Анализ стихотворения Мандельштама «Век»
Мой век…
Это сочетание слов вызывает различные ассоциации, но, в большинстве своем, это что-то обязательно хорошее. Но, познакомившись со стихотворением Мандельштама «Век», осознаешь, что у каждого человека свое представление о жизни.
В этом стихотворении Мандельштам осмысливает время, свою эпоху. Век Мандельштама представлен в виде страшного зверя, у которого все позвонки взаимосвязаны, но малейшее изменение может повлиять на исторический ход событий. «Волна» — это революция, которая в корне может поменять политические и социальные устои общества и государства. А удар приходится в самое уязвимое и больное место, в «темя», то есть революция готова разрушить старый уклад жизни. Но, по мысли Мандельштама,
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать, нужно использовать творческий потенциал, то есть жизнь связана с творчеством, которое может управлять временем. Но в третьей строфе автор утверждает, что «век волну колышет человеческой тоской». Получается, что время «диктует» мировоззрение человеку. В четвертой строфе появляется какая-то надежда, так как «еще набухнут почки», но опять противоречие – век получает «смертельный ушиб». И все надежды, желания растворяются во времени, в таком беспощадном времени, диктующем человеку его жизнь…
А разве есть что-нибудь лучше жизнь? Пожалуй, нет. Жизнь – это то, что дано человеку. Пусть даже если жизнь ля кого-то – это разочарование, боль, страдание, то ничего нет приятнее того, чтобы это прочувствовать и переЖИТЬ. Но, прочитав стихотворение Мандельштама «Век», становится непонятно назначение человека, не хочется верить, что век, а не человек, диктует мнение.
Сочинения Том первый
Москва • Художественная литература • 1990
Составление
П. М. НЕРЛЕРА
Подготовка текста и комментарии
А. Д. МИХАЙЛОВА И П. М. НЕРЛЕРА
Вступительная статья
С. С. АВЕРИНЦЕВА
Оформление художника
В. И. ЛЕВЕНСОНА
Издательство «Художественная литература», 1990 г.
Мандельштам О. Э.
Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения. Сост., подгот. текста и коммент. П. Нерлера; Вступ. статья С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1990. — 638 с.
ISBN 5-280-00559-2 (Т. 1)
Первый том Сочинений крупнейшего русского поэта XX века О. Э. Мандельштама (1891—1936) составили стихотворения, созданные им на протяжении жизни, включая стих-и для детей.
| С. Аверинцев. Судьба и весть Осипа Мандельштама | 5 |
Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame»
В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому в 1912 году Мандельштам посвятит свое стихотворение «Notre Dame».
Внутренний мир этого поэта весьма изменчив и непредсказуем. Поэтому, начиная читать его стихи, порой очень трудно представить, какой у них будет финал. Произведение «Notre Dame» в данном случае не является исключением. Потрясенный величием и красотой собор, автор о. В этом здании прекрасно уживаются величие и изящество, монументальность и воздушность. Это сочетание будоражит воображение Осипа Мандельштама, в котором чувство страха борется с чувством восхищения. Точно из таких же противоречий состоит и сам собор, мощный купол которого давно бы уже рухнул, если бы о нем не «позаботилась подпружных арок сила». Продуманная до мелочей конструкция при этом выглядит настолько головокружительно, что поэт не устает любоваться собором и постепенно не только проникается его духом, но и понимает, почему это сооружение по праву считается одним из самых красивых в мире.
Изучая собор изнутри, автор приходит к удивительному открытию, отмечая, что здесь органично сплелись воедино «души готической рассудочная пропасть, египетская мощь и христианства робость». Хрупкость тростника в храме соседствует с массивностью дуба, и при этом «всюду царь – отвес».
Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих, хотя прекрасно понимает, что для возведения такого собора понадобилось огромное количество времени и сил. При этом строительные материалы, не отличающиеся современностью и изысканностью, выглядят так, словно бы храм собирали из воздушных пушинок. Эта загадка не дает покоя Мандельштаму, который, обследуя самые дальние закоулки собора, так и не может найти ответ на свой вопрос: как именно из камня, дерева и стекла можно было создать такой архитектурный шедевр? Обращаясь к собору, поэт о
Причем, делал это с особым вниманием, пытаясь постичь тайну «Notre Dame». Однако выводы, которые сделал поэт, лежат не в материальной, а в философской плоскости. «Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…», — отмечает автор, подразумевая, что слова являются таким же строительным материалом, как и камне
Необтесанным и грубым. Но если у человека есть дар, то даже при помощи такого «материала» можно «соорудить» настоящий литературный шедевр, которым даже спустя века будут восхищаться благодарные потомки
«Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…», — отмечает автор, подразумевая, что слова являются таким же строительным материалом, как и камне. Необтесанным и грубым. Но если у человека есть дар, то даже при помощи такого «материала» можно «соорудить» настоящий литературный шедевр, которым даже спустя века будут восхищаться благодарные потомки.
Творчество Осипа Мандельштама — это яркая, и одновременно трагическая страница истории русской литературы. Поэта еще при жизни называли «лицом Серебряного века» за его творческую смелость, решительность и бескомпромиссность. Мандельштам не чуждался читать вслух перед широкой публикой антисталинские стихи в страшных 30-х годах, за что и нашел свою смерть в дальневосточном трудовом лагере.
Стихотворения (1908 — 1925)
| Камень | |
| «Звук осторожный и глухой…» | 66 |
| «Сусальным золотом горят…» | 66 |
| «Только детские книги читать…» | 66 |
| «Нежнее нежного…» | 67 |
| «На бледно-голубой эмали…» | 67 |
| «Есть целомудренные чары…» | 68 |
| «Дано мне тело — что мне делать с ним…» | 68 |
| «Невыразимая печаль…» | 69 |
| «Ни о чем не нужно говорить…» | 69 |
| «Когда удар с ударами встречается…» | 70 |
| «Медлительнее снежный улей…» | 70 |
| Silentium | 70 |
| «Слух чуткий парус напрягает…» | 71 |
| «Как тень внезапных облаков…» | 71 |
| «Из омута злого и вязкого…» | 72 |
| «В огромном омуте прозрачно и темно…» | 72 |
| «Душный сумрак кроет ложе…» | 73 |
| «Как кони медленно ступают…» | 73 |
| «Скудный луч, холодной мерою…» | 73 |
| «Воздух пасмурный влажен и гулок…» | 74 |
| «Сегодня дурной день…» | 75 |
| «Смутно-дышащими листьями…» | 75 |
| «Отчего душа так певуча…» | 76 |
| Раковина | 76 |
| «На перламутровый челнок…» | 77 |
624
| «О, небо, небо, ты мне будешь сниться!..» | 77 | 365* |
| «Я вздрагиваю от холода…» | 77 | |
| «Я ненавижу свет…» | 78 | |
| «Образ твой, мучительный и зыбкий…» | 78 | |
| «Нет, не луна, а светлый циферблат…» | 79 | |
| Пешеход | 79 | |
| Казино | 79 | |
| «Паденье — неизменный спутник страха…» | 80 | |
| Золотой | 80 | |
| Царское Село | 81 | |
| Лютеранин | 82 | |
| Айя-София | 83 | |
| Notre Dame | 83 | |
| Старик | 84 | |
| Петербургские строфы | 84 | |
| «Здесь я стою — я не могу иначе» | 85 | |
| «…Дев полуночных отвага…» | 85 | |
| Бах | 86 | |
| «В спокойных пригородах снег…» | 87 | |
| «Мы напряженного молчанья не выносим…» | 87 | |
| «Заснула чернь! Зияет площадь аркой…» | 87 | |
| Адмиралтейство | 88 | |
| «В таверне воровская шайка…» | 88 | |
| Кинематограф | 89 | |
| Теннис | 90 | 366 |
| Американка | 91 | |
| «Отравлен хлеб, и воздух выпит…» | 91 | |
| Домби и сын | 92 | |
| Валкирии | 93 | |
| «…На луне не растет…» | 93 | 367 |
| Ахматова | 93 | |
| «Поговорим о Риме — дивный град!..» | 94 | |
| «О временах простых и грубых… | 94 | |
| «На площадь выбежав, свободен…» | 94 | |
| Равноденствие | 95 | |
| «Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит…» | 95 | |
| «Есть ценностей незыблемая скала…» | 96 | |
| «Природа — тот же Рим и отразилась в нем…» | 96 | |
| «Пусть имена цветущих городов…» | 96 | |
| «Я не слыхал рассказов Оссиана…» | 98 | |
| Европа | 98 | |
| Encyclyca | 99 | |
| Посох | 99 | 369 |
| Ода Бетховену | 100 | |
| «Уничтожает пламень… | 101 | 369 |
| «И поныне на Афоне…» | 102 |
* Цифра второго столбца обозначает страницу приложений.
625
| Аббат («О, спутник вечного романа…») | 102 | |
| «От вторника и до субботы…» | 103 | |
| Дворцовая площадь | 103 | |
| «О свободе небывалой…» | 104 | |
| «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 104 | |
| «Обиженно уходят на холмы…» | 105 | 370 |
| «С веселым ржанием пасутся табуны…» | 105 | |
| «Я не увижу знаменитой «Федры»..,» | 106 | |
| Tristia | ||
| «Как этих покрывал и этого убора…» | 107 | 371 |
| Зверинец | 108 | |
| «В разноголосице девического хора…» | 109 | |
| «На розвальнях, уложенных соломой…» | 110 | |
| Соломинка | ||
| 1. «Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне…» | 110 | 373 |
| 2. «Я научился вам, блаженные слова…» | 111 | |
| 3. «Мне холодно. Прозрачная весна…» | 111 | 373 |
| 4. «В Петрополе прозрачном мы умрем…» | 112 | |
| «Не веря воскресенья чуду…» | 112 | |
| «Эта ночь непоправима…» | 114 | |
| «Собирались эллины войною…» | 114 | 374 |
| Декабрист | 115 | |
| «Золотистого меда струя из бутылки текла…» | 116 | |
| Меганом | 116 | |
| «Среди священников левитом молодым…» | 117 | |
| «Когда на площадях и в тишине келейной…» | 118 | |
| Кассандре | 118 | 375 |
| «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» | 119 | |
| «Твое чудесное произношенье…» | 120 | |
| «Что поют часы-кузнечик…» | 120 | |
| «На страшной высоте блуждающий огонь!..» | 121 | |
| «Когда в теплой ночи замирает…» | 121 | |
| Сумерки свободы | 122 | |
| Tristia | 124 | |
| Черепаха | 125 | |
| «В хрустальном омуте какая крутизна!..» | 125 | 376 |
| «Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…» | 126 | |
| «Вернись в смесительное лоно…» | 126 | |
| Феодосия | 127 | 376 |
| «Мне Тифлис горбатый снится…» | 128 | |
| Веницейская жизнь | 129 | |
| «Когда Психея-жизнь спускается к теням…» | 130 | |
| Ласточка | 130 | 377 |
| «Возьми на радость из моих ладоней…» | 131 | |
| «Чуть мерцает призрачная сцена…» | 132 | 378 |
626
| «В Петербурге мы сойдемся снова…» | 132 | 379 |
| «За то, что я руки твои не сумел удержать…» | 133 | 381 |
| «Когда городская выходит на стогны луна…» | 134 | |
| «Мне жалко, что теперь зима…» | 135 | |
| «Я наравне с другими…» | 136 | |
| «Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» | 136 | |
| «Люблю под сводами седыя тишины…» | 137 | |
| Стихи 1921 — 1925 годов | ||
| Концерт на вокзале | 139 | |
| «Умывался ночью на дворе…» | 140 | |
| «Кому зима — арак и пунш голубоглазый…» | 140 | |
| «С розовой пеной усталости у мягких губ…» | 141 | |
| «Холодок щекочет темя…» | 141 | |
| «Как растет хлебов опара…» | 142 | |
| «Я не знаю, с каких пор…» | 142 | |
| «Я по лесенке приставной…» | 143 | |
| «Ветер нам утешенье принес…» | 144 | |
| Московский дождик | 144 | 381 |
| Век | 145 | |
| Нашедший подкову (Пиндарический отрывок) | 146 | |
| Грифельная ода | 149 | 382 |
| Париж | 151 | |
| «Как тельце маленькое крылышком…» | 151 | |
| 1 января 1924 | 152 | |
| «Нет, никогда, ничей я не был современник…» | 154 | |
| «Вы, с квадратными окошками…» | 155 | |
| «Сегодня ночью, не солгу…» | 156 | |
| «Жизнь упала, как зарница…» | 156 | |
| «Из табора улицы темной…» | 158 |
Образы и символы
Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.
С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.
Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.
История создания
Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.
В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».
Tristia
Я изучил науку расставанья
В простоволосых жалобах ночных.
Жуют волы, и длится ожиданье —
Последний час вигилий городских,
И чту обряд той петушиной ночи,
Когда, подняв дорожной скорби груз,
Глядели вдаль заплаканные очи
И женский плач мешался с пеньем муз.
Кто может знать при слове «расставанье»
Какая нам разлука предстоит,
Что нам сулит петушье восклицанье,
Когда огонь в акрополе горит,
И на заре какой-то новой жизни,
Когда в сенях лениво вол жуёт,
Зачем петух, глашатай новой жизни,
На городской стене крылами бьёт?
И я люблю обыкновенье пряжи:
Снуёт челнок, веретено жужжит.
Смотри, навстречу, словно пух лебяжий,
Уже босая Делия летит!
О, нашей жизни скудная основа,
Куда как беден радости язык!
Всё было встарь, всё повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг.
Да будет так: прозрачная фигурка
На чистом блюде глиняном лежит,
Как беличья распластанная шкурка,
Склонясь над воском, девушка глядит.
Не нам гадать о греческом Эребе,
Для женщин воск, что для мужчины медь.
Нам только в битвах выпадает жребий,
А им дано гадая умереть.
1918 год
*****
Шуточные стихи
| <Анне Ахматовой> | 340 | |
| «Блок-король…» | 340 | |
| «И глагольных окончаний колокол…» | 340 | |
| Антология античной глупости <I> | ||
| «Ветер с высоких дерев…» | 341 | |
| «Катится по небу Феб…» | 341 | |
| «— Лесбия, где ты была?..» | 341 | |
| «Буйных гостей голоса…» | 341 | |
| «Милая!» — тысячу раз…» | 341 | |
| «Слышен свист и вой локомобилей…» | 341 | |
| «Кушает сено корова…» | 341 | |
| «В девятьсот двенадцатом, как яблоко румян…» | 341 | |
| «Не унывай…» | 342 | |
| «Вуайажор арбуз украл…» | 342 | |
| «Автоматичен, вежлив и суров…» | 342 | |
| «Мне скучно здесь, мне скучно здесь…» | 343 | |
| «Барон Эмиль хватает нож…» | 343 | |
| Актеру, игравшему испанца | 343 | |
| Газелла | 343 | |
| «Я вскормлен молоком классической Паллады…» | 344 | |
| Умеревший офицер | 344 | |
| «Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцать тысяч…» | 344 | |
| Антология античной глупости <II> | ||
| «Юношей Публий вступил…» | 344 | |
| «Сын Леонида был скуп…» | 344 | |
| «Сын Леонида был скуп…» | 345 | |
| «Смертный, откуда идешь?..» | 345 | |
| «Пушкин имеет проспект…» | 345 | |
| «Слышу на улице шум…» | 345 | |
| «Разве подумать я мог…» | 345 | |
| «Юношей я присмотрел…» | 345 | |
| «Двое влюбленных в ночи…» | 346 | |
| <Из альбома Д. И. Шепеленко> | ||
| «Поэту море по коленки…» | 346 | |
| «Нам не шелк, одна овчина…» | 346 | |
| «Роковое трепетанье…» | 346 | |
| «Есть разных хитростей у человека много…» | 346 | |
| «Но я люблю твои, Сергей Бобров…» | 346 | |
| «Как некий исполин с Синая до Фавора…» | 347 | |
| «Не средиземною волной…» | 347 | |
| Антология житейской глупости | ||
| «Мандельштам Иосиф автор…» | 347 | |
| «Это Анна есть Иванна…» | 347 | |
| «Это Гарик Ходасевич…» | 347 |
635
| «Это есть Лукницкий Павел…» | 347 | |
| «Алексей Максимыч Пешков…» | 347 | |
| «Это есть художник Альтман…» | 348 | |
| «Это есть мадам Мария…» | 348 | |
| «Любил Гаврила папиросы…» | 348 | |
| «Зевес сегодня в гневе на Гермеса…» | 348 | |
| Извозчик и Дант | 348 | |
| Лжец и ксендзы | 349 | |
| Песнь вольного казака | 349 | |
| «Ubi bene, ibi patria… » | 349 | |
| Тетушка и Марат | 350 | |
| Баллада о горлинках | 350 | |
| «На Моховой семейство из Полесья…» | 351 | |
| «Скажу ль…» | 352 | |
| «Архистратиг вошел в иконостас…» | 352 | |
| «Однажды некогда какой-то подполковник…» | 352 | |
| «Один еврей, должно быть, комсомолец…» | 353 | |
| «Помпоныч, римский гражданин…» | 353 | |
| «У вас в семье нашел опору я…» | 353 | |
| «Плещут воды Флегетона…» | 354 | |
| «Подшипник с шариком…» | 354 | |
| «Кто Маяковского гонитель…» | 354 | |
| «Посреди огромных буйволов… | 354 | |
| Моргулеты | ||
| «Моргулис — он из Наркомпроса…» | 354 | |
| «Старик Моргулис зачастую…» | 355 | |
| «Я видел сон — мне бес его внушил…» | 355 | |
| «Старик Моргулис из Ростова…» | 355 | |
| «Старик Моргулис на Востоке…» | 355 | |
| «У старика Моргулиса глаза…» | 355 | |
| «Старик Моргулис под сурдинку…» | 355 | |
| «Звезды сияют ночью летней…» | 356 | |
| «Старик Моргулис — примечай-ка!..» | 356 | |
| «Старик Моргулис на бульваре…» | 356 | |
| Стихи о дохе | ||
| 1.«Ох, до сибирских мехов охоча была Каранович…» | 356 | |
| 2.«Скажи-ка, бабушка — хе-хе!..» | 356 | |
| «Мяукнул конь и кот заржал…» | 356 | |
| Эпиграмма в терцинах | 357 | |
| «Ходит Вермель, тяжело дыша…» | 357 | |
| «Счастия в Москве отчаяв…» | 358 | |
| «Какой-то гражданин, наверное попович…» | 358 | |
| «Однажды из далекого кишлака…» | 358 | |
| «Там, где край был дик…» | 359 | |
| «Звенигородский князь в четырнадцатом веке…» | 359 | |
| Сонет | 359 | |
| «Марья Сергеевна, мне ужасно хочется…» | 360 |
636
| «Знакомства нашего на склоне…» | 360 | |
| «Какой-то гражданин, не то чтоб слишком пьяный…» | 360 | |
| «Привыкают к пчеловоду пчелы…» | 361 | |
| «На берегу эгейских вод…» | 361 | |
| «Один портной…» | 361 | |
| «Случайная небрежность иль ослышка…» | 361 | |
| «Не надо римского мне купола…» | 362 | |
| «Карлик-юноша, карлик-мимоза…» | 362 | |
| «Искусств приличных хоровода…» | 362 | |
| «Источник слез замерз…» | 362 | |
| <Стихи к Наташе Штемпель > | ||
| «Пришла Наташа. Где была?..» | 363 | |
| «Если бы проведал бог…» | 363 | |
| «— Наташа, как писать: «балда»?..» | 363 | |
| «Наташа, ах, как мне неловко!..» | 363 | |
| «Наташа, ах, как мне неловко…» | 363 | |
| «Наташа спит. Зефир летает…» | 363 | |
| «Эта книга украдена…» | 364 | |
| Подражание новогреческому | 364 | |
| «О, эта Лена, эта Нора…» | 364 | |
| Решенье | 364 |
Сумерки свободы
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.
Мы в легионы боевые
Связали ласточек — и вот
Не видно солнца, вся стихия
Щебечет, движется, живет;
Сквозь сети — сумерки густые —
Не видно солнца и земля плывет.
Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом, океан деля.
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
Май 1918 года, Москва
*****
Приложения
| Разные редакции и наброски | ||
| СТИХОТВОРЕНИЯ (1908-1925) | 366 | |
| НОВЫЕ СТИХИ (1930-1937) | 387 | |
| СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ | 429 | |
|
ЭКСПРОМТЫ. ОТРЫВКИ. СТРОКИ ИЗ УНИЧТОЖЕННЫХ ИЛИ УТЕРЯННЫХ СТИХОВ |
||
| «Поднять скрипучий верх соломенных корзин…» | 436 | |
| «……коробки…» | 436 | |
| «Я давно полюбил нищету…» | 436 | |
| «Под зефиры весны…» | 437 | |
| «Целует мне в гостиной руку…» | 437 | |
| «………Канделаки…» | 437 | |
| «Однажды прапорщик-заика…» | 437 | |
| «Вакс ремонтнодышащий…» | 437 | |
| «Убийца, преступная вишня…» | 437 | |
| «В оцинкованном влажном Батуме…» | 438 | |
| «Это я. Это Рейн. Браток, помоги…» | 438 | |
| «Я семафор со сломанной рукой… » | 438 | |
| «И пламенный поляк — ревнивец фортепьянный…» | 438 |
637
| «На этом корабле есть для меня каюта…» | 439 | |
| «Там уж скоро третий год…» | 439 | |
| «Но уже раскачали ворота молодые микенские львы…» | 439 | |
| «В Париже площадь есть — ее зовут Звезда…» | 439 | |
| «Такие же люди, как вы…» | 439 | |
| «И веером разложенная дранка…» | 439 | |
| «Река Яузная…» | 440 | |
| «Черная ночь, душный барак…» | 440 |
| Комментарии | 441 |
| Алфавитный указатель стихотворений | 612 |
| Подготовка к ЕГЭ по английскому языку |
Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Том 1.
Электронная публикация РВБ, 2010–2023. Версия 2.0 от 3 октября 2019 г.
Ранние годы
В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.
В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.
Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.

В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.
Стихотворения разных лет
| «Среди лесов, унылых и заброшенных…» | 260 |
| «Тянется лесом дороженька пыльная…» | 261 |
| «В непринужденности творящего обмена…» | 262 |
631
| «О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала…» | 262 |
| «Мой тихий сон, мой сон ежеминутный…» | 262 |
| «Из полутемной залы, вдруг… | 263 |
| «Довольно лукавить: я знаю…» | 263 |
| «Здесь отвратительные жабы…» | 263 |
| «Сквозь восковую занавесь…» | 264 |
| Пилигрим | 264 |
| «В морозном воздухе растаял легкий дым…» | 265 |
| «В безветрии моих садов…» | 265 |
| «Истончается тонкий тлен…» | 265 |
| «Ты улыбаешься кому…» | 266 |
| «В просторах сумеречной залы…» | 266 |
| «В холодных переливах лир…» | 267 |
| «Озарены луной ночевья…» | 267 |
| «Твоя веселая нежность…» | 268 |
| «Не говорите мне о вечности…» | 268 |
| «На влажный камень возведенный…» | 269 |
| «Бесшумное веретено…» | 269 |
| «Если утро зимнее темно…» | 269 |
| «Пустует место. Вечер длится…» | 270 |
| «В смиренномудрых высотах…» | 270 |
| «Дыханье вещее в стихах моих…» | 271 |
| «Нету иного пути…» | 271 |
| «Что музыка нежных…» | 272 |
| «На темном небе, как узор…» | 272 |
| «Где вырывается из плена…» | 272 |
| «Когда мозаик никнут травы…» | 273 |
| «Под грозовыми облаками…» | 273 |
| «Единственной отрадой…» | 274 |
| «Над алтарем дымящихся зыбей…» | 274 |
| «Когда укор колоколов…» | 275 |
| «Мне стало страшно жизнь отжить…» | 275 |
| «Я вижу каменное небо…» | 276 |
| «Вечер нежный. Сумрак важный | 276 |
| «Листьев сочувственный шорох…» | 277 |
| «Убиты медью вечерней…» | 277 |
| «Как облаком сердце одето…» | 278 |
| «…Я помню берег вековой…» | 278 |
| «Неумолимые слова…» | 279 |
| «В самом себе, как змей, таясь…» | 279 |
| Змей | 280 |
| «В изголовьи Черное Распятье…» | 281 |
| «Темных уз земного заточенья… | 281 |
| «Медленно урна пустая…» | 282 |
| «Когда подымаю…» | 282 |
| «Душу от внешних условий…» | 283 |
| «Я знаю, что обман в видении немыслим…» | 283 |
| «Ты прошла сквозь облако тумана…» | 284 |
632
| «Не спрашивай: ты знаешь…» | 284 | |
| Кузнец….. | 285 | |
| «Стрекозы быстрыми кругами…» | 286 | |
| «Тысячеструйный поток…» | 286 | |
| «Когда показывают восемь…» | 286 | |
| Шарманка | 287 | |
| «Как Черный ангел на снегу…» | 288 | |
| «Черты лица искажены…» | 288 | |
| «От легкой жизни мы сошли с ума…» | 288 | |
| Мадригал («Нет, не поднять волшебного фрегата…») | 289 | |
| «Веселая скороговорка…» | 289 | |
| Песенка | 290 | |
| Летние стансы | 290 | |
| Американ бар | 291 | |
| Египтянин (Надпись на камне 18 — 19 династии) («…Я избежал суровой пени…») | 292 | |
| Египтянин («Я выстроил себе благополучья дом…») | 293 | |
| «Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты…» | 293 | |
| Спорт | 294 | |
| Футбол | 294 | 429 |
| Второй футбол | 295 | 429 |
| Автопортрет | 295 | |
| «Как овцы жалкою толпой…» | 296 | |
| «Развеселился наконец…» | 296 | |
| «Когда держался Рим в союзе с естеством…» | 296 | |
| Перед войной | 297 | |
| «Немецкая каска — священный трофей…» | 297 | |
| Polaci! | 298 | |
| Реймс и Кельн | 298 | 429 |
| «В белом раю лежит богатырь…» | 298 | |
| Аббат | 299 | |
| «У моря ропот старческой кифары…». | 300 | |
| «Вот дароносица, как солнце золотое…» | 300 | |
| « — Я потеряла нежную камею…» | 301 | |
| Мадригал («Дочь Андроника Комнена…») | 301 | |
| «О, этот воздух, смутой пьяный…» | 302 | 430 |
| «Когда октябрьский нам готовил временщик…» | 302 | |
| «Кто знает? Может быть, не хватит мне свечи…» | 303 | |
| «Все чуждо нам в столице непотребной…» | 303 | |
| Телефон | 303 | |
| «Где ночь бросает якоря…» | 304 | |
| Актер и рабочий | 305 | |
| А небо будущим беременно | 306 | 431 |
| Христиан Клейст | 307 | |
| «Мне кажется, мы говорить должны | 308 | |
| «Мир начинался страшен и велик…» | 308 | |
| «Да, я лежу в земле, губами шевеля…» | 308 | 433 |
| Железо | 309 |
633
| «Ты должен мной повелевать…» | 309 | |
| «Тянули жилы, жили-были…» | 309 | |
| «Мир должно в черном теле брать…» | 310 | |
| «Я в сердце века — путь неясен…» | 310 | |
| «А мастер пушечного цеха…» | 310 | |
| «Как женственное серебро горит…» | 310 | |
| <�Ода> | 311 | 433 |
| Чарли Чаплин | 313 | |
| «С примесью ворона — голуби…» | 314 | |
| «Пароходик с петухами…» | 315 | |
| Стансы («Необходимо сердцу биться…») | 316 | |
| «На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» | 318 |


























