Библейские образы армагеддона, богоматери и пророка в лирике м. волошина

Анализ стихотворений м.волошина

Выдержка из текста

1.Введение.

Серебряный век — образное название периода в исто-рии русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века).

По сути это даже не век, а это грандиозный пласт, по количественному и качественному составу поэтов, сравниться с которым не сможет никакой другой век.

Сам термин «серебряный век» является образным и весьма условным. Предложил его (возможно даже в шутку) философ Н. Бердяев, но подхва-тили его и прочно вошли в литературное сообщество в 60-е годы ХХ века.

Главный признак — мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести. Поэзия являлась сублимацией внутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного недуга.

Вся поэзия «серебряного века», воплотив в себе наследие Библии, опыт мировой литературы, античную мифологию, сердцем и душой, оказалась тесно связана с русским фольклором, местными, народными сказаниями и частушками, песнями и плачами.

Основными литературными течения и объединениями Серебряного века являются: символизм, акмеизм, футуризм.

Основные черты поэзии Серебряного века:

• Изменение тематики (больше философских тем).

• Использование ролевой лирики (высказывание от лица персонажа, например, Брюсов: «Я — клеопатра»).

• Культы мгновения, мимолетности, эстетической контрастности.

• Новое отношение к поэтическому слову: поэзия намёков, роль ин-туиции.

• Повышенная роль тропов.

• Новое отношение между поэтом и аудиторией ( поэт не всегда стремится быть услышанным, поэтому обращается к группе из-бранных).

• Установка на музыкальность стихотворения.

• Синтаксис рвущейся речи (роль многоточий, роль знаков автора).

Список использованной литературы

3.Литература (изучение источников).

1) Брюсов В. Далёкие и близкие. — М.: Скорпион, 1912. — С. 172— 173.

2) Волошина М. С. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. М.: Издательский дом «Коктебель», 2003. 367 с.

3) Данчич А. На берегу моря… (О доме-музее в Коктебеле) // Нева. — 1963. — № 6.

4) Казак, В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / .

М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,

с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.

5) Н. А. Кобзев, Н. Ф. Плясов, Т. М. Свидова, Т. В. Ярушевская. «Дом-музей М. А. Волошина. Путеводитель». «Таврия», Симферополь, 1990.

6) Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1877— 1916. .

СПб.: Алетейя, 2002.

7) Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1917— 1932. .

СПб.: Алетейя; Симферополь: Со-нат, 2007.

8) Орлов В. Л. На рубеже двух эпох // Вопросы литературы. — 1966. — № 10.

9) Павлова Т. А. Всеобщий примиритель // Долгий путь российского пацифизма, М., ИВИ РАН, 1997.

10) Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М. Волошин. Ф. Васильев. Очерки).

«Таврия». Симферополь. 1995.

11) Серков А. И. Русское масонство. 1731— 2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.

12) Тарасенко Н. Ф. Феодосия. — Симферополь: Таврия, 1978. — 112 с.

13) Цветаева М. Живое о живом // Литературная Армения. — 1968. — № 6-7.

14) Цветаева М. Живое о живом // «Воспоминания о Максимилиане Волошине», М., Советский писатель, 1990

15) Шульц Н. Планерское — Коктебель. Очерк-путеводитель. — Симферо-поль: Крым, 1966.

16) Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-2. — М.: Сов. писатель, 1961.

17) Давыдов З. Д.. Крым Максимилиана Волошина. Киев: «Мистецтво», совм. В. Купченко, 1994. 366 с.

18) Давыдов З., Купченко В. Путник по вселенным / Максимилиан Волошин. Москва: «Сов. Россия», 1990. 380 с. 2 издания. Общий тираж — 200 000.

19) Воспоминания о Максимилиане Волошине // Сборник, сост. Купченко В. П., Давыдов З. Д. — М., Советский писатель, 1990— 720 стр., ISBN 5-265-00665-6

Анализ стихотворения Волошина «Гроза»

Стихотворение М. А. Волошина «Гроза» написано в 1907 году в Коктебеле, который до конца жизни оставался источником вдохновения и прибежищем поэта.

Стихотворение передает настроение поэта, предчувствие им грядущих перемен, беды, тревоги, создает стихийный образ первозданной мятежной природы. Одновременно это и исторический пейзаж. Тема Руси, исторической преемственности является для поэта волнующей и глубоко личной. Автор считает уместным изображать видение современных ему событий, опираясь на текст «Слова о полку Игореве», наполненного сравнениями времен.

Без понимания смысла некоторых слов невозможно оценить красоту и мощь картины, нарисованной поэтом, а это настоящее эпическое полотно. И эпиграф, и старославянизмы, которые встречаются в тексте, являются отсылками к «Слову…». Это глагол «тутнет» в значении «гремит, гудит, стонет», «убуди» – пробуди, «вста» в значении «восстанови, подними», оборот «див кличет пред бедой», «ветр». Они оживляют мифологические образы памятников древнерусской литературы, содержат скрытые цитаты и реминисценции, придают произведению колдовской характер.

Первая строфа описывает нарастающее напряжение, тревожное ожидание грозы, грозных перемен. Глагол «запал» в контексте стихотворения означает «пришел, начался».

Вторая строфа раскрывает причину этого напряжения. Это «див» – злой дух в славянской мифологии – разносит своеобразный сигнал тревоги Стрибога («весть Стрибожью»), древнерусского языческого божества, посланный неизвестной (незнаемой) земле: Ардавде (древнее название Феодосии), Корсуню (русское название Херсонеса, греческой колонии), Поморью (беломорское побережье), Посурожью (бассейн реки Сурож на левобережной Украине). Таким образом автор подчеркивает, что божья весть мистическим образом охватывает всю страну с севера (Белое море) на юг (крымское побережье). Написание слова «Земля» с заглавной буквы отражает планетарный масштаб авторского видения. Напряжение разрешается хлынувшим дождем.

Обида вещая (искаженное Опида, прорицательница) – это языческая богиня, зов которой символизирует искупление пролитой крови: революционные события, происходившие в стране, не остались без внимания поэта.

Автор прибегает к инверсии – «запал …день», «зарницы синие», «шуршит …степь», он усиливает впечатление необъятности пространства и времени введением анафоры – «вся млеет травами, вся дышит душной мглой», «по бледным заводям, по ярам, по яругам» (где «яруга» – овраг, а «яр» – высокий речной берег), употреблением однородных членов – «Ардавда, Корсунь, Поморье, Посурожье».

Удивительные, чарующие воображение олицетворения – «ветр плеснул …и мечется с испугом», «тьма прыщет (прыскает)», «обида вещая» тревожит зовом, «зарницы трепещут», «степь шуршит, млеет, дышит», «бледные заводи», «гневный Сурож» – переносят читателя на много веков назад.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Сонеты ✑
Сонеты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: