Творчество поэта
Творчество Рылеева, насыщенное идеями свободы и всеобщего равенства, получило неоднозначную оценку у его современников. Великий А. С. Пушкин скептически отзывался о его «Думах». Но Рылеев сам всегда позиционировал себя прежде всего гражданином, а уж после поэтом. В творчестве он выражал свою гражданскую позицию смело и по-юношески горячо. Для потомков его стихи служат не только литературным, но и историческим памятником. Творчество Рылеева имело большое значение для революционеров XIX и XX веков. В нём они получали пример того, как надо жить ради идеи и быть готовыми умереть за неё.
Вместе с Александром Бестужевым Рылеев издавал альманах «Полярная звезда». В нём декабристы печатали свои произведения. Там также было напечатано несколько стихотворений Пушкина. Через 30 лет после восстания декабристов А. Герцен начал издавать альманах, который назвал так же, отдав тем самым дань уважения декабристам и выражая приверженность их идеям.
Как и другие декабристы, Кондратий Фёдорович своё творчество ориентировал на Г. Р. Державина. Это поэзия классического стиля, ей свойственны возвышенные и серьезные темы. Легкомысленная поэзия, которая услаждает слух, но не несёт в себе никаких моральных принципов или идей, была чужда ему. В центре поэзии Рылеева – гражданские идеи. Её особенностью также является то, что он приёмами, свойственными романтической поэзии, изображал героев, которые были далеки от романтических идеалов. Подобный герой – Ермак из думы «Смерть Ермака» Рылеева. Анализ этого произведения показывает, что автор изложил в нём свои идеалы и убеждения.
Биография автора
Дума входит в своеобразный философско-патриотический цикл поэм, к которым также относятся:
- «Державин»;
- «Димитрий Донской»;
- «Волынский»;
- «Богдан Хмельницкий»;
- «Вещий Олег».
Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен. Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем, который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.
В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.
Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.
Творческий процесс
В творчестве автора были такие знаменательные даты:
- 1820 год был знаменателен тем, что автор создал свою известную сатирическую оду «К временщику»;
- Спустя год, Рылеев вступил в состав Вольного общества приверженцев русской словесности, а также находился на службе заседателя уголовной палаты Петербурга;
- В 1824 г. возглавил управленческий отдел российско-американской компании;
- С 1823 по 1825 год совместно с Александром Бестужевым трудился над изданием альманаха «Полярная звезда», а также был в составе масонской ложи «К пламенеющей звезде».
«Гражданин» (Я ль буду в роковое время…).
Непрестанно растущий накал социально-политических страстей, захвативших и вдохновлявших Рылеева в последние годы его жизни, с исключительной силой отразился в стихотворениях «Ты посетить, мой друг, желала» (1824) и «Гражданин» (1824-1825, 1856). Эти произведения написаны, как и «На смерть Бейрона», после встреч с Пестелем (март 1824), произведших на Рылеева огромное впечатление. Они знаменуют окончательное преодоление поэтом конституционно-монархических иллюзий. Рылеев переходит на позиции республиканизма.
Безраздельно отдаваясь бурям революционной борьбы, лирический герой Рылеева отказывается от любовных наслаждений в «роковое время» «борьбы за угнетенную свободу человека». Эта мысль еще более решительно звучит в стихотворении «Гражданин». Эта социально-политическая речь общественного трибуна построена на противопоставлении изнеженного, переродившегося племени «с хладною душой» гражданину «с кипящею душой». Ее лирический герой, укоряя тех, кто «в постыдной праздности» влачит свой век, уверяет, что юноши, не желающие постигнуть «предназначенье века», … раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдет ни Брута, ни Риеги».
Стихотворение «Гражданин» — вершинное произведение декабристской лирики. Оно стало эпиграфом прокламации «К молодому поколению» (1861), написанной Н. В. Шелгуновым и М. Л. Михайловым.
Стихи Рылеева, объединенные пафосом патриотизма, свободы, вражды к деспотизму, как правило, используют художественные приемы «гражданского» классицизма, сочетающиеся с глубоким лиризмом побеждающего в поэзии Рылеева гражданско-героического романтизма. Это горячие, из сердца идущие монологи в форме посланий ( «А. П. Ермолову»; «Послание к Н. И. Гнедичу»; «Вере Николаевне Столыпиной»; «А. А. Бестужеву»), од, приобретших убеждающую сердечность ( «Видение», «Гражданское мужество»), элегий ( «На смерть Бейрона»), и размышлений ( «Гражданин»).
Рылеев противопоставляет социально-политическую поэзию интимной, сентиментально-чувствительной и религиозно-мистической лирике Жуковского. Его стихотворения, отличаясь эмоциональной приподнятостью, изобилуют словами социально-политической окраски: «герой», «цепи», «вольность», «отчизна», «раб», «свобода», «закон», «народ», «гражданин».
Возвышенному пафосу стихов, произносящихся как бы с всенародной трибуны, сообщая им торжественность, служит и церковнославянская лексика: «узрев» ( «А. П. Ермолову»), «чело», «сонм», «в длани», «приемлет», «лик» ( «Видение»), «вотще», «град» ( «Гражданское мужество»), «влачить», «младой» ( «Гражданин»). Усиливая социальные ассоциации, поэт вводит в стихи имена политических деятелей прошлого — Фемистокла ( «А. П. Ермолову»), Катона, Катилины, Аристида, Цицерона ( «Гражданское мужество»), Брута, Риего ( «Гражданин»), и современности — А. А. Столыпина, Н. С. Мордвинова ( «Вере Николаевне Столыпиной») и А. П. Ермолова ( «Л. П. Ермолову»). Негодующие осуждения, ликующие восхваления и воодушевляющие призывы воплощаются здесь в напряженной синтаксической структуре восклицаний ( «А. П. Ермолову»), вопросов ( «Гражданское мужество»), эллипсисов и многозначительных умолчаний ( «Послание к Н. И. Гнедичу»), единоначатий, иногда даже тройных ( «Видение»).
В лучших образцах социально-политической лирики, какими являются стихотворения «Ты посетить, мой друг, желала», «А.А. Бестужеву» и «Гражданин», Рылеев добился истинной художественности. Но заимствованные им классицистские средства высокого слога не всегда- оказываются для него органичными и последовательно подчиненными свойственному ему стилю: они начинают разноголосить с его пламенной эмоциональностью, внося в нее элементы резонерства и риторики. Многие его стихи эстетически снижаются рассудочностью, излишним обилием церковнославянской лексики и нагромождением тяжеловесных оборотов, вроде: «От всех хвалу обрел во мзду своих трудов» ( «Послание к Н. И. Гнедичу»); «Но вот с устен» (т. е. с уст) ( «Видение»); «Вотще коварство вкруг шипит — Он наступил ему на выю. Вотще неправый глас страстей…» ( «Гражданское мужество»).
Реклама от Literature-XIX.Ru
Кто такой Ермак
Одним из самых известных казаков в российской истории является атаман Ермак Тимофеевич. Он, в отличие от бунтовщиков Разина и Пугачёва, воевавших против представителей власти, послужил Отечеству. Конечно, покоряя Сибирское ханство, Ермак преследовал свои корыстные интересы. Грабёж во время войны не является злодейством, к тому же подобные действия поддерживались нападающим государством. Своим походом Ермак положил начало завоевания и присоединения Сибири к России.
Таким образом, Ермак – довольно разносторонний персонаж. Он и вольный казак, и воин, действующий во славу своего государства. Поэтому его образ привлёк Рылеева.
Анализ стихотворения «Гражданин» Рылеева
Судьба Кондратия Рылеева сложилась трагически: он был среди тех пяти декабристов, которые были казнены после неудавшейся попытки свергнуть российского императора Николая I.
Стихотворение «Гражданин» было написано Рылеевым в 1824 году, когда ему и его товарищам по Северному обществу их собственная судьба уже была ясна. И он, и его соратники понимали, что свергнуть самодержавие собственными силами у них не получится, но при этом, они были убеждены, что их пример вдохновит последующие поколения борцов. Именно об этом пишет автор в своем стихотворении: его цель – поднять народ на борьбу. Он не желает оказаться среди тех, кто «не готовятся для будущей борьбы». Рылеев упрекает своих соотечественников, которые предпочитают жить «в объятьях праздной неги» и не видят пороков, в которых погрязло общество. По мнению поэта, Россию ждет участь Древнего Рима, который, погрязнув в разврате и развлечениях, не сумел ничего противопоставить нашествию варваров. Об этом он и пишет в самом конце стихотворения.
Стихотворение «Гражданин» — это агитационное произведение. Оно было написано с целью пробудить в молодых людях дух борьбы, его лирический герой предстает идеалом борца-бессеребренника, которому чужд страх за собственную жизнь, которого волнует только благополучие Родины. Стихотворение построено на антитезе – «мы» и «они». Герой отделяет себя от основной праздной массы. Но автор не строит конфликт на противостоянии условного «добра» и «зла». Конфликт у него заключается в противопоставлении равнодушия и идейности, в борьбе безучастности и готовности пожертвовать собой ради великой цели. Именно этот конфликт во многом предопределил главную тему русской литературы.
Интонационное напряжение достигается изменением размера стиха. В нем чередуется четырех- пяти- и шестистопный ямб. Поэт указывает, что когда-то, в далеком прошлом, стремление к свободе было у его сограждан в крови, но сейчас он называет соотечественников «племенем переродившихся славян».
Лирический герой стихотворения близок по духу самому Рылееву. Это поэт-борец, поэт-гражданин, поэт-агитатор. Как и для самого автора, поэтическое дарование лирического героя – это инструмент борьбы. Искусство для него – рупор агитации и пропаганды. Рылеев убежден, что главная задача литературы заключается в пробуждении желания борьбы, разжигания пламени свободы.
Кондратий Рылеев был казнен в 1826 году в Петропавловской крепости, но стихотворение «Гражданин» ещё долго ходило по рукам и, будучи запрещенным цензурой, переписывалось вручную и вдохновляло борцов с самодержавием.