Томительные годы
Мария была бесприданницей. Жениться на ней – значило обречь себя и свою будущую семью на вечную нищету. Похоронить свое будущее, прозябать в захолустье и иметь жену, увядшую раньше срока от бедности. К тому же их полк должен был переходить на военное положение и выступать к австрийской границе. Обо этом и сказал Фет Марии Лазич в последний вечер. Но на объяснения офицера девушка отреагировала сдержанно. Мария заявила, что не намерена посягать на свободу поэта, а лишь мечтает слушать его, говорить с ним.
Когда обстановка накалилась до такой степени, что возникла угроза запятнать репутацию девушки, Фет прекратил с ней всякое общение.
Жизнь возлюбленной поэта оборвалась трагически. Отец не позволял в доме курить, но она все же не отказывала себя в этом удовольствии. Однажды за чтением книги Мария закурила и вздремнула. Когда очнулась, пламя охватило значительную часть платья. Испугавшись, девушка лишь усугубила ситуацию: принялась бегать по особняку и выбежала на балкон. Пламя от прилива воздуха охватило все ее тело.
Мария Лазич умерла от тяжких ожогов и, как утверждали свидетели, перед смертью просила сохранить письма Фета. Поэт ни разу не посетил ее могилы. До конца жизни он считал себя виновным в ее смерти.
Смотреть галерею
Краткий анализ произведения
Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви.
- История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.
- Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.
- Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
- Жанр – Лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
- Метафоры – «сердца жгучая мука».
- Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
- Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса.
Мне нравится122Не нравится67
Средства художественной выразительности
В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.
Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ этого стихотворения, я уверен, окажется очень интересным, так как оно достаточно длинное, в нем много интересных образов.
Итак, стихотворение является, в первую очередь, философским. Александр Пушкин рассуждает на берегу моря, вспоминает, обращятся к неодушевленному… Например, отеческим краям он признается, что бежал от них. Также стихотворение можно назвать и пейзажным, так как поэт рисует прекрасную картину заката на море.
Конечно, в стихотворении много устаревших слов, от них ощущение дополнительной торжественности. Пушкин использует такие слова как «младость», «наперсницы», «ветрило» и подобные. Интересен, например, оборот: «бежать кого-то». Часто встречаются несовременные окончания: «стремлюся».
Однако понятно, что во время Александра Сергеевича это была нормальная речь.
Итак, поэт часто обращается к ветру и океану, призывая первый шуметь, а второй волноваться. В этом желание бури, веселья, очищения. Штиль был бы скучен для потомка эфиопа. Кроме того, думаю, что волнение этого океана отражает чувства самого Александра Пушкина.
Начинается стихотворение просто с описания вечера на море, с первого обращения героя стихотворения к океану и ветру. Дальше герой описывает то, что видит: берег вдали… для Пушкина это не просто живописное место, а волшебная страна, куда он стремится, волнуясь и тоскуя. Нет, это не мечта, которую он сам придумал, это место, от которого у поэта остались прекрасные воспоминания. Герой подчеркивает, что у него от чувств слезы на глаза наворачиваются, мечты заполняют ум… как если бы увидел он родные места, здание школы, например. Но, конечно, поэт не был бы поэтом, если б не добавил о любви несколько слов. Он вспоминает свои страдания, безумие от влюбленности, которая оказалась обманом.
Не находя себе места от волнения, Пушкин просит корабль лететь, что и так быстро, еще быстрей. К «берегам», не не печальным, а радостным. Он вспоминает улыбки Муз: это могут быть и стихотворения, и влюбленности… Он говорит даже, что юность его там осталась, сравненная со слишком рано увядшим цветком. Радость упорхнула от него птицей, поэтому он отправился за новыми впечатлениями в далекие края. Нашел он «минутных» друзей и изменщиц, но они быстро забылись, а вот раны юности на тех берегах до сих пор в сердце. Видимо, поэт хотел бы попробовать заново на родных берегах стать счастливым.
«Лучи у наших ног…»
В первом четверостишии о последнем вечере с Марией говорит Фет. «Сияла ночь…» – в этих строках он переносится в обстановку особняка. Мария Лазич была девушкой музыкально одаренной. Лично для нее писал музыку сам Ференц Лист. Фет неоднократно просил ее сыграть что-нибудь из произведений этого композитора.
При первой встрече Мария заявила Фету, что сердце ее отдано другому. Но в действительности она давно была влюблена в поэта и его стихи. В одном из писем Фет говорил своему приятелю, что встретил девушку, которая является, пожалуй, единственной, с коей он бы мог прожить счастливо всю жизнью.
Композиционные и жанровые особенности
Первоначально стихотворение получило название «Опять» и впервые было опубликовано в поэтическом сборнике «Вечерние огни». Оно отличается симметричным построением и включает четыре четверостишия. Условно произведение следует разделить на две части:
- Два первых четверостишия передают гармонию уединенных вечеров, привычных для влюбленной пары. Встречи происходят в темноте, в особняке, залитом сиянием полной луны. Ее свет проникает в окна, ярко освещает комнату, где находится рояль и треножник. Девушка играет на музыкальном инструменте. Молодой человек очарован ею и не скрывает этого.
- Далее речь идет о последних встречах. Вновь слышны звуки музыки и лунный свет льется в окна. Однако на сердце у героя горечь раскаяния, сожаление о потерянной любви. Впечатление о вечере наполнено сильными эмоциями, которые передаются читателю.
В момент прочтения стихотворения настроение читателя меняется. Особую глубину произведению придает кольцевая композиция. Эмоции нарастают, и в четвертом четверостишии происходит кульминация истории. В строках «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показана горечь от расставания.
Притягательность русской лирики
Русская поэзия 19 века обладает особой притягательностью. Читающая Россия открывает для себя дарования Фета, чье творчество отличается непосредственностью и оригинальностью. Сложные задачи психологического и философского характера, как отмечает автор данной работы, диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Автор работы отмечает, что Фет должен был помочь читателю увидеть «поле души человеческой». Передает он его при помощи цвета и света. Целью данной работы является анализ цветосветовой гаммы в лирике Афа насия Афанасиевича Фета.
В работе дается анализ почти 200 стихотворений, в которых более 150 упоминаний и названий 17 и оттенков. Также автором работы дается интересная статистика использованных цветов. Каждый цвет в лирике Фета имеет свое значение, об этом автор работы также сообщает
Особое внимание в работе уделяется характеристике освещения предметов в лирике Фета. Дается анализ словообразования на основе цветовой гаммы
Поэзия всегда была интересна читателям. Наиболее интересным поэтом 19 века является А. А. Фет и личность, и судьба, и творческая биография данного поэта необычны и полны загадок. Не которые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, тонкий лиризм и жизненный практицизм , жизнь поэта пол ная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переполняются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.
Основные мотивы лирики А.А.Фета
Мои любимые поэты — Пушкин и Лермонтов. Ими я восхищаюсь, их стихи будят во мне стремление познать мир и себя, увидеть свет там, где тьма, разобраться, где ложь, а где правда. Не такие чувства вызывает во мне поэзия Фета. Я никогда раньше не вдумывалась в смысл его стихов: я читала их и учила, закрывала книгу и забывала о ней. А на днях я взяла в руки сборник лирики Фета. Я открыла его и попала в мир, невиданный до сей поры: мир ощущений, осязаний, мимолетных чувств и волнений. Я читала и думала, воображала и представляла. Я любила звезды вместе с Фетом, рисовала вместе с ним весну, восхищалась красотой его возлюбленной, не боялась смерти, жизнь любя. Афанасий Афанасиевич Фет не такой поэт, как все. Вместе с Тютчевым он стоит словно вдалеке от других поэтов. Почему? Лирика Фета особенная, она завораживает, притягивает, дарит покой и тепло, заставляет думать и стремиться к красоте. Ведь именно к красоте всегда стремился Фет. Он искал ее во всем: в искусстве, в слове, в музыке, в природе и любви. Именно красота становится «главной героиней» его стихов. Незримо, но она присутствует в них: Буду ждать успокоенья Чистой красоты. («На двойном стекле узоры») Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо. («Только встречу улыбку твою…») Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря. Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета: Шепот, робкое дыханье Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта: Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист. Фет пишет обо всем: о ночи («Какая ночь. «, «Майская ночь», «Тихая, звездная ночь. «, «Теплым ветром потянуло. «), об осени («Осень», «Непогода-осень»), о весне («Весенние мысли», «Уж верба вся пушистая. «, «Весна на дворе»), о звездах («Тихая, звездная ночь. «, «Я долго стоял неподвижно. «). Но, наверное, самый яркий и любимый образ, который он рисует, — это образ весны. Она гордо и смело проходит через многие стихи поэта. Именно ей, весне, посвящен Фетом цикл стихов «Весна». Как и для многих из нас, это время года для поэта — не просто время года, а начало всего, пробуждение природы, жизни. С нетерпением ждет Фет прихода весны: Я ждал — Невестою-царицей Опять на землю ты сошла. Когда читаешь стихи Фета о весне, невольно задаешься вопросом: как смог поэт открыть что-то новое в облике весны? В его творческих произведениях она живет, она дарит жизнь, манит, пленяет: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… Это все — весна! Разнообразная, многолика, музыкальна, необычна, изящна, прекрасна, воздушна, многоголоса, вечна.
Роль света в стихотворениях А. А. Фета
Особое внимание уделено характеристике освещения предметов в лирике А. Фета
Здесь выбор значительно меньше, чем цветовая гамма.
Дневной свет характеризуется как яркий, белый:
И яркий белый свет начнёт в глазах мелькать И ложных признаков заблещут вереницы. («Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать?. »)
На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я снега блеск колючий («На пажитях немых люблю в мороз трескучий. »)
Ночной свет — это, прежде все го звёздный и лунный:
Тонкие змейки серебра блещут на влаге уснувшей.
Звёздное небо во мгле дальнего облака ждёт. («Долго ещё прогорит Веслера скромная лампа. »)
Друг мой! В сиянье ночно м Как мне печаль превозмочь?
(«Тихая звёздная ночь. »)
Тихая, звёздная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста кра соты В тихую, звёздную ночь.
(«Тихая звёздная ночь. »)
Правда, ночь при свете лунном Холодна, тиха, ясна
(«Знаю я, что ты малютка. »)
Бриллианты в свете лунном, Бриллианты в небесах
(«Знаю я, что ты малютка. »)
Постой! Здесь хорошо! Зубчато й и широкой Каймою тень легла от сосен в лунный свет («Постой! Здесь хорошо! Зубчатой и широ кой. »)
Лунный свет сверкает ярк о, Осыпая мрамор плит
(«Венеция ночью»)
Лунному свету мешают рас сыпаться по зем! сам ж
Светом осыпанный весь, ч ёрен, дрожит на т» («Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках. »)
Неоднократно встречаетс я выражение «яркие искры»
И летит, свиваясь в коль ца, В ярких искрах длинный змей
(«Змей»)
Я в моих тебя вижу все сн ах С той же яркою искрой в глазах
(«Я в моих тебя вижу все снах. »)
Прилагательное «яркий» употреблён поэтом даже в сочетании с названием предме та, который не может быть таковым:
Между ветвями — и вниз её з олочёные стрелы Ярким стремятся дождём, иль одинокий л ист* («Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках. »)
И знай — низойдут их ярки е лучи Ко мне трепетом, и песней
(«Ты расточительна на милые слова. »)
Пурпурной полосой огня Прозрачный озарён закат.
(«Жди ясного на завтра дня. » )
Скользит туман прозрачны й над рекой, Как твой покров, свиваясь и белея
(«Последний звук умолк в ле су глухом. »)
Тускнеют угли. В полумра ке Прозрачный вьётся огонёк. («У камин а»)
И над громадой ночью, бледн а и вдохновенна, Как ясновидящая шла.
(«Ответ Тургеневу»)
Как призрак дня, ты, бледн ое светило, Восходишь над землёй.
(«Растут, растут причудлив ые тени. »)
Бледен лик твой, бледен, д ева! Средь упругих волн напева
(«Геро и Леандр»)
Молода и черноока, С бледной смуглостью ланит
(«Цыганке»)
До бледнеющих туманов Пролегает путь родной
(«Тёплый ветер тихо веет. ») это придаёт существительному особую эмоциональность.
Вообще у А. Фета радуга красок расширяется за счёт акти вного использования «нецветных» прилагательных, рису ющих, однако, яркую картину природы. Это эпитеты «светл ый», «прозрачный», «бледный»:
Встают предо мною, вста ют За рамой две светлых головки («Шарм анщик»)
И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью
(«Какие-то носятся звуки. »)
Светлые кудри чела упада ли на грудь, осеняя Мёртвую силу лица и глубоко-смертел ьную язву.
(«Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил. »)
Листья полны светлых на секомых, Всё растёт и рвётся вон из меры
(«Фантазия»)
И, проникая стекло, нарису ет квадраты лучами По полу, комнату всю дымом прозрачным поя («Любо мне в комнате ночью стоять у око шка в потёмках. »)
Что за ночь! Прозрачный в оздух скован; Над землёй клубится аромат
(«Что за ночь! Прозрачный во здух скован. »)
Уснули рыбаки у сонных ого ньков; Ветрило бледное не шевельнёт ни сладкой («Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес. »)
В этом же ряду стоит и при лагательное «серебристый», «серебряный»:
Сквозь серебряные слёз ы Ярче нега их огня
(«Полно спать: тебе две розы. »)
Но помнишь ли? — весной гре мела песнь лесная И кликая соловей серебряные сны
(«О друг, не мучь меня жесток им приговором!. »)
Какая ночь! Как воздух ч ист, Как серебристый дремлет лист
(«Какая ночь! Как воздух чис т»)
И с приливом серебристым, С лучом, просящимся во тьму
(«Равель»)
Он бросился — и с влаги во змущённой И исчез сребристый лик.
(«Забудь меня, безумец иступленный. »)
И женской прихоти, и сере бристых грёз, Невысказанных мук и непонятных слёз.
(«Муза»)
Прижался заяц серебристый («Лес»)
Они не только отмечают ос обенность белого цвета, но акцентируют внимание на дра гоценном сиянии предмета
Анализ стихотворения Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой…»
Стихотворение «Ночь тиха. По тверди зыбкой…» Афанасий Афанасьевич Фет написал, предположительно, либо в 1842 году, либо в 1843 году. Сохранилось поздравительное рождественское послание (от 25 декабря 1842 или 1843 года) профессору Московского университета С. П. Шевырёву, в которое молодой Фет поместил это произведение. Впервые его строки были напечатаны в сборнике «Полное собрание стихотворений А. А. Фета» в 1901 году.
Это произведение состоит из четырёх строф, написанных четырёхстопным хореем. Присутствует типичная для стихов Афанасия Афанасьевича перекрёстная рифма. Автор выступает в роли рассказчика. Повествование идёт от третьего лица.
По первому же четверостишию мы понимаем, где разворачивается действие стихотворения. Эпитет «ясли тихие» переносит читателей на два тысячелетия назад и делает свидетелями рождения младенца Христа. Метафора «твердь зыбкая» указывает на то, что речь идёт именно об этом событии. Ведь, как мы знаем, согласно раннехристианскому мировоззрению небеса представляли собой твердь, то есть, поверхность, аналогичную суше.
Такие эпитеты, как «звёзды южные», «звёздный хор», «ночь тиха», «в вышних» (возможно, имеется в виду в горах, на высоте), добавляют знаменитому сюжету деталей, красок и звуков. Следует отметить, что наиболее часто встречающийся в тексте эпитет – «тихий» («ясли тихо», «ночь тиха» и др.). Благодаря ему строки наполняются удивительным покоем и умиротворением. Этому же способствует эпитет «слухом трепетным». Усиливает это ощущение градация «ни ушей, ни взоров». Кажется, будто даже петушиному крику не под силу разрушить атмосферу безмятежности. Создаётся впечатление, что строки лучатся божественным сиянием благодаря таким выражениям, как «ясли светят», «озарён … лик».
В тексте произведения мы можем встретить традиционных персонажей библейской легенды о рождении Спасителя. Мы видим кроткую Марию, мать Иисуса, ангелов и пастухов, первыми пришедших поклониться Христу. Также встречаем образ волхвоцарей и звезды, которая привела их из восточных стран. Как и в священных книгах, эти персонажи приносят к яслям младенца дары, для которых поэт использовал архаичные наименования: «злато, смирну и ливан». Ливан – это старинное название ладана, а пахучая смола, что прежде именовалась смирной, теперь известна как мирра. Следует отметить, что применение устаревших оборотов («очи», «взор» и др.) также придаёт стихотворению торжественность и благолепие.
Притягательность русско й лирики
Вторая половина XIX столетия — замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявил о себе крупное созвездие поэтов, внёсших в самобытный, богатейший вклад в русскую классику. Это время недаром называют эпох ой прозы, великими достижениями в становлении жанра романа. Однако в обзоре литературы за 1842 год В. Г. Белинский подвёл невесёлый итог: «. Прошлый год был не богат стихами, а будущий — это можно сказать смело — будет ещё беднее. Лермонтова уже нет, а другого Лермонтова не предвидится. Хоть сов сем не пиши стихов. »
Но даже при отсутствии внеш него яркого выражения поэзия и в 40-е годы подспудно само определялась, набирала силу, пыталась согласоваться с новой, грандиозной по ломке и свершениям эпохой. Именно в эти годы из будничных наблюдений, прозаических интонаций складывалось своеобразие поэтического мира Н. А. Некрасова, А. А. Фета, Я. Полонского, А. Майкова.
В 50-е годы развернулись поэтические индивидуальности, оригинальные и часто неожиданные. Читающая Россия открыла для себя дарования А. А. Фета, Н. Огарёва, Н. Добролюбова и Н. Михайлова. Такое одновременн ое сложное существование разных имён и направлений в поэзии говорит о необычайной широте содержательного диапазона литературы II-ой половины XIX века.
Из всех названных поэтов больше заинтересовало меня своей непосредственностью, оригинальностью, иногда даже трагичностью лирика Афанасия Фета. Читатель, только что знакомящийся с его творчеством, впервые раскрывающий его томик, сразу же вступает в беседу с ним самим. Услышав искреннейший голос, голос самого сердца, читатель оценит непосредственность Фета, естественность лирики. Но Фет ставил задачу ещё его лирических мотивов. Потом, когда читатель начнёт по- настоящему вчитываться в стихи, перед ним предстанет некая миниатюрная энциклопедия чувств и мыслей. Он оценит Фета как сильного поэтического аналитика. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые, невиданные доселе изобразительные средства.
«А мне всё тут непонятно. Я не понимаю связи между любовью и снегом», — жаловался на Фета один из критиков. А межу тем уловления связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы, и для поэзии.
Фет — поэт природы в очень широком смысле. В более широком, чем просто лирик — пейзажист. Сама природа в его лирике социально обусловлена. И не только потому, что Фет отгораживался, уходя в природу, от жизни во всей её полноте. Он вообразил в русской лирике более чем кто-либо свободно е отношение природе.
Поэзия Фета органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени.
Н. А. Некрасов, хотя и не равняя, но, сравнивая Фета с Пушкиным, писал: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».
Фет открывает и выявляет богатство человеческой чувственности, того, что существует помимо ума и умом не контролируется.
Также одной из особенностей поэзии Фета является его любовь к мигу. Поэт очень дорожит мигом. Давно его назвали поэтом мгновенья.
В своих строках Фет очень ярко описывает пейзаж средней полосы России. И одного этого было бы достаточно, чтобы имя его запечатлелось в истории нашей более грандиозную: за полем в прямом смысле слова читатель должен был увидеть поле души человеческой. Ради этого Фет растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался и прислушивался и приникал к деревьям и травам, к кустам и рекам. В гармоническом сочетании он даёт и природу и воспринимающего её человека.
Цвет и свет — наиболее яркие признаки поэзии Фета. Благодаря его способности перед ать читателю всё в цвете и свете, каждое его стихотворение становится находкой, пусть малой, частной, но находкой, и её ценность — в соответствии данному переживанию, именно этому чувству в его неповторимости.
Цель данной работы — анализ цветосветовой гаммы в лирике Афанасия Афанасиевича Фета
Федор Тютчев — И бунтует и клокочет ( Море и утес )
More i utes
I buntuyet i klokochet, Khleshchet, svishchet i revet, I do zvezd dopryanut khochet, Do nezyblemykh vysot. Ad li, adskaya li sila Pod klokochushchim kotlom Ogn geyensky razlozhila — I puchinu vzvorotila I postavila vverkh dnom?
Voln neistovykh priboyem Bespreryvno val morskoy S revom, svistom, vizgom, voyem Byet v utes beregovoy, — No spokoyny i nadmenny, Duryu voln ne obuyan, Nepodvizhny, neizmenny, Mirozdanyu sovremenny, Ty stoish, nash velikan!
I ozloblennye boyem, Kak na pristup rokovoy, Snova volny lezut s voyem Na granit gromadny tvoy. No o kamen neizmenny Burny natisk prelomiv, Val otbryznul sokrushenny, I struitsya mutnoy penoy Obessilenny poryv.
Stoy zhe ty, utes moguchy! Obozhdi lish chas, drugoy — Nadoyest volne gremuchey Voyevat s tvoyey pyatoy. Utomyas potekhoy zloyu, Prismireyet vnov ona — I bez voyu, i bez boyu Pod gigantskoyu pyatoyu Vnov ulyazhetsya volna.
Vjht b entc
B ,eynetn b rkjrjxtn, [ktotn, cdbotn b htdtn, B lj pdtpl ljghzyenm [jxtn, Lj ytps,ktvs[ dscjn/// Fl kb, flcrfz kb cbkf Gjl rkjrjxeobv rjnkjv Juym uttycrbq hfpkj;bkf — B gexbye dpdjhjnbkf B gjcnfdbkf ddth[ lyjv?
Djky ytbcnjds[ ghb,jtv ,tcghthsdyj dfk vjhcrjq C htdjv, cdbcnjv, dbpujv, djtv ,mtn d entc ,thtujdjq, — Yj cgjrjqysq b yflvtyysq, Lehm/ djky yt j,ezy, Ytgjldb;ysq, ytbpvtyysq, Vbhjplfym/ cjdhtvtyysq, Ns cnjbim, yfi dtkbrfy!
B jpkj,ktyyst ,jtv, Rfr yf ghbcneg hjrjdjq, Cyjdf djkys ktpen c djtv Yf uhfybn uhjvflysq ndjq/ Yj j rfvtym ytbpvtyysq ,ehysq yfnbcr ghtkjvbd, Dfk jn,hspyek cjrheityysq, B cnhebncz venyjq gtyjq J,tccbktyysq gjhsd///
Cnjq ;t ns, entc vjuexbq! J,j;lb kbim xfc, lheujq — Yfljtcn djkyt uhtvextq Djtdfnm c ndjtq gznjq/// Enjvzcm gjnt[jq pkj/, Ghbcvbhttn dyjdm jyf — B ,tp dj/, b ,tp ,j/ Gjl ubufyncrj/ gznj/ Dyjdm ekz;tncz djkyf///
Построчный разбор
Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.
Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.
Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.
В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».
Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.
https://youtube.com/watch?v=YENOonEV9KU
Анализ стихотворения Фета «Вечер»
У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, тяжелая жизнь повлияла на то, что А.Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной. В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени – между днем и ночью. Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера. Очень ярко поэт описывает образ солнца:
Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.
В одном предложении сразу два сравнения: «как дым, облака», а образ солнца метафоричен, солнце прячется за горизонтом, оставляя свой след на «небесной перине». Стихотворение «живое», оно наполнено звуками природы, солнца:
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
Будто природа говорит: «Посмотрите, какая я красивая! Я внушаю людям только добро и радость! Я не могу причинить никому зла, потому что я – это истинное счастье» У Фета река – это «живое существо», она «луками убегает на запад», любое препятствие ее не помеха, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед. Вечер – переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их:
Вздохи дня есть в дыханье ночном.
Здесь это время суток олицетворено Фетом, за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим является вечер. Стихотворение «Вечер» — это описание одного мгновенья, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.
26197 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Тема
Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Темы, проблемы, настроение
Поэзию А. А. Фета можно ограничить тремя темами: любовь, природа, искусство.
Афанасий Афанасьевич понимал, знал, что жизнь полна страданий и мук. Но человек рождён для счастья! Где его взять? В общении с природой, в творчестве, в любви. Это три «вершины» всего творчества поэта.
Особенностью любовной лирики Фета является соединение двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания. Настроение его произведений можно назвать восходящим, то есть в них присутствует мотив тоски и грусти, но потом всё это удивительным образом преобразуется в светлую надежду, в ожидание прекрасного.
Только благодаря стихам поэт чувствовал себя близко с той, которую отняла судьба, он стремился к ней, к счастью.
Основная идея и тема
Произведение посвящено любви — чистому и возвышенному чувству, которое лирический герой испытывал в течение всей жизни. Глубоко личные, автобиографические моменты отражают душевные переживания автора. Особенно задевают читателя последние строки, где герой полон надежд на скорое воссоединение с любимой девушкой. Звуки мелодии драматизируют картину происходящего, погружают в очарование лунных ночей, когда рядом было счастье. Хочется наслаждаться звуками музыки, чтобы не прервать нахлынувшие воспоминания.
Идея произведения заключается в понимании того, что люди несут в себе настоящие чувства вопреки воле и жизненным обстоятельствам. Любовь не способны уничтожить ни время, ни повороты судьбы. Она побеждает все, является бессмертной и всемогущей. Это и наслаждение, и тяжкая ноша.
История создания
Писать Федор Тютчев начинает еще в 1810 году, когда ему едва исполнилось 7 лет. Это были короткие архаичные стишки, которые вызывали интерес у публики, но таких было очень много и у других молодых поэтов.
Литературный шедевр «Как хорошо ты, о море ночное…» появилось в 1865-м, на 62-м году жизни великого русского писателя. Поводом для его написания была не только красота природы, до глубины души поражавшая автора и вызывавшая в нем бурю эмоций. Известно, что на протяжении многих лет Федор Тютчев был влюблен в Елену Александровну Денисьеву. Роман был пылким и страстным, однако в 1864 году возлюбленная поэта умирает, и это трагическое событие сильно отразилось на его внутреннем мире.
Автору было невероятно тяжело смириться с такой утратой, боль никак не могла стихнуть и постоянно ранила его душу, а мучительные переживания ни на минуту не покидали. Федор Иванович постоянно искал того, с кем можно было бы поделиться своей печалью, кому поведать о любимой женщине и прекрасных моментах, пережитых вместе. Именно эта тема и стала основой написания стихотворения. Обращаясь к морской стихии на «ты», он сравнивает с ней свою возлюбленную.
В творческой работе поэта условно выделяется две части:
- в первой — присутствует описание морских просторов, красивейших ночных пейзажей, какие можно созерцать, стоя у берега;
- во второй — поэт выражает и передает чувства лирического героя, который мечтает погрузиться в эту пучину, слиться с природой и волнами («О, как охотно бы в их обаянье всю потопил бы я душу свою…»).
Считается, что произведение было создано в двух версиях. Впервые творчество Тютчева появилось в 1865 году в литературно-политическом издании «День». Однако редакция опубликовала стихотворение, внеся в него собственные коррективы. Возмущенный поэт передал первоначальный вариант в «Русский вестник», где текст уже вышел без изменений и дополнений, в оригинальном виде.
Образы и символы
Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.
Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.
Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.
Анализ 2
В 1917г. вышел 3 том поэтессы под названием «Белая стая», которая является наиболее значимой из всех ею написанных произведений.
Данное стихотворение достаточно небольшое, и оно входит в том «Белая стая». Где хорошо отражены, какие происходят перемены, претерпела, поэтессы. Начинается с речевого оборота – парцелляции, показывающие интонационное деление высказанной мысли на небольшие части, и звучат как самостоятельные фразы. Данный прием помогает поэтессе добиться значимых окрасок, ясности, четкости. Появляется ощущение, что первые строки произведения – это некий обрывок из послания. Четко, сжато – лишь только дается указания времени.
Сначала представляется, что к чувствам Ахматова относится с некой ноткой иронии. Как она считает, сам факт явления любви на земле придумал некий лентяй, которому нечем было заняться. Другие люди ему доверились, — может от лени своей, может от того, что нечем заняться. В изданном томе у Ахматовой уже нет некого трепета к влюбленности. Она пропала, с появлением первых этих чувств. Нет той женщины, которая сжималась под своей мрачной вуалью, носила на правой руке перчатку левой руки, и мчалась за своим любимым молодым человеком до калитки, клявшись, покончить собой, если тот исчезнет из ее жизни.
Пережив свои драмы любви, на века меняют ее, делают более спокойной и мудрой. Но не нужно полагать, что девушка отреклась от самых прекрасных ощущений на земле. Лучше предположить, что она просто все переосмыслила и осознала. Любовь она осознает как некую тайну, доступную только некоторым людям. И распознание ее приносит им умиротворение. Девушке это стихотворения лишь случайно удалось оказать в числе избранных. Любовь, эта некая болезнь, некая загадка – это эти новые ощущения, которые открываются тем, кто читает третий сборник поэтессы.