Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Блока
Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Блока
Стихотворение «Ветер принёс издалёка…» написано 29 января 1901 года — это одно из ранних стихотворений, в котором отражены юношеские мечтания: «песни весенней намёк», «бездонная лазурь», «звёздный сны». Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: «Как тяжело ходить среди людей…». Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые («Ветер принёс издалёка / Песни весенний намёк…») и последние («Ветер принёс издалёка / Звучные песни твои…») строчки стихотворения перекликаются следующим образом:
А. А. Блок — глубочайший символист, человек огромного мистического таланта, ему было доступно то, что для других совершенно не понятно или даже не существует. Описывая быстрый приход весны, поэт отождествляет физический весенний свет с невозможностью созерцать без каких-либо внешних раздражителей тайные глубины иных миров. Только при отвлечении от всего суетного, мельтешащего можно уловить биение таинственных бездн, полных пророчеств. Но зима, как и ночь, рано или поздно заканчивается. Наступает утро (весна), взгляд невольно цепляется за внешние перемены, поэтому и плачут «струны» поэта, плачут «робко, темно и глубоко», так как уже не могут досказать начатое. Характерна для стихов А. А. Блока неясность того, чьи «звучные песни» принёс издалека ветер. Ускользание от прямолинейного тщательного рассмотрения каждого определения — основа той загадочности и интровертности, что заложены в стихах поэта.
Направление, размер и жанр
Написан стих в стиле философской лирики, которая предполагает такую форму восприятия мира, где мировоззрение людей редко одинаковое. У Блока философия идеалистическая, это хорошо видно в его первых работах. Еще в произведении есть элегические признаки, которые отражены в описании внутренних переживаний и предчувствий автора. Основным признаком элегии считается стихотворная строка двустишие, что также характерно для «Предчувствую тебя». Стихотворение можно отнести к модернистскому направлению. Блок был символистом, и все его произведения имеют основу символистического движения. Он ссылался на идею Ницше о сверхчеловеке, старался спасти мир и человечество. Размер – пятистопный и шестистопный ямбы, сменяющие один одного. Присутствует чередующаяся женская и мужская рифма.
Тема
Основная тема стиха – это предчувствие весны. Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна. Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.
Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.
Композиция
Эмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трехстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.
Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает ее. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут – как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.
Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко темно и глубоко”. Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.
Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.
Тропы в стихе
В стихотворении Блок использует тропы – эпитеты и метафоры, которые помогают раскрыть свойства предметов и явлений, а также придают строкам художественную выразительность.
Отметим эпитеты:
- Дымно-синие туманы.
- Дремные покровы.
- Светлый круг.
- Зеленый луч
- Сказке древней (это еще и инверсия).
- Заморской царевне.
Использует Блок в стихе и метафоры (стелются лучи, хрусталь стены). С помощью их мы, словно бы, видим, как лучи начинают стелиться сквозь дрёму царевны, а стена стала хрустальной и вот-вот должна рухнуть под ударами мечей всадника.
Имеется в стихотворении сравнение (как в тумане) и несколько анафор (о царевне, о заморской). Звякают ключи – это классическая инверсия.
Стих написан перекрёстной рифмовкой с открытыми и закрытыми рифмами (жалко – уснуть – качалка – скакнуть) и состоит из 10 строф. Жанр стихотворения – фантазия, а для придания строкам правдоподобия Блок использует несколько числительных (семь ночей, сто морей).
Анализ стихотворения Блока «Там неба осветленный край…» 1 вариант
В 1909 году Блок переживает два трагических события. Его супруга, забеременевшая от своего очередного любовника, рожает сына, которого поэт готов признать своим, однако малыш вскоре умирает.
Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Блок, 1903 год
Спустя некоторое время Блок получает известие о том, что скончался его отец, с которым мать поэта развелась много лет назад. Сломленный, уставший от душевных страданий и боли, Блок принимает решение отправиться вместе с Любовью Менделеевой в заграничное путешествие, которое длится без малого полгода. Именно в этот период поэт очень остро и отчетливо понимает, что является настоящим патриотом своей страны. Он мечтает как можно скорее возвратиться в Россию, понимая, что лишь на родине сможет найти утешение и почерпнуть новые силы для того, чтобы жить дальше.
Находясь в Германии и Италии, Александр Блок все чаще и чаще вспоминает свое родовое имение в Шахматово, понимая, что там он был по-настоящему счастлив. Даже тот факт, что с загородной жизнью связаны далеко не самые светлые моменты его бурного романа с Любовью Менделеевой, не в состоянии затмить тех нежных и радостных чувств, которые испытывает поэт, вспоминая свою сельскую жизнь. И именно благодаря этим воспоминаниям появляется на свет стихотворение «Там неба осветленный край…» – чистое, пронзительное и наполненное легкой грустью по давно минувшим временам.
Фото Александра Блока на прогулке в Шахматово, 14 лет 1894 год
Шахматово представляется поэту неким светлым пятнышком среди всеобщего мрака, где природа всегда созвучная внутренним ощущениям автора, который только сейчас понимает, насколько дороги ему все те незначительные мелочи, на которые он раньше не обращал внимания. «Там разговор гусиных стай так внятен», – отмечает Блок, никогда не испытывавший потребности в пейзажной лирике. Однако, пытаясь разобраться в своих чувствах, поэт с удивлением понимает, что именно в Шахматово он был по-настоящему свободен, весел и силен». И, что гораздо важнее, над Блоком не довлел тот груз житейских и моральных проблем, которые он успел накопить за время семейной жизни. Но поэт понимает, что возврата к прошлому уже нет, и прообразом того, что этот счастливый период остался в далеком прошлом, является старый лес, который «под топором редеет» так же, как и воспоминания Блока. Он понимает, что если и будет еще когда-нибудь счастлив, то уже по-другому. И вряд ли возвращение в Шахматово принесет ему ощущение радости, которым он когда-то совсем не дорожил, считая, что жизнь просто не может быть окрашена другими чувствами.
Цикл стихов о Прекрасной даме
Увлечённый идеями символистов и мистической философией Вл. Соловьёва, молодой талант Александр Блок посвятил свои первые произведения поиску воплощения идеального женского образа
Итогом этого творческого периода стала книга «Стихи о Прекрасной даме», большая подборка символических текстов о чувствах, о женственности и о мировоззрении влюблённого человека, которая сразу привлекла внимание к творчеству поэта и получила высокую оценку специалистов и публики
Стихотворение о предчувствии любви было написано летом 1901 года в подмосковном имении родителей матери поэта, в деревне Шахматово, где студент Петербургского университета обычно проводил каникулы. Светлые, тёплые, беззаботные летние месяцы на природе отзывались самыми лучшими воспоминаниями, согревая его сердце на протяжении долгой зимы.
Не удивительно, что именно здесь Блок встретил любовь всей своей жизни: соседнее имение принадлежало семье известного учёного Д. Менделеева, поэтому с его дочерью Любой Александр был дружен с детства. В 1903 году она приняла его предложение, и они обвенчались.
На протяжении лет влюблённости и ухаживания за будущей супругой было написано немало чудесных стихов о любви, которые составили первый большой сборник поэта — цикл о Прекрасной даме.
Анализ стихотворения Александра Блока «Ветер принес издалека»
17 декабря 2015
Что же удалось услышать стихотворцу в порывах ветра? Таким вопросом задается каждый, читающий строки «Ветер принес…». И не так просто ответить, ведь атмосфера стихотворения туманна, загадочна, а ветер приносит вовсе не одну весть.
Стих был создан Блоком на старте литературной карьеры. Совсем юный, в 1901 году, на исходе второго зимнего месяца, он ощущает первый клич весны. Это предчувствие, легкий намек. Как песня надежды врываются свежие потоки воздуха в комнату поэта. Большая часть зимы наконец миновала, и рисуется в поэтическом воображении просвет небесной лазури. Серые тучи вальяжно расступаются, нехотя, грозно; бури «плакали», чуя последние моменты властвования на земле. И «струны» души Блока сочувственно и созвучно тоскуют.
Новый поток воздушных волн приносит теперь иные песни. Но чьи же? Возможно, речь заходит о любимой женщине поэта. Он был самоотверженно влюблен в Любовь Менделееву. Их редкие встречи случались по приходу весны, на даче. Блок радуется первым весенним звоночкам, в которых слышится ему голос возлюбленной. Двумя годами позже эта пара обручилась – хорошие предчувствия автора не обманули.
Блок принадлежал к тому времени, когда на пике популярности в кругах литературной интеллигенции было направление символизма. Образность, скрытый смысл, таинственность – все это присутствует в произведении «Ветер принес…». Силы природы олицетворены, насколько это возможно, выражая полноту символизма. «Звездные сны» упоминаются автором в конце второй строфы, снова нагоняя туман.
Состоящее из трех строф стихотворение написано то белым стихом, то перекрестной рифмой. Трехстопный дактиль изобилует противоречивым смысловым содержанием. Доходящая до отчаяния зимняя хандра озаряется светом предчувствия весны, перемен. Эпитеты грусти рассеиваются солнцем. Автор использовал противоположные по смыслу слова: «темно» и «светло». Контрасты играют и навевают дымку загадки.
Юное сердце Блока еще наполнено робкими, радостными ожиданиями. Тенденция к большему драматизму в творчестве проявится чуть позже. А пока поэт всеми мыслями погружен в мечту о единении любящих сердец.
Символизм в творчестве А.А. Блока
Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.
Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов). Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной
В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения
Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.
Образ, тема и проблемы
Молодой герой-романтик, который идеален и ищет идеал во всем, верит в «Вечную Женственность», ищет «Прекрасную даму. Таким описан лирический герой. В основу главного образа положены любовные отношения со своей избранницей. В стихотворении читается провидение автора на светлое и счастливое будущее. Но есть и строки сомнения, что его женщина не поймет и не примет его мировоззрения. Так и вышло в будущем. Блок не принимал жену как обычную женщину и она ушла от него к его другу. Все произведение автор говорит образу «Ты», что показывает их близость, но в то же время его поклонение ей. Главной темой стихотворения «Предчувствую тебя» является тема любви, предчувствия любовных позитивных перемен в жизни. Описана тема, актуальность которой будет всегда. Проблема заключается в том, что человек не может полностью наслаждаться счастьем, так как постоянно боится потерять его. Так и в этом произведении радость и любовь омрачается страхом непонимания в будущем. Настроение на протяжении стихотворения часто меняется. Автор верит в светлое и счастливое завтра, предчувствует приятные изменения, но сомнение и беспокойство не дают радоваться во всю силу.
Темы, проблемы, настроение
В стихотворении «Предчувствую тебя» затронута тема любви, тема ожидания чудесных перемен, связанных с появлением в жизни поэта любимой женщины.
Также в произведении затронута актуальная на сегодняшний день проблема, а точнее, вечная проблема. Она заключается в шествии рука об руку, неразлучности радости, счастья и тревоги, возникающей из-за страха потери этого самого счастья. Поэт в стихотворении «Предчувствую тебя» несколько раз упоминает о своем страхе, чем придает произведению не совсем радостное звучание.
Настроение «Предчувствую тебя» можно назвать неровным. Оно светлое, радостное, ведь оно о будущем, о приятных изменениях в жизни лирического героя, но в то же время этот «свет» приглушают сомнения, беспокойство.
Приближение весны Любви
Автор уже видит или предчувствует (был у него такой дар) взаимность в отношениях. Сейчас в его душе зима, но первые ласточки весенней поры уже появляются в сердце. Открывшийся клочок неба – это вера в положительный ответ Менделеевой. Надежда так велика, что маленький кусочек неба имеет бездонную лазурь, он близок к идеалу.
Символизм просматривается чуть не в каждой строке. Ветер – надежда на перемены, весенняя песня – мечты на взаимность, кусочек неба – это положительный ответ Менделеевой. Это анализ символизма только по первой строфе!
Пока же мечты остаются мечтами и в душе Александра плачут зимние бури, хотя и звёздные сны его не покидают. Символичны струны в последней строфе, ведь они у всех поэтов ассоциируются с любовью. Под струны поэта ветер приносит издалека песни, то есть, положительный ответ Менделеевой. Смотрится красиво – влюблённый играет на струнах любви и слышит, что ему начинают подпевать в такт мелодии, в такт биения сердца.
Отношение Блока к женщинам было нежным и более таинственным, чем сексуальным (одна из причин некоторых проблем на страте семейной жизни). Отсюда мы слышим, что у струны звучат:
Нет той любовной агрессии Испании, когда гитара буквально кричит в руках влюблённого, зато отлично просматривается нежность к любимой женщине.
Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока
— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)
— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.
— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?
— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство. (Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)
— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.
— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?
— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?
— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)
— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?
— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость. (Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср. – «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?
— В чем символика этого образа?
Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».
«Ветер принес издалека…» А.Блок
«Ветер принес издалека…» Александр Блок
Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои.
Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…»
Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом – культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу. В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принес издалека…», написанное в последних числах января 1901 года. Однако в серости холодной петербургской зимы Блок сумел уловить первые признаки приближающейся оттепели, которую, как утверждает автор, «ветер принес издалека» .
Символизм предполагал повышенное внимание к различным мелочам и их трактовку, как некое предзнаменованием. Таким необычным вестником весны для поэта стал клочок голубого чистого неба, который открылся «где-то светло и глубоко». Автор подчеркивает, что в этом кусочке небесной лазури словно бы растворились все горести и печали
При его появлении «плакали зимние бури», словно бы предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле
Автор подчеркивает, что в этом кусочке небесной лазури словно бы растворились все горести и печали. При его появлении «плакали зимние бури», словно бы предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле.
Подобные метаморфозы природы Блок воспринимает сквозь призму личных переживаний. Приближающаяся весна, запах которой еще только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта, который о. Однако причина душевных волнений поэта кроется совсем не в приближающейся весне. Гораздо важнее для него то, что «ветер принес издалека звучные песни твои». Речь в данном случае идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства, однако после длительной разлуки едва сумел узнать в чернобровой красавице ту несмышленую девочку, с которой играл когда-то на даче. Однако больше всего поэта поразило то, что подруга его детства восприняла Блока, как пижона и никчемного человека, который значительно приукрашивает свои литературные способности. Стоит ли удивляться тому, что поэт влюбился в эту холодную и совершенно равнодушную к нему особу, которой суждено было стать его литературной музой.
Блок и Менделеева обручились лишь в 1903 году, но практически до самой свадьбы поэт не был уверен в том, что действительно любим женщиной, которая поразила его не только своей красотой, но и умом, благородством, великолепным чувством юмора. Так как виделся он со своей избранницей редко, и, по большей части, лишь на даче, то весна стала для него символом возрождения любви и приближающейся встречи с той, которая навеки завоевала его сердце.
Тематика стихотворения
Главная тема основана на предчувствии весны, ассоциирующейся у центрального лирического персонажа не просто с приятным временем года, а с ожиданием долгожданной встречи с возлюбленной. Его одновременно переполняет тревога, мрачные ощущения и радость. Все чувства сменяют друг друга в каждой строчке. Все это символично высказывается автором в стихотворных строках.
Что касается основной идеи, то она заключается в ощущениях и чувствах влюбленного человека, неспособного говорить о них открыто. Слова стиха пронизаны внутренним миром томящегося в ожидании мужчины, который сам не знает, к чему приведет его любовь. Ему лишь остается надеяться на взаимность. Именно весна символизирует все те надежды на счастливое совместное далекое будущее.
Тема и сюжет
С помощью элементов фольклора автор пытается нарисовать картину момента перехода ребенка из реальности ко сну, предлагая себя в роли главного героя. Начинается стихотворение с противоречия:
Герой понимает, что наступает время сна, но неподалёку от кроватки стоит конь-качалка и это стимулирует к активности мальчика. Ему хочется вместо скучного в его годы сна вскочить на коника и погрузить в скорость бега по полю боя.
В противовес желанию няня рассказывает сказку о богатырях, и она становится ступенькой к царствию Морфея. Мальчик внемлет рассказу и начинает медленно отрываться от границы реальности. Он уже на коне и скачет за моря-океаны, где в хрустальном гробу под свет лампадки спит царевна.
Текст
И пора уснуть, да жалко,Не хочу уснуть!Конь качается качалка,На коня б скакнуть!
Луч лампадки, как в тумане,Раз-два, раз-два, раз!..Идет конница… а няняТянет свой рассказ…
Внемлю сказке древней, древнейО богатырях,О заморской, о царевне,О царевне… ах…
Раз-два, раз-два! Конник в латахТрогает коняИ мани’т и мчит куда-тоЗа собой меня…
За моря, за океаныОн мани’т и мчит,В дымно-синие туманы,Где царевна спит…
Спит в хрустальной, спит в кроваткеДолгих сто ночей,И зеленый свет лампадкиСветит в очи ей…
Под парчами, под лучамиСлышно ей сквозь сны,Как звенят и бьют мечамиО хрусталь стены…
С кем там бьется конник гневный,Бьется семь ночей?На седьмую — над царевнойСветлый круг лучей…
И сквозь дремные покровыСтелятся лучи,О тюремные засовыЗвякают ключи…
Сладко дремлется в кроватке.Дремлешь? — Внемлю… сплю.Луч зеленый, луч лампадки,Я тебя люблю!
1912 год
В стихотворении «Сны» Александр Блок с помощью 10 строф пытается передать читателю внутренний мир ребёнка, который пытается заснуть и находится на границе между царством Морфея и реальностью.
Глубина блоковских чувств
Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.
Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.
Анализ цикла «Стихи о прекрасной даме» Блока
«Стихи о прекрасной даме» — первый поэтический сборник А. Блока, включающий более ста стихотворений, написанных в 1901-1902 гг. Они были написаны поэтом под влиянием любви к будущей жене – Л. Менделеевой. Стихотворения расположены в строгом хронологическом порядке, часто указано конкретное место написания.
Блок был одним из ярчайших представителей символизма. Его сборник хоть и основан на реальном «земном» чувстве, описывает туманный возвышенный образ. В то время поэт увлекался учением философа В. Соловьева, особенно его идеей о Вечной Женственности. В стихотворениях этого цикла Блок очень редко «опускается на землю». Любимая женщина описана в образе бесплотной мировой души, олицетворяющей собой одновременной Жену, Мать, Подругу. Практически нигде не указаны конкретные физические признаки любимой. «Владычица Вселенной» обрисована только цветовыми оттенками («твоей лазурью») и неясными звуками («отдаленные шаги»).
В раннем возрасте Блок вообще был против плотских отношений. Любовь к женщине он воспринимал как вечное и безусловное преклонение перед недостижимым идеалом. Это мистическое чувство может быть описано только с использованием тайных символов, намеков, полутонов.
Многие стихотворения сборника содержат религиозную символику. В этом также видно влияние на поэта В. Соловьева. Блок идеализирует земное чувство, приравнивает его к божественному. Любовь становится явлением космического масштаба.
Прекрасная Дама Блока — высшее существо. Она обладает бессмертием, бесконечной мудростью и вселенским знанием. Ее помыслы и поступки недоступны простому смертному. Свою любовь поэт считает божественным поклонением, вечным рыцарским служением. У Блока получает дальнейшее развитие средневековый образ Прекрасной Дамы. Он еще больше отстраняется от всего земного. Физический облик женщины отходит на второй план. Главным становится таинственный образ, созданный в воображении.
Идеалистические представления Блока были реализованы им в жизни. Поэт воспринимался как человек, полностью оторванный от реальности. Л. Менделеева была покорена его рыцарским преклонением и согласилась на брак. Однако она быстро испытала разочарование. Поэт продолжал витать в облаках. Он не признавал грубых чувственных отношений и продолжал относиться к настоящей жене как к несуществующему образу.
«Стихи о Прекрасной Даме» отражают самые искренние чувства и переживания Блока. Первый мистический сборник принес поэту большую известность. Вошедшие в него произведения удивительно лиричны и способны заворожить читателя.
В 1904 году впервые опубликовал Александр Блок «Стихи о Прекрасной даме». Анализ, проведенный исследователями его творчества, показывает, что это первый серьезный сборник стихотворений поэта. Он сразу же выделил Александра Александровича среди других художников слова. В нашей статье мы проведем анализ о Прекрасной даме» — одно из лучших творений Александра Александровича.