Анна Ахматова и ее противники: истоки конфликта
Анна Ахматова, великая русская поэтесса XX века, была не только одним из самых ярких представителей акмеистского движения в поэзии, но и фигурой, вызывающей множество противоречивых откликов и реакций.
Истоки противостояния и конфликта между Ахматовой и ее противниками можно найти в различных аспектах их личностей и творчества. Во-первых, Ахматова, своей смелой и откровенной поэзией, оказывала сильное влияние на общество, вызывая одновременно восхищение и недоверие среди своих современников. Ее работы поражали своей интимностью и эмоциональной откровенностью, что вызывало негативные эмоции и неприятие со стороны консервативной части общества.
Во-вторых, Ахматова была представительницей женского пола, и весьма успешной на тогдашнем литературном поле, что вызывало недовольство и зависть у многих мужчин-писателей. Ее расцвет в поэзии и известность вызывало чувство конкуренции и нежелание признавать ее талант и достижения.
И, наконец, сторонники коммунистической власти, видя в Ахматовой символ свободы и нестихающего непокорного духа, упрекали ее в «антинародных» и «антиреволюционных» взглядах. Она была одной из первых женщин, которая стала олицетворять независимость и свободу мысли, которые в условиях жесткого и подавляющего режима коммунистической России стали рассматриваться как «неправильные».
В результате всех этих противоречий и конфликтов, Анна Ахматова оказалась в эпицентре общественных дебатов и споров. Ее противники активно распространяли отрицательные слухи о ней и ее творчестве, стараясь дискредитировать ее как поэта и личность. Однако, несмотря на это, Ахматова продолжала писать и читать свою поэзию, становясь символом силы и выдержки в трудные времена.
↑ Адресаты
Главным человеком, открывшим талант Анны и вдохновившим ее, стал супруг поэт — Николай Гумилев. На то время он уже был известен в поэтических кругах
Именно он ввел жену в литературную среду, где на нее тут же обратили внимание. Художественная элита была покорена, сначала удивительной аристократической, внешностью Анны Ахматовой, а затем и ее творчеством
1912 год – важный период жизни Ахматовой, тогда вышел ее первый небольшой сборник лирических стихотворений «Вечер», в тот же год родился и единственный сын Лев. Ее первые строки нашли своих поклонников, она стала набирать популярность.
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу.(В царском селе)
Спустя два года на свет появился второй сборник «Четки», ставший настоящим триумфом в творчестве поэтессы. Ею стали восторгаться многие критики того времени. Тогда она обрела популярность, имя Ахматовой стало звучать чаще и громче, чем ее мужа Гумилева.
Я не любви твой прошу.
Она теперь в надежном месте…
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.(Я не любви твоей прошу)
В 1918 году супруги расстались, а в 1921 Николай был расстрелян. Анна тяжело переживает его гибель и это находит отражение в ее стихах. Это был тяжелый период ее жизни, Ахматова подверглась преследованиям. Произведения запрещали, не пускали в печать, многие были утеряны. Но в 1924 году все же вышел ее последний сборник «Провокационные».
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.(Реквием)
Последующее творчество великой поэтессы переплетается переживаниями за родных людей. В 1935 году были арестованы ее второй муж Николай Пунин и любимый единственный сын Лев. Хоть арест и продолжался несколько дней, но пережитые чувства не оставят в покое Ахматову, оставив след в написанных ею строках. В 1938 год стал решающим и переломным, как в жизни, так и в творчестве Анны. Ее сына приговорили к заключению на пять лет, она рассталась с мужем. И на основе всего пережитого выпустила свой знаменитый «Реквием».
Образы и символы
- Главный образ в стихотворении — образ лирической героини, которая меняется по мере повествования. Из непосредственной и эмоциональной парадигмы мышления она переходит в скупую на эмоции и чёрствую манеру восприятия мира.
- Стихотворение наполнено разными символами. Например, символ прошлой жизни героини — «живая грудь», свободная чувствовать и переживать.
- Символами будущего является окаменелая душа и беспамятство, ведь именно это, по мнению Ахматовой, поможет «снова научиться жить».
- Образ одиночества для автора — пустой дом и светлый летний день, в котором нет никого.
Система образов в стихотворении направлена на то, чтобы читатели постпредством символа мог понять поэтессу, разделить вместе с ней, казалось бы, глубоко личные и даже несколько интимные переживания.
Образы и символы
Самым ярким, безусловно, является образ лирической героини в стихотворении «Песня о последней встрече», отражающей суть истинной человеческой любви, в которой сентиментальная слабость дополняет решительную силу самопожертвования. Чего стоит вовсе не кажущееся в контексте стихотворения глупым: “И я тоже умру с тобой”.
Особый интерес представляет образ возлюбленного, получившийся едва ли не инфернальным. Он, обращающийся к главной героине, будто бы уже наполовину растаял, мы видим лишь остатки его экзистенции, скрывающейся от душераздирающей боли расставания: шепот, замещающий трагический надрыв, неоднозначные формулировки, замещающие самые важные слова, самую горькую правду, самую сладкую ложь.
Без преувеличения мистическим вышел образ дома, где “только в спальне горели свечи равнодушно желтым огнем”. Мрачное жилище, со своей суровой одинокостью и темнотой, напоминает метафорическую могилу. Действительно, дом, куда возвращается теперь уже одинокая героиня, выступает в качестве склепа в одночасье разрушенных надежд, где обретет покой опустошенная душа, у которой так непринужденно, но при этом, закономерно, было отнято счастье.
Ахматова, анализ, сборник «Вечер»
Нужен анализ по всему сборнику вечер.
Ирина. Мудрец (10194) 7 лет назад
В 1912 году вышел первый сборник Анны Ахматовой «Вечер». Само название ассоциативно связано с концом жизни перед вечной «ночью». В него вошли несколько «царскосельских» стихотворений. Среди них и «По аллее проводят лошадок…». вошедшее в цикл «В Царском Селе» 1911года. В этом стихотворении Ахматова вспоминает детство, ассоциирует пережитое с настоящим состоянием – боли, печали, тоски… Закат символизирует прощанье, выстраивается ассоциативный ряд: закат – «уйди» — конец. Во втором стихотворении этого цикла Ахматова обращается к статуе, как к своему мраморному двойнику: Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану… «А там мой мраморный двойник… » 1911г. Статуя, памятник – мистический образ, символ присутствия в этом мире того, кто его уже покинул. В стихотворениях Ахматовой часто является не только реальным атрибутом Царского Села, но и присутствия-отсутствия лирической героини в этом мире. Неслучайно, Ахматова называет статую «мраморным двойником». Ахматова постоянно помнила, осознавала, что Царское Село – это духовная родина Пушкина, с ним ассоциировалось у нее это место, соединяло ее с ним
Ей было важно, что и у Пушкина образ Царского Села постоянно присутствовал в творчестве, что свидетельствует об искренней привязанности его к этому месту. В «Вечере» отроку Пушкину посвящено третье стихотворение цикла «В Царском Селе»
состоящее из двух строф, трепетно-нежных по интонации. По словам В. М. Жирмунского, произведение из восьми строк, «посвященное лицеисту Пушкину, связывает настоящее с классическим прошлым». Благоговейное отношение даже к мальчику Пушкину бесспорно, однако «еле слышный шелест шагов». Аллитерация звукоподражательна, шаги шуршат в листьях, опадающих, как иголки, столетие спустя: Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни. «Смуглый отрок бродил по аллеям» 1911г. — словно раздается и теперь, он все-таки «слышный». Неназванный, но сразу узнаваемый «отрок» только что ушел, посидев, быть может, на пне без форменного головного убора («Здесь лежала его треуголка»), отложив даже «растрепанный том» своего любимого французского поэта Эвариста Парни. Эпитет «разорванный» Ахматова заменяет на более мягкий эпитет «растрепанный». В сборнике своих избранных стихов 1958 года она вместо частого у нее прилагательного «глухих» поставила глагол «грустил». Образ Пушкина получил характеристическую черту, соответствующую общей атмосфере «Вечера». Поэтические тексты Ахматовой продолжали жить и изменяться вместе с эволюцией их создательницы. Как написал М. Кузьмин, она «обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако, как беличья шкурка на небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке). казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем. Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той хрупкой пронзительности, которую оно имеет… И нам кажется, что Анна Ахматова имеет ту повышенную чувствительность, к которой стремились члены общества обреченных на смерть».
Ранняя лирика Ахматовой – лирика грустного упоения конечным, преходящим, даже минутным, мгновенным. Тема смерти у ранней Ахматовой – это не самостоятельная тема, но поэтическая мысль, пронизывающая весь художественный мир поэта.
Лилиан Мур Просветленный (38629) 7 лет назад
ахматова была лесбиянкой. отсюда «мне голос был. он женщиною был. звал в Париж, пускай острог. я без неё могла»
Основная идея
Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.
Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.
Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…
Смысл
Главная идея стихотворения «Приговор» — идея человеческой стойкости и мужества. Поэтесса уверяет всех, что можно выйти победителем из любой ситуации, из любой проблемы, которую посылает судьба. Нельзя отчаиваться, нужно быть всегда готовым, что последует новый удар.
Также стоит сказать о том, что поэтесса находит универсальное решение для всех людей — «каменелость»: нужно забыть все, что было ранее, все, что напоминает о хорошей прошлом, и жить заново, находить новые радости и при этом стать чуточку черствее, чтобы мелкие трудности не смогли сломить дух. Это и есть главная мысль стихотворения.
История создания
Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.
«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.
Темы и настроение
Основная тема стихотворения — то, о чем спрашивает автор своего читателя. Риторический вопрос поэтессы — сможет ли вытерпеть русский народ столько горя, столько трагедий? Ахматова никогда не разделяла себя и народ, все общественные проблемы она воспринимала лично, а личные проблемы понимала, как типичные для всех людей.
Так и в этом стихотворении — тема горя и людских страданий становится общественной и масштабной, хоть и берет начало с личной трагедии Ахматовой — ареста сына.
Настроение стихотворения несколько взволнованное, в произведении присутствует сомнение в том, что будущее будет светлым и счастливым.
И когда друг друга проклинали: суть конфликта и его последствия
Конфликт между Анной Ахматовой и ее современниками можно охарактеризовать как выступление идеологических сторон, разделение на «официальное» и «подпольное» искусство, а также как столкновение разных взглядов на роль искусства в обществе.
Ахматова представляла ту часть литературного сообщества, которая не желала подчиняться требованиям коммунистического режима в отношении искусства. Ее поэзия была свободной, интимной, передавала личные переживания и эмоции. Однако, такой подход вызывал осуждение со стороны официальных представителей власти, которые требовали, чтобы искусство служило идеалам партии и революции.
Конфликт достиг своего пика в начале 1930-х годов, когда Ахматова стала «нежелательным» автором в Союзе писателей. Ее произведения перестали публиковаться, ее имя стало запрещено упоминать в СМИ, а ее стихи были изъяты из школьных учебников. Таким образом, Ахматова была лишена возможности донести свое искусство до широкой аудитории и ее творчество было сведено на нет.
Попытки современников Ахматовой положить конец ее искусству и ее самой были сделаны с помощью закрытия доступа к работе и лишения ее возможности писать. Критики считали ее «антисоветским» автором, осуждали ее приверженность к предреволюционной культуре и взгляды, а также осуждали ее личную жизнь.
Однако, Ахматова не сдалась и не прекратила писать. Она продолжала создавать стихи, которые встраивала в памятники искусства и передавала знакомым. Это был ее способ сохранить свою творческую независимость и пережить тяжелое время. Конфликт и его последствия оказались горькими для Ахматовой, но она осталась верна своим убеждениям и своему искусству.
Композиция
Стихотворение «Приговор» состоит из 3 четверостиший. Композиция стихотворения весьма интересна: каждая строфа — новая лирическая героиня.
- В первом четверостишии лирическая героиня живая, ранимая и чувственная. Она совершенно не знает, как будет справляться с приговором — «справлюсь с этим как-нибудь».
- Во второй строфе она уже совершенно иная — говорит о том, что следует сделать, чтобы стать сильной, чтобы «снова научиться жизнь». Женщина приходит к выводу, что следует сделать душу каменной и черствой, именно это поможет жить.
- Третье четверостишие усиливает второе, Ахматова описывает альтернативный вариант будущего — будущее, в котором сердце и душа полны эмоций. Для неё альтернатива — «светлый день и опустелый дом». Стоит только догадываться, о каком опустелом доме говорит поэтесса: сравнивает ли она его с одиночеством, а может и вовсе со смертью, поэтому дом будет полностью пустым.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.
Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.
Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.
Тема
В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.
Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.
Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.
В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
№23 О драматизме ранней лирики Анны Ахматовой — Стр 2
Стихотворение «Молитва» несет большую идейную нагрузку, ибо в нем впервые намечается конкретный перелом в творчестве Ахматовой, открывающий прямой путь в сферу «трагического».
Постоянный выход Ахматовой за границы узко-психологической сферы возвышает ее стих, придает ему самобытную значимость и силу. Именно поэтому казалось бы тихий голос поэтессы отчетливо слышен в поэтическом хоре предреволюционного десятилетия. В интерпретации темы любви он звучит унисоном «трагическому тенору» Блока и «боевому сигналу» Маяковского, любовная лирика которых исходит из тех же конфликтов неразделенного, убитого пошлостью чувства. В этом плане Ахматова особенно близка раннему Маяковскому с его безвозмездной утратой любви и неразрешимой психологической проблемой: «где любимую найти мне такую, как и я?». Лирический герой Маяковского «стоит, огнем обвит, на несгораемом костре немыслимой любви». Он неистовствует от того, что на пути его огромной чистой «любовищи» — «миллион миллионов маленьких грязных любЯт». Но любовный конфликт Маяковского социален в своей основе. Личную трагедию загубленного чувства он выносит на улицы и площади, во весь свой могучий рост встает на ее защиту:
Святая месть моя!
Опять
Над уличной пылью
Ступенями строк ввысь поведи43.
Протест Маяковского, в отличие от эмоционального, беспомощного протеста Ахматовой, таит в себе угрозу. Это протест сильной личности. Маяковский не только верит в свой идеал, но видит конкретный путь к его спасению — уничтожение всей косной и пошлой жизни. Это возносит лирику личного чувства на трагический олимп.
Ахматовская любовь, при всех ее высоких достоинствах, представляет собой процесс замкнутый, от мира не зависящий. Ее конфликты не пересекаются с социальными конфликтами века, а лишь соприкасаются с ними общей эмоционально-напряженной сущностью. Весь запас духовных сил героиня Ахматовой расходует на поиски своего «королевича», сильного героя, способного оценить красоту ее чувства:
Я не знаю, ты жив или умер,
На земле тебя можно искать
Или только в вечерней думе
По усопшим светло горевать.
Все тебе…44.
Однако поиск добра оказывается поиском вслепую. Вот почему ранняя лирика Ахматовой, хотя порой и восходит к трагическому началу, по сути своей остается лирикой драматической. Но это высокий драматизм: он спасает сугубо интимные стихи от пошлости и банальности, делает их «настежь распахнутыми» перед читателем.
Необычайно высокая энергия художественно-психологической потенции дает возможность Ахматовой проникнуть в сокровенные глубины современного ей сознания. Драматический мир поэтессы концентрирует в себе сложный феномен духовного кризиса значительной части русской интеллигенции накануне крушения старого века истории. Это обеспечило ранней лирике Ахматовой надежное место в искусстве тех переломных лет. Вера Инбер, оглядываясь назад, на те далекие годы, 14 сентября 1960 г. сделала в своем дневнике следующую запись: «Целая область чувств, огромная полоса жизни связана у моего поколения со стихами Ахматовой»45.
Подобных свидетельств можно привести немало. Достаточно вспомнить письма Л. Рейснер к Анне Ахматовой или стихи С. Городецкого, относящиеся к 1913 г., в которых ахматовская муза представлена воплотительницей
Обиды, горечи и стремленья
Сердец, видавших острие,
Где в неизбежном столкновеньи
Два века бились за свое.