Грезы Стихотворение Афанасия Фета
Мне снился сон, что сплю я непробудно, Что умер я и в грезы погружен; И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон. Я счастья жду, какого — сам не знаю. Вдруг колокол — и все уяснено; И, просияв душой, я понимаю, Что счастье в этих звуках. — Вот оно! И звуки те прозрачнее, и чище, И радостней всех голосов земли; И чувствую — на дальнее кладбище Меня под них, качая, понесли. В груди восторг и сдавленная мука, Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть И, на волне ликующего звука Умчася вдаль, во мраке потонуть.
100 Стихотворений. 100 Русских Поэтов. Владимир Марков. Упражнение в отборе. Centifolia Russica. Antologia. Санкт-Петербург: Алетейя, 1997.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.
История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.
Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.
Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
Сравнение – “облака как дым”.
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Грезы»
21 февраля 2016
Творчество А.Фета эта всегда красота и легкость. Он начал свой путь поэта после военной службы. Жизненные переживания, которые достались ему с раннего детства, стали неотъемлемой частью его творчества. Очень сложно сказать, какая тема для автора являлась самой главной.
Кажется все, о чем он писал в своей лирике было особенно важным для него. Он никогда не давал грусти в своей душе, стать главенствующей в его стихотворениях. Поэтому, большая их часть носила позитивный характер, даже смерть ему удалось описать в ярких тонах.
У поэтов существует много способов дать определение тому или иному чувству. Сюда входят и красивые эпитеты, яркие краски и даже звук. Песня для него носила определенный характер, ведь с ее помощью он мог передать красоту и величие природы. А природа в свою очередь, была для него главной составляющей его лирики. Он отдавал ей большое значение, как в жизни, так и в творчестве.
Его стихотворение «Грезы», является завершением первого этапа его творческой деятельности. На его примере мы можем увидеть, как Фет повзрослел и возмужал в литературном плане. Данное стихотворения может вызвать противоречивые чувства, ведь прекрасное там соединяется со смертью.
Отрицательную окраску мы видим в следующих словах. «умер», «дальнее кладбище», «понесли», «хоть раз еще вздохнуть». Казалось бы, стихотворения с подобными выражениями нельзя назвать радостным и вдохновляющим, вообще саму смерть нельзя сопоставить с чем-то хорошим, но Фету это удалось.
В стихотворении он описывает свой сон, который недавно ему приснился. Во сне он чувствует, что умер и его несут куда-то. Странно, что это ситуация не вызывает в душе поэта страх, который как казалось бы, должен чувствовать любой человек, оказавшейся в подобной ситуации. Он говорит о сне так :»И на меня ласкательно и чудно//Надежды тень навеял этот сон.».
Для него это блаженство, которое он испытывает от этой ситуации.
Здесь мы видим, как звуки влияют на его эмоциональное состояние. Он пишет :»Вдруг колокол — и все уяснено», это дает нам понять, что поэт находит счастье в этих звуках. Эти звуки не похожи ни на что на свете, они слышать ему в голове и от того понятны лишь ему.
Это стихотворение уникальное в своем роде, что бы его понять, нужно вчитываться в каждую строчку отдельно. Для каждого читателя стихотворение откроет свой собственный смысл, и звуки, которые он услышит, будут его собственные звуки счастья.
Мне снился сон, что сплю я непробудно, Что умер я и в грезы погружен; И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон. Я счастья жду, какого — сам не знаю. Вдруг колокол — и все уяснено; И, просияв душой, я понимаю, Что счастье в этих звуках. — Вот оно! И звуки те прозрачнее, и чище, И радостней всех голосов земли; И чувствую — на дальнее кладбище Меня под них, качая, понесли. В груди восторг и сдавленная мука, Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть И, на волне ликующего звука Умчася вдаль, во мраке потонуть.
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Мне снился сон, что сплю я непробудно, Что умер я и в грезы погружен; И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон.
Я счастья жду, какого — сам не знаю. Вдруг колокол — и все уяснено; И, просияв душой, я понимаю, Что счастье в этих звуках. — Вот оно!
И звуки те прозрачнее, и чище, И радостней всех голосов земли; И чувствую — на дальнее кладбище Меня под них, качая, понесли.
В груди восторг и сдавленная мука, Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть И, на волне ликующего звука Умчася вдаль, во мраке потонуть.
Афанасий Фет
Музыкальность фетовской лирики не ограничивается искусной звукописью и плавностью ритмических решений. Автор убежден, что истинное свойство поэтического дара состоит в изображении движений души и пейзажных зарисовок при помощи «крылатого звука» слов. Фиксируя гармоничную сторону природного мира, классик оперирует музыкальными категориями. Глаголами «напевает» и «поет» обозначаются журчание струй фонтана и успокаивающее мурлыканье кота. Звезды, высыпавшие на бескрайнем небе, именуются слаженным «хором светил». Творческий процесс неоднократно определяется как песня. Акустические образы связаны с горним началом: приход весны приносит «вздохи неба», источником которых становятся распахнутые «врата эдема».
В художественном тексте 1859 г. мотив высокой природы звука получает особенное выражение, оригинально сочетаясь с темой земного конца как перехода в небытие. Зачин моделирует ситуацию сна во сне, и семантика глубокого оцепенения вызывает следующую трансформацию — сон о смерти. Авторская версия мрачной темы лишена контекста безысходности. Напротив, причудливые «грезы» обнадеживают, побеждают тревогу.
Звон погребального колокола знаменует наступление момента истины. Героя пронзает внезапная мысль о сущности счастья: оно заключено в звуках неземного происхождения. Их превосходство над «голосами земли» уточняет череда однородных прилагательных в сравнительной степени. Восторженному и мучительному чувству, внушенному «ликующими» акустическими доминантами, противопоставлены безнадежные интонации обряда похорон.
Завершающий катрен конкретизирует желание просветленного лирического «я». Он не боится ухода во «мрак» смерти, поскольку расценивает его не в качестве трагического финала, а как новый, неизведанный этап существования души.
В произведении «Кричат перепела, трещат коростели…», датированном одним годом с анализируемым текстом, сомнения стареющего лирического героя завершаются оптимистической развязкой. Неизбежное окончание земной судьбы именуется «возрожденьем». Поэт детализирует свой прогноз, снова уподобляя уход из жизни сну. Последний наделяется эпитетами с положительной семантикой — «весенний и «светлый». Автор задействует еще один ориентир: после гибели тела душа приобретает новый статус, выраженный формулой «вечный гражданин». С ним связывается состояние мудрого спокойствия и умиротворения.
Текст: pishi-stihi.ru
Композиция и жанр
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Фета считали мастером в этом направлении, а его творчество стало примером для многих русских поэтов.
Автор обратился к одному из своих любимых жанровых направлений — элегии. Произведения в этом стиле по настроению отличаются легкой грустью, которой переполнен лирический герой. Он поддался меланхолии и рассуждает об окружающей природе. В последних строках лирический герой заметно воодушевляется, становится виден его душевный подъем и надежда, что скоро все будет иначе, ведь наступит весна. При этом поэт не пытается восклицать, все понятно исключительно благодаря сюжету и удачно подобранным словам.
Стихотворный размер — четырех- и пятистопный ямб. Стих был написан при помощи мужской и женской рифмы.
Сюжет стихотворения — прекрасные, живописные картины, что приходят на смену друг другу. При этом поэт объединил словно 2 из них в одну:
- в первой зимней части нет и следа весны, а лишь предчувствия лирического героя.
- во второй части развития сюжета появляется женщина, которая стоя во дворе, видит журавлей и осознает, что скоро придет весна.
Анализ стихотворения Фета «Грезы» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
“Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни.
Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя.
Подробнее…
Анализ стихотворения Клюева “Я – посвященный от народа”
Клюев – один из самых ярких и оригинальных русских поэтов двадцатого столетия – родился в глухой северной деревеньке.
Своим знанием родного фольклора и народных традиций он по большей части обязан матери, которая была профессиональной плакальщицей и сказительницей. Происхождение Николая Алексеевича оказало огромное влияние на его самобытную лирику.
На протяжении всего творческого пути поэт, относившийся к так называемому новокрестьянскому направлению, воспевал северную избу.
Подробнее…
Анализ стихотворения Цветаевой “Под лаской плюшевого пледа”
В биографии Марины Цветаевой есть один весьма необычный эпизод, связанный с переводчицей Софьей Парнок.
Поэтесса настолько влюбилась в эту женщину, что ради нее оставила мужа Сергея Эфронта и перебралась жить к своей новой подруге вместе с маленькой дочерью.
Впрочем, очевидцы тех далеких событий утверждали, что двух женщин связывала не просто нежная дружба, они действительно были влюблены, и этот необычный по тем временам роман длился без малого 2 года.
Подробнее…
Анализ стихотворения Есенина “Листья падают, листья падают”
В августе 1925 года Есенин написал стихотворение “Листья падают, листья падают…”, настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во многих его произведениях, созданных на излете жизни, царят депрессивные мысли.
Нередко лирический герой ведет речь о смерти. Кроме того, чувствуется тотальная усталость от пребывания на земле. К тридцати годам Сергей Александрович окончательно запутался в себе, в своем отношении к окружающей действительности и к людям.
Подробнее…
Анализ стихотворения Тургенева «Милостыня»
Милостыня. От слова милость, милосердие. Отношение в обществе к ней совсем неоднозначное. Кто-то приемлет, а кто-то относится резко отрицательно.
На улицах наших городов все больше бедных и просящих милостыню. Разное движет людьми, если они выходят на улицы просить. И все же иногда надо уметь просить, если не на улице, то среди друзей и близких.
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Грезы»
21 февраля 2016
Творчество А.Фета эта всегда красота и легкость. Он начал свой путь поэта после военной службы. Жизненные переживания, которые достались ему с раннего детства, стали неотъемлемой частью его творчества. Очень сложно сказать, какая тема для автора являлась самой главной.
Кажется все, о чем он писал в своей лирике было особенно важным для него. Он никогда не давал грусти в своей душе, стать главенствующей в его стихотворениях. Поэтому, большая их часть носила позитивный характер, даже смерть ему удалось описать в ярких тонах.
У поэтов существует много способов дать определение тому или иному чувству. Сюда входят и красивые эпитеты, яркие краски и даже звук. Песня для него носила определенный характер, ведь с ее помощью он мог передать красоту и величие природы. А природа в свою очередь, была для него главной составляющей его лирики. Он отдавал ей большое значение, как в жизни, так и в творчестве.
Его стихотворение «Грезы», является завершением первого этапа его творческой деятельности. На его примере мы можем увидеть, как Фет повзрослел и возмужал в литературном плане. Данное стихотворения может вызвать противоречивые чувства, ведь прекрасное там соединяется со смертью.
Отрицательную окраску мы видим в следующих словах. «умер», «дальнее кладбище», «понесли», «хоть раз еще вздохнуть». Казалось бы, стихотворения с подобными выражениями нельзя назвать радостным и вдохновляющим, вообще саму смерть нельзя сопоставить с чем-то хорошим, но Фету это удалось.
В стихотворении он описывает свой сон, который недавно ему приснился. Во сне он чувствует, что умер и его несут куда-то. Странно, что это ситуация не вызывает в душе поэта страх, который как казалось бы, должен чувствовать любой человек, оказавшейся в подобной ситуации. Он говорит о сне так :»И на меня ласкательно и чудно//Надежды тень навеял этот сон.».
Для него это блаженство, которое он испытывает от этой ситуации.
Здесь мы видим, как звуки влияют на его эмоциональное состояние. Он пишет :»Вдруг колокол — и все уяснено», это дает нам понять, что поэт находит счастье в этих звуках. Эти звуки не похожи ни на что на свете, они слышать ему в голове и от того понятны лишь ему.
Это стихотворение уникальное в своем роде, что бы его понять, нужно вчитываться в каждую строчку отдельно. Для каждого читателя стихотворение откроет свой собственный смысл, и звуки, которые он услышит, будут его собственные звуки счастья.
Мне снился сон, что сплю я непробудно, Что умер я и в грезы погружен; И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон. Я счастья жду, какого — сам не знаю. Вдруг колокол — и все уяснено; И, просияв душой, я понимаю, Что счастье в этих звуках. — Вот оно! И звуки те прозрачнее, и чище, И радостней всех голосов земли; И чувствую — на дальнее кладбище Меня под них, качая, понесли. В груди восторг и сдавленная мука, Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть И, на волне ликующего звука Умчася вдаль, во мраке потонуть.
Грезы Стихотворение Афанасия Фета
Мне снился сон, что сплю я непробудно, Что умер я и в грезы погружен; И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон. Я счастья жду, какого — сам не знаю. Вдруг колокол — и все уяснено; И, просияв душой, я понимаю, Что счастье в этих звуках. — Вот оно! И звуки те прозрачнее, и чище, И радостней всех голосов земли; И чувствую — на дальнее кладбище Меня под них, качая, понесли. В груди восторг и сдавленная мука, Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть И, на волне ликующего звука Умчася вдаль, во мраке потонуть.
100 Стихотворений. 100 Русских Поэтов. Владимир Марков. Упражнение в отборе. Centifolia Russica. Antologia. Санкт-Петербург: Алетейя, 1997.
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
источник
Грезы Стихотворение Афанасия Фета
Мне снился сон, что сплю я непробудно, Что умер я и в грезы погружен; И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон. Я счастья жду, какого — сам не знаю. Вдруг колокол — и все уяснено; И, просияв душой, я понимаю, Что счастье в этих звуках. — Вот оно! И звуки те прозрачнее, и чище, И радостней всех голосов земли; И чувствую — на дальнее кладбище Меня под них, качая, понесли. В груди восторг и сдавленная мука, Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть И, на волне ликующего звука Умчася вдаль, во мраке потонуть.
100 Стихотворений. 100 Русских Поэтов. Владимир Марков. Упражнение в отборе. Centifolia Russica. Antologia. Санкт-Петербург: Алетейя, 1997.
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета
В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).
Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).
Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко. Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.
Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.
В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти. В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.
источник
Анализ стихотворения Фета “Грезы”
Музыкальность фетовской лирики не ограничивается искусной звукописью и плавностью ритмических решений. Автор убежден, что истинное свойство поэтического дара состоит в изображении движений души и пейзажных зарисовок при помощи “крылатого звука” слов.
Фиксируя гармоничную сторону природного мира, классик оперирует музыкальными категориями. Глаголами “напевает” и “поет” обозначаются журчание струй фонтана и успокаивающее мурлыканье кота.
Звезды, высыпавшие на бескрайнем небе, именуются слаженным “хором светил”.
Творческий процесс неоднократно определяется как песня. Акустические образы связаны с горним началом: приход весны приносит “вздохи неба”, источником которых становятся распахнутые “врата эдема”.
В художественном тексте 1859 г. мотив высокой природы звука получает особенное выражение, оригинально сочетаясь с темой земного конца как перехода в небытие.
Напротив, причудливые “грезы” обнадеживают, побеждают тревогу.
Звон
погребального колокола знаменует наступление момента истины. Героя пронзает внезапная мысль о сущности счастья: оно заключено в звуках неземного происхождения.
Их превосходство над “голосами земли” уточняет череда однородных прилагательных в сравнительной степени.
Восторженному и мучительному чувству, внушенному “ликующими” акустическими доминантами, противопоставлены безнадежные интонации обряда похорон.
Завершающий катрен конкретизирует желание просветленного лирического “я”. Он не боится ухода во “мрак” смерти, поскольку расценивает его не в качестве трагического финала, а как новый, неизведанный этап существования души.
В произведении ” Кричат перепела, трещат коростели…”, датированном одним годом с анализируемым текстом, сомнения стареющего лирического героя завершаются оптимистической развязкой. Неизбежное окончание земной судьбы именуется “возрожденьем”.
Поэт детализирует свой прогноз, снова уподобляя уход из жизни сну. Последний наделяется эпитетами с положительной семантикой – “весенний и “светлый”. Автор задействует еще один ориентир: после гибели тела душа приобретает новый статус, выраженный формулой “вечный гражданин”.
С ним связывается состояние мудрого спокойствия и умиротворения.
(1
Грезы — анализ стиха 2
Автор не ограничивает собственную музыкальность лирики звукописью и тем какие он принимает ритмические решения. Афанасий Фет полностью уверен, что музыкальность лирики состоит именно в мимолетных движениях души, которая способна испытывать различные чувства и эмоции.
Художественный текст под названием «Грезы», написанный в 1859 году, является именно музыкальным произведением. Автор использует специальные глаголы, которые говорят о том, что фонтан поет и напевает, а в дали слышно, как мурлычет кот, звучание которого фактически успокаивает лирического героя. Да и сам автор, говорит о том, что журчание воды фактически успокаивает его и придает ему сил жить дальше, музыка фактически льется из ее души.
При этом начало стихотворения показывает читателю, что сон происходит во мне, поэтому автор показывает высокое оцепенение, а после он видит следующее преображение, сон начинает рассказывать о смерти. При этом мрачная тема не описывается, как безысходная. При этом сами грезы дают лирическому герою некую надежду и возможность тревожного ожидания.
Со звоном погребального колокола наступает момент истины, в этот момент герой осознает в чем заключается истина и настоящее счастье, он понимает, что главное счастье заключается в звуках, которые происходят далеко не на земле.
И вот завершающий катрен придает конкретики лирическому «я», которое теперь можно считать просветленным. Теперь лирический герой не боится и не переживает о том, что ему возможно придется уйти во мрак, он расценивает данное событие, как возможность начать новый этап существования его человеческой души.
В этом же году было написано произведение «Кричат перепела, трещат коростели…», в котором стареющий герой анализирует собственные сомнения, но при этом все его переживания и страдания заканчиваются позитивной развязкой. Он уверен, что окончание земного существования приводит к новой развязке, которая называется возрождением, возможностью начать новую жизнь.
Автор сам надеется на скорое возрождение, он всю жизнь ждал своего воссоединения с возлюбленной. Афанасий Фет был вынужден расстаться с Марией Лазич по причинам ее финансовой несостоятельности. Он выбирает дочь богатого купца с большим приданным, а после всю жизнь жалеет о сделанном выборе, особенно внутренняя борьба обостряется в последние годы его жизни, когда он начинает анализировать происходящее. Но он в тоже время понимает, что совершенно не может изменить происходящее, а прошлое тем более, поэтому он мечтает уйти в мир иной, чтобы встретиться со своей любимой на том свете и обрести вечное счастье, покой и гармонию.
Анализ стихотворения Анализ стихотворения Грезы Фета по плану
Анализ любого стиха Фета А. А,
Гурова Ольга Ученик (101) 1 год назад
«Горячий ключ» Афанасий Фет
Помнишь тот горячий ключ, Как он чист был и бегуч, Как дрожал в нем солнца луч И качался; Как пестрел соседний бор, Как белели выси гор, Как тепло в нем звездный хор Повторялся.
Обмелел он и остыл, Словно в землю уходил, Оставляя следом ил Бледно-красный. Долго-долго я алкал, Жилу жаркую меж скал С тайной ревностью искал, Но напрасной.
Вдруг в горах промчался гром, Потряслась земля кругом, Я бежал, покинув дом, Мне грозящий; — Оглянулся, — чудный вид: Старый ключ прошиб гранит И над бездною висит, Весь кипящий.
Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ» Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых характеризуется безмятежностью, искренностью, чистотой и восторженным отношением к окружающему миру
Действительно, после смерти Марии Лазич Фет практически перестал уделять внимание пейзажной лирике, которую так любил, и переключился на стихи интимного характера. Но даже если в минуты душевного спокойствия поэт и обращал внимание на красоту природы, по привычке подмечая каждую мелочь, то его стихи все равно носили отпечаток глубокой тоски, заглушить которую не в силах были ни теплое весеннее утро, ни ласковое солнце
Тем не менее, среди многочисленных стихов позднего периода творчества иногда встречаются лирические произведения, выдержанные в духе раннего Фета. К ним, в частности, можно отнести стихотворение «Горячий ключ», написанное в 1870 году. К тому моменту поэт уже покинул столицу и перебрался в свое загородное имение, которое практически не покидал до самой смерти. Чистый воздух, первозданная природа, возможность жить размеренно и никуда не торопиться – все это весьма благоприятно отразилось на душевном состоянии Фета и нашло воплощение в удивительных по красоте строках, повествующих о мощи лесного родника. Когда-то он «чист был и бегуч», радуя взор и напоминая о безмятежной юности самого поэта. Однако прошли годы, «обмелел он и остыл, словно в землю уходил». Автор вновь проводит незримую параллель между родником и собственной жизнью, которая, по мнению Фета, оказалась сложной и противоречивой, лишив его желаний и стремлений. Тем не менее, поэт искренне верил в то, что сумеет найти в себе силы и вновь стать счастливым. Возвращаясь в родовое имение, он рассчитывал переломить судьбу и обрести ту радость, которую с годами утратил. В том, что все это возможно, Фет поначалу не сомневался. Именно поэтому он вспомнил о старом горячем ключе, который однажды поразил его воображение. Погребенный под толщей песка и горной породы, во время грозы источник сумел пробиться наружу. «Старый ключ прошиб гранит и над бездною висит, весь кипящий!», — с восторгом написал поэт, не осознавая, что человек, увы, лишен подобной силы, и не в его власти перечеркнуть свое прошлое ради возможности быть счастливым в будущем.
https://youtube.com/watch?v=CtByGKAkHDY
Анализ стихотворения Фета «Грезы»
Музыкальность фетовской лирики не ограничивается искусной звукописью и плавностью ритмических решений. Автор убежден, что истинное свойство поэтического дара состоит в изображении движений души и пейзажных зарисовок при помощи «крылатого звука» слов. Фиксируя гармоничную сторону природного мира, классик оперирует музыкальными категориями. Глаголами «напевает» и «поет» обозначаются журчание струй фонтана и успокаивающее мурлыканье кота. Звезды, высыпавшие на бескрайнем небе, именуются слаженным «хором светил». Творческий
процесс неоднократно определяется как песня. Акустические образы связаны с горним началом: приход весны приносит «вздохи неба», источником которых становятся распахнутые «врата эдема».
В художественном тексте 1859 г. мотив высокой природы звука получает особенное выражение, оригинально сочетаясь с темой земного конца как перехода в небытие. Зачин моделирует ситуацию сна во сне, и семантика глубокого оцепенения вызывает следующую трансформацию — сон о смерти. Авторская версия мрачной темы лишена контекста безысходности. Напротив, причудливые «грезы» обнадеживают, побеждают тревогу.
Звон
погребального колокола знаменует наступление момента истины. Героя пронзает внезапная мысль о сущности счастья: оно заключено в звуках неземного происхождения. Их превосходство над «голосами земли» уточняет череда однородных прилагательных в сравнительной степени. Восторженному и мучительному чувству, внушенному «ликующими» акустическими доминантами, противопоставлены безнадежные интонации обряда похорон.
Завершающий катрен конкретизирует желание просветленного лирического «я». Он не боится ухода во «мрак» смерти, поскольку расценивает его не в качестве трагического финала, а как новый, неизведанный этап существования души.
В произведении » Кричат перепела, трещат коростели…», датированном одним годом с анализируемым текстом, сомнения стареющего лирического героя завершаются оптимистической развязкой. Неизбежное окончание земной судьбы именуется «возрожденьем». Поэт детализирует свой прогноз, снова уподобляя уход из жизни сну. Последний наделяется эпитетами с положительной семантикой — «весенний и «светлый». Автор задействует еще один ориентир: после гибели тела душа приобретает новый статус, выраженный формулой «вечный гражданин». С ним связывается состояние мудрого спокойствия и умиротворения.