Анализ стихотворения пушкина брожу ли я вдоль улиц шумных

Александр пушкин — брожу ли я вдоль улиц шумных: стих

Композиция

Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих внутренних ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.

Состоит стихотворение из восьми четверостиший:

  1. В первых четырёх катренах лирический герой рассказывает, что при любом действии, где бы он не находился, его мучит один вопрос – конечность всего живого, в первую очередь конечность его жизни.
  2. Во второй части, последние четыре катрена, герой как бы смиряется с неизбежной смертью. Он уже думает о том, как и где это произойдёт. Его успокаивает то, что жизнь сама по себе продолжится дальше, она бесконечна, а значит — сильнее смерти.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А.Пушкин

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Александр Пушкин

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.

Сам Пушкин, впрочем, придерживался иного мнения, так как разгульная жизнь требовала достаточно огромных средств, которыми поэт не располагал. Этот факт доставлял ему массу неудобств и вынуждал каждый день ходить на службу, которая вызывала у Пушкина отвращение. Задумываясь над тем, что успех в литературе не является залогом благосостояния, поэт искал пути укрепления своего финансового положения и нередко задумывался над тем, что его жизнь сложилась совсем не так, как ему этого бы хотелось. Накануне своего 30-летия поэт написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», в котором попытался в очередной раз найти ответ на вопрос, зачем же он живет .

Впрочем, поэт не стал вдаваться в философские размышления и решил принять то, что получил в дар от судьбы, как должное. При этом Пушкин отмечает, что, чем бы они ни занимался, мысли его витают очень далеко. «Я предаюсь моим мечтам», — написал поэт

В своем воображении он видел себя богатым, успешным, избалованным вниманием женщин. Однако реальность постоянно возвращала его не грешную землю, где он был самым обычным человеком

Понимая это, Пушкин отмечает, что «мы все сойдем под вечны своды», подразумевая, что смерть уравняет и бедных, и богатых. При этом поэт не боится смерти. Более того, он осознает ее неизбежность и очень надеется, что «у гробового входа младая жизнь будет сиять». Тем самым Пушкин словно бы уступает свое место новому поколению, без зависти и грусти наблюдая за тем, как оно приходит ему на смену.

Поэт не знает, какая смерть ему уготована, и не хочет гадать, как и когда он умрет. Однако его мечта заключается в том, чтобы быть похороненным «ближе к милому пределу», то есть на родине, а не на чужбине. Именно это поэт считает наиболее важным после смерти, совсем не беспокоясь о своем литературном наследии, деньгах и долгах. Тем самым автор подчеркивает бренность собственного существования, отмечая, что жизнь коротка, и лишь «равнодушная природа» будет «красою вечною сиять», встречая и провожая каждое новое поколение.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ стихотворения А. С. Пушкина

December 6, 2015

Тема жизни и смерти затрагивается многими философами, писателями и поэтами. Она проходит красной нитью и в творчестве А. С. Пушкина. В качестве примера выступает лирическое произведение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Анализ этой элегии раскроет нам ее сюжет, смысл и расскажет о взгляде поэта на жизнь и неминуемую смерть.

Основные темы в творчестве А. С. Пушкина

Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа

Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи

Как и многие другие поэты, А. С. Пушкин делился своими личными переживаниями, размышлениями о собственном назначении, судьбе, жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» – стихотворение в жанре элегии, которое показывает читателям одну их тем, волновавших лирика. Мы видим, как великий поэт относится к смерти, которой, увы, никому не удастся избежать.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», Пушкин А. С. содержание

В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок. Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах. Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.

Заканчивает свою элегию поэт тем, что после него останутся младая жизнь и вечная природа. В этом состоит содержание произведения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ, который мы рассмотрим далее, покажет нам, какие приемы, использованы в этой лирике. Также мы отметим и другие моменты, связанные с данным произведением.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ лирики

Это творение было создано в декабре 1829 года и издано в 1830-м. Оно написано четырехстопным ямбом и катренами с перекрестной рифмовкой. Жанр произведения – элегия. Это философская лирика, которая посвящена вечной теме. В ней поэт передает свою мысль о неизбежности смерти для людей. Для этого он обращается к различным художественным приемам, помогающим читателю погрузиться в произведение и понять автора. Основной из них – антитеза: противопоставление жизни и смерти («тлеть», «цвести»). Поэт показывает, что человеку в этом мире отведен лишь определенный период времени, в то время как природа вокруг него вечна.

Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.

В элегии мы встречаем эпитеты («юношей безумных»), олицетворения («равнодушная природа»), метафоры («патриарх лесов»).

В лирике активно используются глаголы («брожу», «вхожу», «сижу», «гляжу», «думаю» и пр.) Таким образом, поэт показывает, как проносится его жизнь и приближается неизбежная смерть.

Заключение

Мы рассмотрели одну из элегий великого русского поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ произведения показал нам отношение лирика к теме неминуемой смерти. Мы узнали, что Пушкин принимает эту неизбежность. Он словно говорит, что такова жизнь и от этого никуда не деться: жизнь не вечна, и одно поколение сменяется другим. В то же время Пушкин показывает читателям, что не все в этом мире тленно, через природу.

Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.

Историко-литературный контекст

Философские рассуждения в трогательной элегии 1829 года точно и лаконично передают мироощущение поэта того времени, когда его одолевали безотрадные мысли о прожитой жизни и страх перед грядущим. В первой редакции стихотворения автор напрямую заявляет о том, что его повсеместно преследует мысль о смерти. Заключительный вариант напечатан в «Литературной газете» (1830) и содержит в себе менее фатальный мотив смерти.

Жанр данного стихотворения — элегия, передающая глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Главный смысл стихотворения, его эмоциональная нагрузка нацелены на осознание судьбы поэта с глубоким и сложным внутренним миром.

Идея

Главная мысль стихотворения заключается в том, что бытие не имеет конца. В глобальном смысле смерть — лишь этап смены одного поколения другим. Жизнь бесконечна, как бесконечна природа, её красота, как бесконечно само человечество. Старое дерево отмирает, но на его месте вырастают новые деревца, которые вытянулись из его семян.

Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни. Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие. Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения. А.С. Пушкин.

Каждый человек в своей жизни хоть раз задумывался о неизбежности смерти и течении времени. Конечно, данная тема была пригодна для рассуждений философов, для написания картин, создания песен. Писателей это также не обошло стороной: многие поэты описывали свои мысли по этому поводу, отображая на бумаге с помощью пера. Раздумывая о грядущем, они писали о своих размышлениях. Творцы заставляли читателя проникнуться атмосферой и также присоединиться к стихотворцу.К таким авторам относился и А.С. Пушкин, написавший различные стихи на философскую тему, одним из которых был «Брожу ли я вдоль улиц шумных«.

Восприятие.

Данный стих относится к жанру элегия, причем неслучайно. Практически каждая строка проникнута грустными думами о бытие, воображениями о смерти и вере в будущее поколение. Меня, как читателя, это также заставило задуматься о своей жизни.

Я не испытала восторга от прочтения данного произведения, ведь это и не было главной задумкой автора. Не думаю, что оно должно было заставить читающего восхвалять эти строки. Философские стихи, в первую очередь, дают возможность узнать что-то новое о жизни или принять действительность. Для меня эта элегия была похожа на кусочек пазла: чем больше я читаю подобные произведения, тем больше я начинаю ценить свое время.

Истолкование.

Элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1829 году на свое 30-летие. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием и состоит из двух частей:

—Первая (четыре строфы) — рассуждения о неизбежности смерти и течении времени:

Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.

—Вторая (последние четыре строфы) — время и место смерти; ценности жизни. Лирический персонаж пытается угадать, где ему предначертано лежать после отмеченного смертью дня и когда это произойдет. В последней строфе автор пишет о «гробовом входе» и «младой жизни», словно противопоставляя смерть и жизнь в этих словосочетаниях.

В стихотворении лирический герой думает о том, что его дни уже сочтены и скоро придется покинуть этот мир, как сделают это и любые другие люди в свое законное время. Для описания переживаний автор использует такие выразительные средства, как:

—Эпитеты: вечны своды, век забвенный, охладелый прах, бесчувственное тело. Младая жизнь, улицы шумные, младенец милый и др.

—Метафора «Мне время тлеть, тебе цвести.»

Глаголы в стихотворении употреблены в настоящем и будущем времени, тем самым добавляя атмосферу неизвестности.

Как и во многих своих стихах, Пушкин оптимизирует свои строки, говоря о будущем поколении и продолжении жизни. Его размышления не заканчиваются лишь на том, что все люди в конечном итоге истлеют.

Природа будет сиять красотой, дети — радоваться каждому дню. Это помогает читателю не падать духом из-за отчаяния в словах и не поддаваться унынию. Наоборот нужно верить в будущее и делать все для него.

Оценка

Расцвет философской лирики А. С. Пушкина проявляется в 1820-1830-х годах. Поэт обсуждает то темы с печальным исходом, то верит в будущее и жизнь. Сам автор говорит об этом, как о «светлой» печали.

Элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных» переплетается с другими философскими стихотворениями, где «младая» жизнь в конечном итоге побеждает смерть. И это касается не только Пушкина, но и других авторов, которые в те же годы обращаются к философской просветительской поэзии. ( любомудры, Баратынский, Лермонтов, Тютчев и другие).

Средства художественной выразительности

Поэт раскрывает сложную тему жизни и смерти с помощью различных средств художественной выразительности. Одним из ключевых становится антитеза: смерть противопоставляется жизни, внешняя сторона бытия героя — его внутренним переживаниям, конечность человеческой жизни — бесконечности природного мира.

Кроме того, автор использует такое синтаксическое средство, как риторические вопросы, что характерно для философской лирики. Так как именно вопросы заставляют лирического героя размышлять, приходить к какому-либо выводу.

Также поэт включает в своё произведение метафоры («патриарх лесов»), олицетворения («равнодушная природа»), эпитеты («многолюдный храм», «вечны своды»). Всё это помогает передать контраст между внешней и внутренней жизнью героя.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Роль метафор и эпитетов

В произведении особая роль отведена эпитетам

Пушкин ставит их после существительного, намекая на их важность. Это относится и к фразам:

  • «гробовой вход» — могила;
  • «милый предел» — родина.

Олицетворенные метафоры являются образом скорой неминуемой смерти и быстротечности бытия

Особое внимание обращается на образ дуба, описанного, как «патриарх лесов».. Речь идет о долговечности жизни и в то же время о смертности

Однозначная метафора, выражающая жизнь, в произведении лишь одна — «младая жизнь у гробового входа».

Речь идет о долговечности жизни и в то же время о смертности. Однозначная метафора, выражающая жизнь, в произведении лишь одна — «младая жизнь у гробового входа».

Композиция, основная мысль, тема и лирический герой элегии

Стихотворение состоит из восьми строф, и его можно разделить на две равные части. Лирический герой в первой части элегии нигде не может отвлечься от мыслей о смерти.

Всё, что он видит: толпы людей на шумных улицах, их множество в храмах, беспечных юношей, среди которых он сидит, – всё ему говорит, что их мир закономерно подойдет к концу и чей-то час уже близок. Только вековой дуб переживет всех, или младенец, которому жизнь пока улыбается, имеет надежды на её продолжение. Каждый вновь родившийся малыш и могучее древо являются залогом жизни на Земле. Лаская младенца, лирический герой размышляет о том, что ему самому суждено истлеть, а ребёнку – время расти и цвести. Именно об этом печальная элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных …», анализ которой — наша цель.

Во второй части, которая начинается с пятой строфы, лирический герой рассказывает нам, что каждый год он привык провожать мыслью о смерти, которая непременно настанет.


Для него остро стоит вопрос: где именно? Произойдет ли это в странствиях по суше или по морю? А может быть, в бою или даже в соседней долине? Где подстерегает его смерть? Какое место примет его прах?

В седьмой и восьмой строфах оказывается, что лирическому герою это совсем небезразлично. Он хотел бы почить только на милой Родине: пусть тленное тело к этому безучастно, как и вечно прекрасная равнодушная природа. Мы продолжаем проводить анализ по плану.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» — элегия А. Пушкина, темой которой служит рассуждение о неизбежности смерти. Печально и безотрадно, что жизнь каждого конкретного человека имеет свой предел, но главная мысль состоит в том, что этот конец не означает торжество смерти. Жизнь никогда не закончится. Она продолжится в новых поколеньях, которые придут на смену старым, и в красоте природы, которая продолжит равнодушно всем сиять. Размышления о смерти только подчеркивают прелесть жизни для лирического героя.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» написано в декабре 1829 года и напечатано в «Литературной газете» в 1830 году. В первой редакции стихотворение начиналось строфой, в которой лирический герой утверждал, что мысль о неизбежной смерти преследует его, где бы он ни находился. Пушкин избегает такой прямоты в окончательном варианте.

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения – элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится. Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к чёткой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений. Данная элегия – способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Элегия построена на антитезе жизни и смерти, которая выражена метафорами в обращении к младенцу: «Мне время тлеть. тебе цвести ». К полюсу жизни относятся эпитеты улицы шумные, храм многолюдный. юноши безумные. дуб уединенный. младенец милый. предел милый, жизнь младая. краса вечная. Смерть описывают эпитеты вечны своды, век забвенный. охладелый прах, бесчувственное тело.

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости (Пушкину 30 лет) юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека – соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчёркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчёркивая эпитеты-определения. Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем

Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдём под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлёт судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать .

Метафора патриарх лесов (дуб) тоже говорит о смертности, хотя и после очень долгой жизни. Только одну фразу можно расценивать как метафору, относящуюся к жизни: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть ». Метафорически эта фраза означает, что жизнь вечна: смерть одних сменяется жизнью других. Пока человек живёт, он радуется и не думает о смерти. Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни. С точки зрения смертного человека природа вечна.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли. Это:

  • Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчеркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой тематикой. Они подчеркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придет и за ним.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Зреет рожь над жаркой нивой» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Следующая

Анализ стихотворений«Когда природа вся трепещет и сияет» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – жанр, идея, образы

2 вариант

Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия.

Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни

Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости. То есть когда другие молодые только веселятся, ни о чём не думая, он уже размышляет о жизни

О жизни и смерти, о смене поколений, о бренности бытия… Конечно, это не может не выражаться в его отношении к окружающему. Как показано в стихотворении, при виде младенца Пушкин думает, что тот вполне может прийти поэту на смену. Когда видит шумную толпу сверстников, Александр Сергеевич представляет, что над кем-то уже занесён меч. А они ещё ни о чём не задумались: ни о семье (о родителях и детях), ни о своём предназначении, ни о понимании этого мира.

В стихотворении много перечислений. Например, поэт размышляет и в храме, и на улицах. Каждый день, каждый год провожает поэт размышлениями. Философские мысли приходят и при взгляде на старый дуб, ведь он жил и при отце поэта, и раньше… и он вполне переживёт поэта и его детей. Не зря в стихотворении это дерево называется «патриарх лесов». Кстати, природу, переживающую и людей, и насекомых, и цивилизации, Пушкин называет равнодушно прекрасной.

Ближе к концу стихотворения Пушкин задаётся вопросами, на которые его потомки знают ответы. Он вопрошает, как и где погибнет. Не, как предполагал, в пылу боя, но и не в хладе старости. Единственное желание патриота – не умереть на чужбине. Он хотел бы, чтоб у его могилы играла молодая жизнь, говоря о детях, о животных и растениях, о весне… О радости новой жизни, в целом.

Известно, что поэта общество считало легкомысленным повесой. Однако это стихотворение доказывает, что даже в юношеской горячности, в радости молодой жизни Пушкин, действительно, оставался поэтом и мыслителем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: