рифма, стихотворный размер. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — хорей.
Восприятие
Стихотворение сразу трогает душу. За такими простыми словами и короткими предложениями мне увиделся большой мир неординарного человека. Поразила глубина его переживаний. Очень полюбилась песня на эти стихи.
Мне нравится41Не нравится16
Анализ стихотворения «В горнице»
Произведение относится к лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности является песней, раскрывающей авторские чувства и мысли.
Основной тематикой стихотворения отображаются детские воспоминания поэта в виде описания горницы, являющейся одной из центральных комнат русского дома.
Композиционная структура стихотворения представляет собой метрическую систему, в которой стихосложение имеет слогоударную форму, и состоит из четырех четверостиший (катренов), сложенных в линейную, последовательную схему.
В первой строфе описывается экспозиция в виде места действия повествования, горницы. Во второй строфе действие подвергается завязке в форме начала действий лирического героя, которые в содержании третьей строфы приходят к стихотворной развязке в виде планирования мероприятий для преодоления душевных терзаний.
Повествовательное содержание ведется от лица лирического героя, передающего авторский поэтический замысел в форме изображения внутреннего конфликта, выраженного в духовном кризисе человека.
В качестве стихотворного размера используется форма четырехстопного хорея в сочетании с пиррихием и мужской клаузулы, включающих перекрестную рифмовку с применением открытых мужских рифм, оканчивающихся на гласный звук.
Среди художественных средств выражения преобладают многочисленные эпитеты и развернутые метафоры, создающие лейтмотив душевного состояния лирического героя. Кроме того, поэт использует в стихотворении литературный прием в виде инверсии, меняющий звуковую интонацию произведения и придающий ему наибольшую выразительность.
Помимо этого, динамичность лирической сюжетной линии придает применение поэтом разнообразных глаголов, а также местоимений, усиливающих ощущение несостоявшейся жизни лирического героя.
Использованные в произведении образу природного пейзажа демонстрируют неприкрытую любовь лирического героя к рано ушедшей матери и отображают его чувства грусти, тоски и печали.
Мне нравится9Не нравится5
Новые материалы
Книги
Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)
Книги
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).
Книги
Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2
Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).
Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8
Книги
Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2
Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Книги
Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Подписи к слайдам:
Цели исследования: выявить значение часто встречающегося в лирике Н.Рубцова слова душа; в результате исследования стихотворений Н.Рубцова показать, что слово душа является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.
Соединясь, рассудок и душа Даруют нам светильник жизни – РАЗУМ…
Слово душа выступает в функции подлежащего, чаще всего согласуясь с глаголами настоящего времени: … счастлив тот, хоть с ног его сбивает, Кто всё пройдёт, когда душа ведёт … («Философские стихи») Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой. («Старая дорога») Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлён В душе, которая хранит Всю красоту былых времён… («Душа хранит»)
Слово душа употребляется в родительном падеже для обозначения принадлежности, значения объекта: небеса души; души моей отрада; страсти души…
Слово душа употребляется в предложном падеже как вместилище чувств: Отчего ж тогда Пусто на душе? А в душе – гроза, Молнии и гром! Может быть, меня Ждёт за дверью друг, Может быть, родня… А в душе – испуг, («Из восьмистиший»)
Слово душа в винительном падеже характеризуется как объект, подвергающийся действию: Сумрак душу мне врачует; Жизнь порой врачует душу; Каждый шорох душу мне тревожит. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси… («Левитан»)
До его трагической гибели оставалось пять лет. Название настраивает на ностальгическую ноту. «Душа» — любимое слово поэтов и философов. Рубцов исключением не был, хотя однажды и признавался: «Я чуток, как поэт, бессилен как философ». Но это противопоставление напрасное – ведь поэзия является одной из оригинальнейших форм философствования. Вместе с названием обозначена и основная тема – тема Памяти. В контексте же целого эта тема объединяется еще с двумя темами – темой Времени и темой Вечности.
Каждое четверостишие, кроме первой строфы – законченное высказывание, целостное предложение, состоящее из четырех строк. Во всех строфах используются сравнения – одиночные («щука, как стрела», «как сон столетий, Божий храм») и развернутые. Начало второго и третьего катрена осложнено риторическим восклицанием «о», сначала применительно к общему виду, затем ко всей Руси.
Будучи поэтом, воспитанным на классике («березы и избы по буграм» как будто взяты из стихотворения «Родина»), Рубцов бессознательно использует вполне модернистский мотив, заимствованный из французской живописи – мотив отражения в воде. Причем этот мотив вводится как в прямом, так и в переносном смыслах. Щука – реальная рыба, видимая в глубинах водной глади. Отражение в глубине Божьего храма – также вполне представимо, но уже вызывает ассоцциации с легендарным градом Китежем, который спасся от нашествия монголо-татарских полчищ тем, что ушел под воду. А вот выражение «сон столетий» — выражение вполне метафорическое. Душа поэта в контексте заключительных строк оказывается тем самым зеркалом, в котором отражается этот самый «сон столетий» и древний вид, который неизменен в течение долгих веков.
Другой постоянный образ-символ для Рубцова – образ звезды. Это и конкретные звезды на ночном небе, и сама Русь, названная «великим звездочетом». Звезда – символ далекого, идеального мира. Но далекого ли? Ведь эта красота – вот она, рядом. Беда лишь в том, что мы не хотим замечать и ценить ее, все время куда-то торопимся. А достаточно остановиться и оглянуться, посмотреть вверх, задуматься о вечности. Жизнь человеческая до обидного коротка, зато жизнь природы вечна.
Не исключено, что образ звезды навеян влиянием любимого Рубцовым поэта – Ф.Тютчева, у которого имеется характерное признание: «Душа хотела б быть звездой».
Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева
Душа хранит
Душа хранит
Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.
О вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетий, Божий храм.
О Русь — великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен…
Философская концепция Рубцова
Как показывает подробный анализ стихотворения «Звезда полей», Рубцов производит нововведение в понимание поэтами таких оппозиций, как «земля» и «небо». Рубцов связывает две эти сферы, они неделимы. Именно поэтому уже в названии мы видим определение не «небесная», а «звезда полей». Как раз вот в этой связи между землей и небом проявляется сходство между поэзией Рубцова и лирикой Есенина. Только у Есенина связующим звеном выступала радуга, дерево или какой-либо водоем, в котором отражается небо, а у Рубцова все проще. Человек сам должен ощущать эту сопричастность всему сущему. Ни одно явление природы не может быть чужеродным человеку. Люди всегда уповают на силы небесные, и звезда является наглядным доказательством того, что эти высшие силы существуют. Сразу же приходит на ум стихотворение Маяковского «Послушайте», в котором поэт также говорит о необходимости присутствия В нем Владимир Владимирович отразил идею о том, что человек — мельчайшая песчинка в огромном мироздании, он боится, он потерян. Но звезда как напоминание о божественной силе помогает людям.
История создания
Стихотворение Рубцоваувидело свет в 1964 году. В его основу легли впечатления автора от поездки на малую родину. Известно, что ею является небольшой город в Архангельской области — Няндома. Именно здесь будущий поэт жил до тех пор, пока ему не исполнилось шесть лет. Потом он оказался в детдоме, ведь лишился матери, а его отец пропал без вести на фронте.
Николай Михайлович испытывал сильные эмоции от воспоминаний, которые нахлынули на него после возвращения в северный городок. Чувства поэта были противоречивыми. Конечно же, у Рубцова были приятные воспоминания своего беззаботного детства. Однако печаль, вызванная ощущением больших изменений в городе, тоже давала о себе знать. Индустриализация предъявляла новые требования к людям: их жизнь меняли большие государственные планы. Амбиции градоначальников отразились и на экологии: реки заболотились, теперь и за рыбой некуда сходить. Несмотря на это, Рубцов чувствовал неразрывную связь со своей малой родиной.
Эмоции, которые автор испытывал в то время, нашли свое отражение в анализируемом стихотворении. Не секрет, что свое произведение Николай Михайлович посвятил знаменитому писателю Белову, ведь описанные в стихотворении места тоже были и его Родиной.
Анализ стихотворения Рубцова «До конца…»
Не секрет, что многие поэты наделены даром предвидения, и могут с удивительной точностью предсказать собственную судьбу. Николай Рубцов – из их числа, так как он знал, что умрет «в крещенские морозы» и предчувствовал скорое завершение своего земного пути.
Как и любой другой человек, этот поэт задавался вопросом, что же он оставит после себя, и что еще нужно успеть сделать до того момента, когда придется покинуть этот мир. Оказалось, что перед лицом смерти все то, что казалось важным и значимым, отходит на второй план, уступая место вечным ценностям, среди которых – чистота собственной души. Именно такое пожелание Николай Рубцов высказал в своем стихотворении «До конца», которое написал в 1970 году, за несколько месяцев до гибели.
Казалось бы, нет ничего странного, что человек, обращаясь к неким высшим силам, просит: «До конца, до тихого креста, пусть душа останется чиста!». Однако, развивая свою мысль, поэт отмечает, что не хочет остаться никому должным в этой жизни, не хочет чувствовать себя виноватым ни перед живыми, ни перед мертвыми, ни «перед этой желтой, захолустной стороной березовой моей».
Только заглянув в пропасть небытия, человек начинает обращать внимание на те мелочи, которые раньше оставались вне поля его зрения. Понимая, что пришло время подводить итоги собственной жизни, автор открыто заявляет: «Перед всем старинным белым светом я клянусь: душа моя чиста». За этой фразой стоят бессонные ночи глубоких размышлений и анализа каждого поступка, который совершил Рубцов, внутренние монологи и признание ошибок, которые требуют осознания
Для того, чтобы вот так просто и открыто сообщить всему миру, что больше он ничего ему не должен, нужно проделать не только огромную работу над собой, но и принять неизбежность того, что должно произойти. Трудно сказать, на чем были основаны предчувствия поэта, однако видно, что он не только спокойно относится к собственной смерти, но и готовится к ней так, как в старину это делали православные монахи – отпускает все земное, раздает все долги и подводит черту
За этой фразой стоят бессонные ночи глубоких размышлений и анализа каждого поступка, который совершил Рубцов, внутренние монологи и признание ошибок, которые требуют осознания. Для того, чтобы вот так просто и открыто сообщить всему миру, что больше он ничего ему не должен, нужно проделать не только огромную работу над собой, но и принять неизбежность того, что должно произойти. Трудно сказать, на чем были основаны предчувствия поэта, однако видно, что он не только спокойно относится к собственной смерти, но и готовится к ней так, как в старину это делали православные монахи – отпускает все земное, раздает все долги и подводит черту.
Когда настоящее воспринимается уже со стороны и считается прошлым, мировоззрения человека кардинально меняются. Поэтому у Николая Рубцова остается лишь одно желание – сохранить чистоту собственной души до самой смерти и не омрачить переход в вечность поступками, за которые потом придется держать ответ перед высшими силами.
Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Рубцов — представитель тихой лирики
Лирику Николая Рубцова называют тихой. Все благодаря легкой тональности, изяществу стиха и тематике. Главной темой творчества Рубцова стала малая родина, то есть уголок, где он родился и рос. Поэт много писал о деревне, о красоте русской природы. Следует сказать, что Рубцов продолжает традиции русских крестьянских поэтов начала 20-го века, в частности Сергея Есенина, когда он писал в духе крестьянской поэзии. Также можно найти сходства с поэзией Лермонтова. Природа для Рубцова, так же как для вышеназванных поэтов, является гармонизирующим началом. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей» подтверждает это.
Сочинение о стихе В горнице моей светло
«В горнице» – самое известное стихотворение Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку. Более того – нередко происходит путаница.
Песню на стихи Николая Михайловича, написанные в начале 1960‑х годов, часто принимают за образец русского фольклора. Ничего удивительного в этом нет. В рассматриваемом произведении используются традиционные для народного творчества образы, его отличает напевность, особая душевность, искренность.
В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием.
Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве. При помощи начальных четырех строк воспроизводится атмосфера уюта, умиротворенности. Читатель настраивается на спокойный лад. Песенные интонации словно убаюкивают его.
Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен. Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок».
В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку.
«В горнице» – глубоко личное стихотворение, в котором Рубцов не побоялся раскрыть читателям душу, поделиться болью от потери близкого человека и светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности – еще один секрет невероятного успеха произведения.
Мне нравится5Не нравится2
С уверенностью можно сказать, что это одно из лучших стихотворений талантливого поэта. Открытость души, глубокие чувства, своеобразная передача переживаний — всё это характерно для стихотворения «В горнице» и для всего творчества поэта. Пластичность, напевность многих стихов Н. Рубцова сделали их песнями.
Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
54
Подробный анализ стихотворения
25
Анализ стихотворения «В горнице»
4
Сочинение о стихе В горнице моей светло
3
О Рубцове
Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».
Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде — рабочим, в Москве — студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.
В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым, В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.
Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.
После смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: «Последний пароход»(1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).
О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:
Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета. И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!..
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, — 19.I.1971, Вологда) — русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже — на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.
Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.
Лит. Передреев А., Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С., Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.
В. В. Кожинов
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 9. — М.: Советская энциклопедия, 1978
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Тихая моя родина» — тема неразрывной духовной связи поэта с малой родиной. Строки произведения отражают признание автора в любви к родному краю, где он родился и знает каждый уголок.
Тема воспоминаний не менее важна. Автор хранит в сердце добрую память о том, что было в детстве. Эти мысли его поддерживают и умиляют.
Основная проблема стихотворения «Тихая моя родина» — индустриальное вмешательство в деревенский уклад жизни. Оно влечет за собой и социальные, и экологические проблемы. Лирический герой возвращается на родину с надеждой найти знакомые места, однако время все изменило. Герой увидел, что погост теперь находится на другом берегу реки, а привычный водоем зарос тиной и обмелел. В связи с произошедшими переменами лирический герой испытывает лёгкую грусть, однако он все равно ощущает огромное счастье от встречи с малой родиной.
Помимо этого, автор в своём произведении затрагивает тему сыновней любви. На малой родине поэта похоронена его мать, поэтому самое главное для Рубцова — отыскать её могилу. С образом матери связана малая родина: они для поэта образуют одно целое — то, что свято и дорого сердцу.
Автор с удовольствием гуляет по родным местам и наслаждается родным пейзажем. Настроение стихотворения «Тихая моя родина» позитивное и трогательное.
Анализ стихотворения Рубцова «Душа хранит»
В рубцовской лирике нередко встречается интересный, глубокий подход к изображению обыденных бесхитростных деталей: воды, берез, деревенских домов. «Душа хранит» — характерный пример метода «двойного дна».
По особенностям содержания стихотворение делится на две равные части. Первую из них можно условно обозначить как пейзажную, вторую — философскую.
Начальная строфа построена на игре контрастов. Неподвижное водное зеркало пронзает стремительное движение рыбы. Аллитерация фразы «стрела пронзает» подчеркивает это противопоставление.
Вторая строфа, продолжая пейзажную зарисовку, изменяет ракурс лирического повествования. Классический образ изб и берез, рождающий у читателя поток реминисценций, дополняется образом «божьего храма». Последний наделяется особой мощью и неподвижностью: он удваивается, появляясь в водном отражении. Сравнение со «сном столетий» усиливает коннотации незыблемости, постоянства и подводит к философским размышлениям лирического героя.
Пара риторических восклицаний, начинающих вторую и третью строфы, являются ключевыми в произведении. Передавая эмоциональный подъем, они дополняют друг друга, завершая формирование одной из главнейших идей рубцовской лирики. Между «смиренным и родным» видом малой родины и образом Руси, сильной и гордой державы, ставится знак равенства.
В начале второй части вновь встречается прием стремительного контрастного перехода, но он организован по другому признаку: взгляд лирического героя вдруг устремляется вверх, резко расширяя художественное пространство до космических масштабов. Звезды — сквозной символ в лирике Рубцова — выражают гармонию, духовный свет и надежду. Образ России получает титул «великого звездочета» — светлого, высокого и прекрасного, как звезды.
В финале поэт возвращается к мотиву неподвижности, который начинает звучать по-другому. Лирическое повествование набирает силу и расширяет масштаб: в объективе — духовная память поколений, святая и вечная, составляющая основу национального самосознания.
Финальная философская мысль преображает скромный пейзаж, который встречается в первой части. Строгая монохромная зарисовка, лишенная намеков на конкретную местность или эпоху, весьма условна и существует вне времени. Она служит обобщающим символом, в котором сливаются образы «тихой родины» и великой страны.
Лучина Дарья
Анализируя произведения Н. Рубцова, ученица в своей научно-исследовательской работе стремится выявить значение часто встречающегося в лирике Рубцова слова «душа» и показать, что это слово является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.