Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»
Весной 1836 года князь Гагарин получает от своего друга Федора Тютчева письмо, к которому прилагается стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…». Предполагается, что написано оно было несколько раньше, когда семья русского поэта и дипломата попала в кораблекрушение. К счастью, сам Тютчев, его супруга и две дочерей остались живы. Однако катастрофа произвела на Элеонору Тютчеву настолько удручающее впечатление, то женщина так и не смогла оправиться от пережитого ужаса и скончалась в 1838 году на руках у супруга.
К тому моменту, когда было написано стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…», жизнь в Элеоноре Тютчевой уже угасала. Эта хрупкая и впечатлительная женщина практически не вставала с постели и уже не узнавала никого из домочадцев. Таким образом, при живой супруге поэт фактически стал вдовцом, искренне сожалея о том, что судьба отмеряла ему всего лишь 10 лет семейного счастья. Именно этими чувствами наполнено стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…», в котором поэт мысленно обращается к прошлому, отмечая, память о нем навсегда осталась в его сердце. Его душа полна теней «безмолвных, светлых и прекрасных». Автор хочет вернуться в прошлое, когда он был по-настоящему счастлив, но понимает, что ему это не под силу.
В его воспоминаниях о счастливой жизни нет места печали и унынию, так как этими чувствами автор не хочет омрачать все то чистое и возвышенное, что связывает его с супругой. Между тем, его воспоминания уже настолько абстрактны, что уже непричастны «ни радостям, ни горю». Создается впечатление, что жизнь для Тютчева остановилась, и он настолько погружен в свой внутренний мир, что уже не замечает ничего вокруг.
Это действительно так, потому что в своих воспоминаниях поэт по-прежнему счастлив, и он не хочет расставаться с этой иллюзией, хотя и понимает, что с реальностью она не имеет ничего общего. Окружающий мир автор воспринимает, как «бесчувственную толпу», которой нет никакого дела до того, что происходит с его возлюбленной. Тютчев не ищет сострадания или же утешения, он просто не может смириться с предстоящей потерей, осознавая, что ответом на его страдания будет лишь равнодушие и дежурные фразы соболезнования, которые придется выслушивать из вежливости. Несмотря на то, что Элеонора Тютчева была обречена, поэт воспринял ее кончину очень близко к сердцу и, по утверждению очевидцев, полностью поседел за одну ночь, проведенную у гроба покойной.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Так, в жизни есть мгновения»
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Тени сизые смесились»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Топи да болота»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Челюскинцы»
- Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью. »
Душа моя — Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных.
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Композиция
Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых заключает в себе законченную мысль.
Так, в первой строфе показаны размышления лирического героя о любви в зрелом возрасте. Любовь он сравнивает с «зарей вечерней», освещающей жизненный путь.
Во второй строфе чувствуется отрешенность героя, стоящего на пороге неизбежной старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться очарованием чувства.
В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения – несмотря на все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в любом возрасте.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Последняя любовь.История создания – Стих написан в 1852-1854 годах, и посвящен Елене Денисьевой.
Тема стихотворения – Сильное и глубокое чувство любви, которое возможно лишь в зрелом возрасте.
Композиция – Композиция условно разделена на три части, в каждой из которой автор заключил определенный смысл.
Жанр – Элегия.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – «последней», «вечерний», «прощальный».
Олицетворения – «полнеба обхватила тень», «бродит сиянье».
Лексические повторы – «продлись, продлись», «помедли, помедли».
Фёдор Тютчев
В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно там было записано стихотворение «Душа хотела б быть звездой», дата создания которого неизвестна. Предположительно, Федор Тютчев создал его между 1828 и 1836 годами, но вписал в альбом супруги гораздо позже. Так или иначе, автографа этого произведения не сохранилось, и оно было опубликовано лишь после смерти поэта по записи, сделанной в альбоме его супруги.
Это стихотворение вызвало много споров среди критиков, многие из которых обвинили Тютчева в высокомерии. Ведь уже первая фраза произведения «Душа хотела б быть звездой» указывает на честолюбивые помыслы автора. Однако позже появилась иная трактовка этого произведения, которая позволила понять истинный смысл этого произведения. Да, действительно, душа поэта стремилась ввысь, однако ему совсем не хотелось стать бесчувственным небесным светилом, которое вызывает восхищение у влюбленных парочек и романтически настроенных поэтов. Более того, сам Тютчев с определенной долей презрения отзывается о звездах, отмечая: «Сии светила, как живые очи, глядят на сонный мир земной».
Развивая свою мысль, поэт отмечает, что хочет быть дневной звездой, которая незаметна при свете солнца, но при этом отличается особой чистотой. Такие звезды, по мнению поэта, «горят светлей в эфире чистом и незримом», и именно такой участи желает для своей души сам автор. Конечно, это стихотворение трудно назвать оптимистичным, ведь поэт задумывается о жизни после смерти. Для этого есть веский повод, ведь Тютчев недавно похоронил свою первую супругу Элеонору. Он очень тяжело переживает эту смерть, хотя и понимает, что избежать подобной участи никому не под силу. И уж коль этот момент все равно настанет, поэту хочется не исчезнуть в бесконечных просторах Вселенной, а остаться в вечности, став неприметной звездочкой на небосклоне, которая греется в лучах славы более ярких небесных светил. К этому моменту Тютчев еще не знал, что ему предстоит стать одним из выдающихся русских поэтов, родоначальником романтизма и автором удивительно глубоких, философских стихов. К своему творчеству он относился с легкой иронией, считая его приятным хобби и не предполагая, что именно благодаря нему имя Тютчева навсегда останется в истории мировой литературы.
* * *
Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной, –
Но днем, когда, сокрытые как дымом
Палящих солнечных лучей,
Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
1836
«Чему молилась ты с любовью» — Ф.И.Тютчев
Чему молилась ты с любовью, Что как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Бессмертной пошлости людской!
Стихотворение посвящено Е.А.Денисьевой. Тютчев познакомился с ней в июле 1850 года. Это была последняя любовь как назвал её сам поэт, изменившая весь порядок его жизни. В эти годы он создает цикл стихотворений, обращенных Денисьевой. Это своеобразный «роман в стихах», в котором поэт рассказал о молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу, совершившей подвиг во имя любви, и погибшей в отчаянном сражении за свое счастье.
Тема
Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.
В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но, все же, это не дружеские отношения, лишенные романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине
Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадежность. Он суеверно бережет его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.
Стихи Ф. И. Тютчева о любви
Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без-надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес-тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи-ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.
Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени-ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере-живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе-нии «Я помню время золотое…» (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:
И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл, И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.
Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: «время золотое», «милый край», «младая фея», «нога младенческая», «течи юные», «веселость беспечная» и т. д. Лишь в финальной стро-фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:
И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.
Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст-во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За-висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:
Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловыо На поруганье предала. «Чему молилась ты с любовью…» (1851-1852)
Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за-вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:
В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек… «В разлуке есть высокое значенье…» (1851)
Поэту удается представить себе те чувства, которые ис-пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи-ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851-1852).
Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко-торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе-рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз-рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го-ворит в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» из «денисьевского цикла» (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ-ровне Денисьевой:
О, как убийственно мы любим. Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Страшнее всего для лирического героя осознание собст-венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб-ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: «что сердцу… милей» — «вернее гу-бим», «смех младенческий» — «слезы» и т.д.
Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража-ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! «Последняя любовь» (1852-1854)
По словам В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную ли-рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».
На этой странице материал по темам:
- ранние стихотворения тютчева о любви
- тютчев в разлуке есть высокое значенье анализ
- стихи ф.и.тютчева о любви
- читать онлайн о любовных переживаниях тютчева
- анализ стихотворения чему молилась ты с любовью
История создания
Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно влюбился в юную воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице – 24 года, однако столь внушительная разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.
Роман между Федором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный поэт имел семью, и его связь с юной девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.
Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены, родившей поэту трех внебрачных детей. Все это время молодая женщина страдала от своего оскорбительного положения, и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни Федор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.
Всю силу своей страсти Тютчев отобразил в многочисленных стихах, посвященных Елене. Самые яркие лирические произведения были объединены в сборник «Денисьевский цикл».
В него вошел и стих «Последняя любовь», написанный Тютчевым в 1852-1854 годах.