Символика Рождества
Рождество — это один из важнейших праздников в христианстве, который связан с рождением Иисуса Христа. В этот день все церкви украшаются зелеными ветками, гирляндами, свечами и символами, которые напоминают о том, что этот праздник священный и особенный. Каждый элемент украшения имеет свой собственный символический смысл и нагружен множеством метафорических образов.
- Рождественская звезда — это символ, который указывает на то, что рождение Иисуса произошло необычным образом. Звезда напоминает о загадочных явлениях, которые происходили в небе в тот знаменательный момент.
- Рождественский венок — это символ жизни и обновления. Венок из зеленых веток напоминает о том, что в природе все обновляется и начинает новую жизнь. Он также символизирует бессмертную душу и вечную жизнь.
- Свечи — это символ света, который ярко отражает сущность Рождества. Свечи являются символом истины, мудрости, надежды и любви. Они напоминают о том, что Иисус Христос — свет мира.
В целом, символика Рождества очень богата, она отражает тайну жизни, смерти и воскрешения. Она заключает в себе глубочайший смысл и множество образов, которые рассказывают о человеческой судьбе и о его связи с высшими силами. Рождество — это праздник, который напоминает о божественном происхождении и особенности каждого человека.
Тема стихотворения
Основной темой «Рождественской звезды» является один из главных христианских праздников – Рождество Христово, что наделяет стихотворение светом и радостью.
Многие поэты затрагивали в своих произведениях эту тему, которая наполняет творение надеждой и ожиданием чудес рождественских чудес.
Сложно выделить основную проблему стихотворения, так как кажется, что невозможно в такой тематике определить волнения лирического героя. Рассказчик повествует читателю о стремлении к вере и свету, предчувствия.
В стихотворении прослеживается тепло и добро. Темп – распевный и спокойный, наполненный нотками чуда. Автор в свои строки заложил стремление к единству народа, без упоминания конкуренции и разлада. По его мнению, чудо присутствует в обыденной жизни.
Две Марии
6 февраля 1947 года Борис Леонидович приехал в двухэтажный невзрачный дом на Беговой улице в Москве. Там тогда жила Мария Вениаминовна Юдина. (Великий поэт и великая пианистка были знакомы с конца 1920-х годов.) В тот зимний вьюжный вечер у Юдиной собрался небольшой круг друзей, которым Борис Леонидович прочитал несколько глав из своего еще не оконченного романа «Доктор Живаго». А завершил чтение «Рождественской звездой».
В осипшем от напряжения голосе чтеца были утомление и торжество путника, добравшегося до цели своего путешествия.
В ночь с 7 на 8 февраля Мария Вениаминовна пишет большое благодарное письмо поэту. Последние строчки:
«Если бы Вы ничего кроме «Рождества» не написали в жизни, этого было бы достаточно для Вашего бессмертия на земле и на небе. Умоляю дать списать».
Юдина передает письмо с кем-то из общих знакомых, и уже 9 февраля Борис Леонидович посылает Марии Вениаминовне «Рождественскую звезду»:
«Переписываю и вкладываю «Рождественскую звезду». Я читал ее потный, хриплым и усталым голосом, это придавало «Звезде» дополнительный драматизм усталости, без которого она Вам понравится гораздо меньше, Вы увидите…»
- И только волхвов из несметного сброда
- Впустила Мария в отверстье скалы,
— так встретились две Марии.
Мария Вениаминовна, получив драгоценный список стихотворения, немедля переписывает его своим удивительным почерком, который сам по себе христианская проповедь: буква «Т» у Юдиной неизменно читается как крест, распятие.
С тех пор начинается путь «Рождественской звезды» по СССР — из рук в руки, от души к душе. В этом было что-то первохристианское. В условиях, когда духовные стихи не могли появиться в печати, а Евангелие было запретной книгой, поэт становился евангелистом, а его читатели — учениками и миссионерами.
Переводчик Николай Михайлович Любимов свидетельствует:
«Стихотворение скоро разошлось в списках по Москве и Ленинграду. Особенно об этом старалась пианистка, неугомонная Мария Вениаминовна Юдина. Качалов плакал, читая «Рождественскую звезду», даже Фадеев знал ее наизусть…»
Примечания
Баевский
В.С. Темы и вариации об историко-культурном контексте поэзии Б.Л.Пастернака
//Вопросы литературы.- 1987.-№10.- С.30-59;Баевский В.С. Лирика Пастернака в
историко-культурном контексте //Изв. АН СССР Сер.литер. и яз.- 1988.-
С.130-141; Баевский В.С. Пушкин и Пастернак (К постановке проблемы) //Изв. АН
СССР Сер.литер. и яз.- 1988.- С.»№!-«;№.
Иванов
Вяч.Вс. Колыхающийся занавес. Из заметок о Пастернаке и изобразительном
искусстве //Мир Пастернака.- М., 1989.- С.55-59.
Левина
Т. «Страдательное богатство». Пастернак и русская живопись 1910-х —
начала 1940-х гг. //Литературное обозрение.- 1990.- №2.-С.84-89.
де
Симпличо Д. Б.Пастернак и живопись //Мир Пастернака.- М., 1989.- С.46-54.
Смирнов
И.П. Роман тайн «Доктор Живаго».- М.: Новое литературное обозрение,
1996.
Альфонсов
В.Н. Поэзия Бориса Пастернака.- Л.:Сов.писатель, 1990.
Пастернак
Е.Б. Борис Пастернак //Мир Пастернака.- М., 1989.- С.5-12.
Bodin P/A/ Nine Poems from Doktor
Zivago. A study of Christian Motifs in Boris Pasternak s Poetry.- Stockholm,
1976.
Суханова
И.А. Интертекстуальные связи в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
Автореф. Дисс. …канд.филол.наук.- Ярославль, 1998.
Под
интермедиальной связью понимается связь поэтического или прозаического текста с
произведениями смежного искусства, например, изобразительного искусства или
музыки. Такие связи, как правило, выявляются с помощью литературоведческого или
в широком смысле искусствоведческого анализа, тем не менее, на наш взгляд,
отдельные интермедиальные связи значимы и для собственно языкового уровня
текста, прежде всего, для системы его номинаций, и, таким образом, могут
учитываться в процессе лингвистического анализа.
Пастернак
Б.Л. Доктор Живаго.- М.:Сов.писатель, 1989.- С.55.
Доктор
Живаго, указ. Изд., с.91.
См.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М.:П, 1993.- С.63-69;
Косцова А.С. Сюжеты древнерусских икон.- СПб., 1992.- С.152-153; Языкова И.К.
Богословие иконы.- М., 1995.- С.31, 95.
Стихотворения
цитируются по изданию, указанному в примеч. 10.
Искусствовед
М.Н.Соколов в книге «Бытовые образы в западноевропейской живописи XY-XVII
веков. Реальность и символика» /М.:Изобр.искусство, 1994/ говорит о
популярности сюжета «Поклонение пастырей», в котором поселяне становятся
«полноправными членами центрального религиозного события»: «В
знаменитом атларе Портинари Гуго ван дер Гуса /1471-1475, Флоренция, галерея
Уффици/ охваченные страстным, с трогательной наивностью выражающимся духовным
порывом, поселяне демонстративно представлены первыми, самыми искренними и
верными свидетелями чуда…» /С.192/.
«Наконец,
в одной из композиций круга Йоахима Патинира / «Пейзаж с пастухами»,
1520-е, Антверпен, собрание де Розе/ поселяне фигурируют уже в качестве главных
персонажей религиозной сцены. Они молятся придорожной иконе
приглядевшись к конной процессии на заднем плане справа, мы с удивлением
угадываем в ней шествие волхвов со свитой…» Там же, с.194. Репродукция
помещена на той же странице.
См.
Аверинцев С.С. Мария Магдалина //Мифы народов мира, т.».-М.,
1988.-С.117-118.
Языкова
И.К. Богословие иконы.- М., 1995.- С.30.
Там
же, с.31, 195.
Там
же, с.31.
Барская
Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М., 1993.-С.99.
Кондаков
И.В. Роман «Доктор Живаго» в свете традиций русской культуры //Изв.
АН СССР Сер.литер. и яз.- 1990.-№6.-С.527-540; Смирнов И.П. Порождение
интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества
Б.Л.Пастернака.- СПб, 1995; Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго».-
М., 1996; Фатеева Н.А. Семантические преобразования в поэзии и прозе одного
автора и в системе поэтического языка //Очерки истории языка русской поэзии ХХ
века. Образные средства поэтического языка и их трансформация.- М.:Наука,
1995.- С.178-259.
На
наш взгляд, вывод И.П.Смирнова о дробном характере аллюзии в «Докторе
Живаго» /Роман тайн «Доктор Живаго».- М., 1996/, следует
распространить и на параллелизм образов романа.
Доктор
Живаго, указ.изд., с.477.
Там
же, с.194.
Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака
Борис Леонидович Пастернак – известный русский поэт, прозаик и переводчик XX века. Родился он в 1890 году в Москве, в семье известного художника Лео Пастернака. Он был одним из главных представителей русской поэзии эпохи серебряного века.
Пастернак вырос в творческой семье, где любили и почитали искусство, музыку и литературу. Он стал активно писать стихи в начале 1910-х годов и вскоре стал признанным мастером слова, выражающим истинные чувства и идеи.
В своих произведениях Пастернак затрагивал самые глубокие темы – жизнь, смерть, любовь, свободу. Его стихотворения помогали чувствовать и переживать красоту окружающего мира, наслаждаться жизнью и находить гармонию с самим собой.
- Ключевые темы творчества Пастернака:
- Поиск смысла жизни и своего места в мире;
- Любовь и страсть;
- Жизнь и смерть, борьба со временем;
- Художественная свобода и самовыражение;
- Отношения между людьми, семья, дружба, взаимопонимание.
Среди значимых произведений Пастернака – роман-эпопея «Доктор Живаго», в котором он смог изобразить не только судьбы героев, но и широкие социальные и культурные изменения в России в начале XX века. Однако этот роман был запрещен в Советском Союзе и долгое время не мог быть издан.
Сегодня творчество Пастернака все еще является объектом исследования и восхищения. Его лучшие стихи и произведения являются классикой русской литературы, которую с глубоким уважением читают и перечитывают люди во всем мире.
Толкование заглавной строчки
Строка «Рождественская звезда» в стихотворении Б. Л. Пастернака имеет глубокий символический смысл и отражает главную тему произведения – человеческое спасение через рождение Иисуса Христа.
Рождественская звезда – это символ, упоминание которого в христианской традиции тесно связано с Рождеством Христовым. Звезда, которая вела Восточных мудрецов к месту рождения Иисуса в Вифлееме, была символом новой надежды и спасения для всего человечества.
В стихотворении Пастернака звезда имеет также более глубокий символический смысл
Она представляет главную тему произведения – спасение через рождение Христа и подчеркивает важность этого праздника для каждого человека
Рождественская звезда в стихотворении также является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, привнося надежду и веру в лучшее, в светлое будущее.
Метафоры в стихотворении
Становится очевидным, что Б. Л. Пастернак использует многочисленные метафоры в своем стихотворении «Рождественская звезда». Автор создает метафоры, чтобы передать важные идеи и эмоции, которые не могут быть выражены непосредственно.
Одной из метафор, использованных Пастернаком, является небо. Небо олицетворяет божественное и святое, а также духовную высоту. Оно часто упоминается в связи с звездами и ангелами, отсылая к божественной природе праздника Рождества и к христианской вере в жизнь после смерти.
Еще одной метафорой является свеча. Через образ свечи Пастернак передает идею ожидания и света, который является символом духовного знания и просвещения. Свеча также отсылает к обрядам Рождества, когда свет свечей помогает украсить праздничное настроение.
Наконец, автор использует метафору звезды, которая является центральной темой стихотворения. Звезда не только символизирует Рождество Христово, но также отражает тему судьбы и пути. Она напоминает нам о нашем направлении и о том, что каждый из нас может найти свой истинный путь и следовать ему.
- Таким образом, метафоры, использованные Пастернаком, улучшают стихотворение, придают ему глубину и значимость, являясь незаменимыми компонентами символики.
- По крайней мере, три основные метафоры неба, свечи и звезды помогают нам понять, что Рождество — это не только праздник, но также и духовное путешествие и поиск своей истинной сущности.
Особенности стиля в стихотворении «Рождественская звезда» Б. Л. Пастернака
Первая особенность стиля заключается в том, что в стихотворении используются многозначные образы и символы. Например, звезда может иметь разный смысл, как символ вечности или света истинного. Также, автор часто использует аллегории, связанные с природой, для передачи глубокого смысла.
Вторая особенность стиля состоит в том, что Б. Л. Пастернак часто использует метафоры и эпитеты, чтобы передать эмоции и чувства своих персонажей. Это помогает создать более яркую и запоминающуюся картину и передать богатство внутреннего мира героев.
Третья особенность стиля — использование повторов и параллелизмов. Это создает определенную музыкальность в стихотворении и помогает усилить его эмоциональную напряженность. Также, повторы слов или фраз могут служить способом выделения главных идей или образов в тексте.
Четвертая особенность стиля заключается в использовании различных рифмовок и размеров стихов. Б. Л. Пастернак использует как классические формы стихов, так и свободные формы, что позволяет создавать разнообразные эффекты и передавать различные настроения.
Идея стихотворения
Важной в стихотворении является тема смерти. Она воплощена образом кладбища («Вдали было поле в снегу и погост»)
Усиливает ощущение отсутствия живого дыхания изображение зимы («оглобля в сугробе», «навьюженной снежной гряды»). Однако поэт рисует «небо над кладбищем» и возвышающуюся над этой мертвенной картиной Звезду Рождества, которая воплощает победу Жизни над Смертью. Ведь именно эта мысль проповедуется в Евангелиях, где говорится, что Спаситель своей смертью искупил грехи человечества и даровал нам жизнь вечную.
Образ звезды меняется на протяжении стихотворения от строфы к строфе. Сначала мы наблюдаем, что она «застенчивей плошки в оконце сторожки». Свет, излучаемый Звездой, описан глаголом «мерцала». И уже в следующей строфе про нее же говорится, что она «пламенела, как стог», «как хутор в огне и пожар на гумне». Все говорит о том, что прежний мир погибнет в очищающем огне для рождения нового мира и новой жизни в нем. А исходная точка нового мира – пещера с Младенцем и Звезда над ним.
В стихотворении постоянно проступает контраст между возвышенным (Звезда, младенец) и приземленным: «Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы».
Такое соседство торжественности зрелища от пламенеющей Звезды и толпы паломников дается автором намеренно. Пастернак убеждает нас, что чудо происходит среди обыденности. И оно случается каждый день и в наше время, потому что Христос постоянно находится среди людей, как ангелы, которые незримо входят в толпу.
Эмоциональный настрой стихотворения
«Рождественская звезда» Б. Л. Пастернака – это лирическое произведение, наполненное глубокой эмоциональной составляющей. В стихотворении затрагиваются такие темы, как любовь, духовность, вера, восхищение перед чудом Рождества Христова. Автор стихотворения даёт возможность читателю окунуться в прошлое, в эпоху, когда жизнь была простой, но люди жили по-настоящему, настоящую жизнь.
Строки стихотворения наполнены чувством восторга и радости. Пастернак, отправляясь в путешествие во времени, передаёт читателю свои ощущения всей душой. Каждый стих покрыт пеленой нежности и любви, которая располагает к себе и притягивает.
Слова Пастернака – это не просто стихи, это всё единое целое, которое усыпано золотыми зернами красоты, ритма и звука. Читатель не может устоять перед мудростью стихотворения, не чувствовать глубокого внутреннего раздумья об истинных ценностях жизни.
Сочетая в себе образность и гармонию, «Рождественская звезда» Б. Л. Пастернака является произведением, которое втягивает своего читателя в себя и уносит в мир вдохновения, мира, где господствует любовь к ближнему и вера в лучшее будущее.
Сокровенное место
В 1952 году Мария Вениаминовна, всегда искавшая уединения, переезжает с Беговой в Соломенную Сторожку — небольшое поселение, основанное профессурой Тимирязевской академии. Кооперативный поселок был построен в конце 1920-х годов по проекту архитектора Карла Карловича Гиппиуса и получил свое название от Никольского храма у соломенной сторожки (он был построен по проекту Федора Шехтеля в годы Первой мировой войны и действовал до 1935 года).
А соломенная сторожка и в самом деле была, еще в начале ХХ века в ней жил сторож, охранявший южные границы заповедных лесных угодий Петровской лесной и земледельческой академии. Однажды в сторожке прятался от дождя Лев Толстой.
«Здесь тишина невообразимая, — писала Юдина Пастернаку 8 декабря 1953 года .- Дача, где я снимаю («не нарочно», а так вышло!) традиционную мансарду, — глядит прямо в лес… Вижу закаты и восходы, иней, слышу ветер и птиц. Топлю печь и порою таю снег для питья и для мытья… Кругом есть хорошие старомодные люди с Урала…»
Сегодня это, наверное, самое тихое и сокровенное место в Москве. Бревенчатые срубы двадцатых годов прошлого века, палисадники, заросшие сады, огороды и сараи — каким чудом, чьими молитвами все это могло уцелеть посреди разросшегося мегаполиса?
К несчастью, дача N30 на участке N33, где десять лет жила Мария Вениаминовна и откуда разлеталась по стране «Рождественская звезда», была снесена в середине 1970-х годов. Спустя сорок с лишним лет по узкой дороге, усыпанной палым листом и припорошенной первым снегом, я пришел сюда с Ольгой Глебовной Удинцевой:
— Мы жили тогда в соседнем доме, и по этой дороге я бегала в школу…
Анализ стихотворения «Рождественская звезда» Бориса Пастернака
В стихотворении «Рождественская звезда» Борис Пастернак поднимает тему рождественской ночи и символическое значение звезды, являющейся знаком наступления праздника и ведущей людей к духовному просветлению и истине.
В начале стихотворения автор описывает радость и волнение, которые охватывают людей в преддверии Рождества
Первая строчка «Рождественская звезда над землей» сразу же привлекает внимание читателя и создает образ праздничного события
Звезда является символом света, надежды и направления.
Пастернак выделяет ее особое значение и привлекает к ней внимание, помещая ее в самом начале стихотворения. Звезда становится светлой точкой во мраке, указывающей путь к духовному возрождению
Звезда становится светлой точкой во мраке, указывающей путь к духовному возрождению.
Далее автор переходит к описанию эмоций и чувств, которые охватывают людей в эту ночь. Он говорит о «горящих елках», которые символизируют радость и счастье.
Также упоминается «серебристый мрак, облако звезд», что создает атмосферу загадочности и чарующего волшебства.
Автор использует такие эпитеты, как «дивный», «праздничный», «святой», чтобы подчеркнуть особую значимость этой ночи.
В последней части стихотворения Пастернак обращается к мысли о том, что Рождество — это время, когда все люди становятся ближе к Богу и испытывают подлинное счастье.
Он говорит о том, что «счастье, выше пониманья, явилось тебе», подчеркивая трансцендентный характер этого события.
Заключительные строки стихотворения призывают человека следовать за звездой, которая ведет к истине и просветлению.
Этот призыв подчеркивает важность духовной составляющей Рождества и отражает идею о том, что человек должен стремиться к духовному росту и осознанию своей природы
Анализ стихотворения «Рождественская звезда» Пастернака
Стихотворение «Рождественская звезда» написано Пастернаком в 1947 году и входит в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». Это произведение описывает событие из библейской истории Нового Завета – рождение Младенца Иисуса.
Идея стихотворения
Важной в стихотворении является тема смерти. Она воплощена образом кладбища («Вдали было поле в снегу и погост»)
Усиливает ощущение отсутствия живого дыхания изображение зимы («оглобля в сугробе», «навьюженной снежной гряды»). Однако поэт рисует «небо над кладбищем» и возвышающуюся над этой мертвенной картиной Звезду Рождества, которая воплощает победу Жизни над Смертью. Ведь именно эта мысль проповедуется в Евангелиях, где говорится, что Спаситель своей смертью искупил грехи человечества и даровал нам жизнь вечную.
Образ звезды меняется на протяжении стихотворения от строфы к строфе. Сначала мы наблюдаем, что она «застенчивей плошки в оконце сторожки». Свет, излучаемый Звездой, описан глаголом «мерцала». И уже в следующей строфе про нее же говорится, что она «пламенела, как стог», «как хутор в огне и пожар на гумне». Все говорит о том, что прежний мир погибнет в очищающем огне для рождения нового мира и новой жизни в нем. А исходная точка нового мира – пещера с Младенцем и Звезда над ним.
В стихотворении постоянно проступает контраст между возвышенным (Звезда, младенец) и приземленным: «Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы».
Такое соседство торжественности зрелища от пламенеющей Звезды и толпы паломников дается автором намеренно. Пастернак убеждает нас, что чудо происходит среди обыденности. И оно случается каждый день и в наше время, потому что Христос постоянно находится среди людей, как ангелы, которые незримо входят в толпу.
Хронотоп произведения
Поэт смешивает в стихотворении разные времена и локации. В местности, где родился Спаситель, не бывает зим с лютыми морозами и снегом, какую описывает автор. Смешение реальностей наблюдается в видении:
Все мысли веков, все мечты, все миры,Все будущее галерей и музеев…
Здесь аксессуары будущих рождественских праздников соседствуют с упоминанием о будущем искусстве, которое будет вдохновляться образом Христа. И при этом в описание настойчиво врывается фраза, возвращающая нас к началу стихотворения («Все злей и свирепей дул ветер из степи…») и не дающая забывать о том, что события 20-го века оборвут все эти лубочные картины счастливого Рождественского праздника, как когда-то радости от рождения Спасителя пришло на смену известие о его Распятии. Такой прием помогает показать вневременное и внепространственное бытие главных образов произведения – Младенца и Звезды. Таким образом, время стихотворения – это время Вечности. Границы мира тоже расширяются. Весь мир предстает в образе Храма, алтарь которого – пещера с Младенцем.
Заключение
Таким образом, Звезда выступает знаком новой эры христианства, рождения среди холода и снегов Спасителя, который смоет грехи человечества своей кровью.
Религиозные мотивы в стихотворении «Рождественская звезда»
В стихотворении «Рождественская звезда» Б. Л. Пастернак использует религиозные мотивы, которые значительно определяют смысл и содержание произведения. Один из основных мотивов — это образ Рождественской звезды, которая является символом появления Христа на земле.
Пастернак использует метафорический язык, чтобы передать глубину и сакральность момента Рождества. В некоторых строках можно увидеть использование церковного языка, например, «благодать», «встав чересчур грошевую царицу», «царства престол»
Эти слова усиливают религиозную атмосферу произведения и описывают Рождество как важное событие в истории христианства
Также в стихотворении можно увидеть некоторые образы из Библии. Например, «общиной звезд» можно сравнить с «звездою далекою», которая ведет волхвов к рожденному Христу. Кроме того, Пастернак в одной из строк говорит о том, что «в ту ночь ясная чернее, нежели темнота», что напоминает фразу «и тьма как светло» из книги пророка Исайи.
В целом, религиозные мотивы в стихотворении «Рождественская звезда» играют важную роль в передаче глубокого смысла и символики Рождества
Использование церковного языка и образов из Библии создает особую атмосферу, которая помогает читателю понять важность этого события для христианской веры
«Старомодные люди»
Дед моей провожатой, литературовед и библиограф Борис Дмитриевич Удинцев был старожилом кооператива Соломенной Сторожки и другом Марии Вениаминовны. В начале 1930-х он перенес арест, заключение и ссылку, но это, кажется, лишь укрепило его духовно. Большая семья Удинцевых, потомков Д.Н. Мамина-Сибиряка (по линии сестры знаменитого писателя), жила наукой, музыкой, литературой, а главное, — православной верой. Тесные духовные отношения связывали Удинцевых со священниками Романом Медведем (пережил заключение в концлагере, причислен к лику святых как священноисповедник), Михаилом Шиком (расстрелян на Бутовском полигоне), Германом Полянским (расстрелян в Сиблаге, прославлен Церковью как преподобномученик).
В период особенно ожесточенных гонений на Церковь в доме Удинцевых проходили тайные богослужения. И это более всего привлекало к «старомодной» семье Удинцевых Марию Вениаминовну, которая сама была бесстрашной христианкой. Вот почему после получения от Пастернака «Рождественской звезды» первым порывом Марии Вениаминовны было передать список стихотворения семье Удинцевых. Она переписала стихи на грубоватой, со следами опилок, — но зато долговечной! — бумаге, и эти листочки дошли до наших дней…
Почти в каждом письме из Соломенной Сторожки Мария Вениаминовна приглашала Бориса Леонидовича в гости.
«Прошел год, как я была у Вас, — писала Юдина в январе 1955 года, — и снова Рождество Христово, и сияет полная луна, и искрится снег, и обо всем чудном зимнем мироздании не скажешь лучше, чем Вы в Вашей «Рождественской звезде», которая на веки веков для всех живых людей связана с этой удивительной порой бытия. И за это, — как и за многое, премногое другое — честь Вам и хвала и благодарение.
Ах, если бы Вы (имея машину — да?) — сели бы в таковую и прогулялись бы в наш прекрасный Тимирязевский лес (вкупе со своей семьей, конечно!) и на полчасика бы заглянули в мою мансарду и тем оказали бы мне превеликую честь… Мечты, мечты!..»
Борис Леонидович, судя по всему, так и не приехал в Соломенную Сторожку.
Когда при Хрущеве началась травля поэта, Юдина, выходя под занавес своих концертных программ на громкие аплодисменты публики, говорила в зал: «А на бис я прочту вам одно из гениальных стихотворений Пастернака».
И читала «Рождественскую звезду».