Напишите анализ стихотворения “Молитва морю”
Ответ оставил Гость
Одну молитву чудную твержу я наизусть…
«Молитва» – одно из поздних стихотворений М. Ю. Лермонтова (написано в 1839 году) . Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся миро-воззрение художника.
В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления» . Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» – обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику» , который приводит героя к «светлым душевным порывам» .
Известно, что «Молитва» написана для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен («Машенька велела ему молиться, когда у него тоска») . Поэтому приведено выше толкование вполне уместно.
Вместе с тем, «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…
В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:
С души как бремя скатится
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
В дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотворение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В. Г. Белинский подчеркнул, что «… из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце (…) звуки, (…) вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью» . Я согласен с утверждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетворенность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мятежным, но «живые слова» даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений.
В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность произведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! «Молитва» вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М
Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем
По-моему, М. Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем.
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.
Марина Цветаева: стихи. Анализ стихотворения «Прохожий»
Несмотря на то что произведение имеет определённый мотив смерти, о смерти здесь не упоминается напрямую. Те слова и словосочетания, которые дают понять, что героини нет в живых, звучат абсолютно не скорбно и не трагично, напротив, Цветаева словно хотела дать понять, что после смерти жизнь не заканчивается, если о человеке есть кому вспомнить. Пусть даже это случайный прохожий. Прохожий нарочито показан безликим, не упоминается ни его внешность, ни возраст, ни даже пол, ведь им может полноправно оказаться и женщина.
Проводя анализ стихотворения Марины Цветаевой, стоит упомянуть, что героиня её относится к смерти легко. Она упоминает о том, что при жизни была весёлой и не собирается терять это качество даже в загробном мире. Она и прохожего просит не горевать о ней, ведь будучи живой, она и сама не любила этого делать.
Немного мистический оттенок стихотворению придают слова о том, что дух героини внезапно может появиться посреди кладбища, грозя неизвестному, а также упоминание о том, что обращение к прохожему звучит из могилы.
Строки о крупной и сладкой кладбищенской землянике имеют отношение к жизни самой поэтессы. В рассказе «Хлыстовки» она собственноручно писала о том, что хотела бы быть похоронена на тарусском кладбище, где растёт самая красная и самая вкусная ягода.
Марина Цветаева — Ещё молитва: Стих
И опять пред Тобой я склоняю колени,
В отдаленье завидев Твой звездный венец.
Дай понять мне, Христос, что не все только тени
Дай не тень мне обнять, наконец!
Я измучена этими длинными днями
Без заботы, без цели, всегда в полумгле…
Можно тени любить, но живут ли тенями
Восемнадцати лет на земле?
И поют ведь, и пишут, что счастье вначале!
Расцвести всей душой бы ликующей, всей!
Но не правда ль: ведь счастия нет, вне печали?
Кроме мертвых, ведь нету друзей?
Ведь от века зажженные верой иною
Укрывались от мира в безлюдье пустынь?
Нет, не надо улыбок, добытых ценою
Осквернения высших святынь.
Мне не надо блаженства ценой унижений.
Мне не надо любви! Я грущу — не о ней.
Дай мне душу, Спаситель, отдать — только тени
В тихом царстве любимых теней.
ТОП-20 стихов
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты
Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Влияние стихотворения «Молитва» на литературу и искусство
Столетиями стихотворение «Молитва» Марины Цветаевой оказывает значительное влияние на различные сферы литературы и искусства. Это произведение стало причиной глубокого вдохновения искусственных работ и послужило источником для множества интерпретаций и переработок в различных жанрах и форматах.
Прежде всего, «Молитва» стала важным этапом в истории русской поэзии. Этот стихотворный шедевр отличается уникальным стилем и глубоким содержанием, которые стали важным влиянием на поэтические работы многих писателей и поэтов. В поэтических кругах «Молитва» Цветаевой считается одним из вершинных достижений и символом высокого искусства слова.
Кроме того, стихотворение «Молитва» влияло и продолжает влиять на литературные произведения других жанров. Романы, рассказы и эссе многих авторов отражают элементы «Молитвы»: темы смерти, любви, веры, мистики и жизненной философии. Цветаевская проза и поэзия стимулировали развитие и формирование современной литературы, обогатив ее новыми темами и мотивами.
Большое влияние «Молитвы» Цветаевой оказала и на искусство визуальных проявлений. Отражение стихотворения можно увидеть в живописи, скульптуре, фотографии и других видах изобразительного искусства. Картины, созданные под воздействием «Молитвы», стали символом духовного стремления, мистической глубины и выражения человеческих эмоций.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что стихотворение «Молитва» Марины Цветаевой является драгоценным источником вдохновения для многих авторов и художников. Его влияние на литературу и искусство продолжает распространяться и покорять новые горизонты выражения человеческой души.
Мне нравитсяНе нравится
Жанр «Молитвы»: истоки и традиции
Молитва в толковом словаре имеет два лексических значения:
1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Молитвы «Верую», «Отче наш».
2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М. -покаяние.
Эволюция любого поэта, как правило, прослеживается в наиболее характерных произведениях, ставших хрестоматийными и отражающих тот или иной этап в развитии его поэтического мышления. В то же время в творчестве очень многих поэтов-классиков есть жанр, который в силу своей сокровенности, философской отмеченности полнее всего раскрывает психологическую глубину лирического сознания поэта переломные периоды его творчества. Традиции этого жанра восходят к средневековой лирике, хотя истоки его отмечены уже в античности. И хотя в общепринятую жанровую иерархию он не вписан, но его замечательные образцы проходят через всю мировую поэзию и принадлежат представителям самых разных направлений и религиозных конфессий.
Это жанр «молитвы» — лирического произведения, обращенного к Богу, но при этом «вбирающего» в себя не только уровень личностного сознания, но и аккумулирующего философские экзистенциальные основы бытия. В большинстве своем эти произведения относятся к шедеврам мировой лирики. Среди них стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Ю. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и др. Будучи поставленными в один ряд, они могут быть интересны в сравнении, в соотнесенности общего и индивидуального, так как позволяют рассмотреть творчество поэта в широком контексте, обозначить как его творческую эволюцию, так и эволюцию поэтического сознания 19-20 веков.
Некий парадокс, а скорее закономерность, заключается в том, что почти все «молитвы» затрагивают тему смерти, чаще всего обращение к Богу есть мольба о смерти, отражающая не только отношение к миру, в котором пребывает лирический герой (от восторга до резкого неприятия и бунта), но и воплощающая модель художественной вселенной поэта. Такие произведения есть и в лирике Цветаевой.
О религиозности поэтессы
Марина Цветаева- поэт сложной творческой судьбы и поэтической эволюции. Не примыкавшая ни к каким направлениям и течениям русской поэзии первой трети 20 века, она сама была огромным поэтическим миром, фокусирующим все стихи, весь комплекс философско-эстетических исканий своего времени. Творчество Цветаевой, порожденное эпохой порубежья, связано с многовековой человеческой культурой: русской и зарубежной, языческой и христианской, ее лирическая героиня отражает все грани этой культуры- от грешной мятежницы, «чернокнижницы» до смиренной богомолки и одухотворенной Офелии.
Однако, прежде чем обратиться непосредственно к художественному материалу, следует коснуться религиозности Цветаевой. Этот вопрос чрезвычайно сложен и требует специального изучения, тем более что сведения о религиозности поэтессы противоречивы. В ряде писем ( к В. Розанову, А. Тесковой, Р. Гулю) она подчеркивала свою нецерковность и безверие; храмы любила только пустыми, но обрядности придавала очень большое значение. «Стихи, — признавалась в письме к Гулю,- третье царство, вне добра и зла, также далеки от церкви как от науки. Стихи это последний соблазн землиее прелестнейшая плоть. Посему все мы, поэты, будем осуждены». 1
Современники говорили о трагическом неверии Цветаевой (Г. Струве), о пантеизме (Ю. Иваск), о вечным поисках Бога (В. Лосская). По свидетельству ее дочери А. С. Эфрон, «настоящей религиозности не было Антирелигиозности в ней тоже не было, хотя она не любила священников Она была верующая скорее языческого толка. Она понимала понятия: совесть, грех, возмездие, дух, рок Но, конечно, высшая духовная стихия у нее была». Мотив святости, праведности в большинстве стихотворений цикла 1916 года «Стихи о Москве». Этот мотив связан с образом странников – слепцов, с образом лирической героини:
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге Калужской.
Мотив странничества связан напрямую с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой.
В православно-конфессиональном смысле Цветаеву нельзя рассматривать как христианскую поэтессу, потому что невозможно, чтобы христианская поэтесса называла Бога «стройнейшим гимнастом» или стариком, согнувшимся от забот, а душу «христианской немощью бледной», и в то же время в неправославной традиции как широкого культурного и эмоционального пласта она не существует: настолько богат христианский контекст ее поэзии.
1 Цветаева М. Письма к Гулю// Здесь и теперь. М. , 1992 № 2
Пожалуй, точнее всего сказала сама Цветаева в письме А. Берг: «у меня с Богом свой счет. К нему — свой ход, который мимо и через — над моей головой двойной свет: последнего язычества и первого христианства». Поэтому в творчестве поэта есть место всем богам, христианство тесно связано с эллинской культурой и даже с древней архаикой, эстетическое освоение религии идет через широкие культурные пласты, в том числе и через пласт низовой культуры. «Божественная» в ее поэтическом сознании сращено с демоническим, бесовским.
В автобиографическом эссе «Черт» Цветаева пытается объяснить эту вечную борьбу Бога и Черта в своем сознании: «Бог был чужой, Черт – родной. Бог был – холод, Черт- жар. И никто из них не был добр, и никто- зол. Только одного я любила, другого – нет Одного мне — тасканиями в церковь, стояниями в церкви навязывали, одного меня заставляли, а другой — сам, и никто не знал».
В таком сложном, противоречивом контексте и следует рассматривать «молитвы» Цветаевой. Ее творческому мировидению в полной мере можно отнести известную характеристику М. Гершензона, данную Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Толстому, Достоевскому, которые «все обожают беззаконную, буйную, первородную силу, хотят ей одной свободы, но и как тоскуют по святости и совершенству».
Темы
Марина Цветаева нередко обращалась к теме поэта и его предназначения. Ей приходилось тяжело. Многие читатели и критики не могли понять стихи и то, что за ними скрывается. Поэтесса ощущала себя ненужной, лишней в русской литературе своего времени. Из-за этого чувствуется и тема некого одиночества, противопоставления толпе.
Тут же поднимается и проблема значимости творчества писателя в жизни народа и поиска собственного признания. Она была сильной, харизматичной личностью и знала, как заявить о себе, но сомнения и муки творчества одолевали и ее. Получая негативные отзывы, она колебалась, правильный ли путь выбрала для себя. Однако в финале произведения лирическая героиня приходит к выводу, что должна идти до конца в своем намерении посвятить себя искусству. Не ради признания она стала новым «Пророком», продолжателем традиций Державина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, которые не были поняты толпой.
Религия и вера в стихотворении «Молитва» М. Цветаевой
Тема Религии в стихотворении
В своем стихотворении «Молитва» М. Цветаева обращается к Богу и выражает свои мысли о вере, молитве и жизни. Она использует религиозные символы, чтобы передать свои чувства и мысли, выразившись на языке веры.
Использование символов
В стихотворении Цветаевой пользуется символами, связанными с религией, чтобы передать свои мысли. Например, она описывает себя как «человека на коленях», умоляющего Бога. Она также использует образ храма, чтобы передать свою просьбу о милости и отпущении грехов.
Цветаева также относится к Богу как «отец» и «господь», что показывает ее веру и почтение Бога. Она выражает свою зависимость от Бога, надеясь на его милость и благодать.
Зависимость от веры
В стихотворении «Молитва» М. Цветаевой выражается зависимость от веры и Бога. Она показывает, что вера может помочь ей преодолеть свои страхи и найти мир. Она также призывает Бога помочь ей найти правильный путь в жизни.
Цветаева описывает молитву как единственный способ связи с Богом. Она убедительно просят Бога о помощи и благословении, показывая, что вера может дать надежду и утешение в жизни.
Цветаева еще молитва стихи
Москва: Эллис Лак, 1994.
» Думалось: будут легки.
Думалось: будут легки Дни — и бестрепетна смежность Рук.— Взмахом руки, Друг, остановимте нежность.
» Емче органа и звонче бубна.
Емче органа и звонче бубна Молвь – и одна для всех: Ох, когда трудно, и ах, когда чудно, А не дается – эх.
» Если душа родилась крылатой.
Если душа родилась крылатой — Чт ей хаты! Чт — Орда! Два на миру у меня врага.
» Еще молитва
» За девками доглядывать, не скис.
За девками доглядывать, не скис ли в жбане квас, оладьи не остыли ль, Да перстни пересчитывать, анис Ссыпая в узкогорлые бутыли.
» За книгами
«Мама, милая, не мучь же! Мы поедем или нет?» Я большая,- мне семь лет, Я упряма,- это лучше.
» Заповедей не блюла.
Заповедей не блюла, не ходила к причастью. Видно, пока надо мной не пропоют литию, Буду грешить – как грешу – как грешила: со страстью! Господом данными мне чувствами – всеми пятью.
«Молодость» М. Цветаева
Молодость моя! Моя чужая Молодость! Мой сапожок непарный! Воспаленные глаза сужая, Так листок срывают календарный.
Ничего из всей твоей добычи Не взяла задумчивая Муза. Молодость моя! —- Назад не кличу- Ты была мне ношей и обузой.
Ты в ночи нашептывала гребнем, Ты в ночи оттачивала стрелы. Щедростью твоей давясь, как щебнем, За чужие я грехи терпела.
Скипетр тебе вернув до сроку —- Что уже душе до яств и брашна! Молодость моя! Моя морока- Молодость! Мой лоскуток кумашный!
Скоро уж из ласточек —- в колдуньи! Молодость! Простимся накануне… Постоим с тобою на ветру! Смуглая моя! Утешь сестру!
Полыхни малиновою юбкой, Молодость моя! Моя голубка Смуглая! Раззор моей души! Молодость моя! Утешь, спляши!
Полосни лазоревою шалью, Шалая моя! Пошалевали Досыта с тобой! —- Спляши, ошпарь! Золотце мое —- прощай —- янтарь!
Неспроста руки твоей касаюсь, Как с любовником с тобой прощаюсь. Вырванная из грудных глубин —- Молодость моя! —- Иди к другим!
Молитва цветаевой читать
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
- Александр Пушкин
- Лев Толстой
- Михаил Лермонтов
- Сергей Есенин
- Федор достоевский
- Александр Островский
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Цветаева и ее стихотворение «Молитва»: анализ стихотворения
В начале стихотворения поэтесса призывает Бога и просит его помощи и защиты: «Боже помощи! За что на меня гнев?». Также она просит освободить ее от страхов и недоверия, чтобы она могла жить в свободе и любви.
Цветаева умело использовала образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Она описывает себя как «соколиное крыло» и «горячий ручей», символизируя свою силу и энергию. В то же время она также признается в своей уязвимости и нежности.
Стихотворение «Молитва» полно неожиданных контрастов и переживаний. В нем можно найти и радость и горе, и веру, и сомнения. Эта сложность и глубина делают это произведение уникальным и неповторимым.
Основные характеристики | Анализ |
---|---|
Тема | Человеческие желания и мольбы перед Богом |
Образы и метафоры | Соколиное крыло, горячий ручей |
Тональность | Многообразие эмоций: радость, горе, вера, сомнение |
«Молитва» М.Цветаева
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»
Свои первые стихи Марина Цветаева написала в 6-летнем возрасте. По воспоминаниям сестры поэтессы, она хранила их в отдельной тетрадке, которая постоянно пополнялась новыми произведениями, наивными и очень романтичными. Тем не менее, в день своего 17-летия, 26 сентября 1909 года, юная поэтесса сделала в заветной тетради новую запись, которая потрясла ее близких глубиной и трагизмом. Позже стихотворение «Молитва» вошло в первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом», став одним из ключевых произведений. О чем же оно?
Как истинная православная христианка, поэтесса с первых строк обращается к Богу, прося его совершить чудо «теперь, сейчас, в начале дня». Однако автор жаждет не славы и признания, богатства или же любви – она мечтает о смерти. Согласитесь, что для юной девушки такое желание является достаточно странным и эпатажным. Но Цветаева дает ему объяснение, отмечая, что хочет покинуть этот мир, пока ее жизнь еще является «непрочитанной книгой». Говорят, что очень многие поты обладают даром предвидения и заранее знают, как сложится из судьба. По-видимому, Цветаева тоже ощущала нечто подобное, так как неоднократно предсказывала себе жизнь, полную страданий и невзгод. Поэтому ее желание умереть в столь юном возрасте объясняется тем, что она попросту боится всех тех испытаний, которые должны выпасть на ее долю. Поэтесса не хочет взрослеть и заведомо отказывается от права выбора собственного жизненного пути, хотя и подчеркивает, что Бог дал ей слишком много, и теперь она жаждет «сразу – всех дорог!».
В своих девичьих мечтах она видит себя разбойницей с большой дороги и амазонкой, которая мчится в бой под звуки органа, звездочетом, который предсказывает судьбу в темной башне и примерной матерью для своих детей. Цветаева мечтает о том, «чтоб был легендой – день вчерашний, чтоб был безумьем – каждый день». Но, вместе с тем, чужой взрослый мир, в котором предстоит жить по совсем другим законам, по-настоящему пугает 17-летнюю поэтессу. Она при всей своей безудержной фантазии и склонности к эксцентричным поступкам является тихой домашней барышней, которая мечтает о любви и счастливой семье. Но, вместе с тем, Цветаева понимает, что ей уготована совсем иная судьба, и она не хочет принимать этот дар небес, который обречет ее на одиночество, непонимание и страдания.
Марина Цветаева была очень талантливым и непосредственным подростком. Она в совершенстве владела несколькими иностранными языками, любила рисовать и музицировать. Однако самой большой ее страстью являлась литература. Будущая поэтесса осознавала, что наделена способностью излагать свои мысли так, чтобы они не могли никого оставить равнодушными. Поэтому неудивительно, что уже 15 лет она видела себя знаменитой поэтессой, предрекая, что ее полудетские стихи в будущем станут классикой русской литературы. Что же произошло за два года, которые превратили наивного подростка в роковую барышню, мечтающую умереть в свой день рождения? Сегодня ответить на этот вопрос довольно сложно, однако исследователи творчества Цветаевой утверждают, что именно в этот период она осознала – поэзия не является безобидным увлечением юных гимназисток, она откладывает отпечаток на всю последующую жизнь и становится непосильной ношей для тех, кто решил выбрать литературную стезю. Именно понимание той ответственности, которую предстояло взять на себя юной поэтессе, так напугало Цветаеву, которая бы с радостью предпочла распрощаться с жизнью ради возможности избавить себя от предстоящих испытаний. Конечно, в стихотворении «Молитва» много пафоса и юношеского максимализма, поэтому не следует воспринимать серьезно его последние строки, в которых она обращается к Богу со словами: «Ты дал мне детство – лучше сказки и дай мне смерть – в семнадцать лет». Но эти фразы оказались пророческими, и поэтический крест, который пришлось нести Цветаевой, оказался для нее непосильным. Именно поэтому впоследствии она добровольно ушла из жизни, считая, что ее стихи не в состоянии изменить мир к лучшему и стать путеводной звездой для будущих поколений.
Кому ставить свечку
Одним из святых, которому можно поставить свечку с анализом стихотворения “Молитва Цветаевой по плану”, является святая Татьяна. В стихотворении авторка обращается к ней как к образу учености, благости и духовности. Главной темой стихотворения является молитва, которую Цветаева устремляет к Татьяне. Она просит святую помочь ей ощутить боль того, кто знайственную истину искал и потерял, и прорасти упадок. Стихотворение имеет своеобразную структуру, состоящую из четырех катренов, в каждом из которых содержится отдельная просьба и образ цветка – символа испытывающего страх и стремящегося к божественному.
Интересный факт
Анализ стихотворения “Молитва Цветаевой по плану” открывает перед нами основные темы и структуру этого произведения. В стихотворении автор обращается к Богу с просьбой о помощи и опирается на свою веру в силу и милость Божию. Цветаева обращается к русской земле, к природе, к России как родине, искренне моля о ее благополучии. Она выражает свою любовь к России и ее народу, а также свою боль и печаль по поводу разрушений и бедствий, которые Россия переживала в то время.
Структура стихотворения “Молитва Цветаевой по плану” следует классическому формату молитвенного стихотворения. Оно состоит из четырех строф (катренов), каждая из которых состоит из четырех строк. Стихотворение строится на противопоставлении: обращение к Богу и обращение к России, молитва о помощи и призыв к благословению. Каждая строфа имеет свою смысловую целостность и выражает определенные мысли и эмоции.
В целом, стихотворение “Молитва Цветаевой по плану” отличается глубиной чувств, богатством образов и стихотворных приемов, а также вызывает сильные эмоции у читателя. Оно является проявлением веры и любви автора к Богу и России, а также его/её надежды на лучшее будущее.
Другие стихи Марины Цветаевой
Всего при жизни и после смерти Марины Цветаевой было опубликовано около 14 сборников её стихотворений («Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Лебединый стан» и др.). Ею было написано более 20 поэм («Чародей», «Поэма комнаты», «Сибирь» и проч.), некоторые из которых остались незавершёнными («Несбывшаяся поэма», «Певица»). В годы войны и последующие Марина Цветаева писала реже и занималась в основном переводами, чтобы содержать семью. Многие из её произведений в то время остались неопубликованными. Помимо стихов, Марина Цветаева создала несколько драматических («Метель», «Ариадна», «Федра») и прозаических («Пушкин и Пугачёв», «Поэт и время») произведений.
Произведения Марины Цветаевой занимают особое место в русской литературе. Ее новаторство не стало почвой для возникновения нового течения, хотя адаптация классических эллинских ритмов в русском языке, ставшая ее «изюминкой», безусловно, является открытием в поэзии. Тем не менее, ее лирика не была в достаточной мере оценена при жизни автора. Но, как и «драгоценным винам», для них пришло время, и ее стихи полюбились многим.
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» вышло из-под пера поэтессы 13 мая 1913 года. На тот момент Цветаевой был всего 21 год. К этому моменту в её «послужном списке» был уже не один сборник. Она вспоминала, что начала творить ещё в 7 лет.
Стих был написан в счастливые моменты для Цветаевой. Она отдыхала с мужем и маленькой дочерью в Коктебеле. Несмотря на нелестные отзывы критиков, поэтесса не боялась заявить о себе миру. Всё это, несомненно, вдохновляло автора на развитие творческой деятельности и вызывало размышления об уже пройденном пути.
Краткий анализ
Стихотворение написано в пять строф, каждая из которых имеет перекрестную рифмовку (чудо – дня – покуда – меня). В большинстве случаев рифмы открытые.
Из средств выразительности (троп) отметим анафору в четвертой строфе:
- Сравнение: «детство — лучше сказки», Амазонкой мчится в бой, жизнь как книга.
- Эпитеты: черная башня, день вчерашний.
- Антитеза: жизнь и смерть.
- Метафоры: Я жажду сразу — всех дорог, моя душа мгновений след, вести детей вперед, сквозь тень, с душой цыгана.
- Инверсии: день вчерашний, мгновений след.
Если годно зашло это стихотворение, то советуем почитать стих «Девочка-смерть», написанный примерно в это же время и также попавший в первый сборник поэтессы.
Стихотворение показывает нам тоску девушки в 17 лет, когда она стоит на пороге взрослой жизни, но опасается её, предчувствуя не лучшие развитие судьбы. Она одновременно хочет умереть от страха будущего, но и желает прочитать взахлеб как можно больше страниц жизни.
Марина Цветаева написала стихотворение «Молитва»
26 сентября 1909 года (8 октября по н.с.), в свой день рождения, семнадцатилетняя Марина Цветаева написала стихотворение “Молитва”
Нет, Марина Цветаева не собиралась умирать: «Я жажду сразу – всех дорог!»
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
– “Терпи, еще не кончен срок”.
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Вести детей вперед, сквозь тень.
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
Моя душа мгновений след.
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
26 сентября 1909, Таруса
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Тарусе согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Часть 22 – Марина Цветаева написала стихотворение «Молитва»
Поэмы. Библиотека Русской Поэзии.
Санкт-Петербург, “Респекс”, 1996.
» Мировое началось во мгле кочевье.
Мировое началось во мгле кочевье: Это бродят по ночной земле — деревья, Это бродят золотым вином — гроздья, Это странствуют из дома в дом — звезды.
» Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами.
» Моим стихам, написанным так рано.
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет.
» Молитва
» На што мне облака и степи.
На што мне облака и степи И вся подсолнечная ширь! Я раб, свои взлюбивший цепи, Благословляющий Сибирь.
» Народ
Его и пуля не берет, И песня не берет! Так и стою, раскрывши рот: «Народ! Какой народ!».
» Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю.