Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта…»
Любовь и влюбленность – два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает к Николаю Гумилеву теплые дружеские чувства, но никак не любовь. О своих внутренних переживаниях поэтесса не может и не хочет делиться даже с супругом, так как знает, что подобные откровения способны причинить ему сильную боль. Однако в стихах она все же затрагивает эту непростую тему семейных взаимоотношений, публикуя в 1911 году произведение «Есть в близости людей заветная черта…».
Говоря о некоем рубеже, к которому стремятся многие влюбленные пары, Ахматова имеет ввиду ту искреннюю и чистую любовь, когда жертвенность уступает место самолюбию, а жизнь без по-настоящему близкого человека попросту не представляется возможной. Эту черту, по утверждению поэтессы, «не перейти влюбленности и страсти», т. е. тем чувствам, которые являются лишь имитацией истинной любви. Как бы не волнительны были поцелуи, рано или поздно их вкус становится пресным и обыденным, если они не подкреплены подлинной любовью. В свою очередь, это чувство, даже если люди расстаются, сохраняется на всю жизнь, и для него нет препятствий в виде времени либо стечения обстоятельств.
Настоящая любовь гораздо выше дружбы и, как считает Ахматова, выше любых плотских утех. Ведь в данном случае речь идет не о физиологии, а о душе, которая «свободна и чужда медлительной истоме сладострастья». Вместе с тем, преодоление заветной черты нередко приносит разочарование, так как очень редко подобное чувство является взаимным. Точнее, в паре кто-то один любит искренне и по-настоящему, а другому лишь кажется, что они испытывает то же самое. Поэтому Ахматова, обращаясь в своем стихотворении к Николаю Гумилеву, отмечает: «теперь ты понял, отчего мое не бьется сердце под твоей рукою». Тем самым поэтесса признает ошибочность брака, в который вступила из чувства сострадания к человеку, готовому покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Однако исправление подобных ошибок вновь влечет за собой душевную боль, но уже не одного, а двух человек, принявших неверное решение. Что лучше в такой ситуации – оставить все как есть или же расстаться? Ахматова не дает ответа на этот вопрос, хотя в глубине души прекрасно понимает, что ее брак уже обречен, и приговор подписан самой судьбой.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анна Ахматова
У Анны Ахматовой пейзаж сопрягается с душевным переживанием, а душевное переживание становится частью деревенской жизни. Скупо отобранные детали сельского пейзажа незаметно и ненавязчиво присоединяются к характеристике внутреннего состояния человека. Тоска предстает здесь столь же вещной, реальной подробностью окружающего мира: «И будет так, пока тишайший снег не сжалится над скорбной и усталой… И тогда для раскрытия внутреннего мира человека становятся необходимыми другие слова: «Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности и страсти… Тревога и тоска из жизни проникали в литературу, переходили от одного поэта к другому, становились историческим знаком эпохи. Вековая, безбрежная, могучая тоска Блока и тоска Ахматовой, несмотря на различие их поэтических систем, передавали одно мироощущение, восходили к одному источнику — российской действительности, свидетельствовали о неблагополучии мира.
И дружба здесь бессильна и года Высокого и огненного счастья, Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья. Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие — поражены тоскою… Теперь ты понял, отчего мое Не бьется сердце под твоей рукою. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает к Николаю Гумилеву теплые дружеские чувства, но никак не любовь.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Державина Бог В 1780 году к Державину пришла мысль о создании произведения «Бог». Но по сколько поэт в то время был сильно занят по долгу службы, тогда он не смог осуществить написание этой оды. Чуть позже Державин возобновил свою идею и довел
- Анализ стихотворения Есенина Сторона ль моя сторонка Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет
- Анализ стихотворения Лермонтова Весна Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Весна» — это своеобразное отражение душевного состояния лирического героя с помощью пейзажных зарисовок. Благодаря естественным картинам родного края автор представил событие из своей жизни,
- Анализ стихотворения Ахматовой Стихи о Петербурге Санкт-Петербург и Царское село играют одну из главных ролей в стихотворениях поэтессы. Естественно, ведь её жизнь тесно связана с ними. Санкт-Петербург – очень красивый город, но годы революции, крови, злости, насилия, новой идеологии
- Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья За свою жизнь А.С.Пушкин создал много красивых стихотворений: грустных и веселых, спокойных и тяжелых. Среди них можно выделить «Я пережил свои желания». Это грустное и даже депрессивное произведение было написано автором в
Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой
являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать. Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения, посвященные таинственному незнакомцу, которому неизменно приписывался статус любовника. В 1914 году один из таких стихов под названием «Гость» даже вызвал серьезную размолвку между Анной Ахматовой и ее супругом Николаем Гумилевым. Поэт, прочитав это произведение, действительно поверил в том, что у его супруги роман с другим мужчиной, и пожелал узнать, кто же этот счастливчик.
Действительно, образ таинственного незнакомца поэтесса на сей раз вывела весьма правдоподобно, представив своего избранника, как старого знакомого, зашедшего в гости не без тайного умысла. Он пришел добиваться расположения поэтессы и заявил, что хочет быть с ней в аду. Именно туда, согласно религиозным воззрениям, попадают женщины, которые изменяют своим мужьям, и при этом нередко компанию им составляют любовники. «И глаза, глядевшие тускло, не сводил с моего кольца», — отмечает поэтесса, намекая на то, что ее визитера совсем не смущает факт, что отныне она – замужняя женщина. Свое отношение к гостю поэтесса напрямую не выказывает, однако фраза «мне не в чем ему отказать» наводит на мысль, что с этим человеком Ахматова готова сбежать на край света. Именно поэтому так и рассердился ее законный супруг, потребовав назвать имя незваного гостя. Гумилев
даже не подозревал, что все написанное – маленькая месть его жены, которая устала от одиночества и невнимания. Совместная жизнь двух этих одаренных людей складывалась весьма непросто. Сперва Гумилев несколько лет добивался благосклонности Ахматовой и даже предпринимал попытки самоубийства. Однако после свадьбы он понял, что на спокойную и размеренную семейную жизнь ему рассчитывать не приходится. Ахматова буквально бредила литературной карьерой и, надо отдать ей должное, преуспела на поэтическом поприще, что очень сильно злило Гумилева. В итогеАхматова придумала для себя воображаемого возлюбленного, которому посвятила огромное количество стихов, стараясь таким нетривиальным образом реализовать свои чувства и желания быть по-настоящему любимой и необходимой хоть кому-то в этой жизни.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворений Сурикова
- Анализ стихотворений Тютчева
- Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев
- Анализ стихотворений Бальмонта Анализ произведений Бальмонта
- Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями – литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада..
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.
Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.
- Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
- «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
- «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.
«Приходи на меня посмотреть…» А.Ахматова
«Приходи на меня посмотреть…» Анна Ахматова
Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно. Этих рук никому не согреть, Эти губы сказали: «Довольно!»
Каждый вечер подносят к окну Мое кресло. Я вижу дороги. О, тебя ли, тебя ль упрекну За последнюю горечь тревоги!
Не боюсь на земле ничего, В задыханьях тяжелых бледнея. Только ночи страшны оттого, Что глаза твои вижу во сне я.
Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…»
В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один из режиссеров картины – известный актер Олег Янковский. Ему же выпала честь сыграть главную мужскую роль. Образы центральных женских персонажей на экране воплотили Екатерина Васильева и Ирина Купченко. В фильме звучит написанная на стихи Ахматовой композиция «Приходи на меня посмотреть…». Исполняет романс Елена Камбурова. Музыку сочинил композитор Вадим Биберган.
Рассматриваемый текст создан молодой поэтессой – на тот момент Анне Андреевне было около 23 лет. Тем не менее, в нем чувствуется богатый жизненный опыт, интонации женщины, много испытавшей и повидавшей. Стихотворение начинается с обращения к неизвестному собеседнику, скорей всего, бывшему возлюбленному: «Приходи на меня посмотреть». Сразу же, во второй строке глагол повторяется: «Приходи…» Получается, будто заклинание, мольба, а не простая просьба. В словах героини – боль, надрыв. Она осталась в одиночестве, даже рук некому согреть. Во второй строфе читатель еще больше узнает о ней и отношениях с возлюбленным. Героиня рассказывает, что каждый вечер ее кресло подносят к окну. Перед глазами сразу возникает образ женщины немощной, неспособной самостоятельно подняться на ноги. Из немногочисленных доступных удовольствий – посмотреть в окно на дороги, ходить по которым ей не суждено. В третьем и финальном четверостишии лирическая героиня признается, что ничего на земле не боится. Впрочем, практически сразу собственное утверждение она опровергает. Кое-что ее все-таки страшит – это ночи. Темное время суток пугает не само по себе. Дело в том, что во сне героиня видит глаза возлюбленного.
Стихотворение «Приходи на меня посмотреть…» отличается простотой формы и языка. При этом в нем много недосказанного, оставленного на откуп читательской фантазии. Можно только предполагать, что произошло между героиней и мужчиной, о котором идет речь в произведении. Бросил ли он ее из-за болезни? Или их роман завершился еще раньше? Была ли эта пара счастлива хотя бы недолгое время? Сможет ли героиня, женщина с очевидно сильным характером, справиться с трудностями? Ахматова все это оставляет за кадром, словно предлагая каждому читателю придумать собственную историю.
Вариант №2
Очень часто в своих произведениях Анна Ахматова представляла идеального мужчину, которого выдумала сама в своих произведениях. Именно по этому поводу в литературной среде до сих пор не утихают споры. Является этот мужчина настоящим или выдуманным. И вот снова новое произведение и снова совсем новый образ идеального мужчины. И вот после опубликования произведения «Гость», брак Ахматовой чуть не развалился от ревности ее супруга к вымышленному герою стихотворения. Она так четко и ясно описала связь с другим мужчиной, что супруг пожелал выяснить у Ахматовой кто этот таинственный незнакомец.
Ведь именно в этом произведении поэтесса описывает образ того самого таинственного незнакомца, который зашел в гости к самой поэтессе и мало того с тем самым умыслом. А умысел таинственного незнакомца был получение расположения писательницы и решимость быть с ней даже в аду. Ведь именно туда, по строкам из библии, попадают неверные супруги вместе со своими любовниками. И его не смущает тот факт, что она замужем и это читается в одной из строчек произведения.
Самое удивительное это тот факт, что сама поэтесса не высказывает никаких намерений о связи с таинственным незнакомцем. Однако прослеживается тенденция готовности автора убежать с новым избранником даже на край света. Именно поэтому ее законный муж очень был недоволен, и ревность переполняло его желание узнать настоящий этот незнакомец или же нет.
Ведь жить с таким же талантливым поэтом как сама очень сложно и часто поэтесса была обречена на одиночество. У них очень все красиво начиналось. Будущий супруг долгое время добивался расположения Ахматовой, даже дело доходило до попытки самоубийства. Но после свадьбы страсть поутихла, и супруг понял, что на первом месте у Ахматовой это, конечно же, литература. И на этом поприще Ахматова добилась огромных успехов что, конечно очень расстраивало мужа и злило. И как итог Ахматова идет на рискованный шаг, и придумывает себе идеального мужчину, который ее очень любит, заботиться о ней и души в ней не чает. Именно такие стихи являлись криком души несчастной и одинокой поэтессы.
«Сердце к сердцу не приковано…» А.Ахматова
«Сердце к сердцу не приковано…» Анна Ахматова
Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь — уходи. Много счастья уготовано Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать. Не целуй меня, усталую,- Смерть придется целовать.
Дни томлений острых прожиты Вместе с белою зимой. Отчего же, отчего же ты Лучше, чем избранник мой?
Анализ стихотворения Ахматовой «Сердце к сердцу не приковано…»
В марте 1912 года Ахматова вошла в большую литературу, выпустив тиражом в три сотни экземпляров свой первый сборник «Вечер». Его хорошо приняли и коллеги по цеху, и профессиональные критики. Полюбилась лирика молодой дебютантки и публике. Недаром такой популярностью пользовалась ее вторая книга, изданная через пару лет. Наиболее проницательные люди поняли, что в русской культуре произошел настоящий переворот. В поэзии появилась талантливая женщина с собственным голосом, которая не стала скрываться под мужским псевдонимом, а выступила смело, открыто. При этом она не увлекалась модными тогда декадентскими течениями, продолжая по большей части классические традиции, в частности, заложенные Пушкиным.
В первый сборник Ахматовой включено стихотворение «Сердце к сердцу не приковано…», датированное весной 1911 года и относящееся к интимной лирике. Произведение написано женщиной, не так давно вышедшей замуж, — ее брак с Гумилевым был заключен в конце апреля 1910. Николай Степанович, на протяжении нескольких лет добивавшийся любви Анны Андреевны, после свадьбы достаточно быстро к ней охладел. В доказательство достаточно хотя бы того факта, что осенью 1910 года он покинул молодую супругу и на несколько месяцев отправился в африканскую экспедицию. В рассматриваемом тексте слышится отголосок сложившейся в жизни поэтессы ситуации. Лирическая героиня произведения не собирается удерживать мужчину. Личную свободу человека она ставит выше любви. К тому же, женщина прекрасно понимает правильность старой русской поговорки: «Насильно мил не будешь». Она не только прощает уходящего возлюбленного, но и желает ему счастья. В словах ее слышатся одновременно грусть и мудрость. В начале второй строфы героиня словно возражает неизвестному собеседнику: «Я не плачу, я не жалуюсь…». И тут же спокойно констатирует, что не суждено ей быть счастливой. Покинутой, но не потерявшей гордости женщине не нужны жалостливые ласки возлюбленного. Отказываясь от его поцелуя, она намекает на свою скорую кончину: «…Смерть придет поцеловать».
Стихотворение «Сердце к сердцу не приковано…» принадлежит перу молодой Ахматовой – на момент написания ей было чуть больше 20 лет. При этом в произведении чувствуется мудрость, присущая много испытавшим, повидавшим, почувствовавшим и знающим женщинам, которые не раз успели разочароваться в любви и мужчинах.
«Есть в близости людей заветная черта…» А. Ахматова
По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать. Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения, посвященные таинственному незнакомцу, которому неизменно приписывался статус любовника. Поэт, прочитав это произведение, действительно поверил в том, что у его супруги роман с другим мужчиной, и пожелал узнать, кто же этот счастливчик. Действительно, образ таинственного незнакомца поэтесса на сей раз вывела весьма правдоподобно, представив своего избранника, как старого знакомого, зашедшего в гости не без тайного умысла. Он пришел добиваться расположения поэтессы и заявил, что хочет быть с ней в аду. Именно туда, согласно религиозным воззрениям, попадают женщины, которые изменяют своим мужьям, и при этом нередко компанию им составляют любовники. Именно поэтому так и рассердился ее законный супруг, потребовав назвать имя незваного гостя.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Vikey. Стих «Есть в близости людей заветная черта» Ахматовой А. в исполнении В. Корженевского(Vikey)
referat5vip.ru
Любой человек рано или поздно задумывается о смерти, ведь все люди, увы, смертны. Кого-то она пугает, кто-то демонстрирует, что не боится ее, многие думают и говорят о ней, как о чем-то неизбежном. Однако любой публичный человек, скорее, боится не смерти, а беспамятства — того, что о нем быстро забудут, когда его не станет. Именно поэтому так популярен среди поэтов мотив «памятника нерукотворного», по сути, сборника стихов, который всех переживет и «тленья убежит». Есть те, кто воспринимает смерть всего лишь как миг перед лицом вечности. К числу таких поэтов по праву можно отнести Анну Андреевну Ахматову. Пережив расстрел мужа, блокаду Ленинграда, арест и ссылку единственного сына, она действительно научилась «просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу». Правда, эти строки она написала, когда ей исполнилось 23 года и счастье было впереди. Когда ей исполнилось 69 лет, а позади осталась большая и трудная жизнь, Анна Андреевна написала «Приморский сонет», анализ которого и будет здесь представлен. Обращение к сонету, по меньшей мере, странно. Сонет — каноническая форма, имеющая строгое построение, строфику и рифмовку. В русской поэзии XIX века сонет почти не использовался. В начале ХХ века только старшие символисты — В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб — создавали сонеты. Сама Ахматова почти не обращалась к этому жанру, тем более не выносила в название. И вдруг — «Приморский сонет». В то время Ахматова жила в поселке Комарово на берегу Финского залива в доме, предоставленном ей Литфондом. Очевидно, поэтому и назван сонет «Приморским». Гуляя по берегу Финского залива, уже немолодая поэтесса получила возможность осмыслить все прожитое и достойно подготовиться к завершению своего земного пути. Однако образ смерти в этом произведении как будто подменен образом вечности. А перед лицом вечности меркнут все обиды, забываются все житейские мелочи, замирает суета. Даже ритм этого произведения неспешный, несмотря на то, что написан четырехстопным ямбом вместо общепринятого в мировой практике пятистопного или даже гекзаметра. Чередование женской и мужской рифмы тоже замедляет темп стихотворения, а повторение точной рифмы — «скворешни — вешний — нездешний — черешни» — словно бы окончательно останавливает движение. Действительно, а куда торопиться? Героиня никуда и не торопится, она тщательно взвешивает: что было ЗДЕСЬ и что будет ТАМ, за гранью неизвестного. Поэтому стихотворение и построено на антитезе: смерть и бессмертие, вечность. При этом слово «смерть» не звучит — Ахматова использует прием умолчания: Дорога не скажу куда. Строгость формы сонета во многом обусловлена тем, что начинается он, как правило, с тезиса, а последующие тринадцать строк раскрывают содержание этого тезиса. В произведении Ахматовой все подчинено данному правилу. Тезис «Здесь всё меня переживет», содержащий обобщающее слово всё, раскрывается с помощью ряда однородных членов, куда логически входят и скворешни, и воздух, и черешня, и месяц — действительно, все — все, что так дорого в земной жизни. В завершающих строках возникают приметы родных для Ахматовой мест, связанных с Царским Селом. Здесь прошла ее гимназическая жизнь, здесь она познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым. Гуляя по дорожкам Царского Села, Ахматова ощущала просто физическую связь с Александром Пушкиным, а сама атмосфера располагала к творчеству, к поэзии. Итак, своеобразный жизненный круг замкнулся: героиня вновь оказывается там, где когда-то, «на заре туманной юности», была счастлива, а значит, «средь стволов еще светлее» и «дорога не скажу куда» будет такой же радостной. Настораживает только использование слова «кажется» в первом терцете. Конечно, поэт всегда как бы отделяется, абстрагируется от созданного им героя. И в этом стихотворении представлено наиболее достойное, по мнению Анны Андреевны Ахматовой, отношение к смерти. Но на самом деле дорога к смерти только кажется легкой, ведь, говорят, ожидание смерти во сто крат тяжелее самой смерти.
Более новые статьи:
- Анализ стихотворения Ахматовой «Уединение» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Ты выдумал меня» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Сад» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Рыбак» — .
- Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» — .
Сердце к сердцу не приковано (Ахматова)
Общественное достояние Общественное достояние false false
Это произведение находится в общественном достоянии в России и в США согласно совместному эффекту статьи 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства США. поскольку оно было опубликовано (или обнародовано) до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики ), за исключением территорий Великого княжества Финляндского и Царства Польского. и не было опубликовано (или обнародовано) на территории Советской России или других государств в течение 30 дней после даты первого опубликования (или обнародования).
Несмотря на историческую преемственность, юридически Российская Федерация (РСФСР. Советская Россия ) не является полным правопреемником Российской империи. Поскольку Российская империя не была участницей международных соглашений в области авторского права, общая международная защита этого произведения также не осуществляется.