Жанр, размер
Данное стихотворение относится к гражданско-философской лирике. Автор задумывается над своим реальным предназначением в жизни. Он понимает, что главное для него – это помощь обычным, простым людям, поднимая в своем творчестве их непростую судьбу.
Направление стихотворения – реализм. Некрасов рассказывает о тех вещах, которые происходят рядом с ним, но большинство стараются не обращать на это внимания. Он поднимает проблему голода, нищеты, несправедливости. Он показывает насколько бесправный данный слой населения, за который даже некому заступиться. А ведь именно на их труде держится благополучие всей страны.
Размер, выбранный автором для написания стихотворения, ямб.
Тема
В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте нее развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.
Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако, видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?
Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелести ее речам придает простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.
В произведении Е. Баратынский реализовал идею о том, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.
«К Музе» А.Блок
«К Музе» Александр Блок
Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой…
И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг.
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты — и Муза, и чудо. Для меня ты — мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете, В час, когда уже не было сил, Не погиб я, но лик твой заметил И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами — Всё проклятье своей красоты?
И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И любови цыганской короче Были страшные ласки твои…
И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада — Эта горькая страсть, как полынь!
Анализ стихотворения Блока «К Музе»
Цикл «Страшный мир», над которым Блок работал в период с 1909 по 1916, — это рассказ о городе и царящей в нем бездуховности, о проблемах, связанных с социальным неравенством. Поэт повествует о том, как кошмарная реальность способна навсегда изменить даже самого светлого и чистого человека. В городе людьми овладевает губительная стихия, они находятся под влиянием страстей, постоянно подвержены соблазнам, устоять против которых практически невозможно. В «Страшном мире» поэт сталкивает чистоту и красоту с настоящим земным адом, доводя это противостояние до предела.
Цикл открывается стихотворением «К Музе», датированным концом декабря 1912-го. По смыслу оно связано со статьей «О современном состоянии русского символизма», написанной Блоком двумя годами ранее. В ней Александр Александрович утверждает, что «искусство есть чудовищный и блистательный Ад». По мнению поэта, из мрака этой преисподней художник выводит свои образы. До Блока о связи ада с искусством говорил Брюсов в стихотворении «Поэту» (1907): …Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь.
Уже в первых строках анализируемого текста становится виден трагический характер мироощущения лирического героя. Сокровенные напевы Музы приносят ему «роковую о гибели весть». Здесь Блок используется скрытую антитезу. Слово «Евангелие» с греческого языка переводится как «благая весть». Получается, искусство противопоставляется текстам религиозным, светлым, духовным. Самое страшное в напевах Музы – заключенная в них влекущая сила, соблазняющая красота, способность низводить ангелов. Следуя за этими напевами, лирический герой спускается в ад. В уже упомянутой статье «О современном состоянии русского символизма» Блок говорит, что пройти все круги преисподней вполне реально. Способен на этот только тот художник, «у кого есть спутник, учитель и руководительная мечта о Той, Которая поведет туда, куда не смеет войти и учитель».
По мере разворачивания сюжета ситуация только усугубляется. В третьей строфе оказывается, что Муза смеется над верой. Согласно четвертой, ей чужда мораль. Для лирического героя она становится мученьем и адом. Муза больше напоминает не утонченную вдохновительницу с лирой в руках, а коварного демона-искусителя. Естественно, ничего хорошего художнику ждать от нее не приходится. Обратимся вновь к статье «О современном состоянии русского символизма». В ней Блок упоминает о Лермонтове, самовольно «бросившемся под пистолет», о безумии Врубеля, о Гоголе, «который сжег себя самого», о гибели Комиссаржевской. Трагедии, произошедшие с людьми гениальными, в контексте рассматриваемого стихотворения кажутся происками той самой Музы.
«Страшный мир» — это победа декадентского мироощущения, что нашло отражение и в анализируемом тексте. Здесь есть и тема смерти («не погиб я, но лик твой заметил…»), и имморализм, который лирическому герою передается от Музы: И была роковая отрада В попираньи заветных святынь…
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
- судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
- революция и роль интеллигенции в ней;
- верная любовь и дружба;
- судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
- роль поэта и поэзии в жизни общества;
- неразрывная связь человека и природы;
- вероисповедание и мироздание.
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.
Возможно вам будет интересно
- Анализ поэмы Саша Некрасова 6 класс
Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения
- Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист
Это светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни
- Анализ стихотворения Призраки Бунина
Очень многими писателями и поэтами в их творчестве рассматривалась теме жизни после смерти. Бунин не стал исключением, его творчества эта тема так же коснулась. Написание стихотворения «Призраки»
- Анализ стихотворения Мандельштама Раковина
Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.
- Анализ стихотворения Песня Гиппиус
Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.
Тема стихотворения
Интересный момент – это одно из последних ярких лирических стихотворений поэта, после того как он вернулся с фронта и вскоре стал на сторону большевиков, лирика пропала, иссякла. Да, во время коммунистического террора лирике не место.
В строках:
Блок словно бы это предчувствует – жить ему ещё 5 лет, но на замену творчеству (по большей части) приходит рутинная работа в Совете поэтов Питера и другие занятия, не связанные со стихами. Ещё будут великие и неоднозначные «Скифы» и «Двенадцать», но от этого стихотворения идёт отсчёт конца Блока как лирического поэта.
Строки:
Я интерпретирую как прощание лирического дара с личностью Александра Блока – муза покачала головой и больше по-крупному не посещала поэта. Тем не менее, за написанные строки воздадим должное, они красивы, оригинальны и… очень символичны.
Анализ стихотворения Блока К музе
Он весь — дитя добра и света, Он весь— свободы торжество,— Полная драматизма самохарактеристика, потому что к свету приходилось рваться, принимая на каждом шагу бой — с собою, друзьями, эпохой. Личное и общественное было для Блока нерасторжимо. Не случайно он пишет. Стихи были! Но в них мотивы светлого упоения красотой, искусством переплелись с картинами скорбными, полными трагических предчувствий. В толпе всё кто-нибудь поет. Вот голову его на блюде Царю плясунья подаёт. Там он на эшафоте черном Слагает голову свою.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Александр Блок — К музе (читает А. Кутепов) // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков
Образы и символы
В образе своей Музы Некрасов показывает обычную молодую девушку, крестьянку. Так же подобное определение автор использует в другом своем произведении «Вчерашний день, в часу шестом…». Данное стихотворение появилось в 1848 году. В нем автор впервые представляет читателю свою музу. В нем он рассказывает о том самодержавии, которое царило в России. Муза не является красивой, её истерзал режим, который прочно господствовал в России.
Образ именно этой музы встречается во всем творчестве Николая Алексеевича. В ней он заключил все те черты, которые были присущи России. Она так же страдает от режима, нищеты, изнуряющего труда, а так же унижения. Такая была муза у поэта, воспевающего жизнь обычных крестьян и рабочих.
Муза является вполне реальным персонажем, в котором заключается вся боль и страдания русского народа. Благодаря ей, поэт ещё с детских лет научился чувствовать всю ту боль и лишения, которые ощущали на себе крестьяне.
Главная тема стихотворения
В своем стихе «Муза» вдохновительница авторских строк не просто так описана с «дудочкой в руке». Для Ахматовой этот образ связан со статуей в Летнем саду в Петербурге, на которой была изображена древнегреческая статуя Эвтерпы, являющейся музой для поэтов и музыкантов. Данный образ играл важную роль для поэтессы.
Главной темой произведения является ожидание героем новой жизни, новых сил и вдохновения с приходом музы
Без нее жизнь практически обрывается и ничто не может затмить важность прихода гостьи. Когда муза появляется у кровати, «откинув покрывало», героиня задает вопрос, она ли вдохновила Данте Алигьери на написание знаменитой «Божественной комедии»
Вдохновительница говорит «Я» и стихотворение внезапно заканчивается. Таким утвердительным финалом автор пытается передать читателю умиротворение и воодушевление, ибо она получает бессмертие. А для великого поэта бессмертие превыше всяких почестей, свобод, юности. Намного важнее, если стихи поэта будут передаваться из поколения в поколение, что его имя останется узнаваемым среди народа.
Анализ стихотворения «К Музе» Блока
Стихи «К Музе» Александр Блок включил в цикл с красноречивым названием «Страшный мир».
Стихотворение датируется декабрем 1912 года. Этот год начался для поэта с болезни, никуда не делись и затянувшийся творческий кризис, и недовольство собой и жизнью. Непросто складываются и семейные отношения. В жанровом отношении – философская лирика, обращение, приговор, противоборство. Лирический герой – как заклинатель змеи, впрочем, иногда он меняется с Музой местами. В этот период А. Блок пытается выйти за рамки своей символистской славы и так называемой зоны комфорта, оторвать от себя щупальца декадентства, глотнуть свежего воздуха. Лексика возвышенная, обманчиво классическая – лишь по форме, но не по духу. Традиционная ода желанной Музе здесь выглядит как выяснение отношений. Противопоставляя себя этому миру, блуждая в представлениях о себе как об избранном, любой поэт рискует разрушить и себя, и жизнь окружающих. Вначале он лишается идеалов, счастья, целей, а потом – и самой жизни. Собственно, недаром тот же Б. Пастернак позднее утверждал, что поэт обязан и одержать победу над стихией творчества, и сохранить в себе жизнеутверждающее начало.
«Ангелов низводила»: то есть, совращала с истинного пути. «Смеешься над верой»: в те годы поэт больше тяготел к мистике, чем к христианству, которое, как он считал, уже неспособно дать ответы на вызовы современности. Впрочем, теперь Муза, кажется, смеется и над его былой Прекрасной Дамой. «Зла, добра ли»: поэт уже привык мыслить вне этих категорий. «Ты ад»: ее утешение временное, рассыпающееся в прах на рассвете, как морок. Но он уже вкусил эту горькую отраву, подчинился ее воле. «Проклятье красоты»: в минуты вдохновения поэту чудилось, что тайны бытия вот-вот откроются перед ним. Но годы шли, а он все тот же созерцатель непостижимых, дразнящих «лугов и звезд». Ряд ярких сравнений, на первый взгляд, комплиментов, завершает стихотворение. «Золотого аи»: отсылка к стихам А. Пушкина, собрата по перу, где упоминается это вино. «Была отрада»: то есть, опьянение прошло. Он хотел бы выстроить новые взаимоотношения с Музой, заключить перемирие. В стихе россыпь эпитетов (заветов священных, пурпурово-серый круг (это еще и индивидуально-авторский эпитет), страшные ласки). Рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Устаревшие слова (счастия, любови). Несколько вопросов, недоговоренность, ряд выразительных тире, единственное восклицание в финале. Многосоюзие, перечисления. Антитеза (для иных, для меня). Инверсия (подарила ты, загорается круг). Сравнение (как полынь).
В стихотворении «К Музе» поэт исследует бездны творчества и собственной души.
Популярные темы анализов
- Северянин
- Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы 6, 9 класс Михаил Юрьевич Лермонтов очень сильно любил природу, он трепетно относился к ее красоте, пышности и величию. Лермонтов хотел, чтобы люди так же как он, смогли рассмотреть природную красоту, полюбить ее. С помощью некоторых своих
- Анализ стихотворения Майкова Весна (уходи зима седая) В стихотворении чувствуется радость и задор от наступления долгожданной весны. Пора, когда вся природа просыпается и писатель радуется как ребенок её приходу. Майков пишет, что зиме уже пора уходить ведь весна мчится на своей колеснице.
- Анализ стихотворения Фета Дождливое лето Фет очень талантливый писатель, он всегда описывает природу, людей и все что есть на этой планете. Самое дорогое для него, это внутренний мир, которым писатель очень дорожит. В его произведении » Дождливое лето» описывается погода которую он
- Анализ стихотворения Некрасова Ты всегда хороша несравненно Хорошо, когда рядом есть любимая женщина. Она поможет тебе снести тягости и невзгоды жизни, и вылечит лаской душевную боль, если есть таковая. У Некрасова были любимые женщины, но наиболее примечательной можно считать
История замысла и создания стихотворения
Блоковское стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» создано на реальных событиях, которые произошли с самим поэтом. Известно, что, увидев впервые свою будущую жену, автор был пленен и восхищен. Поэтому лирика этого периода так страстна и так впечатлительна. Он надеялся, что брак с любимой женщиной будет счастливым. Но все оказалось совсем не так, как планировал поэт.
Любовь Менделеева, жена поэта, оказалась не столь романтична, как желал этого Александр Блок. Очень быстро их отношения в браке пошли на распад и уже в 1908 году она покидает мужа, якобы уезжая на гастроли вместе с театром Мейерхольда. Кстати, в этом же году тридцатого декабря поэт и пишет это удивительное, но грустное стихотворение о своей печальной любви. Известно, что Любовь Менделеева после нескольких лет совместной жизни, ушла к другому – известному поэту А. Белому. Но затем снова вернулась к Александру Блоку, даже раскаивалась в том, что совершила такую грубейшую ошибку в своей жизни. И поэт ее прощает, так как за это время у него тоже было несколько романтических увлечений.
Но чего-то Любови Менделеевой не хватало в браке. Она снова увлеклась другим и ушла к нему. От этого человека она рожает сына, но после снова решает вернуться к поэту. Все это время они не прерывали связи, так как сам Александр Блок настаивал на дружбе, для которого духовная близость всегда была важнее физической. Известно, что они были знакомы с раннего детства, но затем, расставшись на время, встретились вновь. После того как они стали жить вместе, поэт не желал никаких плотских отношений, так как для него это было вторично и омрачало духовную близость. Любовь Менделеева была актрисой, которая каждый раз и после своих гастролей, и после новых увлечений, все равно возвращалась к Александру Блоку.
Все эти любовные треугольники в итоге выплеснулись в 1908 году в лирическое произведение.
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь из дому ты ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла… Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.
Жанр, направление, размер
Однозначно, лирическое стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» относится к любовной лирике, так как главная тема его – любовь. Многие считают, что данное произведение принадлежит и к философскому направлению, а именно к духовной лирике, но это не совсем так. Да, действительно поэт пишет о Храме, о лампадах, ризах, но здесь данные упоминания необходимы для создания атмосферы, для более точной передачи авторских чувств, его отношения к «Прекрасной Даме». Религиозная же лирика – это произведения, которые созданы на основе переосмысления своей веры, на основе размышлений о добре, о зле, созданы на основе раскаяния, осознания своей греховности. Этот жанр можно назвать поджанром философской лирики.
Направление стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» модернистское. Отличительной чертой данного направления является стремление передать особенности личностного восприятия окружающего мира, передать исключительность чувствительности каждого человека, то есть задачей автора является раскрыть сокровенное, душевное, то, что является неповторимым, субъективным. Именно поэтому стихотворения данного направления очень интимные, откровенные. Поэт раскрывает читателю свою душу, объясняет свою точку зрения.
Александр Блок – поэт-символист. Особенностью символизма является передача воспринятого через символы, через метафоричные образы и сравнения, создание определенной атмосферы, которая более подробно опишет чувства, мысли поэта, его мироощущение и взгляды.
Размер стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» – трёхстопный дольник на двусложной основе. Рифмовка перекрестная, с чередующимися женской и мужской рифмой.
Образы и символы
- В стихотворении представлен образ музы скромной, непримечательной. Поэт, выдумывая своего персонажа, идёт от противного, многократно обращается к отрицаниям. К моменту написания этого лирического стихотворения традиционный образ вдохновительницы уже сложился. Но Баратынский настаивает, что муза может быть и иной: без склонностей, дара и неописуемой красоты. Однако же и такой служительницей Аполлона «поражен бывает мельком свет».
- Свет здесь обозначает общество, читающую публику, на которую ориентировано творчество автора. Любой поэт нуждается в признании, но его пытаются добиться чаще всего посредством чего-то помпезного, грандиозного. Лирический герой Баратынского, напротив, прост, практически посредственен. И всё же добивается своего.
- Муза – символ творчества. Без неё, как считалось в XIX веке, невозможно создать вообще ничего. Слова не будут приходить на ум, а перо будет выпадать из руки.
Тема
Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.
Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.
«Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова по плану кратко – тема, история создания, средства выразительности
История создания
Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.
Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.
Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».
Символы в стихотворении
Одним из символов, который автор удачно ввёл в текст, является кольцо. Его главный герой бросает в ночь, как показатель полного разрыва. Кольца, которые супруги подарили друг другу, больше не являются символом любви и верности, так незачем церемониться с этим аксессуаром.
Вторым символом является синий плащ, который в тексте повторяется несколько раз. Плащ – это символ дороги, а сам синий цвет – тревога и одиночества. Синий цвет является и цветом измены. У нашего лирического героя всё перемешалось от измены любимой женщины и разочарования, и Блок выбирает именно синий плащ, чтобы ещё ярче показать трагизм ситуации.
Символом любви и нежности становится фотография, и автор несколько раз подчёркивает «в простой оправе». Автор так влюблён, что ему безразлично какого качества оправа. Дорого сердцу именно фото.
Жанр, размер, направление
Эпоха романтизма рассматривала способность к созданию произведений искусства, в частности к написанию стихов, даром свыше. Поэт воспринимался как проводник между миром людей и божественным. В то время считалось, что творение – плод вдохновения, которое дарят музы. А эта традиция восходит ещё к античности. Многие авторы пушкинской эпохи пытались описать акт творчества, среди таких «объяснений» и находится произведение Е. Баратынского.
В жанровом отношении «Муза» наиболее близка к лирическому стихотворению, предполагающему зарисовку, поэтическое высказывание небольшого объёма. Стихотворный размер – ямб.
Основная идея
Основная мысль, или идея, стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что в даже в самом убогом мире, не имеющем каких-либо нравственных ценностей, можно найти ту чарующую любовь или красоту. Главное — поверить в неё. Хрупкая женственная натура, описанная в литературном произведении, является воплощением сильной личности, которая сможет справиться с жизненными трудностями лишь благодаря своим собственным силам.
Незнакомка заставляет глубоко задуматься о своем образе жизни. Она является неким мотивом действий для писателя. Он решает во что бы то ни стало исправить свои ошибки. Блок предается размышлениям о собственной жизни, а также анализирует свое поведение.
Поэт понимает, что нет смысла в бездействии и беспробудном пьянстве. Судьба человека зависит только от него самого, стоит лишь только собраться с силами и начать действовать. Таким образом, главная идея стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что человеческой душе необходимо научиться видеть и понимать прекрасное вокруг себя. Именно красота воодушевила писателя и заставила его не пасть духом, забыть окружающую мрачную действительность и поверить в себя.
Для того чтобы научиться ценить прекрасное вокруг себя, человеку необходимо достичь душевной гармонии, являющейся залогом успеха. Именно сила духа поможет справиться со всеми испытаниями, выпавшими на судьбу человека. Данная проблема активно раскрывается во многих творениях русских писателей.
Анализ «О Муза! Я у двери гроба!» Некрасов
«О Муза! Я у двери гроба!» Некрасов
«О Муза! Я у двери гроба!» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.История создания
Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.
В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.
Литературное направление и жанр
Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина, а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза!..» Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.
Тема стихотворения «О Муза!..» – народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.
Итоговая аттестация. Выпускное сочинение
Анализ стихотворения А. А. Блока «К МУЗЕ»*
Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», написанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно традиционна для русской и мировой поэзии. Поэт рассуждает об искусстве, о его роли в общественной и личной жизни людей, о влиянии творчества на творца, о связи искусства с вопросами морали, нравственности. Но отвечает на эти вопросы, связанные с темой поэта и поэзии, А. Блок очень оригинально, необычно, нетрадиционно. Исследователи творчества Блока говорят, что это было связано с изменением характера времени, с кризисом традиционной системы нравственных и религиозных ценностей, а также с философскими поисками символистов. «Именно в символизме и нашла свое прямое выражение великая трагедия современного поэтического слова, которое, задыхаясь среди каменеющих громад нигилистического сознания, бунтует, и бьется, и истекает кровью, пытаясь во что бы то ни стало раздвинуть тесные стены своей темницы и вырваться из душного подземелья на светлые просторы религиозного приятия жизни», — пишет Б. М. Энгельгардт.
Трагическое мироощущение проявляется уже в первой строфе стихотворения. В напевах Музы поэт слышит весть о гибели, проклятие священных законов. Муза увлекает лирического героя в ад. В третьей строфе это падение лирического героя вслед за своей Музой прямо приводит их к «неяркому, пурпурово-серому» кругу. Символика цветов указывает на круги ада, речь идет именно о преисподней. Муза, творчество обладает такой страшной силой, что может «низвести» не только поэта, но даже ангелов.
В четвертой строфе в стихотворение входит тема безразличности Музы к вопросам морали, добра и зла: «Для иных ты — и Муза и чудо. Для меня ты — мученье и ад». И в дальнейшем речь идет в основном о «взаимоотношениях» лирического героя-поэта с такой Музой, людьми, покоренными ею, созданиями, вдохновленными ее песнями. Поэт хотел бы, но не может оставить свою Музу, вынужден принимать страшные дары — «проклятье красоты», «страшные ласки», «роковую отраду», «безумную усладу». Эти оксюморонные словосочетания делают рисуемую картину еще более контрастной и страшной. Муза хочет поселить в мире и душе поэта непримиримое, хочет, чтобы поэт ощутил прелесть «попиранья заветных святынь».
Во многом Блок передает в этом стихотворении то мироощущение, которое принято называть декадентским. И не случайно его Муза приходит к поэту как посланница ночи, времени, когда побеждают силы преисподней, зла. Она заменяет лирическому герою смерть, как бы дает через себя познать потусторонее: «Не погиб я, но лик твой заметил и твоих утешений просил».
Исследователи жизни и творчества Блока подчеркивают, что нельзя в этом стихотворении видеть кредо самого поэта. Он говорит об одной из примет страшного мира, где даже творчество становится разрушительным, не утрачивая связи с прекрасным. А сам Блок в нравственном отношении был традиционным, тонким и хорошо знавшим границу добра и зла. Блок — поэт очень артистичный и надевает в облике лирического героя разные маски, в том числе и страшные.
Задания
1. Используя материал сочинения, разделите стихотворение на композиционные части, заполните приведенный в начале раздела вопросник для анализа лирического стихотворения.
2. Самостоятельно заполните вопросник и напишите сочинение на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»».
Некоторая часть заданий творческого типа в комплекте заданий ЕГЭ предусматривает анализ лирического стихотворения. Хорошую работу такого плана
вполне можно построить, опираясь на знание материала и те методические рекомендации по работе над сочинениями о лирике, которые изложены выше.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление