***
В траве, меж диких бальзаминов, Ромашек и лесных купав, Лежим мы, руки запрокинув И к небу головы задрав.
Трава на просеке сосновой Непроходима и густа. Мы переглянемся и снова Меняем позы и места.
И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен причтены И от болезней, эпидемий И смерти освобождены.
С намеренным однообразьем, Как мазь, густая синева Ложится зайчиками наземь И пачкает нам рукава.
Мы делим отдых краснолесья, Под копошенье мураша Сосновою снотворной смесью Лимона с ладаном дыша.
И так неистовы на синем Разбеги огненных стволов, И мы так долго рук не вынем Из-под заломленных голов,
И столько широты во взоре, И так покорны все извне, Что где-то за стволами море Мерещится все время мне.
Там волны выше этих веток И, сваливаясь с валуна, Обрушивают град креветок Со взбаламученного дна.
А вечерами за буксиром На пробках тянется заря И отливает рыбьим жиром И мглистой дымкой янтаря.
Смеркается, и постепенно Луна хоронит все следы Под белой магиею пены И черной магией воды.
А волны все шумней и выше, И публика на поплавке Толпится у столба с афишей, Неразличимой вдалеке.
Анализ стиха Б. Пастернака «Импровизация»
Стихотворение относится к раннему периоду творчества Пастернака и датируется 1915 годом. Значение слова импровизация – создание чего-либо, сочинение на ходу, без предварительной подготовки. Как известно, Пастернак был виртуозным пианистом и даже одно время планировал связать жизнь с музыкальным творчеством.
В рамках произведения отражены авторские искания путей воплощения душевного настроя и противопоставление двух мотивов: умиротворенности, кротости и ярости, гордости. Произведение «Импровизация» похоже на зарисовку, изображающую метания, внутреннюю дисгармонию бытия и человека, которой пытается разглядеть в сущем зачатки искомой гармонии.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
инверсию – «клавишей стаю», «пылали кубышки», «грызлися птицы», «было волною обглодано»;
олицетворения – «ночь терлась о локоть», «ночь полоскалась в гортанях», «волною обглодано»;
анафорический повтор «Я кормил … Я вытянул руки, я встал…» как акцент на личности лирического героя;
многосоюзие – «И было темно. И …о был пруд и волны.- И птиц из породы…»;
аллитерацию как средство звукописи при сочетании глухих согласных – «покамест птенец», тревожащего вибрирующего «р» – «крикливые, черные, крепкие»;
рефрен – «И это был пруд
И было темно» – концентрирует внимание на обстановке;
метафору – «гортани запруд»;
эпитеты – «полуночный деготь», «крикливые клювы»;
контекстуальные синонимы «горло, клюв» как источники звуков.
Лирический герой предстает перед читателем и музыкантом (оборот «стая клавишей», «вытянул руки», как пианист), и поэтом, выделяет творческие начала, объединяющие музыку и поэзию, подчеркивает их тесную связь – общность мелодики и звучания, их высоких гуманистических смыслов. Произведение отражает представления автора о творчестве в самом широком смысле и ассоциированной с музыкой поэзии.
Ненакормленный птенец – символ беспокойного сердца лирического героя. Кубышка – сосуд в виде кружки, деготь – горючая смолистая жидкость. «Пылали кубышки с полуночным дегтем» – метафорическое описание горящих в ночи факелов, придающее тексту романтическую таинственность. Птицы из породы люблю вас – метафорическое название лебедей.
Существует и другая версия стихотворения, которая написана в 1946 году и отражает изменения индивидуального авторского стиля поэта.
Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
После дождя
За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму.
Сначала все опрометью, вразноряд Ввалилось в ограду деревья развенчивать, И попранным парком из ливня — под град, Потом от сараев — к террасе бревенчатой.
Теперь не надышишься крепью густой. А то, что у тополя жилы полопались,- Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол балконных, как с бедер и спин Озябших купальщиц,- ручьями испарина. Сверкает клубники мороженый клин, И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залег В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалек, как его уголек В кустах разожжется и выдует радугу.
Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» едва ли не самое загадочное произведение двадцатого столетия. Мистическая составляющая таиться в том, что он не подлежит стандартному анализу произведений, который существовал в XIX веке и начале XX столетия. Если рассматривать роман с точки зрения «классического анализа», то резко всплывают элементы так называемого авторского произвола. Это подчеркивает необходимость иного подхода к произведению. Совпадение будет лишь одно: частная судьба призвана дать представления о закономерном, но сами закономерности понимаются не так, как было принято ранее, когда человек рассматривался как социальное явление. Человек должен был своей судьбой являть непреодолимое действие социально-исторических законов. Однако при анализе романа «Доктор Живаго» становиться очевидным, что судьба главного героя утверждает торжество частного, индивидуального над общим. Роман был написан не о том, как исторические события влияют на человека. А о том, как человек влияет на историю. Именно истории в романе принадлежит самостоятельность бытия. Ей сообщен творческий характер. Человек и история – равновеликие и равноправные начала. Но история входит в роман образами, определяющими символическое значение того или иного конкретного исторического явления в культуре народа.
Главной темой романа «Доктор Живаго» становится тема взаимодействия человека и истории. Однако историческое бытие понимается Борисом Пастернаком по-своему. Оно развертывается в художественной ткани романа собственно философией и собственной историей.
Русская литература входит в рома различными способами. При помощи романа Пастернак создает синтетический образ русской культуры, подвергающийся испытаниям, но не могущий быть уничтоженной, а следовательно культуры бессмертной. Природа в романе также бессмертна.
Главный герой романа не случайно представлен поэтом даже в большей мере, чем врачом. Мы помним, что художник и поэт у Пастернака- это вечный заложник времени. Значит его взгляд на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности. Он может поддаться искушению и принять временное за проявление вечного. Только духовно независимый человек в любых обстоятельствах способен оставаться самим собой. Все это для того, чтобы сохранить лицо. Так Юрий Живаго не сторону ни одного из враждующих лагерей.
Свидетельство Живаго о своем времени – стихи, написанные в его бумажках, найденные уже после его смерти в его бумагах. Перед нами целая книга, которая имеет собственную композицию. Это книга стихов открывает стихотворением о Гамлете, который в мировой литературе стал образом раздумья над характером собственной эпохи.
Завершается эта поэтическая книга стихотворением Гефсиманский сад. В нем звучат слова Христа, обращенные Петру, защищавшему Христа мечом от пришедших его схватить и придать мучительной смерти. Перед нами в сущности оценка Юрием Живаго событий происходящих в его стране. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор и установить истину. Книга стихотворений Живаго – это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью.
Кратко о стихотворении «Гамлет»
Это произведение является особенным – именно оно открывает цикл стихотворений, написанных Юрием Живаго. В нем поднимается непростая тема взаимоотношения человека и общества. В анализе стихотворения «Гамлет» Пастернака следует отметить, что здесь важную роль играет конфликт героя и общества.
Лирический герой понимает, что человеку приходится притворяться. И он был согласен играть эту роль. Но со временем герой понимает, что не в этом его предназначение. Он отказывается принимать лицемерие, навязанное обществом. Гамлет Пастернака готов к трудностям, с которыми ему придется столкнуться, но внезапно осознает, что сражаться ему придется в одиночку.
Гамлета Пастернака не стоит сравнивать с доктором Живаго. Это самостоятельный герой, имеющий свои убеждения и особый внутренний мир. Это герой, который готов бороться с несправедливостью общества за свободу и возможность раскрыться творческому потенциалу.
Сочинения
Пастернак — гений пера, который мог видеть в обычном необычное. Это писатель, который в простых изгибах женских плеч замечал приметы страсти, а в облаках видел черты любимой. Это писатель, которому удавалось видеть мир по-особенному, открывая его заново. Рассмотрим мотивы и особенности лирики Пастернака в нашем сочинении.
Основные темы и мотивы лирики Пастернака
Творчество писателя многогранно, а темы и мотивы, которые использует Пастернак в своих работах, разнообразные. Это поэт, который не просто хотел, а изображал все грани жизни со всеми ее проблемами. Возможно поэтому в его лирике чувствуется грусть и безысходность. Да и по другому невозможно было отобразить чувства поэта, ведь гонения, что принесла советская власть и переживания, связанные с данными событиями, не могли не отобразиться в творчестве Пастернака. События, которые происходят в стране отображаются и в работах автора, хоть конкретно их Пастернак и не описывает. Однако мы видим, насколько сложно лирическому герою поэта. Каждое стихотворение волнует и вызывает тревогу.
Наследие Пастернака огромное, при этом его лирика отличается философским осмыслением.
Часто автор в своей лирике раскрывал тему любви, где бы я выделила стих Любить иных — тяжелый крест. Здесь мы видим два мира. Мир естественной красоты и мир мелочных мыслей и разных дрязг. Хочется выделить и стихотворение Пастернака Свеча горела. Любовная лирика в поэзии не представлена идеальными картинами любви, где бы изображались счастливые влюбленные. Автор пишет о перипетиях чувств человека, о движении души. Читая эти стихи о любви, понимаешь, какая она эта настоящая любовь в ее величии.
В своей лирике Пастернак использует и природу. У писателя природа с жизнью не разделяются. Как пишет поэт, сестра его — жизнь она в разливе расшиблась весенним дождем. Природа поэта наделена философским смыслом, она у него оживленная.
Пастернака волновали и философские вопросы, которые он освещал в своих стихотворениях. Он раскрывал мировоззренческие проблемы, посвящал стихотворения решению и поиску смысла жизни и правды. Его, как поэта, волновала нравственная сторона жизни, душа человека, его духовная жизнь.
Подводя итог, хочется сказать, что темы лирики Пастернака самые разнообразные. Здесь и тема поэзии, и тема России, и тема Бога, природы, народа. При этом, какую бы тему ни раскрывал поэт, его произведения читаешь с удовольствием.
Сочинение «Лирика Пастернака»
А какую оценку поставите вы?
Между женщинами
Для глубокого анализа стихотворения обязательно надо прочитать роман, только так можно понять, что хотел передать поэт в стихах Живаго. Напомню в двух словах сюжет романа. Живаго разрывается между нежной любовью к жене и пламенной страстью к другой женщине. Каждая из них дорога по своему, от них он не может отказаться, их он не готов менять. Судьба бросает Живаго на поле гражданской войны, он проходит плен и страдания, возвращаясь в Москву уже избитым человеком и страдая от пустоты и одиночества.
Новая жена, скорее, неизбежность бытия, никакой любви больше нет, есть лишь усталость и воспоминания. Этот момент зеркально показывает «Гамлет»:
Суета войны осталась позади, там же и страдания от любви к двум женщинам, подмостки – это Москва, в которую Живаго вернулся после долгих странствий, а дверной косяк – это обыденность сегодняшнего дня. Автор спрашивает у судьбы, что ждёт его впереди, закончились ли страдания или ждёт новый виток бед? Живаго устал и не готов к дальнейшей борьбе, что и отражает в строках:
Это обращение к Богу, которого доктор просит остановить сумрак ночи, пронести мимо чашу страданий, так как его жизнь полна ими и так.
После грозы
Пронесшейся грозою полон воздух. Все ожило, все дышит, как в раю. Всем роспуском кистей лиловогроздыx Сирень вбирает свежести струю.
Все живо переменою погоды. Дождь заливает кровель желоба, Но все светлее неба переходы, И высь за черной тучей голуба.
Рука художника еще всесильней Со всех вещей смывает грязь и пыль. Преображенней из его красильни Выходят жизнь, действительность и быль.
Воспоминание о полувеке Пронесшейся грозой уходит вспять. Столетье вышло из его опеки. Пора дорогу будущему дать.
Не потрясенья и перевороты Для новой жизни очищают путь, А откровенья, бури и щедроты Душе воспламененной чьей-нибудь.
«Быть знаменитым некрасиво»: анализ
Поэт считал, что творческий человек не должен ставить своей целью только лишь известность и успех. Он должен был стремиться к самоотдаче, реализации своего творческого потенциала. Это нужно отметить в анализе стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Первая строка этого творения – это замечательный пример того, как произведение может заинтересовать читателя с самого начала. Именно в этой строчке поэт высказывает свое отношение к славе. Пастернак учит читателя быть скромным и благородным.
Это произведение относится к позднему периоду творчества поэта. Тогда Пастернак стал больше времени уделять переводам и поддержке своих друзей. Некоторые критики отмечают, что этим стихотворением он противопоставил себя другому поэту того времени – Маяковскому, который купался в лучах славы. Борис Пастернак считал, что из-за славы можно забыть о том, что творческий человек должен думать о том, чтобы оставить след в сердцах людей и помочь реализоваться своему таланту.
Тишина
Пронизан солнцем лес насквозь. Лучи стоят столбами пыли. Отсюда, уверяют, лось Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина, Как будто жизнь в глухой лощине Не солнцем заворожена, А по совсем другой причине.
Действительно, невдалеке Средь заросли стоит лосиха. Пред ней деревья в столбняке. Вот отчего в лесу так тихо.
Лосиха ест лесной подсед, Хрустя обгладывает молодь. Задевши за ее хребет, Болтается на ветке желудь.
Иван-да-марья, зверобой, Ромашка, иван-чай, татарник, Опутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник.
Во всем лесу один ручей В овраге, полном благозвучья, Твердит то тише, то звончей Про этот небывалый случай.
Звеня на всю лесную падь И оглашая лесосеку, Он что-то хочет рассказать Почти словами человека.
Поэзия Б. Пастернака: образы, мотивы, лирический герой.
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА. Уже в ранней поэзии Пастернака обозначились мировоззренческие концепции его будущих поэтических книг: самоценность личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим. Единство авторского я, природы, творчества стало темой стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!..” (1912). Само творчество показано как непосредственное, сиюминутное ощущение мира: стихи слагаются “чем случайней, тем вернее”.
В основе лирической ситуации — знакомый по романтической поэзии мотив бегства героя из города в естественный мир, который показан в стихотворении Пастернака как источник вдохновения и жизненных сил. У лирического героя и природы (ливня, проталин, грачей, ветра) один жизненный ритм. Стремление раствориться в ней подчеркнуто особенностями синтаксиса, в предложениях отсутствует авторское я как подлежащее, Пастернак прибегает к безличной форме: “достать чернил”, “писать о феврале”, “достать пролетку”.
Тема единого мира, созвучий всего сущего раскрыта и благодаря композиции художественного пространства, “встречи” верха и низа, природного и душевного миров:
Особенности художественного мира Бориса Пастернака
Б.Л. Пастернак – талантливый русский писатель, поэт, переводчик и публицист обладал удивительным талантом раскрывать острые проблемы, так чтобы никто не остался равнодушным. Его художественный мир насыщен как видами природы, так и драмами человека.
Явления природы у Пастернака не просто наделены свойствами живых существ, они обладают ими. Природа и поэт у Пастернака равноправны. Он не просто описывает природу, он её одушевляет. Особенностью творчества Бориса Пастернака можно смело назвать и единство мироощущения и поэтической картины мира:
В произведениях Бориса Пастернака ощущения человека передаются не путем описания его чувств, а посредством отождествления его с природой с помощью метафорических средств. Метафора у Пастернака восстанавливает единую картину мира.
Источником пастернаковской метафоры являются взаимопроникающие образы. Его метафора крайне важна, так как выполняет великую работу по восстановлению единства духовного и материального мира.
В поэтическом мире Бориса Пастернака крайне важен лирический герой, образ поэта, который создается в стихах. Невыделенность лирического героя, но «растворенность» в окружающем мире создается Пастернаком с помощью звуковой организации стиха.
Особенный звуковой строй выявляет единство поэта и вселенной. Он восстанавливает целостность бытия и становится образным выражением единства разрозненных предметов и явлений.
Новое соотношение человека и мира рождало в произведениях Бориса Пастернака новое понимание происхождения искусства и поэзии. Отдельно следует рассмотреть специфику эстетики Бориса Пастернака. У него искусство не отражает жизнь. Оно не призвано у него описывать жизнь, распространяться о душевных страданиях. У Пастернака искусство есть эквивалент жизни. Оно берет в ней свое начало. Отсюда и вывод о том, что искусство для поэта- орган речи самой жизни.
Оригинальность художественного образа возникает у Пастернака не тогда, когда он не похож на образы у других, но полностью соответствует действительности. Это и есть художественный реализм Пастернака.
Вечность и время всегда есть в стихах Бориса Пастернака. Однако проявляют они себя в поэтическом слове по разному. Почему? А потому, что они сообщают стилистическому облику слова еще и философское содержание.
Совмещение в одном стихотворении разноплановой в стилистическом отношении лексики использовалось писателем с целью сопряжения различных планов быта и бытия. По этой причине Пастернак не избегает разговорного стиля таким образом сближая поэзию и обыденную речь. При этом это совмещение так преобразует обыденность, что в ней начинает проступать вечность.
Не чужда лирике Пастернака и прямая постановка философских проблем, таких как:
Борис Пастернак строит свои произведения не на логике, а на образе. Обыденное в его лирике обнажает присутствие вечного, о чем постоянно свидетельствует искусство, которое рождалось из самой жизни.
Лирика Пастернака: основные темы и черты
Уже в первых стихотворениях Пастернака проявились его художественные и музыкальные способности, поэтому словесные тексты обогащались звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например, в самом известном раннем стихотворении Пастернак пишет:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Обратите внимание на цветовой контраст в первой строке: белое и чёрное, снег и чернила. Весна приходит в город, снежные улицы превращаются в слякоть под грохотом повозок и экипажей — город наполняет громкая радостная симфония весны. Водопад чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» — «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью чёрной землёй и звонким весенним воздухом
В ранней поэзии Пастернак часто использует приём метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колёс, который как бы передаётся перемалываемой ими снежной жиже
Водопад чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» — «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью чёрной землёй и звонким весенним воздухом. В ранней поэзии Пастернак часто использует приём метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колёс, который как бы передаётся перемалываемой ими снежной жиже.
Характерной чертой поэзии Пастернака является соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и чёрно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
Это сопоставление получает в стихотворении развитие в ночном пейзаже, в котором соединяются материальные и мысленные образы.
Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как, например, в стихотворении из сборника «Сестра моя — жизнь»:
Любимая — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
Зрелое отношение к любви появляется в сборнике «Второе рождение». В одном из своих самых известных стихотворений Пастернак рассуждает о том, что истинная любовь, возможно, должна быть простой, что чудо — это само чувство, которое нельзя объяснить, но в котором заключена тайна бытия. Стихотворение может показаться остроумно-шутливым, однако мысль поэта вполне серьёзна:
Любить иных тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Важное место в лирике Пастернака занимает тема творчества. Поэта прежде всего занимают отношения творческой личности и мира, ответственность художника за своё слово, долг поэта перед людьми и обществом. Эта тема носит философский и социальный характер
Таково, например, стихотворение «Гамлет», в котором звучит тема человека — поэта, актёра, Гамлета,— проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» о разрушительной мощи поэтического вдохновения
Эта тема носит философский и социальный характер. Таково, например, стихотворение «Гамлет», в котором звучит тема человека — поэта, актёра, Гамлета,— проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» о разрушительной мощи поэтического вдохновения.
Одним из центральных стихотворений последнего сборника Пастернака «Когда разгуляется» стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…», в котором выражена этическая суть отношений поэта и общества. Заканчивается сборник стихотворением «Единственные дни», и его последние две строки могут служить девизом всей поэзии Пастернака. Первая из строк говорит о вечности жизни, вторая — о вечности любви:
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.