Образы стихотворения
Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию — «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. Этот рефрен будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания. Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность.
Смотреть галерею
Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной»
Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать
Анализ стихотворения Баратынского «Осень»
Одна из вершин поэтического наследия Баратынского, произведение появилось в начале 1837 г. и было опубликовано в номере пушкинского «Современника», вышедшего в свет после гибели знаменитого издателя, литератора и друга.
Художественный текст, насыщенный разнообразными внутренними микросюжетами, отличается жанровой неоднородностью и сочетает в себе признаки элегии, оды, идиллии. Сложна и трактовка образа осени, созданного Баратынским. Многозначный символ связан с темами угасания «красы природы», цикличного движения земледельческого календаря и подведения жизненных итогов.
Постепенное похолодание, ведущее к господству безмолвной «седой мглы», отображается в пространных картинах пейзажа. Меркнут яркие краски: блеск солнца и «златочешуйчатых» вод, желтизна дубов и красные оттенки осиновых листьев. Умолкает радостный птичий гам, слышатся лишь свист ветра и шум качающихся деревьев, которые сменяются тишиной. Холмы и леса темнеют, цепенеют под властью мороза, разбрасывающего «свои сребристые узоры». Лирический герой сожалеет об уходе волшебного и беззаботного времени «летних нег», выражая свою печаль в серии риторических восклицаний. Они поддерживаются анафорой «прощай, прощай».
Сбор обильного урожая и зримые доказательства крестьянского благополучия – предмет изображения в четвертой и пятой строфах. Опоэтизированные картины сельского быта изобилуют лексикой с положительной семантикой и броскими нарядными деталями: «блестящие», «весело», «отрадное». Сложный эпитет «золотоверхий» перекликается с аналогичной характеристикой, описывающей отражение солнечных лучей в осенней воде. Оригинальная метафора уподобляет хлебные скирды чудесному «граду», в одночасье выросшему среди скромных изб.
Земледелец, живущий по мудрым законам природы, достойно подготовился к грядущей зиме. С какими итогами подошел к рубежу человек, вспахивавший «жизненной поле»? Из этого противопоставления вытекает ключевая тема произведения – философская. Экзистенциальная ситуация заканчивается катастрофой: дерзость, безумство, лицемерие, обман, обиды – в незавидной судьбе смертного не находится места для положительных понятий. Стремительно растут унылые и мрачные интонации: лирическое «я» безжалостно разрушает надежды тех, кто искал выход в душевном охлаждении или стремлении к романтическому идеалу. Хотя перед «снежной пеленой» вечности уравниваются все обстоятельства земной жизни, финальная строка завершает текст неутешительным прогнозом: персонажу, не выдержавшему испытаний, отказано в будущем.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Сумерки ✑
Евгений Баратынский — Падение листьев: Стих
Желтел печально злак полей, Брега взрывал источник мутный, И голосистый соловей Умолкнул в роще бесприютной. На преждевременный конец Суровым роком обреченный, Прощался так младой певец С дубравой, сердцу драгоценной:
«Судьба исполнилась моя, Прости, убежище драгое! О прорицанье роковое! Твой страшный голос помню я: «Готовься, юноша несчастный! Во мраке осени ненастной Глубокий мрак тебе грозит; Уж он сияет из Эрева1, Последний лист падет со древа, Твой час последний прозвучит!» И вяну я: лучи дневные Вседневно тягче для очей; Вы улетели, сны златые Минутной юности моей! Покину всё, что сердцу мило. Уж мглою небо обложило, Уж поздних ветров слышен свист! Что медлить? время наступило: Вались, вались, поблеклый лист! Судьбе противиться бессильный, Я жажду ночи гробовой. Вались, вались! мой холм могильный От грустной матери сокрой! Когда ж вечернею порою К нему пустынною тропою, Вдоль незабвенного ручья, Придет поплакать надо мною Подруга нежная моя, Твой легкий шорох в чуткой сени, На берегах Стигийских вод2, Моей обрадованной тени Да возвестит ее приход!»
Сбылось! Увы! судьбины гнева Покорством бедный не смягчил, Последний лист упал со древа, Последний час его пробил. Близ рощи той его могила! С кручиной тяжкою своей К ней часто матерь приходила… Не приходила дева к ней!
Анализ стихотворения Баратынского «Осень»
h2 1,0,0,0,0 —>
Одна из вершин поэтического наследия Баратынского, произведение появилось в начале 1837 г. и было опубликовано в номере пушкинского «Современника», вышедшего в свет после гибели знаменитого издателя, литератора и друга.
Художественный текст, насыщенный разнообразными внутренними микросюжетами, отличается жанровой неоднородностью и сочетает в себе признаки элегии, оды, идиллии. Сложна и трактовка образа осени, созданного Баратынским. Многозначный символ связан с темами угасания «красы природы», цикличного движения земледельческого календаря и подведения жизненных итогов.
Постепенное похолодание, ведущее к господству безмолвной «седой мглы», отображается в пространных картинах пейзажа. Меркнут яркие краски: блеск солнца и «златочешуйчатых» вод, желтизна дубов и красные оттенки осиновых листьев. Умолкает радостный птичий гам, слышатся лишь свист ветра и шум качающихся деревьев, которые сменяются тишиной. Холмы и леса темнеют, цепенеют под властью мороза, разбрасывающего «свои сребристые узоры». Лирический герой сожалеет об уходе волшебного и беззаботного времени «летних нег», выражая свою печаль в серии риторических восклицаний. Они поддерживаются анафорой «прощай, прощай».
Сбор обильного урожая и зримые доказательства крестьянского благополучия — предмет изображения в четвертой и пятой строфах. Опоэтизированные картины сельского быта изобилуют лексикой с положительной семантикой и броскими нарядными деталями: «блестящие», «весело», «отрадное». Сложный эпитет «золотоверхий» перекликается с аналогичной характеристикой, описывающей отражение солнечных лучей в осенней воде. Оригинальная метафора уподобляет хлебные скирды чудесному «граду», в одночасье выросшему среди скромных изб.
Земледелец, живущий по мудрым законам природы, достойно подготовился к грядущей зиме. С какими итогами подошел к рубежу человек, вспахивавший «жизненной поле»? Из этого противопоставления вытекает ключевая тема произведения — философская. Экзистенциальная ситуация заканчивается катастрофой: дерзость, безумство, лицемерие, обман, обиды — в незавидной судьбе смертного не находится места для положительных понятий. Стремительно растут унылые и мрачные интонации: лирическое «я» безжалостно разрушает надежды тех, кто искал выход в душевном охлаждении или стремлении к романтическому идеалу. Хотя перед «снежной пеленой» вечности уравниваются все обстоятельства земной жизни, финальная строка завершает текст неутешительным прогнозом: персонажу, не выдержавшему испытаний, отказано в будущем.
Стихи про осень для детей
Осень
Г. Новицкая
Я хожу, грущу один: Осень рядом где-то. Желтым листиком в реке Утонуло лето.
Я ему бросаю круг — Свой венок последний. Только лето не спасти, Если день — осенний.
Осени приметы
Лидия Преображенская
Тонкая берёзка В золото одета. Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают В край тепла и света, Вот вам и другая Осени примета.
Сеет капли дождик Целый день с рассвета. Этот дождик тоже Осени примета.
Горд мальчишка, счастлив: Ведь на нём надета Школьная рубашка, Купленная летом.
Девочка с портфелем. Каждый знает: это – Осени идущей Верная примета.
Ёжик
И. Могилевская
Под кустом свернулся ёжик Мокрый и колючий. И косит над лесом дождик, Разгоняя тучи.
В листья красные одетый, Улыбается пенёк. Простоял сухой всё лето, А теперь насквозь промок.
Зайчик
Александр Блок
Маленькому зайчику На сырой ложбинке Прежде глазки тешили Белые цветочки…
Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капустку сняли, Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть…
Думает о лете, Прижимает уши, На небо косится – Неба не видать…
Только б потеплее, Только бы посуше… Очень неприятно По воде ступать!
1906 г.
Осень
Евгения Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотое У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето…
Дождь по улице идет
В.Семернин
Дождь по улице идет, Мокрая дорога, Много капель на стекле, А тепла немного.
Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень.
Летят дождинки
Иван Демьянов
Летят, летят дождинки, Не выйдешь из ворот. По вымокшей тропинке Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен И огненных рябин Идет и сеет осень Душистые грибы!
Осень
М. Ходякова
Если на деревьях Листья пожелтели, Если в край далекий Птицы улетели,
Если небо хмурое, Если дождик льется, Это время года Осенью зовется.
Поделиться статьей с друзьями!
6
Поделились
Основные темы и мотивы в творчестве Евгения Абрамовича Баратынского
С тобой себе и небу веря вновь.
Анастасия Львовна пленила Баратынского не столько красотой, сколько душевным обаянием, тонкостью вкуса и нежностью сердца. В год женитьбы поэт написал стихотворение «Она». Этим чувствам он остался верен до конца жизни, найдя в жене друга и тонкого критика своих стихов.
- Она
- Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
- Что говорит не с чувствами – с душой;
- Есть что-то в ней над сердцем самовластней
- Земной любви и прелести земной.
- Как сладкое душе воспоминанье,
- Как милый свет родной звезды твоей,
- Какое-то влечет очарованье
- К ее ногам и под защиту к ней.
- Когда ты с ней, мечты твоей неясной
- Неясною владычицей она:
- Не мыслишь ты – и только лишь прекрасной
- Присутствием душа твоя полна.
- Бредешь ли ты дорогою возвратной,
- С ней разлучась, в пустынный угол твой –
- Ты полон весь мечтою необъятной,
- Ты полон весь таинственной тоской.
Тема природы
Высшая мудрость для Баратынского — ее воплощение он находил в Гете — жизнь в содружестве с природой.
У Баратынского нет ни одного стихотворения, где природа выступала бы как творение Бога — всюду она предстает лишь в отношении к своему созданию — человеку. Пейзаж во многих стихах Баратынского («Запустение», 1834; «Есть милая страна, есть угол на земле..
.») проникнут нотами воспоминания и ностальгии, это внутренний пейзаж, изображающий не только природу, но и состояние человеческой души.
Подобно тому, как Пушкину суждено было стать первым русским поэтом, воспевшим по непосредственным впечатлениям (южной ссылки) романтическую природу Кавказа, так и Баратынскому (отбывавшему примерно в то же время — 1820-1825 — ссылку в Финляндии) принадлежит заслуга быть первым певцом романтической природы Скандинавии. Элегия «Финляндия», поэма «Эдда» — ярчайшие и непреходящие образцы северной «экзотики» в русской поэзии, значительно расширившие географический кругозор ее впечатлений и чувствований.
- Но поэзия живет там, где нет власти человека, нет его холодной насмешки, презрительного слова. Вот почему в стихах Баратынского часто возникают грозные и величественные картины неподвластной человеку природы: море, водопад, дремучий лес, буря…
- Шуми, шуми с крутой вершины,
- Не умолкай, поток седой!
- Соединяй протяжный вой
- С протяжным отзывом долины.
- Я слышу: свищет аквилон,
- Качает елию скрипучей,
- И с непогодою ревучей
- Твой рев мятежный соглашен.
- Зачем с безумным ожиданьем
- К тебе прислушиваюсь я?
- Зачем трепещет грудь моя
- Каким–то вещим трепетаньем?
- Как очарованный, стою
- Над дымной бездною твоею
- И, мнится, сердцем разумею
- Речь безглагольную твою.
- Шуми, шуми с крутой вершины,
- Не умолкай, поток седой!
- Соединяй протяжный вой
- С протяжным отзывом долины.
Стихотворение написано в 1821 году во время пребывания Баратынского в Финляндии. История создания связана с посещением вместе с Коншиным водопада Имантра на реке Вуокса. В переработке стихотворения для издания 1827 года произошло существенное изменение шестнадцатого стиха. Было: «Музыку важную твою».
В этом стихотворении, Баратынский обращается к теме природы, к теме водной стихии. Автор хочет сказать, что водопад, это не просто водная сила, а нечто таинственное, влекомое, величественное, наполненное чудной жизнью явление.
Очарованный и завороженный величием водопада, автор чувствует вечное течение жизни, неподвластное человеку. Он с трепетом прислушивается к каждому звуку, пытаясь понять безглагольную речь водопада
Для автора важно, чтобы люди умели видеть в окружающем мире красоту, неповторимость, ощутить, что вокруг него все живое
Таким образом, Баратынский говорит, что нужно беречь, любить и понимать природу.
Произведение отличается единством и целостностью, где каждое последующее четверостишие продолжает нести в себе смысл предыдущего
Кольцевая композиция свидетельствует о важности и значительности того, что происходит с нашим героем. В основе композиции лежит пейзажная зарисовка
Чтобы создать определенную атмосферу, раскрыть идею стиха и передать состояние лирического героя, поэту помогают художественные особенности.
Огромную роль в стихотворении играет олицетворение: «шуми шуми, не умолкай, свищет аквилон, качает елию» — они помогают нам прикоснуться к мироощущению автора, потому что олицетворение – это всегда поиск в предмете нового признака, это особый оригинальный взгляд на окружающий мир, его познание и исследование. Эпитеты приоткрывшую тайну души лирического героя, создают особую а. Риторический вопрос и риторическое восклицание подчеркивают главные для автора понятия и явления: «зачем с безумным ожиданьем к тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя каким – то вещим трепетаньем?»; «не умолкай поток седой!».
Евгений Баратынский — Водопад: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
- Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей
- Твой рёв мятежный соглашен.
- Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя
- Каким-то вещим трепетаньем?
- Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею
- Речь безглагольную твою.
- Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой
- С протяжным отзывом долины!
Анализ стихотворения «Водопад» Баратынского
Стихотворение «Водопад» Евгений Абрамович Баратынский, вероятно, создал, вдохновившись природой Финляндии, где служил унтер-офицером. Возможно, описанный водопад — это восьмиметровый Хэгфорс, красоту которого Баратынский мог наблюдать с мостика, возвышающегося над потоком воды. Оттуда же просматривается мрачное ущелье.
Лирический герой стихотворения Е. А. Баратынского впервые увидел такой мрачный пейзаж, впервые услышал яростный рёв падающей воды. Поэт пишет:
Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.
Аквилон — это очень быстрый и холодный сильный ветер. Баратынский описывает непогоду, скрип хвойного леса, рёв, вой.
Водопад предстаёт перед читателем агрессивной частью природы, чем-то странным, и тем не менее, находящимся в гармонии с окружающим миром.
Эта холодная и яростная красота водопада завораживает лирического героя, как когда-то заворожила поэта, мрачный пейзаж, вой и рёв воды нравятся юноше, смотрящему на водопад. Баратынский пишет:
Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Неестественные для лирического героя звуки становятся чем-то понятным и близким сердцу, и чем больше он вслушивается, тем больше понимает, тем больше наслаждается пейзажем. Так обозначает это поэт:
Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
В последней строфе герой стихотворения понимает, что пейзаж ему по душе, что он хочет и дальше им наслаждаться, что водопад, удивляющий своей необычной мощью человека, увидевшего это чудо природы в первый раз, находится в гармонии со всем окружающим миром, что пейзаж естественен:
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!
Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмой. Используется аллитерация: в первой строфе трижды повторяется буква «ш», далее повторяются «ж», «щ» и «ш», создавая звук шумящего потока. Ассонанс в виде повторяющейся буквы «ю» передаёт то, как льётся вода.
Читать стих поэта Евгений Баратынский — Водопад на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
История создания
Промежуток между 1831 и 1835 годами был для Баратынского достаточно сложным в творческом плане. Поэт глубоко переживал закрытие журнала “Европеец”, издававшегося московским кружком литераторов, – настолько, что практически перестал писать и только упорядочивал те произведения, которые создал для этого. И стихотворение “Весна, весна! как воздух чист” стало одним из немногих исключений.
Предчувствие весны и обновления, охватившее его в 1832 году, стало причиной появления прекрасных поэтических строк. Однако свет они увидели только четыре года спустя – в 1836 году, когда вышел двухтомный сборник произведений поэта.
Баратынский, чьим любимым временем года была весна, находил в природе вдохновение и утешение, что помогло ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворений Маяковского Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.
- Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.
- Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме
- Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта
- Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством
Евгений Абрамович Баратынский
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины.
Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей Твой рёв мятежный соглашен.
Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя Каким-то вещим трепетаньем?
Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою.
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины!
Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского. Суровой красотой пейзажа очарован герой-«певец» стихотворения «Финляндия»: он с восхищением созерцает «грозные, вечные скалы», «дремучий бор» и необъятный морской простор, сливающийся с небом. Душа романтика взывает к героям древних преданий, «сынам могучих скал», когда-то населявших северную землю.
Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к «потоку седому». Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной. Формула «Шуми, шуми, о водопад!» встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига. Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.
Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется «протяжный вой» северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику «отзыв долины». Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле «Я слышу».
Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях «безумное ожидание» и «вещее трепетание».
Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой «дымная бездна». Лирическое «я» считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет «очарованный». Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы. Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: «сердцем разумею» и «речь безглагольную».
Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) — неоцененный современниками яркий русский поэт. К раннему периоду его творчества относится стихотворение «Водопад». Баратынский в это время создает элегические стихотворения, наполненные романтикой.
Анализ стихотворения Баратынского «Осень»
Одна из вершин поэтического наследия Баратынского, произведение появилось в начале 1837 г. и было опубликовано в номере пушкинского «Современника», вышедшего в свет после гибели знаменитого издателя, литератора и друга.
Художественный текст, насыщенный разнообразными внутренними микросюжетами, отличается жанровой неоднородностью и сочетает в себе признаки элегии, оды, идиллии. Сложна и трактовка образа осени, созданного Баратынским. Многозначный символ связан с темами угасания «красы природы», цикличного движения земледельческого календаря и подведения жизненных итогов.
Постепенное похолодание, ведущее к господству безмолвной «седой мглы», отображается в пространных картинах пейзажа. Меркнут яркие краски: блеск солнца и «златочешуйчатых» вод, желтизна дубов и красные оттенки осиновых листьев. Умолкает радостный птичий гам, слышатся лишь свист ветра и шум качающихся деревьев, которые сменяются тишиной. Холмы и леса темнеют, цепенеют под властью мороза, разбрасывающего «свои сребристые узоры». Лирический герой сожалеет об уходе волшебного и беззаботного времени «летних нег», выражая свою печаль в серии риторических восклицаний. Они поддерживаются анафорой «прощай, прощай».
Сбор обильного урожая и зримые доказательства крестьянского благополучия – предмет изображения в четвертой и пятой строфах. Опоэтизированные картины сельского быта изобилуют лексикой с положительной семантикой и броскими нарядными деталями: «блестящие», «весело», «отрадное». Сложный эпитет «золотоверхий» перекликается с аналогичной характеристикой, описывающей отражение солнечных лучей в осенней воде. Оригинальная метафора уподобляет хлебные скирды чудесному «граду», в одночасье выросшему среди скромных изб.
Земледелец, живущий по мудрым законам природы, достойно подготовился к грядущей зиме. С какими итогами подошел к рубежу человек, вспахивавший «жизненной поле»? Из этого противопоставления вытекает ключевая тема произведения – философская. Экзистенциальная ситуация заканчивается катастрофой: дерзость, безумство, лицемерие, обман, обиды – в незавидной судьбе смертного не находится места для положительных понятий. Стремительно растут унылые и мрачные интонации: лирическое «я» безжалостно разрушает надежды тех, кто искал выход в душевном охлаждении или стремлении к романтическому идеалу. Хотя перед «снежной пеленой» вечности уравниваются все обстоятельства земной жизни, финальная строка завершает текст неутешительным прогнозом: персонажу, не выдержавшему испытаний, отказано в будущем.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Сумерки ✑
Библиография[править]
Отдельные издания
Иванова, С. С. Жингыртӥсь возь вылъёсысь: лирической кылбуръёс / С. Иванова. — Ижевск : Удм. кн. изд-во, 1961. – 32 с.
Публикации в периодических изданиях
«Жингыртӥсь возь вылъёсысь…»: / Степанида Иванова (Введено оглавление) // Кенеш. – 2007. – N 7.– С.101–103.
Васькем вал мон шур дуре: / Степанида Иванова // Кенеш. – 1993. № 4. – С. 33.
Выль корка / Степанида Иванова // Молот. – 1965. – № 9. – С. 32.
Гули-гули / Степанида Иванова // Вордскем кыл. – 1996. – № 2. – С. 12.
Ку луоз со мыным ёз? / Степанида Иванова // – Молот. – 1964. – № 11. – С. 54.
Кузнецов, Пантелей Николаевич. Эн пуксьы ни тон мон вӧзы : «Эн пуксьы ни тон мон вӧзы…» / П. Кузнецов // Тон сярысь кырӟасько : кырӟанъёс / Пантелей Кузнецов. – Ижевск, 2006.– С.116.
Кыӵе сиён дасяно / Степанида Иванова // Молот. – 1967. – № 3. – С. 33.
Лыдъянтэм со иськемен / Степанида Иванова // Молот. –1987. –№ 8. – С. 52.
Лыкты, дыдык… / Степанида Иванова // – Молот. – 1964. – № 11. – С. 54.
Лэзе монэ / Степанида Иванова // Вордскем кыл. – 1997. – № 8. – С. 44.
Мынам яратонэ : / кылъёсыз Степанида Ивановалэн ; крезьгурез Геннадий Матвеевлэн // Кенеш. – 2014. – № 5–6.– С.73.
Ныл сюлэм : / Степанида Иванова // Hӟbepaat : udmurdi luule antoloogia. – Tallinn, 2005.– С.152–153.
Ой, эсьмаса, эсьмаса…: / С. Иванова // Кенеш. – 2005. – N 9.– С.74.
Ой, эсьмаса, эсьмаса: / кылъёсыз Степанида Ивановалэн ; крезьгурез Геннадий Матвеевлэн // Кенеш. – 2014. – № 5–6.– С.57.
Ой, эсьмаса, эсьмаса: / Степанида Иванова ; крезьгурез Геннадий Матвеевлэн // Кенеш. – 2015. – № 7. – С.60.
Письмо; На вокзале; Алло! Алло!: Стихи/Пер. А. Писарева// Удмуртская правда. – 1962. – 30 янв.
Поезд кошке // Вордскем кыл. – 1997. – № 8. – С. 44.
Сьӧрлось туган : / Степанида Иванова ; крезьгурез Геннадий Матвеевлэн // Кенеш. – 2015. – № 7. – С.60.
Сяська утись; Лыкты, дыдык…; Ку луоз со мыным ёз / Степанида Иванова // – Молот. – 1964. – № 11. – С. 54.
Сяська утись / Степанида Иванова // Зарни дэремен шунды : семьяын лыдӟон книга. – Ижевск, 2006.– С.44.
Тау тыныд, проводник / Степанида Иванова // – Молот. – 1965. – № 6. – С. 33.
Тулыс чукна / Степанида Иванова // Вордскем кыл. – 1997. – № 8. – С. 44.
Уг люкеты / Степанида Иванова // – Молот. – 1965. – № 6. – С. 33.
Улмопу улын; Ой, алама, алама; Кыӵе сиён дасяно / / Степанида Иванова // Удмурт дунне. – 1997. – 30 авг.
Учкы, эше… / Степанида Иванова // Молот. –1966. –№ 3. –С. 27.
Литература о жизни и творчестве
Ар-Серги В. Степанида Иванова (1927–1981) : . – Ижевск: Известия Удмуртской Республики, 2009. – 23 с.
Ермолаев, А. А. Тодмотэме мынон : Удмуртиысь писательёслэн VI съездзы азьын / Алексей Ермолаев // Удмурт литература но сое кылдытӥсьёс / Алексей Ермолаев. – Ижевск, 2016. – С.458–462.
Иванова, М. Эсьмаса! // Удмурт дунне. – 2017. – 24-тӥ гудырикошкон. – С. 21.
Лаптев А. М. Адӟон: Степанида Иванова сярысь //Лаптев А. М. «Тӥ ӵемгес ӵукпала…» : кылдунъетъёс, кылужъёс, юан-валэктонъёс. – Ижевск, 2008. – С. 100–106.
Лужанин, А. В. / А. В. Лужанин // Советской Удмуртия. – 1961. – 17 сент.
Писатели и литературоведы Удмуртии : биобиблиогр. справ. – Ижевск, 2006. – С. 151–152.
Фёдорова Л. П. Степанида Иванова // Фёдорова Л. П. Удмурт нылкышно кылбуретлэн тулкымъёсыз. – Ижевск: Удмуртия, 2007. С. 50–51.
Федорова, Л. П. Степанида Иванова (1927-1981); Эх, эсьмаса, эсьмаса : / Л. П. Федорова // Удмурт нылкышно кылбуретлэн тулкымъёсыз / Л. П. Федорова. – Ижевск, 2007. – С. 50–51, 61–65.
Яшин Д. Удмурт поэзия но туннэ нунал // Молот. – 1963. № 7. – 33-тӥ б.